Тип высшей нервной деятельности воспитателя

Рекомендации по воспитанию детей с разными типами нервной системы

Если понаблюдать за играющими детьми одного возраста, можно заметить, что в одной и той же ситуации все они ведут себя совершенно по-разному. Один весел, другой безо всякой причины хнычет, один стремиться играть с другими детьми, другой предпочитает одиночество и так далее. Малыш появляется на свет с определенными биологическими свойствами, которые передаются по наследству от родителей или других родственников. К врожденным свойствам личности, прежде всего, относят тип высшей нервной деятельности – темперамент.

Темперамент - сочетание таких особенностей нервной системы, как сила (или слабость), подвижность (или малая подвижность), уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов. От того, как сочетаются эти характеристики, зависят некоторые особенности поведения детей (поведения, а не характера!).

Существует 4 основных типа высшей нервной деятельности, хотя большинство людей относится не к основным, а к промежуточным типам - всего их 24. Поэтому советуем внимательно изучить все типы - возможно в каждом описании Вы увидите знакомые черты своего малыша и найдете полезный совет.

Психологические особенности детей с разным типом нервной системы

  1. Дети холерического темперамента:

Ребенок возбудимого типа - холерик - имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребенка холерика носят ярко выраженный характер. Он не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость.

Ребенок стремится воздействовать на то, что видит. Он хочет переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководить ими, пытаются даже руководить взрослыми.

Рекомендации по воспитанию:

- Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции (игры с командами, где он будет подчиняться).

- Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать.

- Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.

- Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.

- В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.

- Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.

- С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка.

- Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и так далее) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.

- Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости.

- Необходимо строго соблюдать режим дня.

Холерика важно воспитывать добрым, заботливым.

  1. Дети сангвинического темперамента:

Ребенок спокойного типа - сангвиник - имеет сильную, подвижную, уравновешенную нервную систему. Внешне дети сангвиники похожи на детей холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. Но есть одно отличие - у ребенка сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам.

Малыш быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот. Особенность сангвиников - их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.

Рекомендации по воспитанию:

- Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.

- Учить быть ответственным за свои обещания.

- Научить дорожить дружбой.

- Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки).

- Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое).

- Целесообразно давать выход их энергии, стимулировать раскрытие потенциала и способностей в общественно полезном труде.

- Оказывать помощь в форме дружеских советов.

Целесообразно использовать его лидерские качества.

  1. Дети флегматического темперамента:

Ребенок флегматик - имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Малая подвижность нервных процессов накладывает отпечаток на все поведение ребенка. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза (иногда значительная), прежде чем начать деятельность - период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к деятельности, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом.

Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны - это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные - вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Рекомендации по воспитанию:

- Помочь преодолеть их некоторую леность.

- Развивать большую подвижность и общительность.

- Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.

- Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

- Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка.

- Следует чаще хвалить детей за их быстрые действия.

- Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его.

- Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.

- Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Флегматика необходимо на жизненных примерах знакомить с разными видами чувств и эмоций, учить правильно проявлять их в соответствующих ситуациях: сочувствовать, радоваться.

  1. Дети меланхолического темперамента

Дети со слабой нервной системой - меланхолики - отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступающее утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.

Рекомендации по воспитанию:

- Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.

- Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.

- Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.

- Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.

- Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки.

- Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо.

- Ребёнку полезно заниматься спортом. Необходимо разнообразить жизнь ребёнка.

- Надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми.

- Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Меланхолика необходимо с детства учить планировать свою деятельность, разумно распределять свое время, иначе возможно нервное или физическое перенапряжение, хроническая усталость, формирование отвращения к труду, апатия.


Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendatsii_uchet_vnd.docx 28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей:

\ Высшая нервная деятельность ребенка (далее – ВНД) имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. В основу классификации типов ВНД по И.П.Павлову были положены свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. Сила нервной системы определяет ее работоспособность. Она проявляется, прежде всего, в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать длительные или кратковременные, но сильные возбуждения. Уравновешенность нервных процессов – это баланс между процессами возбуждения и торможения, а их подвижность – скорость смены возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности изменять поведение в зависимости от условий, быстро переходить от пассивного состояния к активному или наоборот. Противоположным подвижности качеством является инертность нервных процессов. Нервная система инертнее тогда, когда требуется больше времени и усилий для перехода от одного процесса к другому.

Игнорирование свойств темперамента зачастую приводит к развитию отрицательных черт у детей, например, у сангвиника – разбросанности интересов; у холерика – несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика – безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика – застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

Чтобы было понятно, о чем идёт речь, приведу несколько примеров из практики работы воспитателей детских садов:

Действия воспитателя / Поведение ребенка: воспитатель организовала подвижные игры для детей. Один ребенок не желает в них играть. Он вообще предпочитает тихие игры. После нескольких неудачных попыток, вовлечь ребенка в игру, его оставили сидеть на ковре с понравившейся игрушкой в руках. Воспитатель не обращает больше внимания на сидящего в стороне ребенка, т.к. занимается с остальными детьми. Воспитатель рассказала, что этот малыш не любит шумных, активных игр, ребенок нерасторопный: медленнее других раздевается-одевается, кушает, моет руки.

ВНД: сильный, уравновешенный, инертный, медлительный тип – флегматик.

Возрастная особенность: очень спокойные дети. Переключение с одного вида деятельности на другой происходит несколько затруднительно. Засыпает он быстро, проснувшись, не вскакивает с постели, а спокойно лежит некоторое время. Малыш не любит шума и беготни, которые так часто устраивают маленькие дети. Вместо этого он предпочитает спокойные игры и порядок. Замечено, что уже с раннего детства он аккуратно складывает игрушки и одежду. Может с некоторым нежеланием идти в детский сад, т.к. понимает, что там нужно уметь быстро выполнять требования и задания воспитателей, с чем у маленького флегматика могут возникнуть трудности.

Анализ ситуации: воспитатель не сердится на ребенка за отказ поучаствовать в подвижных играх, организованных взрослым; не делает ребенку отрицательных замечаний; старается не акцентировать на данной ситуации своего внимания. Это правильная позиция, т.к. можно нечаянно навредить ребенку, снизить его самооценку, расстроить. Одной из отличительных черт типов ВНД ребенка является пластичность, способность приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Поэтому детей-флегматиков все же нужно стараться вовлекать в игры, требующие движения, проявления сноровки, ловкости, быстроты реакции. Так же необходимо подбадривать ребенка за хорошо выполненные движения, за активность и смелость, создавать ситуацию успеха, чтобы повысить самооценку, веру в собственные возможности. Оставлять малыша наедине с любимой игрушкой было неправильным решением.

Действия воспитателя / Поведение ребенка: воспитатель собирает детей на прогулку. Перед этим она сказала детям убирать игрушки и идти в раздевалку. Один ребенок продолжал играть с игрушкой, не обращая ни какого внимания на других детей и воспитателя. Педагог несколько раз позвала этого ребенка по имени и повторила свои указания: убрать игрушки и идти в раздевалку. Малыш не обращает внимание. Тогда воспитатель забрала игрушку из рук ребенка, убрала сама ее на место и за руку повела ребенка в раздевалку, отчитывая его за то, что он опять самый последний оденется, что дети уже надевают колготки, а он даже ее не слышит. Речь воспитателя была громкой, быстрой, с нотками негатива. Малыш заплакал, пытался вернуться за игрушкой, отказывался идти в раздевалку.

ВНД: сильный, уравновешенный, инертный, медлительный тип – флегматик.

Возрастная особенность: дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Переключение с одного вида деятельности на другой происходит несколько затруднительно. Малыш может с некоторым нежеланием идти в детский сад, т.к. понимает, что там нужно уметь быстро выполнять требования и задания воспитателей, с чем у маленького флегматика могут возникнуть трудности. При оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности следует опираться на такие присущие ему качества, как уравновешенность, терпимость, самообладание, старательность, аккуратность.

Анализ ситуации: воспитатель торопила ребенка, сердилась на него за игнорирование указаний, убрала игрушку на полку сама, за ребенка. Это недопустимое поведение воспитателя с детьми данного типа нервной деятельности. Одной из особенностей данного типа ВНД является преобладание процессов торможения. Поэтому, этому ребенку требуется больше времени и усилий для перехода от одного вида деятельности к другому. Лишившись любимой игрушки, ребенок расплакался – это совершенно естественно для детей-флегматиков, т.к. дети могут привязываться к понравившимся игрушкам и неохотно с ними расставаться. Поторопив ребенка раздраженным голосом, воспитатель лишь ухудшила ситуацию, т.к. спешка тормозит инертного ребенка. Для переключения с одного вида деятельности на другую, таким детям требуется больше времени. Голос воспитателя должен был быть спокойным, ровным, нераздраженным. Нужно понимать, что медлительность – это свойство темперамента данного малыша, а не действие назло воспитателю. В данной ситуации нужно было в игровой форме, на фоне положительного эмоционального настроя, переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, более активный. Важно также было учесть тот факт, что данному ребенку тяжело привыкнуть к режиму детского сада, т.к. он посещает детский сад с большими перерывами и успевает отвыкнуть от распорядка дня в образовательной организации. Но, также есть и положительные моменты в этой ситуации – воспитатель перед началом нового вида деятельности дает детям установку, подготавливает их, учитывая возраст детей.

ВНД: слабый тип с пониженной возбудимостью – меланхолик.

Анализ ситуации: воспитатель следила за тем, чтобы все дети нашли себе игру по душе. Поэтому сидевший одиноко на скамейке ребенок привлек ее внимания, ведь он скучал. Она попыталась подружить его с компанией мальчишек, чтобы он поиграл и отвлекся от грустной мысли о маме. Конечно же, воспитатель действовала из лучших побуждений. Но педагог не учла его индивидуально-типологических особенностей: его застенчивость и робость, боязнь больших шумных и очень активных компаний ребят-сверстников. Вовлечь такого ребенка в игру оказалось не просто, вернее не удалось вовсе. Учитывая особенности этого ребенка (из наблюдений и бесед с родителями), для начала стоило помочь ему подружить с одним или несколькими ребятами. И желательно, чтобы они тоже были спокойные и дружные. Круг знакомств малыша следует расширять постепенно, чтобы не навредить ребенку, ведь его застенчивость может перерасти в замкнутость, тревожность, неуверенность в собственных силах, низкую самооценку.

Действия воспитателя / Поведение ребенка: воспитатель организовала игру: дети сидели на ковре вокруг воспитателя. Вдруг она достала из-за пазухи игрушку – серого пушистого котенка. Рассказала детям, что котенок плачет, потому что с ним ни кто не играет. После чего она начала уговаривать котенка не плакать, объясняла, что детки в группе очень дружные, погладят его, и он станет веселым. Воспитатель первая погладила котенка, затем стала давать пожалеть котенка самым застенчивым, робким детям. Дети с удовольствием жалели котенка. Затем воспитатель похвалила добрых ребят, и они станцевали задорный танец для котенка, чтобы он не грустил.

ВНД: слабый тип с пониженной возбудимостью – меланхолик.

Действия воспитателя / Поведение ребенка: три ребенка строили на полу башню из кубиков, один малыш пнул постройку ногой и побежал по группе, остальные, взяв с него пример, побежали за ним по кругу тоже. Бегали они 2-3 минуты и вроде бы никому не мешали, им было весело. Вдруг один из малышей подбежал к мирно игравшей в стороне девочке и отобрал у нее игрушку. Девочка заплакала, а малыш продолжил бег по кругу с ее игрушкой в руках. Воспитатель окрикнула малыша по имени и приказала ему быстро отдать игрушку девочке и вообще прекратить бег. Малыш бросил игрушку в сторону, на бегу толкнул в спину проходящего мимо мальчика и побежал дальше, как ни в чем не бывало. Мальчик упал и заплакал. Воспитатель прекратила веселую пробежку детей по группе, взяв за руку непослушного малыша. Стала его ругать за то, что он толкается и вообще обижает ребят. Малыш стал вырываться, попытался пнуть воспитателя ногой, ударил ее по руке. В ответ воспитатель посадила малыша на стул и приказала ему не вставать, сказав ему, что он наказан. Малыш в знак протеста громко заплакал и лег на пол возле стула на живот, закрыв лицо руками.

ВНД: подвижный тип, сильный, неуравновешенный – холерик.

Действия воспитателя / Поведение ребенка: малыш не мог определить, во что и с кем он хочет играть. Он сперва подошел к одному ребенку и забрал у него часть кубиков, затем ударил другого ребенка за то, что он не взял его в свою игру и не поделился игрушками. Воспитатель вовремя увидела эту ситуацию и предложила малышу помочь няне – подмести мусор в коридоре. Малыш с удовольствием пошел помогать няне. Он подмел пол, попытался собрать мусор на совок, сходил с няней в прачечную за чистыми полотенцами и помог их развесить в ванной комнате.

ВНД: подвижный тип, сильный, неуравновешенный – холерик.

Возрастная особенность: ребенок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. Такой малыш не всегда умеет сдержать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки, напористы. Воспитание такого ребенка должно быть направлено на выработку выдержки, умение обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.

Анализ ситуации: воспитатель заметила неудачи малыша в общении со сверстниками, начало агрессивного поведения. Чтобы успокоить малыша, предупредить развитие агрессии, воспитатель предложила ребенку в интересной игровой форме помочь няне в ее хозяйских делах. Дети-холерики любят активные игры, они очень эмоциональны и вспыльчивы. Важно направлять их активность в полезное русло, как в этом случае, в трудовую деятельность. Воспитатель нашла правильное решение в данной ситуации.

ВНД: сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник.

Возрастная особенность: характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребенок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, все делает довольно быстро, может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. При воспитании ребенка нужно поддерживать в нем такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребенка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребенок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.

Анализ ситуации: по началу, внимание девочки привлекли яркие, разноцветные пирамидки и она увлеченно принялась разбирать и собирать их. Но увидев более интересную игру ребят, захотела к ним присоединиться, бросив разобранную пирамиду. Воспитатель не обратила внимание на такое поведение ребенка – это может привести к формированию разбросанности интересов, не собранности. У таких маленьких непосед важно формировать усидчивость и терпение, устойчивые привязанности и интерес. Необходимо использовать различные педагогические приемы для удержания внимания и интереса ребенка на одном каком-то деле, чтобы выработать полезную привычку доводить начатое дело до конца. Собирать разбросанные игрушки за ребенком-сангвиником – плохая привычка.

Действия воспитателя / Поведение ребенка: несколько детей в группе продолжительное время бегали друг за другом, весело играли с мячом, ходили по ортопедической дорожке. Воспитатель дала возможность детям выплеснуть скопившуюся энергию, удовлетворить детскую потребность в движении. Далее воспитатель включила веселую музыку, и дети повторяли за ней танцевальные движения. Затем самых активных, подвижных детей воспитатель пригласила поиграть со строительным материалом. Дети с удовольствием вместе с воспитателем строили несложные постройки: башню и дом для зайчика.

ВНД: сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник.

Возрастная особенность: общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей и интересов. Нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом.

Анализ ситуации: воспитатель правильно распределила занятия и игры самых активных детей. Она организовала двигательную активность, а затем увлекла детей постройкой башни и домика для зайчика. Детей данного типа нервной системы (подвижные), важно увлечь интересным делом, требующим выработки усидчивости, терпения, сосредоточенности на сложной деятельности; в совместной деятельности формировать устойчивый интерес, привычку доводить начатое дело до конца. Воспитатель при этом должна быть рядом с детьми, поддерживать их в игре, требующей проявления терпения, спокойствия, выдержки.

Таким образом, тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде. Он определяет характер. В чистом виде какой-либо из темпераментов встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.

Но не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека.

Возможно рассмотренные выше реальные ситуации, помогут педагогам и родителям лучше понимать своих малышей и сформировать представление о важности учета индивидуальных особенностей детей в воспитательно-образовательной работе.

Среди вопросов физиологии ВНД человека особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса и разработки естественнонаучных теорий воспитания и обучения имеет учение о типах ВНД. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их ВНД являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей ВНД каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы, а также более точному прогнозированию ее результатов.

Нервная деятельность представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными свойствами.

В понятие "тип нервной системы" входят 3 свойства нервных процессов:

1. сила нервных процессов;

2. уравновешенность нервных процессов;

3. подвижность нервных процессов.

Сила нервных процессов - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. В основе - выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения).

Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

Подвижность нервных процессов - возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Типы высшей нервной деятельности (ВНД)

Типы высшей нервной деятельности (ВНД) -- совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного -- продукт взаимодействия генотипа и среды -- может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно врожденные механизмы высшей нервной деятельности. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы -- силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности -- позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам.

Т. ВНД сильный неуравновешенный -- характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах -- это холерический тип.

Т. ВНД уравновешенный инертный -- с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах -- это флегматический тип.

Т. ВНД сильный уравновешенный подвижный -- имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах -- это сангвинический тип.

Т.ВНД слабый -- характеризуется слабостью обоих нервных процессов -- возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов -- это меланхолический тип.

На основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем действительности, кроме четырех основных типов, выделены три частных (дополнительных) типа ВНД, характерных только для человека: художественный, мыслительный и средний (промежуточный).

Учение о типах ВНД имеет большое значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД. Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Задача учителя помочь детям с учетом их типологических особенностей ВНД и темперамента сформировать наиболее оптимальный индивидуальный стиль работы по приобретению глубоких и прочных знаний при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного напряжения и утомления.

Учителями могут стать люди с любым типом ВНД, но это будут учителя разного индивидуального стиля и почерка работы. Зная особенности своей нервной системы, учитель может сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

В работе описана высшая нервная деятельность, её типы. Воспитание типов. Нарушения у детей. Условия сохранения здоровья детей.

Выполнила: Бызова А. Ю.

Высшая нервная деятельность.

Типы высшей нервной деятельности.

Нарушения у детей.

Условия сохранения здоровья детей.

1.1 Высшая нервная деятельность



Слаженная деятельность организма человека, и ребенка в частности, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения.

Возбуждение - это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение - активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Несмотря на кажущуюся универсальность, высшая нервная деятельность ребенка имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Начнем с того, что взаимодействие организма с окружающей средой осуществляется с помощью безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. У детей условные рефлексы возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется также неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться
от нежелательных действий. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять в течение нескольких минут).

Еще одна особенность высшей нервной деятельности ребенка в том, что она обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают
от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность. Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.

В поведении детей также преобладают иррадиированые реакции. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой,
а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопаньем в ладоши. При выполнении какого-либо действия дети часто производит много лишних движений. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.

Особенность нервной деятельности ребенка состоит также и в том, что поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.

Кроме того, у детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.

Изучение типов высшей нервной деятельности у детей. Анализируя экспериментальные данные, полученные при 45-летнем изучении высшей нервной деятельности детей с помощью двигательной и секреторно-двигательной методик, Н. И. Красногорский (1953) предложил следующую классификацию типов высшей нервной деятельности детей. В ней учтены корково-подкорковые взаимодействия и взаимоотношения между корковыми сигнальными системами. Эта классификация в настоящее время является наиболее полной. В ней представлено четыре типа.

1.2.Типы высшей нервной деятельности



а) Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. Возбуждение и тор­можение легко сменяют друг друга, не оставляя последствий. Возможно образование тонких дифференцировок. Дети, принадлежащие к этому типу, отличаются хорошим Поведением, живым темпераментом и не представляют трудности для воспитания. Речевые рефлексы у них образуются быстро. Речь громкая, быстрая, отчетливая, с правильными ударениями и интонацией, уравновешенная, с богатым словарным запасом, иногда сопровождается сильной жестикуляцией и выразительной мимикой.

б) Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. Условные рефлексы у детей этого типа образуются быстро, прочно, и величина их большая. Условные рефлексы угасают быстро и хорошо восстанавливаются. Легко вырабатываются тормозные временные связи. Дети этого типа легко удовлетворяют требованиям внешней и социальной среды, имеют отличное поведение и успешно учатся в школе. Они быстро выучиваются говорить, писать и читать. Речь у них правильная, с достаточным словарным запасом, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. При трудных заданиях эти дети повышают свою активность и стараются выполнить их.

г) Слабый, пониженно возбудимый тип высшей нервной деятельности характеризуется сниженной возбудимостью коры и подкорки. Деятельность первой и второй сигнальных систем проходит на более низком, чем у детей других типов, уровне. Образование условных рефлексов происходит медленно, причем они неустойчивы и подвержены сильному торможению со стороны факторов окру­жающей обстановки. Дети не переносят сильных продолжительных раздражений, быстро утомляются и впадают в застойное тормозное состояние. Речь у детей этого типа слабая, тихая, словарный запас небольшой. У детей данного типа легко наступают расстройства нервной деятельности в форме невротических реакций или даже неврозов.

Недостатком всех классификаций высшей нервной деятельности детей является отсутствие единых критериев определенных типов. В каждой классификации авторы отражают те особенности нервной системы ребенка, которые они считают наиболее важными. Соотношение сигнальных систем устанавливается описательно, путем наблюдений, а не опытным путем.

1.3 Воспитание типов. Формирование и пластичность типов высшей нервной деятельности.

Типы нервной системы изменяются после рождения. Типы же высшей нервной деятельности детей формируются после рождения, когда их врожденные типы нервной системы подвергаются разнообразнейшим воздействиям окружающей среды, воспитанию. Они все время изменяются, и этот процесс длится всю жизнь. Он получил название пластичности типов высшей нервной деятельности.

Образ поведения школьника обусловлен не только прирожденными и приобретенными свойствами нервной системы, но и прежде всего социальными условиями. Поэтому, определяя тип высшей нервной деятельности и характер младшего школьника, надо учитывать не только врожденные особенности нервной системы, которые часто настолько маскируются, что пока до сих пор нет надежных способов их определения, но и все те влияния, которые испытал ребенок на своем жизненном пути.

1.4 Нарушения у детей

Нервная система ребенка, особенно младшего дошкольного возраста, очень ранима. Малышу свойственна общая неустойчивость, повышенная возбудимость, чувствительность и быстрая утомляемость.

Отсутствие правильного чередования сна и бодрствования, занятий и отдыха, недостаточное пребывание на свежем воздухе, напряженная обстановка в семье - все это зачастую является источником ранней детской нервности.

Причиной детской нервности является неправильное обращение с детьми. В одних случаях родители держат детей в чрезмерной строгости, очень требовательны к ним. Ребенок в таких семьях только и слышат окрики, запреты, если провинится, его наказывают, применяя даже физические наказания. В таких условиях его еще не окрепшая нервная система находится в постоянном напряжение, и ребенок становится раздражительным, упрямым или, наоборот, вялым. В других семьях, особенно если ребенок единственный, его постоянно ласкают, хвалят, выполняют все его желания. Заласканный и изнеженный ребенок также становится чувствительным, расслабленным, ни к чему не способным. Постоянные переходы от чрезмерной строгости к излишним ласкам и нежностям. Ребенок никогда не знает, что его ждет, он всегда в возбужденном состоянии. Раздражительность, капризы, неуравновешенное поведение появляются также в результате перегрузки ребенка впечатлениями, развлечениями, от сильного испуга, перенесенного заболевания.

1.5 Условия сохранения здоровья

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является охрана нервной системы ребенка от переутомления и перевозбуждения. Чтобы предупредить детскую нервность или, если она уже проявилась, устранить ее, необходима спокойная окружающая обстановка, ровное, внимательное отношение взрослых к ребенку. Родители должны сознавать свою ответственность за воспитание детей, должны уметь владеть собою, своими чувствами, управлять своим поведением. Важно организовать четкий распорядок дня, в котором бы период бодрствования не превышал установленной для его возраста нормы, предусматривалось длительное пребывание на свежем воздухе, достаточно продолжительный и спокойный сон. Укреплению нервной системы способствует также закаливание детей.

Таким образом, только правильное воспитание в семье может предупредить у ребенка развитие нервности.


При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.