Советы невролога для школьников


Мы поговорили на эту тему с доктором медицинских наук, заведующим кафедрой детской неврологии КГМА Владимиром Федоровичем Прусаковым.

— Какие неврологические проблемы сегодня чаще всего мешают ребенку хорошо учиться?

— Сегодня дети плохо учатся в силу самых разных обстоятельств. Но ситуация складывается так, что неврологическая патология выходит на первый план среди прочих заболеваний. Вы только обратите внимание — по сколько человек в день бывает на приеме у детского невролога? Вопрос риторический. И корнями он уходит в период внутриутробного развития малыша.

Но если говорить о школьном возрасте, то одна из самых больших проблем детской неврологии — головные боли. И причин у них может быть множество.

Сегодня ребенок часто попадает к неврологу, когда заболевание переходит в стадию хронического или после того, как родители, наслушавшись различных рекомендаций, занимались самолечением. Это все очень усугубляет ситуацию.

Любой хронический недуг снижает школьную успеваемость. Ясно одно — если у ребенка часто болит голова, учиться нормально он не сможет. Сейчас стали много говорить об инсультах у детей. Раньше этой катастрофы у детей не случалось в принципе. Но предстадией инсульта в числе прочих могут быть головные боли.

Дети, страдающие различными нарушениями вегетативной нервной системы, подчас даже вынуждены переводиться на домашний тип обучения, и, согласитесь, полноценной такую форму образования не назовешь. Ребенок получает только необходимый минимум.

Вегетативные дисфункции у детей выражаются головными болями, головокружением, слабостью, которая не покидает ребенка на протяжении суток, высокой степенью потливости, состоянием, близким к обморочному, температурными дисфункциями.

Еще одной проблемой, которая сильно влияет на школьную успеваемость, сегодня является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Такой ребенок готов и может мыслить, но его поведенческие реакции и отсутствие внимания просто выматывают педагогов.

При томографическом исследовании головного мозга у таких детишек выявляются патологические изменения коры лобной доли. СДВГ курирует психиатр, но где та грань, которая разделяет психологию, психиатрию и неврологию. Она очень тонкая.


Далее следует сказать об эпилепсии. Конечно, сама эпилепсия сказывается и на всем спектре когнитивных функций, и на психологическом состоянии ребенка. Только представьте, подросток утром идет в школу и все мысли его направлены на то, случится у него сегодня приступ или нет.

Такие дети стараются держаться обособленно от каких-либо развлекательных, внеклассных мероприятий, чтобы избежать публичного проявления болезни.

Ребенок чувствует, что любая стрессовая ситуация может его спровоцировать. Были случаи, когда у ребенка, больного эпилепсией, который стоит у доски, развивался судорожный припадок. Кроме того, эпилепсия лечится препаратами, которые могут вызывать сонливость, заторможенность, затруднение мыслительной функции, сводятся к минимуму абстракция и логическое мышление.

— О чем говорят детские тики?

— Они имеют под собой природу невротического свойства. В большинстве своем это ситуационно обусловленные гиперкенезы (избыточные движения). Это один из индикаторов неврозов. Сегодня каждая пятая молодая мама может сказать, что ее ребенок ведет себя беспокойно и день и ночь. Это вызвано тем, что сама кормящая мама находится в обстановке с высокой степенью невротизации.

Если говорить о школьниках, то в настоящее время и сама школа колоссально увеличивает нервную нагрузку и уровень тревожности ребенка.

И к тому моменту, когда ребенок становится абитуриентом, его психический и эмоциональный ресурс практически исчерпан, сил не остается.

Обстановка безусловно накаляется, причем в самой психологически уязвимой среде — подростки.

У спортсменов при неправильном распределении нагрузки возможен синдром хронической усталости, когда от него требуется бежать марафонскую дистанцию, а он встает и не может сделать даже шага. Кончился запас прочности. А сегодня мы видим, как в четвертом классе родители описывают данное состояние у своих детей. После школы, репетиторства он приходит домой и, зная уже пройденный материал, не может сообразить элементарных вещей.

Безусловно, сейчас время требует получения образования. Но его важно построить так, чтобы дети не срывались, ни физически, ни психологически.

Группы детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога. Как проводится лечение возбудимых и перенесших гемипарез детей.


Анна Бабина психолог, педагог

Проглядели пациента

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд "трудных" или "необучаемых". При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз "родовая травма". Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.


Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания "стираются", соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период "затишья". Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: "Очаговой симптоматики нет". Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят "что-нибудь сделать" - и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает - и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая - возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий - например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа - дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез - это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и "поджиматься". Помимо "скрюченности" одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины - тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все "горит" и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: "Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься. ". Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют "полевое поведение": носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде "пареза", когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше "легких" поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди "неумех" детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты - от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а "лошадиные" - здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить "базу" развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается "локальная фармакокинетика" препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект - нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача - это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он "настроен на собственное чадо". Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку - и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ (ЛПУ)

ПРИМЕР написания утверждений: Первый сеанс (отрицательные утверждения):

Второй и третий сеансы (положительные утверждения):

Читать 9 раз подряд, один сеанс в день. Читать пока не избавитесь от негативных мыслей.
Форму отзыва заучите наизусть и применяйте. В тяжелых случаях отзыв уменьшит развитие болезни. Часто отзыв заменяет лечение.

Подскажите, что можно сделать.

Мальчик 11 лет, идёт в 6-й класс.

Ничего не хочет, в секции не ходит,
читать не любит, учится на среднюю тройку.
По дому делать и помогать нежелает.
За что возьмётся - на выходе или намусорит
или сломает или разобьёт.

Невнимателен и рассеян. Уроки на полчаса
может растянуть на 2 выходных.

Любит только телек смотреть, в компьютер
играть и в песочнице сидеть.

Есть отягчающее обстоятельство - бабушка.

Заранее благодарен любому совету или подсказке.


В 10-12 лет ребёнок постепенно превращается в подростка. Беззаботное детство в прошлом. В настоящем и будущем — риск, бунт и пробы жизни. Это время, когда мудрый родитель рядом важен вдвойне. Но не всегда сложные ситуации этого периода нужно решать в кабинете психолога. Сначала необходимо убедиться в том, что для ребёнка созданы естественные условия, позволяющие ему расти и развиваться

Психолог Дарья Сорокина побеседовала с неврологом, инструктором по ЛФК и мамой сына Алиной Гагариной, чтобы узнать у неё главные правила для поддержки физического здоровья детей этого возраста. В своей практике Алина не раз работала с детьми 10 — 12 лет. Она говорит о резком скачке роста, за которым не успевает опорно-двигательная система. Печальные результаты — зажатость, плохая координация, слабость, утомляемость, снижение иммунитета. Это, в свою очередь, может усугубить все прелести переходного возраста.


Вот простые рекомендации, которые помогут организму справиться с взрослением.

Нужно постараться, чтобы стол, за которым школьник делает домашнюю работу, был у окна. Стремительно растущему человеку естественное освещение важно как никогда. Что касается настольной лампы, то её следует установить со стороны противоположной руке, которой ребёнок пишет. Если он левша, то лампа справа. Если правша, слева.

Если нет возможности организовать в квартире полноценное рабочее место для школьника, используйте подоконник. Если он слишком узкий или короткий, то можно попробовать его расширить.

Если на столе, за которым школьник готовит уроки, есть компьютер, то его нужно отодвинуть вглубь. Минимум 70 сантиметров свободного пространства стоит оставить на рабочем столе для того, чтобы ученик мог разложить тетрадки, книжки, ручки и карандаши.

Во время выполнения домашнего задания ребёнок должен разместиться на стуле таким образом, чтобы колени сгибались под углом 90 градусов. В этом случае нагрузка на тело распределится равномерно, а школьнику будет комфортно. Стоять рядом и пристально наблюдать за тем, чтобы ребёнок не горбился, необходимости нет.

Но время от времени, если вы заметили, что ученик слишком сильно склонился над тетрадками, можно обратить его внимание на это и попросить выпрямить спину. В то же время, в 10-12 лет школьник — уже далеко не малыш. Это даёт вам право надеяться и на его самоконтроль. Главное, чтобы в погоне за хорошей осанкой и отличными оценками, ребёнок не сидел на стуле слишком долго и без перерывов. Предлагайте отдых. Отвлечься от задачек и пройтись по квартире — очень полезно.

Очень часто бывает, что ребёнок в возрасте 10-12 лет вдруг меняется: отказывается ходить в школу, конфликтует с родителями или сверстниками, начинает получать плохие оценки. Не всегда дело в ситуации в семье или в школе, например. Может быть, что ему просто не хватает времени на сон. Норма для этого возраста — спать по 9-10 часов в сутки. Если ребёнок спит меньше, это приводит к снижению иммунитета. Я рекомендую каждой семье, в которой растёт школьник, завести собственные ритуалы. Они помогут сделать так, чтобы ребенок ложился спать вовремя и не чувствовал себя переутомленным.

Выбирая матрас для детской кровати, отдайте предпочтение матрасу средней жесткости, без пружин и толщиной не более 1,5 сантиметров. У ребёнка 10-12 лет опорно-двигательный аппарат сформировался ещё не окончательно. Помните об этом и никогда не укладывайте его спать на мягкие перины или матрасы с пружинами. Идеальный матрас для детей этого возраста — упругий и жесткий.

Чтобы быть энергичным, здоровым и способным усваивать новую информацию, ребёнку нужно много есть. Дневная норма для этого возраста — 2000-2300 килокалорий. Обратите внимание, сейчас можно забыть про поощрение ребёнка сладким (если такой способ практиковался в семье раньше). Это не полезно. Мало того, что это ведёт к формированию неправильного пищевого поведения и нагрузкам на поджелудочную железу, так ещё и может обострить кожные проблемы. Дети в данный период внимательны к своей внешности.

Если вы не делали этого раньше, то сейчас самое время для знакомства ребёнка с крупами. Не затягивайте. Приучайте к крупам сейчас. Поверьте, что с пятнадцатилетним подростком, особенно мальчишкой, это будет в разы сложнее, чем с ребёнком 10-12 лет. Ну, и конечно, всей семьёй пейте много воды. Это важно.

Добавьте в рацион ребенка желе. Это поддержит формирование связочного аппарата и поможет снизить риск травм. Попробуйте добавить в меню холодцы.

Увы, мало кто из родителей действительно понимает, как это важно. А для подросткова — это правда необходимо. Ко мне приходят дети, которые не занимались спортом вообще. Я предлагаю простейшее задание — встать на одну ногу, поднять руку…и их тело просто начинает ходить из стороны в сторону. Проблемы с координацией — ключевые для этого периода.

Еще я замечаю дисбаланс в развитии мускулатуры, если школьник пишет правой рукой, то обычно правая сторона тела у него сильная, выдаётся вперед. А левая неразвита. В возрасте 10-12 лет на организм человека активно влияют гормоны. Дело в том, что действуют они на точки приложения. Это значит, что работающие мышцы под действием гормонов развиваются, а те, которые не работают, отстают с каждым днём всё сильней. Дисбаланс усиливается.


9 любопытных отличий современного подростка от советского

С помощью физических нагрузок как раз можно улучшить координацию, повысить симметричность, поработать над растяжкой. Ну и, конечно, спорт делает ребёнка более выносливым, сильным и уверенным в себе.

С выбором вида спорта всё просто — интересуйтесь у ребёнка, что ему по душе. Девочки обычно выбирают танцы, аэробику. Мальчики — бокс, футбол, хоккей. Плавание, кстати, — один из самых эффективных для повышения симметричности тела видов спорта. И любят его многие.

Если нет возможности заниматься спортом, рекомендую обратить внимание на лечебную физическую культуру (ЛФК). Идеально заниматься ЛФК три раза в неделю, но даже двух раз достаточно.

С закаливанием нужно быть осторожным. Выводить ребенка на мороз и обливать ледяной водой — не стоит точно. Действуйте адекватно. Следите за тем, чтобы комната ребёнка регулярно проветривалась, не одевайте его слишком тепло, не кутайте, как младенца.

В данном случае под закаливанием я подразумеваю не какие-то определенные процедуры, а стиль жизни. Это станет не только полезным занятием, но и приятным!

Фото: Flickr (Gwydion M. Williams), личный архив Алины Гагариной

Как определить, нормально ли развивается ребенок? Что делать, если малыш плохо спит, у него периодически болит голова, ему трудно сосредоточиться на учебе? На вопросы читательниц отвечает невропатолог с мировым именем.

У многих детей на первом году жизни нередко наблюдаются отклонения в функционировании нервной системы. На медицинском языке это явление называется перинатальной энцефалопатией. Небольшие нарушения в ее работе диагностировать достаточно сложно, ведь малыш мало двигается и еще не умеет говорить. Но именно ранняя диагностика и лечение позволяют избежать последствий перинатального поражения мозга. Вот почему очень важно, чтобы в первые недели жизни малыш обязательно был осмотрен специалистом – детским неврологом.

Не следует отчаиваться, даже если врач обнаружит отклонения в работе нервной системы. Головной мозг ребенка интенсивно растет и развивается, особенно в течение первого года жизни, и правильно подобранное лечение помогает добиться полного выздоровления.

Наш консультант: Владимир Андреевич Берсенев – заслуженный врач Украины, директор Института проблем боли, кандидат медицинских наук, врач-невропатолог высшей квалификации. Он – автор монографий и учебных пособий, посвященных болевым синдромам и возрастной невропатологии, сотен научных работ. Наш консультант входит в состав международной медицинской компании Geneva Medical Consultants.

Под руководством доктора Берсенева создано новое направление в медицинской науке. Им разработаны технологии эффективной помощи больным с хроническими болевыми синдромами при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, внутренних органов.

Методики доктора вернули к активной жизни более 30 тысяч человек, многие дети, пораженные церебральным параличом, догнали сверстников в интеллектуальном и физическом развитии. Сегодня доктор Берсенев отвечает на вопросы наших читательниц.

Девочке 2 года и 2 месяца. Если она что-то требует, а родители не удовлетворяют ее желания, начинается истерика. Она краснеет, задыхается, начинает трястись, а из носа идет кровь. Нормальна ли такая ситуация с точки зрения неврологии?

Моя малышка (почти 6 месяцев) беспокойно спит, часто просыпается с криком. Последнее время спит в странной позе – на боку, запрокинув голову, перебирая ручками и ножками. Нормально ли это?

Запрокидывание головы во сне может свидетельствовать о нарушении ликвороциркуляции. Ликворная, или спинномозговая жидкость – это жидкая среда нервной системы. Ликвор циркулирует между мозгом и оболочками мозга, заполняет околососудистые и околоклеточные пространства. Это своего рода природный амортизатор для головного и спинного мозга. Большое количество неврологических заболеваний связано как раз с перебоями в работе этой системы. При повышении ликворного давления (которое, вероятно, имеет место в этом случае) возникают головные боли. Обязательно покажите ребенка врачу. В подобных случаях надо делать массаж определенных зон (ему может научить врач).

И еще один важный момент: следует контролировать потребление жидкости пред сном – по рекомендации лечащего врача. Избыток жидкости приводит к отекам тканей, что также может быть причиной нарушений сна.

Нашему сыну год и один месяц, он ходит только на носочках. Когда были у невролога, она не придала этому значения, сказала, что сын здоров и что не надо лечить здорового ребенка, были у ортопеда – там тоже все в порядке. Действительно ли не нужно придавать этому значения?

Это мнение в корне неверно! Не откладывая, покажите ребенка детскому неврологу; если не совсем уверены в компетенции вашего районного врача, обратитесь к другому, третьему.

Дело в том, что хождение на цыпочках – это один из признаков ДЦП.

Кости у ребенка нередко растут быстрее нервных стволов, и, возможно, в данном случае нервные стволы натянуты, и это является причиной того, что ребенок ходит на носочках. Такие патологии бывают связаны с родовой травмой в поясничном или шейном отделе позвоночника. Причины могут быть и другие, именно на этот вопрос и должен ответить грамотный специалист.

Выраженные вены на голове

У моего ребенка с рождения очень хорошо видны на голове венки, просвечивают через кожу. Многие врачи, когда его видят, говорят, что у нас гидроцефалия. Является ли видимая венозная сеть таким точным признаком гидроцефалии, или это вообще ни о чем не говорит? Ребенку 9 месяцев.

Насколько выражены вены? Насколько выпуклы? Это может быть индивидуальной особенностью людей с бледной тонкой кожей. А может свидетельствовать о гидроцефалии (повышенном давлении ликвора в желудочках мозга и пространстве между ними). Однозначно сказать можно только на приеме, увидев пациента.

Выпуклые, хорошо просматриваемые вены на голове с высокой вероятностью свидетельствуют о повышении венозного давления.

Я настоятельно рекомендую посетить хорошего невролога. Ведь если это действительно гидроцефалия, ребенок страдает от постоянной головной боли. Представьте себе человека, который не знает, что значит отсутствие боли, для него это ощущение, с которым он вырос. Такие дети обычно тихие, спокойные, и только лишь когда ему очень плохо, он это показывает плачем или криком. А ведь воспоминания детства часто определяют человеческую судьбу!

У ребенка 2 дня назад на глазу (на белке под нижним веком) появилось кровавое пятнышко, как будто лопнул сосуд. Сегодня уже третий день, пятно потихоньку проходит. Раньше такого никогда не было. Может ли это быть связано с внутричерепным давлением? И что делать в этом случае?

Такая клиническая картина может свидетельствовать о ломкости сосудов и/или повышенном артериальном давлении. Ребенка нужно обследовать! Есть специальные медицинские таблицы, в которых указано, какое давление в каком возрасте является нормой. Следует померить его на ручках, а также на висках. При измерении давления у ребенка (да и у взрослого!) следует помнить, что делать это необходимо при так называемом основном обмене – это когда ребенок уже проснулся, но еще не встал с постели. Только эти показатели помогут правильно оценить состояние ребенка.

Девочке 1 год и 4 месяца. Я обратила внимание на то, что у ребенка отмечается асимметрия лица: с левой стороны несколько опущен угол рта, угол глаза, носогубная складка слева выражена сильнее, чем справа. Нормально ли это?

У меня встречный вопрос: насколько выражена эта асимметрия? Ведь идеальной симметрии в природе не существует! Однако выраженная асимметрия может говорить о том, что ребенок перенес ишемический процесс в стволе головного мозга во время родов. Черепно-мозговые нервы, находящиеся в стволе мозга, как на вожжах держат мышцы лица и управляют ими. Если вследствие травмы с одной стороны лицевые мышцы слабее, то с другой стороны они больше напрягаются. Следует показать ребенка специалисту.

Возможно, этот симптом и не говорит ни о чем серьезном. Нужно разобраться: может, ребенок левша? В любом случае нужно показаться детскому невропатологу, чтобы он обследовал малыша в целом: как действует другая рука, обе ножки, проверил состояние мышц лица. Неврологическое обследование ответит на все вопросы.

Малыш не разговаривает

Ребенку 2 года 4 месяца. В целом физически и умственно ребенок здоров. А говорит только отдельные слова, хотя многое понимает, запоминает и понимает речь взрослых. Ребенок очень возбудимый, неважно спит, гиперактивный. Насколько это серьезно?

По нормам развития тот факт, что в этом возрасте ребенок еще не говорит отдельными предложениями, не является настораживающим. Но, судя по сопутствующим симптомам – плохой сон, возбудимость и гиперактивность (между прочим, этот диагноз должен поставить невролог, а не медсестра, ваша соседка либо педиатр!), – нельзя исключать гипоксию в стволе мозга при рождении. Если подозрение подтвердится, малыш нуждается в лечении. Чем раньше вы обследуете ребенка у грамотного специалиста, тем благоприятнее прогноз!

Моей дочке 7 месяцев. Когда я пытаюсь ее поднять за руки, вложив пальцы в ее ладошки, чтобы научить сидеть, то она сильно запрокидывает голову направо, при этом видно, что она боится либо ей больно. Что с моим ребенком? Невролог говорит, что никаких патологий у нее нет.

Меня настораживает другое: то, что девочка поворачивает голову за правое плечо, может свидетельствовать о нарушениях в стволе головного мозга.

Словом, покажите ребенка грамотному невропатологу. И чем быстрее, тем лучше.

Ребенку 11 лет, он беспокойно спит, часто разговаривает и вскрикивает во сне. Стоит ли его показать невропатологу?

Такое состояние может говорить как о психологических проблемах в жизни ребенка, так и неврологических патологиях в организме. Нельзя исключать проблемы с нарушением венозного оттока крови. Ребенка стоит показать невропатологу, отследить, как он учится, как себя ведет, после каких событий кричит во сне и т. д. Что касается второй части вопроса, то всех детей, даже если на взгляд родителей они совершенно здоровы, необходимо ежегодно приводить на консультацию к детскому невропатологу. В вашем же случае следует сделать это в ближайшее время!

Все ли нормально с ребенком? Здоров ли он? Вот перечень тревожных симптомов, которые являются поводом для визита к доктору:

  • Ребенка мучают головные боли, которые:
  1. сопровождаются запрокидыванием головы;
  2. уменьшаются при определенном положении головы;
  3. возникли после перенесенного инфекционного заболевания;
  4. сопровождаются головокружением, нарушением координации движений, зрения или слуха.
  • Он перенес травму головы, сопровождающуюся потерей сознания, тошнотой, головокружением.
  • У ребенка младшего возраста набухший родничок.
  • Он слишком активен или, наоборот, слишком пассивен.
  • У малыша наблюдаются судороги или частые носовые кровотечения.
  • Ребенок отстает от своих сверстников в моторном и речевом развитии.
  • У ребенка энурез, заикание или тики.
  • Тебя настораживает необоснованное изменение в его поведении.
  • Нарушен сон: он кричит или разговаривает во сне, плохо засыпает, случаются снохождения.
  • Ребенок жалуется на боль в шее, спине, нижних конечностях.
  • У него падает зрение.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.