Транскортикальная сенсорная афазия это

Проводниковая афазия. Характерной чертой проводниковой афазии является непропорциональное нарушение повторения. Понимание устной речи относительно сохранно. Беглая спонтанная речь часто сочетается со случайным заиканием и фонематическими парафазиями. Однако беглость речи нарушена не столь значительно, как повторение. При назывании также отмечается легкая тенденция к засорению речи парафазиями. Отмечается отсутствие или легкая степень выраженности двигательных и чувствительных расстройств.

Проводниковая афазия наблюдается при поражении двух зон: (1) надкраевой извилины, иногда с вовлечением подостровкового белого вещества; (2) первичного коркового центра слуха, островка и подлежащего белого вещества. Часто, но не постоянно, наблюдается вовлечение в патологический процесс дугообразного пучка, представляющего собой подкорковые волокна белого вещества, соединяющие центр Вернике с полями Бродмана.

Кровоснабжение этих зон вариабельно — от нижних или верхних ветвей средней мозговой артерии.

Афазии, не связанные с поражением зон вокруг сильвиевой борозды, характеризуются сохранностью функции повторения и анатомической сохранностью ядра речевой зоны вокруг сильвиевой борозды. Афазии этого вида встречаются реже по сравнению с афазиями, обусловленными поражением зон вокруг сильвиевой борозды. Обычно они возникают при инфарктах в зонах смежного кровообращения, но могут также наблюдаться при опухолях, абсцессах, кровоизлияниях и других очаговых поражениях мозга.

Транскортикальная моторная афазия характеризуется несоответствием спонтанной речи и повторения. Спонтанная речь грубо нарушена, страдает беглость речи, речь прерывистая. В противоположность этому, способность к повторению выражений и чтение вслух сохранены. Понимание речи не нарушено. Называние предметов может быть слегка затруднено.

Транскортикальная моторная афазия возникает при поражении двух зон: (1) коры лобной доли и подлежащего белого вещества кпереди или кверху от центра Брока или (2) премоторной зоны и поясной извилины. Очаги поражения в данных зонах разобщают центр Брока, лимбическую кору и другие зоны мозга.

Участки коры мозга кпереди и кверху от центра Брока находятся в зонах смежного кровоснабжения передней и средней мозговых артерий. Премоторная область и поясная извилина кровоснабжаются передней мозговой артерией.


У больных с транскортикальной сенсорной афазией наблюдается выраженное расстройство понимания устной речи при сохранности повторения. Спонтанная речь беглая, хотя часто с парафазиями. Характерна эхолалия — автоматическое повторение услышанных фраз. Чтение вслух может быть достаточно хорошим, в то время как понимание прочитанного нарушено. Двигательные и сенсорные расстройства обычно отсутствуют.

Очаги поражения могут находиться на большом пространстве кверху и кзади от задних отделов речевой зоны вокруг сильвиевой борозды, включая среднюю височную и угловую извилины, а также подлежащее белое вещество. Эти очаги разобщают центр Вернике и многие ассоциативные зоны в задних отделах мозга, нарушая обратную активацию вербальными символами.

Очаги поражения обычно находятся в зоне смежного кровоснабжения средней и задней мозговых артерий.

Это редкое состояние аналогично тотальной афазии, за исключением сохранности способности к повторению. Спонтанная речь минимальна или отсутствует. Больные не способны понимать устную речь, называть предметы, читать и писать. Тем не менее, повторение устных выражений сохранено. Часто наблюдается эхолалия. Могут наблюдаться легкий гемипарез и гемигипестезия, более выраженные в проксимальных отделах конечностей.

Очаги поражения соответствуют серповидной пограничной сосудистой зоне между передней, средней и задней мозговыми артериями.

транскортикальная моторная афазия Это происходит из-за травмы, которая оставляет нетронутыми перизилвиальные области языка и их связи, но в то же время изолирует их от ассоциативных областей мозга. Области ассоциации устанавливают связи между чувствительной и моторной зонами и отвечают за интеграцию и интерпретацию информации, поступающей из этих зон, что имеет смысл.

Это языковое расстройство характеризуется уменьшением спонтанной речи, однако он хорошо понимает, что ему говорят, когда оно не очень сложное..


Самое смешное, что эти типы пациентов не могут ответить на вопрос, когда их спрашивают, как их зовут, но могут практически свободно повторять любое предложение..

Как это произошло?

До сих пор были известны только центры слуховых образов (мы называем это А) и моторные образы (мы называем это М) слов. Центр концепций, добавленных этим автором, был необходим для того, чтобы люди понимали язык, будучи в состоянии говорить спонтанно, по собственной воле.

И это будет связано с областью Вернике (сфокусированной на слуховом аспекте слов и понимании языка) и с областью Брока (сфокусированной на моторном аспекте слов и речевого выражения).

- Когда на трассе A-B есть травма, то есть в связях между слуховым центром слов и центром понятий существовало непонимание языка, и пациент мог повторять предложения другим способом. Это вызывает транскортикальную сенсорную афазию: это влияет на понимание.

- Когда на трассе M-B есть травма, или в моторных связях языка и концептуального центра происходит уменьшение спонтанной речи, хотя пациент может повторять предложения. Это приводит к транскортикальной моторной афазии, которую мы здесь описываем, и влияет на выработку языка.

Позже Вернике описал хороший пример, чтобы понять, что предложил Лихтайм:

Эти изображения связаны друг с другом, и все они образуют концепцию колокола. Эта концепция также представлена ​​в моторных изображениях, что вызывает движения, необходимые для словесного произношения "колокол".

Здесь мы видим пример того, как эта модель будет структурирована. B означает центр понятий, M - центр моторных репрезентаций, а A - центр слуховых репрезентаций языка. Как мы видим, B имеет разные подтипы: B1, B2, B3 . это означает, что понятия широко распространены по всему мозгу.


Норман Гешвинд изучил случай афазии этого типа, исследуя мозг после смерти.

Он обнаружил большое двустороннее поражение (в обоих полушариях) в коре и в белом веществе, которое оставило неповрежденной кору перисильвы, островок, затылочную долю и другие области. Таким образом, повреждение оставило языковые зоны остальной части коры без связи с внешним миром и сохранило больше областей Вернике и Брока, в дополнение к связям между ними.

Это означает, что области языкового понимания и производства сохраняются, но этого недостаточно. Связи с другими местами в мозге необходимы для того, чтобы язык функционировал удовлетворительно, достигая запоминания и восстановления значений слов..

Транскортикальная моторная афазия обычно возникает из-за ишемии в левой средней мозговой артерии или близлежащих областях, которые могут поражать переднюю мозговую артерию. Это обычно появляется из-за инсульта в передней верхней лобной доле доминирующего полушария для языка (обычно слева).

По словам Бертье, Гарсиа Касарес и Давила (2011) существует 3 типа:

Во-первых, это может произойти вместе с мутизмом или языком с очень небольшой беглостью. Позже они испускают только отдельные слова или автоматические фразы.

Кроме того, они правильно формулируют и грамматика адекватна, хотя с низким уровнем громкости голоса и без мелодии. Понятия или категории меняются, повторяются без проблем.

Они не представляют парафазии или проблемы понимания или деноминации. Этот подтип также характеризуется эхолалией и способностью завершать предложения..

Он характеризуется отсутствием инициативы говорить, из-за дефицита лексических и семантических стратегий поиска или незнания, как выбирать между несколькими словесными ответами. С другой стороны, понимание, деноминация и повторение не повреждены.

То же, что и классический, но, поскольку поражение распространяется в других регионах (правое полушарие, область Брока, сенсомоторная кора . ), появляются другие различные симптомы. Например: проблемы с артикуляцией или слуховым восприятием, заикание и т. Д..

Важно не путать транскортикальную моторную афазию с акинетическим мутизмом, поскольку последний связан с лобным повреждением головного мозга, которое вызывает состояние апатии или демотивации у пациента, которое мешает ему инициировать поведение, в том числе язык.

Какова его распространенность?

Согласно исследованию Копенгагенской афазии, из 270 случаев афазии только 25 пациентов (9%) имели транскортикальную афазию. В частности, 2% было моторного типа. С другой стороны, когда после травмы прошло больше времени (в течение первого месяца после повреждения), транскортикальная моторная афазия встречается чаще (8%), чем сенсорная (3%)..

Короче говоря, это набор редких афазических синдромов, которые колеблются между 2 и 8% диагнозов афазии в острых фазах.

симптомы

Этот тип афазии может быть результатом эволюции афазии Брока или афазии глобального типа. Согласно Hanlon et al. (1999) тип афазии, называемой глобальной афазией без гемипареза, в некоторых случаях предшествует транскортикальной моторной афазии.

Таким образом, симптомы транскортикальной моторной афазии проявляются на более поздних стадиях, редко, что они возникают сразу после травмы.

В зависимости от мест, которые занимают повреждение мозга, у него будут проявляться разные симптомы. Например, они могут представлять типичные симптомы предлобной травмы (растормаживание, импульсивность или апатия).

- Говорите редко, с трудом, без просодии (без интонации, без ритма или контроля скорости).

- Издает только короткие предложения с плохой грамматической структурой..

- Жидкое и адекватное словесное повторение, хотя оно ограничено не очень длинными фразами. Чем длиннее предложение, тем больше ошибок они совершают. Это служит отличием от других типов афазии, так что, если повторение сохраняется, можно поставить окончательный диагноз транскортикальной моторной афазии..

- Неконтролируемая и непроизвольная эхолалия.

- Способность именования варьируется в разной степени в зависимости от каждого пациента и зависит от информации об окружающей среде и фонетических клавиш (звуков языка).

- Понимание чтения практически сохраняется. Они могут даже читать вслух с небольшим количеством ошибок, что очень удивительно для пациентов с афазией.

- Вместо этого он представляет изменения в письменной форме.

- Это может показать дефицит в правильной двигательной способности, обычно частичный гемипарез.

- В некоторых случаях также существует идеомоторная апраксия, что означает невозможность запрограммировать последовательность произвольных движений, необходимых для правильного использования предметов (таких как чистка зубов щеткой или подметание метлой), в дополнение к так называемым переходным движениям (делать такие жесты, как попрощайтесь со своей рукой) или непереходный (имитировать движения или позы, которые указаны).

Каков твой прогноз?

Хороший прогноз оценивается, есть авторы, которые наблюдали значительное восстановление после одного года, видя прогресс очень рано.

Даже через несколько недель пациенты могут ответить на вопросы намного лучше, чем в начале. Понемногу речевые и менее обычные парафазии встречаются чаще. Они также получают в грамматической структуре, хотя предложения остаются короткими.

Как мы уже говорили, у пациентов с брока или афазией часто развивается этот тип афазии..

Тем не менее, местоположение и степень травмы, возраст, уровень образования, пол, мотивация и доступная поддержка влияют на течение болезни (Thompson, 2000)..

Как оценивается пациент?

Ниже вы увидите некоторые рекомендации для оценки состояния пациента, подозреваемого на этот тип афазии:

- Комплексная оценка языковых навыков.

- Изучите другие когнитивные функции, чтобы увидеть их состояние и исключите другие причины: внимание, память или исполнительные функции.

- Попробуйте выбрать или спроектировать тесты, в которых можно измерить язык, не затрагивая трудностей в производстве языка, которые есть у этих пациентов.

- Хорошим тестом для установления диагноза является Бостонский тест для диагностики афазии (TBDA), который измеряет состояние нескольких языковых аспектов: беглость речи, восприятие на слух и понимание прочитанного, наименование, чтение, письмо, повторение, автоматизированная речь (чтение) и музыка (пение и ритм).

- Большое количество очень разнообразных тестов может использоваться для оценки других аспектов, таких как внимание, память, визуально-пространственные функции, практики, исполнительные функции и т. Д..

Хороший профессионал знает, как объединить тесты и запрограммировать их наилучшим образом, чтобы оценить наиболее правильный путь к пациенту без его утомления и разочарования..

Благодаря этим результатам вы можете найти консервативные возможности, которые могут быть улучшены и повреждены, и вам придется работать над ними, чтобы восстановить или смягчить их..

лечение

Во многом это зависит от того, насколько затронуты или нет другие когнитивные функции, которые мы назвали ранее.

Чтобы терапия работала, больной афазией должен уметь сохранять внимание и концентрироваться. Кроме того, вы должны изучить новые стратегии, поэтому у вас должен быть минимум возможностей, связанных с памятью.

С другой стороны, также важно, чтобы они сохранили исполнительные функции, поскольку без них они не смогут обобщать знания, быть гибкими или применять их в других средах. Если, с другой стороны, необходимо обучать компенсаторным методам общения, таким как рисование или письмо, навыки визуального восприятия должны быть неповрежденными..

То есть, если какой-либо из этих основных возможностей поврежден, сначала мы должны попытаться реабилитировать эти возможности, чтобы заложить основы для хорошего восстановления после языковой.

Для этого может быть полезным сокращение неправильных или настойчивых ответов, которые будут препятствием для правильной речи..

Как это сделать? Ну, во-первых, пациент должен осознавать свои ошибки, чтобы исправить их. Это делается просто с помощью именования задач (названия объектов, животных . ). Если много пропущено в одном и том же слове, человеку может быть полезно научиться вводить неправильное слово, написанное и зачеркнуто в месте, где оно его видит.

Если вы не можете сказать слово, вы можете предоставить подсказки; в качестве первой буквы, которая начинается, произнесите определение слова или используйте жесты, которые представляют.

В тех случаях, когда это не достигается, специалист может произнести стимул вслух и попросить пациента повторить его..

Вы также можете поощрять создание новых грамматических конструкций с помощью фотографий, небольших историй или высказываний, которые пациент должен попытаться описать или ответить на некоторые вопросы по этому поводу. Попробуйте добавить новые прилагательные и использовать различные типы фраз (вопросительные, декларативные, сравнительные . )

Другие задачи направлены на генерирование идей по определенной теме. Вы можете предложить человеку высказаться по темам, которые вас интересуют, и ответить на вопросы по нему, или вам дают тексты, видео или изображения на тему, которая поможет вам.

Важно повышение мотивации, самоконтроля, самосознания и поддержания поведения, нацеленного на достижение цели. Это называется метапознанием, и очень полезно оставаться и расширять то, что вы узнали в процессе лечения..

В исследовании Bhogal et al. (2003), максимальные эффекты вмешательства были выделены, если оно проводилось интенсивно (8 часов в неделю в течение 2 или 3 месяцев).

Существуют исследования, которые защищают успех бромокриптина, препарата-агониста допамина, который, по-видимому, потенцирует положительные результаты вмешательства у пациентов с транскортикальной моторной афазией (Pulvemüller & Bethier, 2008). Его функция заключается в увеличении числа нейронных сетей, чтобы помочь излучению словесной экспрессии у пациентов, которые не говорят свободно.

Поражение белого вещества области Т1.Этот синдром впервые описал Лихтгейм, наблюдавший пациентов с плавной парафазической речью и тяжелым нарушением понимания речи, которые, однако, отличались от пациентов с сенсорной афазией Вернике сохранностью повторения слов и предложений (Lichtheim, 1885). Как он считал, этот синдром был вызван прерыванием связи между центром понятий и сохранным центром слуховых образов, который обычно поражается при сенсорной афазии, описанной Вернике. По предположению Лихтгейма, поражение, отвечающее за развитие этого синдрома, затрагивало ассоциативный путь в белом веществе у основания задней Т1 и прерывало путь к центру понятий. Такие поражения допускают сохранность повторения речи, поскольку речевая информация может перенаправляться из сенсорного центра речи в Т1 в моторный центр речи в F3.

Дамазио описывает ряд случаев ТСА, где наблюдались поражения задней области Т2, у одних пациентов распространяющиеся на затылочную кору, а у других — на заднюю область Т1 или угловую извилину (Damasio, 1981). Другие авторы также подчеркивают роль поражений задней височно-теменной области (Kertesz et al, 1977; Rubens, Kertesz, 1983; Berthier et al., 1991). Мы наблюдали случай ТСА, где при вскрытии был обнаружен обширный инфаркт, расположенный в бе-

лом веществе задней Т1 и Т2 и распространяющийся на кору угловой извилины (случай 15, Tonkonogy 1986). В некоторых случаях афазия Вернике, наблюдавшаяся в острой стадии инфаркта, в ходе выздоровления сменяется на ТСА (Rubens, Kertesz, 1983). В нашем случае 9 (Tonkonogy, 1986), ТСА развилась на стадии выздоровления от афазии Вернике; пациент умер на 42-й день после инфаркта; при вскрытии обнаружен небольшой инфаркт в коре левой задней области Т1 на границе с угловой извилиной.

Итак, согласно литературным данным, поражения при ТСА обычно довольно обширны и занимают два или больше участков задней речевой зоны, обычно с центром в Т2 и ТЗ, и распространяются на затылочную долю. Также отмечается, что в некоторых случаях поражение может затрагивать нижнюю область теменной доли, главным образом угловую извилину, и заднюю Т1. ТСА также может наблюдаться в случаях генерализованной корковой атрофии, возможно, с локальной акцентуацией в задней речевой зоне (рис. 5.1.7).


Рис. 5.1.7. Основная локализация поражений в левом полушарии при различных формах задней афазии

Глобальная афазия

Обширное поражение речевых зон, окружающих латеральную борозду (силь-виеву борозду). При глобальной афазии имеется обширный инфаркт в левом полушарии мозга. Этот инфаркт характеризуется следующим:

• занимает кору и белое вещество вокруг сильвиевой борозды левого полушария;

• поражает переднюю и заднюю речевые зоны;

• распространяется от зоны Брока, оперкулюм Роланда и островка через супрамаргинальную извилину и переднюю, а также среднюю части первой височной извилины к угловой извилине.

Он часто распространяется вглубь до хвостатого ядра, скорлупы и внутренней капсулы.

Случаи сохранности зон Брока и Вернике. При глобальной афазии обычно отмечаются поражения зон Брока и Вернике, но в некоторых случаях одна из этих зон может быть сохранна.

В нашем случае 10 (Tonkonogy, 1986) после инфаркта развилась тяжелая афазия Вернике, а после второго инфаркта — глобальная афазия. Пациент умер от остановки сердца через 7 месяцев после второго инфаркта. При вскрытии обнаружены застарелые кисты, образовавшиеся после инфаркта в сером и белом веществе левого полушария. Самая большая киста занимала область от задней Т1 и угловой извилины до супрамаргинальной извилины и нижней трети задней центральной извилины. Эта киста обусловила развитие афазии Вернике после первого инфаркта. Еще три небольшие кисты располагались в средней части передней центральной извилины, в задних частях F1 и F2 и в лентикулярных ядрах. Зона Брока в задней области F3 была сохранна.

В случае 17 с глобальной афазией зона Вернике в задней Т1 была сохранна, а зона Брока, оперкулюм Роланда, островок и задняя F1, а также нижняя теменная долька и передняя Т1 были разрушены инфарктом. Сохранная область задней речевой зоны включала в себя, кроме задней Т1, среднюю часть Т1 и извилин Гешля, несмотря на имеющиеся в этом случае выраженные расстройства речи и понимания жестов. Поражений подкорковых структур на вскрытии обнаружено не было. Роль отека этих областей можно исключить, поскольку пациент умер через 18 месяцев после инфаркта, вызывавшего развитие глобальной афазии.

Одним из наиболее характерных расстройств повреждения головного мозга является афазия, которая определяется как изменение способности понимать и / или производить устный и письменный язык , Существует особый тип афазии, который характеризуется сохранением способности повторять услышанные слова; речь идет о транскортикальных афазиях.

В этой статье мы опишем Основные характеристики трех типов транскортикальной афазии : сенсорный, моторный и смешанный. В качестве введения мы кратко объясним общие черты афазий, особенно транскортикальных.

Что такое транскортикальная афазия?

Афазии - это языковые расстройства, возникающие в результате травм у области левого полушария мозга, связанные с речью , а также с чтением и письмом. Тем не менее, у некоторых людей язык более распределен между двумя полушариями, как в случае с левшами, и левый не является доминирующим.

Наиболее частыми причинами афазии являются ишемические инсульты, черепно-мозговые травмы и нейродегенеративные заболевания, в том числе деменции.

Признаки транскортикальной афазии сильно различаются в зависимости от типа, к которому мы относимся (сенсорный, моторный или смешанный). Тем не менее, три типа транскортикальной афазии присутствуют в качестве общего признака поддержания способности повторять слова или фразы, которые были произнесены другими людьми.

Эта характеристика отличает транскортикальную афазию от других вариантов этого расстройства, в частности афазию Брока или мотора, афазию Вернике или сенсорную, проводимость и общую или полную афазию. Помимо этого, Обычные признаки транскортикальных афазий аналогичны остальным .

Типы транскортикальной афазии

Три типа транскортикальной афазии были выделены в зависимости от относительного преобладания симптомов и признаков, связанных с пониманием и выработкой языка.

Таким образом, мы обнаружили транскортикальную сенсорную, моторную и смешанную афазию, в которой два типа изменений присутствуют в тяжелой степени.

Транскортикальная сенсорная афазия характеризуется недостаточным пониманием языка проявляется ли это в речи или в чтении, а также в поддержании речевой беглости. Эти признаки очень похожи на признаки афазии Вернике, хотя в этом повторение изменено.

Как в афазии Вернике, так и в транскортикальном сенсоре артикуляция фонем правильна, хотя в дискурсе, как правило, много бессмысленных терминов (неологизмов), а также ненужных слогов и слов (парафазий), которые имеют смысл словесной продукции.

Этот тип афазии Это связано с поражениями в нижней части соединения между височной, теменной и затылочной долями. , которые соответствуют областям 37 и 39 классификации, выполненной Brodmann. В этой части мозга мы находим сильвинскую трещину или боковую борозду мозга, одну из ее самых важных складок.

Контузии и кровоизлияния в левой височной доле и инфаркты в задней мозговой артерии того же полушария являются распространенными причинами транскортикальной сенсорной афазии.

Эти случаи характеризуются сохранением способности называть предметы, понимать язык и повторять слышимые слова, а также наличием различных изменений в производстве речи.

При моторной транскортикальной афазии наблюдается снижение инициативы говорить, сопровождаемое явления, связанные с повторением и имитацией слов Выражается другими людьми или самим собой, в основном, персервация, эхолалия и палилалия.

Беглость речи нормальна, когда человек повторяет слова и фразы или когда он называет предметы, хотя он намного меньше во время спонтанной речи.

Смешанные афазии - это те, которые присутствуют значительные двигательные симптомы (то есть те, которые связаны с производством языка и письма), но также и сенсорные (восприятие и восприятие речи и чтения).

Мы говорим о смешанной транскортикальной афазии, когда эти признаки возникают без совместного изменения способности повторять слова и фразы. В противном случае мы будем иметь в виду глобальную афазию, которая связана с очень обширными поражениями левого полушария головного мозга.

Как и в транскортикальной моторной афазии, в смешанной текучести также нормально повторяться, но сильно изменяется при самопроизвольном выделении. Эхолалия и другие подобные непроизвольные повторения также обнаружены.

Используется ли процедура ТМС при афазии? (July 2020).



Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова. Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения. При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.

Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка. Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота. Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания. Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего. Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.