Совет невролога ребенок в 3 года не говорит

Пантогам 2,5 мл 2 раза в день, 1,5 месяца

Магне В6 (ампулы для питья) 2,5 мл 2 раза в день, 1 месяц

Глицин 1 т. 3 раза в день, 1,5 месяца.

Потом перерыв 2-3 недели

Потом Тенотен детский 1 т. 3 раза в день, 2 месяца.

По окончанию курса должны быть значительные сдвиги в речи. Если они появятся, то подождать еще 2 месяца, потом снова к ней — и повторный курс. Если нет — сразу к ней, будет другое лечение. Стоимость 1 курса около 2000 руб.

Денег, естественно, не жалко, но будет ли эффект? Все эти лекарства даются при тонусе, гиперактивности и неадекватном поведении детей для успокоения и нормализации нервной системы. А сын у меня и так мальчик спокойный. Не будет ли он вообще сонным и вялым при таком лечении?

Кто еще лечил детей от немоты, подскажите, что вам прописывал врач, был ли эффект от лечения и когда он начал проявляться?




  • *Правила сообщества
  • Off
  • Здоровье
  • Вопросы воспитания
  • Развитие
  • Досуг
  • Питание
  • Детский сад
  • Школьные вопросы
  • Разное


Комментарии пользователей

  • 1
  • 2
  • 3




пантогам пропили, кроме увеличения активности ребенка, результата не дал… но как понимаю кому как повезет. у меня еще просто ребенок не хочет говорить… может, но не хочет… может выдать простое предложение не просто звуки, а целыми словами, а может весь день на своем языке болтать



У нас та же песня. От пантогама толку не было. Ставила церебрализин, кортексин — это уколы. Пили цефалазол (вроде). До этого ребенок слов 10 говорил. Сейчас простые предложения, считает до пяти (пока) и много слов говорит. Есть неправильные например: салид — самолет, касоли -колеса и др. Но это просто работать с логопедом нужно. В общем прогресс есть.Стоим на очереди в логопедический сад, ходим в обычный. Очень подвижный ребенок, но гиперактивность не ставят. Еще мы курс электрофореза делали, будем повторять через полгода.

Зажали видать нам при родах речевой центр, как раз он с левой стороны находится, отсюда и проблемы. При родах сломали левую ключицу, кровоизлияние в левый глаз было и т.д. Но надеюсь что все у нас будет хорошо!


я своему давала все кроме, глицина и тенотена! мой вообще не говорит и мало чего понимал.а после припоратов стал лучше понимать и выскакивают слоги







Пантогам в свое время совсем не помог. Значительный скачок дали занятия развивашки, направленные на развитие речи. Сейчас с логопедом- дефектологом занимаемся.






Здравствуйте.Во сколько вы заговорили?







Делали и все то что написала Анна — очень действенно и эффектно !

П.С.
Кстати то что наши детки отлично справляются с планшетками не имеет ничего общего в речевым центром в мозгу




Внесу свою лепту… Не говорил мой малый… Так, примитивно некоторые слова… в возрасте 3.3, мне казалось что он меня даже не понимает, с игрушками не играл, думали что аутист легкой формы… В итоге оказалось что это сказалось влияние компьютера, паншета и моб. телефона за которыми ребенок проводил все время исключая время сна… Врач обьяснил что ребенок не воспринимает информацию через слух, а потому и не говорит, из за всей этой техники развилось только зрительное восприятие.
Лечение: Убрать всю технику вплоть до телевизора. Отдать в сад. Вместе лепить, читать, рисовать пальчиковыми красками и карандашами, купить карты специальные… не знаю есть ли в России, для развития памяти и восприятия. У нас с памятью все просто отлично, но фишка в том что бы обсуждать предмет нарисованый на карточке — Смотри! Яблоко — это фрукт, какой?- красный — сочный — вкусный (развиваем прилагательные) что с ним делают? — его едят, кусают и хрустят (развиваем глаголы) .
Затем когда все карточки изучены, задаем вопросы в форме загадки, а ребенок отгадывает предмет показывая нужную карточку — Красное, вкусное, сочное, его кусают и едят — что это? Ребенок должен показать на яблоко, или сказать… Мама изображает щенячий восторг и сильно хвалит ребенка — мотивация. Итог: после полутора мес. выполнения всех рекомендаций (кроме садика) каждый день, по часам, без передышки ( ну кроме как покушать поспать и погулять 2 часа в день)у ребенка развилась речь. Отставали на год, догнали за 1.5 мес.


Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.



Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.


Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.


Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.


Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.


Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.


Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.


Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.



Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).


Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.


Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.


Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.


Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.



Советы доктора

  • Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
  • Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
  • Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
  • Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
  • Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
  • Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.



Прогноз

  • 3 года
  • Логопедические занятия
  • Не говорит
  • Меню
  • Витамины
  • Сколько зубов
  • Подарки

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Анастасии 30 лет, она руководитель на одном из государственных предприятий. Появление дочери было для нее с мужем очень желанным. Но когда девочка не заговорила, родители оказались в ловушке тревоги и сомнений.





— Как проявляется прессинг со стороны окружающих?

— Если все вокруг твердят, что с твоим ребенком что-то не так, ты сам начинаешь сомневаться. Нет, я не сомневалась, что моя Варя заговорит. Но я боялась сделать недостаточно. В такой ситуации рождается ощущение вины, чувство, что ты плохая мать и как-то неправильно воспитываешь ребенка. Не зря же вокруг так много кружков, занятий, частных логопедов… Как будто, если ты не воспользуешься их услугами, у тебя ничего не выйдет.

На мой взгляд, в нашем обществе и в нашей манере воспитания детей слишком много сравнения. Сначала на детской площадке, потом — в садике, в школе — с отличниками-одноклассниками… Я думаю, что это в корне неверно. Увидеть ценность и значимость своего ребенка без сравнения с другими — вот что важно.


— Исходя из вашего горького опыта, как врачам следует разговаривать с родителями, чтобы не травмировать их?

— Я убеждена, что не стоит определять диагноз в первую же секунду. За один неправильный ответ (малыш показал круг вместо квадратика) сразу ставить крест на ребенке? Ни в коем случае!

Важно усовершенствовать работу центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, ведь через них проходит очень много детей. Почему бы, например, не направлять специалистов из таких центров прямо в садики? Чтобы они проводили диагностику в привычной для детей, безопасной обстановке, наблюдали, как малыши взаимодействуют друг с другом. А не вытягивали маленького человека, закидывали непонятно куда и набрасывались с вопросами.

Со стороны поликлиники и государственных учреждений у нас очень сильное давление, мол, если ты немедленно чего-то не сделаешь, то ребенок пропадет! Опоздаешь! Слишком много запугивания вместо адекватной поддержки. Хотя есть и врачи с другим подходом. Хирург, о котором я говорила. Таким людям хочется сказать искреннее спасибо.


— Знаете, ваша преданность девочкам вызывает много уважения.

— Спасибо, конечно. Но мне все равно трудно избавиться от мысли, что я плохая мать.

— Под задержкой речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до трех-четырех лет. Между тем эта формулировка гораздо шире и включает широкий спектр расстройств развития речи, имеющих разные причины, в том числе неврологические.

Очень важен период от первого года жизни до трех-пяти лет. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции. Любые нарушения в развитии речи — повод для обращения к специалистам (детскому неврологу, оториноларингологу, детскому психиатру, логопеду, психологу). Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, и речи в том числе, лучше всего поддаются коррекции.


— Очертите нам, пожалуйста, границы нормы. В два месяца малыш должен произносить отдельные звуки, в три — гулить… А что дальше?


По современным мировым суждениям ребенок должен в год говорить три слова или понятные для окружающих фонемы.

— Эти нормы как-то меняются с течением времени? Скажем, тридцать лет назад и сегодня?

— Совершенно верно, меняются. Ведь советских докторов (а я из их числа) действительно учили немножко по-другому. В СССР было принято так: годовалый малыш должен говорить десять слов, фонем или имитаций звуков животных. Честно сказать, достаточно долго именно на эту норму и опирались.

Но статистика — вещь упрямая. Это сбор данных тысяч, миллионов людей: кто, что и как говорит. Взяли среднестатистический показатель и выяснилось, что десять слов в год сейчас говорит редкий малыш. Почему? Специалисты в поведенческой неврологии стали задаваться этим вопросом.

В прошлом году я была на Балтийском конгрессе по детской неврологии — это серьезный симпозиум, где собираются все корифеи, чьи книги мы читаем, на чьем опыте учимся, к чьему мнению прислушиваемся. Так вот, обсуждали вопрос: почему было десять слов, а стало — три? Серьезные ученые вспомнили о том, что детей-то раньше отдавали в детский сад в год. Из микросоциума — в макросоциум. В год ребенок уже был социализирован. Поэтому появлялась речевая мотивация. Раннее введение прикормов — соответственно, жевание. А это прекрасная тренировка речевого аппарата. Подгузников не было. Раннее формирование навыков опрятности наверняка тоже влияло на развитие коммуникации и речевой функции.


Когда я по привычке еще пыталась считать десять слов у годовалого ребенка, не получалось практически никогда… Несколько лет назад мировые стандарты поменялись. Чтобы люди не расстраивались, наверное (смеется. — Прим. Onliner).

— Важно, чтобы норма не стала жестоким хлыстом, правда?

Так что скажу вам со всей ответственностью: если ребенок недоношенный, это абсолютно не означает, что в будущем его ждут какие-то серьезные проблемы.

И наоборот. Вроде идеальная беременность, отсутствие осложнений, прекрасные роды, а в три-четыре года — серьезные речевые нарушения. Так тоже бывает достаточно часто.

— То есть никаких гарантий нет?

— Именно. Анатомически центр моторной речи не очень удачно расположен — на границе кровоснабжения двух артерий. Если что-то идет не так — травма в родах, обвитие пуповиной, острая кислородная недостаточность, внутриутробная инфекция и т. д. — он страдает. В большей или меньшей степени. А дальше включается нейропластичность — кому как повезет.


— Из-за чего еще дети молчат, в чем причина?

— Если говорить о неврологической проблеме, то на первое место выходит перинатальная патология — гипоксия плода, инфекции. То, что происходит в дородовом периоде.

Затем — родовая травма, которую, увы, никто не отменял. Все виды острой нехватки кислорода, тугое обвитие пуповиной, например.

Очень большое значение имеют первые несколько месяцев жизни. Травмы головы, тяжелые инфекции могут привести к повреждению головного мозга и, соответственно, в будущем повлиять на развитие речи.

Что касается более доброкачественной задержки речи, здесь имеет значение наследственность, особенно у мальчиков. Это описано в литературе. Если в роду по мужской линии многие поздно заговорили, то ребенок тоже начнет разговаривать, скажем, не в три года, а в четыре. Например, в семье три мальчика. И каждый начинает говорить в три с половиной — четыре года. Это нормально. Мама уже понимает, что так может быть, волнуется меньше.

Еще одна причина — расстройства аутистического спектра. Сейчас очень много таких деток, это правда. Но в большинстве случаев подозрения родителей напрасны.


Эти легкие задания помогают определить, что происходит с ребенком. Если малыш справляется, желаю здоровья, назначаю рыбий жир и советую показаться в два года девять-десять месяцев. Если же нет, нужно распутывать клубок дальше.

— Всегда ли молчание ребенка говорит о какой-то проблеме? Ведь много случаев, когда малыши не разговаривают, а потом как ни в чем не бывало догоняют сверстников.


— В какой момент стоит идти к врачу?

— Я бы посоветовала родителям, если что-то их беспокоит или пугает, поделить ответственность с теми, кто в теме. Например, ребенку почти два года, а он совсем молчит. В такой ситуации надо идти к неврологу. Чтобы дал какие-то задания, предложил понаблюдать за поведением и пониманием речи.

— Не наблюдаете ли вы сейчас обратную крайность в поколении молодых родителей: английский чуть ли не с рождения, научить читать — в три года? Как влияет на наше общество эта сверхидея о развитии?

Так вот, мозг, он умный. Не зря у человека два полушария: одно ведущее, а второе — творческое, вспомогательное. И формироваться они должны примерно одинаково, помогая друг другу. Если мы загружаем ведущее полушарие — английский в три года, китайский в пять лет (был у меня мальчик, уже иероглифы в этом возрасте писал), — то вторая часть мозга откажется работать. Закон сохранения энергии еще никто не отменял. Иногда мне приходится напоминать об этом родителям.


— Как разговаривать о задержке речевого развития с мамами и папами, чтобы не усилить их и без того большое чувство вины и стыда?

— Никогда в жизни я не вгоняю родителей в стыд и уж тем более не поддерживаю чувство вины. Хотя бы потому, что мы с мужем многодетные родители и прекрасно понимаем, что, если человек пришел в кабинет к врачу и говорит о своем беспокойстве, это уже хороший и ответственный родитель. Он молодец! Видит, что что-то не так, и хочет получить ответы на свои вопросы.


Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.