Тип нервной системы у студентов

Повышенная напряженность оказывает на организм учащихся не только физическое, но и психическое воздействие. Нейродинамические показатели и психофизиологическое состояние являются первым и чувствительным индикатором изменений, происходящих в организме, и существенно влияют на работу всех физиологических систем организма. Стабильная работоспособность и внимание во многом помогают студентам эффективно овладевать знаниями [1,2,8].

При характеристике свойств нервных процессов определенное значение имеет функциональная подвижность, отражающая динамику корковых процессов, скорость переработки информации и эффективность интегративной деятельности мозга. Функциональная подвижность нервных процессов характеризует для конкретного индивида уровень выполнения работы (продуктивность), предусматривающий не только положительную реакцию на предъявляемый стимул, но и быструю поочередную смену возбудительного и тормозного процессов. Данное свойство не противоречит понятию лабильности, хотя и отличается от нее, поскольку представляет собой скоростную реакцию работающей функциональной системы, а не конкретного нервного субстрата, отражает способность нервной системы к выполнению в единицу времени определенного количества рабочих циклов при действии положительных и тормозных сигналов [4,5]. Этот показатель имеет прямое отношение к условно-рефлекторной, поведенческой деятельности, определяет такую интегральную характеристику мозга, как скорость центральной обработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения, что является одним из основных факторов успешности практически любой деятельности. Функциональная подвижность нервной системы может быть тесно связана с когнитивной ригидностью, то есть способностью быстро или медленно реагировать на изменение условий заданий и ситуаций [9]. Сенсорные системы организма подвергаются значительной нагрузке в образовательном процессе. Особые требования предъявляются к зрительной сенсорной системе, вследствие широкого использования в обучении компьютерных и видеодисплейных технологий [7]. С нервно-психическим развитием тесно связано развитие и состояние моторики, в связи с чем интенсивное функционирование двигательного анализатора создает предпосылки для активной деятельности ЦНС [3,5].

Цель исследования – выявить особенности функционального состояния нейродинамических процессов при реализации сложной зрительно моторной реакции у студентов с различным типом образования условных рефлексов (по данным теппинг-теста).

Объект и методики исследования

СЗМР позволяет определить скорость реакции выбора на свето-цветовые раздражители – латентное время от момента подачи цветового раздражителя до нажатия кнопки (право выбора). Предъявлялось три серии раздражителей, отличающихся по значению, на III этапе один из трех предъявляемых сигналов должен быть проигнорирован (СЗМР-3). Скорость реакции выбора используется в качестве количественной оценки динамики нервных процессов возбуждения и торможения, их баланса, а также оценки степени утомляемости. Оценка проводилась по среднему времени реакции (СВР, мс) и ошибке реагирования (пропуск, преждевременное нажатие, неправильная реакция). Качественная оценка продуктивности работы согласно инструкции проводилась по 4-балльной шкале: очень высокая (СВР менее 428 мс), высокая (СВР в интервале 429–562 мс), средняя (СВР в интервале 563–672 мс) и низкая (СВР более 673 мс).

Теппинг-тест, основанный на движении кисти, в которой находится щуп, опускающийся на ограниченную по площади платформу в течение 30 с, показатели темпа фиксируются каждые 5 с, и по шести показателям (получаемым результатам) строится кривая работоспособности испытуемого. Анализ результатов проводился согласно методике Е. Н. Ильина [6]. Выпуклый (или сильный) тип характеризуется нарастающим темпом до максимального в первые 10–15 с работы. Ровный (или стабильный) тип удерживает максимальный темп примерно на одном уровне в течение всего времени работы и характеризует силу нервных процессов испытуемого как среднюю. Вогнутый (или среднесильный) тип имеет следующую временную динамику: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Промежуточный (или среднеслабый) тип кривой характеризуется снижающимся темпом работоспособности после первых 10–15 с. Нисходящий (или слабый) тип – максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы.

Исследования проведены в соответствии с юридическими и этическими принципами медико-биологических исследований у человека (заключение локального этического комитета КрасГМУ, протокол № 40 от 04.05.2012). Полученные материалы обработаны методами вариационной статистики с расчетом медианы и квартилей (25 и 75) с помощью программы Statistica 6.0, различия между группами оценивали по U-тесту Mann – Whitney.

Результаты исследований и их обсуждение

Основным критерием силы нервных процессов принято считать работоспособность ЦНС, выражающуюся в способности выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или действие очень сильного раздражителя, которые не переходят в состояние запредельного торможения. Использование СЗМР-3 в качестве характеристики силы (выносливости) и лабильности (подвижности) нервных процессов в результате смены цветового сигнального значения позволило выявить особенности протекания нервных процессов и оценить скорость выполнения рефлекторных реакций.

Согласно полученным данным, большинство студентов имеют сильные или средние по силе нервные процессы, лишь каждый десятый может быть отнесен к слабому типу ВНД, при этом частота встречаемости отдельных типов не имеет значимых половых отличий (рис.1), что послужило основанием для объединения их в одну выборку и последующего анализа результатов СЗМР-3. В качестве классификационного признака обследованных студентов стал тип кривых теппинг-теста.


Рис. 1. Распределение студентов-психологов с различной силой нервных процессов (результаты теппинг-теста доминантной руки)

Показатели сложной зрительно-моторной реакции у студентов-психологов с различным типом теппинг-теста (медиана; квартили 25 и 75)


  • Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом;
  • Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека;
  • Как определить свой тип нервной системы самостоятельно.

Человек управляет эмоциями, или эмоции управляют человеком? Конкретного ответа на этот вопрос не может дать даже современная наука. Ближе всего к разгадке этой тайны подобрались ученые-нейрофизиологи, которые связали типы нервной системы человека с чертами характера личности. Сегодня рассмотрим разновидности нервных систем, а также то, как они влияют на нашу жизнь и характер в целом.

Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом

Как и большинство научных открытий в области нейрофизиологии, учение о типах нервной системы основал И.П. Павлов еще в 1927 году. Сегодня под этим понятием подразумевают совокупность всех врожденных и приобретенных в течение жизни уникальных свойств нервной системы человека, которые являются основной причиной различия в поведенческих реакциях при влиянии одних и тех же раздражителей окружающего мира.

Абсолютно все процессы нашей нервной системы заключаются в двух механизмах: возбуждение и торможение. Они в свою очередь имеют свои свойства, которые и определяют тип нервной системы:

  • Сила.
  • Уравновешенность.
  • Подвижность.

На основе этих показателей и уровня их проявления у конкретного человека, выделили четыре типа нервной системы, каждому с которых соответствует определенный тип темперамента.

Первый из них – неуравновешенный сильный тип, ему соответствует холерический тип темперамента. У людей с данным типом наблюдается быстрое реагирование возбуждающих условных рефлексов, тогда как тормозные механизмы формируются с трудом, нередко со значительным подключением волевого компонента. При нарушении нормального функционирования вегетативных функций, их восстановление происходит довольно долго и часто парциально.


Следующая разновидность – сильный уравновешенный инертный тип, которому соответствует флегматичный тип темперамента. Обычно, положительные тормозные условные рефлексы у таких людей формируются в течение длительного периода, но после завершения этого процесса, они становятся устойчивыми и почти неизменными. Процессы восстановления и приспособления вегетативных функций протекают так же медленно.

Третий тип – сильный подвижный уравновешенный, соответствует сангвиническому типу темперамента. Особыми отличиями нервной системы таких людей является способность быстро подстраивать положительные и отрицательные условные рефлексы к разновидности внешнего раздражителя. Кроме того, им свойственно быстрое полное восстановление вегетативных функций сразу после устранения действия раздражителя.

И наконец последний – слабый тип, которому соответствует меланхолический тип темперамента. У людей с этим видом нервной системы, наблюдаются слабые возбуждающие и тормозные механизмы. С большим трудом образуются условные рефлексы и даже имеющиеся могут тормозиться. Вегетативные процессы после нарушения полностью не восстанавливаются, протекают вяло и легко травмируются.

Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека

В классическом понимании характер, как компонент психики человека, – это совокупность специфичных индивидуальных особенностей нервной системы, соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, а также особенностей окружающей среды, в которой формируется личность. Поэтому тип нервной системы является своеобразным базисом для дальнейшего формирования характерологических черт индивидуума. Иногда человек физиологически запрограммирован медленнее мыслить или быть вспыльчивым. Но важно понимать, что любым характеристикам можно найти применение, или пустить их в более мирное русло.


Как ни странно, тип нервной системы влияет не только на характер, но и на склонность к определенным способностям личности. В основе этого явления лежит взаимодействие и соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, формируя три основных типа:

  • Художественный тип. Благодаря преобладанию деятельности первой сигнальной системы, у людей такого типа хорошо развито эмоционально-образное мышление, что способствует развитию художественных способностей и творческого потенциала.
  • Мыслительный тип, при котором вторая сигнальная система преобладает над первой и характеризуется доминантой абстрактного мышления. Владельцы такого типа обычно имеют развитые математические способности.
  • Смешанный тип – это когда у человека нет яркого доминирования какой-либо из сигнальных систем.

Вот почему важно развивать те способности, которые заложены природой. Не может человек с художественным типом стать математиком, а если и получится это сделать, то вряд ли это принесет ему чувство удовлетворенности жизнью.

Как определить свой тип нервной системы самостоятельно

Для определения типа нервной системы существует множество онлайн-тестов и опросников, но не все они одинаково точны. Я проверила на себе некоторые из них и как результат – вот моя личная тройка лидеров:

1. Опросник Стреляу – точный онлайн-тест, который позволяет определить уровень процессов возбуждения и торможения, а также общий уровень уравновешенности. Единственным его недостатком является довольно большое количество вопросов, поэтому прохождение может занять у вас некоторое время.

2. Теппинг-тест – позволяет определить свойства нервной системы через проверку психомоторных навыков. Обычно, для проведения этого теста нужна помощь еще одного человека, но есть и онлайн-версии.

3. Тест на определение типа темперамента. Так как существует прямая взаимосвязь типа темперамента и типа нервной системы, можно воспользоваться любыми тестами на определение темперамента .

Вы можете найти и другие способы, но определить тип нервной системы абсолютно точно и наиболее развернуто может только квалифицированный специалист.

Важно понимать, что от типа нервной системы зависит большинство наших поведенческих реакций, поэтому постарайтесь принимать себя и окружающих такими, какими их создала природа.









ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

Целью наших исследований явилось изучение взаимозависимости успеваемости студентов разных курсов с характеристиками их нервных процессов.

Материалы и методы исследования. Исследования были проведены на биологическом факультете Дагестанского государственного университета. В исследованиях приняли участие студенты 1 и 4 курсов очного отделения, всего около 30 человек.

Изучали типы высшей нервной деятельности, умственную работоспособность, память, внимание, мышление и их влияние на успеваемость студентов. Умственную работоспособность определяли по таблицам Анфимова, типы темперамента — по тесту И.П. Павлова.

Результаты исследования представлены в табл.1-6, рис. 1-4.

Проведенное тестирование показало (табл. 1), что среди студентов - первокурсников преобладают студенты с сильным уравновешенным, подвижным типом нервных процессов (52%). На втором месте по численности располагаются студенты с сильным уравновешенным инертным типом (27%). На долю холериков с сильным неуравновешенным подвижным типом приходится 16% первокурсников. Меньше всего среди студентов 1го курса меланхоликов (6%). На четвертом курсе также как и на первом оказалось больше всего студентов сангвиников-экстравертов (54%) и меньше всего меланхоликов-интровертов (3%). По сравнению с первым курсом изменилось соотношение холериков (на их долю приходится 31% старшекурсников) и флегматиков (12%).

Таблица 1.

Типы ВНД среди студентов 1 и 4 курсов

Сильный, уравновешенный, подвижный

Сильный, уравновешенный, инертный

Сильный, неуравновешенный, безудержный

Сильный, уравновешенный подвижный

Сильный, уравновешенный инертный

Сильный, неуравновешенный, безудержный

Таким образом, нервная система большинства исследованных студентов способна длительно выдерживать, не обнаруживая запредельное торможение интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки. На 4 курсе увеличивается процент студентов с неуравновешенным типом нервной системы, которая неодинаково неактивно реагирует на возбудительные и тормозные влияния.

Для характеристики особенностей ВНД студентов была взята сила нервных процессов, которая и обуславливает, в первую очередь, способность человека к длительной и напряженной умственной деятельности. Силу нервных процессов определяли с помощью теппинг-теста, в котором работоспособность корковых клеток оценивается на основании работоспособности мышц кисти руки. На рис. 2 представлены результаты изучения динамики силы нервных процессов у студентов 1 и 4 курсов. Анализ полученных результатов показал, что большинство обследованных студентов - первокурсников (55%) имеют средне-слабую и слабую нервную систему. На четвертом курсе количество студентов со средне-слабой нервной системой -53%, имеющих сильные нервные процессы и процессы средней силы около 20%, слабой - 7%.

Рис. 1. Соотношение типов темперамента у студентов 1-го и 4-го курсов (%)

1 - Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервных процессов (сангвиник)

2 - Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

3 - Сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик)

4 - Слабый (меланхолик)

Рис. 2. Сила нервных процессов у студентов 1 и 4 курсов, %

В табл. 2 представлены результаты изучения умственной работоспособности у студентов. Расчет коэффициентов точности выполнения заданий и умственной продуктивности у студентов-первокурсников показал, что они находятся в пределах средних для данного возраста значений.

Таблица 2.

Коэффициенты (усл. ед.)

Коэффициенты точности выполнения задания (А) и умственной продуктивности (Р) у студентов

Наиболее высокие показатели умственной работоспособности были получены у студентов четвертого курса, что подтверждается самыми высокими показателями точности выполнения заданий. Они делают в заданиях меньше ошибок и выполняют его с большей точностью и умственная продуктивность у них гораздо выше.

Изучение особенностей адаптации студентов и продуктивности их умственной работы показало, что они тесно взаимосвязаны. Самая низкая умственная работоспособность была у студентов-первокурсников, особенно в начале обучения в ВУЗе. У них же выявлены напряжение процессов адаптации, высокая тревожность и низкие адаптационные потенциалы. Анализ успеваемости студентов показал, что она находится в зависимости от того, к какой группе по уровню соматического здоровья и степени адаптации они относятся. У студентов с уровнем физического здоровья ниже среднего и напряжением процессов адаптации успеваемость в среднем оказалась ниже на 11,1% (в расчете на средний балл). Наибольшее количество среднего балла - у студентов с удовлетворительной адаптацией.

В наших исследованиях мы изучали состояние разных видов памяти (образная, память на числа, объем запоминаемой информации), внимания и мышления у студентов 1 и 4 курсов. Результаты представлены в таб. 3-4 и рис.3,4

Исходя из полученных данных, на 4 курсе преобладает число студентов с хорошим развитием образной памяти и памяти на числа, тогда как объем запоминаемой информации одинаково плохо развит на обоих курсах с небольшим преобладанием на 1 курсе.

Таблица 3.

Состояние памяти у студентов разных курсов, %

Память на числа

Рис. 3 Выраженность различных видов памяти на 1 и 4 курсах

При рассмотрении выраженности внимания и памяти на разных курсах было отмечено преобладание числа студентов с хорошим вниманием на 4 курсе, тогда как мыслительные процессы лучше выражены у студентов 1 курса. (таб. 4, рис.4)

Таблица 4.

Состояние внимания и мышления у студентов разных курсов

Рис. 4 Выраженность внимания и мышления на 1 и 4 курсах

Таблица 5.

Соотношение ВНД и успеваемости у студентов 1 курса

Таблица 6.

Соотношение ВНД и успеваемости у студентов 4 курса

Сопоставление среднегрупповых показателей успеваемости показывает у меланхоликов самую низкую успеваемость по 7-ми основным предметам из 10, по которым данные успеваемости были полными для всех испытуемых. Средняя оценка, рассчитанная по всем аттестованным предметам, количество которых могло колебаться в небольших пределах, также оказалась наименьшей у меланхоликов по сравнению с подгруппой сангвиников и холериков.

Таким образом, наиболее низкая успеваемость наблюдается у студентов 1 курса со слабым и сильным, уравновешенным инертным типом нервной системы. Плохая успеваемость меланхоликов коррелирует с низкими показателями памяти, мышления и внимания, тогда как у флегматиков отмечается не столь однообразное соотношение этих процессов: плохая память, низкий уровень мышления и хороший показатель внимания.

Низкие показатели успеваемости и когнитивных процессов у меланхоликов можно объяснить неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большей чувствительностью, даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Подобное соотношения процессов ВНД и успеваемости В.М. Кирсанов (2011) связывает с наибольшим уровнем энергетического обмена головного мозга в сочетании с правосторонней асимметрией активности мозга.

Сходные показатели успеваемости и процессов ВНД отмечены у холериков и сангвиников: их хорошая успеваемость сочетается с хорошими показателями памяти и внимания и отличным мышлением. В этих группах В.М. Кирсанов (2011) отмечает низкий энергообмен головного мозга и праволатеральнюю асимметрию.

При рассмотрении этих показателей на 4м курсе значимых отличий по сравнению с 1 курсом не отмечается, лишь в группе меланхоликов наблюдается хорошая успеваемость в сочетании с хорошей памятью, низким уровнем внимания и отличным мышлением. Полученные результаты, позволяют сделать вывод, что успеваемость студентов находится в определенной зависимости от качественных и количественных параметров физиологических показателей, типов ВНД и когнитивных функций.

ЛИТЕРАТУРА

Бугова Г.В. Интеллектуальная продуктивность как показатель психофизиологической адаптации студентов к процессу обучения / Г.В.Бугова // Известия Уральского государственного университета. — 2006.- №45. — С. 209-213.

Лурия А.Р. Название: Лекции по общей психологии. – СПб: Издательство: Питер, 2006 – 240с.

Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования.– М.: Владос, 1995.– 496 с.

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособ. для высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. - 232 с.

Федько О. Механизмы вдосконалення пам'яті, уваги і мислення старшеклассников // Психолог, № 26-27, липень, 2005. – С. 3–64.

Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека. – М., 2005. – 172 с.


Нервная система, совместно с эндокринной, осуществляет контроль над всеми процессами в организме как простыми, так и сложными. Она состоит из головного мозга, спинного и периферических нервных волокон.

Классификация НС

Нервная система делится на: центральную и периферическую.

ЦНС — главная часть, к ней относятся спинной и головной мозг. Оба эти органа надёжно защищены черепом и позвоночником. ПНС — это нервы, отвечающие за движение и сенсорные. Она обеспечивает взаимодействие человека со средой обитания. С помощью ПНС организм принимает сигналы и реагирует на них.


ПНС бывает двух видов:

  • Соматическая — чувствительные и двигательные нервные волокна. Отвечает за координацию движения, человек осознанно может управлять своим телом.
  • Вегетативная — делится на симпатическую и парасимпатическую. Первая даёт ответную реакцию на опасность и стресс. Вторая — отвечает за покой, нормализацию работы органов (пищеварительных, мочевыводящих).

Несмотря на свои отличия, обе системы взаимосвязаны, и не могут работать автономно.

Свойства нервных процессов

На классификацию типов ВНД влияют свойства нервных процессов, к ним относятся:

  • уравновешенность — одинаковое протекание в ЦНС процессов, таких как возбуждение и торможение;
  • подвижность — быстрая смена одного процесса на другой;
  • сила — способность правильно реагировать на раздражитель любой силы.

Что такое сигнальные системы

Сигнальная система — набор рефлексов, которые связывают организм с окружающей средой. Именно они служат ступенью при формировании высшей нервной деятельности.

Выделяется две сигнальные системы:

  1. рефлексы на конкретные раздражители — свет, звук (есть у животных и человека);
  2. система речи — развилась у человека в процессе трудовой деятельности.


Эволюция ЦНС

Эволюция функций клеток ЦНС происходила в несколько стадий:

  • усовершенствование отдельных клеток;
  • формирование новых свойств, способных взаимодействовать с окружающей средой.

Основными этапами филогенеза, которые прошла нервная система, являются:

  1. Диффузный тип — один из древнейших, он встречается у таких организмов, как кишечнополостные (медузы). Представляет собой вид сети, которая состоит из скоплений нейронов (биполярные и мультиполярные). Несмотря на простоту, нервные сплетения, реагируя на раздражения, дают реакцию по всему телу. Скорость, с которой распространяется возбуждение по волокнам, низкая.
  2. В процессе эволюции выделился стволовой тип — ряд клеток собрались в стволы, но диффузные сплетения также остались. Он представлен у группы первичноротых (плоские черви).
  3. Дальнейшее развитие привело к появлению узлового типа — часть клеток ЦНС собраны в узлы с возможностью передачи возбуждения от одного узла к другому. Совершенствование клеток и развитие аппаратов рецепции происходило параллельно. Нервные импульсы, возникающие в каком-либо участке тела, не распространяются по всему телу, а только в пределах сегмента. Представителями этого типа являются беспозвоночные: моллюски, членистоногие, насекомые.
  4. Трубчатый — высший, характерен для хордовых. Появляются многосинаптические связи, что приводит к качественно новым взаимоотношениям организма со средой. К этому типу относятся позвоночные: животные, разные по внешнему виду и имеющие различный образ жизни, и человек. Они имеют нервную систему в виде трубки, которая заканчивается головным мозгом.

Разновидности

Учёный Павлов многие годы проводил лабораторные исследования, изучая рефлексы собак. Он сделал вывод, что у человека в основном тип нервной системы зависит от врождённых особенностей. Именно нервная система, её свойства, физиологически действуют на формирование темперамента.

Однако современные учёные утверждают, что на это влияют не только наследственные факторы, но также уровень воспитания, обучения и социальное окружение.

Благодаря всем исследованиям, выделены следующие типы нервной системы, в зависимости от протекания процессов возбуждения, торможения и нахождения в равновесии:

  1. Сильный, неуравновешенный — холерик. У этого типа преобладает возбуждение нервной системы над торможением. Холерики очень энергичны, но они эмоциональны, вспыльчивы, агрессивны, честолюбивы и имеют недостаточное самообладание.
  2. Сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник. Люди этого типа характеризуются, как живые, активные, легко приспосабливаются к разным условиям жизни, имеют высокую сопротивляемость к жизненным трудностям. Они лидеры, и уверенно идут к своей цели.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный — флегматик. Он является противоположностью сангвиника. Его реакция на всё происходящее спокойная, он не склонен к бурным эмоциям, уверен, обладает большой сопротивляемостью к проблемам.
  4. Слабый — меланхолик. Меланхолик не способен противостоять любым раздражителям, вне зависимости положительные они или отрицательные. Характерные признаки: заторможенность, пассивность, трусливость, плаксивость. При сильном раздражителе возможно нарушение поведения. У меланхолика всегда плохое настроение.

Интересно: психопатические расстройства чаще встречаются у людей с сильным неуравновешенным и слабым типом ВНД.

Как определить темперамент человека

Определить какого типа нервная система у человека непросто, так как на это влияет кора больших полушарий, подкорковые образования, уровень развития сигнальных систем и интеллект.


У животных на тип НС в большей степени влияет биологическая среда. К примеру, щенки, взятые из одного помёта, но выращенные в разных условиях, могут обладать разным темпераментом.

Исследуя ЦНС и психологию человека, Павлов разработал опросник (тест), пройдя который, можно определить свою принадлежность к одному из типов ВНД, при условии правдивости ответов.

Нервная система осуществляет контроль над деятельностью всех органов. Её тип влияет на характер и поведение человека. Люди, имеющие общий тип, схожи по своим реакциям на определенные жизненные ситуации.

Изучение двигательных способностей в связи с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы имеет значение для прогнозирования успешности в трудовой деятельности человека. Оно широко применяется в физиологии труда, входит в комплекс показателей психомоторной организации человека, используемый для проведения профотбора [4].

Влияние значительной нагрузки во время учебного процесса и психоэмоциональных факторов, связанных с подготовкой к экзамену и его сдачей, могут негативно сказаться на функциональном состоянии нервной системы, обостритьпроцессы адаптации к стрессовой ситуации, тем самым привести к снижению уровня выполнения работы во время сдачи экзамена и негативно сказаться на его результате.

С нервно-психическим состоянием тесно связано и состояние моторики, в связи с чем, интенсивное функционирование двигательного анализатора создает предпосылки для активной деятельности ЦНС.Максимальные скоростные показатели человека в физиологии принято понимать, как способность совершать различного рода действия в минимальный промежуток времени. Согласно данным литературы максимальный темп движений, изменяясь при утомлении, торможении, возбуждении нервной системы, может служить индикатором функционального состояния человека [3].

Функциональная подвижность нервной системы характеризуется также возможностью экстренного переключения действий и быстрой сменой возбудительного и тормозного процессов.

Качественное выполнение учебной нагрузки учащимися во многом зависит от индивидуальных особенностей. В этой связи становится актуальным изучение психофизиологических реакций для успешной реализации студентами учебной деятельности. Применяемые в исследованиях методы должны быть доступны, информативны и достоверны [1]. Одной из таких методик является теппинг-тест.

Целью исследования явилась сравнительная оценка психофизиологических показателей студентов лечебного и педиатрического факультетов на основании результатов теппинг-теста.

Методика исследования: теппинг-тест для определения коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям по методике Е.П. Ильина [2].

Полученные в результате обработки данных варианты динамики максимального темпа движения рук по Е.П. Ильину условно разделены на пять типов:

  1. Сильный тип нервной системыхарактеризуется нарастанием темпа движений руки до максимального уровня в первые 5-15 с. рабочей деятельности; следующие 25-30 секунд наблюдается снижение работоспособности, наблюдавшейся в первые 5-15 секунд работы).
  2. Нервная система средней силы: максимальный темп удерживается преимущественно на одном уровне в течение всего периода работы.
  3. Слабая нервная система: снижение темпа движений происходит со второго 5-секундного отрезка и далее остается на сниженном уровне до конца работы.
  4. Средне-слабая нервная система: темп работы снижается после 10-15 секунды. Расценивается как промежуточный тип между средней и слабой нервной системой.
  5. Средне-сильная нервная система: начальное снижение максимального темпа движения сменяется кратковременным возрастанием работоспособности, вследствие возможной кратковременной мобилизации,до исходного уровня.

Тест проводился непосредственно перед сдачей экзамена у 403 студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов. Из них 195 девушек и 208 юношей; 287 человек – студенты лечебного факультета,116 – студенты педиатрического факультета, среди них 72 девушки и 44 юноши.Средний возраст студентов 21±1,8 лет.

Результаты исследований. Среди обследованных студентов двух факультетов большинство имеют средне-сильную нервную систему – 44,41% (179 человек). При этом показатель на лечебном факультете составил 69,27% - 124 человека: 56 девушек и 68 юношей; на педиатрическом 30,73% (55 человек: 24 девушки и 31 юноша).

Доля лиц со средне-слабой устойчивой нервной системой составила 30,02% (121 человек). Среди них студенты лечебного факультета составили72,72% - 88 человек: 52 девушки и 36 юношей; студенты педиатрического факультета 27,27% - 33 человека: 16 девушек и 17 юношей.

Несмотря на то, что довольно высокий процент обучающихся имеет средне-слабую нервную систему, достаточно высок показатель лиц с сильной и средне-сильной устойчивой нервной системой.

Сильной нервной системой обладают 27 человек (6,7%). Доля студентов лечебного факультета здесь немного ниже (44,4% - 12 человек: 8 юношей и 4 девушки), чем педиатрического (55,6% - 15 человек: 10 девушек и 5 юношей).

Средне-сильная устойчивость нервной системы была выявлена у 63 человек (15,6%). Среди них 26 студентов лечебного и 37 студентов педиатрического факультета (41,26% и 58,74% соответственно).

Слабая, неустойчивая нервная система обнаружилась у 3,2% от общего числа исследуемых студентов, среди них 53,8% обучаются на педиатрическом факультете (3 юноши и 4 девушки) и 46,2% на лечебном (2 юноши и 4 девушки).

Таким образом, большинство студентов лечебного и педиатрического факультетов обладают сильным и средне-сильным типами нервной системы, причем у студентов педиатров этот показатель выше. Интересно отметить, что среди студентов педиатрического факультета с указанными типами нервной системы преобладают девушки, а среди студентов лечебного факультета юноши.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.