Свойство нервной системы в профессиональной деятельности









СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

При работе же небольшой, средней и большой интенсивности основными факторами остаются физиологические и биохимические изменения в системах обеспечивания мышечной работы; в соответствии с этим и взаимосвязь свойства силы нервной системы с утомлением имеет иной характер. Как показано М.Н. Ильиной (1972), вялость встает у лиц со слабой психикой позже, нежели у людей с сильной. Разъясняется это тем, что субъекты со слабой психикой тратят энергию наиболее экономно, нежели те, у кого она мощная. (Р.М. Кадыров, 1987).

Правда, следует принять к сведению, что посылы утомления при всевозможных типах работы имеют все шансы различаться. Поэтому немалая стабильность людей со слабой нервной системой к утомлению отмечается, когда речь идет о работе средней и низкой, но не самой большой интенсивности. В заключительном случае наиболее устойчивыми обязаны быть лица с крепкой нервной системой, т.к. в тех случаях становление утомления соединено с внезапным появлением запредельного торможения. Более изученные характеристики нервной системы это: сила-слабость (другими словами ступень выносливости, трудоспособности нервной системы, ее стабильность к различного рода помехам) подвижность-инертность (т.е. скорость смены и скорость протекания действий возбуждения и торможения). Сила нервной системы гарантирует психологическую, эмоциональную стабильность человека к действию сверхсильных раздражителей и именно тем увеличивает надежность в экстремальных обстановках.

Человек со слабой нервной системой: в первую очередь спокойно-тихий, скрытный, покорный не имеет возможности длительное время участвовать в шумных, подвижных делах, что связано с его маленьким запасом сил, завышенной утомляемостью. нередко тяготеет к аккуратности, выделяется завышенной впечатлительностью. В непривычной среде, при завышенном к нему внимании теряется, не обретает подходящих слов, не дает ответы на вопросы, не исполняет простых просьб, владеет увеличенной чувствительностью (выделяется специальной уязвимостью, негативно реагируют на критику, возмущение находящихся вокруг) часто не хватает уверенности внутри себя, им свойственны опасение неудачи и испуг неразумно выглядеть, из-за этого им гораздо осложняется продвижение к триумфу.

В последнее время была подтверждена зависимость устойчивости человека к фактору монотонности от слабости нервной системы (высокой активации коры головного мозга) и инертности нервных процессов, определявшихся по ЭЭГ‑показателям (Е. В. Асланян, В. Н. Кирой, 2003) [1].

Плюсы слабой нервной системы: владеет значительно наиболее высокой чувствительностью в сравнении с сильной нервной системой. Они нацелены на высокую точность, тщательность исполнения работы, на наиболее жесткий контроль за качеством исполнения; лучше, продуктивнее и с наименьшими расходами управляются с однообразной однотонной работой.

Согласно исследованиям специалистов по психологии правильность деяний специалиста в экстремальной ситуации находится в зависимости не столько от стажа и навыка работы, сколько от силы нервной системы.

При выборе профессии обязательно должно учитываться свойство силы - слабости нервной системы. Людям со слабой нервной системой не рекомендуется выбирать профессии, в которых реально возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций. [2]

Роль типологических отличительных черт человека в его стойкости к развитию этого состояния была показана теснее в первых работах, проделанных, правда, в лабораторных условиях (В.И. Рождественская с соавторами, 1967; В.И. Рождественская и И.А. Левочкина, 1972; Н.П. Фетискин, 1972). В дальнейшем изучение монотонии проводилось на производстве (Н. П. Фетискин, 1974; Н.Е. Высотская с соавторами, 1974, и др.)[3].

Было установленно, что она быстрее развивается и сильнее выражена у людей с сильной нервной системой, нежели со слабой (В.И. Рождественская с соавторами, 1967; Н.П. Фетискин, 1972; Н.А. Аминов, 1975 и др.).

Впрочем, не стоит забывать: Не всегда требуется коренная перестройка намерений на будущее: постоянно можно подобрать в той же проф сфере иную профессия.

Высокие скоростные характеристики исполнения различных видов работы поддерживаются такой спецификой нервной системы, как физическая активность и лабильность

Круг специальностей, которые настоятельно просят чрезвычайно больших скоростей исполнения работы довольно неширок. В большинстве специальностей достичь фуррора можно людям с различными признаками скорости протекания психических действий. Исходя из отличительных черт нервных процессов возможно теоретически вывести 24 вида характера, хотя почти что наиболее часто наблюдаются те 4 вида, которые знамениты нам из традиционного учения о характерах.

Сангвинический вид характера характеризуется энергией и немаленькой трудоспособностью: ему подходит работа, в которой большое количество разнообразия, которая многократно ставит перед ним свежие задачи, он готов всегда работать и что-нибудь организовывать, вследствие этого ему подходят управляющие должности. Работая, у него есть возможность с легкостью сосредоточиться и аналогично с легкостью переключиться с одной работы на иную, хотя не способен вникать в составные части не переносит сходства.

Холерик выделяется вспыльчивостью и порывистостью: работу исполняет с немалым внутренним напряжением, довольно активно, полностью отдаваясь собственной работы, свою очень большую энергию распределяет неравномерно, вследствие этого ему подходит цикличная работа, регулярно требующая немаленькoй, хотя периодической затраты энергии, связанная с напряжением и угрозой, чередующаяся с наиболее безмятежной работой.

Флегматик безмятежен и уравновешен: он настойчивый и усердный сотрудник, но лишь в той области, к которой он пристрастился. Не подходит работа, отличающаяся многообразием, но, несмотря на все вышесказанное однообразная работа (к примеру, работа на конвейере) проблемы ему не представляет. Он действует нерасторопно, хотя имеет возможность достичь неплохих итогов благодаря собственной твердости, упорству и обмысленной организацией собственного труда.

Меланхолика определяет маленький порог ощущения и увеличенная чувствительность к наружным раздражителям? невысокая трудоспособность, отсутствие принимать обязательства, опасается, что не сможет их сделать. Любит действовать один.

Благодаря собственной высокой чувствительности, он с легкостью воспринимает и знает тонкости в поведении людей, находящихся вокруг. Аналогично в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, мастерства вникнуть и проработать мелкие составные части. Ему противопоказана работа, требующая не малого напряжения, связанная с неожиданностями и отягощениями.

ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Работы со школьниками.

Показатели эффективности ПК-ной

По форме проведения ПК разделяются на групповые и индивидуальные.

Основные задачи групповой ПК (она предпочтительна на ранних этапах ПО):

· выявление основных затруднений школьников при выборе профессии;

· актуализация проблемы выбора профессии на личностном уровне;

· разъяснение основных затруднений и ошибок при выборе профессии.

Задачи индивидуальной ПК (она предпочтительна на более поздних этапах ПО):

· изучение индивидуальных особенностей;

· помощь в разработке ЛПП;

· определение степени соответствия требованиям профессии;

· определение способов развития ПВК;

По характеру воздействия различают непосредственную и опосредованную ПК (через родителей, учителей).

В ходе индивидуальной ПК можно выделить три этапа:

Цель подготовительного этапа – введение учащегося в ситуацию консультации. Показатель завершения этого этапа – формулировка учащимся своей проблемы.

Цель основного этапа - совместный поиск решения имеющейся проблемы. Показатель завершения – обоснованное решение.

Цель заключительного этапа – определение способов реализации принятого решения. Показатель – формулировка ответа на проблему, договоренность о формах обратной связи на ближайшее время.

Итоговым показателем эффективности ПК-ной работы может быть коэффициент:

Nобщ – общее число учащихся, обратившихся за консультацией за определенный промежуток времени; Nрр – количество учащихся, реализовавших совместно принятое на ПК решение.

Темперамент не определяет уровня общих или специальных способностей человека. Люди одного и того же темперамента могут быть высоко- и малоодаренными, успешно работать в одной сфере.

Например, Суворова и Пушкин - холерики, Жуковский и Гоголь – меланхолики, Крылов и Кутузов – флегматики, Наполеон и Герцен – сангвиники.

Однако при выборе профессии следует учитывать особенности темперамента. Во-первых, некоторые профессии предъявляют очень высокие требования к выдержке, самообладанию и быстроте реакции работников. Так меланхолику противопоказаны профессии водителя, летчика, монтажника-высотника и некоторые другие, которые связаны с постоянными стрессовыми ситуациями. Флегматик – упорный, ровный с людьми, но медленно переключается, малообщительный. Наибольших успехов он может достигнуть в деятельности, не требующей быстрой смены действий, ловкости и большой активности: ему лучше работать там, где необходимы методичность, последовательность, настойчивость; меланхолик успешно справится с той деятельностью, где требуется высокая чувствительность, связанная с общением с людьми.

Следует принять во внимание, что холерик импульсивен, резок в общении, повышенно возбудим. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частой смены объекта общения, рода занятий, перехода от одного ритма жизни к другому.

Приведенные ниже лабораторные практические работы помогут учащимся разобраться в особенностях высшей нервной деятельности и определения темперамента.

Задача 1. Установите особенности высшей нервной деятельности у себя на основании наиболее часто повторяющихся поведенческих реакций в любой деятельности.

Основанием для отнесения к преимущественно СИЛЬНОМУ ТИПУ нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели:

1. Способность длительное время выполнять работу, не снижая ее интенсивности и продолжительности (в противоположность быстрой утомляемости).

2. Умение преодолевать трудности и неудачи в работе.

3. Повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности.

4. Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых условиях.

5. Способность быстро справиться и мобилизовать себя в случае неудачи.

Основанием для отнесения к слабому типу служат противоположные показатели по всем этим пунктам.

Об уравновешенности можно судить по таким показателям:

1. Высокая работоспособность в неинтересном деле.

2. Сдержанность в поступках, в общении (даже, несмотря на психотравмирующую ситуацию).

3. Умение хранить секреты, тайны, доверенные сведения.

4. Неторопливость в принятии решений.

5. Быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных со способностью к волевой задержке.

Неторопливость в движениях, речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи, хороший сон.

Слабость тормозных процессов проявляется в противоположных показателях.

О подвижности нервных процессов можно судить по следующим проявлениям:

1. Преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы.

2. Быстрое освоение нового материала, но , иногда, и быстрое его забывание.

3. Легкость, активность в новых знакомствах, стремление к смене впечатлений.

4. Быстрое освоение и адаптация в новой обстановке.

5. Легкое засыпание и пробуждение. Живая речь, мимика, общая подвижность.

Основанием для включения в группу относительно инертных являются противоположные этим признаки.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека определенные требования, то нет идеального темперамента для всех ее видов.

Известны четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1. Проф. отбор там, где невозможно делить лиц, которые не

обладают необходимыми свойствами темперамента (летчик).

2. Преодоление отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности.

3. Индивидуальный подход в управлении собственным темпераментом (например, флегматики и меланхолики).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЗоя Долгова

Презентация на тему: " Свойства нервной системы и профессиональная деятельность." — Транскрипт:

1 Свойства нервной системы и профессиональная деятельность

2 Двойственность индивидуальных способностей Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности характеризуются непостоянством, колебаниями, изменчивостью. Такие особенности как черты, связанные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.

3 Постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях – первый признак того, что в основе его лежат природные свойства нервной системы.

4 Наиболее изученные свойства НС: сила-слабость ( то есть степень выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивость к различного рода помехам) подвижность-инертность (то есть скорость смены и скорость протекания процессов возбуждения и торможения).

5 Сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях.

6 Человек со слабой НС: чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. не может долго участвовать в шумных, подвижных делах, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. часто склонен к аккуратности, отличается повышенной впечатлительностью. В непривычной среде, при повышенном к нему внимании теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы, не выполняет простейших просьб. обладает повышенной чувствительностью (отличается особой уязвимостью, болезненно реагируют на критику, недовольство окружающих) часто не хватает уверенности в себе, им свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху.

7 Преимущества слабой НС: обладает гораздо более высокой чувствительностью по сравнению с сильной НС; ориентированы на высокую точность, тщательность выполнения деятельности, на более строгий контроль за качеством выполнения; гораздо лучше, продуктивнее и с меньшими затратами справляются с однообразной монотонной работой.

8 Могут быть рекомендованы профессии, требующие особой точности, например: Ювелир Огранщик Зубной техник Программист Музыкант Художник Люди со слабой НС обладают преимуществом в овладении профессиями, в которых главным являются взаимоотношения с другими людьми, общение (то есть типа "человек - человек").

9 Человек с сильной НС: чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он осваивает значительный по объему материал. полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает усталым, вялым, расслабленным. включаясь в работу, он почти не испытывает трудностей; ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой новой деятельности. отличается умением эффективно использовать время, способность выполнить за тот же отрезок времени больше, чем другие, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в работе. обладает способностью адекватно реагировать на сверхсильные раздражители, даже имеющие устрашающий характер.

10 Преимущества сильной НС: лица с сильной НС в нестандартной, сложной ситуации (аварии, взрывы, пожары, стихийные бедствия) способны правильно оценить обстановку, сохранить выдержку, самообладание, найти оптимальное решение для нормализации чрезвычайного положения. в сложной обстановке лицам с сильной НС легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться

11 Могут быть рекомендованы профессии, в которых возможно возникновение сложных ситуаций: Летчики-испытатели Космонавты Авиадиспетчеры Хирурги В ряде профессий люди с сильной НС лучше всего справятся с обеспечением безаварийной работы всей системы "человек - машина".

12 Согласно исследованиям психологов правильность действий профессионала в экстремальной ситуации зависит не столько от стажа и опыта работы, сколько от силы нервной системы.

13 При выборе профессии обязательно должно учитываться свойство силы - слабости нервной системы. Людям со слабой НС не рекомендуется выбирать профессии, в которых реально возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций.

14 Однако, следует помнить: Не всегда требуется коренная перестройка планов на будущее: всегда можно выбрать в этой же профессиональной сфере другую специальность. Даже в профессии летчика есть рабочие посты, не предъявляющие слишком жестких требований к человеку,- это летчик сельхозавиации, вертолетчик. В профессии врача лицам со слабой нервной системой противопоказаны такие специализации, как реаниматолог, хирург. Но им могут быть рекомендованы специальности терапевта, санитарного врача, фармацевта, стоматолога.

15 Высокие скоростные показатели выполнения разных видов деятельности обеспечиваются такой особенностью нервной системы, как подвижность и лабильность

20 Круг профессий, которые требуют очень высоких скоростей выполнения работы достаточно узок. В большинстве профессий добиться успеха можно людям с разными показателями скорости протекания психических процессов.

21 В зависимости от особенностей нервных процессов можно теоретически вывести 24 типа темперамента, но практически чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах.

22 Сангвинический тип темперамента характеризуется энергией и большой работоспособностью : ему подходит работа, в которой много разнообразия, которая постоянно ставит перед ним новые задачи, он готов все время действовать и что-то организовывать, поэтому ему подходят руководящие должности Работая, он может легко сосредоточиться и так же легко переключиться с одной работы на другую, но не способен вникать в детали и не переносит однообразия.

23 Холерик отличается вспыльчивостью и порывистостью : работу выполняет с большим внутренним напряжением, очень энергично, полностью отдаваясь своей деятельности, свою огромную энергию распределяет неравномерно, поэтому ему подходит цикличная деятельность, периодически требующая большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением и опасностью, чередующаяся с более спокойной работой.

24 Флегматик спокоен и уравновешен : он упорный и старательный работник, однако только в той области,к которой он привык. не подходит работа, отличающаяся разнообразием, зато монотонная деятельность (например, работа на конвейере) трудности для него не представляет. работает неторопливо, но может достичь хороших результатов благодаря своей твердости, настойчивости и продуманной организацией своего труда.

25 Меланхолика характеризует низкий порог ощущения и повышенная чувствительность к внешним раздражителям низкая работоспособность, не хочет брать на себя обязательства, боится, что не сумеет их выполнить. предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

Цель: познакомить учащихся с некоторыми свойствами нервной системы, показать их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, раскрыть ее значение в профессиональной деятельности.

Ознакомить с понятиями: тип нервной системы, свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность).

Определение типа нервной системы учащихся.

Научить вырабатывать индивидуальный стиль деятельности в зависимости о типа нервной системы.

Тип урока: урок нового знания с практической работой

Сопровождение урока (презентация)

Беседа о строении нервной системы . Функции нервной системы: связь с окружающим миром и управление поведением человека.

Разбор новых понятий (определение записываются в тетрадь):

Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека (запись в тетрадь)

Основные свойства нервной системы:

Сила- способность выдерживать, не переходя в торможение, сильное или длительно действующее возбуждение.

Это природная индивидуальная особенность, показывающая выносливость и работоспособность. Природную особенность силы переделать нельзя, но изменяя и совершенствуя свои привычки, их можно регулировать.

Уравновешенность-баланс между возбуждением и торможением.

Подвижность- способность быстро реагировать на изменение в окружающей среде.

Эти природные особенности в обычной жизни замаскированы опытом, и проявляются в экстремальных условиях.

В тетрадях заполняется схема.


2. Практическая работа. Темпинг- тест (раздаются стандартные бланки для выполнения теста)

Инструкция к тесту

1. Подсчитать количество точек в каждом прямоугольнике и внести результаты в протокол;
2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс пятисекундные промежутки времени и на оси ординат – количество точек в каждом прямоугольнике;
3. На основании анализа формы кривой диагностировать силу нервной системы согласно нижеописанным критериям;

Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

• Сильный тип (выпуклый): темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в следующие 25-30 с. он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
• Стабильный тип (ровный): максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого нервной систему средней силы;
• Слабый тип (нисходящий): максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
• Среднеслабый тип (промежуточный): темп работы снижается после

первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система;
• Среднесильный тип (вогнутый) : первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднесильной нервной системой.


Графики учащихся сравниваются с образцом, делаются выводы.

3.Отработка полученных знаний и навыков в заданиях.

В сборочном цехе часового завода работают две девушки. Первая работает медленно, путает детали, пропускает узлы. Другая- быстро и без брака. Чем объясняется различие в их работе?

Восьмиклассник Н. сам выполнить домашнее задание не может. Начинает всегда с письменных уроков, а потом выполняет устные. Первые задания по математике делает хорошо, уже в следующем предмете- русском языке- делает много ошибок, не может сосредоточиться. Почему так происходит? Что он не учитывает? Как ему помочь?

У В. завтра 5 уроков:

Составьте порядок выполнения домашнего задания, если вы знаете, что у В. Слабая нервная система.

Какими свойствами НС должны обладать: оператор атомной станции; библиотекарь, медицинская сестра. Почему?

Подведение итогов урока:

Но в подавляющем большинстве профессий учет природных особенностей необходим не для отбора, а для нахождения наиболее подходящего рабочего поста или выработки оптимального индивидуального стиля деятельности, который позволяет максимально эксплуатировать природные данные и компенсировать недостатки.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности.Виктор Гюго

Личность Индивидуальные особенностиТемперамент Характер

История Учение о темпераменте и его типах имеет давнюю историю. Первые дошедшие до нас систематические описания различий между людьми были сделаны еще в Древнем Китае в VII в. до н.э.Древнекитайские медики различали людей неуравновешенных и подвижных, подобно обезьяне; сильных и храбрых, подобно тигру; медлительных и неповоротливых, подобно панде. Но основу научных знаний о темпераменте заложил Гиппократ.

Рисунки Херлуфа Бидструпа Проявление свойств темперамента.ХолерикФлегматикМеланхоликСангвиник

Основные особенности проявления типов темперамента Холерический тип. Действия холерика обычна порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.

Основные особенности проявления типов темперамента Сангвинический тип. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Такому человеку свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Основные особенности проявления типов темперамента Флегматический тип. Флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Основные особенности проявления типов темперамента Меланхолический тип. Людей с данным типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно, малообщительные, тревожные люди.

Темперамент не меняется в течение жизни – это очень важно учитывать при определении профессионального будущего, так как успешность овладения профессией зависит от соответствия особенностей темперамента человека и условий профессиональной деятельности.

Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента. Варианты ответов на вопросы: "да", "нет". Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус - фиксируйте на листке бумаги. 1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения? 2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие? 3. Считаете ли Вы себя беспечным человеком? 4. Правда ли, что Вам очень трудно отвечать "нет"? 5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать? 6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно? 7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание? 9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было? 10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все? 11. Смущаете ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен? 12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя? 13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения? 14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить? 15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми? 16. Вас легко обидеть? 17. Любите ли Вы часто бывать в компании? 18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?

19. Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость? 20. Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам? 21. Часто ли Вы мечтаете? 22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же? 23. Часто ли Вас тревожит чувство вины? 24. Все ли ваши привычки хороши и желательны? 25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании? 26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным? 27. Считают ли Вас человеком живым и веселым? 28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше? 29. Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей? 30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову? 32. Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей? 33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение? 34. Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания? 35. Бывает ли, что Вас "бросает в дрожь"? 36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают? 37. Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом? 38. Вы раздражительны? 39. Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий? 40. Верно ли, что Вас не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41.Вы ходите медленно и неторопливо? 42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу? 43. Часто ли Вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком? 45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли? 46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями? 47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком? 48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся? 49. Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек? 50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы? 51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки? 52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию? 54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье? 56. Любите ли Вы подшутить над другими? 57. Страдает ли Вы от бессонницы? Обработка теста ("ключ"). Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов. Шкала лжи. Ответ "да" на вопросы: 6, 24, 36. Ответ "нет" на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54. Сосчитайте сумму. Если результат от 4 и больше баллов, это значит, что у Вас появилась так называемая социальная желательность: Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вам хотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы не достоверны. Если результат меньше 4 баллов, Ваши ответы искренни. Пожалуйста, продолжайте.

Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов. Шкала экстраверсии. (_____)Ответ "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56. Ответ "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51. Сосчитайте сумму. Шкала эмоциональной устойчивости. (_____)Ответ "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. Сосчитайте сумму.

Начертите оси координат: горизонтальная ось - "шкала экстраверсии", вертикальная ось - "шкала эмоциональной устойчивости". Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отметьте свои показатели на осях. Найдите точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12. Результат, который Вы получили, - Ваш преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии Вы можете посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.