Специальные учреждения для детей с алалией и афазией

Алалия и афазия

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

1. Охарактеризуйте недоразвитие речи как отставание не только в формировании отдельных сторон речи, но и всей речевой системы.

3. Изучив материал лекций и рекомендуемую литера­туру, ответьте на следующие вопросы:

— с какими причинами могут быть связаны у детей от­ставания в формировании словаря и грамматического строя речи;

— какие болезни могут вызвать недоразвитие речи;

— какие ошибки в воспитании ребенка могут привести к недоразвитию речи?

5. Дайте психолого-педагогическую характеристику де­тей со вторым уровнем недоразвития речи. Приведите при­меры.

7. Раскройте ваше понимание комплексности в работе по преодолению недоразвития речи. Расскажите о взаимо­действии в работе логопеда, воспитателей, родителей.

8. Дайте определение алалии и афазии у детей. Сопо­ставьте эти нарушения (время возникновения, причины, локализация, механизм, основные формы нарушений).

10 . Назовите и кратко охарактеризуйте основные формы алалии.

10. Сопоставьте алалию и временную задержку речево­го развития у детей.

11. Расскажите, в каких специальных учреждениях де­ти с алалией и афазией получают медико-педагогическую помощь. В чем эта помощь выражается?

12. Кратко охарактеризуйте, используя материал лек­ций и пособий, основные направления логопедической рабо­ты с детьми, страдающими моторной алалией.

13. То же о детях с сенсорной алалией.

14. Принимая во внимание взаимосвязь речевого и умст­венного развития детей, охарактеризуйте особенности лич­ности ребенка с алалией.

15. Охарактеризуйте динамику речевого развития ребен­ка с алалией.

16. Сопоставьте алалию с другими формами речевых на­рушений. Назовите основные диагностические показатели (признаки).

17. Назовите основные внеречевые и речевые проявле­ния в структуре дефекта при алалии

18. Расскажите, в чем будут заключаться особенности обследования ребенка с алалией

19. Какие можно дать рекомендации родителям по вос­питанию ребенка с алалией и для работы над его речью?.

20. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.

21. То же о работе при сенсорной алалии.

Примерный перечень вопросов к экзамену.

1. Алалия как системное недоразвитие речи.

2. Краткие сведения из истории изучения алалии.

3. Современные классификации алалии и характеристика основных форм.

4. Моторная алалия.

5. Речевые и неречевые симптомы моторной алалии

6. Нарушение процесса порождения речевого высказывания при моторной алалии.

7. Уровни недоразвития речи при моторной алалии.

8. Влияние недоразвития речи на развитие и деятельность ребенка.

9. Дифференциальная диагностика детей с моторной алалией от сходных состояний.

10. Обследование детей с алалией: принципы, приемы, содержание.

11. Социальная адаптация лиц с алалией, динамика речевых и личностных особенностей.

12. Содержание коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.

13. Принципы коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.

14. Особенности и значение начального этапа воздействия при моторной алалии.

15. Развитие речи на основе предметно-практической и других видов деятельности.

16. Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

17. Сенсорная алалия.

18. Причины, механизм и симптоматика сенсорной алалии.

19. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии от сходных состояний.

20. Особенности акустического внимания, восприятия и понимания речи при сенсорной алалии.

21. Речевые симптомы сенсорной алалии.

22. Работа по развитию навыков дифференциации неречевых звуков.

23. Система коррекционно-воспитательного воздействия при сенсорной алалии.

24. Динамика развития детей с сенсорной алалией.

25. Особенности организации коррекционной работы с детьми – алаликами в различных учреждениях.

26. Нарушения неречевого характера при сенсорной алалии.

Форма итогового контроля – экзамен.

1. БеккерК.-П.,СовакМ. Логопедия. — М., 1981. —Разд. 4.

2. Ковшиков ВЛ. Экспрессивная алалия. — Л., 2005.

3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М., 1977.

4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.

5. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. — М.,1951

5. Мастюкова ЕМ. Онтогенетический подход к структуре де­фекта при моторной алалии // Дефектология. — 1981. — № 6,

6. Нарушение речи у школьников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. Вып. 1— М., 1969. —; Вып. 2. — М., 1972.

7. Недоразвитие и утрата речи / Ред. Л.И. Белякова и др. — М.,1985.

8. Патология речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1971. —С. 30-40.

9.Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ля­пидевского. — М., 1969. — Гл. 7.

10.Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. — Киев, 1981.

12. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999

14. Г. А. Волкова Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – С-Пб, 2003.

15. М.А. Поваляева Справочник логопеда. -Р-на Д., 2001.

Глоссарий

АКТ РЕЧИ — отдельный отрезок речи, имеющий в данных условиях определенную целевую направленность; данное артикуляционно-акустическое единство, которое говорящий и слушающий связывают с одинаковым значением в данной си­туации общения.

АЛАЛЙЯ [а- + греч. lalia речь] — отсутствие или недоразви­тие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение ре­чевых областей больших полушарий головного мозга при ро­дах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. вы­ражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются на­чатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

АЛАЛИЯ ИМПРЕССИВНАЯ [лат. impressio впечатление] — см. Алалия сенсорная.

АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ [лат. motor двигательный] — недораз­витие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в ов­ладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — пора­жение коркового конца речедвигателъного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей.

АЛАЛЙЯ СЕНСОРНАЯ [лат. sensus чувство, ощущение] — не­доразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв меж­ду смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого ана­лизатора (Вернике центр) и его проводящих путей.

АЛАЛИЯ ЭКСПРЕССИВНАЯ [лат. expressio выражение] — см. Алалия моторная.

БРОКА ЦЕНТР [Р. Р. Вгоса, фр. антрополог и хирург] — уча­сток коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обес­печивающий моторную организацию речи.

ВЁРНИКЕ ЦЕНТР — область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афа­зии.

дствие наличия у них определенных грамматичес­ких свойств.

КОНТЕКСТ [лат. contextus тесная связь, соединение] — обла­дающий смысловой завершенностью отрывок устной или пись­менной речи, общий смысл которого позволяет уточнить зна­чение отдельных входящих в его состав фрагментов.

КОНТЕКСТНАЯ РЕЧЬ — законченный в смысловом отноше­нии отрывок устной речи, необходимый для определения смыс­ла отдельного входящего в него слова или фразы.

РЕЧЬ ВНЕШНЯЯ —речь, имеющая звуковое выражение.

РЕЧЬ ВЫЧУРНАЯ — речь, характеризующаяся употреблени­ем не совсем адекватных ситуации слов, нарочитых интона­ционных подчеркиваний отдельных слов и выражений, иног­да указывающих на их необычный смысл, витиеватых оборо­тов; часто используются малоизвестные слова; Р. в. сопро­вождается необычной, чрезмерной мимикой; наблюдается npи шизофрении, иногда при истерии.

РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ — форма речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ог­раниченным непосредственной тематикой разговора; Р. д. ха­рактеризуется относительной краткостью отдельных высказы­ваний и относительной простотой их синтаксического пост­роения.

РЕЧЬ ЗЕРКАЛЬНАЯ — произношение и чтение слов и пред­ложений в обратном порядке, с конца; наблюдается при ши­зофрении, в структуре навязчивостей, при некоторых органи­ческих поражениях головного мозга.

РЕЧЬ ИМПРЕССЙВНАЯ — см. Импрессивная речь.

РЕЧЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ — речь, имеющая целью переда­чу интеллектуальной (логической) информации (в отличие от речи эмоциональной).

РЕЧЬ КИНЕТИЧЕСКАЯ — общение посредством языка жестов.

СЛОВАРЬ — 1) лексика, словарный состав языка, диалекта к.-л. социальной группы, словарный запас отдельного челове­ка; см. Лексикон; 2) справочное издание, содержащее собра­ние слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. п.), распо­ложенных и толкуемых по определенному принципу.

СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ — 1) часть словарного состава совр. языка,'которая свободно употребляется в живом повседнев­ном общении во всех сферах жизни человеческого общества; противопоставляется пассивному словарю- С. а. включает как слова общенародного употребления, так и те, которые огра­ничены в своем использовании (профессионализмы, эмоцио­нально-экспрессивная лексика и т. п.); слова С. а. лишены оттенков архаичности и новизны и образуют ядро лексичес­кой системы языка; 2) активный запас слов отдельного носи­теля языка — часть словарного состава языка, которая сво­бодно употребляется в повседневной жизни конкретным че­ловеком; зависит от возраста, психического развития, образо­вания, социальной среды и др.

СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ — 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребля­емая в повседневном общении (книжная лексика, неологизмы, еще не ставшие привычными и др.); 2) пассивный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психичес­кого развития, образования, социальной среды и др

Хрестоматия

В хрестоматии представлены тексты и извлечения из работ известных ученых по вопросам наиболее тяжелой речевой патологии – алалии. Материалы представлены в делении по темам учебной программы, что является удобным в использовании и понимании материала.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

В данной работе были рассмотрены некоторые речевые нарушения. Были рассмотрены следующие темы: анатомия и физиология речевого аппарата, этапы становления речи ребенка и некоторые виды речевых нарушений. Были рассмотрены такие нарушения как алалия и афазия. В работу включены главы по коррекции моторной и сенсорной алалии, а также направления восстановления речи при афазии.

Эти два нарушения речи сильно отличаются друг от друга. Одним из главных отличий является тот факт, что при алалии речь еще не сформирована, а при афазии происходит распад уже сформировавшейся речи.

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется.

Алалия - это отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).

Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения.

Афазия - это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Сходство их в том, что оба нарушения являются результатом органического поражения мозга. Алалия наступает в детском возрасте, тогда как афазия наступает у людей пожилого возраста либо вследствие травм.

Афазия является результатом:

  • 1) тяжелых травм головного мозга;
  • 2) воспалительных процессов и опухолей мозга;
  • 3) сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения.

Форма афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов:

  • 1) обширность очага поражения и его локализация;
  • 2) характер нарушения мозгового кровообращения;
  • 3) состояние непострадавших отделов мозга, которые выполняют компенсаторные функции.

Причины, вызывающие алалию, связаны с органическими поражениями ЦНС. К ним относятся: воспалительные, травматические поражения головного мозга (осложнения после менинго-энцефалита, краснухи, травм); кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов; обменные нарушения в период внутриутробного развития плода, во время родового акта, а также в период раннего развития ребенка в возрасте от одного месяца до одного года. Кроме того, возникновение алалии возможно у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни.

У алалии и афазии есть моторная и сенсорная формы.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

У афазии также есть две эти формы, но также выделяют амнестическую и тотальную.

Методы коррекционной работы этих нарушений разные.

Коррекция моторной алалии состоит в:

  • - Активизации речевого подражания;
  • - Формировании слогового восприятия и воспроизведения речи;
  • - Понимании основных грамматических форм слов;
  • - Формировании практического навыка вычленения числовых окончаний существительных и глаголов;
  • - Формирование навыка практического вычленения падежных окончаний;
  • - Отработка наиболее простых словообразовательных моделей;
  • - Конструирование простого предложения;
  • - Дальнейшая работа по развитию словаря и грамматического строя речи и т.д.

У коррекции моторной афазии тоже есть свои отличительные особенности.

Как показывают наблюдения, в детском возрасте эффективность занятий выше, чем во взрослом. Как правило, у взрослых речь не удается восстановить полностью, а у детей можно достигнуть нормы, причем в достаточно короткие сроки.

Логопедические занятия рекомендуется начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений.

Восстановление речевой функции предусматривает использование различных приемов по растормаживанию сохранившихся элементов речевой системы. Одно из ведущих направлений в работе - восстановление пассивного и активного словарного запаса.

Начинают с развития фонематического слуха путем отработки сохранных звуков, поскольку главная задача - оживить утраченную способность речедвигательного анализатора.

Следующий этап - восстановление отсутствующих звуков.

В процессе восстановления письменной речи проводятся звуко-буквенный анализ состава слов, а также различные варианты упражнений типа: вставить в слове пропущенную букву; дополнить подпись под картинкой; закончить начатое слово; ответить (письменно) на вопрос и т. п.

На начальных этапах применяют неречевые формы работы, помогающие организации деятельности детей. Широко используются различные неречевые игры, срисовывание, лепка по образцу.

В работе по преодолению сенсорой алалии, используются зрительный и двигательный анализаторы, тактильно-вибрационное воспри-ятие, кинестетические ощущения, вкус, обоняние и, конечно, слух, который в качестве поврежденного звена привлекается дозировано.

В коррекционные занятия с детьми, страдающими сенсорной алалией, включаются элементы разных коррекционных программ, в частности, многое заимствовано и адаптировано из системы работы с детьми, имеющими нарушения слуха, а также из нейропсихологических методик.

Поскольку сенсорная афазия у детей в чистом виде встречается редко и в современной логопедии изучена мало, подробно разработанной методики по восстановлению речи у данной категории детей не имеется.

Сенсорные афазики находятся в более сложном положении, чем моторные, так как у них резко ограничено понимание речи. Ребенок плохо контактирует с окружающими, его внимание не концентрируется должным образом на речи; интеллектуальные возможности снижены (вторично). Поэтому задача первостепенной важности - вызвать ребенка на контакт, активизировать его положительные эмоции. Коррекционная работа протекает очень трудно и требует длительного времени. Основные направления коррекции дефекта включают:

  • - Развитие у детей фонематического восприятия, так как это главное нарушение при данном дефекте;
  • - Обучение детей пониманию речи. Это направление сливается с первым, и к ним присоединяется работа над произношением слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу (клубок - комок, удочка-уточка);
  • - Воспитание у ребенка навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих.

Содержание логопедической работы при всех формах афазии зависит от этиологии и объема органического нарушения, а также от возраста ребенка.

Первоначальную помощь (медицинскую и педагогическую) ребенок получает в условиях стационара, где работает логопед. В дальнейшем ребенок может быть направлен для индивидуальных занятий в специальное (дошкольное или школьное) учреждение. Врач продолжает наблюдать за ним амбулаторно. Сроки коррекционной работы определить трудно, они индивидуальны для каждого ребенка и могут колебаться от полугода до нескольких лет.

Причины и механизм афазии

Причинами афазии являются разнообразные органические нарушения речевых зон головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При афазии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры головного мозга.

Причинами афазии являются:

  1. травмы головного мозга;
  2. воспалительные процессы мозга;
  3. опухоли мозга;
  4. сосудистые заболевания и нарушения мозгового кровообращения (инсульт).

Каждый этиологический фактор имеет свои особенности развития, и синдром, вызванный тем или другим фактором, может быть различным в разных стадиях течения основного заболевания. Так, при афазии, вызванной ростом опухоли – в отдаленный период – появляются различные симптомы, нередко корковые. Это может привести к нарушению интеллектуально-мнестических процессов и другим изменениям психики больных, не свойственным афазии, вызванной строго очаговым поражением мозга.

При сосудистом заболевании афазия может быть различной в зависимости от характера инсульта (геморрагического или ишемического), распространенности атеросклеротического процесса. Афазия, вызванная травмой головного мозга, характеризуется тем, что она более всего связана с очаговым поражением мозга. Ей часто свойственно хорошее обратное развитие, т.к. травматические поражения обычно встречаются у молодых людей с сохранными мозговыми сосудами и большими компенсаторными возможностями.

Итак, формы афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов:

  1. обширность очага поражения и его локализация;
  2. характер нарушения мозгового кровообращения;
  3. состояние непострадавших отделов мозга, которые выполняют компенсаторные функции.

Афазия у детей, ее сходство и отличие в сравнении с афазиями у взрослых и алалиями у детей

Детские афазии встречаются редко.

Сходство детской афазии с афазией у взрослых:

  1. И в первом, и во втором случае мы сталкиваемся с распадом уже сформировавшейся речи.
  2. Причины детской и взрослой афазии в какой-то мере схожи: травмы, воспалительные процессы после инфекционных заболеваний, опухоли; только у детей редко нарушение мозгового кровообращения (инсульты).
  3. При детской и при взрослой афазии раннее развитие протекало нормально.
  4. У детей школьного возраста очаговые поражения мозга проявляются теми же клиническими картинами, что и у взрослых.

Отличие детской афазии от афазии у взрослых:

Возрастные особенности проявления афатических синдромов должны учитываться как при диагностике, так и в логопедической работе.

Сходство детской афазии с алалиями у детей.

Различие детской афазии и алалии.

  1. Алалия – системное нарушение речи, поражение наступает внутриутробно, во время родов, в первые годы жизни – до начала формирования речи. Афазия – системный распад уже сформированной речи.
  2. Работу с алаликами характеризуем как воспитание речи, работу с афазиками – как восстановление речи.

Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения: накопление словарного запаса идет очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например: "Мальчик горка санках катается" (Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: "Ляля киля гиля" (Девочка катается на лыжах).

Впоследствии, благодаря занятиям, увеличивается словарь, улучшается фразовая речь, но ребенок постоянно отстает в речевом развитии от своих сверстников.

Различают две основные формы алалии: моторную (недоразвитие активной речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).

Дети-алалики нуждаются в постоянных систематических занятиях по развитию речи под руководством специалиста-логопеда.

Для детей дошкольного возраста, страдающих алалией, существуют специализированные дошкольные и медицинские учреждения (логопедические группы или детские сады для детей с тяжелыми нарушениями речи, стационары, санатории). В каждом из учреждений проводится согласованная работа медико-педагогического персонала, направленная на формирование речи у детей, обеспечивается единый речевой режим.

Для детей с алалией школьного возраста требуется особая организация обучения, которая осуществляется в условиях школ для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. В специальной школе обеспечивается воспитание и обучение детей, хотя глубокое отставание в развитии речи ограничивает их устное общение и создает серьезное препятствие в овладении основами наук.

Дети с легко выраженным недоразвитием речи могут обучаться, хотя и со значительными затруднениями, в общеобразовательной школе, а параллельно заниматься на логопедическом пункте.

Многие дети с алалией получают начальную помощь у логопедов в детских поликлиниках и психоневрологических диспансерах.

На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их речи. Работа строится индивидуализированно в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3-4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.

Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно организовывать и в быту, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, когда взрослые имеют возможность многократно называть различные действия, которые выполняет ребенок, и предметы, которыми он при этом пользуется.

Чтобы ребенок приобрел определенный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и др.), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а также на прогулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребенок отказывается повторять слово за взрослым, не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребенок сам начнет повторять это слово. Каждое проявление его речевой активности должно поощряться взрослыми.

Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20-30), в том числе и словами, обозначающими действия, можно приучать его пользоваться связной речью. Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью (например, уложив куклу, он говорит: "Ляля спит" и т.п.), того же постепенно он начинает требовать и от ребенка. Сначала детям дают предложения из двух слов - существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребенка увеличивается словарный запас, появляется фразовая речь.

Необходимо знать речевые возможности ребенка на каждом конкретном этапе его развития. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.

Нельзя перегружать ребенка речевым материалом - это может привести к заиканию. Речевой материал следует подбирать с учетом его количества и доступности.

Работа по развитию речи проводится в тесном контакте родителей с логопедом и психоневрологом, который лечит ребенка, без такого контакта невозможен правильный подход к малышу.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак).

Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Известно, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля. Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма, о которых я рассказываю. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону. Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц. Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.