Тип нервной системы и тип голоса


Нервная система, совместно с эндокринной, осуществляет контроль над всеми процессами в организме как простыми, так и сложными. Она состоит из головного мозга, спинного и периферических нервных волокон.

Классификация НС

Нервная система делится на: центральную и периферическую.

ЦНС — главная часть, к ней относятся спинной и головной мозг. Оба эти органа надёжно защищены черепом и позвоночником. ПНС — это нервы, отвечающие за движение и сенсорные. Она обеспечивает взаимодействие человека со средой обитания. С помощью ПНС организм принимает сигналы и реагирует на них.


ПНС бывает двух видов:

  • Соматическая — чувствительные и двигательные нервные волокна. Отвечает за координацию движения, человек осознанно может управлять своим телом.
  • Вегетативная — делится на симпатическую и парасимпатическую. Первая даёт ответную реакцию на опасность и стресс. Вторая — отвечает за покой, нормализацию работы органов (пищеварительных, мочевыводящих).

Несмотря на свои отличия, обе системы взаимосвязаны, и не могут работать автономно.

Свойства нервных процессов

На классификацию типов ВНД влияют свойства нервных процессов, к ним относятся:

  • уравновешенность — одинаковое протекание в ЦНС процессов, таких как возбуждение и торможение;
  • подвижность — быстрая смена одного процесса на другой;
  • сила — способность правильно реагировать на раздражитель любой силы.

Что такое сигнальные системы

Сигнальная система — набор рефлексов, которые связывают организм с окружающей средой. Именно они служат ступенью при формировании высшей нервной деятельности.

Выделяется две сигнальные системы:

  1. рефлексы на конкретные раздражители — свет, звук (есть у животных и человека);
  2. система речи — развилась у человека в процессе трудовой деятельности.


Эволюция ЦНС

Эволюция функций клеток ЦНС происходила в несколько стадий:

  • усовершенствование отдельных клеток;
  • формирование новых свойств, способных взаимодействовать с окружающей средой.

Основными этапами филогенеза, которые прошла нервная система, являются:

  1. Диффузный тип — один из древнейших, он встречается у таких организмов, как кишечнополостные (медузы). Представляет собой вид сети, которая состоит из скоплений нейронов (биполярные и мультиполярные). Несмотря на простоту, нервные сплетения, реагируя на раздражения, дают реакцию по всему телу. Скорость, с которой распространяется возбуждение по волокнам, низкая.
  2. В процессе эволюции выделился стволовой тип — ряд клеток собрались в стволы, но диффузные сплетения также остались. Он представлен у группы первичноротых (плоские черви).
  3. Дальнейшее развитие привело к появлению узлового типа — часть клеток ЦНС собраны в узлы с возможностью передачи возбуждения от одного узла к другому. Совершенствование клеток и развитие аппаратов рецепции происходило параллельно. Нервные импульсы, возникающие в каком-либо участке тела, не распространяются по всему телу, а только в пределах сегмента. Представителями этого типа являются беспозвоночные: моллюски, членистоногие, насекомые.
  4. Трубчатый — высший, характерен для хордовых. Появляются многосинаптические связи, что приводит к качественно новым взаимоотношениям организма со средой. К этому типу относятся позвоночные: животные, разные по внешнему виду и имеющие различный образ жизни, и человек. Они имеют нервную систему в виде трубки, которая заканчивается головным мозгом.

Разновидности

Учёный Павлов многие годы проводил лабораторные исследования, изучая рефлексы собак. Он сделал вывод, что у человека в основном тип нервной системы зависит от врождённых особенностей. Именно нервная система, её свойства, физиологически действуют на формирование темперамента.

Однако современные учёные утверждают, что на это влияют не только наследственные факторы, но также уровень воспитания, обучения и социальное окружение.

Благодаря всем исследованиям, выделены следующие типы нервной системы, в зависимости от протекания процессов возбуждения, торможения и нахождения в равновесии:

  1. Сильный, неуравновешенный — холерик. У этого типа преобладает возбуждение нервной системы над торможением. Холерики очень энергичны, но они эмоциональны, вспыльчивы, агрессивны, честолюбивы и имеют недостаточное самообладание.
  2. Сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник. Люди этого типа характеризуются, как живые, активные, легко приспосабливаются к разным условиям жизни, имеют высокую сопротивляемость к жизненным трудностям. Они лидеры, и уверенно идут к своей цели.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный — флегматик. Он является противоположностью сангвиника. Его реакция на всё происходящее спокойная, он не склонен к бурным эмоциям, уверен, обладает большой сопротивляемостью к проблемам.
  4. Слабый — меланхолик. Меланхолик не способен противостоять любым раздражителям, вне зависимости положительные они или отрицательные. Характерные признаки: заторможенность, пассивность, трусливость, плаксивость. При сильном раздражителе возможно нарушение поведения. У меланхолика всегда плохое настроение.

Интересно: психопатические расстройства чаще встречаются у людей с сильным неуравновешенным и слабым типом ВНД.

Как определить темперамент человека

Определить какого типа нервная система у человека непросто, так как на это влияет кора больших полушарий, подкорковые образования, уровень развития сигнальных систем и интеллект.


У животных на тип НС в большей степени влияет биологическая среда. К примеру, щенки, взятые из одного помёта, но выращенные в разных условиях, могут обладать разным темпераментом.

Исследуя ЦНС и психологию человека, Павлов разработал опросник (тест), пройдя который, можно определить свою принадлежность к одному из типов ВНД, при условии правдивости ответов.

Нервная система осуществляет контроль над деятельностью всех органов. Её тип влияет на характер и поведение человека. Люди, имеющие общий тип, схожи по своим реакциям на определенные жизненные ситуации.

Медицинский справочник болезней

Типы нервной сиситемы. Темпераменты



Особенности эмоциональной сферы человека тесно связаны с физиологическими характеристи­ками процессов возбуждения и тормо­жения, протекающих в головном моз­ге. При изучении условно-рефлекторной деятельности животных И. П. Пав­лов выделил четыре основных типа нервной системы. Эти типы отлича­ются друг от друга на основании силы или слабости нервных процессов, их уравновешенности или неуравнове­шенности (т. е. преобладания одного из них над другим), подвижности или инертности.

По И. П. Павлову:

  • это люди с сильными, уравновешен­ными и подвижными нервными процес­сами;
  • также обладают силь­ными, подвижными, но неуравнове­шенными нервными процессами с пре­обладанием возбуждения над тормо­жением;
  • характеризуются сильными, инертными нервными про­цессами с преобладанием торможения;
  • люди со слабыми процессами возбуждения и торможения.

Современные нейропсихологи раз­личают большее число темпераментов, но для практических целей достаточно учитывать особенности тех, которые в свое время описал Гиппократ и в не­давнем прошлом исследовал И. П. Павлов.

Сангвиники, обладающие сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами, способны ак­тивно и длительно работать, быстро переключаться с одного эмоциональ­ного состояния на другое, легко пере­ходить от отдыха к работе и наоборот. Они умеют найти выход из трудных по­ложений, способны ставить перед со­бой и решать сложные задачи.

Холерик отличается сильным про­цессом возбуждения и несколько менее сильным процессом торможения, поэтому холерик может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включаться в ра­боту. Однако после работы, как и по­сле конфликта, холерик не в состоянии сразу успокоиться. Он легко возбуж­дается, так как сильный процесс воз­буждения у него недостаточно уравно­вешен торможением.

Флегматик — человек с сильными, но малоподвижными нервными про­цессами. Он медленно входит в нача­тое дело, но обязательно доводит его до конца. Оказавшись в роли началь­ника, он будет руководить спокойно и планомерно. Но без соответствую­щего воспитания флегматика будет многое раздражать: например, быст­рота, с какой его коллеги принимают решения, требования вышестоящими организациями срочных перестроек. Для него могут оказаться непосильными темпы, которых требуют обстоятельства.

В домашней обстановке флегматика может огорчить самое безобидное предложение жены, требующее быст­рой перемены планов: например, сразу после прихода с работы пойти в кино или в театр. В этих случаях, зная особенности темперамента мужа, жене следовало бы заранее предупредить его о своих планах. Если флегматик после работы собрался читать газету, то его будут раздражать возня детей, их просьбы поиграть или погулять с ними.

Флегматику трудно общаться с санг­виником. Но если они оба будут знать, что в их поведении сказываются особенности врожденного темперамента, они лучше приспособятся к обществу друг друга. Сангвинику проще общаться с холериком, флегматику же и холерику ужиться друг с другом очень трудно. Однако практика пока­зывает, что знание особенностей тем­пераментов близких людей помогает наладить отношения даже тогда, когда несоответствие темпераментов соз­дает, казалось бы, достаточные осно­вания, чтобы говорить о психологиче­ской несовместимости.

Меланхолики имеют слабые нервные процессы. Они теряются в сложных ситуациях и не всегда могут найти выход из трудного положения, крайне неохотно принимают ответственные решения, быстро устают от физической и умственной нагрузки, нуждаются в более длительном отдыхе. Люди со слабой нервной системой тяжелее переносят различ­ные неприятности и заболевания. Период выздоров­ления у них, как правило, продол­жается дольше, чем у людей с сильной нервной системой. Им трудно адаптироваться к изменениям климата, к но­вой обстановке.

Ребенок со слабой нервной системой легко утомляется, нуждается в более продолжительном сне, он теряется в более или менее сложной обстановке. Любая перегрузка приводит к угнете­нию его высшей нервной деятельности. В результате он быстрее других детей устает, чаще плачет, ему трудно учиться. Поэтому таких детей нельзя нагружать наравне с детьми, обладаю­щими сильной нервной системой: учить их дополнительно иностранным языкам, фигурному катанию, поднимать рано утром для занятий в бассейне. Детям со слабой нервной системой достаточно одной школьной учебной нагрузки. Им необходимо время для регулярного дополнительного отдыха на воздухе и занятий оздоровительной физкульту­рой. Когда в результате правильного режима занятий и отдыха нервная система окрепнет, у детей появится уверенность в своих силах. Вот тогда можно расширить круг их обязанно­стей в школе и дома.

Итак, темперамент человека зависит от особенностей основных нервных процессов — их силы, уравновешен­ности и подвижности. И хотя темпе­рамент в большой степени обусловлен наследственностью, немалую роль в его становлении играют условия жиз­ни и воспитание. Здесь очень важно подчеркнуть: в становлении характера человека на разных этапах его жизни имеет значение самовоспи­тание. Сплав наследственных и при­обретенных качеств психики и создает бесконечно разнообразную гамму че­ловеческих характеров.

Авторы: Васильева З.А.,
Любинская С.М.


  • Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом;
  • Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека;
  • Как определить свой тип нервной системы самостоятельно.

Человек управляет эмоциями, или эмоции управляют человеком? Конкретного ответа на этот вопрос не может дать даже современная наука. Ближе всего к разгадке этой тайны подобрались ученые-нейрофизиологи, которые связали типы нервной системы человека с чертами характера личности. Сегодня рассмотрим разновидности нервных систем, а также то, как они влияют на нашу жизнь и характер в целом.

Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом

Как и большинство научных открытий в области нейрофизиологии, учение о типах нервной системы основал И.П. Павлов еще в 1927 году. Сегодня под этим понятием подразумевают совокупность всех врожденных и приобретенных в течение жизни уникальных свойств нервной системы человека, которые являются основной причиной различия в поведенческих реакциях при влиянии одних и тех же раздражителей окружающего мира.

Абсолютно все процессы нашей нервной системы заключаются в двух механизмах: возбуждение и торможение. Они в свою очередь имеют свои свойства, которые и определяют тип нервной системы:

  • Сила.
  • Уравновешенность.
  • Подвижность.

На основе этих показателей и уровня их проявления у конкретного человека, выделили четыре типа нервной системы, каждому с которых соответствует определенный тип темперамента.

Первый из них – неуравновешенный сильный тип, ему соответствует холерический тип темперамента. У людей с данным типом наблюдается быстрое реагирование возбуждающих условных рефлексов, тогда как тормозные механизмы формируются с трудом, нередко со значительным подключением волевого компонента. При нарушении нормального функционирования вегетативных функций, их восстановление происходит довольно долго и часто парциально.


Следующая разновидность – сильный уравновешенный инертный тип, которому соответствует флегматичный тип темперамента. Обычно, положительные тормозные условные рефлексы у таких людей формируются в течение длительного периода, но после завершения этого процесса, они становятся устойчивыми и почти неизменными. Процессы восстановления и приспособления вегетативных функций протекают так же медленно.

Третий тип – сильный подвижный уравновешенный, соответствует сангвиническому типу темперамента. Особыми отличиями нервной системы таких людей является способность быстро подстраивать положительные и отрицательные условные рефлексы к разновидности внешнего раздражителя. Кроме того, им свойственно быстрое полное восстановление вегетативных функций сразу после устранения действия раздражителя.

И наконец последний – слабый тип, которому соответствует меланхолический тип темперамента. У людей с этим видом нервной системы, наблюдаются слабые возбуждающие и тормозные механизмы. С большим трудом образуются условные рефлексы и даже имеющиеся могут тормозиться. Вегетативные процессы после нарушения полностью не восстанавливаются, протекают вяло и легко травмируются.

Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека

В классическом понимании характер, как компонент психики человека, – это совокупность специфичных индивидуальных особенностей нервной системы, соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, а также особенностей окружающей среды, в которой формируется личность. Поэтому тип нервной системы является своеобразным базисом для дальнейшего формирования характерологических черт индивидуума. Иногда человек физиологически запрограммирован медленнее мыслить или быть вспыльчивым. Но важно понимать, что любым характеристикам можно найти применение, или пустить их в более мирное русло.


Как ни странно, тип нервной системы влияет не только на характер, но и на склонность к определенным способностям личности. В основе этого явления лежит взаимодействие и соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, формируя три основных типа:

  • Художественный тип. Благодаря преобладанию деятельности первой сигнальной системы, у людей такого типа хорошо развито эмоционально-образное мышление, что способствует развитию художественных способностей и творческого потенциала.
  • Мыслительный тип, при котором вторая сигнальная система преобладает над первой и характеризуется доминантой абстрактного мышления. Владельцы такого типа обычно имеют развитые математические способности.
  • Смешанный тип – это когда у человека нет яркого доминирования какой-либо из сигнальных систем.

Вот почему важно развивать те способности, которые заложены природой. Не может человек с художественным типом стать математиком, а если и получится это сделать, то вряд ли это принесет ему чувство удовлетворенности жизнью.

Как определить свой тип нервной системы самостоятельно

Для определения типа нервной системы существует множество онлайн-тестов и опросников, но не все они одинаково точны. Я проверила на себе некоторые из них и как результат – вот моя личная тройка лидеров:

1. Опросник Стреляу – точный онлайн-тест, который позволяет определить уровень процессов возбуждения и торможения, а также общий уровень уравновешенности. Единственным его недостатком является довольно большое количество вопросов, поэтому прохождение может занять у вас некоторое время.

2. Теппинг-тест – позволяет определить свойства нервной системы через проверку психомоторных навыков. Обычно, для проведения этого теста нужна помощь еще одного человека, но есть и онлайн-версии.

3. Тест на определение типа темперамента. Так как существует прямая взаимосвязь типа темперамента и типа нервной системы, можно воспользоваться любыми тестами на определение темперамента .

Вы можете найти и другие способы, но определить тип нервной системы абсолютно точно и наиболее развернуто может только квалифицированный специалист.

Важно понимать, что от типа нервной системы зависит большинство наших поведенческих реакций, поэтому постарайтесь принимать себя и окружающих такими, какими их создала природа.

На основе многолетних исследований и большого экспериментального материала И. П. Павлов нашел возможным выделить разные типы нервной системы животных.

В основу выделения типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы.

Первое свойство — сила возбуждения и торможения. Это понятие связано с работоспособностью клеток коры головного мозга. Имеются животные, у которых нервная система обладает высоким пределом работоспособности, и в противоположность им животные, у которых нервная система имеет низкий предел работоспособности.

Второе свойство — уравновешенность нервных процессов. Под уравновешенностью понимается соотношение между возбуждением и торможением. Иногда эти два процесса бывают развиты одинаково, но бывает, что один из них преобладает над другим. Чаще всего таким преобладающим процессом бывает возбуждение.

Третье свойство — подвижность возбуждения и торможения. Этот признак связан с тем, насколько быстро в корковых клетках возбуждение может смениться торможением, и наоборот. У некоторых это происходит быстро, а у других медленно.

Учитывая эти три признака, И. П Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.

1. Сильный безудержный тип. Тип с сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.

2. Сильный живой тип. Этот тип характеризуется сильными нервными процессами, их уравновешенностью и хорошей подвижностью, т. е. быстрой сменой возбуждения торможением и торможения возбуждением.

3. Сильный спокойный тип. Этот тип отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью. Процесс возбуждения и особенно торможения сменяется медленно.

4. Слабый тип. Характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.

Между этими четырьмя основными типами нервной системы имеется много промежуточных переходов.

И. П. Павлов установил совпадение между типами нервной системы и четырьмя темпераментами у людей.

Тип безудержный соответствует холерическому темпераменту, тип живой — сангвиническому, тип спокойный — флегматичному и слабый — меланхолическому темпераменту.

Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов счел возможным выделить два основных человеческих типа нервной системы. Один ИЗ НИх он назвал художественным типом. К этой группе он относил писателей, музыкантов, живописцев и др. У этой группы первая сигнальная система несколько преобладает над второй. Другой тип был назван мыслительным типом. В эту группу входят ученые — философы, математики, филологи и др. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система несколько преобладает над первой. Имеется также средняя группа. У лиц, относящихся к средней группе, преобладание одной системы над другой не выражено.

А. Г. Иванов-Смоленский изучил типы замыкательной деятельности мозговой коры и дал их классификацию. Он выделил следующие четыре основных типа.

1. Лабильный тип — как положительные, так и тормозные условные связи образуются одинаково легко и быстро.

2. Инертный тип — те и другие связи образуются и упрочиваются в равной мере с задержкой, замедленно.

3. Возбудимый тип — положительные связи образуются очень легко и быстро, тормозные, наоборот, трудно и медленно.

4. Тормознойтип — положительные связи образуются и упрочиваются медленно, а тормозные, наоборот, легко и быстро.

Тип нервной системы складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывают индивидуум в процессе жизни. В итоге создается определенный тип нервной системы, при формировании которого решающее значение приобретают внешние условия.

Тип нервной системы формируется в процессе жизни и может быть изменен воспитанием.

Статья на тему Типы нервной системы

Сценарий урока


Высота звука определяется формой и размерами гортани, связок и резонаторных полостей. По звуковысотному признаку принято делить все голоса на несколько основных групп. Сведения о типах певческих голосов, длине и ширине голосовых складок у людей с различными типами голосов приведены в таблице.

Кроме высоты, образующиеся в голосовом аппарате звуки характеризуются силой и громкостью звучания. Сила звука определяется выходящей наружу звуковой энергией и зависит от природных возможностей голосового аппарата, величины подсвязочного давления. Громкость зависит от размаха колебательных движений голосовых связок, частоты звука, расстояния от источника звука до слухового аппарата, чувствительности последнего. Сила звука и громкость звучания – понятия не тождественные. При одной и той же силе звуки различной частоты воспринимаются как неодинаковые по громкости. Наш слуховой аппарат наиболее чувствителен к частотам от 1 тыс. до 5 тыс. Гц.

Помимо высоты и силы голоса разных людей различаются звуковой окраской, или тембром. Тембр голоса является основным признаком, определяющим качество его звучания. Он воспринимается нашим слухом подобно тому, как воспринимается зрением красочность живописи. Не случайно, говоря о голосах, мы употребляем эпитеты: серебристый, бархатный, светлый, мягкий, тусклый, темный, резкий, теплый, холодный и т.п. Чем же определяются качества тембра?

Любой звук состоит из основного тона и целого ряда звуков более высоких частот, которые называются обертонами. Среди них имеются резко выраженные обертоны с большой амплитудой, которые называются формантами. Именно обертоны и форманты создают характерное звучание каждого голоса и каждого звука (это относится в основном к гласным звукам).

Таким образом, главным звукообразующим органом у человека является гортань. В ней находятся голосовые связки, которые под действием струи выдыхаемого воздуха совершают колебания определенной частоты, что и вызывает образование звуков. В целом же звукообразование – результат сложного и тонкого взаимодействия всех составных частей голосового аппарата. Голос каждого человека индивидуален., что определяется его высотой, силой и тембром.

Оборудование: зеркало, электрический фонарик, записи оперных и эстрадных певцов.

1. Поставьте перед собой зеркало. Ротовую полость осветите электрическим фонариком. Рассмотрите язык. Проследите его артикуляторную функцию. Что происходит с языком при произнесении различных звуков? (Он изменяет свою форму.)

2. Рассмотрите твердое и мягкое нёбо, язычок. В каком состоянии находятся мягкое нёбо и язычок? Что происходит с мягким нёбом при звукообразовании? Каково значение выявленных различий в состоянии мягкого нёба? (Мягкое нёбо при молчании расслаблено, благодаря чему имеется свободный проход для воздуха из глотки в носоглотку и далее в нос. При голосообразовании мягкое нёбо поднимается и перекрывает вход в носоглотку. Если перекрытие неполное, голос становится гнусавым.)

4. Убедитесь, что в произнесении членораздельных звуков участвуют резонаторы носовой полости. Для этого произносите слоги ле, ли, ни с зажатым и незажатым носом. Что вы можете сказать о произношении этих слогов в первом и во втором случаях? (Громкое и четкое звучание происходит, если поток воздуха при выдохе несколько сдерживать, а звуки произносить так, чтобы они резонировали за счет носовой полости. Если же во время произнесения этих слогов зажать нос, звуки значительно искажаются.)

5. Прослушайте голоса нескольких оперных исполнителей. Определите среди них обладателей высокого женского голоса (сопрано), низкого женского голоса (меццо-сопрано), высокого мужского голоса (тенор) и низкого мужского голоса (баритон). Опишите тембр голоса каждого из певцов.

(Используются отрывки из музыкальных произведений:

6. Прослушайте голоса нескольких современных эстрадных исполнителей (звучат записи Ф.Киркорова, А.Апиной, Т.Булановой, О.Газманова). Что вы можете сказать о высоте, силе и тембре голоса этих исполнителей?

7. Сделайте вывод о значении голосового аппарата и голосообразования в жизни человека.


Трое учащихся за две недели до урока получают задание подготовить сообщения на заданные темы.

1. Некоторые правила, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата

Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата. В первую очередь эти правила необходимо соблюдать представителям тех профессий, которым приходится в ходе профессиональной деятельности постоянно эксплуатировать свой голос. Речь идет о преподавателях, дикторах, певцах, драматических артистах и др.

Вот некоторые правила гигиены голоса:

– нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности;
– недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.;
– недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни;
– необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;
– с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;
– рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;
– необходимо исключить курение и употребление алкогольных напитков;
– в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачуфониатру.

2. Болезни органов голосового аппарата и их профилактика

3. Особенности голоса в подростковом возрасте и гигиенические рекомендации подросткам по сохранению голоса

(После выступлений своих товарищей учащиеся письменно отвечают на вопросы самостоятельной работы.)

1. Почему с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, а необходимо несколько остыть?

2. Почему злоупотребление криком может привести к появлению на голосовых связках так называемых певческих узелков?

Изучить теоретический материал (строение и функционирование голосового аппарата человека, гигиенические правила сохранения голосового аппарата и голоса).

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Творчеству Федора Ивановича Шаляпина посвящены такие строки Виктора Бокова:

Мужские голоса Хроиаксия в милли­секундах Женские голоса
Сверхвысокий тенор Высокий тенор Центральный тенор Низкнй тенор Промежуточный голос Промежуточный голос Высокий баритон Центральный баритон Низкий баритон Промежуточный голос Промежуточный голос Бас кантанте — высокий Бас кантанте низкий Центральный бас Центральный бас Низкий бас Низкий бас 0,055 0,060 0,065 0,070 0,075 0,080 0,085 0,090 0,095 о,юэ 0,105 0,110 0,115 0,120 0,130 0,140 0,150 0,160 0,170 Сверхвысокое сопрано Сверхвысокое сопрано Высокое сопрано Высокое сопрано Центральное сопрано Низкое сопрано Промежуточный голос Высокое меццо-сопрано Центральное меццо-сопрано Низкое меццо-сопрано Промежуточный голос Высокое меццо-контральто Меццо-контр альто Низкое меццо-контральто Промежуточный голос Промежуточный голос Контральто Контральто Контральто

В этих данных обращает на себя внимание тот факт, что таблица хронаксий включает целый ряд промежуточных голо­сов, а также показывает, что один и тот же тип голоса может иметь несколько близких хронаксий. Этот принципиально новый взгляд на природу того или иного типа голоса, однако, отнюдь не снимает еще вопроса о значении длины и толщины голосовых связок в образовании типа голоса, как это пытается делать ав­тор исследования и создатель нейро-хронаксической теории фо­нации Р. Юссон. Собственно хронаксия отражает лишь способ­ность данного голосового аппарата брать звуки той или иной высоты, но не качество его тембра. Между тем мы знаем, что тембровая окраска в определении типа голоса имеет не меньшее значение, чем диапазон. Следовательно, хронаксия возвратного нерва может лишь подсказать наиболее естественные границы диапазона для данного голоса и тем подсказать, в случае сом­нения, каким типом голоса следует пользоваться певцу. Однако, как и другие признаки, она не может ставить безапелляционный диагноз типа голоса.

Таким образом, при определении типа голоса в случае смеж­ных голосов всегда приходится иметь дело с большим комплек­сом признаков, которые и перетягивают чашу весов в ту или другую сторону.

' * Установка корпуса, головы и рта в пении

Начиная заниматься пением с новым учеником, следует сразу обратить внимание на некоторые внешние моменты: на установку корпуса, головы, рта.

Об установке корпуса при пении писалось во многих методических трудах по вокальному искусству. В некоторых школах этому моменту придается исключительно важное значе­ние, в других — о нем упоминается вскользь. Многие педагоги считают необходимым в пении хорошо упереться на обе ноги, выпрямить позвоночный столб и грудную клетку подать вперед. Так, например, одни настойчиво рекомендуют для такой установки сплести кисти рук сзади и, вывернув их, расправить плечи, подав при этом грудь вперед, и такую напряженную позу считают правильной для пения. Другие предлагают сво­бодное положение корпуса, не устанавливая его в какую-то опре­деленную позу. Некоторые говорят о том, что, поскольку певец должен двигаться и петь стоя, сидя и лежа, нет смысла приучать ученика к определенной, раз навсегда фиксированной позе, и дают в этом смысле ему полную свободу. Крайним антиподом этому мнению можно считать мнение Рутца, считающего, что именно поза определяет характер и правильность звука, что тело певца играет роль, аналогичную корпусу музыкального инстру­мента. Поэтому в его книге позе уделяется одно из самых важ­ных мест'.

Рассматривая вопрос о положении корпуса в пении, следует прежде всего признать, что само по себе это положение серьез­ного значения в голосообразовании играть не может. Поэтому мнение Рутца о том, что туловище играет роль, подобную роли

корпуса музыкального инструмента, совершенно несостоятельно. Такая аналогия имеет лишь внешний характер, и, как мы пом­ним из главы об акустическом строении голоса, не имеет под собой никакой почвы. Нельзя не согласиться с мнением, что певец должен уметь хорошо и правильно петь при любом поло­жении тела, в зависимости от предложенной ему сценической ситуации. Однако можно ли отсюда сделать вывод о том, что при обучении пению положению корпуса не следует уделять серьезного внимания? Безусловно нет.

Вопрос об установке корпуса в пении следует рассматривать с двух сторон — с точки зрения эстетической и с точки зрения влияния позы на голосообразование.

Поза певца во время пения составляет один из важней­ших моментов поведения певца на эстраде. Как выйти на эст­раду, как встать у инструмента, как держаться во время испол­нения— все это весьма важно для профессионального пения. Выработка навыков поведения на эстраде — одна из задач пе­дагога класса сольного пения, и поэтому педагогу следует обра­щать на это внимание с первых же шагов занятий. Певец сразу должен привыкать к естественной, непринужденной, красивой позе у инструмента, без всяких зажимов внутри и тем более без судорожно сведенных рук или сжатых кулаков, т. е. без всех тех лишних, сопутствующих движений, которые отвлекают вни­мание и нарушают ту гармонию, которую слушателю всегда хочется видеть у артиста, стоящего на эстраде. Певец, умеющий красиво стоять на эстраде, — уже много сделал для успеха своего выступления. Привычка к естественному положению корпуса, свободным рукам, выпрямленной спине должна воспи­тываться с самых первых этапов обучения. Педагог обязан не допускать никаких лишних движений, сопутствующих напряже­ний, нарочитой позы. Если их допустить в начале работы, то они быстро укореняются и борьба с ними в дальнейшем будет весьма трудна. Таким образом, эстетическая сторона этого во­проса уже с первых шагов требует к себе серьезного внимания как певца, так и педагога.

Однако и с другой стороны, с точки зрения влияния уста­новки корпуса на фонацию, этот вопрос также имеет весьма большое значение. Не следует, конечно, думать, что по­ложение корпуса определяет характер голосообразования, одна­ко та поза, при которой брюшной пресс натянут и грудная клетка находится в свободном, развернутом состоянии, может считаться наилучшей для работы над певческим голосом. Всем известно, что петь сидя труднее, чем стоя, и что, когда певцы поют в опере сидя, они либо опускают одно колено со стула, либо стараются петь вытянувшись, полулежа. Это определяется тем, что при сидячем положении брюшной пресс расслаблен из-за изменения положения таза. Спустив ногу или выпрямившись полулежа в кресле, певцы разгибают таз, и брюшной пресс получает луч-

шие условия для своей выдыхательной работы. Развернутая грудная клетка создает наилучшие возможности для работы диафрагмы, для хорошего тонуса дыхательных мышц. Подроб­нее об этом сказано в главе о дыхании.

Но не это заставляет нас обращать самое серьезное внима­ние на позу ученика во время пения. Как известно, свободное, но активное состояние корпуса, которое декларирует большин­ство школ (выпрямленный корпус, хороший упор на одну или обе ноги, развернутые в той или иной степени плечи, свободные руки), мобилизует наши мышцы на выполнение фона­ционного задания. Привлечение внимания к позе, к установке корпуса, создает ту мышечную подобранность, которая необхо­дима для успешного осуществления такой сложной функции, как певческая. Особенно важна она в период обучения, в то время, когда формируются певческие навыки. Если мышцы распущены, поза вялая, пассивная — трудно рассчитывать на быстрое разви­тие нужных навыков. Надо всегда помнить, что мышечная со­бранность, в сущности, есть нервно-мышечная собранность, что мобилизация мышц одновременно мобилизует и нервную систему. А мы знаем, что именно в нервной системе и уста­навливаются те рефлексы, те навыки, которые мы хотим привить ученику.

Таким образом, основное, ради чего требуется внимание к установке корпуса в пении, определяется прежде всего ее об­щим мобилизующим воздействием и эстетической стороной во­проса. Влияние же позы непосредственно на работу дыхатель­ных мышц имеет, возможно, меньшее значение.

Положение головы также важно как с эстетической стороны, так и с точки зрения влияния его на голосообразова­ние. В артисте весь внешний облик должен быть гармоничным. Певец, задирающий голову высоко вверх, или опускающий ее к груди, а еще хуже — наклоняющий ее на один бок, производит неприятное впечатление. Голова должна смотреть на публику прямо и поворачиваться, двигаться в зависимости от исполни­тельской задачи. Напряженное ее положение в опущенном или

поднятом состоянии, даже когда оно определяется якобы луч­шим певческим звучанием или удобством для пения, всегда ре­жет глаз и не может быть оправдано с точки зрения физиологии пения. Сильная степень подъема головы всегда ведет к напря­жению передних мышц шеи и сковывает гортань, что не может не отразиться вредно на звучании. Наоборот, слишком низко наклоненная голова через артикуляционные движения нижней челюсти также мешает свободному звукообразованию, так как влияет на положение гортани. Слишком запрокинутая или слиш­ком опущенная голова — как правило —результат дурных при­вычек, вовремя не исправленных педагогом. Педагог может допустить только сравнительно небольшое ее поднятие или опус­кание, при котором в голосовом аппарате могут сложиться усло­вия, благоприятствующие пению. Боковые наклоны головы ни­чем не могут быть оправданы — это только дурная привычка, с которой надо бороться, как только она начинает проявляться. Одним из внешних моментов, на которые приходится обра­щать внимание, является лицевая мускулатура, ее спо­койствие, ненапряженность в пении. Лицо должно быть свобод­но от гримас и подчинено общей задаче — выражению содержа­ния произведения. Тоти даль Монте говорит, что свободное лицо, свободный рот, мягкий подбородок — необходимые усло­вия верного голосообразования, что любая специально удержи­ваемая позиция рта — большая ошибка. Обязательная улыбка, по мнению некоторых педагогов якобы необходимая для пра­вильного пения, в действительности совершенно не для всех яв­ляется нужной. Ее можно употреблять во время занятий — как важный прием, о чем мы говорили в разделе работы артикуля­ционного аппарата в пении. Певческая практика ясно показы­вает, что отличное звукообразование возможно без всякой улыб­ки, что многие певцы, особенно те из них, которые в пении поль­зуются темным тембром, поют все звуки на вытянутых вперед губах, совершенно игнорируя улыбку.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.