Свойство нервной системы хранить информацию о событиях внешнего мира

Память - свойство нервной системы, заключающееся в способности определенное время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма. Питание - фактор, от которого зависит обеспечение нормального нервно-психического развития человека.

Рубрика Психология
Предмет Психология
Вид статья
Язык русский
Прислал(а) Incognito
Дата добавления 11.03.2018
Размер файла 156,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Память как одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию, ее типы и функциональные особенности: кратковременная и долговременная. Расстройства памяти и методы запоминания.

презентация [2,0 M], добавлен 01.06.2012

Понятие, виды и свойства памяти как одного из основных свойств нервной системы, которое выражается в способности весьма долго хранить информацию. Метод развития памяти под названием "Последовательные ассоциации". Метод "логических закономерностей".

реферат [54,4 K], добавлен 20.04.2015

Память — психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенные сохранять, накапливать и воспроизводить информацию; ее типы. Аcсоцианистская, гештапьтпсихологическая, бихевиористическая и деятельная теории о сущности и закономерности памяти.

презентация [939,1 K], добавлен 14.05.2012

Основная функция нервной системы человека. Физическая основа памяти. Способность к декларативной абстрактной памяти. Способность нервной системы к пластичности. Навыки и условные рефлексы. Обдумывание и визуализация материала. Методы влияния на память.

реферат [19,0 K], добавлен 31.12.2014

Память - психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память: основные черты, индивидуальные различия. Процессы памяти. Виды памяти. Продуктивность запоминания в целом и по частям. Законы памяти.

реферат [27,2 K], добавлен 23.10.2008

Определение понятия памяти как одной из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенной сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Характеристика основных мнемических (мнемотехнических) приемов для облегчения запоминания.

реферат [193,5 K], добавлен 22.03.2012

Изучение памяти - психического явления, проявляющегося в способности человека запоминать, сохранять в сознании различных обстоятельств, имевшие место в прошлом. Особенности приемов активизации памяти участников уголовного, гражданского судопроизводства.

курсовая работа [40,7 K], добавлен 16.01.2010

Простые формы научения и их нейронная основа. Системы головного мозга и память. Гиппокамп и миндалины. Медиаторные системы. Нейропептиды. Белковый синтез. Система памяти у человека. Кратковременная и долговременная память. Консолидация следов памяти.

реферат [26,0 K], добавлен 14.10.2008

Универсальный характер способности человеческой психики постоянно накапливать информацию. Сенсорный тип, кратковременная и долговременная память. Индивидуальные различия запоминания у людей. Опора на эмоции, польза повторения, использование ассоциаций.

курсовая работа [51,8 K], добавлен 07.01.2011

Механизм сна. Память. Классификация памяти по времени хранения информации. Промежуточная память. Функции промежуточной памяти. О взаимосвязи между памятью и о сном. Восприятие и запоминание речи во время естественного ночного сна.

реферат [19,7 K], добавлен 22.01.2003

Формирование условных рефлексов, хранение любой информации, в том числе и безусловных рефлексов, и ее последующее использование невозможно без хорошей памяти.

Память— это одно из основных свойств нервной системы, заключающееся в способности долгое время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно переводить эту информацию в область сознания. Обучение и память — это стороны одного процесса. Под обучением прежде всего подразумевают механизмы приобретения информации, а под памятью— механизмы хранения и извлечения этой информации.

Человек запоминает не только воздействующие на него раздражители, но и те ощущения, эмоции, которые данные раздражители вызывают. Только благодаря памяти человек может приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт. Память (до определенной степени условно) подразделяют на несколько типов. Продолжительность кратковременной памяти составляет несколько секунд. Емкость ее невелика — пять—семь элементов. Например, шестизначный или семизначный телефонный номер запомнить на несколько минут может почти любой человек, а вот десятизначный — совсем немногие.

В основе кратковременной памяти лежит циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям. Кратковременная память очень чувствительна к сильным внешним воздействиям: ударам электрического тока, сотрясениям, резким перепадам давления и температуры. При любом переключении внимания на какую-либо другую задачу или проблему информация, содержащаяся в этот момент в кратковременной памяти, полностью стирается.

Долговременная память сохраняет гигантский обьем информации в течение всей жизни человека. Все, что содержится в памяти свыше 30 секунд, переходит в долговременную память. Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные положительные или отрицательные эмоции. Вот почему, готовясь к экзамену и повторяя материал, очень полезно представить себе обстановку экзамена и членов экзаменационной комиссии. Легкий страх, который при этом будет испытывать почти любой человек, поможет вам гораздо легче и лучше запомнить то, что вы читаете.

Процесс образования сохраняемого памятного следа — энграммы — называется консолидацией. Для того чтобы консолидация проходила успешно, необходимо усиленное снабжение мозга кислородом и глюкозой.

В переводе информации в долговременную форму хранения прямо или опосредованно участвуют все отделы головного мозга. Консолидация подавляется теми веществами, которые блокируют химические реакции, связанные с синтезом белков в клетках мозга. Запоминание информации также резко ухудшается при наличии в организме даже небольших количеств алкоголя.

В каком виде хранится энграмма точно не известно. Однако показано, что при обучении у человека увеличивается число контактов между нервными клетками (нейронами), да и процессы обмена веществ в мозговых структурах идут гораздо интенсивнее, чем в покое.

Как же улучшить свою память? Существует целый набор приемов для улучшения памяти, их описанию посвящены десятки томов. Если же снижение способности к запоминанию связано с усталостью, перенапряжением и стрессом, то можно воспользоваться комплексами витаминов, помогающими снабжать мозг всем необходимым для нормальной работы. Кроме того, существуют лекарства, улучшающие кровоснабжение мозга, а с кровью в мозг поступают кислород, глюкоза и витамины.

  1. Что такое память?
  2. Чем долговременная память отличается от кратковременной?
  3. Можно ли утверждать, что у каждого человека все виды памяти развиты одинаково хорошо?
  4. Почему для запоминания лучше использовать все виды памяти?
  5. Какие существуют способы для улучшения памяти?

Какую роль играет память в процессе сознания?

Память — это отражение в сознании прошлого опыта, дающее возможность его повторного исследования и использования. В долговременной памяти участвуют все отделы хранения головного мозга.

Память бывает механическая и логическая, зрительная и слуховая. У людей разные виды памяти развиты по-разному.

Память — одно из основных свойств нервной системы, выража­ющееся в способности длительное время хранить информацию о со­бытиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения. При изучении памя­ти важен механизм хранения и использования знаний.

Память человека и животных включает четыре характеристики — запоминание (усвоение) информации, ее сохранение, извлечение и воспроизведение. Запоминаются не только раздражители, исходящие из внешней или внутренней среды организма, но и вызванные ими ощущения и восприятия. Благодаря свойствам памяти, человек организует во времени и пространстве функции, которые позволяют приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт, который влияет на последующее восприятие.

Пространственная и временная организация памяти связана со многими структурами мозга. Прежде всего — это височная доля, гиппокамп и миндалина, а также мозжечок и кора больших полушарий, специфические и неспецифи­ческие таламические ядра.

Медиальная височная область и гиппокамп участвуют в формиро­вании и временном сохранении следов памяти, но не служат мес­тами постоянного хранения информации.

В опытах на обезьянах показано, что только одновременное уда­ление гиппокампа и миндалины уничтожает результаты недавнего обучения и лишает животное возможности дальнейшего обучения. Если удалялась только миндалина или только гиппокамп, то обуче­ние новым формам поведения было возможно, хотя непосредствен­но предшествовавшее операции обучение практически было забыто животным.

Еще более существенна для организации памяти роль коры го­ловного мозга. Медиальная часть височной коры связана с запоми­нанием текущих событий и наравне с гиппокампом обеспечивает сохранение у человека следов недавних событий. Люди с повреж­денной височной долей живут только в настоящем времени. Существует в памяти та часть жизни, которая прошла до травмы.

У животных, выращенных в условиях воздействия на них множества сенсорных раздражителей, слои коры толще, структура нейронов сложнее, чем у животных, выращенных в "обед­ненных" условиях. Найти определенное место в коре, где хранится информация пока не удалось. Делают заключение, что память широко распределена в различных областях мозга.

У человека с повреждением дорсомедиального ядра таламуса в результате травмы возможность усвоения нового словесного материала практически исчезла. Поражения медиального таламуса в сочетании с дегенерацией нейронов лобной коры и мозжечка у человека приводят к неспо­собности переучивания.

В сохранении результатов обучения двигательным условным реф­лексам большое значение имеет мозжечок. Разрушение определенной области мозжечка ликвидировало не только следы обучения, но и блокировало образование новых сле­дов. Разрушение глубинных мозжечковых ядер гибельно для следов памяти об обучении движениям.

Изменения памяти, особенно ее эмоциональных аспектов, связаны с сохранностью миндалевидного комплекса (миндалины). Интактность лобных долей необходима для выполнения отсроченных реакций, сохранность височной коры яв­ляется условием сохранения памяти как на относительно недавние, так и на отдаленные по времени события.

В зависимости от рецепторов, воспринимающих раздражения, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие "памяти".Выделяют несколько типов памяти:

1. Иконическая память удерживает точную и полную картину, вос­принимаемую органами чувств, то есть образ предмета. Длитель­ность хранения образа 0,1-0,5 с. Емкость ее ограничена 3-5 эле­ментами. Этот тип памяти связывают с последействием в периферических и центральных звеньях, связанным с разложением зрительного пигмента.

2. Кратковременная память удерживает не точную копию предмета, события, явления, а их частичное отображение, емкость ее — 7±2 предъявляемых элемента. Длительность сохранения сле­дов от 5 до 60 с. Запоминание связано с повторением.

3. Долговременная память удерживает огромный объем информации. Все, что содержится в памяти более одной минуты, переводится в систему долговременной памяти, где и сохраняется часами, а иногда на протяжении всей жизни.

Переход от кратковременной к долговременной памяти — это пре­образование процесса получения информации в процесс ее сохранения. Запоминание или консолидация следов памяти осуществляется с участием медиальной височной доли и гиппокампа. После консолидации следов данные становятся постоянным содержанием долговременной памяти.

Запоминание осуществляется двумя способами -- процедурным и декларативным. Процедурное запоминание связано с получением и хранением знаний о том, как надо действовать, а декларативное — о том, что составляет основу действия.

Накопление и хранение информации в памяти обеспечивается за счет электрических и химических процессов, происходящих в мозге и обуславливающих происходящие и нем структурные изменения. Электрическая активность нервных цепей несомненно лежит и ос­нове получения "непосредственного отпечатка" сенсорной информа­ции и кратковременной памяти. Нервная цепь, обеспечивающая циркуляцию возбуждения, вызванного стимулом, должна сохранять специфическую активность, связанную с действием раздражителя и после его выключения. Нейрофизиологические данные о существо­вании подобных цепей в различных отделах мозга, особенно в таламусе, гиппокампе, височной, теменной и лобной коре свидетель­ствует о широком распространении продолжительной циркуляции возбуждения в нейронных сетях мозга.

Физиологической основой памяти являются следы в нервной сис­теме от предыдущих раздражении. Следовые процессы являются об­щим свойством нервной системы. Одним из конкретных проявлений сохранения следов раздражении является доминантный очаг возбуждения.

Длительное хранение следов памяти обеспечивается взаимосвязями между нейронами, их активностью и химическими изменениями в самих нейронах, что приводит к созданию новых структурных основ для хранения информации. Процесс изменения свойств цепи при циркуляции нейронной активности называется консолидацией следа (энграммы). Консолидация следа, на которой основана постоянная структура памяти, осуществляется в результате химического кодиро­вания и активизации синаптических соединений.

Когда нейрон многократно и длительно разряжается, то в постсинаптической мембране возрастает концентрация кальция. Он ак­тивирует кальций-зависимую протеиназу — фермент, расщепляющий один из белков мембраны. В результате расщепления белка возрас­тает число белковых глутаматных рецепторов. Аксошипиковые си­напсы становятся более чувствительными, поскольку их проводи­мость увеличивается вследствие возрастания числа глутаматных ре­цепторов.

В процессе запоминания усиливается синтез РНК и белков. В первые часы обучения увеличивается количество синтезированных белков, кото­рые по аксонам нервных клеток мозга транспортируются к синап­сам, делая структуру последних более эффективной для передачи возбуждения.

Особое значение имеют нейропептиды. Они могут действовать на ядерную ДНК и РНК нейронов. Перенос некоторых навыков с помощью цереброспинальной жидкости от обученных животных к необучен­ным свидетельствует о существовании достаточно отчетливых и ус­тойчивых химических механизмов долговременной памяти.

Эндогенные опиатные пептиды — эндорфины и энкефалины улуч­шают сохранение условных рефлексов, замедляют их угашение. Гормоны гипофиза вазопрессин и окситоцин оказывают антагонистическое влияние на память: вазопрессин улучшает, окситоцин нарушает долговременную память.

Дата добавления: 2015-12-16 ; просмотров: 3775 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

I

способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта и любой информации о внешнем мире и внутреннем состоянии организма.

В психологии и физиологии выделяют произвольную и непроизвольную П.; по характеру проявления различают образную, словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условнорефлекторную П.; по типу восприятия — зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную и висцеральную П. Одной из основных характеристик П. является время, или длительность, ее хранения. По времени хранения П. делят на кратковременную и долговременную. В первом случае информация сохраняется в течение секунд или минут, во втором — в течение дней, месяцев и лет. При детальном анализе временных характеристик П. используют более дробное деление ее на сенсорную, или ультракороткую (длительность хранения менее одной секунды), первичную (несколько секунд), вторичную (от нескольких минут до нескольких лет) и третичную (информация хранится всю жизнь). Сенсорную и первичную П. относят к кратковременной, вторичную и третичную — к долговременной П. Существуют и другие классификации П. (оперативная, лабильная, генетическая, иммунная, онто- и филогенетическая и т.д.).

Деление П. по времени хранения информации указывает на этапность накопления прошлого опыта. Переход П. из кратковременной в долговременную осуществляется через преобразования и упорядочивание ее следов (энграмм), в результате чего фиксация П. укрепляется, а вероятность забывания уменьшается. Такой процесс называют консолидацией. Чаще всего закрепление П. происходит путем повторных восприятий или воспроизведений (воспоминаний).

В памяти откладывается лишь незначительная часть тех восприятий, которые поступают в ц.н.с. через органы чувств. Отбор информации и частичное исчезновение ее из П. являются необходимым процессом для работы мозга. Хотя информационная емкость мозга ограничена, ее трудно оценить с количественной стороны. Условно информационная емкость коры головного мозга у человека равна примерно 3․10 8 бит. Такая информационная емкость достаточна, чтобы хранить около 1% общего потока информации, постоянно проходящего через сознание человека.

Забывание начинается сразу же с момента восприятия окружающей среды и, постепенно затухая, продолжается в течение всей жизни. Основной отсев информации начинается при переходе из сенсорной в первичную П. В сенсорной П. запечатлевается все, что воспринимается органами чувств.

Переход сенсорной информации в первичную П. может осуществляться двумя путями. Первый путь, который характерен только для человека, заключается в словесном выражении сенсорных сигналов и их дальнейшем словесно-сенсорном закреплении в П. Этот путь более выражен у взрослых, чем у детей. Второй путь преобразования сенсорной П. в первичную П. не имеет речевой основы. Механизм этого преобразования пока не ясен. Он свойствен всем животным и человеку, но для животных и детей раннего возраста является единственным путем преобразования сенсорной П. в первичную.

Вторичная П. и третичная П. являются стабильными формами хранения информации. Наиболее уязвимым звеном в потере П. (забывании) является переход информации из первичной П. во вторичную. Различные нарушения в работе мозга, связанные со старением (см. Старость, старение (Старость. Старение)), склерозом кровеносных сосудов (см. Атеросклероз), травматическими поражениями или сильными психогенными потрясениями, ведут к неспособности образования прочной П. из-за нарушений механизмов передачи информации из первичной П. во вторичную. При этом уже сформированные вторичная П. и третичная П. сохраняются. В обиходе это состояние обозначают как утрату П. на недавние события при сохраненной П. на отдаленные события. Такое нарушение П. закономерно возникает при удалении гиппокампа и связанных с ним образований лимбической системы (см. Головной мозг, Лимбическая система). Очевидно, эти структуры мозга нанимают ключевую позицию в перекодировании и передаче информации из первичной Л. во вторичную.

Способы хранения информации в ц.н.с. еще во многом остаются неизвестными. Принято считать, что при кратковременной П. доминируют динамические биоэлектрические и биохимические процессы, которые реализуют циклическое проведение возбуждения в нервных сетях мозга. Кратковременная П. проявляется также формированием относительно стабильных электрических потенциалов на мембранах нервных окончаний и тел клеток. В процессе запоминания отмечаются увеличение числа синаптических контактов между нервными клетками, изменение размеров и формы синаптических шишков (см. Синапс).

В основе одной из концепций механизмов долговременной П. лежат представления о пластичности синапсов, обеспечивающей направленность проведения возбуждения и тем самым фиксацию информации в высших отделах мозга.

Другая широко распространенная концепция связана с представлениями о кодировании информации Л. в макромолекулах — белках и нуклеиновых кислотах. Эта концепция базируется на чрезвычайно широкой способности нервных клеток синтезировать разнообразные тканево-специфические белки. Как бы ни фиксировалась долговременная П., постоянное восстановление ее возможных носителей (нуклеиновых кислот, белков, других биохимических и структурных компонентов, даже нервных сетей) требует направленной работы ядерной ДНК клеток мозга.

Память является активным компонентом адаптации (Адаптация). Несмотря на многообразные проявления П. в нервной деятельности, генетическом аппарате, иммунной и других системах, имеются основания рассматривать П. как общее и необходимое свойство жизни.

Нейропсихологические исследования П. в ряде случаев являются одним из немногих путей выявления поражения структур головного мозга (например, в случаях глубоких опухолей, нарушающих нормальную деятельность головного мозга).

Расстройства памяти затрагивают все три ее составные части: запоминание (запечатление), сохранение запоминания (ретенцию) и воспроизведение прошлого опыта (воспоминание). Их расстройство приводит к количественным нарушениям память. Сочетание количественных расстройств с ложными воспоминаниями, смешением прошлого и настоящего, реального и воображаемого называют качественными расстройствами памяти, или парамнезиями.

Среди количественных расстройств П. выделяют гипомнезию (дисмнезию), гипермнезию и амнезии. Гипомнезия характеризуется снижением способности к запоминанию и ухудшением воспроизведения. Вначале забываются недавно приобретенные и менее закрепленные факты. Прежде всего затрагивается способность воспроизведения в необходимый момент отвлеченных фактов — терминов, имен, названий, дат, слов, чисел. Происходит ослабление способности к запечатлению новых фактов, особенно тех, которые мало затрагивают интересы индивидуума. В меньшей степени на начальных этапах гипомнезии страдает ретенция. Профессиональные навыки нарушаются в меньшей степени, чем способность к прочному запоминанию событий обыденной жизни. При более тяжелой степени гипомнезии из памяти в той или иной степени выпадают отдельные периоды общественной, а позже и личной жизни. Гипомнезия встречается при сосудистых и травматических поражениях ц.н.с.

Гипермнезия — значительное или резкое обострение памяти. Обычно сопровождается наплывом воспоминаний и образных представлений. Воспоминания и образные представления чаще всего хаотичны, реже — последовательны. Развитие гипермнезии часто сочетается с ментизмом (см. Кандинского — Клерамбо синдром), скачкой идей (см. Маниакальные синдромы), бессвязностью мышления. К гипермнезии относят также усиление памяти, проявляющееся поразительными способностями к счетным операциям, запоминанию прочитанного, услышанной музыки и т.д.

Амнезия — это расстройства П. в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Амнезии делят на генерализованные и ограниченные, распространяющиеся лишь на определенный отрезок времени. К генерализованным амнезиям относят амнезию фиксации (фиксационную амнезию) — нарушение способности запоминания новых фактов при относительной сохранности прошлых запасов П.; прогрессирующую амнезию — постепенное, со временем полное и необратимое опустошение всех запасов знаний и приобретенного опыта. При прогрессирующей амнезии забывание происходит от частного к более общему, от того, что было приобретено индивидуумом в последнее время, к тому, что было приобретено им раньше. Генерализованные амнезии наблюдаются при атрофических процессах головного мозга.

Ограниченные амнезии определяются полным выпадением П. на определенные периоды времени. Различают антероградную амнезию — запамятование событий, происходящих непосредственно после психоза, сопровождавшегося помрачением сознания или другими психическими расстройствами; ретроградную амнезию — забывание событий, предшествующих помрачению сознания или другим психическим расстройствам; антероретроградную амнезию — сочетание антероградной и ретроградной амнезий; кататимную амнезию — психогенно обусловленные пробелы П. на неприятные для индивидуума события; ретардированную амнезию — забывание событий на период помрачения сознания или другого психического расстройства.

Отчетливые и (или) нарастающие по своей интенсивности расстройства П. свидетельствуют об утяжелении психического заболевания и являются прогностически неблагоприятным симптомом. Их регресс (например, при травматических поражениях ц.н.с., алкогольных психозах) свидетельствует об уменьшении интенсивности лежащего в основе болезни органического фактора.

Лечение расстройств П. направлено на основное заболевание.

Библиогр.: Адам Д. Восприятие, сознание, память, пер. с англ. М., 1983; Дергачев В.В. Молекулярные и клеточные механизмы памяти, М., 1977; Механизмы памяти, под ред. г.А. Вартаняна, Л., 1987; Руководство по психиатрии, под ред. г.В. Морозова, т. 1, с. 257, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, т. 1, с. 42, М., 1983.

II

способность индивидуума запечатлевать, сохранять и воспроизводить данные прошлого опыта.

Память ассоциативная — П., при которой элементы запоминаемого связаны между собой ассоциативно: по смежности (в пространстве или времени), сходству или контрасту.

Память двигательная — П. на координацию и последовательность движений.

Память долговременная — П., характеризующаяся продолжительностью хранения информации, сравнимой с продолжительностью жизни организма.

Память зрительная — вид П., при которой легче запоминаются зрительные образы.

Память иконическая — см. Память образная.

Память кратковременная (син. П. оперативная) — П., характеризующаяся продолжительностью хранения информации до нескольких десятков минут.

Память логическая (син.: П. логически-смысловая, П. смысловая) — П., при которой элементы запоминаемого связаны между собой определенной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т.п.).

Память логически-смысловая — см. Память логическая.

Память механическая (син. П. непосредственная) — П., при которой элементы запоминаемого не связаны между собой какой-либо связью (ассоциативной или логической).

Память непосредственная — см. Память механическая.

Память непроизвольная — П., при которой не фиксируется внимание на процессе запоминания.

Память образная (син. П. иконическая) — П. на определенные образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.).

Память оперативная — см. Память кратковременная.

Память опосредованная — общее название ассоциативной и логической П.

Память произвольная — П., при которой фиксируется внимание на процессе запоминания.

Память словесная — вид П., при которой легче запоминаются слова.

Память слуховая — вид П., при которой легче запоминаются звуки (например, музыка).

Память смысловая — см. Память логическая.

Память эмоциональная — П. на определенные эмоции, чувства, переживания.

III

вычислительной машины — часть вычислительной машины, обеспечивающая накопление, хранение и воспроизведение информации, представленной в цифровом коде.

  1. память — • Дырявая (Лесков). • Свежая (Даль). • Смутная (Блок). Словарь литературных эпитетов
  2. память — • блестящая
  • Виртуальная лаборатория
    • Мочевыводящая система
    • Сердечно-сосудистая система
      • Влияние давления и вязкости жидкости, а также радиуса и длины сосуда на движение жидкости по сосуду
      • Воздействие адреналина, ацетилхолина, атропина и адреналина на основе атропина на артериальное давление
      • Воздействие медикаментов и химических медиаторов на деятельность сердца
      • Воздействие электрических стимулов на сердечную деятельность
      • Воздействие возбуждения блуждающего нерва на сердечную деятельность
      • Наложение лигатур Станниуса
    • Дыхательная система
      • Влияние давления в плевральной полости на вентиляцию легких
      • Влияние сурфактанта на вентиляцию легких
      • Механизм дыхания. Объемы и емкости легких. Влияние радиуса просвета дыхательных путей
    • Внутренняя среда организма. Кровь
      • Определение групп крови системы ABO с использованием стандартных сывороток
    • Обмен веществ и энергии. Питание
  • Физиология человека и животных
    • ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ. ИММУНИТЕТ
      • План. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет
      • 1. Функции крови. Состав и физико-химические свойства крови. Плазма крови
      • 2. Механизмы поддержания кислотно-основного равновесия. Буферные системы крови
      • 3. Лимфа. Образование лимфы. Ликвор
      • 4. Эритроциты: строение и функции. Гемолиз. Гемоглобин. Эритропоэз. Анемии
      • 5. Группы крови. Агглютиногены (антигены) и агглютинины (антитела). Резус-фактор. Правила переливания крови
      • 6. Строение и функции лейкоцитов. Лейкоцитарная формула
      • 7. Регуляторная функция лейкоцитов (цитокины)
      • 8. Защитная функция крови. Понятие о клеточном и гуморальном иммунитете
      • 9. Тромбоциты, их строение и функции
      • 10. Свертывающая и противосвертывающая системы крови. Плазменные и клеточные факторы свертывания
    • ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО–СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
      • План. Физиология сердечно-сосудистой системы
      • 1. Строение и функции сердечно-сосудистой системы
      • 2. Строение сердца. Общие свойства сердечной мышцы: автоматия, проводимость, возбудимость и сократимость. Типичные (рабочие) и атипичные кардиомиоциты
      • 3. Механизм автоматии миокарда. Градиент автоматии
      • 4. Особенности кровоснабжения и энергетического обеспечения сердца. Функциональная роль предсердий и желудочков, клапанного аппарата
      • 5. Сердечный цикл. Понятие о систолическом и минутном объемах крови
      • 6. Методы изучения сердечной деятельности
      • 7. Миогенная, нейрогенная и гуморальная регуляция деятельности сердца
      • 8. Гемодинамика. Функциональные особенности различных отделов сосудистого русла. Линейная и объемная скорость движения крови. Факторы, обеспечивающие непрерывность кровотока
      • 9. Капиллярное кровообращение и его особенности. Микроциркуляция. Представление о тонусе сосудов. Регуляция тонусов сосудов. Сосудодвигательный центр
      • 10. Строение лимфатической системы и ее функции. Транспорт лимфы
    • ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ
      • План. Физиология дыхания
      • Дыхание у высших позвоночных: внешнее дыхание, газообмен в легких и тканях, транспорт газов кровью, тканевое дыхание
      • Вентиляция легких. Механика и динамика дыхательных движений. Внутриплевральное давление и его значение. Роль сурфактанта. Аэрогематический барьер
      • Показатели внешнего дыхания. Понятие о легочных объемах и емкостях. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха
      • Газообмен в легких и тканях. Парциальное давление кислорода и диоксида углерода в альвеолярном воздухе, венозной и артериальной крови. Транспорт кислорода кровью
      • Механизм переноса диоксида углерода, роль карбоангидразы. Взаимосвязь между дыханием и поддержанием кислотно-щелочного равновесия крови
      • Нервные механизмы регуляции дыхания. Защитные и регуляторные дыхательные рефлексы. Хеморецепторы. Дыхание при физической нагрузке, при повышенном и пониженном атмосферном давлении
    • ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ПИТАНИЕ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
      • План. Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция
      • Обмен веществ и энергии как основное условие гомеостазиса. Анаболические и катаболические процессы. Обмен веществ как источник образования тепла
      • Основной и общий обмен. Рабочая прибавка. Общие энергозатраты людей различных профессиональных групп
      • Характеристика продуктов питания. Пищевые и питательные вещества. Нормы питания
      • Значение воды для организма. Витамины и их роль в обмене веществ
      • Принципы составления пищевых рационов
      • Терморегуляция. Механизмы теплопродукции и теплоотдачи. Суточные изменения температуры тела у человека
      • Лихорадка
    • ФИЗИОЛОГИЯ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ
      • План. Физиология мочевыделения
      • Строение и функции почек. Нефрон как функциональная единица почки. Особенности кровоснабжения почек
      • Механизм образования мочи
      • Реабсорбция в нефроне и ее механизмы. Поворотно-противоточная система. Механизмы осмотического концентрирования и разведения мочи
      • Процессы секреции и экскреции в почечных канальцах. Образование конечной мочи, ее состав и свойства
      • Гуморальная и гормональная регуляции почечной функции
    • ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ
      • План. Физиология системы пищеварения
      • Строение и функции пищеварительной системы. Типы пищеварения
      • Пищеварение в ротовой полости. Функции слюнных желез, состав и свойства слюны. Регуляция слюноотделения
      • Пищеварение в желудке. Механизмы желудочной секреции ферментов и соляной кислоты. Фазы желудочной секреции. Состав и свойства желудочного сока
      • Пищеварение в тонком кишечнике. Пристеночное (мембранное) пищеварение. Всасывание в пищеварительной системе
      • Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении
      • Пищеварение в толстом кишечнике
      • Регуляция деятельности органов пищеварения
      • Аппетит, голод, насыщение
    • ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ
      • План. Физиология возбудимых тканей
      • 1. Раздражимость и возбудимость как способность живых систем реагировать на действие факторов внешней среды. Ионные насосы и их функции (калий-натриевый, кальциевый, хлорный насос)
      • 2. Ионные каналы, классификация, строение и функции. Потенциал действия и его фазы. Вклад потенциалзависимых ионных каналов в формирование потенциала действия
      • 3. Причины существования относительной и абсолютной рефрактерности. Функциональная лабильность и ее проявления
      • 4. Возбудимые клетки как проводники электричества. Распространение электротонического потенциала. Константа длины. Механизм проведения возбуждения по немиелинизированным и миелинизированным нервным волокнам
      • 5. Классификация и свойства нервных волокон. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам
      • 6. Основы межклеточного взаимодействия в организме. Физиология синапсов
      • 7. Химические синапсы. Механизм возникновения возбуждающего постсинаптического потенциала. Тормозной постсинаптический потенциал
      • 8. Общая характеристика и классификация нейромедиаторов. Нейромодуляторы
      • 9. Ионотропные и метаботропные рецепторы. Основные группы синаптически активных веществ (лиганды, агонисты, антагонисты)
      • 10. Физиология мышц. Классификация мышц по структурным, биохимическим и функциональным критериям
      • 11. Виды и режимы мышечных сокращений. Работа и сила мышц. Типы нервных волокон
      • 12. Механизм мышечного сокращения. Роль АТФ, кальция и ионных насосов в мышечном сокращении. Энергетическое обеспечение мышечного сокращения
    • ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
      • План. Общая физиология центральной нервной системы
      • 1. Структурно-функциональная организация нейронов и глиальных клеток. Представления о функциональной роли глии
      • 2. Строение и свойства нейронов
      • 3. Понятие о нервном центре, нервной сети. Свойства нервных центров
      • 4. Принципы координации работы нервных центров
      • 5. Торможение в ЦНС и его виды. Интегративная деятельность нейрона
      • 6. Рефлекторная теория. Компоненты рефлекторной дуги. Классификация рефлексов
      • 7. Классификация врожденных форм поведения. Принцип обратной связи
      • 8. Теория функциональных систем П.К. Анохина
    • ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
      • План. Частная физиология центральной нервной системы
      • 1. Функциональная организация спинного мозга и его роль в координации рефлекторной деятельности центральной нервной системы
      • 2. Функции спинного мозга. Особенности управления движениями на уровне спинного мозга. Спинальный контроль мышечных сокращений и управление мышечным тонусом
      • 3. Спинальные соматические и вегетативные рефлексы. Сегментарный и межсегментарный принцип работы спинного мозга
      • 4. Структурно-функциональная характеристика основных отделов головного мозга
      • 5. Функции продолговатого мозга, топография ядер, регуляция витальных функций
      • 6. Роль ретикулярной формации мозгового ствола в регуляции функций. Варолиев мост
      • 7. Средний мозг
      • 8. Мозжечок: строение, связи и регулирующие влияния
      • 9. Промежуточный мозг. Роль ядер таламуса в передаче сигналов с периферии в кору больших полушарий. Гипоталамус как интегративно координирующий вегетативный центр мозга
      • 10. Подкорковые ганглии, их строение и функции. Экстрапирамидная двигательная система
      • 11. Гиппокамп и лимбическая система, их взаимодействие при интеграции сигналов в мозге
      • 12. Физиология вегетативной нервной системы. Современные представления о нейрогуморальной регуляции висцеральных функций организма. Вегетативная рефлекторная дуга
      • 13. Функциональные особенности и взаимодействие отделов вегетативной нервной системы в управлении функциями организма
      • 14. Основы физиологии коры больших полушарий. Представление о кортикализации функций. Цитоархитектоника коры больших полушарий
      • 15. Понятие о полях и зонах коры больших полушарий
      • 16. Электрическая активность коры головного мозга. Электроэнцефалограмма
    • ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ
      • План. Гормональная регуляция функций
      • 1. Эндокринный контроль функций и его регуляторная роль. Участие желез внутренней секреции в интегративной регуляции деятельности организма
      • 2. Роль эндокринной системы в регуляции процессов роста, развития, размножения, разных форм адаптации, поведения. Классификация гормонов
      • 3. Современные взгляды на механизмы влияния гормонов: рецепторы и вторые посредники
      • 4. Гипоталамо-нейрогипофизарная и гипоталамо-аденогипофизарная системы. Гипоталамические рилизинг – факторы (либерины и статины)
      • 5. Структура и функции долей гипофиза, секретируемые тропные и эффекторные гормоны, их роль в организме
      • 6. Эпифиз и роль мелатонина у животных и человека
      • 7. Щитовидная железа. Тиреоидные гормоны (трииодтиронин и тироксин) и кальцитонин
      • 8. Паращитовидные железы
      • 9. Эндокринная функция поджелудочной железы и ее гормоны (инсулин, глюкагон, соматостатин)
      • 10. Гормоны коркового и мозгового слоя надпочечников
      • 11. Роль надпочечных желез в реализации адаптационно-приспособительной деятельности организма (стресс). Фазы стресса
      • 12. Половые железы и их внутренняя секреция. Гормональная функция семенников. Гормональная функция яичников. Половые циклы
      • 13. Эндокринная функция почек, желудочно-кишечного тракта, сердца. Гормональная функция эндотелия
    • ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
      • План. Физиология сенсорных систем
      • 1. Принципы строения сенсорных систем. Понятие о рецепторах
      • 2. Классификация рецепторов. Механизм возбуждения рецепторов. Рецепторный и генераторный потенциалы. Адаптация рецепторов
      • 3. Кодирование сенсорной информации. Проводниковые структуры сенсорных систем
      • 4. Зрительный анализатор
        • 4. I. Преломление света в оптических средах глаза. Построение изображения на сетчатке
        • 4. II. Типы движений глаз
        • 4. III. Строение сетчатки. Фоторецепторы и преобразование световой энергии в электрический сигнал
        • 4. IV. Представления о механизмах цветного зрения и обработке зрительной информации в ЦНС
        • 4. V. Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора
      • 5. Слуховой анализатор
        • 5. I. Строение слухового анализатора
        • 5. II. Строение улитки. Орган Корти. Фонорецепторы. Звуковосприятие
        • 5. III. Проводящие пути и корковое представительство слухового анализатора. Представления о механизме восприятия частоты и интенсивности звука
      • 6. Вестибулярный анализатор
      • 7. Вкусовой анализатор: структурные и функциональные особенности. Клеточные механизмы вкусовой рецепции
      • 8. Обонятельный анализатор: структурные и функциональные особенности обонятельного анализатора. Клеточные механизмы обонятельной рецепции
      • 9. Соматосенсорная система. Кожные рецепторы: тактильные, температурные, болевые. Мышечно-суставная рецепция (проприорецепция)
      • 10. Болевые рецепторы. Защитные (ноцицептивные) рефлексы. Современные теории боли
    • ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      • План. Физиология высшей нервной деятельности
      • 1. Понятие о ВНД. Современные подходы к нейробиологическим механизмам поведения
      • 2. Роль эмоций и мотиваций в организации поведения
      • 3. Условный рефлекс как приспособительный механизм в животном мире. Классические и инструментальные условные рефлексы. Классификация условных рефлексов
      • 4. Нейрофизиологическая сущность торможения. Характеристика внешнего безусловного торможения. Запредельное торможение, его биологическое значение. Основные виды условного торможения
      • 5. Нейрофизиологическая сущность сна. Электроэнцефалографическая характеристика медленноволнового сна и парадоксального сна
      • 6. Память как свойство центральной нервной системы воспринимать, хранить и воспроизводить информацию
    • НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
      • План. Нейрогуморальная регуляция физиологических функций
      • 1. Общее понятие о процессах регуляции функций. Гомеостазис. Принципы регуляции функций
      • 2. Механизмы регуляции жизнедеятельности организма. Нервная регуляция как высший этап развития приспособлений организма к меняющимся условиям существования
      • 3. Единство нервных, гуморальных и иммунных механизмов регуляции

6. Память как свойство центральной нервной системы воспринимать, хранить и воспроизводить информацию

Важнейшим свойством нервной системы является способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию. Накопление ее происходит в несколько этапов: выделяют кратковременную (краткосрочную) и долговременную (долгосрочную) память. Если информация, хранящаяся в кратковременной памяти, не передается в долговременную, то она быстро стирается. В долговременной памяти информация хранится длительно в доступном для извлечения виде. Следы памяти, так называемые энграммы, уточняются каждый раз по мере извлечения. Процесс упрочнения энграмм называется консолидацией следов памяти. В основе условного рефлекса и долговременной памяти лежит единый механизм, и в экспериментальных исследованиях условный рефлекс является единственным критерием наличия следа долгосрочной памяти.

Кратковременная, или оперативная, память связывается с обработкой информации в нейронных сетях; предполагается, что она основана на циркуляции импульсных потоков по замкнутым нейронным путям (цепям). Долговременная память, очевидно, связана со сложными процессами синтеза белка в нейронах. Любая функция интегративной деятельности мозга обеспечивается не одной какой-нибудь нейрохимической системой, а множеством таких систем. Установлено, что в процессах обучения и памяти участвуют холинергические, серотонинергические, катехоламинергические, ГАМК-ергические системы. Большую роль в организации следов памяти играют также нейропептиды. И, очевидно, конечным звеном, через который реализуются любые воздействия на процессы обучения и памяти и происходит закрепление энграмм, являются изменения белкового метаболизма.

Запоминание, хранение и извлечение наиболее актуальной в данный момент информации из памяти является результатом сложного динамического процесса взаимодействия различных структур мозга. В операциях по запечатлеванию и извлечению следов памяти принимают участие нейроны различных областей КБП, лимбической системы и таламуса. Так, клинические наблюдения показывают, что при поражении гиппокампа утрачивается память на недавние события, но сохраняется на давно прошедшие.

Хранение и извлечение следов памяти осуществляется при участии нейронов заднеассоциативных отделов коры. При раздражении височных долей во время операции возникают четкие картины прошлого, в точности воспроизводящие обстановку вспоминаемого события.

Качественной особенностью памяти человека, отличающей ее от памяти животных и даже высших приматов, является то, что человек способен запоминать не столько все подробности информации, сколько общие положения. Взрослый человек запоминает в прочитанном тексте не слова, а содержание. Это так называемая словесно-логическая абстрактная память.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.