Типы родителей авторитарный невротический психосоматический

Главная
Специалистам
Статьи

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Е.И. КОЗАК, психолог Минского городского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями

По данным официальной статистики в Республике Беларусь числиться 118914 детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), или каждый девятый ребенок дошкольного и школьного возраста [2]. Все эти дети в разной степени нуждаются в квалифицированной медицинской, психологической, логопедической, педагогической помощи. Задача специалистов как можно раньше обнаружить проблему аномального ребенка и принять меры по устранению или минимизации последствий ее влияния на последующее его развитие.

Оказание такой помощи детям в Республике Беларусь хорошо налажено и находится под контролем государства. В Беларуси принят ряд специальных законодательных актов и сформирована соответствующая инфраструктура в виде медицинских, реабилитационных, коррекционных учреждений, специальных школ и т.п.

В тоже время следует отметить, что наличие в государстве системы помощи детям с особенностями психофизического развития, указывает только на доступность и саму возможность такой помощи, но степень реализации этих возможностей всецело находятся в зоне ответственности родителей таких детей. Именно родители несут персональную ответственность за состояние и судьбу своих детей.

Степень принятия родителями такой ответственности в значительной мере предопределяется их личностными особенностями. В одном случае эти особенности долго удерживают родителей в состоянии шока, горя в связи с рождением аномального ребенка, превращая их в бездеятельных статистов. В другом случае именно они позволяют родителям адаптироваться к случившемуся, принять сложившуюся ситуацию, начать строить жизнь с учетом того, что в семье есть больной ребенок.

Личностные особенности обусловливают тот факт, что одни родители все свои усилия направляют на больного ребенка, устранение его проблем, а другие концентрируются на собственных физических и моральных неудобствах, привнесенных в их жизнь рождением аномального ребенка.

Личностные особенности родителей могут способствовать продуктивной работе психологов, врачей, дефектологов, других специалистов с больным ребенком, а могут – препятствовать ей.

Все это указывает на необходимость учета этого фактора при организации медико-социальной реабилитации аномального ребенка. А если точнее, то началу такой работы с аномальным ребенком должно предшествовать составление психологического портрета его родителей.

Знание личностных характеристик родителей позволит всем специалистам, оказывающим помощь ребенку, разработать наиболее оптимальную, продуктивную тактику взаимоотношений с ними. Тактику, в которой можно будет максимально использовать во благо ребенка качества родителей или минимизировать их отрицательное воздействие.

Практическая работа психологов с родителями детей, находящихся на лечении в Минском городском центре медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями, а также анализ специальной литературы по данному вопросу [5], позволяют выделить следующие группы родителей: родители невротического типа; родители авторитарного типа; родители психосоматического типа.

Родители невротического типа чрезмерно фиксируются на отсутствии выхода из сложившегося положения, они воспринимают ситуацию в трагических красках, гиперболизируют проблемы своего ребенка и отрицают саму возможность разрешения хотя бы их части. Они не проявляют готов­ности к активной деятельности; полагаются больше на внешние обстоятельства, чем на собственные усилия.

Эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям позитивно оценить свое будущее и будущее ребенка. Их собственная жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением аномального ребенка. Себя они характеризуют как несостоявшихся, не сумевших реализоваться в детях, в семье, в профессии. Будущее их ребенка рисуется ими как бесперспективное.

В личности невротических родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. У них практически постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.

Основная проблема родителей невротического типа заключается в непонимании того, что некоторые отклонения, возникшие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной родительской несостоятельности.

Задача психолога в работе с такими родителями заключается в выявлении этой несостоятельности, констатации их инертности и неспособности взять на себя решение проблем больного ребенка. Результаты этих оценок доводятся до сведения социально-педагогических служб в зоне функционирования, которых выявляется такой социально-незащищенный ребенок. В их обязанность вменяется патронаж такой семьи, постоянный мониторинг его состояния, инициирование помещения больного ребенка в медицинские, коррекционные учреждения с целью его обследования, диагностики, определения его реабилитационного маршрута и т.п.

Родители авторитарного (импульсивно-инертного) типа. Им свойственна активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями даже вопреки советам специалистов, родственников и т.п.

Отдельные из авторитарных родителей (их меньшинство), узнав о дефекте родившегося ребенка, оценив его бесперспективность и нерациональность собственных усилий, направляемых на его исцеление, могут отказаться от него еще в роддоме.

Однако основная их масса принимает и адаптируется к факту рождения аномального ребенка, проявляя стойкое желание найти выход из создавшегося положения, как для себя, так и для него. Их адаптация основывается на феномене вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Приняв дефект своего ребенка, такие родители все свои силы и энергию направляют на его преодоление, на поиск лучших врачей, психолога, дефектолога, логопеда, лучших методов лечения.

В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до неприятия индивидуальности ребенка в целом. Они выдвигают несоответствующие требования к своему ребенку, не оценивая его реальных возможностей. Для этой категории родителей характерно активное применение наказаний: от окрика, подавления личности до физического воздействия. При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая жесткая форма взаимодействия может стать причиной возникновения нервных тиков, энуреза, формирования пониженной самооценки у ребенка.

В тоже время следует признать, что именно авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают контакты с аналогичными зарубежными организациями, упорно преследуют цели оздоровления. обучения и социальной адаптации своего ребенка, что позволяет в итоге решить или в значительной мере минимизировать проблемы их ребенка, облегчить его участь.

Задача психолога в данном случае заключается в том, чтобы направить энергию авторитарных родителей в продуктивное, созидательное русло. Для этого в спокойной манере и в высшей мере корректно и профессионально психолог должен показать этим родителям их положительные и отрицательные качества, разъяснить целесообразность или нежелательность отдельных их поступков, акцентировать внимание на важности контроля над своими эмоциями.

Психолог должен объяснить этим родителям, что их настойчивое стремление ориентироваться только на свои личные жизненные установки не позволяет им увидеть реальные перспективы развития своих детей.

Родители психосоматического типа. Это самая многочисленная категория родителей. Им присущи черты родителей первых двух групп. У некоторых из них проявляется тенденция к доминированию (как у авторитарных родителей), но при этом отсутствует аффективная форма реагирования на стресс (как у родителейневротического типа). Они эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп; им свойственны частые смены полярных настроений: то радость, то депрессия, вызванные незначительным поводом.

Родители психосоматического типа не устраивают скандалов и ссор и ведут себя корректно, сдержанно, а иногда и замкнуто. В поведении проявляется, как правило, нормативность.

Проблема ребенка ими чаще всего скрывается от посторонних взглядов, переживается изнутри. Накал реагирования на проблему у данной категории родителей, переведен на внутренний план переживаний, в то время как у первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем плане: у невротичных родителей — слезы, истерики, а у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик.

Однако, в отличие от невротических и авторитарных родителей, только психосоматические родители, чаще всего готовы коренным образом изменить свой образ жизни: поменять профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Некоторые родители данного типа, приобретая дефектологическое образование, становятся высококвалифицированными специалистами и успешно оказывают помощь не только своим детям, но и чужим. Эта их способность не должна пройти мимо внимания психолога.

Таким образом, представленная типология личностных особенностей родителей позволяет определить позицию семьи по отношению к больному ребенку. Кроме того, знание психологического портрета родителей позволяет выбрать наиболее продуктивные формы взаимоотношений специалистов с ними, а также определить выбор средств, направленных на оказание психокоррекционной помощи семьям ребенка-инвалида.

Используемая литература:

1.Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Москва. 1993.

2.Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь // Информационный бюллетень. Главный информационно-аналитический центр. Минск. 2006.

3.Психолого-педагогическая диагностика //Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. Москва.2003.

4.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Москва. Академия. 2001, с. 142-149.

5.Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии // Москва. Астрель. 2007.

Глава 1. Поможет психолог

Какие вы, родители?
Портрет родителя психосоматичного типа

Это самая многочисленная категория родителей. У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категорий. Эти родители эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. У первых двух категорий родителей она проявляется во внешнем плане (у невротичных – слезы, истерики, у авторитарных – скандалы, агрессия, окрик). Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере, что и обусловило название этой категории родителей.

Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Некоторые матери данного типа, приобретая дефектологическое образование, становятся высокопрофессиональными специалистами и успешно оказывают помощь не только своим детям, но и чужим.

Выделенные особенности родителей являются основополагающими для определения позиций родителя и семьи по отношению к больному ребенку. На них затем наслаиваются мировоззренческие, культурные, социальные и другие характеристики.

Следует подчеркнуть, что проблема взаимодействия и взаимовлияния биологических и социальных характеристик в личности родителей относительно их родительской позиции не полностью изучена и не нашла отражения в психологической литературе.

Можно лишь предположить, что истинные ценности культуры, которыми в течение жизни овладевает человек, развивают в нем чувство сопереживания и сочувствия к проблемам слабых и больных лиц, в том числе и детей.

Эти характеристики формируются с раннего возраста в соответствии с определенными канонами воспитания. У некоторых лиц в силу поставленных задач воспитывается повышенная чувствительность. Например, если ребенок обучается музыке или другим искусствам, в нем формируется особая чувствительность к звучанию музыкальных инструментов, краскам, формам и проявлениям природы и др. С другой стороны, воспитание чувствительности может трансформироваться в сензитивность – характерологическую особенность, проявляющуюся в повышенной чувствительности к происходящим событиям и часто обычно сопровождающуюся повышенной тревожностью и боязнью новых ситуаций. А это уже черта личности.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители больных детей в процессе преодоления кризиса, характеризуются как проблемы адаптации, то есть родители не могут приспособиться, принять и научиться жить со стоящей перед ними ситуацией. Большинство родителей справляются с описанными ранее проблемами переживания горя, вины, стыда и т. д. Но есть родители, у которых возникает эмоциональный разлад, и они перестают нормально социально функционировать. В этот период наблюдается устойчивое плохое настроение, тревоги и страх, затянувшиеся депрессии, некоторые бывают агрессивными и конфликтными. Возникший кризис адаптации может стать хроническим и длиться более 6 месяцев, в той или иной мере может привести к проблемам в личной и общественной жизни.

В подобной ситуации родителям самим необходима помощь психотерапевта. Важной составляющей работы с психотерапевтом будет работа с чувствами, которые вызывают у родителей ребенок и его состояние.

Надо быть готовым к тому, что на такую работу может уйти много времени, ведь травмирующие ощущения могут долго не признаваться родителями.

  • Главная
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • Учредительные документы
      • Федеральные документы
      • Региональные документы
      • Локальные нормативные акты
      • Предписания органов, осуществляющих контроль
      • Отчеты
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический состав
      • Руководство
      • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Государственное задание
      • Отчёты
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Противодействие коррупции
  • ЦПМПК
    • Подготовка к ПМПК
    • Нормативные акты
    • Документы
    • Специальные условия при проведении ГИА
    • Состав
    • Методическое обеспечение
    • График
    • Проведение ПМПК в дистанционном онлайн режиме
  • Проекты
    • Лекотека
    • Дистанционное консультирование
    • Клуб родительской взаимопомощи
  • Мониторинг здоровья
  • Ранняя помощь
    • Нормативные документы
    • Полезные материалы
    • Специалисты
  • Подготовка к ГИА
  • Замещающие семьи
  • Инклюзивное образование
  • Поддержка семей, имеющих детей
  • Специалистам
    • Телефон доверия
    • Статьи
      • Логопедам
      • Дефектологам
      • Психологам
      • Социальным педагогам
      • Другое
      • Педагогам доп. образования
    • Против насилия
    • Начинающему психологу
    • МО учителей-логопедов
    • ФГОС
  • Родителям
    • Советуют специалисты ПМПК
    • Телефон доверия
    • Советуют психологи
    • Советуют логопеды
    • Советуют дефектологи
    • Советуют соц.педагоги
    • Советуют врачи
    • Против насилия
    • Доп.образование
  • Детям
    • Телефон доверия
    • Безопасность
    • Статьи
  • Информационная безопасность
    • Детям
    • Родителям
  • Гостевая
  • Библиотека
    • Ссылки
    • Обзор
    • Список
  • Независимая оценка качества
  • График приема граждан
  • Вакансии
  • Календарь





Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0



В период ограничительных мероприятий на территории Вологодской области

специалисты Областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляют консультации

по телефону горячей линии:

8-900-553-40-22

Время работы горячей линии:

с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00.

к педагогам-психологам, социальным педагогам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам на консультативных площадках области и

получить консультацию по Skype.

Город Вологда, Вашкинский, Вожегодский, Вологодский, Вытегорский, Грязовецкий, Междуреченский, Сокольский, Сямженский, Усть-Кубинский, Харовский муниципальные районы

Город Череповец, Бабаевский, Белозерский, Кадуйский, Кирилловский, Устюженский, Чагодощенский, Череповецкий, Шекснинский муниципальные районы

Бабушкинский, Верховажский, Тарногский, Тотемский муниципальные районы

запись по телефону регистратуры (8172)53-03-70

Обращаем Ваше внимание на то, что прием детей в учреждении и обследование на психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется в присутствии

только родителей (законных представителей) .

При посещении учреждения

обязательна сменная обувь или бахилы !

Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняет всю жизнь семьи, изменяет представление родителей о своей роли и месте в жизни. Обычно родители, узнавшие об инвалидности ребёнка, находятся в состоянии стресса. Этот стресс носит сначала острый характер, а затем переходит в хронический. Многие специалисты в области педагогики и психологии изучали особенности семьи, в которой воспитывается ребенок с особыми потребностями.

Внутренняя духовная работа родителей над собой и возникшими в семье проблемами в итоге становится решающей для будущего семьи. Мать ребенка в дальнейшем будет противостоять настороженному отношению со стороны окружающих и собственной растерянности перед обстоятельствами, и противоречивым и незнакомым чувствам к себе самой. Окружающим людям важно помнить, что в такой семье горе — не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи.

В современных психологических исследованиях личности выделяются три основных типа реагирования индивида в ситуации эмоционального стресса: стенический (сильный), гипостенический (слабый) и смешанный (Л. Н. Собчик, 1990, 2002).

Подробно изучала типологию родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями В. В. Ткачева [1]. В своих научных трудах автор выделила три типа родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Портрет родителя авторитарного типа

Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны, советам родственников или рекомендациям специалистов.

Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Это значительно оптимизирует их состояние.

Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком.

Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти родители упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом.

Один из самых значимых аспектов родителей данного типа – проявляющееся у таких родителей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личностные жизненные установки (вопреки мнению значимых для родителей лиц) не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

Портрет родителя невротичного типа

В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.
Родители невротичного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные.
Часто встречается и другая особенность родителей: они гиперболизируют проблемы своего ребенка, отрицают возможности разрешения хотя бы их части.

Собственное эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье аномального малыша, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

Портрет родителя психосоматического типа

Это самая многочисленная категория родителей. У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категорий. Эти родители эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. У первых двух категорий родителей отреагирование проблемы проявляется во внешнем плане (у невротичных — слезы, истерики, у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик), а у родителей данной категории во внутреннем плане. Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере.

Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка.

Выделенные В.В. Ткачевой особенности родителей являются основополагающими для определения позиций родителя и семьи по отношению к больному ребенку. На них затем наслаиваются мировоззренческие, культурные, социальные и другие характеристики.

Представленная типология личности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет определить выбор средств, направленных на оказание семьям психолого–педагогической помощи.

Литература:

1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - М.: Просвещение, 2008г.

2. Юртайкин В.В., Комарова О.Г. Семья и ребенок с особыми нуждами // Школа здоровья. 1996. - №1. – с.17 - 25

Психологические портреты родителей детей с отклонениями в развитии, их особенности ценностные ориентации и модели воспитания.( экспериментальное изучение личностных особенностей, внутрисемейных отношений, ценностных ориентаций и воспитательских позиций родителей.)

Семья – микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества. А семья для ребенка с отклонениями в развитии еще и реабилитационная структура. Обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Мы все знаем что каждая семья создается ради рождения ребенка. То каким он будет, имеет для любого родителя особый смысл. Главное о чем мечтают родители, - это здоровье и счастье ребенка. Родители мечтают о том, чтобы в их ребенке воплотились те качества и черты которые они считают в себе лучшими. Эти родительские установки и ожидания дают родителям право получать от других признания их ролевой позиции, как родителей. В семье , в которой родился ребенок с отклонениями в развитии, ценностные ориентации и установки родителей смещаются и деформируются. Репродуктивные установки супругов и их ожидания в отношении ребенка вступают в конфликт с установками социальной среды. Это внутренний конфликт окрашивается негативными эмоциональными переживаниями. Ценность ребенка с отклонениями в развитии может откровенно или подсознательно отвергаться , пропадает мотивация на принятие дефекта ребенка.В семье, где растет ребенок с нарушениями в развитии, обесценивается значимость супругов друг для друга. В сознании отца ребенка, в силу ранее сложившихся репродуктивных, установок резко снижается оценка жены , которая родила больно ребенка, как женщины. Отец отдаляется от ребенка и от семьи. Мать также протестует против дефекта ребенка, однако свой протест она связывает именно с нарушениями ребенка, а нес ним самим. Для матери важно то, что это ее ребенок, а не то, какой он. В результате возникновения внутреннего конфликта из-за нахождения в длительной психотравмирующей ситуации возникли три психологических типа родителей: авторитарный, невротический, психосоматический.

Модели воспитания: Представленная типология личностных деформаций родителей позволяет сделать выводы, что в силу описанных причин родителями используются неправильные типы воспитания.

Это гиперопека: когда родители пытаются сделать за ребенка все, даже то что он может сделать сам, у него не формируются навыки самообслуживания. Однако родителям ребенка трудно определить что он может сделать сам , а где ему необходима помощь.( чаще этот тип воспитания встречается у родителей с тяжелым дефектом ( при (дцп , умственной отсталости, раннем детском аутизме).

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет ребенка к повышенному перенапряжению, повышенной утомляемости, отсутствию адекватной оценки своих возможностей. Это происходит из-за постоянно возложенных на ребенка таких обязанностей которые он не в силах выполнить.

Тип воспитания авторитарная гиперсоциализация. Родители сами имеющие высокие социальные установки, стремятся с помощью своих авторитарных усилий развить у ребенка социальные и другие навыки.

Отвержение ребенка или отсутствие любви может быть у родителей с любым социальным статусом. Родители идентифицируют себя с дефектом ребенка чаще это происходит с отцом, а мать может иметь незрелую личностную сферу или несформированный материнский инстинкт.

Тест –опросник родительского отношения-ОРО (А.Я.Варга, В.В.Столин) -определяется характер родительского отношения к ребенку ( принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник)

Адаптированный Тематический апперциптивный тест ( В.В. Ткачева) – определение ценностных ориентаций родителей в отношении ребенка с отклонениями в развитии.

Представленная типология личностных деформаций родителей позволяет определить выбор средств, направленных на оказание семьям эффективной психокоррекционной помощи

(Источник: Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М, 2008 )

1. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

2. Мне часто кажется, что у меня комок в горле.

3. Я всегда полон (полна) энергии.

4. Я придерживаюсь принципов нравственности и морали более строго, чем большинство других людей.

5. Жизнь с ребенком, имеющим нарушения в развитии, всегда связана для меня с напряжением.

6. Я верю в перспективу развития моего ребенка.

7. У меня часто возникают боли в сердце, когда я расстраиваюсь из-за проблем ребенка.

8. Когда я думаю о ребенке, меня никогда не покидают тревожные мысли.

9. Родитель не виноват, если ребенок своим поведением вынудил наказать его физически.

10. Когда я волнуюсь, у меня дрожат руки или тошнит.

11. Я всегда стремлюсь ограждать моего ребенка от трудностей и обид.

12. Ребенок всегда зависит от родителя и должен его слушаться.

13. Я заработал (заработала) язву из-за постоянных проблем с ребенком.

14. Согласна с теми, кто считает, что ребенок с особенностями здоровья — обуза для родителя.

15. Все дети должны воспитываться в строгости.

16. Считаю, что ребенок с проблемами в развитии постоянно нуждается в особом уходе и внимании со стороны родителей.

17. Моя жизнь изменилась в худшую сторону из-за проблем в развитии моего ребенка.

18. Считаю, если у ребенка слишком много проблем со здоровьем, его можно поместить в учреждение социальной защиты (интернат с постоянным проживанием).

19. Родители всегда ответственны за будущее своих детей.

20. Мой ребенок всегда берет верх надо мной в спорных ситуациях.

21. Я не остановлюсь ни перед чем в достижении поставленных целей.

Правила пользования анкетой

Для определения психологического типа родителя необходимо подсчитать сумму баллов в каждой из колонок.

Утвердительные ответы под номерами 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 определяют психосоматический тип родителя (П).

Утвердительные ответы под номерами 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 выявляют невротичный тип родителя (Н).

Авторитарный тип родителя (А) определяется утвердитель­ными ответами под номерами: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Доминирующий психологический тип определяется по наи­большей сумме утвердительных ответов (+), полученной в одной из колонок.

Качественный анализ. Психологические портреты родителей

1. Портрет родителя авторитарного (импульсивно-инертного) типа

Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). К родителям автори­тарного типа мы относим две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию — стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление. Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Это значительно оптимизирует их состояние.

Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком.

Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти роди­тели упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом.

В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей может перерастать иногда и в неприятие индивидуальности ребенка в целом. Многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза), формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям.

2. Портрет родителя невротичного (тревожно-сензитивного) типа

Часть родителей, относящихся к этой группе, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами. Такие родители удовлетворяются тем, что ребенок обучается делать что-то сам, и считают, что большего от него ждать нечего.

В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревож­ный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.

Родители тревожно-сензитивного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные.

Часто встречается и другая особенность родителей: они гиперболизируют проблемы своего ребенка, отрицают воз­можности разрешения хотя бы их части. Собственное эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка. Прожитая жизнь носпринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье аномального ребенка. У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, прими­тивизация поведения. Такие матери воспринимают все в трагических красках, себя — чаще всего как несостоявшегося, не су­мевшего реализоваться в детях, в семье, в профессии человека, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

3. Портрет родителя психосоматичного типа

Это самая многочисленная категория родителей. У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категорий. Эти родители эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная- незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляется тен-денция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержан­но, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посто­ронних взглядов, переживается ими изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования проблемы, фрустрирующей психику, у данной категории родителей переведен во внутрен­ний план переживаний. У первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем плане (у невротичных — слезы, истерики, у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик). Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосомати­ческой сфере, что и обусловило название этой категории родителей.

Психосоматичные родители, так же как и авторитар­ные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нужда­ми и проблемами больного ребенка. Некоторые матери данного типа, приобретая дефектологическое образование, становятся высокопрофессиональными специалистами и успешно оказывают помощь не только своим детям, но и чужим.

Выделенные особенности родителей являются основополагающими для определения позиций родителя и семьи по отношению к больному ребенку. На них затем наслаиваются мировоззренческие, культурные, социальные и другие характеристики.

Следует подчеркнуть, что проблема взаимодействия и взаимовлияния биологических и социальных характеристик в личности родителей относительно их родительской позиции не полностью изучена и не нашла отражения в психологической литературе.

Можно лишь предположить, что истинные ценности культуры, которыми в течение жизни овладевает человек, развивают в нем чувство сопереживания и сочувствия к пробле­мам слабых и больных лиц, в том числе и детей. Эти характеристики формируются с раннего возраста в соответствии с определенными канонами воспитания. У некоторых лиц в силу поставленных задач воспитывается повышенная чувствительность. Например, если ребенок обучается музыке или другим искусствам, в нем формируется особая чувствительность к звучанию музыкальных инструментов, краскам, формам и проявлениям природы и др. С другой стороны, воспитание чувствительности может трансформироваться в сензитивность, а это уже черта личности.

Приведем примеры возможного переплетения характеристик в позициях родителей.

Невротичная мать, высокий культурный уровень, традиции семьи — ребенка, каким бы он ни был, воспитывать в семье. Авторитарный родитель, низкий культурный уровень, неприятие аномалии как таковой. Отказ от ребенка и его помещение в учреждение социальной защиты понимаются как социальная норма.

Представленная типология личностных деформаций родителей позволяет определить выбор средств, направленных па оказание семьям психокоррекционной помощи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.