Сознание и его нервный телесный субстрат

2) Психофизиологическая идентичность –полное отождествление психического с физиологическим. Примером такого подхода может служить метафора: “Мозг вырабатывает мысль, как печень – желчь”.

3) Психофизиологическое взаимодействие – идеалистический подход к психофизической проблеме, согласно которому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга и взаимодействующие между собой. Дуализм этой концепции (восходящей к Р. Декарту) несовместим с научным объяснением психической регуляции поведения человека как целостного существа.

Эволюция представлений о рефлексе.Высказанная Декартом идея о рефлекторном принципе организации простейших поведенческих актов нашла свое плодотворное развитие в дальнейших исследованиях, в том числе направленных на преодоление психофизиологического параллелизма. Большую роль в этом сыграл выдающийся русский физиолог И.М.Сеченов. Он обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга. Сеченов утверждал, что психические акты носят такой же строго закономерный и детерминированный характер, как и акты, считающиеся чисто нервными.

Он ввел представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными имеется множество сложных рефлексов - это рефлексы с усиленным и задержанным концом, при которых происходит актуализация прошлого опыта. Мысль по Сеченову – это психический рефлекс с задержанным окончанием, развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а психический рефлекс с усиленным окончанием – это аффект или эмоция. Он ввел также представление о психическом элементе – интегральной части рефлекторного процесса, благодаря которому организм может активно приспосабливаться к среде. Рассматривая психическое чувствование как неотъемлемый элемент внутренней структуры рефлекса, Сеченов прочно связал понятие психического с рефлексом, обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности.

В дальнейшем в исследованиях И.П.Павлова и его школы исследования рефлекторной деятельности мозга получили глубокое теоретико-экспериментальное развитие.

Вопрос № 3. Современные представления о соотношении психического и физиологического.

Несмотря на многие достижения психофизиологии особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не отошел в прошлое. Выдающиеся физиологи ХХ века Шеррингтон, Эдриан, Пенфилд, Эклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Согласно их мнению, при изучении нервной деятельности не надо принимать во внимание психические явления, а мозг нужно рассматривать как механизм, деятельность определенных частей которого параллельна разным формам психической деятельности. Целью психофизиологического исследования в таком случае должно являться выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.

Взаимосвязь психики и мозга.Многочисленные клинические и экспериментальные данные, накопленные в науке в последние десятилетия, свидетельствуют, что между психикой и мозгом существует тесная диалектическая взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества (в том числе наркотики); “электрически” - с помощью вживленных электродов; анатомически, прооперировав мозг. Клинические исследования показали, что химические или электрические манипуляции с определенными участками головного мозга человека изменяют состояние сознания, вызывая различные ощущения, галлюцинации и эмоции.

Таким образом, экспериментально подтверждено влияние внешних физико-химических воздействий на психику. Более того, в последнее время все больше накапливается данных о том, что психологические состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием того или иного химического вещества в мозге.

С другой стороны, все, что глубоко затрагивает психику, отражается также и на мозге, и на всем организме. Известно, что горестные переживания, сильная депрессия могут привести к телесным (психосоматическим) заболеваниям. Гипноз может вызвать различные соматические расстройства и, наоборот, способствовать излечению. Широко известны поразительные эксперименты, которые проделывают йоги со своим организмом. Более того, такие психокультурные явления, как нарушение “табу” или колдовство у примитивных народов, могут вызвать смерть даже у здорового человека. Есть свидетельства, что религиозные чудеса (явления Богоматери, Святых икон и т.п.) способствовали исцелению больных с различной симптоматикой. Интересно в этой связи, что эффект плацебо, т.е. эффект нейтрального вещества, которое применяется вместо ультрасовременного лекарства, действен для одной трети больных независимо от их социального статуса, культурного уровня, вероисповедания или национальности.

В целом, приведенные выше факты однозначно свидетельствуют о том, что столь тесную взаимосвязь между мозгом и психикой нельзя объяснить с позиций психофизиологического параллелизма. Важно, однако, подчеркнуть и другое. Отношение психики к мозгу нельзя понимать как отношение продукта к производителю, следствия к причине, поскольку продукт (психика) часто очень эффективно воздействует на своего производителя – мозг. Таким образом, между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, по-видимому, существует диалектическая причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения.

Таким образом, современные варианты решения психофизиологической проблемыможно систематизировать следующим образом:

1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга.

В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, а только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности.

2. Психическое – это особый (высший класс) вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое – это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее, не тождественно ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы “мозг-психика” произошли в результате внедрения в психофизиологию системного подхода.

Суть психофизиологической проблемы– в соотношении мозга и психики, психического и физиологического. Психофизиологическая проблема является частным аспектом проблемы психофизической, в центре которой – вопрос о месте психического в природе, о соотношении психических и материальных явлений. Психофизическая проблема стала уступать место в психологии психофизиологической проблеме с XVII века, что связано с развитием медицины. С конца XIX века о психофизической проблеме практически перестали говорить.

Психофизиологическая проблема- вопрос о соотношении психических и физиологических процессов в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии.

Проблема соотношения психики и мозга, души и тела, разведения их по разным уровням бытия имеет глубокие исторические традиции, прежде всего традиции европейского мышления, отличные от восточных систем миросозерцания. В европейской традиции термины “душа” и “тело” впервые стал рассматривать с научных позиций выдающийся философ и врач Рене Декарт, живший в XVII веке. По представлению Декарта, тело – это автомат, действующий по законам механики и только при наличии внешних стимулов. Именно Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведенческого акта (хотя сам термин “рефлекс” был предложен спустя столетие). Душа, напротив, - особая сущность (субстанция), состоящая из непротяженных явлений сознания – “мыслей”. Именно мысль является наиболее доступным объектом самонаблюдения. Отсюда знаменитое утверждение: “Я мыслю, следовательно, я существую”.

Декарт рассматривал душу и тело как две самостоятельные, независимые субстанции. Однако как душа может влиять на деятельность тела, так и тело, в свою очередь, способно сообщать душе сведения о внешнем мире. Для объяснения этого взаимодействия Декарт предположил, что в мозгу человека имеется специальный орган – шишковидная железа – посредник между душой и телом. Воздействие внешнего мира вначале передается нервной системой, а потом тем или иным способом “некто” (гомункулус) расшифровывает содержащуюся в нервной деятельности информацию. Учение Декарта получило название дуализма Декарта.

Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Т.Гоббс и Б.Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел, но позитивно решить психофизиологическую проблему они не смогли. Гоббс предложил рассматривать ощущение как побочный предмет материальных процессов. Спиноза, полагая, что порядок идей тот же, что и порядок вещей, трактовал мышление и протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции – природы.

Выдающийся философ и математик Г.В.Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею психофизиологического параллелизма. Согласно его представлениям, душа и тело действуют независимо и автоматически в силу своего внутреннего устройства, но действуют удивительно согласованно и гармонично. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо. Итак, психофизиологический параллелизм –противопоставление психики и мозга как независимо существующих друг от друга явлений; вариант толкования психофизиологической проблемы, согласно которому психическое и физиологическое представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не связанных между собой отношениями причины и следствия.

Материалистическую интерпретацию психофизиологический параллелизм получил у Д.Гартли и других натуралистов. Психофизиологический параллелизм особую популярность приобрел в середине XIX в., когда с открытием закона сохранения энергии стало невозможно представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвинское учение требовало понимания психики как активного фактора регуляции жизненных процессов. Это привело к появлению новых вариантов концепции психофизиологического взаимодействия (У.Джеймс). В конце XIX – начале XX века получила распространение махистская трактовка психофизиологической проблемы, согласно которой душа и тело построены из одних и тех же “элементов”, а поэтому речь должна идти не о реальных взаимосвязях реальных явлений, а о корреляции между “комплексами ощущений”. В противоположность различным идеалистическим концепциям диалектический материализм трактует психофизиологическую проблему, исходя из понимания психики как особого свойства высокоорганизованной материи, которое возникает в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия.

Итак, первое решение психофизиологической проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы: психофизиологическая идентичность и психофизиологическое взаимодействие.

Психофизиологическая идентичность –полное отождествление психического с физиологическим. Примером такого подхода может служить метафора: “Мозг вырабатывает мысль, как печень – желчь”.

Психофизиологическое взаимодействие – идеалистический подход к психофизической проблеме, согласно которому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга и взаимодействующих между собой. Дуализм этой концепции (восходящей к Р.Декарту) несовместим с научным объяснением психической регуляции поведения человека как целостного существа.

Эволюция представлений о рефлексе.Высказанная Декартом идея о рефлекторном принципе организации простейших поведенческих актов нашла свое плодотворное развитие в дальнейших исследованиях, в том числе направленных на преодоление психофизиологического параллелизма. Большую роль в этом сыграл выдающийся русский физиолог И.М.Сеченов. Он обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга.

Сеченов утверждал, что психические акты носят такой же строго закономерный и детерминированный характер, как и акты, считающиеся чисто нервными. Он ввел представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными имеется множество сложных рефлексов - это рефлексы с усиленным и задержанным концом, при которых происходит актуализация прошлого опыта. Мысль, по Сеченову, – это психический рефлекс с задержанным окончанием, развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а психический рефлекс с усиленным окончанием – это аффект или эмоция. Он ввел также представление о психическом элементе – интегральной части рефлекторного процесса, благодаря которому организм может активно приспосабливаться к среде. Рассматривая психическое чувствование как неотъемлемый элемент внутренней структуры рефлекса, Сеченов прочно связал понятие психического с рефлексом, обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности.

В дальнейшем в исследованиях И.П.Павлова и его школы исследования рефлекторной деятельности мозга получили глубокое теоретико-экспериментальное развитие.

Современные представления о соотношении психического и физиологического.

Несмотря на многие достижения психофизиологии, особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не отошел в прошлое. Выдающиеся физиологи ХХ века Шеррингтон, Эдриан, Пенфилд, Эклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Согласно их мнению, при изучении нервной деятельности не надо принимать во внимание психические явления, а мозг нужно рассматривать как механизм, деятельность определенных частей которого параллельна разным формам психической деятельности. Целью психофизиологического исследования в таком случае должно являться выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.

Взаимосвязь психики и мозга.Многочисленные клинические и экспериментальные данные, накопленные в науке в последние десятилетия, свидетельствуют, что между психикой и мозгом существует тесная диалектическая взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества (в том числе наркотики); “электрически” - с помощью вживленных электродов; анатомически, прооперировав мозг. Клинические исследования показали, что химические или электрические манипуляции с определенными участками головного мозга человека изменяют состояние сознания, вызывая различные ощущения, галлюцинации и эмоции.

Таким образом, экспериментально подтверждено влияние внешних физико-химических воздействий на психику. Более того, в последнее время все больше накапливается данных о том, что психологические состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием того или иного химического вещества в мозге.

С другой стороны, все, что глубоко затрагивает психику, отражается также и на мозге, и на всем организме. Известно, что горестные переживания, сильная депрессия могут привести к телесным (психосоматическим) заболеваниям. Гипноз может вызвать различные соматические расстройства и, наоборот, способствовать излечению. Широко известны поразительные эксперименты, которые проделывают йоги со своим организмом. Более того, такие психокультурные явления, как нарушение “табу” или колдовство у примитивных народов, могут вызвать смерть даже у здорового человека. Есть свидетельства, что религиозные чудеса (явления Богоматери, святых икон и т.п.) способствовали исцелению больных с различной симптоматикой. Интересно в этой связи, что эффект плацебо, т.е. эффект нейтрального вещества, которое применяется вместо ультрасовременного лекарства, действен для одной трети больных независимо от их социального статуса, культурного уровня, вероисповедания или национальности.

В целом приведенные выше факты однозначно свидетельствуют о том, что столь тесную взаимосвязь между мозгом и психикой нельзя объяснить с позиций психофизиологического параллелизма. Важно, однако, подчеркнуть и другое. Отношение психики к мозгу нельзя понимать как отношение продукта к производителю, следствия к причине, поскольку продукт (психика) часто очень эффективно воздействует на своего производителя – мозг. Таким образом, между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, по-видимому, существует диалектическая причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения.

Таким образом, современные варианты решения психофизиологической проблемыможно систематизировать следующим образом:

1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, а только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности.

2. Психическое – это особый (высший класс) вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое – это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

3. Психическое хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее не тождественно ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

1. Подготовиться к собеседованию по следующим вопросам:

Раздел I. Психология в системе наук о человеке.

Психология как профессия. Понятие о профессии и ее роль в жизни человека.

2. История становления психологической профессии.

3. Мифы о психологии и психологах.

4. Общее представление о психологии как науке.

5. Житейская, научная и практическая психология.

6. Основные направления психологической науки.

7. Из истории становления психологии как науки:

А) психология как наука о душе,

Б) психология как наука о сознании,

В) психология как наука о поведении,

Г) психология как наука о психике.

Раздел II. Профессиональная этика психолога.

1. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов.

2. Профессионально-этический кодекс психолога.

3. Ответственность психолога.

Раздел III. Профессиональные и личностные качества психологов.

1. Личность профессионала.

2. Выбор профессиональной деятельности. Мотивация выбора профессии (социально-экономические, познавательные, индивидуально-личностные аспекты).

3. Профессионализация личности.

4. Проблема профессиональной деформации личности.

5. Становление личности профессионала.

6. Развитие профессионального самосознания.

7. Профессиональная самооценка.

8. Стадии профессионального развития.

9. Психолог как специалист и психолог как личность.

10. Личностный рост психолога как условие признания его профессионализма.

11. Профессиональные и личностные качества психологов.

Раздел iv. Практическая психология как отрасль психологической науки.

1. Общее представление о прикладной психологии и психологической практике.

2. Социальный заказ и задачи, возникающие перед практическим психологом при работе с клиентом.

3. Основные сферы деятельности практических психологов.

4. Психологическая служба образования. Практический психолог сферы образования и обучения.

5. Психологическая работа в медицинской сфере.

6. Психология в сфере социальных отношений.

7. Психология труда и организационная психология.

8. Психология в сфере экономики.

9. Психологическая работа в юридической сфере.

10. Психологическая работа в спорте.

11. Психология в политике.

12. Психолог в банковской системе, коммерческом учреждении и промышленном предприятии.

13. Военные психологи.

2. Подготовить КОНСПЕКТ:

Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1996 г.

О профессиональном самосознании

О профессиональной пригодности

Человек и его профессия

Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности

3. Выполнить письменно следующие задания:

Задание 1. В левой колонке дается название основных теоретических направлений психологии, в правой – основной предмет их исследования. Ваша задача – соединить стрелками каждое из названий направлений и соответствующий ему предмет исследования

Направление психологии Предмет исследования
Бихевиоризм Сознание
Психология сознания Поведение
Гештальтпсихология Бессознательное
Фрейдизм Целостные структуры психики
Когнитивная психология Личность Индивидуальность
Деятельностный подход Познавательные процессы
Гуманистическая психология Внутренняя деятельность Психика

Задание 2. Назовите основных представителей перечисленных в таблице научных школ и направлений

Гештальтпсихология Бихевиоризм Фрейдизм Гуманистическая психология Психология сознания

Психология сознания Бихевиоризм Учение о душе Гештальтпсихология Гуманистическая психология

Задание 4. Ответьте самостоятельно на следующие вопросы:

3. Что является объектом и предметом психологии?

4. Что такое психика?

5. В чем особенности естественно-научной и гуманитарной парадигм в психологии?

6. Чем отличается деятельность психолога-ученого от деятельности психолога-практика?

7. Каковы основания для выделения отдельных отраслей и научных направлений психологии?

8. Какую функцию выполняет общая психология в системе психологической науки?

9. Что являлось исторически первым предметом изучения психологии?

10. Какие научные направления возникли в первой половине ХХ в.?

11. Каковы квалификационные требования к специалистам-психологам в стране и за рубежом?

12. Назовите основные требования к личности психолога.

13. Назовите критерии эффективности деятельности психолога.

14. Раскройте отечественный и зарубежный опыт подготовки психологов.

Задание 5.Заполните пропущенные слова в предложениях

1. Слово “психология”, образованное из греческих слов “psyche” (. ) и “logos” (учение, наука), впервые появилось в . веке в работах немецкого философа . . (1679-1754).

2. Психология – это наука о закономерностях, особенностях порождения, . и развития . .

3. С . психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений и т.д.), которые выступают предметом исторической психологии.

4. . – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Задание 6.Выберите правильные ответы в таблице

Житейская психология (в отличие от научной)
1. В житейском опыте мы опираемся преимущественно на тео­ретические обобщения да нет
2. Житейский опыт преимущественно индивидуален да нет
3. Житейский опыт ориентирован в первую очередь на прак­тический эффект да нет
4. Житейские знания приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения да нет
5. Возможности массовой трансляции обыденных психологи­ческих знаний от одного человека к другому, от старших к младшим ограничены да нет

Психофизиологический параллелизм Психофизиологическое взаимодействие Психофизиологическая идентичность
Психическое и фи­зиологическое пред­ставляют собой два самостоятельных ряда процессов, неот­делимых друг от друга, коррелирующих, но не связанных ме­жду собой отноше­ниями причины и следствия
Полное отождествле­ние психического с физиологическим. Примером такого под­хода может служить метафора: “Мозг вы­рабатывает мысль, как печень – желчь”
Психофизиологический параллелизм Психофизиологическое взаимодействие Психофизиологическая идентичность
Сознание и его нер­вный (телесный) суб­страт представляют собой два самостоя­тельных начала, ока­зывающих влияние друг на друга и взаимодействующих между собой

Задание 8.На основе данных для выполнения задания произвести подстановку нижеперечисленных конкретных функций и задач к определенной сфере труда психологов

Данные для выполнения задания:

1) Изучают психологические особенности трудовой и управленческой деятельности.

2) Проводят профессиональный психологический отбор, подбор кадров.

3) Осуществляют оценку необходимости организационных изменений и консультирование руководителей.

4) Выявляют условия, влияющие на удовлетворенность работников условиями труда.

5) Изучают причины различных отклонений в поведении людей.

6) Проводят с пациентами психокоррекционную и реабилитационную работу.

7) Выявляют причины психосоматических расстройств и заболеваний.

8) Изучают психологические условия образовательной среды.

9) Осуществляют консультирование педагогов и родителей по вопросам учебно-воспитательного взаимодействия.

10) Проводят психологическую экспертизу учебных средств, дидактических приемов и методов учебных занятий на предмет их эффективности.

11) Определяют уровень психологической готовности к обучению в школе.

12) Помогают приобрести или изменить индивидуально-социальные навыки преодоления трудностей в личной жизни, общении.

13) Помогают разрешить проблемы, связанные с выбором профессии, работой, браком, семьей, сексом, старостью, социальными и физическими недостатками.

С. Ю. Головин.

Словарь практического психолога.

(около 2000 терминов, 1998 г.)

АБАЗИЯ — Нарушение способности ходить при сохранении способности выполнения движений, составляющих ходьбу: больной может совершать соответственные действия — в нужном объеме и с достаточной силой — лежа. Чаще всего встречается при истерии, при двигательных расстройствах нижних конечностей и расстройстве равновесия. Часто сопровождается астазией. Согласно З. Фрейду — специальное нарушение одной конкретной функции моторного аппарата.

АБСАНС — Кратковременное затемнение, блокировка сознания.

АБСТИНЕНЦИЯ — Состояние, возникающее от прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приеме. Нередко термин ошибочно применяется к похмельному синдрому абстинентному, тогда как речь идет о более тяжелых состояниях, соответственных второй — развернутой — фазе алкоголизма. Клиническая картина и течение абстиненции зависит от природы наркотического вещества, его доз и длительности употребления. Характерные проявления — головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия, иногда тошнота, угнетенное настроение, часто в сопровождении идей самообвинения и раскаяния, резкой физической слабостью, повышенной внушаемостью, потребностью в наркотике и пр. Возможны бессонница, пугливость, тревожность, суицидальные тенденции, развитие эпилепсии алкогольной.

АБСТИНЕНЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ (воздержание от половой жизни) — 1. Состояние субъекта, лишенного возможности вести половую жизнь.

2. Промежуток времени, в течение коего субъект лишен этой возможности. Для различных конституциональных типов личности реальный временной интервал, учитываемый как абстиненция сексуальная, широко колеблется. В сексологии медицинской абстиненцией считается отсутствие половых контактов более месяца. Различаются: 1) абстиненция сексуальная тотальная — исключает все виды сексуальной активности; 2) абстиненция сексуальная парциальная — во время нее бывают поллюции или мастурбация. В первом периоде абстиненции сексуальной половое влечение обычно нарастает, бывают дискомфортные ощущения. Затем развивается охранительное торможение влечения, и они постепенно исчезают. При возобновлении сексуальных отношений после долгого перерыва временно могут быть определенные трудности.

АБСТРАКЦИЯ — процесс когнитивный — одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных признаков изучаемого целостного объекта и отвлечении от остальных. Результат — построение умственного продукта: понятия, модели, теории и прочее — также называется абстракцией. Первично абстракция выступает при непосредственном чувственно-образном отражении среды, когда одни ее свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются.

Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Она — необходимое условие категоризации. Ею формируются обобщенные образы реальности, позволяющие выделить значимые для определенной деятельности связи и отношения объектов. При отбрасывании существенных признаков абстракция становится поверхностной и малосодержательной; здесь абстрактными называют пустые, оторванные от реальности рассуждения и понятия. Верная действительности абстракция состоит в таком упрощении нерасчлененного многообразия явлений, кое делает мысль более емкой — благодаря ее сосредоточенности на существенном для данной познавательной ситуации. Критерий истинности и продуктивности абстракции — практика. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют абстракция формальная и содержательная.

АБУЛИЯ — Патологическое нарушение психической регуляции действий — синдром психопатологический, выражаемый вялостью, нарушением волевого импульса, отсутствием желаний и побуждений к деятельности, неспособностью принять решение и выполнить правильное действие, хотя необходимость его осознается. Может рассматриваться как индикатор начала заболевания психического. Обусловливается органическими причинами (глубокой олигофренией, поражениями мозга головного) или заболеваниями психическими (депрессией, шизофренией, психозом циркулярным, наркоманией). Также наблюдается при некоторых состояниях пограничных, при психоневрозах. Абулию нужно отличать от слабоволия как черты характера, устранимой направленной тренировкой (-> воля).

АВОКАЛИЯ — Форма амузии моторной, при коей теряется возможность воспроизведения мелодий голосом или на музыкальных инструментах.

АВТОАГРЕССИЯ (аутоагрессия) — Вид поведения агрессивного — агрессивные действия, направляемые субъектом на самого себя. Проявляется в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, поведении суицидном (-> суицид).

АВТОГИПНОЗ (аутогипноз, самогипноз) — Самогипноз — гипноз, вызванный самовнушением, — в противоположность гетерогипнозу, вызванному воздействием другого человека. Целенаправленное вызывание у себя самого гипнотического состояния достигается специальными приемами (-> гипнотизация). Склонность к автогипнозу зависит от физического и эмоционального состояния, личностных особенностей, развития способности к самоуправлению физиологическими и психическими функциями. Автогипноз применяется как один из приемов тренировки автогенной.

АВТОКРАТИЧНОСТЬ — Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее властность, склонность к использованию недемократических способов воздействия на людей — в форме приказов, указаний, наказаний и пр.

АВТОМАТИЗАЦИЯ — Переход отрабатываемого действия на уровень неосознаваемого контроля, когда основную роль переходит к восприятиям и ощущениям, особенно кинестетическим. Если изменение условий деятельности вызывает существенные затруднения в выполнении действия, то может происходить деавтоматизация навыка, при коей снова основным регулятором становится сознательный контроль, выполняемый посредством мышления и речи. Физиологической основой автоматизация движений принято считать образование динамических стереотипов.

Обнаруживается двоякое происхождение этих автоматизмов — два их типа:

1) действия автоматические — автоматизмы первичные, никогда не осознававшиеся; функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ;

АВТОРИТАРНОСТЬ (автократичность) — Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Связана с такими чертами личностными, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и пр. В поведении обычно проявляется как стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в структуре власти. Особенно ярко авторитарность проявляется в стиле руководства, характерном выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, — в автократическом давлении руководителя или лидера на подчиненных (ведомых), в устранении других людей от участия в решении важных вопросов. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, воспринимая ее как своеволие и посягательство на его авторитет; результаты оценивает субъективно, руководствуясь собственными установками. В качестве средств руководства выступают приказы и распоряжения, при этом связь обратная по выполнению деятельности реализуется в форме наказания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.