Слава богу я невротик

  • Скачать:
  • FB2
  • EPUB
  • iOS.EPUB
  • Ещё 7

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

  • Объем: 520 стр.
  • Жанр:з арубежная психология, к линическая психология, п сихоанализ, п сихотерапия, с остояния и явления психики
  • Теги:н еврозы, п оведенческая психология, п сихологическая защита, п сихологические исследования, п сихология личности, с амореализацияРедактировать

Но гораздо чаще стремление к мстительному торжеству стараются не демонстрировать. Фактически именно деструктивная природа этого элемента погони за славой приказывает прятать его как можно глубже.

Только в случае подлинно безумного честолюбия оно становится явным. Психоанализ предоставляет нам уникальную возможность увидеть, что честолюбием движет потребность посрамить и унизить других, поднявшись над ними. Менее вредная потребность в превосходстве может включить в себя более деструктивную компульсивную потребность. Это и позволяет человеку чувствовать себя вправе, реализовывая ее.

Несомненно, важно распознать особые черты индивидуальных тенденций, вовлеченных в погоню за славой, потому что психоанализу всегда подлежит особая констелляция. Но нам не понять ни природы, ни движущей силы этих тенденций, пока мы не рассмотрим их как части единого целого. Альфред Адлер – первый психоаналитик, который увидел это явление целостным и указал на его решающее значение при неврозе [7] .

Существуют различные веские доказательства того, что погоня за славой представляет собой целостное явление. Мы постоянно наблюдаем у одного и того же лица все вышеописанные тенденции. Конечно, определенный элемент может настолько выделяться, что мы с некоторой долей погрешности позволяем себе говорить о карьеристе или мечтателе. Но доминирование одного элемента не означает, что остальные отсутствуют. Карьерист мечтает о своем необычайном величии, мечтатель хочет реального превосходства, пусть даже последнее можно заметить только по тому, как его самолюбие задевают чужие успехи [8] .

Все индивидуальные тенденции вовлечены в столь тесные взаимоотношения, что на протяжении жизни человека главная роль переходит то одной, то другой. Романтические грезы в его воображении могут смениться стремлением стать совершенным отцом или предпринимателем, а потом его снова захватит мечта стать величайшим любовником всех времен.

И наконец, все они имеют две общие главные характеристики, вполне понятные из генезиса и функций всего явления. Это их компульсивная природа и фантазийность. Мы уже обсуждали их ранее, но желательно получить более полную и емкую картину их значения.

Вторая характерная черта, присущая всем элементам погони за славой, – это огромная и совершенно особенная роль, которую играет в них воображение. Оно – важный инструмент процесса самоидеализации. Это настолько решающий фактор, что фантастичность становится неотъемлемой частью погони. Неважно, насколько человек гордится тем, что он реалист, неважно, насколько на самом деле он реалистично оценивает свой успех, победу, совершенство, – воображение присутствует везде и во всем и заставляет его принимать миражи за реальность. Невозможно быть нереалистичным по отношению к себе и реалистичным во всяком другом отношении. Когда путешественник бредет по пустыне, изнемогая от усталости и жажды, и видит мираж, он иногда делает реальные усилия, чтобы добраться до него. Мираж в любом случае оборачивается разочарованием, но здесь даже сам мираж – слава – уже продукт воображения.

Надо сказать, что воображение входит во все психические и ментальные функции здорового человека. Оно позволяет нам чувствовать огорчение или радость за друга. У воображения такие возможности, что благодаря ему мы желаем, надеемся, боимся, верим, строим планы. Но воображение может быть как продуктивным, так и непродуктивным: оно может подвести нас ближе к правде о нас самих (как это часто бывает в сновидениях), а может и увести от нее. Оно может обогатить, а может и обеднить наши реальные переживания. В этом и есть отличие здорового воображения от невротического.

Оценивая грандиозные планы, которыми грешат столь многие невротики, или фантастическую природу их самовозвеличивания и требований, легко поддаться искушению и поверить, что они более других одарены королевским даром воображения и что по этой самой причине оно легче сбивает их с пути. Мой опыт не подтверждает эту гипотезу. Невротики так же разносторонне одарены, как и здоровые люди. Но я не нахожу доказательств тому, что невротик per se от природы одарен большим воображением, чем другие.

Роль, которую играет воображение в погоне за славой, безошибочно и непосредственно прописана в мечтах. В подростковом возрасте они иногда имеют неприкрыто грандиозный характер. Так, например, робкий и замкнутый школьник мечтает стать величайшим спортсменом, или гением, или Казановой. Люди постарше примеряют образ мадам Бовари, постоянно мечтая о романтических переживаниях, мистическом совершенстве, непостижимой святости. Иногда эти мечты принимают форму разговоров, в которых воображаемые собеседники поражены или пристыжены. В других мечтах, более сложной структуры, человек видит себя благородным страдальцем, жертвой жестокости и унижения. Часто мечты не сочиняются с нуля, а являются скорее фантастическим сопровождением повседневной рутины. Например, ухаживая за детьми, играя на пианино или укладывая волосы, женщина может одновременно видеть себя самой нежной матерью на свете, гениальной пианисткой или умопомрачительной красавицей, рожденной блистать на киноэкране. В некоторых случаях такие мечты настолько всепоглощающи, что человек может, как Уолтер Митти, постоянно жить в двух мирах. Некоторые люди, столь же увлеченные погоней за славой, но мечтающие урывками и боязливо, могут со всей субъективной честностью утверждать, что они не фантазируют. Излишне говорить, что они заблуждаются. Даже картины возможных неприятностей, которые могут свалиться на них, рисует их же воображение.

Воображение меняет и убеждения невротика. Он придумал себе, что другие – замечательные или гадкие, – и полюбуйтесь! Вот они на фестивале отличных ребят или ужасных чудовищ. Воображение играет его чувствами. Он хочет чувствовать себя неуязвимым суперменом – не вопрос! Его воображение достаточно мощное, чтобы заглушить боль и страдание. Ему требуется острота и глубина чувств – море доверия, жалости, любви и страдания – и воображение раздувает испытываемые им жалость, доверие и т. п.

Мы оказываемся перед нелегким вопросом, анализируя восприятие искажений внутренней и внешней реальности, которые может произвести воображение, поставленное на службу погоне за славой. Где воображение невротика заканчивает свой полет? В конце концов, он же не теряет полностью ощущение реальности, есть же грань, отделяющая его от психотика? Если и воздвигнута какая-то граница проделкам воображения, она, конечно же, почти не ощутима. Нам только очевидно, что психотик ревниво рассматривает процессы, происходящие в его сознании, как что-то исключительное, как единственную реальность, с которой следует считаться, тогда как невротик (причины могут быть любые) сохраняет явный интерес к внешнему миру и своему месту в нем и, следовательно, продолжает в нем неплохо ориентироваться [11] . Его воображение не знает преград, тем не менее он твердо стоит на земле, и в его функциональных процессах очевидных нарушений не наблюдается. Можно утверждать, что это самая яркая черта погони за славой – она сияет в мире фантастики, в царстве неограниченных возможностей.

Неотъемлемой частью влечения к славе является тяга к знаниям, мудрость, добродетель или сила, причем большие, чем те, которыми может обладать человек, потому что цель здесь – абсолютное, неограниченное, бесконечное. Невротик одержим славой, и ничто меньшее, чем абсолютное бесстрашие, гениальность или святость, его не привлекает. Следовательно, он видит себя как полную противоположность истинно религиозному человеку. Для верующего – один Бог всемогущ; версия невротика – нет ничего невозможного для Меня. Его сила воли должна являть чудеса, его разум должен быть непогрешимым, его предвидение – безошибочным, знание – всеобъемлющим. И здесь самое время появиться теме сделки с дьяволом – она будет проходить по всей книге. Невротик – это Фауст, которого не устраивает то, что он знает много; он должен знать все.

В погоне за славой сбоят препятствия для воображения. Это не говорит об общей неспособности видеть необходимость и подчиняться ей. Результатом особого направления невротического развития может стать убеждение многих, что безопаснее ограничить свою жизнь, и в таком случае возможность унестись в фантастичный мир рассматривается как опасная возможность, которой следует избегать. Они могут не пускать в свое сознание все, что кажется им фантастичным, питать отвращение к абстрактному мышлению и панически цепляться за все видимое, осязаемое, конкретное или приносящее сиюминутную пользу. Но даже если сознательная установка по отношению к этим вопросам является различной, каждый невротик в душе очень неохотно признает ограничения в том, чего он от себя ожидает и считает возможным достичь. Его потребность в актуализации своего идеального образа так настырна, что ему проще отмахнуться от всех проверок, как от неважных или несуществующих.

Конечно, развитие не обязательно доходит до таких крайностей. Но каждый невротик, даже если он на первый взгляд кажется здоровым, ненавидит сверку с реальностью, когда она касается его конкретных иллюзий о себе самом. По-другому быть не может, потому что в противном случае иллюзии исчезнут. Установка по отношению к внешним законам и правилам может быть различной, но невротик всегда стремится отрицать законы, действующие внутри него самого, намеренно закрывает глаза на причинно-следственные связи в физическом мире или на то, что один фактор следует из другого или усиливает его.

Сходство между здоровыми стремлениями и невротическими влечениями существует, поскольку они имеют общие корни в способностях, заложенных в каждом человеке. Интеллектуальные способности позволяют человеку расширить границы себя. Он может воображать и планировать, что не дано животным. Различными способами он может постепенно множить и совершенствовать свои умения и, как показывает история, действительно этого достигает. То же справедливо и для жизни отдельного индивида. Практически нет ограничений тому, с чем он может справиться в своей жизни, тем качествам и умениям, которые он может в себе развить, и его творческим способностям. Поэтому закономерно, что человек не ведает своих границ и, следовательно, легко ставит себе слишком низкую или слишком высокую планку. Это неведение – та основа, из которой и берет свое начало погоня за славой.

Основное различие между здоровыми стремлениями и невротическим влечением к славе лежит в их побудительных мотивах. Здоровые стремления проистекают из присущей человеку склонности к развитию заложенного потенциала. Мы всегда ставили основным принципом нашего теоретического и терапевтического подхода уверенность во внутренней потребности в росте [13] . И чем больше накапливалось опыта, тем крепче становилась эта уверенность. Впрочем, я бы все же уточнила формулировку. Теперь я сказала бы (возвращаясь к первым страницам книги), что каждого человека к самореализации двигают живые силы его реального Я.

Итак, различие между здоровыми стремлениями и невротическим влечением к славе – это различие между спонтанностью и компульсивностью; между признанием и отрицанием ограничений; между фокусом на желанном конечном продукте и ощущением развития; между видимостью и сутью; фантазией и правдой. Различие в этих категориях не идентично с различием между относительно здоровым и невротическим индивидом. Первый вполне может и не быть искренне вовлечен в самореализацию, допустимо, что и второго может не полностью захватить воплощение идеального Я. Тенденция к самореализации развивается и у невротика; мы не могли бы оказать терапевтическую помощь пациенту, если бы в нем изначально не было такого стремления. Но тогда как различие между здоровой и невротической личностью в этом отношении выглядит как просто различие в степени, различие между истинным стремлением и компульсивными влечениями, несмотря на их поверхностное сходство, скорее качественное, а не количественное [14] .

Мне кажется, что невротический процесс, инициированный погоней за славой, лежит в основе историй о сделке с дьяволом. Дьявол, или другое персонифицированное зло, предлагает человеку неограниченную власть, тем самым искушая его, запутавшегося в духовной или материальной сфере жизни. Но человек может получить эту власть, продав свою душу и отправившись в ад. Такое искушение может испытывать каждый, духовно богатый или бедный, потому что оно взывает к двум могущественным страстям – стремлению к бесконечному и желанию найти легкий выход из положения. Согласно религиозным учениям, величайшие духовные вожди человечества, Будда и Христос, подверглись такому искушению. Но поскольку их вера и души были тверды, они распознали это как искушение и смогли его отвергнуть. Следует заметить, что условия сделки вполне соответствуют цене, которую придется заплатить при невротическом развитии. Образно говоря, легкий путь к бесконечной славе неизбежно становится путем во внутренний ад самоистязания и презрения к себе. Выбирая этот путь, человек на самом деле теряет свою душу – реального Я.

Невротический процесс – это совершенно особенная и особенно неудачная форма человеческого развития. Человек вынужден расходовать всю свою творческую энергию, вольно или невольно, и постоянно обессилен от вечной борьбы. Она не только качественно отличается от здорового взросления и роста, но и прямо противоположна ему по многим признакам, причем в гораздо большей степени, чем мы думаем. При благоприятных условиях энергия людей питает их собственный потенциал, то есть идет осуществление всей совокупности потенциальных возможностей. Такое развитие нельзя назвать единообразным. В зависимости от особенностей темперамента, способностей, пристрастий, условий детства и дальнейшей жизни человек может стать мягче или жестче, осторожнее или доверчивее, уверенным или скромным, одиночкой или душой компании, он может стать застенчивым или развить свои таланты. Но независимо от выбранного направления он будет развивать свои, присущие именно ему задатки.

Но, попадая под гнет внутреннего пресса, человек может начать двигаться в обратную сторону от того, что ему свойственно на самом деле. И тогда акцент всех его сил и энергии смещается на другие приоритеты: превращения себя в абсолютное совершенство посредством жесткой системы внутренней самодисциплины. Богоподобное совершенство, и не меньше, составляет его идеальный образ и тешит гордость теми возвышенными достоинствами, которыми (по его убеждению) он обладает, мог бы обладать или должен обладать.

Страницы этой книги не лучшее место для обсуждения того множества способов, которыми ставили этот вопрос и отвечали на него на протяжении истории человечества, да и я не готова к такому обсуждению. Я хочу только заметить, что на ответ влияет один из существенных факторов – это характер нашей веры в природу человека.

Существуют три основные концепции предназначения морали, основанные на разном толковании сущности человеческой природы. Строго следуют навязанным запретам и ограничениям те, кто верит (назовем это так), что человек по природе грешен или движим примитивными инстинктами (по Фрейду). Целью морали тогда становится контроль или преодоление status naturae (естественного состояния) человека, а вовсе не его развитие.

Таким образом, когда мы должны сделать выбор, что нам взращивать в себе или искоренять, возникает вопрос: препятствует или способствует эта моя установка или влечение моему человеческому росту, мы приходим к идее о нравственности эволюции. Частота неврозов показывает, что любой вид принуждения может с легкостью направить конструктивную энергию в неконструктивное или даже деструктивное русло. Но если у нас есть вера в автономное стремление к самореализации, мы не нуждаемся ни во внутренней смирительной рубашке для нашей спонтанности, ни в дубинке внутренних предписаний, подталкивающей нас к совершенству. Несомненно, такие дисциплинарные воздействия придутся кстати для подавления нежелательных факторов; но также не вызывает сомнений, что они вредят нашему росту. Нам они не нужны, потому что существует лучший способ преодоления деструктивных внутренних сил, и он состоит в том, чтобы перерасти их. Путь к этой цели лежит через все большее сознавание и понимание себя. Следовательно, в данном случае самопознание не является самоцелью, но служит средством освобождения сил спонтанного роста личности.

В этом смысле работа над собой становится не только первейшей нравственной обязанностью, но в то же время (в самом прямом смысле) первейшей нравственной привилегией. Насколько мы хозяева своей трансформации – зависит от нашего желания работать над собой, и результат покажет, серьезно ли мы относимся к нашему росту. Одержав победу над невротической одержимостью собой, мы получаем свободу роста, освобождаемся для любви и заботы о других людях. Мы хотим обеспечить им возможность для нестесненного роста, пока они молоды, и помочь им любым возможным путем найти и осуществить себя, когда они блокированы в своем развитии. Идеалом применительно к себе или к другому становится освобождение и культивация сил, ведущих к самореализации.

Я надеюсь, что эта книга также будет способствовать такому освобождению – тем, что в ней ясно указываются препятствующие ему факторы.

В погоне за славой

Вкаких бы условиях ни рос ребенок, он рано или поздно (если только не страдает психическим расстройством) научится взаимодействовать с другими людьми и обязательно приобретет некоторые практические навыки. Но внутри у него зреют и такого рода силы, которые невозможно ни выработать в форме навыка, ни обрести посредством обучения. Вы не сможете (даже если очень захотите) научить желудь тому, как стать дубом. Но если желудю создать условия, его внутренняя сущность раскроется сама. Таким же образом человек стремится раскрывать заложенные в нем задатки, при условии, конечно, что для этого имеются возможности. При этом он будет развивать все, что составляет уникальные живые силы его реальной сущности: чистоту и глубину своих собственных чувств, мыслей, надежд и увлечений; осознание своих возможностей; силу воли; особый дар или талант; способность к самовыражению и способность строить отношения с людьми, повинуясь голосу сердца. Когда придет время, все это станет основой его системы ценностей и жизненных целей. Короче говоря, он будет расти в сторону самореализации, то есть осуществления себя, без резких отклонений от этого направления. Именно поэтому теперь, и на протяжении всей книги, я говорю о реальном Я как о центральной внутренней силе, общей для всех людей и все же уникальной и неповторимой. Сила реального Я человека и есть глубинный источник его роста[2].

Невротик: невротическая личность

Невротик — это человек, которые имеет установки, убеждения и ценности невротической личности.

Невротик придерживается невротических желаний

Невротические тенденции в поведении и общении проявляются как следствие глубинного внутриличностного конфликта.

Невротик и внутриличностный конфликт

В структуре личности человека-невротика живут субличности, которые находятся в постоянном конфликте.

С точки зрения транзактного анализа — это конфликт между Родителем и Дитя личности невротика.

Конфликт между жесткими и критическими установками Критического Родителя в минусе (Преследователь) и Адаптивным Дитя в минусе (Бунтарь).

Борьба между Свободным Дитя в минусе (Преступник) и Заботливым Родителем в минусе (Спаситель).

Зараженность (контаминация) Взрослого ригидными установками Родителя и не адаптивными желаниями Дитя.

С точки зрения иерархии потребностей — это конфликт базовых желаний невротической личности.

Невротическая личность часто хочет невозможного. Если автомобиль, то самый дорогой и крутой, и очень расстраивается если такой возможности нет. Завидует обладателям таких авто.

Невротик часто мечтает о славе. Невротическая личность либо стремиться подчиняться, либо мечтает встать у руля, в последнем случае часто не обладая нужными способностями и навыками.

Невротик выбирает заведомо проигрышные стратегии получения желаемого. Часто проигрывает за шаг до успеха, например вступая в конфликт или уходя в болезнь.

Невротик не переходит к действиям. Даже зная четко и конкретно, чего хочет и желает всем сердцем, невротическая личность так и не переходит к действиям, которые бы приблизили мечту.

Невротик смотрит на жизнь негативно. Заранее настроен на проигрыш, поражение и не успех. Из-за этого часто пропускает возможности, срабатывает эффект Пигмалиона.

Иногда невротическая личность имеет невроз, как следствие психической травмы полученной в детстве, когда идет мощный внутренний запрет желать, получать и иметь.

Вы пытаетесь прекратить думать

Невротик и позитивист картинка

Главное отличия невротика и позитивиста (позитивика) заключается в базовой жизненной установке. Посмотрите на картинке, чем отличается отношение к жизни и себе у невротика и позитивиста.

Невротик и позитивик — кто Вы?

Невротик легко погружается в негатив и долго на нем фиксируется

Невротик не уверен в себе и собственных способностях в любой сфере

Невротик часто зафиксирован на себе

Невротик часто испытывает страхи, недоверие к людям

Невротик не любит себя и других

Позитивист эмоционально стабилен

Позитивист знает чего хочет, видит пути получения и верит в успех

Позитивист бодр, весел и позитивен

Позитивист верит в свои возможности и в доброту мира

Позитивист любит себя и ему интересны люди

Фрейд считал, что мир состоит на 80% из невротиков и 20% из позитивистов. Кто Вы позитивик или невротик?

Как ум раздувает из мухи слона

О том, что невротик – это эмоциональный наркоман и что ему, с определенной периодичностью, нужна доза, как правило, негативных эмоций, я уже сказала выше.

Самый простой способ для нашего ума получить негативные эмоции – это придумать, написать в своей голове прекрасный и, еще даже лучше, нереальный сценарий разворота каких-нибудь событий с участием самых близких людей. Никому об этом не рассказать. И потом косвенно обвинить этих людей, особенно любимого человека, в том, что все идет не так как мы хотим, выразив в их адрес свое возмущение по этому поводу.

Косвенно, потому что невротик о своих намерениях прямо никогда не говорит. Невротик закрыт к миру и общается с ним только с помощью манипуляций. И это делает практически невозможным обретение гармоничных отношений хоть с кем-то.

В момент, когда ожидания невротика не оправдываются, он начинает жалеть себя, испытывает обиду, злится и агрессирует. И вот с работы с этими разрушающими чувствами я и предлагаю начать наше торможение.

Кодекс невротика А. Элисса

А. Элисс — основатель когнитивно-поведенческой психотерапии, обобщив ряд наблюдений из практики, установил, что некоторые автоматические мысли чаще других служат причиной разного рода психических проблем.

Моральный кодекс невротика — картинка из сети Интернет

Но я приведу 12 первичных иррациональных убеждений, которые Элисс включил в кодекс невротика.

Кодекс невротика базируется на 4-х группах установок, создающих проблемы:

  1. Катастрофические установки
  2. Установки обязательного должествования
  3. Установки обязательной реализации своих потребностей
  4. Глобальные оценочные установки

У невротика есть жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым значимым другим;

Каждый должен быть компетентен во всем;

Большинство людей подлые или испорченные (мир плох);

Случится катастрофа, если события пойдут по незапланированному пути;

Несчастья человека обусловлены внешними силами (форс-мажор), и у людей мало шансов их контролировать;

Если существует опасность, то не следует ее преодолевать;

Легче избежать определенных жизненных трудностей, чем испытывать их и нести ответственность;

Прошлая история человека влияет на его настоящее и будущее;

Не надо беспокоиться о чужих проблемах;

Не надо четко, правильно и отлично решать все проблемы, иначе произойдет непоправимое;

Если кто-то не контролирует свои эмоции, то ему нельзя помочь.

Внимательно прочитайте эти установки и определите каким из них подвержены Вы, Ваши родные или друзья. Что вам мешает отказаться от этих положений кодекса невротика?

Напишите Ваши мысли и предположения о том, как живут люди, следующие этим искаженным установкам о себе и мире в комментариях к статье.

Характерные симптомы

Невротик воспринимает мир небезопасным. Его стратегии в борьбе со стрессами отличаются от методов других типов личности. Он бдителен, постоянно анализирует окружающую среду на предмет потенциального вреда. Такие люди остро ощущают опасность, даже если ее нет.

  1. Эмоциональная нестабильность. Невротическая личность реагирует на стресс раздражительностью, тревогой или другим отрицательным способом. Она склонна к перепадам настроения. Острую реакцию вызывает не только стресс, но и незначительные события.
  2. Тревожность. Беспокойство возникает без причины.
  3. Перфекционизм. Этот тип личности стремится к совершенству. Такие люди тратят на выполнение задач больше времени, т.к. боятся ошибиться.
  4. Зависимость. Люди с эмоциональной нестабильностью часто хотят, чтобы их проблемы решал кто-то другой. Они слишком зависят от других и не стремятся удовлетворять собственные нужды.
  5. Сложности в отношениях. Люди с невротической моделью поведения пытаются контролировать своего партнера. Они могут обвинять его в неверности без каких-либо доказательств, перекладывать на него ответственность за удовлетворение своих потребностей.

Личностная особенность у мужчин проявляется по-разному. Ее признаки:

  • агрессивность;
  • раздражительность;
  • конфликтность;
  • чрезмерная потребность в самоутверждении;
  • зацикленность на достижениях;
  • пессимизм;
  • чрезмерный альтруизм;
  • навязывание чувства вины;
  • перекладывание ответственности на других;

Для женщин характерны:

  • навязчивая забота;
  • стремление к совершенству;
  • эмоциональная зависимость;
  • боязнь одиночества;
  • беспомощность;
  • чрезмерная потребность в любви;

В детском возрасте о личностной особенности свидетельствуют:

  • чрезмерная плаксивость;
  • ранимость;
  • подавление негативных чувств;
  • обидчивость;
  • перепады настроения;
  • сложности во взаимодействии с другими людьми.


Смотреть на то, как едят маленькие дети — пытка для перфекциониста. А если родители сошли с ума и учат ребенка есть самостоятельно (Зачем?! Можно же кормить с ложечки до совершеннолетия!), смотреть на это без боли просто невозможно. Слава Богу, есть салфетки и водопровод. Вытирайте лицо и руки малыша каждые 10 секунд. Лучше влажными салфетками, всегда же приятно почувствовать что-то свежее, мокрое и холодное на лице, когда ешь. Кричит и недоволен? Привыкнет. Перестает есть, разлюбил кормление как процесс? Тем лучше, вам же меньше уборки, а какая экономия на продуктах!

Если ребенок полутора лет кинул на пол макаронину — это явно от недостатка патриотизма. Расскажите ему про блокадный Ленинград. Самое время, да и возраст подходящий. Мы не кидаем макароны на пол не потому, что маме потом придется убирать, она расстроится, устанет, да и вообще как-то неразумно. Нет, война, голод, смерть. Каждая макаронина - маленькое предательство родины.


Это же не игрушки ребенка! Вы их ему купили, поэтому вам и решать, как играть. Личные вещи у него появятся лет в 18. А пока что машинку можно катать только по полу. По стене нельзя. По ноге?! Да, где ты видел, чтоб машины так ездили? Разве что в видеозаписях ДТП с участием пешеходов! (Но ролики эти лучше покажите малышу во время еды — сразу после рассказа о военных госпиталях). Задом-наперед не катай, машины так не ездят. Не сажай акулу в машину, рыбы не умеют водить! Этот конструктор так не собирают, в инструкции другая картинка! Несимметрично разукрашиваешь, а солнце синим не бывает (привет Малевичу!). Ну кто так куклу одевает — светлая юбка с темным верхом не сочетается! В общем, вы поняли, да?

А вы слышали об этих безумных родителях, которые разрешают четырехлеткам выбирать себе одежду в магазине и даже подбирать гардероб с утра? Ох, уж эти модные веяния. Вот в наше время такого безобразия не было. Все девочки — снежинки, все мальчики — клоуны, или как там. Что дали, то и надевай. В своем доме будешь сам решать, а в этом решают родители. Кризис двух, трех, четырех лет? Выдумки. Поорет и успокоится, а любимую красную футболку надо отобрать, потому что на ней дырка и к зеленым кроссовкам она не подходит, что люди подумают?! И, конечно, каждые пять минут поправляйте шапочку, носочки, подтягивайте штаны, расправляйте рубашку ребенку. А то люди решат, что он у вас брошенный, а вы совсем им не занимаетесь.

Чтобы развивать у будущего человека и гражданина терпение, почаще берите маленького ребенка в магазины. Обязательно водите его мимо полок с игрушками, конфетами и шоколадками и объясняйте, что вы пришли только за хлебом и макаронами. Пусть учится смирению: евро дорожает, ему всю оставшуюся жизнь придется смотреть на то, что купить не получится.


Да, риск аллергии увеличивается, зато гарантия, что ребенок тоже будет содержать свой дом в чистоте и вытирать пыль вовремя! Возможно, постепенно вы лишитесь последнего ресурса и станете задерганной мамой-параноиком, зато ни одна бабушка не упрекнет вас в беспорядке!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.