Создатель высшей нервной системы

Иван Петрович Павлов (14.09.1849 - 27.02.1936) – самый известный российский физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятельности, академик Академии Наук СССР, лауреат Нобелевской премии по медицине.

С самого начала обучения Иван Петрович привлек внимание преподавательского состава свои живым и пытливым умом. На втором курсе ему была назначена обычная стипендия, а на третьем – императорская. В то время на факультете, на котором обучался Павлов, преподавали такие выдающиеся ученые, как Менделеев и Бутлер. Одной из первых научных работ молодого студента было исследование по физиологии нервов поджелудочной железы, проведенное совместно с Афанасьевым. За это исследование он получил золотую медаль совета университета.

Он представлял собой полную независимость и возможность полностью посвятить себя лабораторной работе. Благодаря этому он добился неожиданных научных и практических результатов в изучении физиологии кровообращения и пищеварения, а также в некоторых проблемах фармакологии, быстро стоящих как экспериментатор и теоретик, как организатор и руководитель очень обширных и сложных научных работ. Там он закончил учебу, чтобы получить звание доктора медицины, необходимое условие для выбора кафедры физиологии, которое, наконец, достигло в возрасте 41 года после нескольких бюрократических препятствий и чисто политического характера на данный момент русский народ жил.

Исследовательские работы молодого физиолога привлекли внимание широких научных кругов, вот почему в 1878-ом году он был приглашен С.П. Боткиным в его клинику. Не отвлекаясь от своих научных исследований, Павлов получил столь желанный диплом врача в 1879-ом году.

Благодаря этой поддержке в Институте экспериментальной медицины была завершена знаменитая Башня Безмолвия и для того, чтобы провести старую иллюзию Павлова об объединении теории и практики, они обосновались в своих институтах, клиниках нервных и психических заболеваний, рассчитывая на сотрудничество многочисленных технических специалистов и ученых.


На этом этапе важно отметить, что работа Павлова не только вращалась вокруг всего организма, но и физиологическо-патологоанатомическое отделение, которому он оставался верным более 60 лет и с которым он не пропустить его заботу о психиатрических проблемах у человека.

В 1884-ом году он отправился в Германию, где работал вместе с Р. Гейденгайном и К. Людвигом. Как затем отмечал в своей автобиографии сам ученый, его работа вместе с этими выдающимися физиологами многое ему дала в плане жизненного опыта и мировоззрения.

По возвращении на Родину, Павлов стал активно читать лекции в Военно-медицинской академии по тематике физиологии, а также стал часто печататься в российских и зарубежных журналах. За 12 лет работы в лаборатории клиники Боткина он стал видным физиологом, как в России, так и за рубежом.

Работа Павлова основана на существенной концепции, которую он пытался защитить как основную ось, вокруг которой должно было бы развиться объяснение самых сложных проявлений млекопитающих и человека, очевидно отраженных в полушариях головного мозга, как максимальное достижение нервного развития в мозге. животное царство. Концепция, к которой мы относимся, является, конечно, отражением. Его происхождение происходит от мудреца Декарта: вся деятельность организма - это необходимый отклик его на какого-то агента внешнего мира, в котором активный орган встречает данного агента в причинно-следственной связи, отношения, которые установлены определенный нервный путь.

В 1901-ом он стал членом-корреспондентом, а в 1907-ом действительным членом академии наук. Научное признание за рубежом вылилось в то, что он стал почетным членом сразу нескольких иностранных академий наук.

Рефлекторная идея нашла свое применение во всей центральной нервной системе и только остановилась в больших полушариях. Для Павлова это было всего лишь вопросом времени, когда сложные реакции организма вскоре были сведены к простой рефлекторной активности.

Кроме того, после событий 1928-1929 годов, связанных с выборами в Академию наук, когда государство стало напрямую указывать тех, кто должен войти в ее состав, Павлов перестал посещать заседания Академии и никогда больше в ней не появлялся.

Вторая предпосылка Сеченова установила существование центрального торможения, согласно которому стимул от внешнего мира может оставаться без ответа. Эти концепции, предложенные Сеченовым, были важны для психологии, поскольку они позволили механистическое объяснение всего человеческого поведения, в том числе добровольных. Ингибирующие механизмы коры могут прекрасно объяснить отсутствие корреляции между действиями человека и внешней стимуляцией.

До конца своих дней он вступал в активную оппозицию к государству по всем вопросам, которые касались науки. Он не стеснялся выражать свое недовольство, и открыто указывал на допущенные промахи и ошибки.

В 1936-ом, когда ученому было уже 87 лет, Иван Петрович простудился и заболел воспалением легких. Организм, уже ослабленный несколькими перенесенными до этого пневмониями, не выдержал и все усилия врачей спасти Павлова оказались тщетными.

При этом Сеченов погрузился в детерминизм в деятельность великих полушарий, объясняя мысли как отражения, действие которых приостановлено, а аффективные состояния - как интенсивные отражения диффузного облучения возбуждения, объясняя тем самым эмоциональные движения, вызванные слабыми раздражителями. Воля была сведена к простому неудовлетворенному эмоциональному отражению, и свободный выбор стал пустой иллюзией.

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823-1899), мать - Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826--1890).

Поэтому, восстановив это влияние, вполне понятно, что Павлов построил свою теорию вокруг отражения. Из декартова понятия он установил элементы, которые служат организму для его адаптации или непрерывного восстановления равновесия с окружающей его окружающей средой. Следующим шагом было рассмотрение так называемых инстинктов или реакций, которые принимают форму общего поведения животных, по существу аналогичных рефлексам.

Однако, хотя рефлексы являются основными нервными реакциями животного и человека, их недостаточно, чтобы обеспечить организму прочное, стабильное и полное существование, что легко продемонстрировать посредством абляции больших полушарий в любом организме, Например, собака.

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).

Таким образом, для Павлова условный рефлекс стал центральным явлением для физиологии, при помощи которого нормальная и патологическая активность больших полушарий может быть изучена все более точно и конкретно. Но не только стала важной концепцией для физиологии, но и для психологии.

В 1919-1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.

Его позитивистский детерминизм отвергал субъективные явления и интроспективный метод, заменяя их объективными явлениями или проявленным поведением и методом общественного наблюдения. Несмотря на эти сходства, Бехтерев сосредоточил свое внимание на движениях тела как зависимых переменных ответов, в то время как Павлов сосредоточился на висцеральных действиях, более точном при измерении, хотя результат более сложных препаратов: слюноотделение.

Бехтерев оправдал свой выбор на том основании, что адаптивное поведение у человека и животных осуществляется, главным образом, движениями тела, связанными с требованиями окружающей среды. Как и Павлов, Бехтерев был теоретиком стимула-ответа, но Павлов был прежде всего физиологом и не интересовался созданием новой психологической школы.

Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев и др.

Помимо этого и тонких различий в их терминологии, например, что для Бехтерева были связаны отражениями, поскольку Павлов был условным рефлексом, есть, как мы говорили, философские различия в фоне, которые стоит выделить. Чтобы получить более четкое представление об этих расхождениях, мы рассмотрим работу Павлова через объектив рефлексологии, используя превосходное изложение Шниермана фундаментальных понятий школы Бехтерева.

Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова

Этапы жизни

В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876-1878) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.

Рефлексология была определена как единственная строго объективная научная дисциплина, которая изучала человеческую личность, ее внешние проявления и объективные корреляции с окружающей средой. Рефлексология, как система и концепция мира, была разделена на разные отрасли: генетическую, коллективную, патологическую, индивидуальную, эволюционную рефлексологию и т.д.

Рефлексология, - сказал Бехтерев, - сидит одной ногой в биологии, а другая в социологии, и поэтому должна быть независимой научной дисциплиной, связывающей биологические и социологические знания, но не путаясь ни с одним из двух. Наконец, мы хотели бы в буквальном смысле объяснить, как школа Павлова определяется в глазах рефлексологии: Теория условных рефлексов настраивает ветвь физиологии нервной системы. Его охват - не вся система корреляций между личностью и окружающей средой, а только ее нервные механизмы.

1884-1886 - был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.

1890 - избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 - заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов - заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины.

1901 - Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук.

1904 - Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения

1925 - до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности является одним из первых научно-экспериментальных подходов, связавших психическую деятельность с внутренними физиологическими процессами.

Для изучения системы пищеварения, собаке была сделана сложнейшая операция. Был перерезан пищевод, а в отверстие в желудке была вживлена трубка, которая закрывалась пробкой. Это позволило начать эксперименты с мнимым кормлением животных.


Учение о темпераментах.
Вместе со своими сотрудниками И. П. Павлов проработал учение Гиппократа о темпераментах, представив его с позиции процессов раздражения и торможения в коре головного мозга. Физиологические основы темперамента были представлены четырьмя основными типами нервной системы:
Во-первых, нервная система подразделялась на сильную и слабую. Представители слабой нервной системы – меланхолики.
Во-вторых, представители сильного типа нервной системы, в свою очередь, разделялись на обладателей уравновешенной нервной системы и неуравновешенной. Обладателей сильной, но неуравновешенной нервной системы, в которой процессы раздражения преобладают над процессами торможения, отнесли к холерикам.
Представителей сильной и уравновешенной нервной системы по степени подвижности нервных процессов разделили на сангвиников (подвижная, сильная, уравновешенная) и флегматиков (слабоподвижная, но сильная и уравновешенная нервная система) (стр. 456–457) [1].
Помимо четырёх основных типов темперамента были предложены к рассмотрению ещё две дополнительные категории людей: художники и мыслители (художественного и аналитического склада ума) (стр. 411) [1].


Условный рефлекс – это ключевое понятие в учении о высшей нервной деятельности.
Это временная связь, которая образуется при определённых условиях в результате её подкрепления безусловным рефлексом (например пищей). Впоследствии поведение будет определяться теми сигналами, ассоциациями и командами, которые были образованы и закреплены у особи в качестве условных рефлексов.
Понятие условного рефлекса связывает сознание человека с работой больших полушарий головного мозга, предлагает рассматривать их взаимодействие как работу единого целого. Позволяет подходить к мышлению и поведению человека с позиции научной теории и материализма, а не с позиции действия высших потусторонних мистических сил. Впервые была экспериментально показана связь ассоциаций, переживаний и чувств с работой головного мозга, связь души и тела. В этом и заключается главная ценность учения о высшей нервной деятельности для психологии.
Впервые в своих опытах Павлов не только изменял существующие простейшие формы поведения, но и создавал новые временные связи (привычки). Тем самым была предоставлена научная экспериментальная база для зарождавшегося на Западе нового направления в психологии – бихевиоризма .

В ротовую полость собаке вживлялась трубка, в которую и собиралась слюна различного химического состава.
Автор фото Robert Lawton. Источник: контент изображений и фотографий свободной энциклопедии.

Ограничения теории Павлова.
Исследование высшей нервной деятельности в экспериментах И. П. Павлова ограничивалось изучением работы слюнной железы у собак. Уровень развития научных знаний в начале XX века не позволял сделать большего.
Проводя эксперименты над животными, И. П. Павлов со своими сотрудниками отмечали зависимость результатов экспериментов от особенностей характера конкретной особи. Возможность проводить прямую аналогию между исследованиями поведения животных и человека в этом плане представляет собой определённую сложность.

Литература:
1. И. П. Павлов. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности. [1]
2. И. П. Павлов. Лекции о работе главных пищеварительных желез.

Вернуться к меню навигации на главной странице сайта: Чем интересна психология?
Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.

Иван Петрович Павлов (14.09.1849 - 27.02.1936) – самый известный российский физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятельности, академик Академии Наук СССР, лауреат Нобелевской премии по медицине.

С самого начала обучения Иван Петрович привлек внимание преподавательского состава свои живым и пытливым умом. На втором курсе ему была назначена обычная стипендия, а на третьем – императорская. В то время на факультете, на котором обучался Павлов, преподавали такие выдающиеся ученые, как Менделеев и Бутлер. Одной из первых научных работ молодого студента было исследование по физиологии нервов поджелудочной железы, проведенное совместно с Афанасьевым. За это исследование он получил золотую медаль совета университета.

Он представлял собой полную независимость и возможность полностью посвятить себя лабораторной работе. Благодаря этому он добился неожиданных научных и практических результатов в изучении физиологии кровообращения и пищеварения, а также в некоторых проблемах фармакологии, быстро стоящих как экспериментатор и теоретик, как организатор и руководитель очень обширных и сложных научных работ. Там он закончил учебу, чтобы получить звание доктора медицины, необходимое условие для выбора кафедры физиологии, которое, наконец, достигло в возрасте 41 года после нескольких бюрократических препятствий и чисто политического характера на данный момент русский народ жил.

Исследовательские работы молодого физиолога привлекли внимание широких научных кругов, вот почему в 1878-ом году он был приглашен С.П. Боткиным в его клинику. Не отвлекаясь от своих научных исследований, Павлов получил столь желанный диплом врача в 1879-ом году.

Благодаря этой поддержке в Институте экспериментальной медицины была завершена знаменитая Башня Безмолвия и для того, чтобы провести старую иллюзию Павлова об объединении теории и практики, они обосновались в своих институтах, клиниках нервных и психических заболеваний, рассчитывая на сотрудничество многочисленных технических специалистов и ученых.


На этом этапе важно отметить, что работа Павлова не только вращалась вокруг всего организма, но и физиологическо-патологоанатомическое отделение, которому он оставался верным более 60 лет и с которым он не пропустить его заботу о психиатрических проблемах у человека.

В 1884-ом году он отправился в Германию, где работал вместе с Р. Гейденгайном и К. Людвигом. Как затем отмечал в своей автобиографии сам ученый, его работа вместе с этими выдающимися физиологами многое ему дала в плане жизненного опыта и мировоззрения.

По возвращении на Родину, Павлов стал активно читать лекции в Военно-медицинской академии по тематике физиологии, а также стал часто печататься в российских и зарубежных журналах. За 12 лет работы в лаборатории клиники Боткина он стал видным физиологом, как в России, так и за рубежом.

Работа Павлова основана на существенной концепции, которую он пытался защитить как основную ось, вокруг которой должно было бы развиться объяснение самых сложных проявлений млекопитающих и человека, очевидно отраженных в полушариях головного мозга, как максимальное достижение нервного развития в мозге. животное царство. Концепция, к которой мы относимся, является, конечно, отражением. Его происхождение происходит от мудреца Декарта: вся деятельность организма - это необходимый отклик его на какого-то агента внешнего мира, в котором активный орган встречает данного агента в причинно-следственной связи, отношения, которые установлены определенный нервный путь.

В 1901-ом он стал членом-корреспондентом, а в 1907-ом действительным членом академии наук. Научное признание за рубежом вылилось в то, что он стал почетным членом сразу нескольких иностранных академий наук.

Рефлекторная идея нашла свое применение во всей центральной нервной системе и только остановилась в больших полушариях. Для Павлова это было всего лишь вопросом времени, когда сложные реакции организма вскоре были сведены к простой рефлекторной активности.

Кроме того, после событий 1928-1929 годов, связанных с выборами в Академию наук, когда государство стало напрямую указывать тех, кто должен войти в ее состав, Павлов перестал посещать заседания Академии и никогда больше в ней не появлялся.

Вторая предпосылка Сеченова установила существование центрального торможения, согласно которому стимул от внешнего мира может оставаться без ответа. Эти концепции, предложенные Сеченовым, были важны для психологии, поскольку они позволили механистическое объяснение всего человеческого поведения, в том числе добровольных. Ингибирующие механизмы коры могут прекрасно объяснить отсутствие корреляции между действиями человека и внешней стимуляцией.

До конца своих дней он вступал в активную оппозицию к государству по всем вопросам, которые касались науки. Он не стеснялся выражать свое недовольство, и открыто указывал на допущенные промахи и ошибки.

В 1936-ом, когда ученому было уже 87 лет, Иван Петрович простудился и заболел воспалением легких. Организм, уже ослабленный несколькими перенесенными до этого пневмониями, не выдержал и все усилия врачей спасти Павлова оказались тщетными.

При этом Сеченов погрузился в детерминизм в деятельность великих полушарий, объясняя мысли как отражения, действие которых приостановлено, а аффективные состояния - как интенсивные отражения диффузного облучения возбуждения, объясняя тем самым эмоциональные движения, вызванные слабыми раздражителями. Воля была сведена к простому неудовлетворенному эмоциональному отражению, и свободный выбор стал пустой иллюзией.

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823-1899), мать - Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826--1890).

Поэтому, восстановив это влияние, вполне понятно, что Павлов построил свою теорию вокруг отражения. Из декартова понятия он установил элементы, которые служат организму для его адаптации или непрерывного восстановления равновесия с окружающей его окружающей средой. Следующим шагом было рассмотрение так называемых инстинктов или реакций, которые принимают форму общего поведения животных, по существу аналогичных рефлексам.

Однако, хотя рефлексы являются основными нервными реакциями животного и человека, их недостаточно, чтобы обеспечить организму прочное, стабильное и полное существование, что легко продемонстрировать посредством абляции больших полушарий в любом организме, Например, собака.

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).

Таким образом, для Павлова условный рефлекс стал центральным явлением для физиологии, при помощи которого нормальная и патологическая активность больших полушарий может быть изучена все более точно и конкретно. Но не только стала важной концепцией для физиологии, но и для психологии.

В 1919-1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.

Его позитивистский детерминизм отвергал субъективные явления и интроспективный метод, заменяя их объективными явлениями или проявленным поведением и методом общественного наблюдения. Несмотря на эти сходства, Бехтерев сосредоточил свое внимание на движениях тела как зависимых переменных ответов, в то время как Павлов сосредоточился на висцеральных действиях, более точном при измерении, хотя результат более сложных препаратов: слюноотделение.

Бехтерев оправдал свой выбор на том основании, что адаптивное поведение у человека и животных осуществляется, главным образом, движениями тела, связанными с требованиями окружающей среды. Как и Павлов, Бехтерев был теоретиком стимула-ответа, но Павлов был прежде всего физиологом и не интересовался созданием новой психологической школы.

Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев и др.

Помимо этого и тонких различий в их терминологии, например, что для Бехтерева были связаны отражениями, поскольку Павлов был условным рефлексом, есть, как мы говорили, философские различия в фоне, которые стоит выделить. Чтобы получить более четкое представление об этих расхождениях, мы рассмотрим работу Павлова через объектив рефлексологии, используя превосходное изложение Шниермана фундаментальных понятий школы Бехтерева.

Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова

Этапы жизни

В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876-1878) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.

Рефлексология была определена как единственная строго объективная научная дисциплина, которая изучала человеческую личность, ее внешние проявления и объективные корреляции с окружающей средой. Рефлексология, как система и концепция мира, была разделена на разные отрасли: генетическую, коллективную, патологическую, индивидуальную, эволюционную рефлексологию и т.д.

Рефлексология, - сказал Бехтерев, - сидит одной ногой в биологии, а другая в социологии, и поэтому должна быть независимой научной дисциплиной, связывающей биологические и социологические знания, но не путаясь ни с одним из двух. Наконец, мы хотели бы в буквальном смысле объяснить, как школа Павлова определяется в глазах рефлексологии: Теория условных рефлексов настраивает ветвь физиологии нервной системы. Его охват - не вся система корреляций между личностью и окружающей средой, а только ее нервные механизмы.

1884-1886 - был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.

1890 - избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 - заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов - заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины.

1901 - Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук.

1904 - Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения

1925 - до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.

Высшая нервная деятельность головного мозга высших животных обеспечивает поведение животного во внешнем мире, соответствующее условиям жизни. Низшая нервная деятельность обеспечивает рефлекторную саморегуляцию работы всех внутренних органов. П. П. Павлов, как это видно из его определения, противопоставлял высшую нервную деятельность низшей нервной деятельности. Однако, вопреки этому утверждению И. П. Павлова, получило распространение отождествление высшей нервной деятельности с низшей. В единстве обоих видов нервной деятельности, т. е. в единстве двигательных и вегетативных рефлексов, ведущая роль принадлежит двигательным рефлексам, которые определяют рефлекторную саморегуляцию работы сердечнососудистой, пищеварительной и других систем внутренних органов. Ведущая роль двигательных рефлексов обеспечивается моторно-церебральными и моторно-висцеральными рефлексами.

Высшая нервная деятельность животного организма состоит из условных и безусловных рефлексов. Образование условных рефлексов без безусловных невозможно.

И. П. Павлов подчеркивал, что у высших животных органом высшей нервной деятельности являются большие полушария и подкорковые центры.

Высшая нервная деятельность — объединенная функция больших полушарий головного мозга и подкорковых центров.

Взрослые собаки без коры больших полушарий теряют все приобретенные в течение жизни условные рефлексы. Они не реагируют на свою кличку, на хозяина и т. д. Следовательно, связь такой собаки с внешним миром резко нарушена. Но и после полного удаления коры больших полушарий у них могут быть образованы условные двигательные рефлексы (Г. П. Зеленый и С. С. Полтырев, 1929; Н. Н. Дзидзишвили, 1959). Многими авторами установлено, что у кроликов, кошек и собак после удаления коры больших полушарий образуются условные вегетативные рефлексы.

После удаления неокортекса у кошек и собак вырабатываются двигательные пищевые и оборонительные условные рефлексы, а если дополнительно удаляются палео- и архикортекс, то возможность образования настоящих условных рефлексов значительно уменьшается, и у животных, у которых удалены большие полушария и сохранены зрительные бугры, условные рефлексы образуются только в редких случаях и при этом сильно отличаются от настоящих (Г. П. Зеленый. 1930). У кошек после полного удаления неокортекса при сохранении подкорковых центров вырабатываются условные зрительные и слуховые двигательные рефлексы, оборонительные и пищевые (Н, Ю. Беленков, 1950, 1953), сердечные и дыхательные (В. А. Сосенков, 1959, 1961).

У кошек после удаления новой коры больших полушарий замыкание условных рефлексов может происходить в поясной извилине и гиппокампе, но в отличие от условных рефлексов новой коры условные рефлексы древней коры не упрочиваются (М. А. Нуцубидзе, 1963). Следовательно, для образования условных рефлексов необходима древняя и старая кора, которая создает эмоциональный фон, необходимый для выработки условных рефлексов, и содержит широкое представительство всех афферентных систем. Раздражение древней и старой коры тормозит протекающую условно-рефлекторную реакцию.

Повреждением или раздражением доказано, что в образовании условных рефлексов важная роль принадлежит обонятельным областям коры (О. Затер и др., 1959), гиппокампу (Э. Граштьян, К. Лишшак, 1956, 1959), ядрам полосатого тела (Роиг и др., 1959). Удаление гиппокампа не изменяет скорости образования условных пищевых рефлексов, но затрудняет их упрочение, так как резко усиливается ориентировочная реакция вследствие выпадения тормозящего влияния гиппокампа на ретикулярную формацию. Удаление гиппокампа нарушает внутреннее торможение условных рефлексов, затрудняет выработку отставленных условных рефлексов или кратковременной памяти.

После повреждения гиппокампа невозможно образование условных оборонительных рефлексов. Гиппокамп и миндалевидные ядра раньше рассматривались как часть обонятельного мозга, теперь их считают областями, регулирующими висцеральные функции, и полагают, что через них проходит часть корковых путей, по которым распространяется эмоциональное возбуждение. Гиппокамп тормозит ретикулярную формацию и влияет на образование условных рефлексов лишь через ее посредство (Э. Граштьян, К. Лишшак, 1956, 1959).

Удаление у собак коленной части передней поясной извилины растормаживает тормозные пищевые двигательные рефлексы, а удаление задних отделов поясной извилины не оказывает влияния на эти рефлексы. Эти факты привели к заключению, что коленная часть передней поясной извилины — одна из наиболее важных областей торможения некоторых аффективных реакций (голода, жажды, ярости и др.). Удаление миндалевидных ядер вызывает у животных нарушения нормального поведения, соответствующего ситуации (С. Брутковский, 1961, 1962). Удаление миндалевидных ядер почти не изменяет пищевые условные рефлексы и ведет к исчезновению оборонительных, которые восстанавливаются с трудом.

Полное удаление коры больших полушарий невозможно, так как после операции остается значительная часть древней коры (обонятельная область). После удаления коры и местных повреждений специфических и неспецифических ядер таламуса, а также гиппокампа и миндалевидного ядра условный пищевой слюноотделительный рефлекс не изменялся, а при местном разрушении ретикулярной формации среднего мозга этот рефлекс исчезал, соответствующий же безусловный рефлекс сохранялся (Эриандес-Пеон, 1956). Это доказывает, что условные пищевые рефлексы осуществляются при обязательном участии ретикулярной формации среднего мозга.

После двустороннего удаления премоторных зон коры больших полушарий у собак образуются условные двигательные рефлексы на движения пищеварительного канала, но в 30-40% случаев они заторможены (С. И. Гальперин, 1941, 1960).

Резкие нарушения внутреннего торможения слюнных и двигательных условных рефлексов после удаления передних частей лобных долей у собак обнаружили Ю. Конорский, С. Брутковский (1952-1959).

В школе Л. А. Орбели показано, что после двустороннего удаления лобных долей и повреждения разных участков зрительных бугров и подбугровой области у собак наступают разнообразные нарушения условных и безусловных слюнных и двигательных рефлексов (Н. А. Шустин, 1951, 1959; В. С. Дерябин, 1938, 1946; М. Ф. Васильев, 1941, 1946).

Двустороннее повреждение у собак срединной или передней группы ядер зрительных бугров резко уменьшает условные пищевые слюнные рефлексы, но незначительно изменяет безусловные пищевые и условные проприоцептивные пищевые двигательные рефлексы (П. А. Шустин, 1967).

Образование условных рефлексов облегчается при возбуждении симпатических ядер подбугровой области, а после повреждения этих ядер условные оборонительные рефлексы исчезают.

Нарушения условных рефлексов были обнаружены и после повреждения ретикулярной формации (Ю. Унгер и др., 1959). У кошек после двустороннего разрушения хвостатых ядер условные рефлексы восстанавливаются.

В настоящее время в хронических экспериментах на животных широко используется вживление микроэлектродов как для раздражения различных участков мозга, например ретикулярной формации, так и для отведения с них потенциалов при раздражении других участков мозга или при образовании условных рефлексов. В этих экспериментах доказательства образования условных рефлексов в ретикулярной формации, а не в коре больших полушарий получены при одновременном отведении потенциалов от коры и от ретикулярной формации (Гасто, Фессар, Иошии, 1957).

Таким образом, факты доказывают, что после удаления новой коры больших полушарий условные рефлексы могут образоваться в древней и старой коре и в подкорковых центрах головного мозга. Мнение о том, что условные рефлексы образуются у животных только в коре больших полушарий, противоречит также бесспорным фактам образования условных рефлексов у животных, у которых нет коры больших полушарий (насекомые, рыбы и др.). И. П. Павлов на основании этих фактов утверждал, что высшая нервная деятельность имеется у всех животных, обладающих нервной системой, и осуществляется высшим отделом нервной системы данного животного организма. В этом состоит общебиологическое значение учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов — создатели нового этапа в изучении физиологии головного мозга

Основная идея теории высшей нервной деятельности состоит в том, что внешний материальный мир действует на органы чувств, из которых нервные импульсы поступают в головной мозг и вызывают его отражательную или рефлекторную деятельность.

И. П. Павлов экспериментально обосновал рефлекторную теорию деятельности головного мозга. Законы высшей нервной деятельности, открытые павловской школой, имеют значение для Понимания образования у детей новых навыков, особенно в младенчестве и раннем детском возрасте, а также для дальнейшего изучения высшей нервной деятельности взрослых людей. И. П. Павлов не отрицал значения психологии для познания внутреннего мира человека и призывал физиологов и психологов к совместной дружной работе по изучению функций нервной системы.

Рефлекторная теория И. М. Сеченова и И. П. Павлова представляет собой материалистический детерминизм в изучении функций центральной нервной системы и является основой дальнейшего развития физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Основные принципы рефлекторной теории: 1) детерминизм — каждый процесс в головном мозге вызывается материальными изменениями, происходящими вне и внутри организма; 2) структурность — функции головного мозга связаны с его строением и 3) физиологические — анализ и синтез. Это принципы диалектического материализма.

Естественнонаучный объективный метод изучения высшей нервной деятельности. Его значение для материалистической физиологии

Метод условных рефлексов И. П. Павлова основан на том, что нервный процесс в больших полушариях головного мозга возникает только при раздражении рецепторов. Это раздражение вызывается действием внешнего материального мира (существующего вне человека и независимо от его сознания) на внешние рецепторы, расположенные на поверхности тела. Значительно более скромную роль в возникновении нервного процесса в больших полушариях играют раздражения рецепторов внутренних органов, а также нервно-гуморальные химические раздражители.

Метод условных рефлексов позволяет изучать деятельность головного мозга здорового неповрежденного животного, а также человека в нормальных естественных условиях. Это метод естественнонаучного исследования функций высшего отдела нервной системы. Знание строения головного мозга и основных законов деятельности центральной нервной системы и точный учет качества раздражителей, их интенсивности и продолжительности действия на рецепторы, а также времени появления рефлекса, его характера и величины позволили раскрыть основные законы высшей нервной деятельности.

Показателями высшей нервной деятельности служат прежде всего сокращения скелетной мускулатуры — двигательные рефлексы, а у человека — и функция речи. В последние годы в качестве показателей высшей нервной деятельности стали пользоваться и потенциалами больших полушарий.

Показателями высшей нервной деятельности могут служить и вегетативные рефлексы: изменения сердечной деятельности, кровяного давления, дыхания, секреции и др.

Естественнонаучное изучение сходства и различий функций высшего отдела нервной системы у животных, стоящих на разных ступенях эволюционного развития, дает основной материал для предыстории сознания как высшей формы психики, присущей человеку.

Метод И. П. Павлова и его труды по высшей нервной деятельности животных позволяют исследовать коренные, качественные особенности деятельности мозга человека и составляют одну из естественнонаучных основ диалектико-материалистического мировоззрения. Философия диалектического материализма неизменно опирается на них в идеологической борьбе с идеалистическими и метафизическими представлениями.

Диалектический материализм не отрывает субъективное от объективного, но и не отождествляет их. Поэтому деятельность головного мозга человека нужно изучать также и методами материалистической психологии, исследовать общественно-историческую сущность психики человека, раскрыть роль труда, речи и практики в формировании психики человека и активный характер сознания. Необходимо преодолеть разрыв в творческой деятельности физиологов и психологов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.