Созревание нервных клеток головного мозга заканчивается


Мозговые волны

Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.

  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.

  • фаза сна REM;
  • увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
  • интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
  • гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.

Пренатальное развитие

Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.


На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.

Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.

Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:

  • 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
  • 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
  • 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
  • 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
  • 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
  • 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
  • далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.

Неонатальное развитие ГМ

Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.

Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.

Как развивается мозг ребенка до года:

  • при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
  • при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
  • каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
  • каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
  • формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
  • чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
  • передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
  • на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
  • до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.

Развитие ГМ в течение первых лет жизни

Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.

В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.

В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.


Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.

У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.


Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию кист. Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.


Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.

Детям не рекомендуется гипноз. МРТ выявил значительные функциональные изменения в мозге после гипноза.

Заключение

Детский мозг имеет гораздо больше нервных связей, чем взрослый. Новорожденный поглощает все стимулы из окружения, не умеет выбирать между ними. Только посредством обучения и опыта он постепенно начинает концентрироваться на индивидуальных восприятиях, а нервная сеть формируется в более простую, но конкретную форму.

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Головной мозг ребенка

Развитие головного мозга ребенка

У новорождённых относительная величина головного мозга больше, чем у взрослых: его масса составляет около 1/8 массы тела (в среднем 400 г), в то время как у взрослых - 1/40 массы тела.

Крупные извилины и борозды уже хорошо выражены, хотя и имеют меньшую глубину и высоту. Мелких борозд и извилин (третичных) мало, они постепенно формируются в течение первых лет жизни. Клетки серого вещества, проводящие системы (пирамидный путь и др.) полностью не сформированы, дендриты короткие, малоразветвлённые. По мере развития борозд и извилин (увеличивается их количество, изменяется форма и топография) происходит и становление миело и цитоархитектоники разных отделов головного мозга. Особенно интенсивно этот процесс происходит в первые 6 лет жизни. Анатомически мозговые структуры созревают до уровня взрослых лишь к 20 годам.

Считают, что количество нервных клеток больших полушарий после рождения не увеличивается, а идут лишь их дифференцировка и увеличение размеров и объёма. Созревание клеток продолговатого мозга заканчивается в основном к 7 годам. Позднее всего, в период полового созревания, заканчивается дифференцировка клеточных элементов серого вещества гипоталамической области.

Подкорковые образования двигательного анализатора, интегрирующие деятельность экстрапирамидной системы, формируются уже к рождению. Однако движения новорождённого хаотичны, не целенаправленны, имеют атетозоподобный характер, преобладает тонус мышц сгибателей. Этот уровень организации движений называют пирамидностриарным. Мозжечок и неостриатум ещё недостаточно развиты. Координация движений начинает постепенно развиваться уже после рождения. Вначале это касается глазных мышц, что проявляется у ребёнка на 2-3й неделе жизни фиксацией взора на ярком предмете. Затем ребёнок начинает следить за движущейся игрушкой, поворачивая голову, что свидетельствует о начальной координации движений шейных мышц.

Твёрдая мозговая оболочка у новорождённых относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на значительном протяжении. Мягкая, богатая сосудами и клетками, и паутинная оболочки мозга очень тонкие. Субарахноидальное пространство, образованное этими листками, имеет незначительный объём.

Спинной мозг ребенка

Особенности спинного мозга у детей

Спинной мозг у новорождённых по сравнению с головным морфологически представляет собой более зрелое образование. Это определяет его более совершенные функции и наличие спинальных автоматизмов к моменту рождения. К 2-3 годам заканчивается миелинизация спинного мозга и корешков спинного мозга, образующих "конский хвост". Спинной мозг растёт в длину медленнее позвоночника. У новорождённого он оканчивается на уровне Lm, в то время как у взрослого - у верхнего края L". Окончательное соотношение спинного мозга и позвоночника устанавливается к 5-6 годам.

Миелинизация нервных волокон

Процесс миелинизации нервных волокон

Важный показатель созревания нервных структур - миелинизация нервных волокон. Она развивается в центробежном направлении от клетки к периферии. Фило и онтогенетически более старые системы миелинизируются раньше. Так, миелинизация в спинном мозге начинается на 4-м месяце внутриутробного развития, и у новорождённого она практически заканчивается. При этом вначале миелинизируются двигательные волокна, а затем - чувствительные. В разных отделах нервной системы миелинизация происходит неодновременно. Сначала миелинизируются волокна, осуществляющие жизненно важные функции (сосания, глотания, дыхания и т.д.). Черепные нервы миелинизируются более активно в течение первых 3-4 мес жизни. Их миелинизация завершается приблизительно к году жизни, за исключением блуждающего нерва. Аксоны пирамидного пути покрываются миелином в основном к 5-6 мес жизни, окончательно - к 4 годам, что приводит к постепенному увеличению объёма движений и их точности.

Развитие условно-рефлекторной деятельности у детей

Один из основных критериев нормального развития мозга новорождённого - состояние основных безусловных рефлексов, так как на их базе формируются условные рефлексы. Кора головного мозга даже у новорождённого подготовлена для формирования условных рефлексов. Вначале они формируются медленно. На 23-й неделе жизни вырабатывается условный вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью и покачивание в люльке. Затем идёт быстрое накопление условных рефлексов, образующихся со всех анализаторов и подкрепляющихся пищевой доминантой. Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мигательного) движения век образуется к концу 1го месяца жизни, а пищевой рефлекс на звуковой раздражитель - на 2м. В это же время формируется и условный рефлекс на свет.

В целом уже на самых ранних этапах развития созревание нервной системы осуществляется по принципу системогенеза с формированием в первую очередь отделов, обеспечивающих жизненно необходимые реакции, отвечающие за первичную адаптацию ребёнка после рождения (пищевые, дыхательные, выделительные, защитные).

Исследование нервной системы у детей

Методика исследования нервной системы у детей

При оценке развития и состояния нервной системы учитывают жалобы, результаты расспроса матери, а в старшем возрасте - и ребёнка. Обращают внимание также на крик, двигательную активность, мышечный тонус, безусловные рефлексы, патологические неврологические знаки, психомоторное развитие.

Медицинский осмотр ребенка

При осмотре новорождённого обращают внимание на стигмы дизэмбриогенеза (малые аномалии развития), окружность и форму головы, состояние черепных швов и родничков, наличие кефалогематом, родовой опухоли, кровоизлияний в склеры глаз. У более старших детей оценивают поведение и реакцию на окружающее (безразличие, сонливость, апатия, страх, возбуждение, эйфория), а также настроение, выражение лица, мимику, жесты и т.д.

Крик новорождённого ребенка

Начало осмотра нередко сопровождается громким криком. Длительность крика здорового ребёнка адекватна действию раздражителя (голод, тактильные или болевые воздействия, мокрые пелёнки и др.). Вскоре после устранения дискомфорта крик прекращается.

Нервная система и нервнопсихическое развитие

Нервная система у детей участвует во взаимодействии организма с окружающей средой, регулирует все его внутренние процессы и их постоянство [температуру тела, биохимические реакции, артериальное давление (АД), питание тканей, обеспечение их кислородом и т.д.], т.е. гомеостаз.

Многие родители обращаются к врачу-неврологу в крайних ситуациях - тогда, когда поведение ребенка становится неадекватным и даже шокирующим. Между тем внимание невролога требуется многим детям, которые считаются "практически здоровыми". Дело в том, что развитие центральной нервной системы ребенка происходит постепенно, и практически на каждом этапе может возникнуть неполадка, которая потребует внимания специалиста. Симптомы поражения ЦНС могут быть как явными, так и почти незаметными. Однако если их вовремя не диагностировать и не избавиться от первопричины - ребенок будет испытывать те или иные сложности в развитии.

Какие факторы беременности и родов могут пагубно сказаться на развитии мозга ребенка, а также о том, на какие особенности первого года жизни малыша стоит обратить внимание.

Незримые связи

Развитие центральной нервной системы происходит не одновременно. Внутриутробно образуются отделы головного мозга, делятся и появляются новые нервные клетки. Внеутробно (после рождения человека на свет) количество нервных клеток остается неизменным, но между ними образуются новые связи. Благодаря этому ребенок имеет потенциал развития и способность к обучению: двигательному, психическому, речевому и пр. Самые "древние" отделы головного мозга отвечают за внутреннюю среду: дыхание, пищеварение, режим сна и бодрствования, регуляцию тонуса сосудов и др. Выше расположены отделы, отвечающие за слух, положение тела в пространстве, зрение. Еще выше расположены центры, отвечающие за произвольные движения. Наиболее молодые клетки отвечают за речь, возможность самостоятельно строить программу действия, контроль поведения.

Если в каком-то месте головного мозга образовался дефект (опухоль, кровоизлияние, недостаточное кровоснабжение), то не сможет функционировать не только этот участок, но и те, которые находятся выше него. Связано это с тем, что возбуждение от нижележащих отделов идет вверх. При возникновении барьера в виде умершей мозговой ткани импульс идет в обход этого погибшего участка. И следовательно, может вообще не попасть в какую-то вышележащую область. В результате не сформируются связи между разными отделами мозга, не произойдет включение каких-то отделов. Те клетки, которые были безупречно заложены во время беременности, не смогут начать функционировать вовремя и правильно. Не произойдет так называемое созревание головного мозга.

Из-за чего происходят сбои?

Дело в том, что головной мозг закладывается начиная с третьей-четвертой недели беременности. Любая инфекция, перенесенная в первом триместре, может вызвать его серьезное поражение. Любой фармакологический препарат, съеденный мамой в этот срок, тоже может привести к фатальным последствиям.

В первом триместре важен не сам вредный фактор, а срок, на котором он подействовал. Несмотря на то, что риск родить не совсем здорового ребенка в этом случае повышен (именно повышен, а не "велик"), лично я не разделяю страхов акушеров-гинекологов, которые рекомендуют прервать беременность после любого насморка, прошедшего в первом триместре. Наш опыт показывает, что при серьезных нарушениях во внутриутробном развитии ребенка у мамы происходит выкидыш.

Дети с тяжелым поражением ЦНС рождаются как правило тогда, когда не совсем благополучную в первом триместре беременность сохраняют всеми силами, используя гормональные препараты и зашивание шейки матки. Но и тут не бывает правил без исключений. Надо помнить лишь о том, что только родители несут ответственность за рождение ребенка. И в случае прерывания нормальной беременности не будет наказан ни один врач.

Во втором и третьем триместре на развитие головного мозга, а главное, на его устойчивость к родовой травме сильное влияние оказывает плацента. Соответственно, плохая работа плаценты, нарушение кровообращения в этом важном органе, его преждевременное созревание может влиять на развитие нервной системы. Так, например, если мама страдает заболеванием почек, то плацента может отекать, что нарушит ее работу.

Если беременность прошла нормально, то отрицательное значение для развития ЦНС может иметь даже не очень серьезная родовая травма. Слишком быстрые роды (меньше двух часов), выдавливание плода, долгое стояние головки в родовых путях, тугое обвитие пуповиной и пр. могут вызвать мелкоточечные кровоизлияния в нижние отделы ЦНС. Последствия этих нарушений могут быть самыми разными: от повышенного мышечного тонуса и задержки речи до серьезных проблем с двигательной активностью.

Если ребенок перенес родовую травму, то ультразвуковое исследование головного мозга нужно сделать в первый месяц жизни. В это время через большой родничок врач может заглянуть "внутрь головы" и установить наличие кровоизлияния. Это важно, так как к концу второго - середине третьего месяца следы родовых кровоизлияний исчезают. И позже медики не смогут сказать наверняка, была ли родовая травма и является ли она причиной неврологических проблем ребенка.

Чем это грозит?

Последствия поражения нервной системы зависят то того, в каком ее отделе был первичный дефект, каков был его размер. Кроме того, если возбуждение идет неправильным путем, то неизвестно, на какие клетки в каждом конкретном случае падет выбор. Так, у некоторых детей двигательные проблемы видоизменяются в проблемы построения программы логичных последовательных действий (пример такой программы: закатал рукава, включил кран, намочил руки, намылил руки, смыл мыло, закрыл кран, вытер руки, спустил рукава). У других - выливаются в агрессию или апатию.

Чем более устойчива нервная система, тем позже проявляются неврологические проблемы. У некоторых детей может произойти и самокомпенсация. Но, к сожалению, энергетические затраты, брошенные на борьбу с недугом, могут быть столь значительными, что вызовут головные и мышечные боли, снижение работоспособности, нарушение сна и пищеварения. Спектр отдаленных последствий так велик, что не в состоянии вместиться в целую монографию. В каждом случае врачам и педагогам приходится разбираться индивидуально.

Большая часть этих негативных процессов поддается коррекции. Чем раньше родители и врач обратят внимание на тревожные симптомы, тем проще будет наверстать упущенное.

Беременность и роды: факторы риска

Если у вас нет или не было возможности своевременно обследовать ребенка, вы можете воспользоваться нашими тестами, чтобы понять, насколько велик риск того, что у малыша есть неврологические проблемы. Если вы планируете посетить детского невролога, обратите его внимание на те пункты теста, по которым вы начислили малышу один балл или более.

Вопросы о протекании беременности Ответы Подсчет баллов
Какая беременность по счету? первая 0
каждая последующая 1
Чем закончились предыдущие? были аборты каждый 1
выкидыши каждый 2
мертворожденные дети каждый 3
Был ли токсикоз первой половины беременности?
Токсикоз в легкой форме не вредит младенцу, но если мама потеряла в первую половину больше 5 кг, то это должно насторожить врача.
Такой токсикоз требует медикаментозного лечения и пристального наблюдения.
нет 1
да, тошнота 0
да, рвота 1
неукротимая рвота 2
Был ли токсикоз второй половины беременности?
Токсикоз второй половины может приводить к рождению ребенка с низкой массой тела, а также косвенно может говорить о плохой работе плаценты. Эти дети более подвержены родовой травме.
нет 0
да, отеки 1
да, повышенное давление 2
белок в моче 3
Общая прибавка в весе за всю беременность меньше 10-15% от веса до беременности 0
15-20% 1
20-25% 2
больше 25% 3
Была ли угроза выкидыша? нет 0
да, в первой половине беременности 1
во второй половине беременности 2
В чем выражалась угроза выкидыша?
Сообщите врачу-неврологу, какими методами медики сохраняли вашу беременность.
матка в тонусе 1
кровотечение 2
Болели ли вы во время беременности? Сообщите врачу-неврологу, какие вы принимали препараты и на каком сроке беременности. нет 0
легкая однократная простуда с температурой не выше 37,5 1
Каждая последующая или более тяжелая однократная 2

Вопросы о родах Ответы Подсчет баллов
На каком сроке произошли роды?
Исключение составляют крупные зрелые десятимесячные младенцы, они зарабатывают 0 баллов.
в срок 0
28-32 недели 1
24-28 недель или 32-36 недель 2
20-24 недели или позже 40 недель 3
Были ли осложнения? отслойка плаценты 2
неправильное предлежание ребенка 2
неправильное предлежание плаценты 2
Применялись ли акушерские пособия? щипцы 3
выдавливание 3
оперативные вмешательства 3
наркоз 3
прокалывание плодного пузыря 1
применение стимуляции 1
Сообщите врачу вес, рост ребенка при рождении; окружность головы и груди. новорожденный весом не менее 2800 г и имеющий соотношение веса в граммах к росту в сантиметрах 58-60 0
недоношенный 1
ребенок с гипотрофией (худой и длинный) 2
Закричал ли ребенок в родильном зале? сразу 0
после каких-то мероприятий 1
Сколько длился безводный промежуток? 2-8 часов 0
меньше 2 и больше 8 часов 1
Какие были воды? прозрачные 0
зеленые 2
передние воды прозрачные, а задние - зеленые 1
Когда ребенка приложили к груди? в родильном зале 0
в первые сутки 1
позже 2
Опишите потужной период и период изгнания потужной период не больше 20 минут 0
20-30 минут 1
больше 30 или меньше 10 минут 2
Плохо, когда головка рождается с первой, второй потуги. Слишком быстрое изгнание может привести к кровоизлиянию в головной мозг. 2

Оценка результатов

Подсчитайте полученные баллы. Если их не больше 20 - у ребенка может быть негрубое поражение нервной системы. Это значит, что такой малыш будет плохо засыпать, или не захочет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, в последствии позже сядет. В детском саду с ним тяжело будет справиться воспитателям. В школе будет зевать на третьем уроке.

В идеале абсолютно здоровый ребенок не должен набрать ни одного балла. Но как мы знаем, сейчас такие дети практически не встречаются. Приведем простой пример. Во время беременности все было нормально. Отошли прозрачные воды, начались схватки, потом через четыре-пять часов - потуги, потужной период не больше двадцати минут, ребенок родился, а потом было излитие зеленых вод. О чем это говорит?

На медицинском языке - сухая фраза: "Передние воды прозрачные, а задние - зеленые". На общечеловеческом - ребенок во время родов недополучал кислород, произошло кислородное голодание организма, кишечник расслабился, и первородный кал - меконий - вышел в полость матки. В принципе головной мозг мог и не пострадать, так как головка уже родилась. Но самопроизвольное отхождение мекония говорит о том, что в родах все же был момент асфиксии.

Если пациент набрал больше 20 баллов, то у него можно заподозрить серьезное поражение головного мозга. С самых первых месяцев малыш может отставать в развитии - не реагировать на мамин голос или лежать безучастно в мокрых пеленках, не подавая требования о пеленании. Такие дети могут вплоть до полугода лишь спать и есть, не интересоваться игрушками. У них может быть снижен или резко повышен мышечный тонус. В первом случае ребенок будет "висеть", находясь на руках. Во втором - для пеленания невозможно развести ножки и ручки. А может быть наоборот. Малыш беспокоится по каждому поводу, требует бесконечного качания на руках, повышенного внимания к собственной персоне. В целом спектр клинических симптомов при поражении головного мозга весьма широк. При малейшем подозрении - обратитесь к детскому неврологу.

Первый год жизни: обратите внимание

Вопросы Норма
Когда ребенок начал держать голову? 1-1,5 месяца. Здоровый новорожденный должен подтягивать головку, если его в положении на спине подтянуть за ручки. Кратковременно на несколько секунд в положении на животе может поднимать голову с 2-3 недель.
Когда начал переворачиваться? Переворачиваться - в 3-4 месяца, хорошо вертеться - в 6 месяцев.
Одинаково ли хорошо ребенок поворачивался вправо и влево? Со спины на живот и с живота на спину?
Как ребенок лежал в кровати (была ли поза "банана")? В норме положение тела как на спине, так и на животе должно быть симметричным
Играл ли с ногами (хватал их, засовывал в рот)? В 6-7 месяцев, особо развитые дети - в 3-4 месяца
Какой рукой хватал игрушку? Младенец поочередно берет игрушку то правой, то левой рукой и иногда обеими сразу. Или схватит одной, поднесет поближе к глазам, а потом возьмет и придержит обеими.
Когда сел? В 6-8 месяцев. Может быть, из положения лежа на спине, а может быть, после того как пополз и из положения на четвереньках. И то и другое считается нормой.
Ползал? Если да, то как? В 7-8 месяцев раскачивание, стоя на четвереньках, потом ползание назад, потом вперед. Это необходимо для скоординированной работы рук и ног, формирования глазомера в нижнем поле зрения. Если ребенок сначала ползает по-пластунски, а потом встает на четвереньки - это нормально. Если его движения сначала несимметричны, но в течение двух недель происходит выравнивание - это также норма.
Когда встал без опоры? 9-11 месяцев
Когда пошел без поддержки? 9-16 месяцев
Была ли улыбка первые месяцы?
Когда и как начал узнавать маму? 2-4 месяца. Фокусирование взгляда, улыбка при приближении мамы на расстояние около 20 см.
Первые звуки в спокойном состоянии: "А, у, о, о-о-о". Первый месяц
Первые слова? 18-24 месяца
Первые фразы? 18-24 месяца
Играл ли с игрушками? Как и какими? К году ребенок должен уметь перекладывать предметы из одной руки в другую, правильно использовать предметы: из тарелки, даже игрушечной, - есть, машинку - катать, куклу - заворачивать, кормить, пеленать, кубики - ставить один на другой.
Отметьте также, болел ли ребенок на первом году жизни. Если да, то чем. На учете у каких врачей он состоял/состоит.

Если вас, дорогие родители, что-то беспокоит - не стесняйтесь лишний раз потревожить врача. Это наша работа. Если доктор районной поликлиники отмахивается от вас, не обращает внимания на ваши опасения - ищите другого специалиста. Главное - вы должны быть уверены в том, что с ребенком все в порядке. Или же - понять, что происходит, и вовремя начать лечение.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.