Типологические особенности высшей нервной деятельности человека

В опытах И. П. Павлова было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Под типологическими особенностями высшей нервной деятельности подразумевается динамикапротекания нервных процессов (возбуждения и торможения) уотдельных индивидуумов.

Тип нервной деятельности характеризуется следующими тремя физиологическими свойствами нервной системы:

1) силой нервных процессов – работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;

2)уравновешенностью нервных процессов – соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим;

3)подвижностью нервных процессов – скоростью смены процессов возбуждения и торможения*.

* Наряду с подвижностью нервных процессов в 60-х годах стали выделять лабильность нервных процессов (В. Д. Небылицын), под которой понимается скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

В зависимости от сочетания вышеуказанных свойств выделяются четыретипа высшей нервной деятельности.

Первый тип отличается повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (живой тип, по определению И. П., Павлова).

Второй тип также характеризуется повышенной силой нервных процессов, но они неуравновешенны, возбудительный процесс преобладает над тормозным (безудержный тип).

Третьему типу свойственны повышенная сила нервных процессов, их уравновешенность, но малая подвижность (спокойный тип).

Четвертый тип характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью (слабый тип).

Различные типы высшей нервной деятельности – врожденная основа четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.

Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов обеспечивают эффективность приспособления к среде. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внешних воздействий и неадекватно на них реагирует (преувеличивается их значение, возникают срывы нервной деятельности, неврозы).

При недостаточной подвижности или уравновешенности нервных процессов организм не может быстро приспособиться к внешним условиям, для него болезненна ломка стереотипа; она нередко вызывает невротическое состояние.

Но, как показали исследования И. П. Павлова, сила и подвижность нервных процессов могут возрастать под влиянием тренировки, воспитания, соответствующих условий жизни. Природные конституционные особенности организма могут быть изменены – такой оптимистический вывод сделал И. П. Павлов исходя из научно-экспериментальных данных.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Рассмотренные выше принципы, закономерности и типы высшей нервной деятельности являются общими как для животных, так и для человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. "В развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды. Это – первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Многочисленные раздражения словом, с одной стороны, удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности. С другой стороны, именно слово сделало нас людьми'".

Итак, первая сигнальная система действительности – система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) – вторая сигнальная система. Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря второй сигнальной системе у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Как отмечает И. П. Павлов, со словом "вводится новый принцип нервной деятельности – отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов. – принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека – науку"**.

* Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. 1951. С. 335.

** Павлов И. П. Поля. собр. соч. Т. 4. Кн. 2. С. 215.

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как действие непосредственного первосигнального раздражителя. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы. (Это лежит в основе терапевтического внушения и самовнушения.)

Слово возникло с появлением общества, оно является важнейшим общественным достоянием. Благодаря слову отдельный индивидуум может овладеть опытом всего человечества. Даже непосредственное восприятие человеком окружающей действительности опосредовано словом и носит обобщенный характер.

Но слово, оторванное от его конкретных первосигнальных источников, теряет смысл и перестает быть средством ориентации человека в окружающей действительности. (Не понимая значения слова, мы воспринимаем лишь звуковую его оболочку.)

Вторая сигнальная система имеет две функции –коммуникативную (обеспечивает общение людей друг с другом) и функциюотражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение, является сигналом его существенных признаков.

Специфические человеческие типы высшей нервной деятельности. Выше были рассмотрены типологические особенности высшей нервной деятельности, общие у человека и высших животных (4 типа). Но у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Но степень преобладания неодинакова. Это дало И. П. Павлову основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный).

Кмыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); отражение действительности происходит у них не в ярких образах, а в обобщенных категориях.

К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).

Средний, илисмешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми (около 80% всех людей).

Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом от первой, является негативным качеством. У людей с преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации. В основе "мыслительного" и "художественного" типов высшей нервной деятельности человека лежит доминирование у различных людей одного из полушарий мозга. Правое полушарие, как уже отмечалось, реагирует преимущественно на сигналы первой сигнальной системы, левое – на сигналы второй сигнальной системы. Правое полушарие – орган образного мышления, образной памяти. Левое полушарие – органабстрактно-теоретического мышления.

Две сигнальные системы действительности. Высшая нервная деятельность у человека носит такой же рефлекторный характер, как и у животных. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма. И у человека возникает внешнее и развивается внутреннее торможение.

Общими и для животных, и для человека являются анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему действительности.

Но высшая нервная деятельность человека имеет свои качественные особенности, которые ставят его над всем животным миром. И хотя у человека условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем у животных, отличаются большей прочностью, легче образуются рефлексы на сложные комплексы раздражителей, не это составляет основное отличие человека от животных.

Вторая сигнальная система социально обусловлена. Вне общества, без общения с другими людьми, вторая сигнальная система не развивается. Дети, в раннем возрасте попавшие в логово зверей и выросшие там (дети-маугли), не понимали человеческой речи и не умели говорить. Об этом же свидетельствуют данные о людях, в молодом возрасте изолированных на длительное время от общества других людей. Они забывали человеческую речь.

Образование условных рефлексов у детей

Условные двигательные рефлексы образуются у новорожденных в первые дни жизни. В 7 —10-дневном возрасте у ребенка, если взять его на руки в положение кормления грудью, появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. Этот рефлекс начинает образовываться с началом кормления ребенка молоком. К концу первого месяца могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на втором месяце — и на световые сигналы.

Образование условных рефлексов в течение первого месяца жизни ребенка ограничено коротким временем бодрствования и требует большого числа подкреплений.

Условные рефлексы, образованные в течение первого месяца жизни, очень неустойчивы.

Первые условные ориентировочные рефлексы образуются на 2—4 м месяце жизни. На третьем месяце ребенок различает чужих и знакомых. У детей 6 месяцев образуются отрицательные двигательные рефлексы.

Ребенок 6 месяцев легко и точно различает запахи, механические, температурные раздражения. Уже на первом году жизни ребенок различает форму и движение предметов, а также цвета.

Для образования и развития условных двигательных рефлексов у детей и формирования у них двигательных навыков важны сочетания проприоцептивных раздражений с кожными, зрительными и слуховыми.

У детей 1,5—2 лет условные двигательные рефлексы на одиночные раздражители образуются быстро и сразу становятся прочными.

В результате взаимодействия условных и безусловных двигательных рефлексов с возрастом у ребенка формируются важнейшие двигательные .рефлексы перемещения тела в пространстве (держание головы, сидение, ходьба, бег и др.), образуются условные рефлексы, регулирующие работу внутренних органов и развиваются рефлексы, обеспечивающие осуществление устной и письменной речи.

Чем старше ребенок, тем большее число раздражителей составляет условный комплексный раздражитель, на который может образоваться условный рефлекс.

Динамический стереотип человека

Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одно временны и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию системности, .или динамического стереотипа в работе коры головного мозга.

Выработка стереотипа—это пример сложной синтезирующей деятельности коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими.

Развитие речи у детей

Для формирования речевой функции у детей решающее значение имеет общение ребенка со взрослыми людьми. После рождения ребенок издает нечленораздельные звуки. С трех месяцев дети начинают лепетать, гулить. Гуление — постепенное упражнение голосового аппарата в речевой функции.

Во второй половине первого года жизни у ребенка появляются условные рефлексы на речевые раздражители. Но ребенок в этом возрасте различает не слова с их смысловым значением, а тембр голоса, интонацию. В этом возрасте у ребенка функционирует только первая сигнальная система. Поэтому ребенок, еще не умеющий говорить, может выполнить словесную просьбу или приказание, хотя не понимает смысла слов.

В формировании речи необходимо участие слуха. Нарушение слуха до того, как ребенок научился говорить, ведет к глухонемоте. Для развития речи у детей также важно установление временных связей речевых центров с зонами кожно-мышечной и зрительной чувствительности в коре больших полушарий.

К концу первого и к началу второго года у ребенка постепенно развивается собственно речь. Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, становятся такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими.

В конце первого года жизни ребенок произносит 5—10 слов, в 2 года —300, в 3 года— 1000, 4 года —2000, 5 лет —2500. Но этот словарный запас довольно индивидуален.

Формирование устной речи в основном заканчивается к 5— 7 годам. У дошкольников большое значение в формировании речи имеют игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Ребенок повторяет то, что говорят окружающие, легко запоминая новые слова и обороты речи. Отсюда понятно, какое огромное значение для развития речи имеют заучивание наизусть и пересказ рассказов и стихотворений. Обучение чтению и письму еще больше усиливает значение второсигнальных раздражителей, способствуя дальнейшему развитию процессов мышления.

Типы высшей нервной деятельности

Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности. И. П. Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлек сов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя: 1) силу процессов возбуждения и торможения; 2) взаимную уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением и наоборот.

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV в. до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип -холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип — сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов — флегматическому темпераменту.

Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами.

3. Средний тип. К нему относятся люди с уравновешенной деятельность двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Имеются попытки использовать индивидуальные отличия электроэнцефалограмм для характеристики типологических особенностей высшей нервной деятельности. При этом учитывают соотношение быстрых и медленных колебаний потенциалов и величину их амплитуды.

Изучение высшей нервной деятельности у детей позволило Н. И. Красногорскому в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, взаимодействия между корой и подкорковыми образованиями головного мозга, а также соотношений между сигнальными системами выделить четыре типа:

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов и хорошим развитием речевой функции.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тиg. У детей этого типа условные связи образуются медленнее. Речь спокойная, несколько замедленная.

3. С ильный , неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойxивы, речь часто замедленная. Легко тормозимый тип.

А. Г. Иванов-Смоленский по скорости образования у детей положительных и отрицательных условных рефлексов выделил также четыре типа высшей нервной деятельности:

1. Лабильный (уравновешенный). Как положительные, так и тормозные условные связи образуются легко и быстро.

2. Инертный. Рефлексы образуются и упрочиваются замедленно.

3. Возбудимый. Положительные рефлексы вырабатываются легко, а тормозные — трудно и медленно.

4. Тормозной тип. Тормозные рефлексы образуются легко, положительные — медленно.

Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания.

Статья на тему Особенности высшей нервной деятельности

Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в учении о ВИД. Тип ВИД —это комплекс индивидуальных особенностей ВИД, обусловленный наследственными факторами и влиянием окружающей среды, характеризующийся силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов (возбуждения и торможения) и определенным соотношением первой и второй сигнальных систем.

Наиболее важное свойство ВИД— сила нервных процессов. Под силой нервных процессов понимают способность нейронов выдерживать длительное возбуждение при действии сильного раздражителя без перехода в запредельное торможение. По силе нервных процессов всех людей можно разделить на два типа: сильный и слабый.

Второе свойство, положенное в основу классификации типов ВНД, — баланс между процессами возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенны, но могут и преобладать один над другим. У лиц со слабой нервной системой легко развивается охранительное запредельное торможение. Поэтому у них невозможно рассмотреть свойство уравновешенности нервных процессов. Сильный же тип по этому признаку может быть разделен на уравновешенный и неуравновешенный.

Третье свойство нервной системы — подвижность, которая характеризуется быстротой взаимопереходов процессов возбуждения и торможения. В соответствии с этим И.П. Павлов выделил четыре типа ВНД животных и человека (рис. 13.4), которые позволили дать научное объяснение существованию четырех типов темперамента Гиппократа — сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сильный уравновешенный подвижный (живой) тип — процессы возбуждения и торможения хорошо выражены, уравновешенны и легко переходят один в другой. Люди легко преодолевают трудности (сила), умеют быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность), с большим самообладанием (уравновешенность).

Сильный уравновешенный инертный (спокойный) тип—человек наделен хорошей силой нервных процессов и уравновешенностью, но малой подвижностью, инертностью нервных процессов. Люди работоспособные (сила), но медлительные, не любят изменять своим привычкам (инертность).

Сильный неуравновешенный (безудержный) тип —характеризуется сильным процессом возбуждения, который преобладает над торможением. Люди очень увлекающиеся, которые могут многое сделать (сила), но очень вспыльчивые и непредсказуемые (неуравновешенность).

Слабый тип—характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Люди слабовольные, боятся трудностей, легко подчиняются чужому влиянию, подвержены тоскливому настроению.


Рис. 13.4. Типы ВНД (по И.П. Павлову)

Наблюдая за различными формами поведения, за особенностями мышления и эмоциональной деятельности людей, И.П. Павлов предложил еще одну классификацию типов ВНД, основанную на взаимодействии I и II сигнальных систем. По мнению Павлова, есть три типа людей: мыслительный, художественный и смешанный.

Есть категории людей, у которых в равной степени развиты первая и вторая сигнальные системы. Люди с указанным типом склонны как к абстрактному, так и чувственно-образному мышлению. Их И.П. Павлов отнес к смешанному типу. К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства Павлов относил разносторонне одаренного Леонардо да Винчи — гениального художника и математика, анатома и физиолога. Смешанным типом ВНД, по мнению ученого, обладали немецкий поэт и философ Гете, создатель периодической системы элементов Д.И. Менделеев, выдающийся химик, талантливый русский композитор А.П. Бородин.

Учение о типах ВНД.Учение о типах ВНД впервые было создано Павловым И.П. Это учение о реактивности нервной системы, в частности коры головного мозга. Тип ВНД – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Поведение разных животных и людей отличается при действии одних и тех же раздражителей. Причиной индивидуального поведения (по И.П.Павлову) является неодинаковое соотношение свойств нервных процессов (возбуждения и торможения).

Свойства нервных процессов. Сила нервных процессов – это работоспособность корковых клеток; если процессы сильные – организм способен к длительной работе, если слабые – быстро наступает утомление. Уравновешенность нервных процессов – это соотношение процессов возбуждения и торможения по силе; уравновешенные процессы одинаковые по силе, неуравновешенные – преобладает сила возбуждения над торможением. Подвижность- это способность корковых клеток в различных условиях окружающей среды быстро давать преимущество одному процессу перед другим; если процессы подвижные (лабильные) – один процесс быстро заменяется другим, если процессы инертные (неподвижные) идет медленная смена нервных процессов. Совокупность свойств нервных процессов называется типом ВНД.

Павлов выделил общие типы ВНД (встречаются и у животных и у человека).

1. Слабый тип (оранжерейный тип) – нервные процессы слабые, организм не способен к длительному труду, условные рефлексы вырабатываются с трудом, преобладает процесс торможения, наблюдается склонность к развитию запредельного торможения.

2. Сильный неуравновешенный (безудержный тип) – в ВНД преобладает процесс возбуждения, который склонен к иррадиации (распространению), поэтому напряженная работа часто может завершаться срывом ВНД (неврозом); условные рефлексы вырабатываются быстро, но без подкрепления быстро угасают; все виды внутреннего торможения формируются трудно.

3. Сильный, уравновешенный, подвижный (живой тип) – нервные процессы сильные, замена идет легко, процессы одинаковые по силе, условные рефлексы положительные и отрицательные вырабатываются легко, быстро становятся прочными, выражена индукция.

4. Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный тип) – одинаково сильные процессы, но их замена идет с трудом, условные рефлексы вырабатываются медленно, слабая индукция, переделка динамического стереотипа очень трудна.

Все вышеперечисленные типы ВНД и свойства нервной системы являются врожденными как у животных, так и у человека.

Специальные типы ВНД.Помимо общих И.П. Павлов выделил группу специальных типов ВНД, которые присущи только человеку. В основе классификации – взаимоотношение между 1 и 2 сигнальными системам: I тип (художественный тип) – в большей степени проявляется 1 сигнальная система, характерно наглядно-образное мышлении (профессии – писатель, художник, артист); II тип (мыслительный тип) – преобладает 2 сигнальная система, абстрактно-логическое мышление (профессии – ученый, конструктор, инженер); III тип (средний тип) – в одинаковой степени развиты 1 и 2 сигнальные системы.

Поведение человека изучается психологами исходя из типов ВНД, т.к. они являются физиологической основой темперамента человека (соответствуют типам темперамента Гиппократа). Индивидуальный подход к ребенку основывается на типах нервной деятельности. В процессе воспитания происходит сглаживание отрицательных черт того или иного типа ВНД, и учитываются положительные черты.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Раскройте предмет, содержание, задачи физиологии ВНД.

2. Перечислите основные этапы развития рефлекторной теории.

3. Дайте характеристику принципов рефлекторной деятельности по И.П. Павлову.

4. Что такое потребности и мотивации? Дайте классификацию потребностей человека. В чем отличие потребностей человека и животных?

5. Перечислите основные мозговые субстраты, генерирующие потребности и мотивации.

6. Что такое функциональная система? Какие два типа функциональных систем выделял П.К. Анохин?

7. Раскройте структуру функциональной системы поведения.

8. Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты афферентного синтеза.

9. Какие функции осуществляет акцептор результатов действия?

10. Какие особенности отличают ВНД человека от ВНД животных?

11. Раскройте понятие речь и ее функции.

12. Расскажите, где находятся основные центры речи, как осуществляется взаимодействие между ними в процессе восприятия и воспроизведения речи?

13. Что такое типологические особенности ВНД? Какие свойства нервных процессов лежат в основе общей классификации типов ВНД по И.П.Павлову? Дайте характеристику типов.

14. Какие специальные типы ВНД существуют у человека?

| следующая лекция ==>
Речь и ее функции | БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рассмотренные выше принципы и закономерности высшей нервной деятельности являются общими как для животных, так и для человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественнотрудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.

Первая сигнальная система действительности -это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) -это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих лет.

Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. Со словом "вводится новый принцип нервной деятельности -отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов -принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека -науку ".

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая сигнальная система имеет две функции -коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.

Выше были рассмотрены типологические особенности высшей нервной деятельности. Они общие у человека и высших животных (четыре типа). Но у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный).

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы) ; непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.

К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).

Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.

Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, является нежелательным качеством человека.

"Нужно помнить, -говорил И.П, Павлов, -что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с последней, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни ".

У людей с чрезмерным преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации.

Современные исследования высшей нервной деятельности характеризуются развитием интегрального подхода к изучению целостной работы мозга.

Мотивация и регуляция поведения.

Психические процессы и состояния.

Мотивация деятельности и поведения.

Понятие деятельности и поведения

Деятельность -целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Деятельность -сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром.

Деятельность определяется внутренними (психическими) и внешними условиями, осуществляется в виде различных способов (систем приемов и операций), при помощи определенных средств.

В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд. Но это лишь самая общая классификация видов деятельности. Из нее выпадает такая важнейшая форма жизнедеятельности человечества, как деятельность по включению человека в систему социальных связей, формирование социально адаптированного поведения.

Поведением называется социально значимая система действий человека.

Отдельные поведенческие действия называются поступком, если они соответствуют общепринятым нормам поведения, и проступком, если не соответствуют этим нормам. Общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, совершаемое под контролем воли и сознания человека, называется преступлением.

Одной из основных предпосылок преступного поведения являются негативные качества человека: эгоизм, индивидуализм, пренебрежение правами и интересами других граждан, стяжательство, карьеризм, мстительность, жестокость, стремление выделиться в референтной, привлекающей данного человека, группе. Эти качества не являются врожденными, а формируются в зависимости от условий психического развития человека. Формирование человека -это формирование его потребностей и способов их удовлетворения.

Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности

Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность.

Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита.

Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на следующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические потребности) ; б) условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания и труда) ; в) условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.

Потребность -необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности.

Потребности определяют направленность психики данного человека, повышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности. [an error occurred while processing this directive] Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные потребности подразделяются на материальные, материальнодуховные (книги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека социально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом общественных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни.

Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности -ее направленность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потребностей.

Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями -происходит так называемая "сквозная регуляция ", связанная с взаимодействием этих уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когнитивных потребностей и т.д.

Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни "вызревают " лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но будучи сформированными высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.

У социализированной личности существует потребность в самооценке, в понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для его адаптации к окружающей среде.

Иерархия потребностей человека

Потребность в самореализации

Когнитивные потребности Потребность в признании, уважении

Потребность в привязанностях

Потребность в безопасности

Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего существования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой фундаментальной человеческой потребности -основной показатель социальной деформации личности.

Органические потребности человека возникают без специального их формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе специального их формирования, воспитания.

Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.

Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности являются основным стимулом как развития отдельной личности, так и исторического прогресса общества в целом.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетоврения имеются или могут быть созданы необходимые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.

Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих актов.

Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие.

Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние -мотивацию.

Мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждении, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу). Внешние раздражители становятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма.

Таким образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы -программы поведения - могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, "утверждает " данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим -поисковой деятельности. Таким образом, мотивация -индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации.

В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, потребность оказания помощи другим людям, у третьего -проявить удаль в схватке, отличиться и т.д.

Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что они регулируются второй сигнальной системой -словом. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Виды мотивационных состояний: установки,

интересы, желания, стремления, влечения

Установка -это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается.

Различают следующие виды установок:

1) Ситуативнодвигательная (моторная) установка (например, готовность кисти руки к оперированию большими или малыми предметами).

2) Сенсорноперцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего шумового фона).

3) Социальноперцептивная установка -стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности).

4) Когнитивная -познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отступают на второй план).

5) Мнемическая установка -установка на запоминание значимого материала.

Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных условиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает цель этих действий. Объективные условия поведения осознаются в системе понятий.

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес (от лат. " -имеет значение) -избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.

Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Интересы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.

Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к какомулибо вещественному доказательству является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко лежат в основе преступного поведения. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.