Совокупностью нервных образований участвующих в осуществлении рефлекса является

7. Цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизмы формирования высших психических функций, которые представляют собой процесс интериоризации высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека, провел:

8. Особое внимание проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений уделял:

9. Общие и существенные признаки, связи и отношения предметов и явлений отражает:

10. Реакция – это возникающий в ответ на какое-либо воздействие:

11. Представление о том, что психические процессы по сути являются физиологическими, утверждает:

а) теория психофизиологического параллелизма;

б) теория механического тождества;

в) теория единства;

г) концепция френологии.

12. То, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но являются качественно различными, утверждает:

а) теория психофизиологического параллелизма;

б) теория механического тождества;

в) теория единства;

г) концепция френологии.

13. С мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве особенно тесно связаны такие зоны коры головного мозга, как:

14. Автором концепции уровней построения движений является:

15. Совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса, – это:

а) рефлекторная дуга;

б) рефлекторное кольцо;

в) безусловный рефлекс;

г) условный рефлекс.

16. Автором теории функциональных систем является:

17. Основные теории функциональных систем были сформулированы:

18. В психологии концепция психической функциональной системы деятельности разработана:

а) Н.А. Бернштейном;

г) В.Д. Шадриковым.

19. Механизм движения можно представить в виде последовательности "стимул – процесс его центральной переработки (возбуждение про-грамм) – двигательная реакция" согласно:

а) схеме рефлекторного кольца;

б) схеме рефлекторной дуги;

в) схеме условного рефлекса;

г) функциональной системе.

20. Классическая схема рефлекторной дуги по отношению к схеме рефлекторного кольца:

а) является частным случаем;

б) является более общим случаем;

в) является разновидностью;

г) не является частью рефлекторного кольца.

21. Между уровнем развития нервной системы живого существа и сложностью его взаимодействия с внешним миром существует:

а) прямая зависимость;

б) обратная зависимость;

в) логарифмическая зависимость;

г) степенная зависимость.

22. Поведение– особая форма деятельности, согласно:

б) С.Л. Рубинштейну;

23. По С.Л. Рубинштейну, единицей анализа поведения является:

24. Формально-динамическую сторону поведения характеризует(ют):

25. Выработка всякой новой реакции начинается со случайных проб и продолжается до тех пор, пока одна из них не приведет к успеху согласно принципу:

б) диадического взаимодействия;

в) проб и ошибок;

г) рефлекторной дуги.

26. Представление о поведении как совокупности эмоциональных и вербальных реакций лежит в основе концепции психики:

27. Положение о взаимообусловленности процессов экстериоризации и ин-териоризации включает в себя концепция психики:

28. Базисной характеристикой психической реальности в целом и отдельных ее составляющих не является:

29. Первым, кто признал, что развитие человека продолжается и во взрослом состоянии, был:

30. Свойство, которое обозначает способность отражать отраженное – размышлять над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, – называется:

5. Научение

1. Научение не является:

а) постепенным и скачкообразным изменением поведения;

б) изменением поведения, не являющегося непосредственным следствием созревания организма;

в) приобретением опыта;

г) врожденным рефлексом.

2. Понятие "научение" возникло в отрасли психологии:

3. Теорию научения разработал:

4. Термин "социальное научение" возник:

а) в когнитивной психологии;

б) в гештальтпсихологии;

в) в бихевиоризме;

г) в неофрейдизме.

5. Четырехступенчатую модель научения и воспроизведения предложил:

6. Дж. Роттер является автором:

а) теории социального научения;

б) социально-когнитивной теории личности;

в) ассоциативной теории научения;

г) операциональной теории научения.

7. Аккомодация и ассимиляция как две составляющие адаптации были выделены:

8. Адаптация может не осуществляться на уровне:

9. Самый простой вид научения – это:

б) классическое обусловливание;

в) оперантное обусловливание;

г) комплексное научение.

10. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ, – это:

б) викарное научение;

в) оперантное научение;

г) условно-рефлекторное научение.

11. Специфическая форма научения, процесс фиксации информации в памяти называется:

12. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:

г) учебная деятельность.

13. В общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения проявляется:

14. Часто термин "инстинкт" не является синонимом понятия:

а) генетически фиксированное;

б) наследственно закрепленное;

в) врожденное (поведение, действие и т. п.);

г) внешне обусловленное.

15. Для инстинктов не характерна:

в) биологическая целесообразность;

16. Инстинктивное поведение достигает максимума:

а) у кишечнополостных;

в) у птиц и млекопитающих;

а) всегда врожденные проявления;

б) встречаются только у низших животных;

в) имеют мало отношения к выживанию;

г) простейшие сенсомоторные акты.

18. Термин "условный рефлекс" предложен:

г) В.М. Бехтеревым.

19. Систему условно-рефлекторных реакций, обеспечивающих устойчивую и целесообразную связь организма с внешней средой в данных относительно устойчивых условиях, при повторяющихся факторах принято называть:

в) динамическим стереотипом;

г) социальной дистанцией.

20. Когда ранее приобретенный индивидуальный опыт влияет на последующее его формирование, мы говорим:

б) о латентном научении;

21. Формирование нового поведения путем воспроизводства чужих действий принято называть:

рефлекторная дуга (син. рефлекторный путь — нрк) — совокупность образований, необходимых для осуществления рефлекса; состоит из рецептора, эффектора и соединяющих их нервных структур.
рефлекторная дуга моносинаптическая — Р. д., не имеющая в своем составе вставочных нейронов.
рефлекторная дуга полисинаптическая — Р. д. с одним или несколькими вставочными нейронами.

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА, совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса. Впервые термин "Р. д.", или "нервная дуга", введён в 1850 . смотреть

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса. В состав Р. д. входят: нервные окончания, воспринимающие раз. смотреть

(син. рефлекторный путь — нрк)совокупность образований, необходимых для осуществления рефлекса; состоит из рецептора, эффектора и соединяющих их нервны. смотреть

совокупность нервных образований, участвующих в рефлексе; включает рецептор (воспринимающий раздражение аппарат), центростремительные (афферентные) волокна (проводящие нервный импульс в центр), нервные центры (средоточие переработки информации), центробежные (эфферентные) волокна (осуществляющие ответ), исполнительный орган (мышца, железа и др.). смотреть

Гипотетическая нервная единица, представляющая функционирование рефлекса. Эта абстрактная дуга схематично представлена сенсорным (афферентным) нейроном, стимулируемым физической энергией, и моторным (эфферентным) нейроном, к которому импульс проводится через промежуточный нейрон. Также называется рефлекторной цепью. смотреть

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА (от лат. reflexus, a, um повернутый назад, отраженный) — нервный путь, по которому проходит ответная реакция организма на раздражение рецепторов. В ней различают рецептор, афферентный путь, путь в пределах центральной нервной системы, эфферентный путь и реагирующий орган (эффектор).

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА (нервная дуга), совокупность нервных образований, участвующих в рефлексе. Включает рецепторы, центростремительные (афферентные) волокна, нервный центр, центробежные (эфферентные) волокна, исполнительный орган (мышца, железа и др.).

РЕФЛЕКТОРНАЯ дуга (нервная дуга) - совокупность нервных образований, участвующих в рефлексе. Включает рецепторы, центростремительные (афферентные) волокна, нервный центр, центробежные (эфферентные) волокна, исполнительный орган (мышца, железа и др.).
. смотреть

- (нервная дуга) - совокупность нервных образований,участвующих в рефлексе. Включает рецепторы, центростремительные(афферентные) волокна, нервный центр, центробежные (эфферентные) волокна,исполнительный орган (мышца, железа и др.). смотреть

(нервная дуга), совокупность нерв. образований, участвующих в рефлексе. Включает: рецепторы, центростремит. (афферентные) волокна, нерв. центр. центроб. смотреть

(син. рефлекторный путь нрк) - совокупность образований, необходимых для осуществления рефлекса; состоит из рецептора, эффектора и соединяющих их нервных структур. смотреть

Путь нервных импульсов от рецепторов до исполнительного органа. Состоит из афферентного, эфферентного отделов и области замыкания дуги.

reflex arc, reflex circuit, neural circuit, neural transit

а) тела, разума и поведения

б) научением и инстинктивным поведением

в) не осознанными мыслями

г) мистическим опытом

  1. К основным свойствам психики в современной отечественной психологии относится(-ятся) …

а) психическое отражение и регуляция поведения и деятельности

б) ощущение и восприятие мира

в) отражение только существенных связей между явлениями

г) постижение истины

  1. Душа является(-лась) предметом изучения психологии на _______ этапе.

  1. Учение, согласно которому психика является атрибутом всех живых организмов, следовательно, присуща не только человеку, но животным и растениям, называется …

  1. Многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных это …

г) педагогическая психология

  1. Вершиной античного материализма был ___________ материализм.

  1. По Ананьеву метод продольных срезов или лонгитюдный метод относится к

а) интерпретационным методам

б) методам организации исследования

в) методам обработки данных

г) эмпирическим методам

  1. Какой из следующих методов исследования по Дружинину будет непосредственным пассивным?

. о поведении. Предметом психологии является не сознание, а человек, реакция орг-ма на окр среду. Основатель Джон Уотсон. Бихевиоризм признавал 2 метода исследования поведения (изучение сознания . планирование и организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации поведения человека) и эксперимент .

  1. Совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса, — это:

а) рефлекторная дуга;

б) рефлекторное кольцо;

в) безусловный рефлекс;

г) условный рефлекс.

  1. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений.

в) метод экспертных оценок

  1. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:

б) методом сравнения;

в) методом социальных единиц;

  1. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

б) Г. Эббингаузом;

  1. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу в 1879 г.
  2. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России известна с 1885 г.
  3. Укажите ТОЛЬКО фамилию известного отечественного ученого-психолога, открывшего первую экспериментальную психологическую лабораторию: Бехтерев
  4. Представителями гуманистической психологии являются …

  1. Главной категорией, которую И. М. Сеченов положил в основу создаваемой им психологии, явилось понятие …

Интегративная и координационная деятельность нервной клетки Элементарной единицей ЦНС является нейрон, клеточная мембрана которого представляет поле, на котором происходит интеграция синаптических влияний. Этот первый уровень интеграции осуществляется в результате взаимодействия возбуждающих (ВПСП) и тормозных (ТПСП) постсинаптических потенциалов, которые генерируются при активации .

  1. Закон высшей нервной деятельности, заключающийся в том, что на периферии одного очага всегда возникает процесс с обратным знаком, называется законом …

а) взаимной индукции нервных процессов

б) образования временной нервной связи

в) угасания временной нервной связи

г) системности в работе коры головного мозга

  1. Вставьте недостающие слова. Теория Фрейда развилась из его раннего опыта с больными (…), который(ая) уменьшалась под влиянием (…)

а) истерией; гипноза

б) истерией; вспоминания болезненного детского опыта

в) неврозом; гипноза

г) неврозом; вспоминания болезненного детского опыта

  1. Защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный, называется …

  1. Формирование нового поведения путем воспроизводства чужих действий принято называть:

г) социальной дистанцией.

  1. У низших животных наблюдаются очень примитивные формы поведе­ния, известные под названием:

  1. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внут­ренней) составляет суть:

  1. Интериоризация занимает особое место в работах:

  1. Интеллектуальные действия животных ______ и _______.

а) имеют примитивный характер

б) не являются следствием знания объективных законов природы

в) передаются от одного животного к другим

г) являются продуктом видового развития

  1. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету .

  1. Психологической характеристикой сознания является (выберите несколько вариантов ответа):

Раздел 2. Психические процессы

  1. Повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя это …

  1. Способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия определяется как:

  1. Согласно систематической классификации видов ощущений к интероцептивным ощущениям относится ощущение …

  1. Верно ли что интериоризация это переход внешнего действия в план сознания называется:

  1. Определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент, – это:

а) психическое состояние;

б) психическое свойство

в) психическая реакция

  1. Исключите несколько определений, которые не соответствуют психическому отражению

а) является фотографией окружающей действительности;

б) преломляется через индивидуальность человека;

в) обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

г) дает точную копию предметов и явлений окружающего мира.

. стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется . чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения . решение, исполнение, волевое усилие и т. д). Психическое состояние — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень .

  1. В восприятии движений участвуют _______, _______, вестибулярный, слуховой и другие анализаторы.

  1. К восприятию времени относится восприятие _______, _______.

а) характеризуется длительностью;

б) в ее развитии выделяются фазы тревоги, сопротивления, истощения;

в) сопровождается ослаблением волевого контроля над поведением;

г) переживается как напряжение, тревога, гнев, когда встречаются помехи, мешающие удовлетворению потребности.

  1. Объем памяти от 5 до 9 единиц информации характерен для ___________ памяти.

  1. Индивидуальные особенности памяти проявляются в ________, ______ ранее усвоенной информации.

а) скорости запоминания и забывания

б) длительности сохранения

в) скорости сохранения

г) отсутствии готовности к воспроизведению

  1. …память обусловлена интеллектуальной переработкой информации:

  1. Память, воображение, образное мышление включаются в…

а) сенсорно-перцептивный уровень;

б) уровень представлений

в) уровень воображений.

  1. По длительности сохранения информации выделяют ______ , _____ память.

  1. Установите соответствие между примерами и видами навыков.

1знание таблицы умножения

  1. Выберите несколько психических процессов не являющихся непосредственным отражением отдельных свойств предметов и явлений, в которых отсутствует непосредственное воздействие на органы чувств

  1. Вид умственной деятельности человека, в основе которого лежит деятельность воображения в процессе творчества, называется …

  1. Психический процесс, состоящий в создании новых образов на основе прошлых восприятий называется…

  1. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:

  1. Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:

  1. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют несколько функций:

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Сибирский государственный университет путей сообщения По дисциплине: “Концепции современного естествознания” Руководитель: доцент Сухарев Е.М. Выполнила студентка Андриянова Евгения МЛ-111 Новосибирск, 2011 Индивид Кого можно считать личностью? Индивид и индивидуальность Структура личности Возраст и становление личности «Человек - это многогранное .

  1. … речь является механизмом превращения субъективных смыслов в систему внешних речевых значений

  1. Понятийному мышлению свойственны:

б) сформированность логических операций;

г) отсутствие сформированности логических операций.

  1. Установите соответствие между отрицательными волевыми качествами личности и их проявлением на этапе принятия решения в волевом действии.

1 характеризуется принятием решения без стремления к выполнению

2связана с отсутствием принятия решения или часто меняющимся решением

3проявляется в принятии решения, данного извне

4выражается в легко меняющихся решениях

Хэмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром

  1. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется:

  1. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека это настроение
  2. К зрительным иллюзиям относятся …

а) переоценка вертикальных линий

б) неправильное восприятие величины предмета

в) точное восприятие предмета

  1. Чувствительность анализатора ограничивается _____ и _____ абсолютным порогом.

  1. Основанием классификации воображения на зрительное и слуховое является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) форма существования материи;

г) активность субъекта.

  1. Гиперболизация предполагает …

а) изменение величины объектов в сторону преувеличения

б) увеличение количества деталей объектов

в) воспроизведение образов предметов, сохраненных в памяти

г) повторение уже известных образов предметов и явлений

Раздел 3. Психические свойства личности

  1. Научная дисциплина, изучающая природное происхождение человека и его роль, изменчивость, строение тела человека во времени и территориально, называется …

  1. Направление в современной психологии, предметом изучения которого является уникальная, целостная личность человека, – это …

а) гуманистическая психология

б) когнитивная психология

  1. Когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели свидетельствует о …

а) завышенном уровне притязаний

б) целеустремленности субъекта

в) повышенном уровне тревожности

г) истероидной акцентуации характера

  1. Особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга, называются индивидуальными …

  1. Методологической основой теории деятельности является …

а) культурно-исторический подход

б) поведенческий подход

в) гуманистический подход

  1. Бессознательное начало проявляется в …

а) психических процессах

  1. Деятельность человека

а) носит инстинктивно-биологический характер;

б) характеризуется целенаправленностью;

в) имеет общественный характер;

г) является наследственно-закрепленной.

а) имеет сложное иерархическое строение;

б) процесс, направленный на реализацию цели;

в) одновременно является и актом поведения;

г) побуждается мотивом или совокупностью мотивов.

  1. Интересы – это эмоциональные проявления ________ потребностей человека.

а) исходная форма активности живых существ;

б) отражает отношение человека к миру, другим людям;

в) состояние объективной нужды организма в чем-либо;

г) возникает по поводу каких-либо событий.Действие

  1. Становление личности теории … обусловлено социальной средой:

  1. Верно ли что: воля неразрывно связана с мотивами и эмоциональными процессами?

  1. Избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к явлениям внешнего мира – это:

  1. Субъективное состояние человека, отражающее его нужду в чем-либо, называется:

  1. Ответьте, верно ли что понятие индивид включает биологически обусловленные характеристики человека.

  1. Способности развиваются на основе задатков, под которыми понимаются:

а) органические, анатомо-физиологические предпосылки;

б) знания и умения в конкретном виде деятельности;

в) общественнно-исторический опыт, усваиваемый человеком за весь период жизни.

б) формируется в результате усвоения человеком общественно-исторического опыта, накопленного человечеством;

в) психологическая неповторимость, единичность, выделенность из сообщества;

г) свободно, самостоятельно, ответственно определяет свое место в обществе.

  1. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо – это:

  1. Впишите ТОЛЬКО фамилию ученого-психолога, который разработал иерархическую пирамиду потребностей Маслоу
  2. Система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества проявляется в …

а) ценностных ориентациях

г) неосознаваемых мотивах

  1. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

  1. Основными компонентами темперамента являются _____ и _____.

  1. То, что характер должен соответствовать соматической (телесной) конституции человека, полагал:

  1. К. Леонгард изучал акцентуации характера:

а) у детей младшего школьного возраста;

г) у взрослых людей.

  1. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым не свойственно:

а) повышенная ранимость;

б) снижение способности к социальной адаптации;

в) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний;

г) повышение способности к социальной адаптации.

Раздел 4. Психология человеческих взаимоотношений

  1. Расположите в правильной последовательности элементы модели коммуникативного процесса.

б) 2сообщение (текст)

д) 5обратная связь

  1. Расположите виды сценариев, используемых в общении (по Э. Берну), от простых до сложных.

  1. Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми называется ___________ компетентностью:

  1. Свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, связанным с сопереживанием человеку, нуждающемуся в помощи, является …

  1. Одна из теорий альтруизма – теория социальных норм – выделяет 2 социальные нормы, способствующие оказанию помощи другим людям: …

а) норму взаимности

в) норму эстетики

г) норму этикета

  1. Мировоззрение, противоположное альтруизму, согласно которому единственным мотивом человеческих действий является стремление к личному благополучию, называется …

  1. В дошкольном возрасте, по В. С. Мухиной, развивается такая основная функция речи, как …

Детская способность к самостоятельному словообразованию называется …

  1. Кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем называют …

  1. Множество непосредственных контактов незнакомых людей называется __________ общением.

  1. Суть ____________ общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

  1. Дискуссия включает в себя ряд этапов …

а) 1вступление в контакт

б) 2уточнение мнений участников

в) 3конфронтация участников

г) 4установление согласия благодаря выбору оптимального решения

В основе деятельности нервной системы лежит рефлекс. Рефлекс - реакция организма на раздражения рецепторов, осуществляемая при посредстве нервной системы.

В конце 19 и начале 20 вв. были созданы карты расположения нервных центров и нервных путей в мозге, а также получены сведения об основных рефлекторных процессах и о локализации функций в мозге, с тех пор постоянно пополняемые и расширяемые (И. М. Сеченов, 1863; Н. А. Миславский, 1885; В. М. Бехтерев, 1903; И. П. Павлов, 1903; Ч. Шеррингтон, 1906; А. А. Ухтомский, 1911; И. С. Бериташвили, 1930; Л. А. Орбели, 1932; Дж. Фултон, 1932; Э. Эдриан, 1932; П. К. Анохин, 1935; К. М. Быков, 1941; Х. Мэгоун, 1946; и др.).

Все рефлекторные процессы связаны с распространением возбуждения по определённым нервным структурам — рефлекторным дугам.

В рефлекторную дугу входят:

1) нервные окончания, воспринимающие раздражения, — рецепторы. Рецепторы (лат. receptor — принимающий, от recipio — принимаю, получаю), специальные чувствительные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды организма и передающие информацию о действующем агенте в нервную систему

2) афферентные (центростремительные) нервные волокна — отростки рецепторных нейронов, осуществляющие передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему;

3) нервный центр, т. е. нейроны, воспринимающие возбуждение и передающие его эффекторным нейронам через соответствующие синапсы;

4) эфферентные (центробежные) нервные волокна, проводящие возбуждение от центральной нервной системы на периферию;

5) исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса.

Пример: коленный рефлекс возникает при ударе молоточком по плотной связке надколенника (по сухожилию четырехглавой мышцы бедра) ниже коленной чашечки. Рефлекторная дуга: бедренный нерв, II - IV поясничные сегменты спинного мозга. Ответная реакция - сокращение четырехглавого разгибателя бедра и разгибание голени.

Рис. 15 Схема рефлекторной дуги болевого рефлекса.

.Учение об условных рефлексах. Отличие условных рефлексов от безусловных.

И.П.Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы — врожденные ответные реакции организма, одинаковые у особей данного вида. Они характеризуются постоянной и однозначной связью между воздействием на тот или иной рецептор и определенной ответной реакцией, обеспечивающей приспособление организмов к стабильным условиям жизни.

Безусловные рефлексы осуществляются, как правило, с помощью спинного и низших отделов головного мозга.

Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций.

Условные рефлексы — приобретенные при жизни организма реакции в ответ на раздражение рецепторов; у высших животных и у человека. Это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя.

Условные рефлексы вырабатываются путем образования временных связей в коре головного мозга и служат механизмом приспособления к сложным изменчивым условиям внешней среды. По современным представлениям, условные рефлексы заканчивается не действием, а восприятием и оценкой его результата (обратная связь). Он имеет сигнальный характер, и организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным.

Например, в предстартовый период у спортсменов происходит перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения, и когда мышечная нагрузка начинается, организм уже к ней подготовлен.

Безусловные рефлексы Условные рефлексы
1. Врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения. 1. Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни.
2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям данного вида. 2. Индивидуальные.
3. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. 3. Непостоянны - могут возникать и исчезать.
4. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). 4. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий.
5. Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле. 5. Возникают на любые раздражители, действующие на разные рецептивные поля.

Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 1298 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.