Типы высшей нервной деятельности и их особенности у детей

Индивидуальные свойства нервной системы оказывают влияние на условно-рефлекторную деятельность организма. Поэтому характер высшей нервной деятельности в значительной мере определяется совокупностью свойств, присущих индивидууму (наследственность, предыдущий жизненный опыт и тип нервной системы). От типа нервной системы но многом зависит скорость образования условных рефлексов, их прочность, интенсивность внутреннего и внешнего торможения, быстрота иррадиации и концентрации нервного процесса, способность к индукции и степень устойчивости к болезнетворным агентам.

Изучая комплекс индивидуальных особенностей ВНД у животных и человека, И. П. Павлов и его последователи установили три основных функциональных признака ВНД: 1) сила процессов возбуждения и торможения - способность корковых нервных клеток адекватно отвечать на сильные и чрезвычайно сильные раздражители и в ответ на них развивать возбуждение или торможение; 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т. е. равновесие их по силе. Иногда у одних организмов возбуждение превалирует над торможением, у других - наоборот. В таком случае у первых сравнительно быстро образуются положительные условные рефлексы, но затруднена выработка дифференцировок (особенно тонких), у вторых на те же раздражители развивается общее торможение коры; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой один процесс может смениться другим (в связи с изменением обстановки).

На основании указанных признаков И. П. Павлов выделил общие типы ВНД, встречающиеся у людей и животных, и частные, присущие только людям.

И. П. Павлов выделил четыре общих типа высшей нервной деятельности: 1) сильный, неуравновешенный (с преобладанием возбуждения над торможением), трудно поддающийся воспитанию (дрессировке); 2) сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов. При таком типе ВНД наблюдается быстрое привыкание к обстановке, активная реакция на новые раздражители; 3) сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов, незначительная реакция на новые раздражители (медлительность во всех действиях); 4) слабый, с недостаточным развитием возбуждения и торможения. При этом отмечается быстрая истощаемость организма, трусость, потеря работоспособности при необычных раздражителях, легкость перехода в заторможенное состояние.

И. П. Павлов, анализируя функциональное состояние нервной системы людей с учетом врожденных способностей, выделил три типа высшей нервной деятельности: художественный, мыслительный и средний. Правда, в этой области еще не все ясно: некоторые вопросы не раскрыты до конца, нет адекватных методов и тестов для определения этих типов, многое характеризуется чисто описательно.

Художественный тип отличается более усиленной работой первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными восприятиями окружающего мира. Они воспринимают действительность целиком, не дробя ее на части.

Мыслительный тип характеризуется более усиленной работой второй сигнальной системы, усиленным мышлением, резко выраженной способностью к абстрагированию от действительности, основанной на стремлении анализировать, дробить действительность на части, затем соединять их в единое целое.

Средний тип характеризуется уравновешенностью двух сигнальных систем, наличием признаков художественного и мыслительного типа.

Русский физиолог Н. И. Красногорский в 1954 г. предложил классификацию типов ВНД у детей, в которой учтены взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры с подкоркой. Эта классификация в настоящее время является более полной и включает четыре типа.

Первый - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый сангвинический тип, характеризующийся быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети отличаются хорошим поведением, живым темпераментом и не представляют трудности для воспитания. Речь у них быстрая и громкая, отчетливая, с правильными ударениями и интонацией, с богатым запасом слов, иногда сильной жестикуляцией и выразительной мимикой.

Второй - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип флегматичный. Условные рефлексы у детей с таким типом ВНД образуются быстро и прочно, имеют прочные тормозные реакции. Дети легко приспосабливаются к силе условного раздражителя, отличаются примерным поведением, успешно учатся. Речь у них правильная, с достаточным словарным запасом, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики. При трудных заданиях дети повышают свою активность и стараются их выполнить.

Четвертый - слабый, пониженновозбудимый, уравновешенный, меланхолический тип, отличающийся общей пониженной возбудимостью коры и подкорки, сравнительно низкой деятельностью первой и второй сигнальных систем. У таких детей медленно образуются условные рефлексы. Они быстро утомляются и впадают в тормозное состояние. Речь их слабая и тихая, бедна словами. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

Определение типа высшей нервной деятельности у детей имеет большое практическое значение для выбора эффективных и адекватных методов индивидуального обучения и воспитания. Впервые исследования типов ВНД у детей проводили ученики и сотрудники И.П. Павлова А.Г. Иванов-Смоленский и Н.И. Красногорский.

Принимая во внимание легкость и быстроту образования условных рефлексов, А.Г. Иванов-Смоленский выделил четыре следующих типа:

1. Лабильный – как положительные, так и тормозные условные связи образуются одинаково легко и быстро.

2. Инертный – как положительные, так и тормозные условные связи образуются замедленно.

3. Возбудимый – положительные связи образуются очень легко и быстро, тормозные, напротив, трудно и медленно.

4. Тормозный – положительные связи образуются медленно, тормозные, наоборот, легко и быстро.

Выделенные им типы А.Г. Иванов-Смоленский назвал типами замыкательной деятельности коры, желая этим подчеркнуть, что не претендует на описание общего типа нервной системы детей. Он отмечал, что в основе его типологии лежат только два свойства нервной системы – подвижность и уравновешенность нервных процессов. А.Г. Иванов-Смоленский не использовал такую фундаментальную характеристику нервной системы, как сила нервных процессов, которую И. П. Павлов считал наиболее важным свойством нервной системы. В контексте современных исследований следует отметить, что типология Иванова-Смоленского, наиболее важным элементом которой является быстрота образования положительных и тормозных условных связей, основывается на таких свойствах как динамичность нервных процессов и уравновешенность возбуждения и торможения.

Н.И. Красногорский, основываясь на исследованиях безусловных и условных рефлексов, а также речевых реакций детей, выделил у них четыре основных типа нервной системы. Описывая отдельные типы, Н.И. Красногорский учитывал динамику корковых и подкорковых процессов, считая уравновешенность возбуждения на корковом и подкорковом уровнях одним из основных критериев своей типологии. Выделенным типам ВНД он дал следующие характеристики:

1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии – сангвиник.

2. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип – флегматик.

3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (что связано с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах) тип – холерик.

4. Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов – меланхолик.

H.И. Красногорский приводит следующую подробную характеристику выделенных им типов ВНД, учитывая в ней безусловно-рефлекторные, условно-рефлекторные действия и общее поведение ребенка. Важной особенностью предложенной классификации типов ВНД, позволяющей легко и быстро ее использовать педагогу, психологу и воспитателю, является то, что большое значение уделяется формированию и проявлению у детей речевых функций. Это первая наиболее полная и обобщенная, основанная на экспериментах характеристика типов темперамента, понимаемых как проявление типов высшей нервной деятельности:

1. Сангвиник. Положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

2. Флегматик. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

3. Холерик. Характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у предыдущих типов.

4. Меланхолик. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нервной системы у ребенка является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры.

Как в типологии Иванова-Смоленского, так и в типологии Красногорского сохранилось четыре типа ВНД (темперамента), хотя авторы пользовались различными критериями деления на типы не только относительно друг друга, но и по отношению к типологии И.П. Павлова. Эти типологии сходны в том, что разным типам темперамента приписываются различные способности к образованию условных реакций. Поскольку образование условных реакций составляет определенную форму обучения, можно сказать, что скорость обучения является характерным признаком отдельных темпераментов, из чего вытекают определенные следствия для организации педагогического и воспитательного процесса.

Кроме физиологических и психофизиологических методик определения типа ВНД у детей, в которых упор делается на установлении выраженности свойств нервных процессов, скорости образования и торможения условных рефлексов, в последнее время также широко используются психологические методы определения типологических вариантов личности детей. Например, Э.М. Александровская и И.Н. Гильяшева (1985) выделили у детей 7–10 лет шесть основных типологических вариантов на основании исследования таких психических свойств личности как: общительность, интеллект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, добросовестность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, напряженность. На основании выраженности перечисленных свойств были выделены гармоничный, конформный, доминирующий, чувствительный, тревожный и интровертированный типы.

Вместе с тем, как при исследовании типологических вариантов, так и многих других психических характеристик личности, следует непременно учитывать, что их физиологической основой являются особенности протекания нервных процессов, большая заслуга в изучении которых принадлежит И.П. Павлову.


При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться
к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_vysshey_nervnoy_deyatelnosti_rebenka.docx 21.73 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Слаженная деятельность организма человека, и ребенка в частности, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой,
а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов
и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения. Возбуждение - это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение - активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Несмотря на кажущуюся универсальность, высшая нервная деятельность ребенка имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Начнем с того, что в заимодействие организма
с окружающей средой осуществляется с помощью безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. У детей у словные рефлексы возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется также неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться
от нежелательных действий. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять в течение нескольких минут).

Еще одна особенность высшей нервной деятельности ребенка в том, что она обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают
от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность. Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.

В поведении детей также преобладают иррадиированые реакции. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой,
а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопаньем в ладоши. При выполнении какого-либо действия дети часто производит много лишних движений. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх , на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.

Особенность нервной деятельности ребенка состоит также и в том, что поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.

Кроме того, у детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.

Наряду с возрастными, с первых же дней проявляются и индивидуальные психологические особенности детей. У разных детей различны сила нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов. Данный факт послужил основой для классификации типов нервной деятельности детей разработанной Н. И. Красногорским. Согласно ему, существует четыре типа нервной деятельности:

  1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип - характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь, с богатым словарным составом.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тип - у детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий .

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно- возбудимый, безудержный тип - характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффективностью. Речь у детей этого типа быстрая, с отдельными выкрикиваниями.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью – характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения,
их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются, условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная.

Однако следует отметить, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности ребенка является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды, является морфофункциональной основой преобразования типа. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей .

Вывод: при воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.

В 1953 г. Сотрудники лаборатории Иваново-Смоленского разработали следующие типы ВНД у детей дошкольного, школьного и подросткового возраста:

1. лабильный – с одинаковой быстротой и неустойчивостью образования положительных и отрицательных условных рефлексов;

2. инертный – с образованием и упрочением связей в равной мере с задержкой (замедление);

3. возбудимый – положительные связи образуются легко и быстро, тормозные, наоборот, трудно и медленно;

4. тормозной – положительные связи образуются и упрочиваются медленно, а тормозные, наоборот, легко и быстро.

Ими же было подмечено, что дети с неуравновешенным и в особенности с возбудимым типом ВНД чаще встречаются в младших возрастных группах, чем в среднем и старшем возрасте.

В 1954 г. Красногорский вновь дал классификацию типов условнорефлекторной деятельности детей. В ней учитываются взаимоотношения между сигнальными системами коры больших полушарий, возбудимость коры и подвижность нервных процессов, взаимодействие между корковой и подкорковой деятельностью. Красногорский выделяет 4 типа ВНД у детей, сейчас придерживаются этой классификации. В настоящее время представления Павлова дополнены Купаловым, Тепловым, Небылициным.

1. Слабый тип.

Дети, относящиеся к этому типу, не переносят сильных или длительных раздражений, которые вызывают у них запредельное торможение. Рефлексы тормозятся у них под влиянием посторонних раздражителей, особенно новых, необычных. Условные рефлексы у них образуются медленно, после большого количества сочетаний с безусловным раздражителем. Двигательная активность невелика и малоустойчива. Ребенок производит впечатление трусливого и слабого (соответствует гиппократовскому меланхолическому). Важное значение имеет тренировка – игра. Такой ребенок попадая в новую обстановку, например, первом посещении детсада, стоит, опустив голову, не отвечает на вопросы, держится за мать, а при настойчивых повторах вопросов легко может заплакать.

2. Сильный неуравновешенный тип.

Этот тип называется возбудимым. Он характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. У детей этого типа положительные условные рефлексы образуются легко, и притом не только на слабые, но и на сильные раздражения. Торможение рефлексов, наоборот, затруднена. Посторонние даже сильные, раздражители часто не только вызывают торможения, но усиливают рефлекторные реакции. Отрицательные условные рефлексы неустойчивы. Речь быстрая, громкая, но нервная. Дети очень подвижны, чрезмерно возбудимы: в ответ на болевое раздражение могут дать, например, при лечении зуба, общую безудержную реакцию, долго не прекращающуюся. Такую реакцию может дать даже слабое болевое раздражение, например, при нанесении йодной настойки на царапину. Вследствие чрезмерной возбудимости и слабости тормозных процессов дети плохо подчиняются дисциплине, нередко держат себя вызывающе, агрессивно. Если чрезмерное возбуждение затягиваются, оно может смениться депрессией, т.е. упадком сил, общей заторможенностью. (Этот тип соответствует гиппократовскому-холерическому).

Различают несколько вариантов неуравновешенного типа:

А. Часто весьма способные, но повышенно возбудимые, темпераментные дети. Очень эмоциональны. Их речь и движения быстрые. Тормозные процессы хотя и снижены, но в слабой степени.

Б. Вспыльчивые, взрывные дети. Нормальное поведение нарушается часто, но на короткое время. В период взрыва держат себя запальчиво, агрессивно.

В. Дети с сильно выраженным сниженным процессом торможения. Легко становятся рабами своих инстинктов. Ради их удовлетворения нередко ни перед чем не останавливаются. Таких детей обычно называют озорными, распущенными, трудновоспитуемыми.

Специальное изучение свойств нервной системы применительно к детскому организму позволило Н.И. Красногорскому создать аналогичную классификацию типов ВНД, отражающую особенности нервной деятельности детей. Согласно этой классификации все дети по типу ВНД делятся на 4 группы.

  • • I тип характеризуется следующими особенностями: достаточной силой, нормальной возбудимостью, идеальным балансом между возбуждением и торможением и способностью к взаимо- переходам. Этот тип назван сильным, оптимально возбудимым, уравновешенным, быстрым (подвижным). У детей с таким типом ВНД условные рефлексы быстро образуются и легко угасают при неподкреплении. Дети без труда переключаются с одного занятия на другое и выполняют его с удовольствием. Этих детей легко обучать музыке, иностранному языку. Они, как правило, хорошего поведения, легко воспитуемы. Словарный запас богатый, речь сопровождается жестикуляциями.
  • • II тип — сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. У детей такого типа легко образуются прочные условные рефлексы. Они могут угасать и снова образовываться, беспрепятственно вырабатываются все виды внутреннего торможения. Дети дисциплинированные, отличного поведения. Речь правильная, с достаточно широким словарным запасом. Жестикуляция при разговоре отсутствует. Дети с большим подъемом берутся за выполнение трудных поручений и доводят их до конца. От предыдущего типа их отличает некоторая медлительность.
  • • III тип ВНД — это сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный (безудержный). Дети этого типа плохо управляют своими эмоциями, они вспыльчивы. Короткие взрывы необоснованных возбуждений сопровождаются у них двигательным эффектом. Условные рефлексы у таких детей образуются сравнительно медленно. Учатся часто неудовлетворительно. Словарный запас у них богат, но речь неровная, быстрая, с колеблющимися интонациями. Начало фразы, как правило, бывает бойким, но постепенно накал снижается и речь заканчивается тихо.
  • • IV тип — слабый, понижено возбудимый. Он характеризуется слабыми возбудительными процессами в коре и подкорковой области. У таких детей деятельность первой и второй сигнальной систем протекает на более низком уровне, чем у остальных типов. Условные рефлексы вырабатываются медленно, они неустойчивы и легко поддаются внешнему торможению. Дети не переносят длительного действия раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойное запредельное торможение. Речь детей тихая, медленная, словарный запас небольшой. Незначительные перегрузки приводят к развитию утомления и переутомления.

Классификация типов ВНД у детей по А.Г. Иванову-Смоленскому построена с учетом функционирования сигнальных систем (рис. 13.5). В ее основу положена способность нервных процессов у детей к взаимопереходам от одной сигнальной системы к другой, от одной формы мышления к другой.

Типы ВНД у детей именуются как А, Б, В, и Г. А и Б обладают наибольшим сходством. Они характеризуются одинаковой степенью развития первой и второй сигнальных систем. В дальнейшем они станут основой для развития среднего типа ВНД взрослого человека. Однако в детском периоде типы А и Б отличаются друг от друга тем, что у детей типа А переход нервных процессов из одной сигнальной системы в другую легко осуществляется, тогда как у ребят группы Б он затруднен.

Ребенок типа А от предметного, конкретного мышления без труда переходит к абстрактному и наоборот. Любуясь показанной яркой картиной, он быстро переключается на устное изложение того, что на ней изображено. Такая смена действий требует перехода от первой сигнальной системы ко второй, от конкретного мышления к абстрактному. Рассматривая эту же картину, ребенок с ВНД типа Б не сразу перейдет от созерцания к изложению ее содержания.

Тип Б характеризуется затрудненной передачей из второй сигнальной системы (развитой сильнее) в первую. Такой ребенок, успешно справляясь с пересказом сюжет показанной ему картины, будет испытывать значительные затруднения при обратной задаче: необходимости представить, изобразить то, что было передано ему в словесной форме. Дети этого типа имеют развитое абстрактное мышление. Тип В — прототип взрослого мыслительного типа.

Наконец, тип Г отличается затрудненной передачей из первой во вторую сигнальную систему. Школьнику этого типа, имеющему в руках красивые кубики, палочки и т.д., трудно перейти к математическим манипуляциям с ними. Это связано со значительным преобладанием чувственно-образного над абстрактным мышлением. Ребенку типа Г трудно перейти к решению задачи, условие которой он живо нарисовал в своем воображении. Естественно, чтобы справиться с задачей ему потребуется значительно больше времени, чем детям всех предыдущих типов. На основе типа Г, как правило, развивается взрослый художественный тип.


Рис. 13.5. Соотношение типов взаимодействия сигнальных систем взрослого (по Павлову) и ребенка (по Иванову-Смоленскому).

Заштрихованный прямоугольник—первая сигнальная система; незаштрихованный— вторая; -? —переход процесса из одной сигнальной системы в другую; А, — затрудненный переход процессов; Б, -I—легкий переход процессов.

13.12. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ СНА

Сон —периодическое функциональное состояние человека, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности и активных связей с окружающей средой. Сон и условное торможение по своей природе являются единым процессом. Различие между ними состоит лишь в том, что условное торможение во время бодрствования охватывает лишь отдельные группы нейронов, в то время как в процессе развития сна торможение иррадиирует по коре полушарий головного мозга, распространяясь и на лежащие ниже отделы головного мозга.

На основании электроэнцефалографической картины сон подразделяют на несколько стадий.

Стадия I —дремота, процесс погружения в сон. На ЭЭГ преобладают а- и 9-ритмы.

Стадия II —поверхностный сон. На ЭЭГ появляются веретена сна (частота примерно 15 Гц, вариант a-ритма). Их появление совпадает с отключением сознания; стадия занимает около 50% времени сна и по длительности нарастает от первого к последнему циклу.

Стадия III —глубокий сон (дельта-сон), характеризуется наличием A-ритма частотой 3,0—3, 5 Гц, который занимает до 30% ЭЭГ.

Медленный сон (ортодоксальный)

Быстрый сон (парадоксальный)

Физиологическое состояние организма

Наступает после засыпания, длится 60-90 минут. Снижается обмен веществ и активность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, мышечный тонус падает, мышцы расслабляются температура понижается. Пробуждение сопровождается повышением температуры тела

Наступает после медленного сна, длится 10-15 минут. Активизируется деятельность внутренних органов: учащается пульс, дыхание, повышается температура, сокращаются глазодвигательные (глаза быстро двигаются), мимические мышцы тонус скелетной мускулатуры отсутствует

Психические процессы мозга

Сновидения отражают процессы мышления и пересказ событий прошедшего дня, они абстрактны и познавательны. Может происходить разговор во сне, возникают ночные страхи у детей и снохождение (лунатизм)

Возбуждение нейронов затылочных долей. Появление реалистичных эмоциональных сновидений со зрительными, звуковыми и обонятельными образами. Происходит классификация и упорядочение поступившей за день информации, консолидация памяти. Лишение человека этого вида сна приводит к расстройствам памяти и психическим заболеваниям

Сон обеспечивает восстановление организма, снижает психическое напряжение (антистрессовая роль), синхронизирует деятельность организма с циклами день—ночь, обеспечивает переработку информации, поступившей в организм в процессе бодрствования.

С возрастом укорачивается общая длительность сна: новорожденный ребенок спит до 21 ч в сутки, в 3 мес— 16—19 ч, к 1 году— 14 ч, в 3—5 лет — 13 ч, в 10 лет — 10 ч, к 16 годам продолжительность сна становится такой же, как у взрослых — 8—9 ч (у женщин обычно средняя продолжительность сна больше, чем у мужчин). Постепенно происходит переход от полициклического сна к моноциклическому: сон и бодрствование сменяются у новорожденного до 7 раз за сутки, в 1 год— 3 раза, с 2 до 6 лет — 2 раза, с 7 лет сон становится моноци- кличным, как у взрослых. В онтогенезе изменяется структура сна: фаза быстрого (парадоксального) сна занимает у новорожденного до 60% общего времени сна, к 5 годам она достигает, как у взрослых, 20% общего времени. На ЭЭГ во время сна до 3 лет выявляются только 6- и 0-волны, характерные для стадии медленного (классического) сна, затем появляются и (3-волны, характеризующие быстрый сон.

У детей сон имеет некоторые особенности: у 20% детей в возрасте 3—5 лет наблюдается ночное недержание мочи (энурез), что связано со слабым корковым контролем спинномозговых центров мочеиспускания; примерно у 20% детей от 5 до 12 лет встречается ночная ходьба (сомнамбулизм) и сноговорение; бывают ночные кошмары — пробуждение на стадии глубокого сна с криком, плачем, проявлением ужаса, с частичной или полной амнезией этого события; чаще возникают сновидения, которые бывают очень красочные и разнообразные. В определенной степени эти проявления обусловлены высокой реактивностью нейронов головного мозга, обилием новой информации, которую получает ребенок в период бодрствования.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.