Тест неврологический на память

В настоящее время в неврологической и нейропсихологической практике приняты следующие тесты на когнитивное снижение:

• Mini-Cog
• MMSE. (Mini-Mental State Examination)
• MoCA (The Montreal Cognitive Assessment)
• FAB (Frontal Assessment Battery)
• TMTi (Trail Making Test)

Тест Mini-Cog (Мини-Ког)

Тест содержит всего два задания, которые оценивают кратковременную память (проба трех слов) и конструктивный праксис (задание на изображение часов).

1. Повторите 3 слова и постарайтесь их запомнить: груша, стул, тетрадь.
2. Нарисуйте часы и установите время десять минут двенадцатого (необходимо уточнить, что часы должны быть с круглым циферблатом и со стрелками).

3. Вспомните 3 слова из первого задания.3. Вспомните 3 слова из первого задания.

1. Пациент получает 1 балл за каждое правильное слово после теста рисования часов.
2. Пациент, не запомнивший ни одного из трех слов, классифицируется как цементный (0 баллов).
3. Пациент, запомнивший все три слова, классифицируется как недементный (3 балла).

Пациент, запомнивший 1-2 слова, классифицируется в зависимости от результатов теста рисования часов (с ошибками - цементный, правильно - недементный).

Часто пациенты пожилого возраста имеют проблемы со зрением и не могут выполнить тест рисования часов. Мы полагаем, что в данной ситуации целесообразно проведение вариативного Mini-Cog, комбинации из первого задания и одного из заданий MMSE, в котором вместо рисования часов пациенту предлагается осуществить серию операций по вычитанию (от ста отнять семь, от полученной суммы еще семь и так пять раз).

Данный тест укажет на дефицит внимания, а также даст возможность оценить способность пациента переключаться с одного вида деятельности на другой:

1. Повторите три слова и постарайтесь их запомнить: груша, стул, тетрадь.
2. Вам необходимо из ста вычесть семь. Теперь нужно из полученного значения вычесть семь (таким образом 5 раз).
3. Вспомните три слова из первого задания.

Оценка результата аналогична предыдущему варианту.

При выявлении когнитивного снижения целесообразно проведение более обширных тестов.

• относительная простота проведения теста;

• минимальные затраты времени;

• минимальные затраты времени;
• врач любой специальности может провести данный тест;
• оптимально подходит для скринингового тестирования пациентов с целью определения наличия или отсутствия когнитивных проблем.

• не охватывает все когнитивные функции;
• малая специфичность;
• сомнительна достоверность результата;
• не учитывает различных способностей людей к усвоению материала на слух.

Тест MMSE (Mini-Mental State Examination) - краткая шкала оценки психического статуса

Тест составлен из 11 пунктов, объединенных в малые группы:

1. Ориентировка. Эта группа дает оценку пространственного и временного гнозиса.
2. Восприятие: тест трех слов. Оценивается способность пациента усваивать новую информацию и воспроизводить ее непосредственно и отсроченно.
3. Концентрация внимания и счет: тест вычитания 7 из 100. Данный тест дает возможность определить у пациента способность переключаться на другой вид деятельности, внимание, скорость реакции на новую задачу, умение совершать в уме простейшие счетные операции.
4. Отсроченное воспроизведение', продолжение теста трех слов. Оценка памяти.
5. Языковые навыки: номинация, повторение, выполнение трехэтапной инструкции, чтение, письмо, копирование. Путем определения состояния повторной речи определяется ее качество, путем называния указанных исследователем предметов оценивается предметный гнозис. Трехэтапная инструкция показывает уровень понимания речи.

Отдельным пунктом выделен тест на пространственный гнозис, представленный заданием по копированию геометрической фигуры (два пересекающихся пятиугольника).

Какое сегодня число (месяц, год, время года, день недели?). За каждый правильный ответ - 1 балл.

Где мы находимся (страна, город, больница, этаж, палата)? За каждый правильный ответ - 1 балл.

Назовите три предмета (1 секунда на каждый предмет).

Потом попросите пациента их повторить. За один правильный ответ - 1 балл. Учитываются только слова, повторенные с первого раза. Повторяйте слова до тех пор, пока пациент не выучит все три. Посчитайте количество попыток и запишите:

Если пациент не запомнил три слова с шестой попытки, нет смысла проводить тест на отсроченное воспроизведение.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ И СЧЕТ

Спросите, какие три предмета вы называли в начале теста. За каждое верно воспроизведенное слово - 1 балл.

Номинация. Покажите пациенту наручные часы и попросите сказать, что это. Проделайте то же с карандашом. За каждое верное слово - 1 балл.

За каждую выполненную часть инструкции — 3 балла.

За верное выполнение - 1 балл.

Письмо. Попросите пациента написать любое предложение. Не диктуйте и не подсказывайте.

За предложение, в котором содержится мысль, - 1 балл. Соблюдение грамматических правил и грамотность не учитываются.

Копирование рисунка. Попросите пациента скопировать рисунок.

Если в копии есть все десять углов и соблюдено пересечение, пациент получает 1 балл.

Оцените уровень состояния пациента по следующей шкале:

  • Бодрый
  • Заторможенный
  • В ступоре
  • В коме

Как правило, при оценке общего результата теста руководствуются следующими показателями:

• 28-30 баллов - нет нарушений когнитивных функций

• 24-27 баллов - умеренное когнитивное снижение (преддемент-ные когнитивные нарушения)

• 20-23 балла-деменция легкой степени выраженности

• 11-19 баллов - деменция умеренной степени выраженности

• 0-10 баллов - тяжелая деменция.

Эта система оценка принята в российской практике. Однако есть и другие варианты оценки

Стадия нарушения

1. MMSE, в отличие от Mini-Cog, дает возможность проанализировать более широкий спектр когнитивных функций.

2. Относительная простота выполнения и оценки результатов теста, затрачиваемое время около 5 мин.

3. Четкая классификация нарушений.

1. Не содержит заданий на выявление нарушений управляющих функций.
2. Уделяется недостаточное внимание нарушениям памяти. Трехсловная проба имеет низкую чувствительность по сравнению с другими.
3. Не учитывается начальный уровень образования пациента.
4. Не включен тест на лексическую беглость (скорость воспроизведения словарного запаса), который на практике часто бывает сниженным.

МоСА test (Montreal Cognitive Assessment) - Монреальская шкала оценки когнитивных функций

Тест был разработан для быстрой оценки следующих когнитивных функций: внимание и концентрация, исполнительные функции, память, речь, зрительно-конструктивные навыки, абстрактное мышление, счет и ориентация. В нем имеются общие с MMSE позиции, но есть ряд отличий, которые делают его более глубоким и широким в охвате когнитивных функций.


МоСА не имеет шкалы оценки выявленного балла и степени когнитивного дефицита, но дифференцирует нарушение отдельных видов когнитивных функций и дает возможность определить локализацию поражения.

По окончании теста суммируются все баллы в правой колонке. Максимальное количество баллов, которые пациент может получить за тест, - 30. При получении 26 баллов и более считается, что у обследуемого нет признаков когнитивного снижения.

На основании комплекса тестов и неврологического обследования у пациента возможно выявление признаков лобной дисфункции. Например, тест МоСа может выявить выраженное снижение способности копировать и выполнять тест рисования часов.

В подобных случаях необходимо проведение дополнительных специфических тестов на лобную дисфункцию, к которым относятся FAB и ТМТ.

1. МоСА включает оценку зрительно-конструктивных и исполнительных навыков. В число заданий включены тест прокладывания пути, копирование куба и тест рисования часов, с помощью которых возможна оценка праксиса и, как результат, диагностика поражения теменно-затылочной области и лобной областей.
2. В отличие от MMSE, тест на память включает в себя 5 слов. Отсроченное воспроизведение проводится после проделывания шести других заданий, которые направлены на активизацию разных зон головного мозга, что дает более достоверную оценку памяти.
3. Тесты на внимание представлены в виде трех заданий и включают перечисление цифр в прямом и обратном порядке, реакцию сложного выбора, серийное вычитание 7 из 100. Дают возможность оценить способность пациента переключаться с одного типа задания на другой.
4. Задания на качество речи оценивают повторную речь и лексическую беглость (в MMSE этого нет). В совокупности с заданием на называние эти диагностические упражнения дают возможность дифференцировать вид нарушения речи.
5. Задание на обобщение дает возможность оценить логическое мышление.
6. Тест учитывает уровень образования пациента.

1. Длительность выполнения от 15 до 20 минут в зависимости от выраженности когнитивного снижения и опыта исследователя. Как правило, пациенты сильно устают уже ближе к середине теста.
2. Трудоемкость и большие временные затраты ограничивают сферу врачей, которые могли бы использовать тестирование в своей работе.
3. Не оценивается письменная речь.
4. В отличие от MMSE, в тесте не предусмотрена оценка моторного праксиса.

FAB (Frontal Assessment Battery) - тест, известный как батарея оценки лобной дисфункции.

1. На проведение теста требуется всего десять минут.
2. Тест положительно и легко воспринимается пациентами.
3. Каждое задание связано с выявлением дисфункций у разных участков лобных долей.

ТМТ (Trail Making Test) - тест прокладывания пути

Одним из тестов для определения лобной дисфункции и, соответственно, выявления поражения управляющих функций является Trail Making Test. Его целесообразно проводить у тех пациентов, которые не имеют двигательных нарушений, могут свободно сидеть, не испытывая боли, и способны сосредоточиться на письменном задании.

ТМТ состоит из двух частей: А и Б.

Схема проведения части А:
Задание заключается в том, чтобы как можно быстрее, не отрывая ручку от листа, соединить все цифры между собой. При этом засекается время.


В случае правильного выполнения линии между собой не должны пересекаться.
Часть А, состоящая из пронумерованных кругов от 1 до 25, является более простой, чем часть Б.

Время выполнения теста:
• от 29 до 78 сек - норма
• более 78 сек - дефицит.

Тест предусматривает возможность предварительной демонстрации задачи пациенту на небольших образца. В ходе анализа результатов необходимо обратить внимание на количество допущенных ошибок. Большое количество ошибок и исправлений может указывать на дефицит внимания пациента. При выполнении теста пациент может не понять поставленную задачу, что, в свою очередь, может указывать на дефицит управляющих функций, дефицит внимания.

Часто пациент при выполнении части Б может сначала соединить между собой цифры, а после буквы. Это может быть признаком дефицита переключения вида деятельности, что дополнительно укажет на нарушения управляющих функций.

Результаты ТМТ показательны в сочетании с результатами других нейропсихологических тестирований.


Когнитивные расстройства – психические расстройства, затрагивающие обучение, память, восприятие и мышление, и включают в себя амнезию, деменцию и делирий. В то время как тревожные расстройства, расстройства настроения и психотические расстройства также могут оказывать влияние на когнитивные функций, эти когнитивные расстройства не рассматриваются, так как потеря познавательной функции и не являются основным симптомом. Причины варьируются между различными типами неврологических расстройств, но большинство из них включают повреждение участков памяти мозга. Лечение зависит от того, какую природу имеет заболевание. Лекарственная терапия являются наиболее распространенные методом лечения когнитивных расстройств. Тем не менее, для некоторых их типов, таких как некоторые виды амнезии, лечение в данной ситуации может подавить симптомы, но не вылечить.

Тесты на снижение памяти SAGE (Self Administrated Gerocognitive Exam) направлены на выявление умеренных нарушений памяти и мышления, а также ранних симптомов деменции. При проверке тест продемонстрировал высокую чувствительность и низкую вероятность ошибочного диагноза.

У другого когнитивного теста (MMSE) эти показатели несколько хуже. Важным преимуществом данного теста является возможность проводить его самим пациентом, без участия врача, что значительно упрощает выявление начальных проявлений деменции.

Порядок проведения теста на снижение памяти

На выполнение отводится 10-15 мин, но можно и больше, в зависимости от состояния пациента.

Задание 1. Назовите сегодняшнюю дату (по памяти, никуда не заглядывая!)

День_______ Месяц_____ Год __________

Задание 2. Назовите объекты, изображенные на рисунках. Запишите из названия.

Что это?


А это что?


Задание 3. Что общего между розой и тюльпаном? И то, и другое…

Задание 4. Сколько полтинников в 3 руб.?

Задание 5. Вы оплачиваете в кассе 3 руб. 5 коп. Сколько сдачи вы получите, если дадите кассиру 5 руб.?

Задание 7. Скопируйте рисунок.


Задание 8. Тест на рисование:

Нарисуйте циферблат и разместите на нём цифры


Задание 9. Запишите названия 12 разных стран.

Посмотрите на образец и переходите к заданию 10


Задание 10 Прочертите линию между кругами, начиная с цифры 1, чередуя затем цифры и буквы, и завершите на букве Е(1-А-2-Б и так далее).


Посмотрите рисунок и переходите к заданию 11


Задание 11 Решите следующую задачу: На первом рисунке 4 треугольника. Уберите 2 линии (зачеркните их на рисунке). После удаления должно получиться 3 треугольника. (Лишних линий, не образующих фигуру, быть не должно.)


12. Вы все сделали?

Подсчет набранных баллов (Заполнение личной информации не оценивается)

1. Ориентация (максимум 4 балла).

Год: правильный ответ – 1, неправильный ответ – 0.
2. Названия предметов (максимум 2 балла). Правильность написания не оценивается. За каждый рисунок: правильный ответ – 1, неправильный ответ-0.
3. Поиск сходства (максимум 2 балла). Правильность написания не оценивается. Абстрактный категориальный признак – 2. внешнее физическое сходство -1, любое другое – 0.
4. Вычисления (максимум 1 балл). Правильный ответ 1, неправильный ответ – 0.
5. Вычисления (максимум 1 балл). Правильный oiboi 1, неправильный ответ – 0.
6. Память. Баллы начисляются в пункте 12
7. Рисование трехмерной фигуры (максимум 2 балла) Трехмерная фигура изображена верно, правильной формы, с параллельными пиниями, отклоняющимися не более чем на 10 градусов, – 2. трехмерная фигура изображена, но неправильной формы либо с не параллельными линиями, отклоняющимися более чем на 10 градусов, – 1. Другое – 0.
8. Рисование часов (максимум 2 балла). У часов оцениваются 4 компонента: циферблат, цифры (все 12 в правильном порядке и с относительно точной позицией), позиция стрелок (указывают на правильные цифры и сходятся в центре), размер стрелок (большая и малая). 4 компонента из 4 – 2 балла, 3 компонента из 4 – 1 балл (правильное положение стрелок должно быть обязательно соблюдено), другое – 0 баллов.
9. Оценка словаря пациента (максимум 2 балла). Правильность написания не оценивается. 12 правильных ответов -2, 10-11 правильных ответов -1, меньше 10 правильных ответов 0.
10. Построение последовательности (максимум 2 балла). Ошибка засчитывается всякий раз, когда соединяются два элемента, которые не должны быть соединены, или не соединяются два элемента, которые должны быть соединены. Без ошибок (даже с исправлениями) 2 балла, 1 или 2 ошибки 1 балл, более 2. ошибок 0
11. Задание на трансформацию (максимум 2 балла). Оценка 1 балл,если::

  • фрагменты для перемещения выбраны верно, но финальная фигура не нарисована;
  • фрагменты для перемещения выбраны верно, но финальная фигура нарисована неверно;
  • фрагменты для перемещения не обозначены и не передвинуты, но финальная фигура нарисована верно.
  • Все остальные варианты – 0 баллов.

12. Память (максимум 2 балла). Точно воспроизведены все слова и никаких лишних слов не добавлено – 2 балла, присутствует слово “сделал”, но фраза воспроизведена неточно – 1 балл, другие варианты – 0.

Оценка подсчета набранных баллов при тесте на снижение памяти

Максимальное количество баллов – 22.
17 – 22 балла – скорее всего, когнитивные функции (память и мышление) пациента в норме.
15 – 16 баллов – скорее всего, у пациента умеренные когнитивные нарушения. Рекомендуется обратиться к врачу.
14 и ниже – скорее всего, у пациента выраженные когнитивные расстройства. Настоятельно рекомендована консультация врача.

  • О сайте / Контакты
  • КАРТА САЙТА
  • МЕНЮ САЙТА
  • ГЛАВНАЯ

Тесты – проверки на забывчивость и Альцгеймер


Память – психическая форма нервной и умственной деятельности человека по удержанию, накоплению, хранению и воспроизведению той информации, которую он пропускает через свои органы восприятия.

Процесс ослабление памяти называют гипомнезией. Обычно проблема возникает с возрастом или как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсиии т. д.).

Однако зачастую на ослабление памяти жалуются и молодые люди. Здесь важно не путать болезнь с избирательностью нашей памяти. Если вы только что говорили с человеком и забыли его имя или продиктованный телефон — это не повод бежать к врачу. Зачастую так проявляет себя способность головного мозга сортировать более и менее важные аспекты информации для вас. А вот если вы, поговорив с человеком, и спустя время не можете вспомнить о чём шла в разговоре речь — вам прямая дорога к специалисту.

Причины нарушения памяти

Причин нарушения памяти, как и любого физиологического процесса организма, несколько. Вот те, всем известные внешние причины, которые вообще пагубно сказываются на здоровье человека и в частности на ослабление памяти:

-Плохая экология, загрязнённость воздуха, которым дышим. Для деятельности мозговых клеток нужен кислород, который всё больше становится проблематичным в нашем загазованном городе.

-Плохой сон, частые проявления бессонницы, ведь именно во сне происходят в организме все восстановительные процессы. Особенно важен здоровый, беспрерывный сон, который должен обязательно начинаться до 24 часов и заканчиваться в 6 — 8 часов утра.

-Психологическая усталость, стрессы, нервные перегрузки так же вызывают ухудшение памяти.
Многим знакомая банальная лень, когда человек, тот же студент, ещё недавно хранивший в голове массу информации, окончив учёбу, перестал вообще читать, считает с калькулятором, все записи дел ведёт через блокнот. Головной мозг резко перестал получать сигналы к запоминанию, отключается напрочь, и человек уже завтра не запомнинает элементарного.

-Некачественное питание, недостаток витаминов, отсутствие натуральных продуктов, в которых много консервантов, пищевых добавок, вредных для организма.

Как видите, все причины внешние, ни слова о генетике, так что свою память, данную от природы, любой человек может даже улучшить.

ТЕСТ НА ЗАБЫВЧИВОСТЬ

Для начала пройдите простой тест, который поможет Вам выяснить насколько работоспособна Ваша память на элементарных вещах.
Ответьте на следующие вопросы (да / нет):

1. Удается ли вам с первого раза ввести пин-код в мобильный телефон или в банкомат?

2. Быстро ли запоминаете имя или имя + отчество новых знакомых?

3. Часто ли случается вам терять (запямятовали куда положили) столь необходимые в жизни мелочи как ключи, помаду, расческу, очки?

4. Случается ли вам забывать о назначенной встрече или забыть про звонок, который от вас ждут?

5. Высыпаетесь ли вы?

6. Можете ли вы сосредоточиться на главном, важном на данный момент деле?

7. Часто ли вы задаетесь вопросами: не забыли ли вы выключить утюг, плиту, воду, свет?

8. Вы хорошо запоминаете дни рождения родных, друзей и коллег?

9 . Часто ли вы отдыхаете, расслабляетесь?

10. Затрудняетесь ли вспомнить, какое сегодня число и день недели?

11 .Часто приходится слышать упреки в необязательности от близких и коллег?

12. Вам приходится заранее составлять список продуктов, чтобы не забыть купить необходимое?

13. Вам практически невозможно подсчитать в уме сдачу от покупок?

14. Получается ли разгадывать кроссворды и прочие головоломки хотя бы процентов на 70?

15 Всё, что нужно сделать за день записываете, а потом постоянно сверяетесь со списком?

16. Забываете ли о взятых на время почитать книгах и других предметах?

17. Случается, шли куда то и зачем то, придя на место, забыли зачем пришли?

18.Случается ли так, что когда Вы рассказываете очередную историю или анекдот друзьям, Вам говорят, что Вы его уже рассказывали?

19. Если у Вас допустим 3 сим карты, помните ли Вы все свои мобильные номера?

20.Вы рассказываете – Вас перебили, быстро ли вспоминаете о чем говорили?

ТЕСТ НА АЛЬЦГЕЙМЕР

Этот тест считается одним из лучших в ряду тестов на Альцгеймер. Желательно внимательно прочитать весь текст, до конца. Не торопитесь, найдите закономерность и тогда на второй-третий раз вы просто глазами проглотите текст. Таково свойство здорового мозга. Итак, дерзайте!

94НН03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, К4КN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8П3Ч47ЛЯЮЩN3 83ЩN! СН4Ч4Л4 Э70 6ЫЛ0 7РУ9Н0, Н0 С3ЙЧ4С Н4 Э70Й С7Р0К3 84Ш Р4ЗУМ ЧN7437 Э70 4870М47NЧ3СКN, Н3 З49УМЫ84ЯСЬ 06 Э70М. Г0Р9NСЬ! ЛNШЬ 0ПР393Л3ННЫ3 ЛЮ9N М0ГУ7 ПР0ЧN747Ь Э70.

Прочли легко? — признаков Альцгеймера нет.

Ало́ис Альцге́ймер (нем. Alois Alzheimer; Алоис Альцхаймер, 14 июня 1864, Марктбрайт, Германия — 19 декабря 1915, Бреслау, Германия) — немецкий психиатр и невролог, автор множества статей по таким проблемам как алкогольный психоз, шизофрения, эпилепсия, сифилис мозга, хорея Хантингтона, артериосклеротическая атрофия мозга (1894), пресенильный психоз (1907).

Коллега Альцгеймера, немецкий психиатр Эмиль Крепелин позднее назвал разновидность старческого слабоумия именем Альцгеймера.

Как улучшить память и внимание в домашних условиях

Тренируем память. Начинаем тренировать свою память точно так же, как тренируем мышцы.

Очень часто при знакомстве люди тут же забывают названные имена, это происходит оттого, что в этот момент, мы считываем информацию о человеке, которого видим. Срабатывает стереотип: практически все имена для нас знакомы, и мозг отключается в этом направлении. Учитесь концентрировать своё внимание в нужные моменты и там где это необходимо.

Едете в транспорте, посмотрите внимательно в течение 3-5 секунд на двух-трёх людей, отвернитесь в сторону и спросите себя о том, что удалось запомнить: какого цвета куртка у первого, шапка у второго и какой длины волосы у третьего.

Ниже кратко приведена методика улучшения памяти И.И.Полонейчика — руководителя Центра интеллектуальных технологий, признанной сегодня самой успешной на постсоветском пространстве. Она называется системой накопления. Суть работы методики в следующем:

Будите свои мозги, смените род занятий, расширьте сферу интересов увлечений. Если вас интересуют инвестиции, переключитесь на политику, здоровое питание или искусство.

Читайте книги, учите стихи, заучивайте отрывки из прозы, которые запомнить особенно трудно, решайте кроссворды. Здесь важно, чтобы процесс приносил удовольствие, доставлял радость вам, тогда и будет успех.
И особенно важно, чтобы стихи были хорошие, лучше классика, ведь мозг наш очень избирателен, но не менее важно, чтобы эти стихи вам нравились.

Высчитывайте дату по дням недели и наоборот. К примеру, сегодня суббота 1 марта, а в пятницу через неделю какое будет число? Или 23 марта придётся на какой день?

Назовите за 100 секунд 100 названий стран, городов, столиц государств, рек и озёр. Или придумайте за 100 секунд 100 слов в порядке алфавита. Здесь очень важна скорость. Пусть не 100 за сто удастся, но мозг будет работать и это уже даст результат.

Установлено, что очень важно разнообразить род своих занятий, что стимулирует установление в мозге новых связей нервных клеток, и вызывает даже рост этих клеток, способствуя повышению качества памяти.

Память наша инерционна, поначалу вы будете забывать про эти упражнения, вам будет лень их делать, но возьмите это под контроль и уже через две, максимум три недели вы заметите результаты.

Употребляйте пищу, богатую витаминами Е, С, микроэлементами.

Замечено, что плохой памяти страдают люди, сидящие на диетах, курящие и употребляющие алкоголь, а также те, кто не завтракает по утрам. Так что делайте выводы!

Будьте всегда здоровы, с прекрасной памятью и в ясном уме!

С необходимостью исследования памяти врачу приходится сталкиваться, работая с пациентами не только психиатрического, неврологического, но и соматического профиля.

Нарушения памяти встречаются часто, а во второй половине жизни в той или иной степени имеют место практически у каждого человека. Квалификация специфики нарушений памяти может помочь врачу составить целостное представление о ведущем синдроме, нозологической при-надлежности заболевания, стадии течения, а иногда и о локализации патологического процесса.

В качестве примера можно привести посттравматический психоорганический синдром в психиатрии; опухолевое или локальное сосудистое поражение в неврологии. Мнестические расстройства являются также существенным критерием тяжести висциркуляторных расстройств при гипертонической болезни и церебросклерозе, важны для экспертной оценки трудоспособности.

Начальный этап исследования мнестических расстройств относительно прост, так как больные часто активно предъявляют жалобы на расстройства памяти. Это происходит отчасти потому, что признаться врачу в "забывчивости", "рассеянности" психологически проще, чем, например, в снижении интеллекта или нарушениях поведения. Кроме того, психические нарушения, протекающие с преобладанием мнестических расстройств, чаще не затрагивают критические способности пациента.

Первые трудности начинаются уже в процессе уточнения жалоб, так как за предъявляемой "потерей памяти" может скрываться совершенно иная патология. Особенно это касается депрессивных пациентов.

Действительная замедленность мышления усугубляется неуверенностью либо невнимательностью, связанной с тревожностью депрессивных больных, а сниженная самооценка обрамляет эти реальные когнитивные нарушения в рамки переживаний малоценности. На начальных этапах развития депрессии это могут быть жалобы на нарушение памяти.

При реактивных истерических состояниях возможно активное забывание или вытеснение тягостных психотравмирующих переживаний. Вне временных рамок патогенной ситуации память остается сохранной.

Фрагментарные выпадения из памяти отдельных (часто значимых) деталей событий, происшедших в состоянии алкогольного опьянения, - палимпсесты - являются достоверным признаком алкоголизма.

Разнообразную информацию о нарушениях памяти дает сбор анамнеза. Важно расспросить больного о событиях из разных периодов жизни, попросить припомнить даты и имена людей, связанные с детством, юностью, текущими событиями.

Важно учитывать эмоциональный фактор, который может как удерживать в памяти события, имеющие непосредственное отношение к больному, так и препятствовать их воспроизведению. Поэтому при изучении памяти на прошлое следует также задавать вопросы о событиях, не имеющих непосредственного отношения к больному (международные события, изменения в городе, стране).

Различают три вида памяти: образную, эмоциональную и словесно-логическую. К каждому из этих видов применимы понятия "кратковременная память" и "долговременная память". Память в целом рассматривается как открытая, многоуровневая, динамическая система, поэтому все виды памяти можно рассматривать как разные уровни такой системы. Кратковременная память представляет начальную стадию переработки информации, она характеризуется немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но кратким ее сохранением. Под оперативной памятью понимают процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, используемой для достижения частных целей деятельности. Долговременная память характеризуется длительным сохранением информации. И оперативная и долговременная память, формируясь, проходит стадию кратковременной памяти. Структурными компонентами всех видов памяти являются процессы запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации.

Из многочисленных способов исследования памяти в качестве примера мы приводим наиболее распространенные в медицинской психологии методы.

Пробы на запоминание

Пробы на запоминание искусственных
словосочетаний

Обследуемому зачитывают 10 двусложных звукосочетаний (ролам, вакар, сига и т. п.) и просят повторить в любом порядке, в котором он запомнил. Затем исследователь зачитывает эти звукосочетания повторно. Здоровые обследуемые воспроизводят их полностью после 5-7 повторений.

Проба на запоминание десяти слов

Обследуемому зачитывают десять двусложных слов, подобранных так, чтобы между ними трудно было установить какие-либо смысловые отношения. Например: гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила.

При воспроизведении слов сразу же после зачитывания исследуется одна из разновидностей кратковременной памяти, так называемая непосредственная память, при отсроченном воспроизведении - способность к удержанию информации памяти (ретенция). Установлено, что у здоровых объем непосредственной памяти составляет 5-9 (в среднем 7) слов из десяти.

Методика для исследования оперативной памяти

("двойной тест") (Л. С. Мучника, В. М. Смирнова, 1969) .

Обследуемому предлагают числовой ряд, состоящий из пар однозначных чисел, например, 3 и 2, 4 и 5, 1 и 6, 3 и 4 и т. д. Числа подбирают так, чтобы сумма их не превышала девяти, число 0 не используют.

Обследуемый должен складывать в уме числа каждой пары и запоминать только результаты, которые затем воспроизводить в предложенном порядке. Опыт длится до тех пор, пока обследуемый не начнет допускать ошибки или пропускать результаты отдельных операций. Длина ряда, который может быть воспроизведен обследуемым, проверяется несколько раз, затем выбирают результаты трех лучших попыток и их среднее избирается для характеристики объема оперативной памяти.

Элективные, избирательные, дисмнезии - запамятование конкретной информации, возникающее в ситуациях психоэмоциональ-ной напряженности, лимита времени, характерно для сосудистой мозговой патологии. Забывание дат, имен, адресов или номеров телефонов при волнении может обратить на себя внимание уже при сборе анамнеза.

В этом случае особенно уместно уточнить:

- Не замечали ли Вы, что Вам не удается вспомнить что-то хорошо знакомое, когда вспомнить нужно срочно, например, при неожиданном телефонном разговоре либо когда Вы разволновались?

Динамические нарушения памяти. При сосудистых заболеваниях головного мозга у больных, перенесших черепно-мозговые травмы, при некоторых интоксикациях мнестическая деятельность может носить прерывистый характер. Подобные нарушения редко выступают в виде изолированного моносимптома, а проявляются в сочетании с прерывистостью всех психических процессов. Память в данном случае является индикатором неустойчивости, истощаемости умственной работоспособности больных в целом.

Если больному предложить тест на запоминание 10 слов, то после 2-го или 3-го предъявления он может запомнить 6-7 слов, после 5-го - только 3, а после
6-го - снова 6-8 слов.

Одним из показателей динамического нарушения памяти является возможность ее улучшения при применении средств опосредования, к чему больные прибегают в повседневной жизни.

О таком приспособлении уместно поинтересоваться.

- Не делаете ли Вы себе какие-нибудь заметки для памяти (узелки на носовом платке)?

- Не оставляете ли Вы на видном месте какие-нибудь предметы, которые напомнили бы Вам о чем-то?

Фиксационная амнезия состоит в нарушении запоминания текущих событий, при сохранности памяти на прошлое.

Эта амнезия является ведущим симптомом синдрома Корсакова при токсических, травматических и сосудистых психозах, протекающих как остро, так и хронически.

Представившись пациенту, уместно предупредить, что в интересах обследования Вы попросите назвать Вас по имени спустя какое-то время.

Обычно задаются следующие вопросы:

- Что Вы делали сегодня утром?

- Как зовут Вашего лечащего врача?

- Назовите имена пациентов Вашей палаты.

Ретроградная амнезия представляет собой выпадение из памяти событий, предшествовавших психозу, эпилептическому приступу, черепно-мозговой травме, асфиксии, интоксикации.

При антероградной амнезии из памяти больного выпадают события на период времени, непосредственно следующий за выходом из какого-либо из перечисленных выше состояний.

Поскольку эти амнезии отличает приуроченность к определенному состоянию или действию патогенного фактора, то, расспрашивая больного, следует очертить границы этого периода, в рамках которого восстановить события больным в памяти не удается.

Прогрессирующая амнезия . Опустошение памяти нарастает постепенно и происходит в определенной последовательности: от частного к более общему, от позднее приобретенных навыков и знаний к тем, что были получены раньше, от менее эмоционально значимого к более значимому. Такая динамика соответствует закону Рибо-Джексона. Выраженность прогрессирующей амнезии могут выявлять вопросы о жизненных событиях, задаваемые в последовательности - от текущих к отдаленным.

Не могли бы Вы назвать:

- последние наиболее известные события в мире;

- главу городской администрации;

- приблизительную численность населения города (поселка), где Вы живете;

- часы работы Вашего ближайшего продуктового магазина;

- дни Вашего обычного получения пенсии (зарплаты);

- сколько Вы платите за квартиру?

Псевдореминисценции - обманы памяти, заключающиеся в смещении во времени событий, действительно имевших место в жизни больного. События прошлого выдаются за настоящее. Например, при старческом слабоумии, корсаковском психозе. Содержание их, как правило, однообразно, обыденно, правдоподобно.

Обычно как парамнезии, так и конфабуляции спонтанно излагаются больными в рассказе. Конкретные, типичные вопросы, направленные на выявление этих расстройств, едва ли могут быть определены.

Например, пациентка, пожилая женщина, рассказала врачу о том, что вчера купила мужу новый костюм и они вместе ходили в гости, тогда как муж скончался много лет тому назад.

Конфабуляции . Воспоминания, не имеющие никакого реального основания в прошлом, временной и причинной связи с ним.

Выделяют фантастические конфабуляции, которые представляют собой вымысел о необыкновенных событиях, происшедших с больными в различные периоды жизни, в том числе и в доболезненный период. Конфабуляции могут быть отрывочны, изменчивы, при повторных рассказах сообщаются новые невероятные подробности.

Больная рассказала о том, что как-то весной вышла из дома со своим другом, чтобы купить пива. В этот момент на улице появился танк и обстрелял их, друг попал под гусеницу танка и погиб.

Во время следующей беседы больная рассказала о том, что танк проехал по ее голове. Хирурги "собрали ее", но она стала другим человеком и теперь ее нужно называть мужским именем.

При бредовых конфабуляциях возникающие бредовые идеи проецируются в прошлое (здоровый период жизни) и воспринимаются пациентом как яркое и достоверное воспоминание и включаются в структуру бреда. Данное нарушение отличается от так называемой бредовой интерпретации прошлого, отражающей ретроспективную оценку реальных факторов в соответствии с актуальными бредовыми переживаниями.

Бредовые конфабуляции чаще наблюдаются при паранойяльном и парафренном синдромах параноидной шизофрении.

Больная вспоминает о том, что в детстве ее отец вместе с тайно привезенным из Германии нацистским исследователем по ночам вводили в ее тело с помощью инъекций оплодотворенные клетки людей будущего. В течение всей жизни она "носит эту беременность", чувствует особые образования в брюшной полости, собирается стать "прародительницей людей нового типа".

Феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного (deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte ). Чувство знакомости никогда не привязано к определенному событию или периоду в прошлом, а относится к прошлому вообще.

Степень уверенности, с какой больные оценивают вероятность того, что переживаемое событие ранее имело место, может существенно отличаться при разных заболеваниях.

При отсутствии критики эти парамнезии могут поддерживать мистическое мышление больных, участвовать в формировании бреда.

- Не казалось ли Вам когда-нибудь, что Вам уже приходила в голову мысль, которая не могла возникнуть раньше?

- Не испытывали ли Вы чувства, что Вы уже слышали когда-то то, что Вы слышите теперь впервые?

- Не было ли ощущения необоснованной знакомости текста при чтении?

- Не приходилось ли Вам, увидев что-то впервые, чувствовать, что Вы уже видели это раньше?

Феномены никогда не виденного, не слышанного, не пережитого и др. (jamais vu, jamais vecu, jamais entendu и др.). Больным кажется незнакомым, новым и непонятным привычное, хорошо известное. Парамнезии, связанные с искажением чувства знакомости, могут быть как пароксизмальными, так и длительными.

- Не было ли у Вас ощущения, что привычная обстановка видится Вами в первый раз?

- Чувствовали ли Вы когда-нибудь странную незнакомость того, что должны были много раз слышать раньше?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.