Тест нервно психической адаптации интерпретация

Вводные замечания.Тест разработан в отделении психопрофилак­тики и внебольничной психиатрии Психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева. Конкретно-мето­дологической основой теста послужила концептуальная модель пред-болезненных состояний в психиатрии, выдвинутая С. Б. Семичовым. Им же разработаны концепты симптомов, содержащиеся в первич­ной форме теста.

Назначение и содержание теста.Это психиатрический тест, что на операциональном уровне выражается в выявлении уровня нервно-психической адаптации путем установления наличия и выраженно­сти у индивида некоторых психиатрических симптомов. Такая его направленность выражается еще и в том, что крайними категориями многомерной шкалы адаптации выступают абсолютное (идеальное) нервно-психическое здоровье и вероятное болезненное нервно-пси­хическое состояние.

Тест может быть применен:

• в качестве самостоятельной клинико-психологической методики;

• составе методического оснащения программ, направленных на изучение факторов нервно-психического здоровья популяций, когда тестовые оценки представляют собой результирующую пе­ременную, отражающую влияние факторов, изучаемых в эпиде­миологическом аспекте;

• в составе двухшаговых скрининговых процедур — для первого шага скрининга, в этом случае тест позволяет расслоить популя­цию по уровню нервно-психического здоровья.

Состав. Тест состоит из 26 суждений, что практически достаточно для гомогенного теста. Суждения отобраны по результатам оценки надежности и валидности первичной формы теста и размещены в случайном порядке. Каждое из них имеет 4-балльную шкалу с нулевым делением (т.е. подразумевающую возможность отсутствия симптома), относящуюся к так называемым шкалам последовательных интервалов. Получение итоговых оценок осуществляется путем суммирования.

Шкалы построены по типу шкалы Ликерта; они идентифицируют сим­птом с преходящей реакцией, актуальной реакцией, состоянием или развитием. Окончательная форма теста приведена в табл. 7.1.

Окончательная форма теста

На вашем предприятии (в организации, городе и т. д.) проводится исследование для совершенствования медицинской помощи и предупреждения нервно-психических расстройств.

Просим вас заполнить вопросник. Ваши ответы помогут улучшить диспансерное обслуживание (работающих на вашем предприятии, проживающих в вашем городе и т. д.). Заполненный опросник не подлежит огласке и не может быть использован для медицинского учета или каких-либо других административных целей.

Важным деонтологическим аспектом поведения интервьюера выступает акцентирование того факта, что ответы на тест не являются основанием для установления психиатрического диагноза, а сам те предназначен для психически здоровых людей.

Ключ и обработка данных.Перевод градаций шкал (I) в баллы (II) производится так: (табл. 7.2).

Перевод градаций шкал

I II
Нет и не было
Было в прошлом, но сейчас нет
Появилось в последнее время
Есть уже длительное время
Есть и всегда было


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


В пособии изложены методы клиникопсихологического исследования личности, диагностики познавательных процессов, негативных психических состояний, признаков нервнопсихической неустойчивости и социальной дезадаптации, выраженности психопатологической и невротической симптоматики, а также проективные методы исследования личности.

В пособии приведены краткие описания психодиагностических методик, стимульные материалы и ключи для обработки полученных данных.

Пособие предназначено для врачей общей практики, семейных врачей, врачей психосоматических и реабилитационных отделений стационаров, врачейпсихотерапевтов, психиатров и клинических психологов, студентов медицинских вузов, слушателей медицинских академий последипломного образования и других форм последипломной подготовки, а также всех интересующихся медицинской психологией, психофизиологией и психиатрией.

Книга: Психологическая диагностика в практике врача

Инструкция: «В данной анкете представлены явления, которыми, как правило, психика человека отвечает на трудные жизненные ситуации. Внимательно прочитайте и оцените, насколько они представлены в вашей жизни:

4 – есть и было всегда

3 – есть уже длительное время

2 – появилось в последнее время

1 – в прошлом, но сейчас нет

1. Бессонница, расстройства сна.

2. Ощущение, что окружающие люди относятся к вам недоброжелательно.

3. Головные боли.

4. Изменение настроения без видимых причин.

5. Боязнь темноты.

6. Чувство, что вы стали хуже других людей.

7. Плаксивость, склонность к слезам.

9. Боязнь высоты.

10. Быстрая утомляемость, чувство усталости.

11. Неуверенность в себе, в своих силах.

12. Сильное чувство вины.

13. Опасение по поводу возможного возникновения тяжелого заболевания.

14. Боязнь находиться одному в помещении или на улице.

16. Трудности в общении с людьми.

17. Беспричинный, необоснованный страх за себя, за других людей, боязнь каких-либо ситуаций.

18. Дрожание рук, ног, всего тела.

19. Невозможность сдерживать проявления своих чувств.

20. Сниженное, плохое или подавленное настроение.

21. Учащенное сердцебиение.

22. Беспричинная, необоснованная тревога, предчувствие, что может произойти что-то неприятное.

23. Безразличие ко всему происходящему.

24. Повышенная раздражительность, вспыльчивость.

25. Повышенная потливость.

26. Чувство общей слабости, вялости.

Распределение по группам психического здоровья осуществляется следующим образом:

I группа – сумма баллов менее 10;

II группа – 11–20 баллов;

III группа – 21–30 баллов;

IV группа – 31–40 баллов;

V группа – более 40 баллов.

Уровневая оценка состояния с выделением 5 групп психического здоровья является основной и при проведении скрининговых (массовых психопрофилактических) обследований.

Вводные замечания. Тест разработан в отделении психопрофилак­тики и внебольничной психиатрии Психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева. Конкретно-мето­дологической основой теста послужила концептуальная модель пред-болезненных состояний в психиатрии, выдвинутая С. Б. Семичовым. Им же разработаны концепты симптомов, содержащиеся в первич­ной форме теста.

Назначение и содержание теста. Это психиатрический тест, что на операциональном уровне выражается в выявлении уровня нервно-психической адаптации путем установления наличия и выраженно­сти у индивида некоторых психиатрических симптомов. Такая его направленность выражается еще и в том, что крайними категориями многомерной шкалы адаптации выступают абсолютное (идеальное) нервно-психическое здоровье и вероятное болезненное нервно-пси­хическое состояние.

Тест может быть применен:

в качестве самостоятельной клинико-психологической методики;

составе методического оснащения программ, направленных на изучение факторов нервно-психического здоровья популяций, когда тестовые оценки представляют собой результирующую пе­ременную, отражающую влияние факторов, изучаемых в эпиде­миологическом аспекте;

в составе двухшаговых скрининговых процедур — для первого шага скрининга, в этом случае тест позволяет расслоить популя­цию по уровню нервно-психического здоровья.

Состав. Тест состоит из 26 суждений, что практически достаточно для гомогенного теста. Суждения отобраны по результатам оценки надеж-ности и валидности первичной формы теста и размещены в случайном порядке. Каждое из них имеет 4-балльную шкалу с нулевым делением (т.е. подразумевающую возможность отсутствия симптома), относящуюся к так называемым шкалам последовательных интервалов. Получение итоговых оценок осуществляется путем суммирования.

Шкалы построены по типу шкалы Ликерта; они идентифицируют сим­птом с преходящей реакцией, актуальной реакцией, состоянием или развитием. Окончательная форма теста приведена в табл. 15.1.

Таблица 15.1 Окончательная форма теста

Есть уже длитель­ное время

Появилось в послед­нее время

Ощущение, что окружающие не­одобрительно к вам относятся

Изменение настрое­ния без видимых причин

Чувство, что вы ху­же других людей

Склонность к сле­зам, плаксивость

Быстрая утомляе­мость, чувство усталости

Неуверенность в се­бе и в своих силах

Сильное чувство вины

Опасения но пово­ду тяжелого забо­левания (не под­твержденного при обследовании)

Боязнь находиться одному в помеще­нии или на улице

Трудности в обще­нии с людьми

Необоснованный прах за себя, других людей, боязнь ка­ких-либо ситуаций

Дрожание рук, ног, невозможность сдержать проявле­ния своих чувств

Сниженное или подавленное на­строение

Безразличие ко всему

На вашем предприятии (в организации, городе и т. д.) проводится иссл дованне для совершенствования медицинской помощи и предупрежд пня нервно-психических расстройств.

Просим вас заполнить вопросник. Ваши ответы помогут улучшить дис пансерное обслуживание (работающих на вашем предприятии, прожи вающнх в вашем городе и т. д.). Заполненный опросник не подлежит огласке и не может быть использован для медицинского учета или каких-либо других административных целей.

Важным деонтологическим аспектом поведения интервьюера выступает акцентирование того факта, что ответы на тест не являются основанием для установления психиатрического диагноза, а сам те предназначен для психически здоровых людей.

Ключ и обработка данных. Перевод градаций шкал (I) в баллы (II) производится так: (табл. 15.2).

Таблица 15.2

Перевод градаций шкал

Было в прошлом, но сейчас нет

Появилось в последнее время

Есть уже длительное время

Есть и всегда было

Таблица 15.3

Первичная обработка результатов тестирования осуществляется путем суммирования взвешенных по ключу баллов, которые индиви получил по всем шкалам. Оценка результата дается на основе его поставления с соответствующей z-оценкой.

Надежность и валидность теста

Выбор симптомов в качестве индикаторов нервно-психической адаптации индивида основан на подходе, выдвинутом еще В. Гризингером, который утверждал, что диагностическое значение имеют не столько сами симптомы, сколько их истолкование наблюдателем. Применительно к формализованной психодиагностической процедуре получается: значение симптома в составе теста может не совпа­дать с его клиническим значением и фактически полностью определяется показателями надежности и валидности.

Для приближения формулировок симптомов к языковому опыту респондентов первичная форма теста была апробирована в пилотажном исследовании, охватившем 31 работника объединения (квотная выборка по полу, возрасту и образованию).

Чтобы оценить весь круг необходимых характеристик надежности и валидности теста, была использована исследовательская выборка объемом в 60 человек — пациентов дневного стационара и ночного профилактория клиники Института.

Надежность теста. Она определялась путем расчета соответсвующих статистических показателей по результатам деления первичной формы теста на две части с критическим значением коэффи­циента дискриминации, равным 0,85. Коэффициенты надежности определялись по формуле Фланагана; практически для всех симпто­мов окончательной формы теста они высоки.

Валидность по содержанию. Устанавливалась при помощи лич­ностных тестов — MMPI (основные шкалы), теста Кеттелла (форма С) 3 и теста Айзенка (форма А). Полученные коэффициенты валид­ности выявили значительную опосредованность линейных корреля­ций признаков друг другом. Поэтому для определения валидности по содержанию был применен факторный анализ (метод главных ком­понент, с ротацией), т. е. этот вид валидности представлен фактор­ной валидностью.

Валидность по критерию. Критерием валидности теста выступа­ла врачебная оценка психического состояния пациентов, вошедших в исследовательскую выборку. Психиатрическая квалификация состояния больных, находящихся на лечении, верифицировалась в условиях клиники Института, поэтому такая оценка выступает как экспертная.


Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Коллектив авторов

Текущая страница: 4 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Данный опросник разработан Зунгом для дифференциальной диагностики симптомов депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Депрессивные состояния проявляют себя такими симптомами, как: пессимизм, чувство вины, самообвинение, плаксивость, раздражительность, нерешительность, бессонница, утомляемость, потеря аппетита и т. д.

Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Т. И. Балашовой.

Полное тестирование с обработкой занимает 20–30 минут. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Шкала депрессии Зунга

Фамилия ________________________ Дата________________


Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:


В результате получаем УД (уровень депрессии), который колеблется от 20 до 80 баллов:

– до 50 баллов – состояние без депрессии;

– 51–59 – легкая депрессия ситуативного или невротического генеза;

– 60–69 – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.

Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый – мотивационная агрессия как самоценность, второй – инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены эмоциональными переживаниями: гневом, враждебностью). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических методик является опросник Басса–Дарки.

– физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

– косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;

– раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

– негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

– обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

– подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

– вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

– чувство вины – выражение возможного убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемых им угрызений совести.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

2. Косвенная агрессия:

7. Вербальная агрессия:

Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шкалы, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационнопотребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса–Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттела, Спилбергера), проективными методиками (Люшера) и т. д.

Данная методика разработана Ч. Спилбергером в 1995 году. Русскоязычный вариант был адаптирован и апробирован H. Kassinov, Ch. Eckhardt, Д. Суходольским и С. Цыцаревым. Методика предназначена для диагностики различных аспектов агрессивного поведения.

Опросник включает 44 суждения, которые обследуемый должен оценить по 4-балльной шкале в зависимости от того, насколько они ему подходят:

1 – совершенно нет;

Опросник включает следующие шкалы:

1. Агрессия как актуальное состояние.

2. Агрессия как черта (личностная особенность):

2.1. Агрессия как особенность темперамента;

2.2. Агрессия как особенность характера.

3. Агрессия внешняя (гетероагрессия).

4. Агрессия внутренняя (аутоагрессия).

5. Контроль агрессии.

Шкала для ответов:

1 – совершенно нет;

1. Как я себя чувствую сейчас?

Отметьте тот вариант ответа, который соответствует тому, как вы себя чувствуете СЕЙЧАС. Не тратьте слишком много времени на обдумывание и помните, что здесь нет хороших или плохих ответов.



2. Как я себя чувствую обычно?

Отметьте тот вариант ответа, который соответствует тому, как вы себя ОБЫЧНО чувствуете. Не тратьте слишком много времени на обдумывание и помните, что здесь нет правильных и неправильных ответов.


3. Когда я зол или разъярен?

Каждый из нас бывает в ярости и чувствует гнев в какие-то моменты. Но люди различаются тем, как они себя ведут, когда злятся. Ниже приведены утверждения, описывающие поведение людей в состоянии гнева или ярости. Прочитайте, пожалуйста, каждое утверждение. Выберите вариант ответа (от 1 до 4), соответствующий тому, насколько часто вы в ОБЩЕМ реагируете или поступаете. Не тратьте слишком много времени на обдумывание и помните, что здесь нет хороших или плохих ответов.


Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Руководитель обследования предлагает ответить на вопросы и напоминает, что на каждый вопрос возможны четыре варианта ответа.

Ключ к опроснику STAXI


Полученные данные можно сравнить со среднестатистическими данными по шкалам, представленным в табл. 8.

Среднестатистические данные по шкалам



В анкетировании одновременно могут участвовать 25–30 человек. Обследование занимает до 20 минут.

Обработка полученных результатов проводится с помощью ключей (табл. 9).


Обработку рекомендуется проводить с помощью трафаретов, которые изготовляются в количестве трех штук из прозрачной пластмассы. На пластмассу наносится сетка, совпадающая с сеткой регистрационного листа. Прорези в каждом из трафаретов должны соответствовать номерам высказываний, сгруппированным в таблице. Один трафарет предназначен для подсчета баллов по шкале искренности, два – по шкале нервно-психической неустойчивости (для оценки положительных и отрицательных высказываний).

Обработку данных начинают со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов обследуемого. Трафарет накладывается на заполненный ответный бланк, после чего подсчитывается количество минусов, которые видны через прорези в трафарете. Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах.

Если у обследуемого по шкале искренности отмечено более 10 баллов, то использовать полученные данные в анализе не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы.

Показатель по шкале нервно-психической неустойчивости получают суммированием количества плюсов, выявленных трафаретом для положительных ответов и количества минусов по трафарету для отрицательных ответов. Результат оценивается по табл. 10.


Инструкция: «В данной анкете представлены явления, которыми, как правило, психика человека отвечает на трудные жизненные ситуации. Внимательно прочитайте и оцените, насколько они представлены в вашей жизни:

4 – есть и было всегда

3 – есть уже длительное время

2 – появилось в последнее время

1 – в прошлом, но сейчас нет

1. Бессонница, расстройства сна.

2. Ощущение, что окружающие люди относятся к вам недоброжелательно.

3. Головные боли.

4. Изменение настроения без видимых причин.

5. Боязнь темноты.

6. Чувство, что вы стали хуже других людей.

7. Плаксивость, склонность к слезам.

9. Боязнь высоты.

10. Быстрая утомляемость, чувство усталости.

11. Неуверенность в себе, в своих силах.

12. Сильное чувство вины.

13. Опасение по поводу возможного возникновения тяжелого заболевания.

14. Боязнь находиться одному в помещении или на улице.

16. Трудности в общении с людьми.

17. Беспричинный, необоснованный страх за себя, за других людей, боязнь каких-либо ситуаций.

18. Дрожание рук, ног, всего тела.

19. Невозможность сдерживать проявления своих чувств.

20. Сниженное, плохое или подавленное настроение.

21. Учащенное сердцебиение.

22. Беспричинная, необоснованная тревога, предчувствие, что может произойти что-то неприятное.

23. Безразличие ко всему происходящему.

24. Повышенная раздражительность, вспыльчивость.

25. Повышенная потливость.

26. Чувство общей слабости, вялости.

Распределение по группам психического здоровья осуществляется следующим образом:

I группа – сумма баллов менее 10;

II группа – 11–20 баллов;

III группа – 21–30 баллов;

IV группа – 31–40 баллов;

V группа – более 40 баллов.

Уровневая оценка состояния с выделением 5 групп психического здоровья является основной и при проведении скрининговых (массовых психопрофилактических) обследований.

Нервно-психическое напряжение является особым видом психического состояния, развивающегося у человека в сложных условиях его жизни и деятельности. Оно протекает как системный процесс, вовлекающий в себя различные уровни нервно-психической и соматофизиологической организации человека, сопровождается как положительно, так и отрицательно заряженными переживаниями, существенными сдвигами в организме человека и изменениями его работоспособности.

Опросник нервно-психического напряжения, предложенный Т. А. Немчиным, представляет собой перечень признаков нервнопсихического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности (Приложение 8).

Диапазоны итоговых оценок:

слабое (детензивное) нервно-психическое напряжение – от 30 до 50 баллов;

умеренное (интенсивное) – от 51 до 70 баллов;

чрезмерное (экстенсивное) – от 71 до 90 баллов.

Предназначен для определения общего уровня и структуры черт личности, патогенетически значимых для развития неврозов, неврозоподобных состояний и психосоматических расстройств.

Опросник (Приложение 9) используется для лиц с повышенным риском развития нервно-психических и психосоматических расстройств. Опросник имеет семь шкал:

С помощью опросника НЧЛ можно выявить невротические черты, предрасполагающие к развитию невротических реакций и состояний:

– тревожность, неуверенность, нерешительность, пониженную самооценку, зависимость от окружающих;

– интроспективность, склонность к критическому самоанализу;

– повышенная эмоциональная возбудимость и неустойчивость, лабильность настроения, сенситивность, низкая способность к регуляции поведения;

– интровертированность, своеобразие поступков и переживаний, ограничение социальных контактов.



Для вычисления оценки по шкале 2 («Познавательная и социальная пассивность) необходимо полученный результат вычесть из 119.

Контрольные шкалы оценивают искренность обследуемого:

Симуляция (С) 22, 52, 57, 58, 59, 69.

Диссимуляция (Д) 6, 33, 37, 62, 78, 89, 100, 105, 115.

Для получения оценки по каждой из контрольных шкал (С и Д) необходимо суммировать баллы, соответствующие ответам испытуемого на все утверждения шкалы. Интерпретация полученных данных осуществляется с помощью табл. 12 и 13.

Определение степени выраженности личностных свойств на основании первичной шкальной оценки


Определение отношения испытуемого к исследованиям на основании оценок контрольных шкал


Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Гуру в мире тестов

  • О проекте
  • Тесты
  • Контакты

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

  • Личность и характер
  • Эмоции и состояния
  • Мотивы и мотивация
  • Темперамент
  • Межличностные отношения
  • Интеллектуальная сфера
  • Профессиональная сфера
  • Личность и характер
  • Эмоции и состояния
  • Мотивы и мотивация
  • Темперамент
  • Межличностные отношения
  • Интеллектуальная сфера
  • Игровая и учебная деятельность

Шкалы: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность

Диагностика адаптивности испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.

Инструкция к тесту

Ответьте “Да” или “Нет” на приведенные ниже утверждения.

1. Бывает, что я сержусь.
2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.
4. Судьба определенно несправедлива ко мне.
5. Запоры у меня бывают очень редко.
6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.
7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
8. Мне кажется, что меня никто не понимает.
9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.
10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
12. У меня бывают часто странные и необычные переживания.
13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.
15. Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.
16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.
18. Моя семья относится с неодобрением к той работе которую я выбрал.
19. Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.
20. Голова у меня болит часто.
21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
26. Я человек общительный.
27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.
29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
30. У меня мало уверенности в себе.
31. Иногда я говорю неправду.
32. Обычно я считаю, что жизнь стоящая штука.
33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
36. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
37. Самая трудная борьба для меня это борьба с самим собой.
38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.
41. Часто у меня такое чувство” что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.
42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.
43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.
44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).
45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.
46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.
47. Иногда у меня бывает чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.
48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.
49. В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.
50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.
51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.
53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.
54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.
55. Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).
56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.
57. Я легко плачу.
58. Я мало устаю.
59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
60. С моим рассудком творится что-то неладное.
61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.
62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).
63. Меня беспокоят сексуальные вопросы.
64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.
65. Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.
66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
67. Большую часть времени я испытываю общую слабость.
68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это очень раздражает.
69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
70. Думаю, что я человек обреченный.
71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например в магазине.
72. Я злоупотреблял спиртными напитками.
73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.
74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.
75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.
78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.
80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.
81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.
82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.
83. Кто-то управляет моими мыслями.
84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.
85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.
86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
87. Я вполне уверен в себе.
88. Никому не доверять самое безопасное.
89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.
91. Мне легко заставить других людей бояться себя, и иногда я это делаю ради забавы.
92. В игре я предпочитаю выигрывать.
93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.
94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
95. Я ежедневно выпиваю много воды.
96. Счастливее всего я бываю, когда один.
97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.
98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредствомгипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.
99. Я редко заговариваю с людьми первым.
100. У меня никогда не было столкновений с законом.
101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей это как бы придает мне вес в собственных глазах.
102. Иногда, без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычайной веселости.
103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.
105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается.
107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.
108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.
109. Мне, как правило, везет.
110. Меня легко привести в замешательство.
111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.
112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.
114. Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего.
115. Мне кажется, что меня никто не понимает.
116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
117. Я легко теряю терпение с людьми.
118. Часто в новой обстановке я испытываю тревогу.
119. Часто мне хочется умереть.
120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть. .
121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.
122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.
123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
124. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.
125. Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.
126. В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.
129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.
130. Я часто обращаюсь к людям за советом.
131. Часто, даже тогда, когда для меня мне складывается все хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.
132. Меня довольно трудно вывести из себя.
133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.
134. Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного равновесия.
135. Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки.
136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.
137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.
138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов’ я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.
139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.
140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.
142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.
143. У меня бывали периоды, когда я из-за волнения терял сон.
144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей.
145. Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными.
146. У меня есть дурные привычки; которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.
147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
148. Бывает, что неприличная и даже непристойная шутка у меня вызывает смех.
149. Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить.
150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.
151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.
152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, почти не стараюсь скрыть это от него.
153. Я человек нервный и легко возбудимый.
154. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
155. Будущее кажется мне безнадежным.
156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным.
157. Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что-то страшное.
158. Чаще всего я чувствую себя усталым.
159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.
160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.
161. Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем о любви.
163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений.
164. Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут.
165. Мне безразлично, что обо мне думают другие.

Ключ к тесту

Достоверность (Д)

• “Нет”: 1, 10, 19, 31, 51, 69, 78, 92, 101, 116, 128, 138, 148.

Адаптивные способности (АС)

• “Да”: 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 30, 33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 72, 73, 75, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94, 95, 96. 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118 119, 120, 121. 122. 123, 124, 125, 126, 129, 131, 133, 135, 136, 137, 139, 141, 142, 143, 145, 146, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162, 164, 165
• “Нет”: 2, 3, 5, 13, 23, 25, 26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127, 130, 132, 134, 140, 144, 147, 159, 160, 163

Нервно-психическая устойчивость (НПУ)

• “Да”: 4, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 28, 29, 30, 37, 39, 40, 41, 47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 75, 80, 82, 83, 84, 86, 89, 94, 95, 96, 98, 102, 103, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 115, 117, 118, 119, 120, 122, 123, 124, 129, 131, 135, 136, 137, 139, 143, 146, 149, 153v 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162
• “Нет”: 2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 87, 105, 127, 132, 134, 140

Коммуникативные особенности (КС)

• “Да”: 9, 24, 27, 33, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114, 121, 126, 133, 142, 151, 152
• “Нет”: 26, 34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159

Моральная нормативность (МН)

• “Да”: 14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 145, 150, 164, 165
• “Нет”: 13, 76, 97, 100, 160, 163.

Обработка результатов теста

Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал. Начинать обработку следует со шкалы достоверности, чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально-привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 10 баллов, результат тестирования следует считать недостоверным и после проведения разъяснительной беседы необходимо повторить тестирование.

Таблица перевода сырых баллов в стены

Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом Стены
ЛАП НПУ КС МН
62-> 46-> 27-31 18-> 1
51-61 38-45 22-26 15-17 2
40-50 30-37 17-21 12-14 3
33-39 22-29 13-16 10-11 4
28-32 16-21 10-12 7-9 5
22-27 13-15 7-9 5-6 6
16-21 9-12 5-6 3-4 7
11-15 6-8 3-4 2 8
6-10 4-5 1-2 1 9
1-5 0-3 0 0 10

Интерпретация результатов теста

Интерпретация основных шкал методики "Адаптивность"

Наименование шкалы Уровень развития качеств


Ниже среднего (1-3 стена)
Выше среднего (7-10 стенов)
НПУ
Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности.
Высокий уровень нервно-психической устойчивости и по- веденческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.
КС
Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность.
Высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен.
МН Не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения.
Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.



Итоговую оценку по шкале "Личностный адаптивный потенциал" (ЛАП) можно получить путем простого суммирования сырых баллов по трем шкалам:

ЛАП = "Нервно-психическая устойчивость" + "Коммуникативные способности" + "Моральная нормативность";

с последующей интерпретацией по нижеприведенной таблице.

Интерпретация адаптивных способностей по шкале "ЛАП" методики "Адаптивность"

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.