Тест на торможение нервной системы

1. Вегетативная нервная система регулирует деятельность:
а) сердечной мышцы +
б) мышц конечностей
в) межрёберных мышц

2. Человека от животных отличает наличие у него:
а) инстинктов
б) второй сигнальной системы +
в) первой сигнальной системы

3. Ко второй сигнальной системе человека относят:
а) инстинкты
б) условные рефлексы
в) речь +

4. Формирование высшей нервной деятельности у позвоночных животных преимущественно связано с развитием:
а) коры мозга +
б) продолговатого мозга
в) среднего мозга

5. Учение о второй сигнальной системе создал:
а) Ухтомский
б) Анохин
в) Павлов +

6. Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает:
а) направление звуковой волны
б) содержащийся в нём смысл +
в) высоту составляющих его звуков

7. Реакции, приобретенные человеком и животными в течение жизни и обеспечивающие приспособление к меняющимся условиям среды, называют:
а) рефлексами, передающимися по наследству
б) безусловными рефлексами
в) условными рефлексами +

8. Центральная нервная система состоит из:
а) головного и спин­но­го мозга +
б) головного, спинн­о­го мозга и нервов
в) только спинного мозга

9. Активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов, называется:
а) индукцией
б) иррадиацией
в) торможением +

10. На мембране нейрона происходит процесс преобразования энергии внешнего стимула в энергию нервного импульса, этот нейрон называется:
а) вставочным
б) сенсорным +
в) двигательным

11. Эфферентный синтез (или программа действия) является стадией:
а) поведенческого акта +
б) мотивации
в) акцептора результата действия

12. Условный рефлекс, получаемый по методике, при использовании которой безусловное подкрепление дается только после проявления определенной реакции:
а) сложный условный рефлекс
б) инструментальный условный рефлекс +
в) классический условный рефлекс

13. Нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней или внутренней среды организма:
а) анализатор +
б) стимул
в) рецептор

14. Рецепторы, расположенные в скелетных мышцах и сухожилиях, сигнализирующие о тонусе мышц:
а) терморецепторы
б) барорецепторы
в) проприорецепторы +

15. Условные рефлексы, образующиеся на стимулы, которые обычно не имеют прямого отношения к подкрепляющему их безусловному стимулу:
а) искусственные условные рефлексы +
б) натуральные условные рефлексы
в) простые условные рефлексы

16. Рефлекс:
а) передача возбуждения с двигательного нейрона на чувствительный
б) ответная реакция на раздражение, осуществляемая нервной системой +
в) путь, по которому нервное возбуждение улавливается и передается рабочему органу

17. Наименьшее расстояние между раздражаемыми точками кожи, при котором вы ощущаете двойное прикосновение, называется:
а) порогом звуковых раздражений
б) порогом обонятельных раздражений
в) порогом пространственного различения тактильных раздражений +

18. Индукция, когда вслед за первичным процессом возбуждения возникает торможение, называется:
а) первичной
б) отрицательной +
в) положительной

19. Пирамидные тракты образованы:
а) аксонами клеток Пуркинье
б) дендритами клеток Беца
в) аксонами клеток Беца +

20. Простой условный рефлекс:
а) протекает упрощенно
б) для его выработки используется простой раздражитель +
в) не требует подкрепления

21. Рецепторы, воспринимающие раздражения из внутренней среды организма:
а) интерорецепторы +
б) экстерорецепторы
в) борорецепторы

22. Человеку, по мнению Павлова, присуща(и) двойная сигнализация действительности:
а) раздельная с животными система непосредственных сигналов действительности
б) общая с животными система непосредственных сигналов действительности +
в) сигналы, поступающие из бессознательной сферы человека

23. Человеку, по мнению Павлова, присуща(и) двойная сигнализация действительности:
а) раздельная с животными система непосредственных сигналов действительности
б) сигналы, поступающие из бессознательной сферы человека +
в) специальная система опосредованных речевых сигналов

24. Через рецепторы кожи человек получает представление о:
а) громкости звуков
б) плотности и упругости тел +
в) характере запаха

25. Если условный раздражитель предъявляется без подкрепления безусловным, то через некоторое время после изолированного применения условного стимула реакция на него угасает – такое торможение называется:
а) условным тормозом
б) дифференцировкой
в) угасающим +

26. Внешнее торможение не охватывает первую и вторую сигнальные системы, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти

27. Терморецепторы подразделяются на:
а) специфические и неспецифические +
б) специальные и неспециальные
в) простые и сложные

28. Нисходящие волокна берут начало от таких клеток:
а) круглых
б) треугольных
в) пирамидных +

29. Двигательные нервы образованы отростками клеток, которые называются:
а) аксонами моторных нейронов +
б) аксонами сенсорных нейронов
в) дендритами моторных нейронов

30. Всякая деятельность организма, каждый акт нервной деятельности вызван определенной причиной, воздействием из внешнего мира или внутренней среды организма и обусловлен принципом:
а) структурности
б) детерминизма +
в) анализа

В тестах выберите один верный ответ:

1. Сужение зрачка на ярком свету – это рефлекс:

а) пищевой;
б) ориентировочный;
в) половой;
г) защитный

2. Дыхательный центр, регулирующий смену вдоха и выдоха, находится в:

а) продолговатом мозге;
б) среднем мозге;
в) промежуточном мозге;
г) мозжечке.

3. Крик кота в марте – это:

а) пищевой рефлекс;
б) защитный рефлекс;
в) ориентировочный рефлекс;
г) половой рефлекс.

4. При алкогольном опьянении походка становится неустойчивой. Это свидетельствует о поражении:

а) сердца;
б) мышечной ткани;
в) сосудов мышц;
г) нервной системы.

5. Выделение слюны при виде мяса – это:

а) защитный рефлекс;
б) пищевой рефлекс;
в) оборонительный рефлекс;
г) ориентировочный рефлекс.

6. Во время сна активность мозга:

а) полностью отсутствует;
б) перестраивается;
в) понижается;
г) повышается.

7. По вставочным нейронам сигналы идут:

а) к мышцам;
б) от рецепторов;
в) к стенкам желудка;
г) от нейрона к нейрону.

8. По чувствительным нейронам сигналы идут:

а) от головного мозга к мышцам;
б) от мышц к головному мозгу;
в) от органов чувств к нейрону;
г) от головного мозга к стенкам желудка.

Ответы: 1-г, 2-а,3-б, 4-г, 5-б, 6-в, 7-г, 8-в

9. В среднем длина спинного мозга у взрослого человека около:

А. 20 см В. 150 см

Б. 95 см Г. 45 см

10. Спинной мозг состоит из:

А. 20-21 сегмента В. 31-32 сегментов

Б. 42-43 сегментов Г. 16-17 сегментов

11. Где располагаются проводящие пути спинного мозга?

А. В белом веществе В. В центральном канале

Б. В сером веществе Г. В смешанном спинномозговом нерве

12. Функция серого вещества спинного мозга:

А. Секреторная В. Опорная

Б. Рефлекторная Г. Проводниковая

13. Где в спинном мозге расположены двигательные нейроны?

А. В заднем корешке В. В переднем корешке

Б. В срединной борозде Г. В центральном канале

14. Что соответствует проводниковой функции спинного мозга

А. Разгибание конечностей В. Коленный рефлекс

Б. Передача нервного импульса от мозга

Г. Передача- нервного импульса из спинного мозга в головной.

15. Какие отростки нейрона передают импульс от тела нейрона к органам?

A. Аксон Б. Дендриты

B. Аксон и дендриты

16. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?

A. Передают импульс от мозга к органам
Б. Передают импульс от органов в мозг

B. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому
Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

17. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?

(См. ответы на 16-й воп­рос.)

18. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?

A. Питательную функцию

Б. Проводят импульсы внутри мозга от одного нейрона к другому

B. Опорную функцию

Ответы: 9-г,10-в,11-а,12-б,13-в,14-в,15-а,16-б, 17-а,18-б

Выполните тестовое задание. Выберите один верный ответ

1. Нервная система выполняет следующие функции:

A. Транспортирует питательные вещества
Б. Осуществляет гуморальную регуляцию

B. Связывает организм с внешней средой

Г. Обеспечивает согласованную деятельность органов

2. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют:
А. Аксонами

3. По функции вся нервная система подразделяется на:

A. Соматическую и вегетативную (автономную)
Б. Симпатическую и парасимпатическую

B. Центральную и периферическую
Г. Периферическую и соматическую

4. Вегетативная нервная система регулирует:

А. Движение скелетной мускулатуры

В. Тонус сосудов

Б. Работу внутренних органов

Г Сокращения стенок кишечника

5. Серое вещество представляет собой:

А. Скопление тел нейронов

В. Скопление длинных отростков нейронов

Б. Нервные волокна нейронов

Г. Сосудистую оболочку мозга

A. Пучки нервных волокон за пределами центральной нервной системы
Б. Аксон одного нейрона

B. Скопления тел нейронов

Г. Проводящие пути спинного мозга

A. Область контакта нервных клеток друг с другом или с тканями
Б. Вещество, выделяемое благодаря действию нервного импульса

8. Свойство нервной ткани:

А. Возбудимость и сократимость

Б. Возбудимость и проводимость

Г. Только возбудимость

9. В периферическую нервную систему не включают:

Г. Нервные окончания

Ответы: 1-г,2-б,3-в,4-б,5-а,6-а, 7-а, 8-б, 9-в

I) Найдите соответствие.

1) Соотнесите часть (отдел) нервной системы и его функции:

1. Кора больших полушарий А) Регулирует работу внутренних органов

2. Спинной мозг Б) Обеспечивает осуществление высших псих.функций

3. Вегетативная нервная система

4. Соматическая нервная система В) Регулирует работу скелетных мышц

Г) Обеспечивает осуществление простых рефлексов

2) Соотнесите нейроны и их местоположение:

1. Чувствительные А) Передние рога серого вещества спинного мозга;

2. Двигательные Б) Задние рога серого вещества спинного мозга;

3. Вставочные В) Боковые рога серого вещества спинного мозга;

4. Вегетативные Г) Спинномозговые ганглии.

3) Соотнесите чувствительные и двигательные зоны коры больших полушарий и их местоположение:

1. Зрительная А) лобная доля

2. Слуховая Б) теменная доля

3. Кожно-мышечная В) затылочная доля

4. Вкусовая Г) височная доля.

II) Подготовьте краткие ответы на вопросы:

1. Строение нервной ткани.

2. Что такое рефлекс? Назовите этапы осуществления рефлекса.

3. Рефлекторная дуга, виды рефлекторных дуг.

4. Отделы нервной системы.

5. Функции спинного мозга.

6. Отделы головного мозга и их значение.

7. Периферическая нервная система. Типы нервов.

8. Сравнительная характеристика соматической и вегетативной нервной системы.

1. Средняя масса головного мозга взрослого человека:

А) меньше 950 г;
Б) 950-1100 г;
В) 1100 – 2000 г

2. Головной мозг человека состоит из:

А) ствола и полушарий большого мозга;
Б) мозжечка и полушарий большого мозга;
В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.

3. Продолговатый мозг является продолжением:

А) среднего мозга;
Б) спинного мозга;
В) промежуточного мозга.

4. В головном мозге полушария и кору имеют:

А) средний мозг и полушария большого мозга
Б) мозжечок и промежуточный мозг;
В) полушария большого мозга и мозжечок.

5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга:

А) средний мозг;
Б) продолговатый мозг;
В) мозжечок;
Г) промежуточный мозг;
Д) мост

6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа:

А) средний мозг;
Б) продолговатый мозг;
В) промежуточный мозг

7. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок:

А) мост;
Б) средний мозг;
В) промежуточный мозг.

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Останина Галина МихайловнаНаписать 41749 18.10.2015

Номер материала: ДВ-075201

  • Биология
  • 8 класс
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    18.10.2015 1422
    18.10.2015 3542
    18.10.2015 1220
    18.10.2015 1617
    18.10.2015 1588
    18.10.2015 402
    18.10.2015 806

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Диагностика темперамента методами моторных проб

Цель: определение силы/слабости нервной системы.

Материал и оборудование:бланки, представляющие собой таблицы, карандаш, секундомер.

Процедура исследования:Исследование проходит в два этапа. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом, взять бланк и карандаш.

Первый этап. Испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в тестовом бланке ведущей (как правило, правой) рукой. Время выполнения заданий фиксируется.

Второй этап. Второй этап начинается вслед за первым после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в не ведущую (левую) руку и проставлять точки на новом бланке.

Инструкция и порядок проведения исследования на втором этапе такие же, как и на первом.

Тестовый бланк

1 2 3
6 5 4

Примечание: Размер тестового бланка 6х9см. Размер одной ячейки 3х3 см.

Обработка результатов:

Цель обработки результатов – определить характер работоспособности испытуемого во время выполнения задания теппинг-теста. Для этого сначала необходимо подсчитать количество точек, расставленных испытуемым за каждые 5 секунд в квадратах первого и второго бланка.

Затем необходимо построить графики работоспособности отдельно для правой и левой рук. Для этого на оси абсцисс нужно отложить пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов.Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой согласно нижеуказанным критериям. Типы динамики максимального темпа движения проиллюстрированы графиками (рис.1).

Рис. 1. Графики: а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – нисходящего типа; г – промежуточного и вогнутого типов. Горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд.

График работоспособности по типу выпуклый: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня. Тип нервной системы испытуемого – сильный.

График работоспособности по типу ровный, максимальный темп удерживается испытуемым примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Тип нервной систему у испытуемого средней силы.

График работоспособности по типу нисходящий: максимальный темп снижается уже со второго 5 секундного отрезка времени и остается на сниженном уровне в течение всей остальной работы. Это свидетельствует о слабости типа нервной системы испытуемого.

График работоспособности по типу промежуточный; темп работы снижается в этом случае после первых 10-14 секунд. Тип нервной системы в этом случае средне-слабый.

График работоспособности по типу вогнутый: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабым типом нервной системы.

При анализе результатов сначала сопоставляют графики работоспособности левой и правой руки. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, а у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени.

Цель: определение уравновешенности нервных процессов по психомоторным показателям.

Материал и оборудование: Листок бумаги в клетку, простой карандаш или ручка.

Процедура проведения: Исследование может проводиться индивидуально или в группе. Экспериментатор зачитывает инструкцию, отвечает на возникшие вопросы испытуемых.

Анализ и интерпретация результатов.

Экспресс анализ:

Если в серии без контроля зрения (с закрытыми глазами) черточки имеют тенденцию удлиняться, а промежутки сокращаться, нервная система (НС) – неуравновешенная в сторону возбуждения. Если черточки сокращаются, а промежутки удлиняются – НС неуравновешенная в сторону торможения. Если промежутки и черточки примерно равны, то НС – уравновешенная.

Полная процедура анализа:

При обработке результатов необходимо суммировать длину (в мм) всех отрезков (å1) пробы с закрытыми глазами и сумму всех промежутков (å2).

Результат вычисляется по формуле: K = å1 / å2.

Полученное значение соотноситься с нормой:

K = 1±0,2 – уравновешенная НС;

K > 1,3 – неуравновешенная НС по типу возбуждения;

K 0.7 – характерна пластичность.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1702 ;


Тест по разделу "Нервная система" 8 класс в двух вариантах с ответами

Скачать:

ВложениеРазмер
тест "Нервная система" 43.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тест состоит из частей А,В и С. На его выполнение отводится 26 минут.

Варианты 1- 2(2 вариант выделен полужирным шрифтом)

Выберите 1 правильный ,по вашему мнению, ответ.

А1.Как называется короткий отросток нейрона

А 1 .Как называется длинный отросток нейрона

А2.К периферической нервной системе относят

а)головной мозг и нервы б)спинной мозг и нервные узлы

в)нервы и нервные узлы г)спинной и головной мозг

А2. К центральной нервной системе относят

а)головной мозг и нервы б)спинной мозг и нервные узлы

в)нервы и нервные узлы г)спинной и головной мозг

А3.Сигналы идут в центральную нервную систему по нервам

в)смешанным г)все ответы верны

А3 .Сигналы от мозга к органам передаются по нервам

в)смешанным г)все ответы верны

А4.Сколько пар нервов отходит от спинного мозга

А4 .Сколько отделов имеется в головном мозге

А5.Серое вещество мозга образованно

а)дендритами б)телами нейронов

в)аксонами г)дендритами и телами нейронов

А5. Белое вещество мозга образованно

а)дендритами б)телами нейронов

в)аксонами г)дендритами и телами нейронов

А6.Куда стекается вся информация от органов чувств

в)большие полушария г)мозжечок

А6 .Какой отдел головного мозга обеспечивает координацию движения

в)большие полушария г)мозжечок

А7.В пределах центральной нервной системы находятся

а)рецептор б)вставочный нейрон

в)чувствительный нейрон г)двигательный нейрон

А7. К мышце или внутреннему органу нервный импульс поступает по

а)рецептор б)вставочный нейрон

в)чувствительный нейрон г)двигательный нейрон

А8.Центр жажды и голода находится в

а)кора головного мозга б)промежуточный мозг

в)мост г)средний мозг

А8 .Постоянство внутренней среды организма контролируется

а)кора головного мозга б)промежуточный мозг

в)мост г)средний мозг

А9.Обонятельные и вкусовые зоны находятся в …. доле

А9 .Нейроны зрительной зоны находятся в… доле

А10.Верны ли следующие суждения?

А. Рефлекс начинается с раздражения рецепторов.

Б.В рефлекторную дугу входят рецепторы, головной мозг и рабочий орган

а)верно только А б)верно только Б

в)верны оба суждения г)оба суждения неверны

А10 .Верны ли следующие суждения?

А. Рефлексы, приобретённые в процессе жизни ,называют безусловными.

Б. Рефлекторной дугой называют путь ,по которому сигналы от рецептора идут к исполнительному органу.

а)верно только А б)верно только Б

в)верны оба суждения г)оба суждения неверны

В1.Выберите 3 правильных ,по вашему мнению, ответа из 6 и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие особенности характерны для вегетативной нервной системы

1)управляет внутренними органами, гладкой мускулатурой

2)подчиняется волевому контролю

3)не подчиняется воле человека

5)центром её является кора больших полушарий головного мозга

6)регулирует работу поперечнополосатой мышечной ткани скелетных мышц

В1 .Выберите 3 правильных ,по вашему мнению ответа ,из 6 и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие особенности характерны для соматической нервной системы

1)управляет внутренними органами, гладкой мускулатурой

2)подчиняется волевому контролю

3)не подчиняется воле человека

5)центром её является кора больших полушарий головного мозга

6)регулирует работу поперечнополосатой мышечной ткани скелетных мышц

В2.Установите соответствие между отделами головного мозга и их функциями

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

А. регулирует работу органов левой части туловища 1.правое полушарие

Б. отвечает за способности к музыке и изобразительному искусству 2.левое полушарие

В. контролирует речь, а также способности к чтению и письму

Г. отвечает за логику и анализ

Д. с пециализируется на обработке информации, которая выражается в символах и образах

Е. регулирует работу органов правой части туловища

Темперамент

Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов есть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок. Темпераменты различаются у сиамских близнецов Маши и Даши, у всех детей получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои.

Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.

В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.

Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

Типы нервной системы

Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, которые можно тестировать с помощью теста-опросника Стреляу. Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом (см. таблицу).

Таблица


Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.

У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.

Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.

Сангвинический темперамент - другой сильный тип темперамента - характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.

Холерический темперамент - третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

Если на схеме расположить все темпераменты в системе координат, в точке начала которых сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), то другие темпераменты отклоняются от него в зависимости от выраженности черт трех координат типа нервной системы, характерных этим темпераментам.


Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы

Почему понятия темперамент и тип нервной системы нельзя отождествлять?

Темперамент — это понятие психологическое, а тип нервной системы — физиологическое.

Типы темперамента

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Методика Яна Стреляу

Ян Стреляу в своих исследованиях исходил из типологии нервной системы Павлова, и смог доказать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя (степени возбуждения и подавления, подвижности и сбалансированности нервных процессов), при этом он создал свою классификацию темпераментов.

Основываясь на данных своего теста, Стреляу определил, что свойства нервной системы (Павлова) могут использоваться для описания таких показателей темперамента, как экстраверсия-интроверсия, невротизм, тревожность.

Им была создана концепция темперамента — регулирующая теория темперамента (RTT). Темпераменту (реактивности и активности) определена важная роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой, в этом и заключается смысл RTT.

Стреляу считал, что свойства темперамента "… возникая на основе определенных анатомофизиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды…" (Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982).

Тест-опросник Стреляу

Тест-опросник Стреляу направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности, определяющих темпераментные особенности личности:

уровня процессов возбуждения,

уровня процессов торможения,

уровня подвижности нервных процессов (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).

Соответственно, тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, и предназначен для изучения типа нервной деятельности лиц юношеского возраста и взрослых.

Пн-Пт 9:00 - 18:00 по МСК

  • Главная
  • Продукты
  • Демо-версия
  • О нас
  • Статьи
  • Заказ
  • Контакты

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.