Старший ребенок очень нервный

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого - заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети - это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской. Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем.
  2. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю.


Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:

  • травмирующие психику ситуации (алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из родителей, развод, применение к ребенку телесных наказаний, конфликтные ситуации со сверстниками, адаптация к детскому саду или школе);
  • сильный испуг;
  • негативная атмосфера между родителями;


Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:

  • возникновение страхов и тревожных состояний;


Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка - настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными - дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

    Моторные - прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.


По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения - стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.


Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай - они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

    До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.


Родители должны "расти" вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.


Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.


Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость - характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.


Один из признаков кризиса пятилетнего возраста - неожиданное кривляние, шутовство

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел - переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Почему ребенок плохо спит, мочит постель, просит сладкого после появления брата или сестры

Когда мы мечтаем о большой семье, воображение обычно рисует умилительные картинки мирно играющих детей, или старшего ребенка, который обнимает и целует малыша, помогает маме в уходе за ним. Однако очень часто появление младенца в семье становится суровым испытанием на прочность для всех.


Старший ребенок, который был таким лапочкой, вдруг начинает устраивать истерики, постоянно требует сладкого, дерется, отказывается чистить зубы, есть, спать в своей кровати и ходить в детский сад. Все это пугает и обескураживает родителей, а советы окружающих вносят еще больше хаоса. Хуже всего, когда рождение младшего ребенка совпадает с кризисом двух или трех лет у старшего, переездом или с периодом адаптации к детскому саду.

Давайте разберемся, в чем причина такого поведения и как можно помочь малышу и родителям в этот непростой период. Психологи называют это регрессом.

Что такое регресс и в чем его причина?

Регресс – это форма психологической защиты в ситуации стресса, когда ребенок бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным реакциям. В основе такого приспособления лежит объективный факт, что малыша люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого. Поэтому наши дети бессознательно используют, на первый взгляд, такой парадоксальный способ защиты от неприятностей – это поведение кажется им гарантирующим защиту и безопасность.

С кратковременным регрессом мы часто сталкиваемся, когда ребенок ослаблен, например, во время болезни, в условиях эмоционального истощения, в состоянии усталости или страха. Навыки, находящиеся в стадии формирования, могут в этот период оказываться недоступными для него.

Почему у ребенка происходит регресс после рождения младшего братика или сестрички? Вначале это может быть реакция на стресс от разлуки с мамой, особенно если это первая длительная разлука. Безусловно, появление новорожденного связано с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи. Меняются роли и обязанности, распорядок дня, распределение ресурсов. Ребенку достается меньше внимания мамы и папы, от него требуют большей самостоятельности, ведь он кажется таким большим по сравнению с младенцем. Привычный мир малыша рушится.


Проявления регресса

Адаптивные реакции бывают самыми разнообразными, они могут затрагивать различные сферы жизни ребенка. Регресс в той или иной форме проявляется практически у всех детей. Важно понимать, что это лишь способ получить внимание и заботу.

Сон. Ребенок, который уже спал всю ночь, может начать периодически просыпаться и плакать, требовать укачивания. Привыкшие к отдельной кроватке или комнате дети часто просятся лечь с мамой и папой или приходят в родительскую постель ночью. Возможны также временные проблемы с укладыванием спать. Например, саботаж устоявшихся ритуалов перед сном: ребенок может бегать, кричать, будить родителей или новорожденного. Некоторые малыши просят, чтобы им читала книжку только мама (или наоборот, только папа, который на работе в это время).

Туалет. Очень часто новоиспеченные старшие братья и сестры проявляют сильный откат в навыках пользования горшком. Днем некоторые дети мочат штанишки так часто, что мама может даже заподозрить цистит. Однако по результатам анализов ребенок будет совершенно здоров. Энурез и энкопрез (недержание мочи и кала) могут причинять существенные неудобства. Особенно тревожными кажутся родителям ночные промахи, к тому же это сильно влияет на качество сна всей семьи.

Навыки самообслуживания. В зависимости от возраста и умений, дети могут отказываться одеваться, застегивать пуговицы и кнопки, завязывать шнурки, самостоятельно есть и ходить в туалет, умываться, чистить зубы, расчесываться, мыть руки – делать все, к чему вроде бы давно уже привыкли и не выказывали сопротивления. Ребенок может жаловаться, что не может сам включить свет или налить воды, снять колпачок с фломастера, разъединить детальки конструктора и т.д.


Язык. Распространенное проявление регресса - откат в речевых навыках. Даже если раньше малыш прекрасно говорил и рассказывал о своих чувствах и желаниях, он может начать ныть и капризничать или показывать пальцем вместо того, чтобы попросить что-то. Часто дети начинают намеренно картавить или коверкать слова, чем изрядно раздражают взрослых.

Коммуникация с миром. Даже самые общительные ребята могут вдруг начать стесняться знакомых и незнакомых людей, при встрече опасливо выглядывать из-за мамы и молчать как рыба. Ребенок может отказываться идти в детский сад или на кружки и занятия, хотя раньше ходил с удовольствием и уже нормально адаптировался.

Эмоциональная сфера. Учащаются истерики, капризы, нытье, беспричинные слезы. Прежний ребенок-ангел может стать раздражительным и угрюмым, начать проявлять агрессию к родителям или окружающим – драться, кусаться, брыкаться.

Грудное вскармливание. Если старший ребенок еще маленький, и мама продолжает кормить его грудью во время беременности и планирует тандемное кормление двоих детей после родов, то она должна быть готова к регрессу старшего в режиме кормлений. Даже если к моменту появления братика или сестренки ребенок прикладывался к груди раз в несколько дней, после родов он может удивиться и обрадоваться тому, что молока у мамы стало снова много, и начать кормиться в режиме новорожденного.

К сожалению, среди некоторых психологов распространено мнение, что грудное вскармливание является причиной регресса у старшего. Кормящая мама может услышать, что ее ребенок после родов непременно перестанет разговаривать, есть, спать и обязательно начнет мочиться в штаны, если не отлучить его от груди. Однако, как мы уже упоминали, регресс в той или иной форме проявляется практически у всех детей, и с наличием или отсутствием грудного вскармливания это никак не связано. Напротив, многие матери считают, что кормление грудью обоих детей помогло им сгладить ревность и дало возможность проявить любовь и уделить время каждому малышу.


Можно ли предотвратить регресс

Совсем отменить регресс вряд ли получится, но можно подготовить ребенка и подготовиться самим к тем переменам, которые ожидают семью с рождением малыша. В зависимости от возраста старшего мы можем рассказывать ему терапевтические сказки о том, как у любимого мультяшного героя появился младший братик. Можем проигрывать этот сюжет с любимой игрушкой.

Можем показывать картинки и фотографии младенцев, объяснять, что первое время малыш будет много спать и часто плакать, мама будет кормить его молоком и носить на руках. Зато потом он научится переворачиваться, ползать, ходить. Будет смешно агукать и разбрасывать игрушки, облизывать все вокруг. Скоро с ним уже можно будет ползать наперегонки и играть в мяч. Очень помогают также фотографии или видео из младенческого возраста старшего ребенка – с и помощью мама может рассказывать ему истории о том, как он сам был малышом.

Если вы собираетесь рожать в роддоме, то стоит подготовить ребенка к разлуке с мамой – подумать, кто останется с малышом, как этот человек будет укладывать и успокаивать его, чем они будут заниматься. (Некоторые женщины выбирают домашние роды отчасти потому, что не хотят надолго разлучаться со старшим ребенком.)

Хорошо, если такой опыт уже имеется, и важно, чтобы он был приятным. Можно акцентировать внимание на том, что ребенок уже большой, поэтому может пойти с папой в игровую, в кино, на аттракционы или в зоопарк, зайти в кафе. Лучше рассматривать возможность переночевать у бабушки (или с бабушкой без мамы) как особую привилегию и постараться создать немного праздничную и сказочную атмосферу, ввести особые ритуалы, например, какао перед сном или игры с домом из стульев и одеяла.

Бабушки и дедушки во время разлуки часто стараются лишний раз не напоминать о матери, чтобы не расстраивать внука. Но как бы весело с ними не было, ребенок прекрасно понимает, что мамы нет рядом, и может подумать, что про него забыли. Звук материнского голоса, фотография или видео могут действительно расстроить малыша. Но можно подготовить записочки и открыточки для ребенка, какие-то небольшие игрушки или угощение – знак того, что любимая мамочка не пропала, она помнит и любит его. Бабушка может говорить, например, что мама прислала посылочку, если малыш спрашивает про нее.


Как реагировать на проявления регресса

Психологи рекомендуют не воспринимать проявления регресса как некую самостоятельную проблему и не решать ее симптоматически. Это значит, что не стоит фиксировать внимание на конкретных симптомах (плохой сон, энурез, истерики) - лучше подумать про ситуацию в семье в целом. Всем ли достаточно внимания, отдыха, общения, положительных эмоций? Нет ли физической или эмоциональной перегрузки у кого-то из детей или родителей? Какую помощь можно привлечь со стороны? Есть ли какие-то дела, которые можно отложить на время?

На самих проявлениях регресса лучше не акцентировать специально внимание ребенка, и уж тем более не стоит ругать или стыдить его за это.

Еда. Если после появления младшей сестренки дочка вдруг стала отказываться от обеда или постоянно требовать сладкого – это не повод подозревать у нее нарушение пищевого поведения и нестись к психологу или ужесточать семейные правила, связанные с приемом пищи. Баталии на кухне отнимают много времени и сил. Не стоит бороться за то, чтобы ребенок ел в тех же количествах, как раньше. Вполне допустимо чаще готовить ее любимые блюда.

Механизм увеличения потребности ребенка в сладком понятен – это один из способов улучшить настроение. Однако я вовсе не призываю кормить детей одними конфетами. Многие семьи находят компромисс в вопросах еды, чтобы ребенок получал удовольствие, а мама не нервничала, что он ест слишком много сахара.


Сон. Ночные пробуждения и проблемы с укладыванием старшего ребенка очень утомляют взрослых, особенно учитывая, что новорожденный порой требует ночью столько же внимания, сколько и днем. Помочь настроиться на отдых могут специальные ритуалы: почистить зубы, почитать книжку, попрощаться с игрушками, задернуть шторы, послушать колыбельную, сделать массаж. За некоторое время до отхода ко сну полезно выключить свет и оставить лишь тусклые ночники.

Многие младенцы первое время спят довольно крепко, и мама может читать старшему книжки перед сном, пока кормит малыша. В дальнейшем родители часто делят между собой обязанности по укладыванию детей. Кому-то удобнее убаюкивать старшего и младшего одновременно, другие предпочитают делать это по очереди. В некоторых семьях жена ночью занимается малышом, а муж - старшими детьми. Но бывает и наоборот – мама уделяет время старшему ребенку, пока папа купает или укачивает младенца.

Каждая семейная ситуация индивидуальна, и все родители находят свой способ хорошо высыпаться. Многие предпочитают спать вместе с детьми или хотя бы на время возвращаются к совместному сну, чтобы старший ребенок не чувствовал себя обделенным.

Язык. Если малыш намерено коверкает слова и вместо того, чтобы говорить, показывает пальцем, попробуйте проявить чувство юмора и поиграть в его игру. Делайте вид, что изо всех сил стараетесь угадать, чего хочет ребенок, но называйте совсем другие слова и предметы, можно даже выдуманные и фантастические. Смех помогает разрядить обстановку и поднимает настроение.

Коммуникация с миром. Если малыш вдруг стал застенчивым, отказывается ходить в садик или на кружки, проявляет апатию и ударяется в меланхолию, то стоит подумать, достаточно ли ребенок отдыхает в целом? Не перегружен ли он занятиями в детском саду? Адаптация к переменам в семье отнимает много сил, поэтому прежний ритм жизни может временно оказаться слишком интенсивным.

Возможно, стоит приводить малыша в детский сад на час позже или устраивать ему выходной среди недели. Многим мамам кажется правильным проводить больше времени со старшим ребенком в первые месяцы после родов. Хотя часто можно услышать совет ничего не менять в жизни ребенка, чтобы он чувствовал стабильность. Что подходит именно вашему сыну или дочке – решать вам.


Эмоциональная сфера. Очень сложно родителям приходится, когда они сталкиваются с истериками и агрессией ребенка в отношении себя или младших детей. Причем агрессия при регрессе может не иметь видимой конкретной причины в данный момент. То есть ребенок просто ни с того, ни с сего подошел к вам и ударил или вдруг сделал больно малышу. Обычно это очень возмущает и злит родителей, вызывает желание наказать. Однако участившиеся истерики и агрессия – не повод туже закручивать гайки в плане дисциплины. Это всего лишь один из этапов адаптации к переменам.

Еще один способ справляться с капризами: попытаться разделять эмоции и поступки ребенка – и его самого. Например, трудно сочувствовать малышу, который дерется и кричит, требуя еще кусок торта и пригоршню конфет. Но можно посочувствовать человеку, который очень хочет чего-то и не может получить. Это ведь и правда очень обидно. (Хотя, безусловно, это все равно не дает разрешения на то, чтобы делать кому-то больно.)

Наша задача вовсе не в том, чтобы добиться послушания и хорошего поведения любой ценой. Нам важно, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, хорошим. Чтобы семья была для него безопасным местом, где не осудят, не будут высмеивать. Местом, где можно получить поддержку и помощь. Если малыш будет чувствовать себя хорошо, то и поведение постепенно вернется в норму: он перестанет проверять всеми мыслимыми и немыслимыми способами, любят ли его по-прежнему родители.

В следующий раз – о способах, которыми родители могут помочь ребенку и себе самим в ситуации прибавления в семье.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.