Связать развивающую игрушку для альцгеймера

Чем полезным занять бабушку для профилактики деменции


Сергей Малоземов тележурналист, автор программ "Живая еда" и "Чудо техники", научно-популярных фильмов, выпускник медуниверситета

Нам пока трудно себе представить дедушку, играющего в компьютерные игры, или бабушку, которая решила освоить игру на гитаре, - но чем дальше, тем больше эти способы тренировки мозга, помогающие предотвратить болезнь Альцгеймера, будут распространены среди пожилых. Если ваши родители-пенсионеры не разгадывают кроссворды и судоку и не играют в шахматы, им пора обзавестись парой полезных привычек для профилактики деменции.


Ходите в магазин или найдите другую занятость

Обычно высокая занятость ассоциируется у нас с чем-то негативным — люди привыкли жаловаться на напряжённый график. Однако американские учёные выяснили, что у активно работающих умственные способности выше, причём независимо от возраста — даже люди 50-89 лет, участвовавшие в исследовании, демонстрировали лучшую скорость обработки информации, память, логическое мышление и умение рассуждать — если они активно трудились.

В целом позитивный эффект занятости связывают с тем, что активность для здоровья лучше пассивности. В пожилом возрасте, когда люди обычно выходят на пенсию, и у них становится существенно меньше дел, полезным может быть даже поход в магазин за продуктами.

Как показало тайваньское исследование, в котором приняли участие 2000 мужчин и женщин в возрасте старше 65 лет, те, кто предпочитает самостоятельно совершать покупки, повышают свои шансы на долголетие на 28%. Подобной деятельностью можно убить сразу трёх важных "зайцев": повысить уровень социального взаимодействия, создать себе какую-никакую физическую активность и не дать ослабнуть памяти.

Читайте, считайте и пишите

Учёные из Колумбийского университета доказали, что у пожилых людей, которые регулярно читают и пишут от руки, существенно реже развиваются разные формы слабоумия. В течение двух лет команда учёных регулярно тестировала тысячу добровольцев 65–70 лет, среди которых треть были неграмотными. Все участники выполняли задания на память, зрительно-пространственное восприятие и степень владения языком.

Оказалось, что недостаточное образование и связанный с этим несформированный навык чтения и письма повышает вероятность старческого слабоумия. Учёные пришли к выводу, что умения, сформированные во время учёбы, тренируют мозг на протяжении всей жизни, повышая его устойчивость к дегенерации. А ещё доказано, что активной мозговой деятельности способствует вычисление: считать нужно без калькулятора и желательно вслух!

Тренируйте мозг с помощью кроссвордов или компьютерных игр

Тренировки мозга основаны на идее, что его можно сравнить с мышцами: со временем он способен меняться, реагируя на то, что мы с ним делаем — укрепляться или ослабевать. В науке это называется нейропластичностью. По-настоящему активно изучать этот метод начали только в 2000-е, хотя первый прорыв случился ещё в 1958 году, когда немецкий психолог Вэйн Кирхнер придумал знаменитую "задачу n-назад". Её суть заключается в том, что человеку демонстрируется набор определённых звуковых, визуальных или других образов. По ходу решения задачи он должен указать, сколько позиций назад уже видел или слышал представляемый образ.

Благодаря исследованиям, которые в 2008 и 2010 годах были проведены специалистом по работе мозга Сюзанной Йегги и её коллегами, было установлено, что систематическое выполнение "задачи n-назад" довольно быстро способно значительно повысить способность к концентрации, показатели логического мышления и даже спроецировать результаты регулярных тренировок на другие, изначально не задействованные виды умственной активности.

Позже выяснилось, что те, кто выполнял такие задачки, более чётко формулируют свои мысли, умеют поддержать разговор, быстрее читают и достигают лучших результатов в своей профессиональной деятельности.

Благодаря развитию современных технологий, упражнения вроде "задач n-назад" и многие другие игры, направленные на улучшение когнитивных функций, сегодня доступны на разных сайтах и в специальных приложениях. Первый же поисковый запрос выдаст вам с десяток таких вариантов для тренировки мозга – причем в форме увлекательных и красочных игр, а не скучных упражнений.

Уже есть и первые исследования результативности таких виртуальных упражнений: те, кто тренировал мозг по крайней мере раз в неделю, соображали на 9,8% быстрее и правильно решали на 5,8% больше математических задач, а их зрительно-пространственная память была на 2,7% лучше, чем у людей, которые не развивали свой мозг целенаправленно.

Кстати, просмотр информации в интернете, как недавно выяснили учёные, тоже полезен, причём в большей степени для пожилых. Если у людей в возрасте до 40–50 лет социальные сети скорее могут быть причиной депрессий, то после 55 лет — самое время почаще выходить в интернет-плавание.

Исследование Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, в рамках которого изучалась степень активности различных областей мозга у пожилых людей, подтвердило: у мужчин и женщин, которые "сёрфили" и "чатились" хотя бы полчаса в день, были более активными области мозга, отвечающие за речь, память, зрение, а также принятие решений.

Полезны и компьютерные игры! Например, так называемые "шутеры", или "стрелялки". Вынуждая игроков одновременно выполнять ряд разнообразных задач (обнаруживать новых врагов, отслеживать действия уже существующих, избегать их ударов и пуль и так далее), видеоигры этого типа заставляют на пределе возможностей использовать три разных аспекта зрительного внимания. Всего через десять дней игрового тренинга это заметно сказывается на способности выполнять новые, непривычные задачи и действовать на неподготовленной местности.

Можно использовать и более консервативные умственные тренировки: например, разгадывать кроссворды, играть в судоку или города, придумывать слова на каждую букву алфавита. Ещё один эффективный вариант — шахматы: в этой игре нужно просчитывать ходы наперёд (и свои, и соперника), продумывать стратегию взаимодействия со вторым игроком. В общем, здесь много вычислений, а это нагрузка на рабочую память и поддержание её в активном состоянии.


Пробуйте новые занятия

В упражнениях для мозга есть и подводные камни, главный из которых — со временем они перестают работать. В конечном счёте, одни и те же обучающие игры не делают вас умнее — они делают вас более опытными в этих обучающих играх. Результат длится недолго. Поэтому, как считает Андреа Кушевски, врач-консультант, исследующая нейрокогнитивные факторы поведения человека, как только вы справляетесь с одним из этих действий в обучающей игре для мозга, нужно идти дальше — к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в судоку? Отлично! Пора переходить к другому виду игр.

Исследование, которое проводил профессор Ричард Хайер из Университета Калифорнии в Ирвайне, подтверждает эту гипотезу. Учёный дал поиграть в видеоигру "Тетрис" людям, которые никогда раньше этого не пробовали. Выяснилось, что после регулярных тренировок в течение нескольких недель у добровольцев произошло увеличение толщины и активности коры головного мозга, а, значит, количество нервных связей увеличилось.

Эти люди стали настоящими гуру "Тетриса", а учёные продолжили своё наблюдение. После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой клетками во время выполнения задачи. Однако добровольцы всё так же хорошо играли, их умения не ухудшались. Сканирование головного мозга тем не менее показало снижение мозговой активности во время игры по сравнению с предыдущими днями.

Всё дело в том, что мозг у испытуемых со временем стал более эффективным: по сути, он понял, как играть в "Тетрис", и ему стало лень. Уже не нужно было так усиленно работать, чтобы добиваться результата, и когнитивного роста больше не происходило.

Как только вы достигаете пика мастерства в определённой деятельности, нужно переключаться на другую стимулирующую деятельность. чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность.

Поэтому так важно в принципе пробовать всё новое — от изучения языков и обучения игре на гитаре до посещения классов йоги. С каждым новым занятием формируются новые нервные связи, и это улучшает когнитивные функции.

Новшества также связаны с увеличением выброса дофамина в организме, который не только очень мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис — деление нейронов. Возможно, именно сочетание этих эффектов и является причиной того, что открытость всему новому тесно связана с высоким IQ.

Общайтесь

Общение с людьми — это не только отдых в перерывах между активной деятельностью, но и, как показывают исследования, средство улучшения познавательных функций. Оно требует от нас внимания, оперативной памяти, оценки ситуаций и действий других людей.

Учёные из университетов Мичигана, Калифорнии и Колорадо недавно опубликовали результаты своих исследований, доказывающие, что даже короткие, десятиминутные интервалы социального взаимодействия могут улучшить общие когнитивные функции.

Согласно рекомендациям Американской ассоциации пенсионеров, социальное взаимодействие при старении очень важно для поддержания хорошего психического здоровья, памяти и предотвращения деменции и болезни Альцгеймера.

Спите достаточно

Очень важен полноценный сон. Он нужен для формирования памяти и внимания, а его недостаток может вызвать серьёзные интеллектуальные и эмоциональные трудности. Сон менее 8 часов, согласно исследованиям Медицинского центра Рочестерского университета, негативно влияет на уникальный процесс самоочищения головного мозга, который был открыт учёными в 2012 году. В результате в тканях мозга накапливаются токсичные белки (бета-амилоид и тау-белок), повышение уровня которых наблюдается при болезни Альцгеймера.

Чистите зубы

В это сложно поверить, но у тех, кто пропускает чистку зубов, повышается риск не только возникновения кариеса, но и повреждения клеток мозга! Ученые Бергенского университета (Норвегия) нашли прямую связь между заболеваниями дёсен (гингивитом) и болезнью Альцгеймера. Оказалось, что бактерии Porphyromonas gingivalis, вызывающие заболевания дёсен, также производят белок, который разрушает нервные клетки, что приводит к нарушениям памяти.

Конечно, это не единственная причина болезни Альцгеймера, но пока учёные создают лекарство, уже сейчас можно заняться профилактикой и защитить себя от возможной угрозы: достаточно регулярно чистить зубы не менее двух минут два раза в день, а также каждые полгода посещать стоматолога для профилактической гигиены и осмотра.

Добавьте физической активности

Физические упражнения усиливают кровообращение, питая нейроны кислородом, помогают предотвратить стресс, уменьшить вероятность появления тревоги и депрессии, улучшить качество сна и снизить резистентность к инсулину.

Как минимум четыре крупных метаанализа существующих исследований пришли к одному и тому же выводу: физическая подготовка заметно сказывается на когнитивных способностях. В общем, выходя на прогулку или лишний раз пользуясь лестницей вместо лифта, вы действительно умнеете!


Думаю, ни для кого не секрет,что детские игрушки должны быть яркими и жизнерадостными.
Я предлагаю вам связать крючком яркую развивающую игрушку-гусеничку в цветах радуги. Такая игрушка многофункциональна: тут и развитие моторики, и изучение цветов, и счет до 7. Можно играть как целиком, так и по отдельности в мячики, которые еще и звенькают.

Для изготовления такой развивающей игрушки вам потребуется:

1. Пряжа 100% мерсеризованный хлопок семи цветов радуги.

2. Пряжа "Ирис" тех же цветов.

2. Нитки для шитья тех же цветов, что и пряжа, для пришивания липучек к мячикам.

3. Гремелки, звенелки и шуршалки, которые можно прятать в мячики.

4. Цветные липучки (лента велькро).

5. Наполнитель для мячиков (синтетические шарики или синтепон).

6. Крючок (в моем случае № 2.5 и № 1.75, но это зависит от типа пряжи).

8. Пластиковые глазки, носик и другая фурнитура для игрушек (по желанию).


Итак, приступаем к вязанию!

Вяжем цепочку из 3 воздушных петель и провязываем 6 столбиков без накида в первую петлю от крючка. Далее вяжем круг по схеме:


1 круговой ряд — в каждый столбик провязываем по 2 сбн. (12 столбиков).

2 круговой ряд — в каждый второй столбик провязываем по 2 сбн. (18 столбиков).


3 круговой ряд — в каждый третий столбик провязываем по 2 сбн. (24 столбика).

4 круговой ряд — в каждый четвертый столбик провязываем по 2 сбн. (30 столбиков) и т.д.


Когда диаметр круга будет равен желаемому диаметру нашего будущего мячика,прекращаем делать прибавления и вяжем по кругу без прибавок. Должна получиться вот такая своеобразная "чашечка", которую мы по ходу вязания набиваем синтепоном и придаем округлую форму.




После того, как достигнута желаемая высота мячика, начинаем делать убавки (так же как прибавления, только в обратном порядке), пока на крючке не останется 6 петель, которые можно просто стянуть и закрепить нить.

Таким образом связать 6 мячиков.


Можно внутрь мячиков спрятать разные шумелки-гремелки. А еще можно использовать контейнеры из-под киндеров или бахил,наполнив их пшеном,гречкой, горохом или как я — бусинами. Звук каждый раз будет разный.НО! В таком случае такие контейнеры нужно будет дополнительно обвязать "Ирисом" по той же схеме, чтобы они не открылись и не рассыпались внутри мячиков во время игры.


Далее вяжем голову гусеницы — 7-ой мячик, но только чуть большего размера. Для этого нужно будет связать больше круговых рядов с прибавками и больше рядов в высоту без прибавок. А еще на голове у гусеницы будут рожки. Их начинаем вязать по той же схеме, что и мячики, потом делаем один ряд с убавкой и продолжаем далее вязать без прибавок до нужной высоты рожков. Вот, что должно получиться:


Пришиваем рожки к голове гусеницы.


Также пришиваем ей вязаные глазки, вышиваем носик, ротик и украшаем на свое усмотрение.


Глазки вяжем по все той же схеме.



Можно использовать и готовые пластиковые глазки и носик (как у моей первой гусенички) , только закреплять их нужно до набивки мячика.


К каждому мячику с двух сторон пришиваем липучку,предварительно обрезав её до округлой формы, чтобы ребенок не поцарапался.

Яркая, позитивная, оригинальная развивающая игрушка для ребенка готова!


Если ты умеешь, любишь вязать и делаешь это регулярно, тебе очень повезло! Неврологи в один голос твердят: вязание — йога для мозга, лучшая профилактика различных патологических состояний мозга… Я вязать совсем не умею, но теперь, чувствую, возьмусь за спицы. Дочитай до конца этот подробный материал, и ты разделишь мой искренний восторг, уверена…

Вот что будет, если вязать каждый день!

  • Улучшится психическое состояние, решение психологических проблем будет отнимать меньше твоих душевных ресурсов.
  • Внимательность и концентрация станут твоими постоянными спутниками.
  • Развитие мелкой моторики даст тебе возможность делать сложные бытовые дела, перед которыми у тебя раньше опускались руки.
  • Творческие способности будут развиваться и радовать тебя неожиданными проявлениями.
  • Самооценка достигнет нового уровня — чувство гордости за красиво выполненную работу и уверенность в своих силах дадут почувствовать тебе свою значимость.
  • Простой путь развить терпение и настойчивость — вязание. Ничто не выведет тебя из равновесия!
  • Память станет намного лучше, а мозг будет работать в разы быстрее.

Этот диалог записал доктор Алоис Альцгеймер слово в слово в 1901 году. Медицина в то время не объясняла такого состояния специальным термином. Значительно позже болезнь получила имя доктора. После смерти пациентки Августы врач исследовал ее мозг. На вскрытии обнаружилось, что микроскопические структуры мозга сильно поражены.

Сегодня болезнь Альцгеймера поражает 40 % людей в возрасте старше 75 лет. До 60 лет ее симптомы практически незаметны, но она способна прогрессировать со страшной силой и передается генетически в 100 % случаев. Практически все современные исследования доказывают, что своевременная профилактика болезни оттягивает ее наступление и ослабляет симптомы.

Вязание крючком и спицами

Оглянись вокруг — повальная мода на вязание набирает обороты. Известные актеры, модели, артисты, при чём не только женщины, а даже мужчины не стыдятся показать себя на публике со спицами или крючком. Это не просто увлечение или хобби, вязание советуют психотерапевты голливудским звездам как средство для борьбы со стрессом и для поддержки высокого интеллектуального уровня.

Джулия Робертс возглавляет списки голливудских вязальщиц. Она не стесняется появляться на приемах или на улице в собственноручно связанных нарядах. На киноплощадке актриса постоянно вяжет и даже задает тон в вязанной моде.

Елена Проклова обожает проводить вечера за вязанием и тоже носит одежду собственного изготовления. Вязание помогает расслабиться и вернуть силу мыслям.

Сара Паркер в многих своих интервью рассказывает, что вязание помогает скоротать время и успокаивает нервы. Вязание крючком и спицами шапок, в которых Сара появляется на публике, вдохновило на выбор любимого занятия и поклонников актрисы.

Не прошло вязание и мимо мужчин: Девид Духовны, Курт Кобейн, Александр Балуев не стесняются своего хобби.

Набирает популярность вязание без спиц и крючка. Это не только красиво и необычно, но и отличная разминка для рук и мозга.

Совет
Если у тебя плохая наследственность, ты догадываешься о своей склонности к неврологическим болезням или просто переживаешь, как не стать обузой своим детям в старости, придерживайся этих советов, которые рекомендуют мировые медицинские университеты.

Пешие прогулки

Проходи минимум 2 километра в день, ходьба увеличивает количество серого вещества в мозгу.

Танцуй

Танец уменьшает риск появления первых симптомов, лучше, чем любой другой тип физической активности!

Питание

Употребляй в пищу продукты, богатые антиоксидантами. Диета, разработанная в Медицинском центре Университета Раша в Чикаго, снижает риск болезни Альцгеймера на 53 %! Она допускает 10 продуктов — зелень, овощи, орехи, ягоды, фасоль, цельные зерна, рыба, птица, оливковое масло и вино. Строго запрещает красное мясо, масло и маргарин, сыр, сладости и десерты, жареную пищу и фастфуд. Запомни, овощи должны составлять 40 % из общего рациона пищи.

Специи вместо соли и сахара

Добавляй специи в еду, чтобы насытить ее вкусом и уменьшить количество соли или сахара в блюде. Карри и куркума содержат антиоксидантный куркумин, который снижает риск болезни Альцгеймера, рака, артрита и депрессии.

Избегай одиночества

Психологическая поддержка очень важна, особенно общение с близкими людьми. Завести друзей можно в любом возрасте, они всегда помогут справиться с проблемами. Организуй книжный или карточный клуб дома, приглашай гостей, планируй обеды, это отвлечет мозг от негативных мыслей и поспособствует концентрации.

Интеллектуальная занятость

Неврологические болезни можно предотвратить. Популярные личности подают нам пример, который оказывается очень полезным. Безусловно, наши бабушки знали, что вязание — это не просто создание вещей, это искусство и лекарство одновременно. Я сегодня же сяду вязать теплые носки для своих близких, а ты?


Вы любите вязать? Или у вас нет ни спиц, ни времени? Да и вообще вы считаете, что этим занимаются только бабушки? Многие из них, действительно, любят вязать. И, как выяснили медики, делают это не напрасно!

Кстати, врачи уверены, что вязание не просто интересно, но и необыкновенно полезно, причем в любом возрасте! Такому рукоделию уже несколько веков, но особенно полезным оно является в наше неспокойное время.

Но не все знают, что вязание — не только полезный досуг, но и лекарство от многих серьезных заболеваний.


Люди, которые любят этот вид рукоделия, отличаются хорошей памятью, доброжелательностью и здравостью суждений. Создание мягкого и пушистого полотна становится настоящим щитом, который предотвращает наступление серьезного недуга — болезни Альцгеймера. А ведь она выбирает своей целью все более молодых людей.

Вязание против Альцгеймера

Однако в наши дни созданы и успешно применяются специальные методики по борьбе с болезнью Альцгеймера, включающие вязание как терапию против этого недуга.

Разберемся, как популярное рукоделие становится лечебным средством.

В 1907 году немецкий врач психиатр Алоис Альцгеймер описал симптомы заболевания, возникающего у
людей во второй половине жизни. Позже описанные им симптомы назвали именем врача.

При болезни Альцгеймера с каждым прожитым годом мозг человека постепенно утрачивает свои функции, нарушаются обменные процессы в клетках. В результате постепенно они погибают. Причем поначалу это происходит незаметно, но постепенно проявляются отчетливее.

К счастью, течение болезни можно замедлить.

ВАЖНО! Вязание — один из способов избежать данного недуга, а также облегчить состояние уже заболевших пациентов.

ВАЖНО! Для успешного преодоления стрессов, конфликтов, депрессий берите в руки спицы или крючок и начинайте вязать!

В процессе рукоделия происходит следующее.

  • Человек погружается в своеобразный транс.
  • Испытывает релаксацию.
  • При этом снимается уровень тревожности.

В результате наблюдаются позитивные перемены душевного состояния. Здоровая психика — это
основа для полноценного функционирования мозга, поэтому связь между вязанием и здоровьем мозга очевидна.

ВАЖНО! Доказано, что во время работы крючком или спицами снижается давление и частота сердечных сокращений, а количество гормона стресса в крови значительно падает.

Творческий процесс создания авторской вещи поднимает самооценку человека и дает заряд позитивной энергии.

Польза для здоровья выходит за рамки творческого начала и борьбы со стрессом. Причем начинать вязать можно практически в любом возрасте.

Вязание как терапия

В некоторых странах крючок, спицы и пряжу применяют для лечения и профилактики болезней. В
частности, в Турции существует Университет для людей старше 60 лет. Здесь их учат быть здоровыми и активными. Отдельным курсом преподается вязание, причем не только для женщин, но и для мужчин.

Студенты этого заведения получают задание создать свитера, шарфы и шапочки. Практически все отмечают, что вскоре после начала занятий улучшилась память и самочувствие, повысилось настроение, появилось желание полноценно жить и работать. Причем в начале курса многие мужчины обижались, когда им предлагали научиться орудовать спицами или крючком.


В Канаде разработана программа для курильщиков при отказе от вредной привычки. Основой является обучение вязанию. Впоследствии данные методы стали использовать для психологической помощи в преодолении тяжелых заболеваний, в том числе онкологических.

Терапию пряжей используют для борьбы с последствиями инсульта. Чтобы восстановить двигательные функции руки, речь и память, необходимо развивать мелкую моторику. Вязание идеально подходит для этого, поэтому многие врачи рекомендуют пациентам взяться за спицы или крючок.

Вязание оказывает благотворное влияние не только на здоровье мозга.

Восточная медицина утверждает, что любое рукоделие воздействует на биологически активные точки
ладони, каждая из которых отвечает за здоровье определенных органов.

  • Использование крючка стимулирует акупунктуру пальцев, отвечающих за состояние органов малого таза и позвоночника.
  • Работа на спицах позволяет наладить работу сердечно-сосудистой системы и пищеварение.
  • Этот вид досуга полезен при артрите. Благодаря постоянному движению, улучшается кровоснабжение суставов рук, их подвижность.
  • Некоторые женщины утверждают, что хобби помогает им держать вес тела в норме. Успокаивающий эффект вязания не дает развиваться стрессу, который многие привыкли заедать калорийной пищей.

А дополнением к полезному воздействию вязания становятся положительные эмоции, которые испытывает рукодельница, завершая работу. Они удваиваются, когда родные и близкие искренне благодарят, получив в подарок вещи, связанные с любовью.

Вы любите вязать? Еще не пробовали? Начинайте не откладывая! Не лишайте себя того удовольствия, которое подарит вам вязание!

Эта статья в первую очередь написана для психологов и аниматоров пансионатов для пожилых людей, но может быть полезна и людям, выбравшим домашний уход за пожилыми, больными деменцией.

Некоторые мероприятия предполагают всего одно повторяющееся действие (положительный эффект персеверации) и резиденты могут выполнять их самостоятельно, если кто-то поможет им начать.

Идеи занятий, изложенных ниже, основаны на опыте американских авторов пособий для психологов-аниматоров и адаптированы для разных стадий пожилых с деменцией: от начальной до конечной.

Сервисные проекты


Активные игры

Дискуссионые группы и игры в слова


Классические игры в слова: новое слово должно начинаться на букву, которой заканчивается старое слово. Все слова должны относиться к выбранной теме. Например, обсуждается осень. Тогда участники могут использовать все слова, с которыми по их мнению ассоциируется осень.

  • Уход за лежачими больными в домашних условиях
  • Реабилитация после эндопротезирования тазобедренного сустава
  • DIY перестановки в доме больного деменцией: советы родственникам
  • Чтение и обсуждение юмористических эссе
  • Чтение коротких рассказов и стихов
  • Сочинение писем и стихов
  • Просмотр и обсуждение фильма или слайдов (выбирайте осторожно!)
  • Просмотр и прослушивание любого особого гостя

Настольные игры

Рукоделие

  • Плетеные венки/гирлянды из ткани
  • Украшение шкатулок и бижутерии
  • Бутылки с разноцветным (окрашенным акварелью) морским песком, уложенным слоями
  • Раскрашивание: есть раскраски для взрослых (ни в коем случае не используйте раскраски для детей!). Можно увеличить размер, если детали слишком мелкие. Раскраски не обязательно покупать, можно их распечатывать из интернета.
  • Изготовление украшений для стен, коллажей и аппликаций: раскрашивание, склеивание, использование сухих цветов, листьев
  • Розы из цветной папиросной бумаги
  • Самодельные плюшевые игрушки (продаются заготовки)
  • Оригами (коллективный просмотр роликов с пошаговым изготовлением)
  • Украшения из теста
  • Глиняные бусы
  • Покрытие форм из пенопласта. Можно использовать множество разных покрытий: бумага, сухие цветы. Для фиксации использовать булавки с толстыми концами (с осторожностью!). Например, можно изготовить маленькую самодельную новогоднюю елку
  • Свободное рисование акварелью или акриловыми красками. И затем обрамление в паспарту.
  • Вырезание различных форм из толстой бумаги, раскрашивание и склеивание6 изготовление гирлянд для украшения комнаты к празднику.

  • Валентинки к дню Валентина
  • Самодельные украшения для новогодней елки: раскрашенные сосновые шишки, бумажные поделки, снежинки, любой креатив из того, что есть под рукой ненужного
  • Раскрашивание одежды (раскрашивание белой футболки красками по ткани)
  • Трафареты (есть взрослые сложные трафареты)
  • Работа по дереву (резиденты могут выполнять рутинные действия, вроде полировки, закручивания, покраски, с осторожностью – забивания гвоздей): домино, кубики, разделочные доски, фоторамки, даже простые стулья и табуретки
  • Перекатывание мяча туда-обратно между сидящими за столом
  • Разговор
  • Пение

  • Прослушивание музыки
  • Легкие движения в такт музыке
  • Хождение по круговому маршруту
  • Просмотр журналов или больших картинок
  • Просмотр фотографий
  • Копание в куче вещей: одежда, старые карточки или фотографии, лоскутки, бижутерия; в общем-то любые безопасные предметы, которые интересны резиденту
  • Занятия по сортировке и укладыванию: кубики, Дженга, шурупы, орехи и болты, кнопки – подойдет всё. Сортировать можно любые деревянные, металлические, бумажные, войлочные и другие предметы. Фон должен быть светлым.
  • Шлифовка дерева
  • Намотка пряжи
  • Размотка старого свитера
  • Чистка гороха, орехов (с осторожностью!)

Примеры тем для ежедневных и еженедельных занятий

Планирование и успешное проведение групповых занятий


  1. Еще раз оцените участников группы. Нужно ли кого-то добавить/убрать?
  2. Будут ли у каких-то участников особые условия (больше упрощения, отдельное место от общей группы)?
  3. Сейчас точно подходящее время? Будьте гибкими.
  4. Убедитесь, что времени впереди достаточно! Не нужно торопиться.
  5. Подготовьте пространство. Убедитесь, что нет отвлекающих факторов: шумы, ветер, холод, мерцание света и тп. Всё, что может активировать поведенческие проявления деменции.
  6. Соберите все необходимые для занятия предметы. В прямом доступе от Вас, но недоступно для участников.
  7. Пригласите пациентов по одному.
  8. Будьте доброжелательно и тепло настроены: смотрите в глаза, прикоснитесь, улыбайтесь. Собрать группу может занять время. Покажите им инвентарь, который Вы планируете использовать, убедитесь, что они понимают, что будет за занятие.
  9. Кто-то из персонала может заниматься тем, что приглашает участников, а другой в это время может начать ознакомительное общение с теми, кто уже присоединился.
  10. Долго не затягивайте, начинайте.
  1. Похвалите всех за участие. Не указывайте на ошибки!
  2. Если итогом успешного занятия стал какой-то конечный продукт, то продемонстрируйте его, напоминая участникам о всех этапах создания.
  3. Поблагодарите каждого участника.
  4. Напомните о прошедших успешных занятиях. Расскажите о предстоящих, если они запланированы.

Что делать с пациентами, которые не хотят участвовать?


Новые резиденты требуют много времени и заботы.

  1. Внимательно ознакомьтесь с историей пациента. Продемонстрируйте пациенту свой интерес. Т.к. у пациента есть проблемы с краткосрочной памятью, Вы и другие сотрудники пансионата могут казаться ему незнакомыми людьми, даже если вы уже встречались раньше и, как Вам кажется, хорошо знакомы. Все, что Вам нужно сделать, это убедить человека в том, что Вы немного знаете его/её, что вы друзья и и что Вам можно доверять. Сложно подделать язык тела и мимику, если в глубине души Вы настроены недоброжелательно. Поэтому будьте искренне доброжелательны и заинтересованы в общении с человеком. Даже если человек уже не может говорить.
    1. Проведите с ним/ней дополнительное время или назначьте кого-то из персонала сделать это.
    2. Во время каждого посещения напоминайте о том, что вы друзья. При необходимости (или видя в глазах смущение) напоминайте кто Вы и как Вас зовут, напоминайте о своих предыдущих визитах. Используйте тактильные и визуальные жесты. Будьте ласковы. Не упрекайте человека за то, что он Вас не помнит.
    3. Навещая пациента, давайте ему понять, что Вы уже о нем знаете. Это даст понять человеку, что Вам не все равно и Вы заботитесь о нем.
    4. Все сотрудники заведения должны использовать позитивный и последовательный подход.
  2. Напомните человеку о любых приятных моментах, которые он уже испытывал в пансионате. Дом, из которого уехал человек, — это то, что для него реально и знакомо. Он скучает по всему этому. Из-за недостатка или отсутствия кратковременной памяти, человек не помнит новых людей, новые предметы и всё, что его окружает. Поэтому ему требуется гораздо больше времени, чем здоровому человеку, чтобы адаптироваться к новым условиям и чувствовать себя комфортно.
    1. Создавайте новый позитивный опыт. Далее напоминайте о нем. Нужны точки контакта.
    2. Напоминайте человеку о приятных посещениях и знакомствах с другими пациентами. Каждый раз напоминайте, как кого зовут и при каких обстоятельствах они уже встречались.
    3. Преподносите предстоящие изменения в бытовых делах, пространстве, занятиях постепенно. Не спешите.

Пациент, который не хочет участвовать в мероприятиях, требует такого же внимания, как и новый пациент. Ваша цель в работе с таким пациентом заключается в небольших последовательных улучшениях. Документируйте все Ваши усилия в достижении вовлечения пациента и обращайте внимание на любые небольшие успехи на этом пути.

Для того, что вовлечь человека в занятия:

Напишите, оказались ли полезными вышеизложенные идеи. Расскажите о своем опыте!

В качестве дополнения

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.