Спонтанное восстановление речи при афазии

А. Р. Лурия считал, что в основе спонтанного восстановления речи при афазии могут лежать три причины:

1. В случаях, если ранение не разрушает мозговое вещество, а лишь вызывает временное угнетение этих участков мозга и когда это угнетение, торможение исчезает, то функция полностью спонтанно восстанавливается.

3. Быстрое обратное развитие афазических нарушений может быть объяснено либо переходом функции вниз, к системе двигательных подкорковых узлов данного полушария, либо же переходом к соответствующим зонам правого полушария.

Факторы влияющие на спонтанное восстановление ВПФ:

• Спонтанное восстановление зависит от характера поражения мозга (т.е. в случае повреждения пограничных зон, a не самой речевой зоны), от неравномерной доминантности левого полушария.

• Этиология заболевания. Афазия при остром нарушении мозгового кровообращения возникает в 93% случаев, и если она сохраняется в течение двух недель, то прогноз для спонтанного восстановления неблагоприятный. Афазии, возникающие в результате ЧМТ, имеют в целом более благоприятный прогноз, в том числе и большие возможности спонтанного восстановления.

• Тип афазии. Хуже всего идет восстановление речи при тотальной афазии. Речь при моторной афазии Брока восстанавливается лучше, чем при сенсорной.

• Доминантностъ по руке. Многие исследователи отмечали, что мозговая организация речи неодинакова у правшей и левшей. Некоторые авторы полагают, что у левшей в речепроизводстве участвует более широкая корковая зона. Исследователи считают праворукость негативным фактором в динамике афазии. Семейное левшество представляет для правши прогностически благоприятный фактор.

• Следует обратить внимание на анозогнозию (т.е. нарушение осознания своих дефектов) и на мотивацию как факторы, могущие оказывать влияние на динамику афазии.

• Возраст (разноречивые мнения) - возраст больного никогда не выступает в качестве единственного фактора, а идет в системе других факторов, отягчающих динамику афазии (этиология, давность и тяжесть афазии и др.).

Имеют место также и взгляды на определенные возможности спонтанного восстановления функции, которое идет по пути автоматической компенсации нарушенной функции. Эти компенсации могут быть внутри- и межсистемными и могут протекать на разных уровнях организации нарушенной функции. Приведем примеры. При нарушении процесса звукоразличения из-за дефектов акустического гнозиса (нарушение фонематического слуха) больной, чтобы понять говорящего, смотрит на его губы, на работу артикуляторного аппарата. Включение другой системы, а именно оптического анализатора, способствует актуализации межанализаторных связей (акустическая, речедвигательная и оптическая анализаторные системы). Этот путь способствует пониманию обращенной речи. Покачивание больным туловищем, головой и одновременное отстукивание руками ритма фразы, которая сложилась у него на уровне внутренней речи, способствует ее произнесению, т.е. спонтанное включение больным элементов ритмической структуры фразы (перевод ее на более низкий уровень организации устной речи), нередко помогает произносительной стороне речи.

Фармакотерапия

Есть еще один путь восстановления ВПФ, к которому неоднократно обращались ученые, — путь лекарственной терапии, путем влияния специфическими веществами — медиаторами — на синаптическую проводимость нейронных комплексов. Одним из распространенных медиаторов является ацетилхолин, который, нестойкий и разрушается ферментом холистеразой, что блокирует процесс синаптической передачи нервных импульсов. Поэтому стали применять антихолинэстеразные препараты (прозерин, дибазол) в целях восстановления нормальной синаптической проводимости и активации временно заторможенных функций.

В 1961 году удалось получить растормаживание сложных гностических и праксических функций, а также речевых расстройств с помощью нового препарата – галантимина (сильного ингибитора холинэстеразы).

В 60-70-е г.г. в работах, посвященных лекарственной терапии больных с афазией, основное внимание уделялось курареподобным препаратам с точкой приложения в области синапсов. С целью восстановления ВПФ используются и вещества, оказывающие положительное влияние на церебральный кровоток и процессы метаболизма в нервных клетках (энцефабол, ноотропил, пирацетам).

Для полного описания путей восстановления ВПФ следует указать еще один - восстановление заторможенных функций путем изменения установки личности. Так, при контузии может нередко возникать психогенная реакция, в результате которой восстановление функций затягивается. Здесь необходимо психологическое воздействие, которое изменит установку больного и тем самым включит заторможенную функцию в систему активно действующих психических процессов.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Диагностика

Афазия диагностируется следующими способами:

  1. Исключаются другие речевые расстройства, свойственные психическим патологиям, например, персеверация или логорея при шизофрении.
  2. Патопсихологическое исследование.
  3. Визуализация головного мозга.

Обычно при первом же контакте с больным врач может заподозрить дисфазию. Тут же необходимо отличить афазию от других расстройств коммуникации. Так, пациент может иметь нейросенсорную тугоухость, нарушение иннервации мышц и органов артикуляции.

Сенсорная дисфазия Вернике в первые 2-3 сутки может быть похожей на делирий из-за повышенной речевой продукции и невнятного разговора. Однако психотические состояния легко дифференцируются за счет наличия галлюцинаций и нарушения сознания. При афазии сознание сохранено.

Тестирование представляет собой экспресс-диагностику и логопедическое обследование:

  • спонтанная речь; она оценивается по скорости произношения, количеству слов в минуту;
  • номинативная функция; исследуется возможность больного называть предметы и явления по своему наименованию;
  • наличие повторов;
  • понимание обращенной речи;
  • сохранность навыков чтения и письма.

Методы коррекции

Восстановление расстройства речи требует комплексного вмешательства. В целом лечение состоит их двух этапов:

После основных двух этапов могут добавляться дополнительные, необязательные, для восстановления нормального психического состояния.

Для этого проводится психотерапия, например, при помощи животных (иппотерапия) или песочная терапия.


Медикаментозное лечение

Методы медикаментозного лечения – это набор мероприятий, которые направлены на устранение причины дисфазии и восстановление нормальной работы мозга. Основные направления: этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиотропная терапия – лечение, направленное на устранение причины заболевания. Зависит от того, что привело к афазии. В случае инсульта проводится коррекция водно-солевого баланса, кислотно-щелочного баланса, устраняется отек мозга, восстанавливается мозговое кровообращение. После этого назначаются нейротрофические, нейропротекторные средства и антигипоксанты. Такие препараты улучшают питание мозговой ткани и защищают их от кислородного голодания.

В случае острой инфекции, например, при менингите или энцефалите, назначается противовирусная или антимикробная терапия. Проводится дезинтоксикация и регидратация организма – из кровяного русла удаляются продукты жизнедеятельности инфекции, восстанавливается объем циркулирующей крови и уровень электролитов. Все это направлено на нормализацию работы мозга, без которой логопедические занятия проводить невозможно.

Симптоматическая и патогенетическая медикаментозная терапия зависит от ситуации. При нарушениях работы сердца – корригируют сердечную деятельность, при судорогах – вводят противоэпилептические средства.

Логопедическая помощь

Общие задачи восстановительного обучения – восстановить понимание и воспроизведение речи, попутно корригируя сопутствующие патологии артикуляционного аппарат. Коррекция афазии зависит от ее вида.

Восстановительное обучение при афазии начинается в остром периоде, после стабилизации больного. Чем быстрее начнется коррекционная работа, тем выше вероятность успеха и реабилитации речи.

Методики восстановления при смешанной сенсомоторной афазии

Главные задачи – уменьшение речевой продукции и привлечение слухового внимания. Для этого используются такие упражнения:

  • Больному нужно выполнить речевые инструкции. Врач озвучивает простую инструкцию, а больной их выполняет. Методика работы идет от простого к сложному. Например, первые фразы – откройте глаз, моргните левым глазом или сожмите руку в кулак. Более сложные фразы – укройтесь одеялом, возьмите чашку или ложку.
  • Пациенту показывают простые сюжетные картинки из одного действия. Его задача – назвать несколько простых действий или описать ситуацию на изображении. Например, художник рисует картину, мама обнимает ребенка.
  • Активизация внимания пациента. Врач задает вопрос, а больной на него отвечает, ассоциируя ответ с предметом. Например, врач спрашивает, болит ли у вас голова; пациент утвердительно кивает и прикасается к своей голове.

Методы восстановления при моторной афазии

Задачи – преодолеть трудность в переключении звуков. Используются такие упражнения:

Общие методы восстановления:

  • Логопедический массаж. Это механическое воздействие на мышцы, нервы и сосуды органов речевого аппарата. Массажные движения в области челюсти и шеи улучшают местный кровоток и лимфообращение, расслабляют мышцы и нормализуют дыхание.
  • Упражнения и игры. Игры в своей сути позволяют восстановить или научить больного правильно дышать при разговоре и улучшить произношение звуков. Правильная игра также развивает дыхательную систему, укрепляют мышцы губ и языка, улучшают фразовую речь на выдохе.
  • Методы стимуляции речи при афазии. Сегодня используются сенсорные методы стимуляции, среди которых тактильная и аудиовизуальная стимуляция. В основе тактильной стимуляции – прикосновение к телу больного пальцами или тупой иголкой, поглаживание. Зрительная стимуляция представляет собой привлечение визуального внимания пациента, слуховая стимуляция – привлечение слухового внимания.

Иппотерапия

Лечебная езда на лошади, или иппотерапия, – неспецифический метод восстановления тонуса организма. Относится к методам пет-терапии, то есть лечения при помощи животных. Верховая езда не оказывает конкретного влияния на артикуляционный аппарат или высшие корковые центры речи, но обладает терапевтическим свойством: улучшает координацию, чувство симметрии, укрепляет мышцы тела, синхронизирует части тела при движении и развивает мелкую моторику. Лечебная езда оказывает психотерапевтический эффект: снимает тревогу, стресс, расслабляет.

МЕТОД СПОНТАННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРИ АФАЗИИ.

Ивановская областная клиническая больница.

Данная статья о необходимости применять разные методики в процессе

восстановления речи при афазии. В статье имеются сведения из истории

данного вопроса и мнения разных авторов. Актуальность темы в том, что

специалисты-реабилитологи часто отдают предпочтение методам

спонтанного восстановления и скептически относятся к роли специально

организованного процесса восстановления речи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АФАЗИЯ; РЕАБИЛИТАЦИЯ; РАСТОРМАЖИВАНИЕ;

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ; РЕЧЕВАЯ ФУНКЦИЯ.

Расстройства речи по типу афазии возникают при поражении так называемых

речевых зон головного мозга, расположенных в заднем отделе нижней

лобной извилины, в верхней височной извилине, нижней теменной доле и на

стыке теменной, височной и затылочных областей доминантного полушария.

Афазия обычно связана с агнозиями, апраксиями и другими сложными

нарушениями корковых функций.

Общие основы реабилитации нарушенных функций относятся к

расстройствам функций любой этиологии ( сосудистой, травматической,

опухолевой и т. д. ) Логопеду чаще всего приходится работать с больными

афазией вследствие ОНМК. Для этой этиологии характерен следующий

комплекс клинических факторов: тяжесть и распространенность основного

заболевания, характер нарушения мозгового кровообращения

(кровоизлияние или ишемия ), состояние кровоснабжения поврежденной

области, локализация и размеры очага повреждения, соотношения

деструктивных и нейродинамических изменений в очаге и состояние

непострадавших отделов головного мозга. Сохранные отделы мозга и

субдоминантное( правое полушарие у правшей)принимают участие в

компенсации нарушенных функций.(1) Восстановление речевой функции при

афазии осуществляется за счет подключения предшествующих уровней

речевой функции, оставшихся неповрежденными, при опоре на

предшествующий речевой опыт больного. Специалистам по восстановлению

речи у больных афазией известна особенность восстановительного обучения

связанная с растормаживанием тех особо упроченных речевых оборотов,

которые получают локализационную автономию вне речевых зон мозга:

возможно в симметричных отделах субдоминантного полушария или же в

отделы мозга. Для функционального оживления этих резервов речи

применяются особые приемы, такие как порядковая речь, пение песен со

словами, высоко эмоционально насыщенные речения, произведения устного

народного творчества и др. Считается, что их продуцирование является

показывают, что это не так. Очевидно, те случаи, когда вслед за их

произнесением, имеется положительный восстановительный эффект, имеет

место психотерапевтическое воздействие, мобилизующее спонтанные

компенсаторные процессы в целом. Сами эти речевые стереотипы не могут

клишированные высказывания, поскольку изолированы от речевого

механизма и имеют функциональную и, соответственно, локализационную

Среди различных сторон процесса восстановления речи при афазии у

взрослых одними из центральных являются методические приемы, с

помощью которых могут быть достигнуты наилучшие результаты. Такая точка

зрения завоевала признание среди афазиологов, так как стало ясно, что,

кроме спонтанного восстановления речи, возможен другой путь

возвращения больным высших психических функций, утраченных при

повреждении коры головного мозга. Это путь извне организованного, т. е.

направленного воздействия – обучения больных приемам, содействующим

овладению вновь речевой деятельностью. Помимо общей активизации и

стимуляции, этот путь обучения включает в себя компенсаторную

перестройку нарушенного звена речевой функции с опорой на сохранные

анализаторы, виды речевой деятельности и некоторые стороны психики в

целом. Теоретической базой при этом являются нейрофизиологические

представления о пластичности нервной системы человека и психологические

взгляды на роль прижизненного формирования психических функций(4). За

рубежом среди некоторых специалистов-неврологов продолжительное

время преобладал скептицизм в оценке эффективности специально

организованной терапии. Основное значение в отношении результатов

восстановления речевой функции придавалось лишь динамике спонтанного

восстановления. Этот вопрос был предметом острых дискуссий еще в 50-60-е

Вместе с тем, как следует из теоретического рассмотрения и опыта

практической работы, в восстановительном процессе крайне важна

точки зрения так продуктивно раннее начало занятий с больными,

совпадающее с наиболее интенсивным периодом спонтанного

Постепенно под влиянием тщательно проведенных статистических

исследований, доказавших результативность специально организованных

занятий с больными, скептицизм за рубежом уступает место признанию этого

пути восстановления. В зарубежной литературе с конца 60-х и в 70-е годы все

большее значение приобретает оценка тех или других методов работы с

точки зрения их эффективности. Этот интерес к методам работы, обсуждение

их сравнительной результативности свидетельствовал о существенном сдвиге

в разработке всей проблемы, о новом ее этапе. Общая теоретическая

дискуссия о решающей роли спонтанного восстановления речи стала

уступать место обсуждению вопросов организации и методов работы по

восстановлению речевой функции.

Специалисты все больше убеждены в бесполезности формальных

упражнений (проговаривание, пропевание, декламация речевых

автоматизмов, повторение , фонетическая или механическая артикуляторная

тренировка) и в простом заимствовании приемов обучения глухонемых.

Ведется работа над поиском действенных упражнений.

Современная афазиология основывается на поэтапном характере

восстановления речевой функции при афазии. Естественно, что на ранних

стадиях заболевания ставится задача включения главным образом

непроизвольных, автоматизированных уровней речевой деятельности.

Работа с больными, находящимися в острой стадии заболевания, должна

быть строго дозирована в зависимости от особенностей общего состояния

больного, носить щадящий, психотерапевтический характер. Упражнения же,

направленные на растормаживание, стимуляцию речевых процессов,

скорее следует рассматривать лишь как подготовительные к последующей

На последующих этапах заболевания восстановительное обучение

проводится с расчетом на все более активное, сознательное вовлечение

больного в восстановительный процесс. Для этого применяют

перестраивающие методики. Их использование невозможно без перевода

работы на произвольный, осознанный уровень. Это не значит, что необходим

полный отказ от опоры на речевые автоматизмы, однако основной акцент

делается на сознательное усвоение тех или иных приемов компенсации

Таким образом, восстановление речи при афазии должно носить поэтапный

характер и направлено на вовлечение больного в активное, сознательное

пользование речью. Сокращение этапов восстановления ,либо

пренебрежение частью этапов лишает больного возможности эффективной

Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует

системного подхода, т. е. подразумевает нормализацию всех нарушенных

языковых уровней. В то же время при работе с каждой из афатических форм

имеются и специфические задачи, связанные с преодолением первичного

Список использованных источников.

1.Бэйн Э. С., Столярова Л.Г., Ткачева Г. Р. Последствия мозгового инсульта и их

лечение. – в кн.: Сосудистые заболевания нервной системы. Под ред.Е.В.

2.Бэйн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. Ленинград:Медицина,1964.

3.Бэйн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с

афазией.-М.: Медицина, 1982.

4.Волкова Л.С. Логопедия. Владос, 2009.

5.Визель Т. Г. Приобретение и распад речи: монография. Барнаул: АлтГПУ,

6. Жинкин Н. И. Механизмы речи.: монография. Москва: АПН РСФСР,1958.

7. Тонконогий И.М. Инсульт и афазия. Ленинград: Медицина, 1968.

8. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение.-М.: Просвещение,

9.Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе

10.Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с

разными формами афазии.-М.: В. Секачев,2000.

  • Главная
  • /
  • 4. Спонтанное восстановление ВПФ


























Проблема спонтанного восстановления ВПФ давно интересовала исследователей, и литература, освещающая эти вопросы, насчитывает большое число названий. Известно, что нервные клетки не регенерируют, а клиника мозговых поражений нередко встречалась со спонтанным восстановлением, в частности, речи. Есть ли спонтанное восстановление речи или речь может быть восстановлена лишь при специальном воздействии на дефект? Разные исследователи по-разному отвечали на этот вопрос, который все еще нуждается в решении.

А. Р. Лурия считал, что в основе спонтанного восстановления речи при афазии могут лежать три причины:

1. В случае, если ранение не разрушает мозговое вещество, а лишь вызывает временное угнетение этих участков мозга и когда это угнетение, торможение исчезает, то функция полностью спонтанно восстанавливается.

3. Некоторые французские исследователи высказывали мысль, что быстрое обратное развитие афазических нарушений может быть объяснено либо переходом функции вниз, к системе двигательных подкорковых узлов данного полушария, либо же переходом к соответствующим зонам правого полушария (Лурия, 1947,1969).

Спонтанное восстановление зависит от характера поражения мозга (т. е. в случае повреждения пограничных зон, а не самой речевой зоны), от неравномерной доминантности левого полушария. Уже давно исследователями высказывалась мысль, что нет абсолютной латерализации речевых функций и что правое полушарие тоже принимает участие в организации и осуществлении речи. Эта мысль, высказанная X. Джексоном и X. Бастианом, значительно позже получила поддержку К. Гольдштейна и др. В наше время этой позиции о положительном влиянии правого полушария на восстановление речи также придерживается ряд авторов (Кричли, 1974; Лурия, 1969; Цветкова, 1979).

Отечественные исследователи считают, что когда поражению подвергается та часть мозга, которая является довольно обширной речевой зоной, и когда качественный анализ дефекта указывает на выпадение центрального фактора или звена функциональной системы, то спонтанное восстановление нарушенной функции в этих случаях невозможно (Леонтьев, 1945; Лурия, 1947, 1948,1969; Лурия, Цветкова, 1966; Цветкова, 1972а, 1975, 1979 и др.). Лишь динамические компоненты в синдроме дефекта, как полагали эти исследователи, могут иметь спонтанное обратное развитие. Имеют место также и взгляды на определенные возможности спонтанного восстановления функции, которое идет по пути автоматической компенсации нарушенной функции. Эти компенсации могут быть внутри- и межсистемными (Основы теории.. 1974; Лурия, 1947, 1948; Цветкова, 1972а, 1975) и могут протекать на разных уровнях организации нарушенной функции. Приведем примеры. При нарушении процесса звукоразличения из-за дефектов акустического гнозиса (нарушение фонематического слуха) больной, чтобы понять говорящего, смотрит на его губы, на работу артикуляторного аппарата. Включение другой системы, а именно оптического анализатора, способствует актуализации межанализаторных связей (акустическая, речедвигательная и оптическая анализаторные системы). Этот путь способствует пониманию обращенной речи. Покачивание больным туловищем, головой и одновременное отстукивание руками ритма фразы, которая сложилась у него на уровне внутренней речи, способствует ее произнесению, т. е. спонтанное включение больным элементов ритмической структуры фразы (перевод ее на более низкий уровень организации устной речи) нередко помогает произносительной стороне речи.

Однако это все примеры не спонтанного восстановления речи как полноценного процесса, а спонтанных компенсаторных перестроек как защитных механизмов. Известно, что не всякая спонтанно возникшая функциональная перестройка является позитивной в целях восстановления речи и процесса вербального общения. В клинике афазии наблюдаются отрицательные, компенсаторные перестройки и перестройки, возникшие в процессе неправильного обучения, которые длительное время препятствуют продуктивному восстановлению нарушенной функции (Бейн, 1964; Коган, 1962; Леонтьев, 1945; Лурия, 1948; Цветкова, 1972а и др.). Современные зарубежные исследователи по-разному решают вопрос о спонтанном восстановлении речи при афазии. В целом многие из них придерживаются положительного ответа на этот вопрос. Однако они ставят процесс спонтанного восстановления в связь с очень многими факторами.

Этиология заболевания . Так, Kohlmeyer (1976) считает, что афазия при остром нарушении мозгового кровообращения возникает в 93 % случаев, и если она сохраняется в течение двух недель, то прогноз для спонтанного восстановления неблагоприятный. По сравнению с сосудистой этиологией афазии, возникающие в результате черепно-мозговой травмы, имеют в целом более благоприятный прогноз, в том числе и большие возможности спонтанного восстановления. Спонтанное восстановление зависит от тяжести, обширности и локализации афазии (Лурия, 1947,1948,1969). Глобальные, тяжелые и стойкие афазии являются результатом обширного поражения сильвиевой борозды (Kerterz, 1979).

Тип афазии . Хуже всего идет восстановление речи при тотальной афазии (Коган, 1962; Paivio, 1970). Большинство исследователей склоняются к мнению о том, что речь при моторной афазии Брока восстанавливается лучше, чем при сенсорной, особенно в случаях, когда она отягощена жаргона-фазией в сочетании с пожилым возрастом.

Доминантность по руке . Многие исследователи отмечали, что мозговая организация речи неодинакова у правшей и левшей (Лурия, 1947) и что у левшей амбилатеральность в структуре речи более выражена (Лурия, 1948; Kimure, 1961; Rasmusen et Milner, 1977 и др.). Некоторые авторы полагают, что у левшей в речепроизводстве участвует более широкая корковая зона. Все это согласуется с данными о спонтанной эволюции афазии: у левшей афазия возникает как при поражении правого, так и при поражении левого полушария мозга, симптоматика афазии менее выражена, а восстановление бывает более полным и быстрым (Лурия, 1970; Несаеп, 1972; Серон, 1975). A. Gloning et al. (1976) даже считают праворукость негативным фактором в динамике афазии. A. Subirana полагает, что семейное левшество представляет для правши прогностически благоприятный фактор.

Из других факторов следует обратить внимание на анозагнозию (т. е. нарушение осознания своих дефектов) и на мотивацию как факторы, могущие оказывать влияние на динамику афазии.

Возраст. По вопросу о влиянии возраста на восстановление ВПФ, и в том числе речи, существуют разноречивые мнения, и это объясняется многофакторностью явления, т. е. возраст больного никогда не выступает в качестве единственного фактора, а идет в системе других факторов, отягчающих динамику афазии (этиология, давность и тяжесть афазии и др.). Ч. Гаген считает, что вопрос о роли восстановительного обучения и спонтанного восстановления речи не решен. Во всяком случае в его опытах, где 10 больных обучали, а другие 10 больных не проходили курса обучения, обе группы показывают улучшение речи в первые три месяца. Однако только обучаемая группа, продолжавшая обучение, показала улучшение после трех месяцев. Л. Виньоло занимает особую позицию, рекомендуя изучать спонтанное восстановление и рассматривать восстановительное обучение не единственным способом восстановления речи, а лишь как одну из составных частей воздействия на больного.

Итак, спонтанное восстановление, по мнению многих авторов, тесно связано с рядом факторов и находится в жесткой зависимости от них. Все эти переменные сложным образом взаимосвязаны и взаимообусловлены, и их (переменных) разные сочетания по-разному влияют на спонтанную динамику речи.

Семь факторов играют ведущую роль: этиология, локализация, обширность поражения, исходная степень тяжести нарушения речи, начало заболевания — период от начала заболевания до первого обследования, форма афазии, доминантность полушария.

Среди отечественных исследователей этого вопроса следует отметить работы А. Р. Лурии, о которых упоминалось выше, и Л. Г. Столяровой, которая считает, что для спонтанного восстановления речи имеются благоприятные условия лишь у группы больных с глубоким расположением очага поражения мозга, а также с отсутствием повреждения корковых речевых областей при кровоизлиянии в мозг (Столяров, 1973).

Наши исследования (на 179 больных) показали преимущество восстановительного, направленного обучения больных с афазией. Нами был выделен ряд факторов, влияющих на успешность обучения больных: степень тяжести афазии, форма афазии, время возникновения афазии (без воздействия на нее), личность больного <Цветкова, 19816). В дальнейших наших исследованиях, проведенных совместно с аспирантом Л. Оливой, эти данные получили подтверждение.

Ниже мы кратко остановимся на этом исследовании, задачей которого было изучение проблемы спонтанного восстановления речи у больных с афазией.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.