Скорость смены нервных процессов и скорость их движения подвижность

Теоретические основы профессиональной диагностики

Психофизиологические методы психодиагностики

Общая характеристика психофизиологических методов

Психофизиологические методики – это …

· особый класс психодиагностических методов, они позволяющие диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы

· группа методик, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт

· совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности

· методики, предназначенные для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля переживания, типа реагирования и степени адаптированности обследуемого

Е годы XX в.

Свойства нервной системы – это …

· природные, врожденные особенности, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых различий способностей и характера человека

· приобретенные особенности, определяющие различия способностей и характер человека

· признаки темперамента человека

· проявления индивидуального характера

Основные свойства нервной системы:

· Подвижность – инертность

· Сила – слабость

Сила – слабость нервной системы характеризуется

· Степенью выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивости к разного рода помехам

· Скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения

· Скоростью возникновения и исчезновения нервных процессов

· Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения

Подвижность - инертность нервной системы характеризуется

· Степенью выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивости к разного рода помехам

· Скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения

· Скоростью возникновения и исчезновения нервных процессов

· Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения

Лабильность – инертность нервной системы характеризуется

· Скоростью возникновения и исчезновения нервных процессов

· Скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения

· Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения

· Степенью выносливости, работоспособности нервной системы, её устойчивости к разного рода помехам

Активированность нервной системы характеризуется

· Степенью выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивости к разного рода помехам

· Скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения

· Скоростью возникновения и исчезновения нервных процессов

· Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения

Верны ли следующие суждения: А) Каждое свойство нервной системы имеет широкий спектр проявлений; В) Свойства нервной системы не делятся на хорошие и плохие, полезные и вредные, они характеризуют разные способы взаимодействия организма со средой.

· Оба суждения верны

· Оба суждения неверны

· Скорость реакции человека

· Лабильность нервной системы человека

· Сила нервной системы человек

· Уравновешенность нервной системы человека

Психодиагностика межличностных отношений

Характеристики малой группы

Отличительные черты малой группы:

· Переживание общих чувств

· Межличностное взаимодействие и взаимовлияние

Отличительные черты малой группы:

· Прямой контакт между составляющими ее индивидами

· Межличностное взаимодействие и взаимовлияние

Отличительные черты малой группы:

· Общность внимания и интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, нравов и привычек

· Прямой контакт между составляющими ее индивидами

Основной целью малой группы является…

· Увеличение социального капитала членов группы

· Увеличение финансового капитала членов группы

· Увеличение человеческого капитала членов группы

· Эмоциональное удовлетворение членов группы

Обязательным элементом в малой социальной группе является

· Отсутствие устойчивых связей между членами группы

· Численность не больше 50 человек

Нижний количественный предел в малой группе

· 2-3 человека

· больше 5 человек

Нижний количественный предел в малой группе

· 2-3 человека

· свыше 10 человек

1. Верхний количественный предел в малой группе

· 40-50 человек

· свыше 50 человек

Одной из форм малой группы является

· Триада

Диада, как малая группа основывается на …

· социально-психологических связях

Характерный признак коллектива, как вида малой группы

· Чувство солидарности и самоопределения

· Отсутствие общих целей деятельности

· Конкуренция между членами коллектива

Характерный признак коллектива, как вида малой группы

· Отсутствие общих целей деятельности

· Эффект синергии

· Конкуренция между членами коллектива

В социометрии члена малой группы с максимальным количеством позитивных выборов называют …

· Лидер

К обязательным функциям лидера в группе относится

· Инициирование группового взаимодействия

· Защита группы от внешних воздействий

· Забота о младших и слабых

Функция лидера в группе

· Ответственность за деятельность группы

· Регулирование деятельности и взаимоотношений в группе

· Распределение обязанностей между членами группы

· Единство взглядов с другими членами группы

Функция лидера в группе

· Принятие санкций к нарушителям порядка

· Регулирование деятельности и взаимоотношений в группе

· Распределение обязанностей между членами группы

· Единство взглядов с другими членами группы

Проективные методы

Основы профессиографии

· Дает возможность руководителям государства определить, какое трудовое вознаграждение необходимо выплатить трудящимся

· Дает возможность более грамотно подойти к проблемам профотбора и профориентации

· Позволяет профессионалу более точно определиться со своими профессиональными обязанностями

· Рейтинг популярности профессий

· описание какого-либо явления жизни, сделанное профессионалом в данной области знаний

· научное описание профессии с указанием характерных операций и профессиональных требований

· техническое описание изделия

· рейтинг популярности профессий

Цель метода профессиографии

· Обоснование профессиональной ориентации, профессиональной консультации и профессионального отбора

· Описание какого-либо явления жизни, сделанное профессионалом в данной области знаний

· Изучения продуктов труда;

· Техническое описание изделия

Методы сбора эмпирических данных в профессиографии:

· Описание какого-либо явления жизни, сделанное профессионалом в данной области знаний

· Хронометраж

· Кино-фоторегистрация

· Техническое описание изделия

Методы сбора эмпирических данных в профессиографии:

· Описание какого-либо явления жизни, сделанное профессионалом в данной области знаний

· Техническое описание изделия

· Производственный эксперимент

· Метод экспертных оценок

· Определение психофизиологических процессов и профессионально важных качеств, которые необходимы данному специалисту

· Техническое описание изделия

· Выпуск художественных фильмов и книг на производственную тему

· Составление списка востребованных профессий

Представители одной профессии

· Приобретают сходные личностные качества

· Сохраняют личностные качества, присущие им с рождения

· Не подвержены влиянию профессии на их личностные качеств

· Личные качества мешают выполнению профессиональных обязанностей

Профессиональная деформация личности – это …

· деформации поведения человека, которые мешают выполнению профессиональных обязанностей

· деформации поведения человека, которые способствуют выполнению профессиональных обязанностей

· изменение поведения человека, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения переносятся во вне, осложняя взаимодействие с другими людьми, часто делая поведение человека неадекватным

· разочарование в профессии

Теоретические основы профессиональной диагностики

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Все сказанное в совокупности заставляет настойчиво думать об использовании подобных индикаторов в качестве референтных показателей свойства подвижности нервных процессов. Кроме данных, полученных в свое время в павловской школе, на эту мысль наводят – и даже дают для нее прямые методические основания – некоторые работы последнего времени. Н.И. Чуприкова (1955) сообщила об обнаруженных ею индивидуальных особенностях движения возбудительного процесса в опытах с регистрацией времени реакции на световые раздражители, предъявляемые в различных пунктах поля зрения. Движение нервных процессов выражалось в укорочении времени реакции на периферии при иррадиации возбуждения и замедлении его при последующей концентрации возбудительного процесса, а различия между испытуемыми состояли в длительности общего цикла иррадиации и концентрации: у одних он занимал 8 – 14 с, у других – 18 – 24 с.

В порядке обсуждения выдвинутой проблемы можно остановиться и на ряде других методических приемов, не столь прямо интерпретируемых с точки зрения скорости движения нервных процессов, но, вероятно, имеющих к этому индикатору существенное отношение. Так, в качестве гипотезы можно предположить, что именно скорость распространения нервных процессов по нейронным комплексам коры является одной из существенных детерминант той характеристики, которую можно обозначить как скорость центральной обработки информации и от которой, как можно полагать, не в последнюю очередь зависят скоростные параметры процесса принятия решений. Если это так, то тогда показатели подвижности может дать эксперимент, вскрывающий такие индивидуальные особенности процесса обработки информации, которые достоверно обусловлены влиянием центрального, кортикального звена.

Заслуживают также внимания методики, разработанные для определения подвижности А.Е. Хильченко (1958) (см. также: Т.А. Хлебутина, 1962) и Р.Л. Рабиновичем (1961). В этих методиках испытуемый осуществляет двигательную реакцию выбора при предъявлении двух типов раздражителей, следующих с различной частотой. Показателем подвижности является частота безошибочно (или с минимумом ошибок) воспроизведенного ритма. Не будучи в методическом отношении полностью безупречными, эти приемы, однако, также могут рассматриваться как индикаторы скорости центральной обработки информации и быстроты движения возбуждения, поскольку в основе воспроизведения ритма раздражителей, предъявляемых вразбивку для реакции выбора, в конечном счете, вероятно, лежит транскортикальный перевод эффективных возбуждений из одной функциональной системы пирамидных нейронов в другую.

Конечно, чтобы на основе столь разнородных данных, говорящих, по-видимому, о весьма различных проявлениях единой по своему нейрофизиологическому смыслу корковой функции движения нервного процесса, разработать надежный индикатор скорости этого движения, требуется много работы по выяснению содержания каждого из описанных выше и подлежащих еще разработке приемов и по согласованию их возможных толкований, не говоря уже о преодолении конкретных методических трудностей. Но сейчас важно заметить, что принципиально феномен движения нервных процессов по коре существует, что существуют (хотя и не всегда отмечаемые) индивидуальные различия в этой истинно скоростной нейрофизиологической характеристике и что, таким образом, принципиальных препятствий к разработке методики определения подвижности, учитывающей скорость движения процессов по коре больших полушарий, по-видимому, нет.

Конечно, изыскание методик определения подвижности, основан: ных на учете быстроты распространения возбуждения и торможения, – только один из возможных методических путей исследования этого свойства нервной системы, хотя мы и предполагаем, что этот показатель по своей внутренней сути, возможно, ближе других стоит к физиологическому содержанию понятия подвижности нервных процессов. Из критической оценки обычно применяемых индикаторов этого свойства, данной на предшествующих страницах, следует лишь, что они должны применяться таким образом, чтобы исключить сказывающееся в них влияние других свойств нервной системы, в особенности силы по отношению к возбуждению. Если это окажется возможным, то тогда сопоставление разнообразных индикаторов, освобожденных от побочных влияний и отражающих только собственно скоростные характеристики работы нервной системы, покажет степень родства этих индикаторов и поможет сделать окончательные заключения по проблеме единства различных проявлений подвижности и по вопросу о выборе референтных индикаторов этого одного из важнейших в психологическом аспекте свойств нервной системы.

10.2.1. Формы проявления быстроты

Быстрота это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты.

В естественных условиях спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций, и в сочетании с другими качествами.

К элементарным формам проявления быстроты относятся:

общая скорость однократных движений (или время одиночных действий) – например, прыжков, метаний;

время двигательной реакции – латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект (имеющее особенное значение в ситуационных упражнениях и спринте);

максимальный темп движений, характерный, например, для спринтерского бега.

Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производится от момента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты. Это время чрезвычайно мало для передачи возбуждения от рецепторов в нервные центры и от них к мышцам. В основном оно затрачивается на проведение и обработку информации в высших отделах мозга и поэтому служит показателем функционального состояния ЦНС.

У нетренированных лиц величина ВДР при движении пальцем в ответ на световой сигнал укорачивается с возрастом от 500–800 мс у детей 2-3-х лет до 190 мс у взрослых людей. Для спортсменов характерны более короткие величины этой реакции: в среднем 120 мс у спортсменов и 140 мс – у спортсменок. У высококвалифицированных представителей ситуационных видов спорта и бегунов на короткие дистанции эти величины еще меньше – порядка 110 мс, в отличие от бегунов-стайеров, показывающих 200–300 мс и более.

При выполнении специализированных упражнений ВДР у высококвалифицированных спортсменов также очень невелико. Так, стартовое время (от выстрела стартового пистолета до ухода со старта) у бегунов-спринтеров, участников Олимпийских игр и чемпионатов мира, составляет при беге на 50–60 м в среднем 139 мс у мужчин и 159 мс у женщин, при беге на 100 м соответственно 150–160 мс и 190 мс. Знаменитый спринтер Бен Джонсон мог уходить со старта через 99,7 мс. По теоретическим расчетам ВДР, равное 80–90 мс, вообще составляет для человека предел его функциональных возможностей.

Факторами, влияющими на ВДР, являются врожденные особенности человека, его текущее функциональное состояние, мотивации и эмоции, спортивная специализация, уровень спортивного мастерства, количество воспринимаемой спортсменом информации.

Другой простой показатель быстроты – максимальный темп постукиваний пальцем за короткий интервал времени – 10 с, так называемый теппинг-тест. Взрослые лица производят 50–60 движений за 10 с, спортсмены ситуационных видов спорта и спринтеры – порядка 60–80 движений и более.

Особое проявление быстроты – скорость специализированных умственных операций: при решении тактических задач высококвалифицированные спортсмены затрачивают всего 0,5–1,0 с, а время принятия решения составляет у них половину этого периода.

10.2.2. Физиологические механизмы развития быстроты

В основе проявления качества быстроты лежат индивидуальные особенности протекания физиологических процессов в нервной и мышечной системах.

Быстрота зависит от следующих факторов.

лабильности – скорости протекания возбуждения в нервных и мышечных клетках;

подвижности нервных процессов – скорости смены в коре больших полушарий возбуждения торможением и наоборот;

соотношения быстрых и медленных мышечных волокон в скелетных мышцах.

Уровень лабильности и подвижности нервных процессов определяет скорость восприятия и переработки поступающей информации, а лабильность мышц и преобладание быстрых двигательных единиц – скорость мышечного компонента быстроты (сокращения и расслабления мышцы, максимальный темп движений).

В сложных ситуациях, требующих реакции с выбором, и при увеличении поступающей информации большое значение имеет пропускная способность мозга спортсмена – количество перерабатываемой информации за единицу времени. Величина ВДР прямо пропорционально нарастает с увеличением числа возможных альтернативных решений – до 8-ми альтернатив, а при большем их числе оно резко и непропорционально повышается.

При осуществлении реакции на движущийся объект (РДО) большое значение приобретают явления экстраполяции, позволяющие предвидеть возможные траектории перемещения соперников или спортивных снарядов, что ускоряет подготовку ответных действий спортсмена. Это особенно необходимо, например, в хоккее, теннисе, стрельбе по летящим тарелкам и т. п. Способствуют этому и поисковые движения глаз: быстрота действий спортсмена здесь связана со скоростными возможностями мышц глазодвигательного аппарата, без которых невозможно эффективно осуществлять следящие движения.

10.2.3. Физиологические резервы развития быстроты

В особых ситуациях (электрическое раздражение, гипноз, сильное эмоциональное потрясение) у человека может неимоверно возрасти быстрота его реакций. Так, например, максимальный темп постукиваний достигает 15 в 1 с, хотя при произвольных движениях он не превышает 6-12 в 1 с. Это доказывает наличие физиологических резервов быстроты даже у нетренированного человека.

В процессе спортивной тренировки рост быстроты обусловлен следующими механизмами:

увеличением лабильности нервных и мышечных клеток, ускоряющих проведение возбуждения по нервам и мышцам;

ростом лабильности и подвижности нервных процессов, увеличивающих скорость переработки информации в мозгу;

сокращением времени проведения возбуждения через межнейронные и нервно-мышечные синапсы;

синхронизацией активности в отдельных мышцах и разных мышечных группах;

своевременным торможением мышц-антагонистов;

повышением скорости расслабления мышц.

Для каждого человека имеются свои пределы роста быстроты, контролируемые генетически. Скорость ее. нарастания также является врожденным свойством. Кроме того, в спорте существует явление стабилизации скорости движений на некотором достигнутом уровне. Повысить этот предел произвольно обычно не удается, и в тренировке применяются специальные средства: бег под горку бег на тредбане с повышенной скоростью с использованием виса на ремнях, бег за мотоциклом, за лошадью, плавание с тянущей резиной и т. п. Этим путем достигается дополнительное повышение лабильности нервных центров и работающих мышц.

10.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости

Выносливостью называют способность наиболее длительно или в заданных границах времени выполнять специализированную работу без снижения ее эффективности. Ее определяют так же, как способность преодолевать развивающееся утомление или снижение работоспособности человека.

10.3.1. Формы проявления выносливости

Различают две формы проявления выносливости – общую и специальную.

Общая выносливость характеризует способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности с участием больших мышечных групп, а специальная выносливость проявляется в различных конкретных видах двигательной деятельности.

Физиологической основой общей выносливости является высокий уровень аэробных возможностей человека – способность выполнять работу за счет энергии окислительных реакций.

Аэробные возможности зависят от:

аэробной мощности, которая определяется абсолютной и относительной величиной максимального потребления кислорода (МПК);

аэробной емкости – суммарной величины потребления кислорода на всю работу.

Специальная выносливость определяется теми требованиями, которые предъявляются конкретными физическими нагрузками организму спортсмена.

10.3.2. Физиологические механизмы развития выносливости

Общая выносливость зависит от доставки кислорода работающим мышцам и главным образом определяется функционированием кислородтранспортной системы: сердечно-сосудистой, дыхательной и системой крови.

Развитие общей выносливости прежде всего обеспечивается разносторонними перестройками в дыхательной системе.

Повышение эффективности дыхания достигается:

• увеличением (на 10–20 %) легочных объемов и емкостей (ЖЕЛ достигает 6–8 л и более);

• нарастанием глубины дыхания (до 50–55 % ЖЕЛ);

• увеличением диффузионной способности легких, что обусловлено увеличением альвеолярной поверхности и объема крови в легких, протекающей через расширяющуюся сеть капилляров;

• увеличением мощности и выносливости дыхательных мышц, что приводит к росту объема вдыхаемого воздуха по отношению к функциональной остаточной емкости легких (остаточному объему и резервному объему выдоха).

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов возбуждения и торможения

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Лекция 22. Физиологические основы тренировки физических качеств

1. Общее понятие о физических качествах человека.

2. Биологические факторы, определяющие развитие силы.Физиологические основы тренировки мышечной силы.

3. Физиологические механизмы развития скорости движений.

4. Определение выносливости. Виды выносливости. Показателии критерии выносливости. Механизмы и резервы развитиявыносливости.

5. Понятие о ловкости и гибкости. Механизмы и закономерности ихразвития.

Общее понятие о физических качествах человека

Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации. Физические качества отражают качественные и количественные характеристики движения.

В результате комплексной подготовки физических способностей лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. К примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных жизненных условиях.

Между развитием физических качеств и формированием двигательных
навыков существует тесная взаимосвязь.

Биологические факторы, определяющие развитие силы.Физиологические основы тренировки мышечной силы

Сила– способность за счет мышечных сокращений преодолевать сопротивление.

1.Максимальную (абсолютную) силу.Она зависит от величины поперечного сечения мышцы.
В спортивной практике силу мышцы измеряют динамометром без учета ее поперечного сечения.

2. Скоростную силу - определяется скоростью, с которой может быть выполнено силовое упражнение или силовой прием.

3. Силовую выносливость - определяется по числу повторений силового упражнения до
крайней усталости.

Методы развития силы:

1. Для развития максимальной силы выработан метод максимальных усилий, рассчитанный на развитие мышечной силы за счет повторения с максимальным усилием необходимого упражнения.

2. Для развития скоростной силынеобходимо стремиться наращивать скорость выполнения упражнений или при той же скорости прибавлять нагрузку. Одновременно растет и максимальная сила, а на ней, как на платформе, формируется скоростная.

Средства развития силы:

1) укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата;

2) развитие способности выдерживать различные усилия (динамические, статические и др.);

3) приобретение умения рационально использовать свою силу.

Сила особенно эффективно растет не от работы большой суммарной величины, а от кратковременных, но интенсивно выполняемых упражнений. Решающее значение для формирования силы имеют последние попытки, выполняемые на фоне утомления. Для повышения эффективности занятий рекомендуется включать в них вслед за силовыми упражнениями упражнения динамические, способствующие расслаблению мышц и пробуждающие положительные эмоции, – игры, плавание и т.п.

Уровень силы характеризует определенное морфофункциональное состояние мышечной системы, обеспечивающей двигательную, корсетную, насосную и обменную функции. Показателем мышечной силы отражается уровень состояния мышечной системы.

Влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют:

1) собственно мышечные -сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации;

2) центрально-нервные - заключаются в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблении, в трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

Нервная регуляция обеспечивает развитие силы за счет совершенствования деятельности отдельных мышечных волокон двигательных единиц целой мышцы и межмышечной координации. Она включает следующие факторы:

– увеличение частоты нервных импульсов, поступающих в скелетные мышцы от мотонейроновспинного мозга и обеспечивающих переход от слабых одиночных сокращений их волокон к мощным тетаническим;

– активация многих двигательных единиц; при увеличении числа вовлеченных в двигательный акт двигательных единиц повышается сила сокращения мышцы;

– синхронизация активности двигательных единиц – одновременное сокращение большего числа активных двигательных единиц резко увеличивает силу тяги мышцы;

– межмышечная координация – сила мышцы зависит от деятельности других мышечных групп: сила мышцы растет при одновременном расслаблении ее антагониста, она уменьшается при одновременном сокращении других мышц и увеличивается при фиксации туловища или отдельных суставов мышцами-антагонистами;

3) личностно-психические - зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений;

4) биомеханические - расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.;

5) биохимические - гормональные;

6) физиологические факторы - особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания);

7) различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

Воспитание силы сопровождается целым комплексом изменений в организме:

- в ЦНС увеличивается сила нервных процессов, что позволяет добиться мощного потока импульсов, направляемых к соответствующим группам мышц; в результате увеличивается как количество включаемых в работу двигательных единиц, так и степень напряжения каждой из них.

- в самих мышцах за счет активизации синтеза белка при этом происходит увеличение так называемого физиологического поперечника, преимущественно за счет утолщения мышечных волокон (в меньшей степени - их числа); это явление называется рабочей гипертрофией мышц. Именно благодаря ей тренируемые мышцы становятся более плотными, рельефными, упругими.

Физиологические механизмы развития скорости движений

Под быстротойобычно понимается способность выполнять движения
с большой скоростью и высокой частотой. Это качество характерно для бегунов на короткие дистанции.

Сама быстрота движения определяется рядом компонентов:

- временем скрытой двигательной реакции,

- временем выполнения единичного движения,

- частотой смены одиночных движений (темпом движений) и др.

Необходимо отметить, что первый и третий компоненты во многом детерминированы генетически. Именно поэтому при тренировке быстроты обращают внимание на развитие силы, за счет которой удается серьезно повлиять на результат.Быстрота определяется подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы, особенностями строения и сократительными свойствами мышц.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих фаз:

1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;

2) передачи возбуждения в ЦНС;

3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и
формирования эфферентного сигнала;

4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы
к мышце;

5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, она зависит от лабильности нервных процессов.

Развитие быстроты – это развитие способности быстро осуществлять движения. Тренировка быстроты способствует улучшению показателей практически всех физиологических систем: в ЦНС растет сила и подвижность нервных процессов, достигает высоких значений состояние кислород-транспортных систем, в опорно-двигательном аппарате происходят изменения, соответствующие возникающим при тренировке силы, и т.д. При занятиях упражнениями на быстроту (особенно на скоростную выносливость) максимальных значений достигают показатели минутного объема крови,
кровотока в мышцах и в миокарде, потребления кислорода организмом и пр.
Увеличение максимальной частоты движений в различные возрастные периоды неодинаково.

Наибольший ежегодный прирост отмечается у детей от 4 до 6 и от 7 до 9 лет. В последующие возрастные периоды темпы прироста снижаются.

В настоящее время принято различать два типа мышечных волокон по
структуре и функциональным возможностям:

В быстрых мышечных волокнах преобладают анаэробные процессы энергообеспечения, а в медленных – аэробные (поэтому в них значительно больше кровеносных капилляров, выше содержание миоглобина, большая активность окислительных ферментов).

Состав мышечных волокон обусловлен генетически, но тренировки на выносливость в определенной степени увеличивают количество красных мышечных волокон. Но при выборе спортивной специализации наследственный фактор является доминирующим. Признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней среды.

Генетическая информация может реализоваться только в том случае, если она в каждом возрастном периоде будет оптимально взаимодействовать с определенными условиями среды, соразмерными морфологическим и функциональным особенностям развития организма в соответствующем возрастном периоде.

Уровень лабильности и подвижности нервных процессов определяет скорость восприятия и переработки поступающей информации, а лабильность мышц и преобладание быстрых двигательных единиц — скорость мышечного компонента быстроты (сокращения и расслабления мышцы, максимальный темп движений).

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют:

– частота нервно-мышечной импульсации;

– скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз;

– степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от энергетических запасов в мышце (АТФ и креатинфосфат). С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.ОСНОВЫ ТРЕНИРОВКИ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
4. Определение выносливости. Виды выносливости. Показателии критерии выносливости. Механизмы и резервы развитиявыносливости

Выносливостьотражает способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффективности в течение длительного времени.

Различают: общую и специально скоростную выносливость.

1. Общую выносливость -это способность человека производить длительную работу средней и малой интенсивности.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости. Общая выносливость достигается в кроссовых тренировках до 1-2 часов равномерного бега.

2. Специальную выносливость– способность выполнять работу большой интенсивности. Это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.

Специальная выносливость классифицируется:

- по признакам двигательного действия, с помощью которого решается
двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

- по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);

- по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Выносливость определяет возможность выполнения длительной работы, противостояния утомлению. Выносливость решающим образом определяет успех в таких видах спорта, как лыжи, коньки, плавание, бег, велоспорт, гребля.

Ученые установили, что чем выше кислородный долг после предельной работы, тем большими возможностями работать в бескислородных условиях он обладает. Секрет выносливости – в направленной подготовке организма. Для развития общей выносливости необходимы упражнения средней интенсивности, длительные по времени, выполняемые в равномерном темпе, с
прогрессивным возрастанием нагрузки по мере усиления подготовки. Чем
выше уровень аэробных возможностей, выносливость, тем лучше показатели
артериального давления, холестеринового обмена, чувствительности к стрессам.

Биоэнергетические факторы, способствующие развитию выносливости, включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции.

Физиологической основой выносливости считают аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.Упражнения на
выносливость благотворно влияют на состояние кардиореспирации, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Происходит:

– рост сердечного выброса (увеличение ударного объема крови). При этом увеличивается количество перекачиваемой сердцем крови, а деятельность его вместе с тем оказывается более экономной. Важным эффектом таких упражнений является хорошая эластичность артериальных стенок;

– замедление ЧСС в покое (до 40-50 уд/мин) в результате усиления парасимпатических влияний – спортивная брадикардия, что облегчает восстановление сердечной мышцы и последующую ее работоспособность;

– снижение систолического артериального давления в покое (ниже 105 мм рт. ст.) – спортивная гипотония.

Основным критерием эффективности тренировки выносливости считается экономичность деятельности организма: снижается активность обмена веществ и падает потребление кислорода в покое, частота пульса и частота дыхания, происходит эффективное очищение, организма от шлаков и возрастание количества эритроцитов в крови (причем не за счет увеличения продолжительности жизни старых, а за счет более активного формирования новых), повышается количество гемоглобина.

Тренировка выносливости ведет к значительному увеличению объема циркулирующей крови (ОЦК). У спортсменов он значительно больше – 6,4 л, чем у нетренированных людей – 5,5 (по данным Л. Реккер, 1977). Причем увеличение ОЦК − специфический эффект тренировки выносливости – его не наблюдается у представителей скоростно-силовых видов спорта. С учетом размеров (веса) тела разница между ОЦК у выносливых спортсменов, с одной стороны, и нетренированных людей и спортсменов, тренирующих другие физические качества, − с другой, в среднем составляет более 20 %. Прирост ОЦК у спортсменов в большей степени обусловлен увеличением объема плазмы, чем объемом эритроцитов. Соответственно показатель гематокрита у них имеет тенденцию быть ниже, чем у неспортсменов.

Увеличение объема плазмы у спортсменов, тренирующих выносливость, связано с повышением общего содержания белков в циркулирующей крови. Это повышение отражает стимулируемый тренировкой выносливости усиленный синтез белков в печени (главным образом, альбуминов и глобулинов). При росте объема плазмы показатели относительной концентрации в крови эритроцитов и гемоглобина снижаются.

При выполнении упражнений преимущественно аэробного характера скорость потребления кислорода (л кислорода/мин) тем выше, чем больше мощность выполняемой нагрузки (скорость перемещения). Поэтому в видах спорта, требующих проявления большой выносливости, спортсмены
должны обладать большими аэробными возможностями:

Общая (аэробная) выносливость обусловлена влиянием наследственных факторов. Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет
(а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 646 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.