Состояние нервной системы ребенка сон

Постепенно выносливость мозговой коры увеличивается и сон ребенка изменяется, а именно увеличиваются периоды бодрствования.

В норме новорожденный ребенок бодрствует в сутки не более 2—3 часов. До 3 месяцев ребенок должен спать 10 часов ночью и четыре раза днем по 1,5 часа. После 3 месяцев ребенок может спать 3 раза днем с сохранением 10-часового ночного сна: С 10 месяцев до 2 лет ребенок должен спать два раза днем по 2 часа и с 3 лет один раз днем в течение 2—3 часов. С 5 лет ребенок должен спать не меньше 12 часов в сутки с обязательным дневным отдыхом в течение 1,5 часов. Сон в возрасте 7 лет должен быть 12 часов, без дневного сна, 10 лет— 11 часов, 12 лет — 10,5 часов, 13 лет —10 часов, для детей 14—15 лет—9,5 часов.

Необходимо помнить, что приготовление ко сну, сон и пробуждение всегда должны совершаться строго в одни и те же часы, так как фактор времени является условным раздражителем, способствующим наступлению нормального сна.

Профессор Н. И. Красногорский, который длительно изучал влияние недосыпания на общее состояние ребенка, установил, что даже двухчасовое недосыпание глубоко изменяет состояние ребенка. У грудных детей можно отметить суточное колебание в весе: при нормальном сне они прибавляют в весе, при плохом убавляют. Нарушения сна могут быть различны: бессонница, расстройство механизма засыпания, расстройство глубины сна, его продолжительности и, наконец, расстройства пробуждения. Причины, вызывающие эти нарушения, также могут быть различны. Неглубокий, беспокойный сон может наблюдаться у только что родившегося ребенка, если период его внутриутробного существования был неблагополучным (болезнь матери, ушибы, переживания) или неблагополучным был родовой акт. Иногда сон нарушается при заболеваниях внутренних органов, при неправильном кормлении, кожных заболеваниях, негигиеническом содержании ребенка, болезненных состояниях носоглотки, так как нарушается нормальное дыхание ребенка и т. д. Но очень часто в основе нарушений сна лежит неправильное отношение нас, взрослых, к детям. Взрослые часто не соблюдают режим кормления, сна, бодрствования; при первом крике ребенка берут его на руки и начинают укачивать, а иногда детей запугивают или наказывают.

Можно выработать рефлекс засыпания на время, то есть с первых дней рождения ребенка укладывать его спать в одни и те же часы соответственно его возрасту. Заведующая одним из детских садов попыталась проверить, как соблюдают режим сна дети, которых родители берут на ночь домой. Из 80 детей в 9 часов (им следует ложиться в 8 часов) ложились спать только пятеро, некоторые не спали в 11 часов, а в 7 часов мамы уже будили их.

Нельзя разрешать детям шумные игры перед сном, слушание радиопередач, просмотр телепередач, разрешать чтение неподходящей литературы. Необходимо оберегать детей от семейных конфликтов.

У детей в возрасте 3—4 месяцев беспокойный сон, вздрагивание во время сна, плач могут явиться первыми симптомами развивающегося рахита. Надо немедленно показать ребенка врачу, так как своевременно проведенное лечение избавит ребенка от этого заболевания. Надо очень внимательно относиться к расстройствам сна, потому что они вызывают невротические состояния у детей.

Жизнь семьи в одной комнате не является помехой для создания нужных условий. Разве так уж трудно с первых дней жизни ребенка обеспечить ему отдельную кроватку? А ведь это предохраняет от многих заболеваний, которые передаются контактным путем. Кроме того, сон ребенка будет значительно спокойнее. Комната не должна быть захламленной, кроватка должна стоять вдали от отопительных приборов, так как ребенок плохо переносит перегревание. Матрац лучше всего набить конским волосом, морской травой или мочалой. Подушка должна быть плоской, так как высокое положение головы может вызвать у ребенка первого года жизни искривление позвоночника. Постель и белье должны быть безукоризненно чистыми. Никогда не бросайте запачканное белье на пол, для его хранения приобретите бак с крышкой.

Пеленать ребенка не рекомендуется — это ухудшает кровообращение, мешает нормальному дыханию и способствует появлению опрелости. Голова должна быть открытой. Плачущего ребенка никогда не надо брать на руки или укладывать с собой в кровать. Не следует перекармливать детей. Засыпать ребенок должен на правом боку, чтобы желудок не давил на сердце. Руки ребенка должны находиться поверх одеяла или его можно приучить класть их под голову.

Если семья живет в одной комнате, то это не должно служить препятствием для соблюдения режима. Можно и говорить друг с другом, но не очень громко; можно включить радио, телевизор, но не на полную мощность. Эти монотонные раздражители даже способствуют развитию сонного торможения, и никогда не следует забывать открывать форточку: свежий воздух способствует развитию нормального сна.


Сон – периодически наступающее состояние, при котором замедляются физиологические процессы и создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности организма в ЦНС в частности.

Благодаря здоровому сну создаются благоприятные условия для восстановления израсходованных энергетических веществ в организме

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya.doc 26 КБ

Предварительный просмотр:

Сон – периодически наступающее состояние, при котором замедляются физиологические процессы и создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности организма в ЦНС в частности.

Благодаря здоровому сну создаются благоприятные условия для восстановления израсходованных энергетических веществ в организме.

Постельные принадлежности должны быть из тканей, хорошо пропускающих воздух и водяные пары. Лучше всего спать на пружинном матраце или на кровати с металлической сеткой и тюфяком. Подушки должны быть умеренно мягкие, не очень туго набитые, с двойными внутренними наволочками. Самый лучший материал для одеял - шерсть. Постель нужно содержать в чистоте и систематически очищать от пыли и прочих загрязнений. Матрацы, подушки, одеяла нужно возможно чаще проветривать, выколачивать на открытом воздухе и просушивать на солнце. Рекомендуется иметь не стесняющее дыхание и движений ночное белье или спать без нательного белья. Во время сна не следует закрывать голову одеялом, зарываться головой в подушку, т.к. это затрудняет дыхание.

Необходимо заботиться о чистоте воздуха в комнате, где спят: в теплое время года следует спать при открытых окнах; зимой перед сном хорошо проветривать комнату, а если позволяют климатические условия оставлять на ночь открытой форточку или фрамугу. Полезно перед сном принять общую или ножную теплую (но не горячую) ванну.

Незадолго до сна ребенку можно дать легкий ужин, молоко с медом. Нельзя перед сном пить много жидкостей. Не рекомендуется в детской курить, смотреть телевизор, слушать громкую музыку. И наоборот на ребенка благотворно действует рассказанная на ночь сказка, просмотр диафильма, нежные слова. Продолжительность сна уменьшается с возрастом. Старшие дети должны спать не менее 7-8 часов, обязательно внести дневной отдых 1,5-2 часа. Систематическое недосыпание обычно проявляется в сонливости, понижение работоспособности, ухудшает состояние нервной системы, делая ее ранимой и слабой. Такое состояние бывает не только у взрослых, но и у детей. Дети становятся агрессивными, невнимательными, понижается аппетит.

При первых же признаках бессонницы у ребенка или сонливости, вялости надо обратиться к психоневрологу, к участковому детскому врачу, сообщить воспитателю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуа.

Консультация для родителей.

Как беречь нервную систему ребенкаДошкольный возраст характеризуется активным темпом роста и развития всех органов, в том числе и нервной системы ребенка. В таком возрасте она пластична, гибка и .

Все хорошо знают, что человек проводит во сне примерно треть своей жизни. Еще большее место занимает сон в детском возрасте: новорожденный спит в среднем 18 часов в сутки, а сон ребенка в возрасте одного года составляет около 13 часов. Эта закономерность справедлива также и для всех сухопутных животных — в раннем детстве все они имеют минимальную двигательную активность и максимальную продолжительность сна. По мере взросления активность возрастает, а продолжительность сна сокращается.

Роль сна в физиологии и патологии изучается в многочисленных лабораториях во всем мире. Предметами исследования чаще всего служат такие состояния, как бессонница, ночное апноэ, нарколепсия и другие. Кроме того, в последнее время возник особый интерес к изучению роли сна для здоровья ребенка, формирования его познавательных способностей и развития мозга.

Цикл сон/бодрствование регулируется, с одной стороны, определенными структурами мозга, а с другой стороны, различными гормонами, продуцируемыми гипоталамусом. Установлено, что для состояния сна и бодрствования характерен различный гормональный профиль.

Со сном тесно связана и зависима от него функция памяти. Быстрая (REM) фаза сна связана с процессом запоминания, в отличие от фазы сна, сопровождающейся медленными волнами (non-REM). Когда лицам, участвующим в каком-либо исследовании, дают определенный материал для запоминания, то в их памяти он лучше всего закрепляется именно после ночного сна.

REM-фаза сна особенно важна для развивающегося организма. Экспериментальные исследования показали, что подавление быстрой фазы сна у подопытных животных в раннем возрасте впоследствии сказывается на проблемах поведения (склонность к агрессии), вызывает стойкие расстройства сна, приводит к снижению массы мозга и увеличивает скорость отмирания нейронов.

Продолжительность сна в детском возрасте за последние несколько десятилетий уменьшилась во многих странах: в США, например, эксперты считают, что треть детей недополучает здоровый сон.

Короткий сон усиливает симптомы расстройства поведения, поэтому детям необходимо обеспечивать адекватную продолжительность сна, чтобы избежать проявления симптомов расстройства поведения.

Недостаток сна выражается в том, что люди все меньше проявляют желание общаться, не жаждут развлечений, которые радовали их раньше, их не так как ранее заботит качество пищи. Значительно возрастают раздражительность и грубость обращения с окружающими.

Потеря четырех часов сна за одну ночь замедляет реакцию человека на 45%. Потеря, равная полноценному ночному сну, может удвоить время, необходимое человеку для поисков правильного ответа. Известно, что если человека лишать сна в течение нескольких дней, то у него развиваются психические расстройства.

В отличие от взрослого, организм ребенка активно растет и развивается. Известно, что процесс роста зависит от взаимодействия нескольких гормонов. Главный среди них вырабатывается в гипофизе. В течение дня гормон роста спрятан, зато ночью, в то время как дети спят, в крови содержится наибольшее количество гормона. Ученые установили, что гормон роста (соматотропный гормон) секретируется в наиболее значительных количествах (80%) в первые два часа сна. Недостаток сна в детском возрасте может повлечь за собой отставание в росте и замедление физического развития. Кроме того, он снижает работоспособность, нарушает работу нервной системы.

Полноценный сон — показатель здоровья детей, их психического благополучия, в то время как его нарушения — повод для серьезного беспокойства и вмешательства специалистов.

Продолжительность сна

  • В норме новорожденный ребенок бодрствует в сутки не более 2–3 часов.
  • До 3 месяцев ребенок должен спать 10 часов ночью и четыре раза днем по 1,5 часа.
  • После 3 месяцев ребенок может спать 3 раза днем с сохранением 10-часового ночного сна.
  • С 10 месяцев до 2 лет ребенок должен спать два раза днем по 2 часа и с 3 лет один раз днем в течение 2–3 часов.
  • С 5 лет ребенок должен спать не меньше 12 часов в сутки с обязательным дневным отдыхом в течение 1,5 часов.
  • Сон в возрасте 7 лет должен быть 12 часов, без дневного сна, 10 лет — 11 часов, 12 лет — 10,5 часов, 13 лет — 10 часов, для детей 14–15 лет — 9,5 часов.

Нарушения сна могут быть различны: бессонница, расстройство механизма засыпания, расстройство глубины сна, его продолжительности и, наконец, расстройства пробуждения. Причины, вызывающие эти нарушения, также могут быть различны.

Наиболее частые причины детской бессонницы

  1. Переедание или недоедание.
  2. Перевозбуждение активными играми или эмоциональными сказками на ночь.
  3. Жажда внимания у детей, мамы которых работают.

Если вы устраните хотя бы одну из существующих проблем, сон вашего ребенка улучшиться.

Помните, ребенок не сможет самостоятельно найти и преодолеть проблемы. Помогите ему в этом, чтобы он смог всегда вас радовать своей улыбкой. Ведь сон — это важное звено в правильном развитии детского организма!

Чтобы сон малыша был глубоким, спокойным рекомендуется

  • Укладывать ребенка в одно и то же время.
  • За пару часов до сна перейти к более спокойным играм или чтению. Не волнуйте ребенка перед сном ни задорными играми, ни появлением гостей, ни шумным обсуждением прошедшего дня. Хорошим завершением вечера будет прогулка на свежем воздухе, за которой последует ванна, вечернее кормление и милый ритуал, знаменующий скорый отбой.
  • Проветривайте. В комнате должно быть прохладно.
  • Выключить источники громкого звука и приглушить свет.
  • Громкая музыка, согласно исследованиям, не дает малышу глубоко заснуть, а вследствие неглубокого сна ребенок не получает необходимого отдыха. Если семья живет в одной комнате, то это не должно служить препятствием для соблюдения режима. Можно и говорить друг с другом, но не очень громко; можно включить радио, телевизор, но не на полную мощность. Эти монотонные раздражители даже способствуют развитию сонного торможения, и никогда не следует забывать открывать форточку: свежий воздух способствует развитию нормального сна.

Детский матрас должен быть ровным, упругим, точно соответствовать размерам кроватки и плотно прилегать к ее стенкам, чтобы голова, рука или нога малыша случайно не оказались в этом проеме. Если модель кроватки позволяет устанавливать матрас на разной высоте, сначала зафиксируйте его на самой верхней отметке — так вам будет удобнее доставать кроху из кроватки. А как только он научится вставать на колени, опустите матрас вниз.

Подушки грудничкам не положены, но можно положить под голову сложенную вчетверо пеленку: она будет впитывать влагу, если малыш вспотеет или срыгнет.

Правильная атмосфера: поставьте кроватку подальше от окна и радиаторов отопления. Окно — источник света, который может будить кроху раньше времени, сквозняки опасны простудами. А рядом с батареями малыш может перегреться, ведь комфортной для сна считается температура 18–21°С. Поэтому не забывайте проветривать комнату перед сном.

Чтобы ребёнок быстрее осознал разницу между временем суток, лучше укладывать его ночью в темноте, а днем в полутьме. Для ее создания днем пригодятся не только плотные шторы, но и бамперы или бортики в кроватку. Они должны быть не слишком толстыми, чтобы через них мог проходить воздух. Надежно прикрепите их к перегородкам кроватки и почаще проверяйте — хорошо ли держатся завязки.

Более половины мам жалуется на проблемы со сном у их ребенка. Около 25% из них страдают клинической депрессией. Статистика говорит, что до ⅓ разводов в семьях приходится на первые годы после появления первенца. Чаще всего из-за проблем со сном их чада.

Потому что многим семьям тяжело правильно организовать ребенку полноценный отдых и родительство превращается в мучение. Ведь сон ребенка часто непредсказуем - неизвестно, что ожидать каждую ночь. Кроха может плохо спать дневные сны, протестовать перед укладыванием, слишком часто просыпаться ночью и подниматься до 6 утра. Родителям остается гадать, почему так происходит - причин может быть множество.

Давайте вместе разберемся во всех нюансах детского сна и начнем исправлять ситуацию уже сегодня!


О пользе здорового сна

Почему так важно, чтобы ребенок спал и высыпался? Есть ли причины для беспокойства, если ребенок не высыпается? Здоровый сон для малышей - это такая же базовая потребность для них, как и питание.

Недосып негативно сказывается на разных системах детского организма:

  • При недостатке сна снижаются умственные способности. Дети, которые высыпают норму сна и спят без пробуждений, лучше учатся, легко запоминают новую информацию, более креативны и способны дольше удерживать внимание.
  • Малыши действительно растут во сне. Врачи считают, что высыпающийся ребенок отличается хорошим физическим развитием и крепкой нервной системой.
  • Во время сна иммунная система выделяет белки, борющиеся с болезнями. При недосыпе выработка этих протеинов сокращается, иммунная система ослабевает и кроха чаще болеет.
  • Недостаток сна у детей напрямую связан с их поведением и состоянием. При проблемах со сном ребенку сложно контролировать свои эмоции - он часто капризничает, а его настроение очень переменчиво.
  • Если не спит ребенок, не спят и родители. При депривации сна продолжительное время снижается иммунитет, возникают проблемы с концентрацией внимания и контролем эмоций.

Как видно, хороший сон - основа здорового развития детей в первые годы жизни.

Как обеспечить ребенку крепкий сон?

1. Ребенку необходимо спать определенное количество часов в сутки. Так, младенцу нужно около 18-20 часов сна в сутки, а подросшему ребенку уже достаточно около 14 часов на отдых днем и ночью. Ориентируйтесь на табличные нормы - они дадут вам понять, как корректировать режим с учетом возраста и индивидуальных особенностей крохи.

2. Детей легко переутомить и тяжело успокоить, если они сильно перевозбуждены. О чем мы часто забываем. Чем младше ребенок, тем меньше времени он может бодрствовать без накопления усталости.

Продолжительное время без сна приводит к быстрому накоплению кортизола. При избытке этого гормона ребенок засыпает с трудом, а сон становится беспокойным и чутким.

В этом случае важно следить за признаками усталости у ребенка и проводить последний час перед сном в спокойных играх, которые замедлят его. Здесь поможет работа с мелкой моторикой: (подойдут удалить слово) игры с разными тканями, перебирание крупы или бусин (под присмотром взрослого), лепка, пальчиковое рисование. Не забываем о ритуале перед сном, который настраивает на отдых и помогает малышу расслабиться.

3. Дети сильно реагируют на внешние раздражители, особенно свет и шум. Поэтому важно создавать подходящие условия для отдыха, начиная с рождения.

Если в детской светло, ребенку будет тяжело уснуть. И вот почему: гормон мелатонин, от которого зависит то, как мы спим, вырабатывается только в темноте. При этом он легко разрушается под воздействием света, особенно синего спектра. Если малыш спит при свете днем и ночью, это сильно снижает качество его сна, уменьшается выработка мелатонина. Если свет попадает на ребенка, он проходит через родничок напрямую в мозг и разрушает уже накопленный мелатонин. Поэтому важно даже под утро сохранять темноту в комнате.

Также при свете ребенок будет отвлекаться на окружающие его предметы, а не настраиваться на отдых.

Как создать правильную атмосферу:

  • Затемняйте комнату темными шторами и убедитесь, что от электроприборов не исходит свет.
  • Стоит ли создавать тишину? Лучший вариантом будет использование белого шума, который заглушит посторонние бытовые звуки, когда ребенок спит. Белый шум не вызывает привыкания и является позитивной ассоциацией на засыпание.

4. Биологические ритмы детей работают иначе, чем у взрослых. Для детей физиологичен уход в ночь в промежутке между 18.00 и 20.00 и подъем не позднее 7 утра. Подобный режим позволяет малышу получить необходимое количество качественного ночного сна, так как первую половину ночи сон проходит в основном глубокой фазе. В этот период происходит активное восстановление организма. Раннее укладывание возможно с 4 месяцев и до школьного возраста.

5. Ребенку легче жить по режиму. Следование распорядку дня дает малышу чувство предсказуемости и понятности в течение дня. Режимного ребенка легче уложить спать, так как его внутренние часы настроены на сон в определенное время. Также не следует пропускать дневной сон в надежде, что ребенок будет лучше спать ночью. При отсутствии дневного отдыха малыш труднее уйдет в ночь и будет спать беспокойно из-за переутомления.

6. Подъемы по ночам являются нормой. В первые месяцы жизни частые пробуждения новорожденного малыша обусловлены физиологией.

Но по мере взросления сон становится все более консолидированным и к году ребенок уже способен спать всю ночь без пробуждений. Точнее, ребенок будет просыпаться между циклами сна, но заснет обратно через пару минут. При условии, что он умеет делать это самостоятельно. Малыши, которые не имеют этого базового навыка (а он приобретается, как и умение прикладываться к груди, жевать и ходить) нуждаются в посторонней помощи, чтобы продлить сон. Этими “помощниками” становятся укачивание, грудь, бутылочка, соска, мамино присутствие рядом.

Если вы в попытках уйти от укачиваний, постоянных кормлений и соски прекращаете использовать этот способ успокоения ребенка, не давая ему альтернативу, ваши попытки не принесут успеха. Так как нет замены. Лучшим выходом станет обучение ребенка самостоятельному засыпанию по одной из методик.

7. Позитивные ассоциации на сон облегчают укладывание. Включение белого шума, использование игрушки-любимки, сон в спальном мешке и ритуал на засыпание и пробуждение приходят на помощь при работе над сном ребенка.

8. У ребенка должно быть постоянное спальное место. Лучше всего, если это будет кроватка. В ней не должно быть ничего, кроме плотного матраса с простыней на резинке. Подушка и одеяло не нужны малышу в первый год жизни - лучше использовать детский спальный мешок. Мягкую игрушку можно класть в кроватку после полугода.

9. Состояние мамы легко передается ребенку. Если вы помогаете успокоиться своему малышу, успокойтесь сами. Дети легко считывают наши эмоции с помощью зеркальных нейронов, которые активно работают у них в первые годы жизни.

Поэтому во время укладывания будьте сами расслаблены, если хотите сделать процесс легким и приятным для обоих из вас.

Включите в ритуал перед сном объятия. Обнимая ребенка, вы воздействуете на его периферическую нервную систему и успокаиваете его.

Проверьте по таблице, что вы используете помощников сна и избегаете его разрушителей:


Какой сон у вашего ребенка? Рассказывайте в комментариях и задавайте свои вопросы!

Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей

1. Природа сна…. 4

2. Физиологическое значение сна…. 6

3. Требования к организации сна детей…. 13

3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13

3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей….14

3.3. Фазы детского сна…16

Список использованной литературы…20

Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?

Так что же такое сон? Зачем он нужен организму? Что происходит с организмом во время сна? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?

Сон - это периодическое физиологическое состояние организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью от раздражителей внешнего мира. Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга - средний мозг, подкорковые образования - обусловливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частично функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.

Сон - жизненно необходимая потребность организма, не менее важная, чем пища. Физиологи экспериментально доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же лишить ее сна, она погибает через 10-12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель.

Еще совсем недавно сон представлялся простым отдыхом мозга после дневного периода напряженной работы, торможением его деятельности. Но положение радикально изменилось, когда в 1953 году были опубликованы первые результаты исследований двух ученых из Чикагского университета - Е. Азеринского и Н. Клейтмана. Проводя непрерывные наблюдения за человеком во время его сна, включающие электроэнцефалографию, запись движения глазных яблок, состояние тонуса мышц и т. д., они обнаружили, что в течение ночи попеременно сменяются две фазы сна, которые они обозначили как медленный и быстрый сон.

2. Физиологическое значение сна

Сон крайне важен для нашего организма. Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.

Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.

Антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда мы отдыхаем, организм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и именно поэтому лучшее предписание во время болезни - это вдоволь выспаться.

Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.

Ночью у человека растут волосы и ногти.

Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости — избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.

Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.

Сон - жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится.

6. Требования к организации сна детей

6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3—4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I— 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон — чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Выдающийся физиолог И. П. Павлов установит что сон — это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм, которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей

Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.).

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.

6.3. Фазы детского сна

По данным физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8—10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2—3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5—2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30—45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10—15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

• Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

• Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.

Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна:

1. От продолжительности сна;

2. От качества сна;

3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.

• Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.

• Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

• Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т. п.

(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)

2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий

2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часов, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Список использованной литературы

Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада. Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является:.

Требования к личности воспитателя в коррекционных группах детского сада для детей с нарушениями речи Педагог дошкольного образования должен обладать наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными.

Требования к оцениванию познавательного развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС до Согласно п. 4.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования.

Требования к организации и проведению современного занятия Ситдикова Ирина Анатольевна, старший воспитатель, МАДОУ №79, г. Томск Требования к организации и проведению современного занятия У каждого.

Требования к организации предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования в соответствии с ФГОС до Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания Пояснительная записка Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания.

Экологическая тропинка детского сада. Методические рекомендации по организации Методические материал освещает организацию одну из форм работы МБ ДОУ № 14 в направлении реализации целевых ориентиров познавательного,.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.