Творческие задания по нервной системе

Урок биологии. 9 класс

Собраться вместе — это начало.

Держаться вместе — это прогресс.

Работать вместе — это успех.

Цели и задачи урока:

сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;

развивать умения решать схемы и головоломки, анализировать, сопоставлять и делать выводы;

воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви и бережному отношению к своему организму.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический, поисковый, игровой.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

раздаточный материал для команд.

Тип урока: контрольно – обобщающий (с применением игровой формы)

Литература: В.И. Сивоглазов Естествознание: Учебник для 9 класса вспомогательной школы. М: Просвещение,1990, для учащихся.

Структура урока:

Вступительное слово учителя (значение материала изученной темы, сообщение цели и плана урока).

Представление групп обучающихся (название и девиз).

Ход игры (выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания на основе фактов и явлений). Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

Формулирование выводов по изученному материалу.

Оценка результатов и подведение итогов урока.

Подготовительная работа:

1.Организационный момент

Акцентирование внимания обучающихся на необычности данного урока. Объяснение хода и правил игры.

2.Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке нам предстоит обобщить изученный материал, привести знания в систему. Будем работать как в группах, так и индивидуально.

Функции нервной системы

Выберите правильные ответы на вопрос: каково значение нервной системы?

регулирует работу органов;

поддерживает относительное постоянство внутренней среды организма;

обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма;

обеспечивает связь организма с внешней средой;

защищает организм от повреждений;

обеспечивает организм питательными веществами и кислородом;

является опорой тела;

служит основой психической деятельности: речи, памяти, мысли, чувства.

Назовите основные отделы нервной системы (работа с таблицей).

Поясните, какой термин зашифрован.

Работа с терминами

Нервная система состоит из (головного мозга, спинного мозга, нервов)

Какой тканью образована нервная система? (нервной)

Назовите главные клетки нервной ткани? (нейроны)

Назовите 2 свойства нервной ткани (возбудимость, проводимость)

Как называется ответная реакция организма на раздражении? (рефлекс)

Путь, по которому проходят нервные импульсы при осуществлении рефлекса? (рефлекторная дуга)

Большие полушария покрыты …(корой)

Что является основой высшей нервной деятельности? (рефлекс)

Какой отдел головного мозга является продолжением спинного мозга? (продолговатый мозг)

Точный распорядок труда, отдыха, приема пищи, отхода ко сну? (режим дня)

Каково строение спинного мозга?


Выберите правильные ответы на вопрос: каково значение спинного мозга?

связывает головной мозг с органами тела;

участвует в регуляции движений туловища и конечностей и работы внутренних органов;

обеспечивает согласованность движений и равновесие тела;

зависит отделение пота, сокращение диафрагмы, кровеносных сосудов;

обеспечивает сознание, память, внимание, речь.

Строение головного мозга

Подпишите отделы головного мозга, которые мы изучили (на экране)



(6 карточек) – соединить

связывает головной мозг со спинным;

управляет сердечной деятельностью, дыханием, пищеварением, потоотделением

обеспечивает согласованность движений и равновесие тела

Большие полушария - кора

обеспечивает сознание, память, речь, мышление, трудовую деятельность

Среди предложенных вам образцов тканей, выберите нервную ткань. Объясните свое решение

(слайд 14)





Назовите главные клетки нервной ткани. Подпишите все его части


( слайд 15)


(по выполняемым функциям)



(по выполняемым функциям)




чувствительные вставочные двигательные

чувствительные нейроны проводят импульс от рецепторов – нервных окончаний в ЦНС;

двигательные нейроны проводят импульс из ЦНС к органу;

вставочные нейроны соединяют между собой чувствительные и двигательные пути.

Работа с таблицей.

Что такое рефлекс?

Что такое рефлекторная дуга?

Объясните схему работы рефлекторной дуги.

Расположите по порядку (от спинного мозга) отделы мозга?

Расположите в порядке осуществления рефлекса?

2- вставочный нейрон

Расположите в порядке увеличения размеров мозга:

2- большие полушария

3- продолговатый мозг

Из какого вещества образована кора больших полушарий?

В состав нейрона не входит?

1- длинный отросток

2- короткие отростки

Делят полушария на доли?

Наиболее чувствительные к алкоголю клетки?

Белое вещество спинного мозга образовано ?

1- вставочными нейронами

3- длинными отростками нейронов

Нервный импульс - это

1- химическое взаимодействие клеток в организме

2- условный рефлекс

3- взаимодействие клеток организма через н/с

4- электрическая волна, распространяющаяся по клеточным мембранам

Вставочные нейроны передают импульсы от…?

1- спинного и головного мозга к мышцам

2- рецепторов в ЦНС

3- от чувствительных нейронов к двигательным

4- рецепторов к мышцам

Диаметр спинного мозга взрослого человека

В какой доле коры больших полушарий головного мозга расположена зрительная зона

Рефлекс – это:

1-путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передается рабочему органу

2-ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой

3- передача возбуждения к рабочему органу

Функции нервных окончаний:

1- несут возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу

2- воспринимают раздражение

3- переключают возбуждение с чувствительных нейронов на вставочные

4- переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные

Свойство нервной ткани:

1-возбудимость и сократимость

2- возбудимость и проводимость

4 - только возбудимость

Нервной клеткой называется

Рецептор - это

1- нервный импульс

3- нервное окончание

В спинном мозге бабочку напоминает

1- белое вещество

2- серое вещество

3- красное вещество

4- золотое вещество

В каком отделе головного мозга находится дыхательный центр

1- в промежуточном мозге

2- в среднем мозге

4- в продолговатом мозге

Воспаление мозговых оболочек - это

Рецепт здорового образа жизни. Режим дня. Найдите правильные варианты ответа (слайды 37-43)

Обучающимся после школы рекомендуется сразу делать уроки (отдыхать)

Отдых должен быть пассивным (активным).

Во время занятий ничто не должно отвлекать вашего внимания.

Приготовление уроков начинать с устных предметов (письменных предметов средней сложности).

Неправильно (правильно) организованный режим дня обеспечивает нормальное развитие организма, сохраняет здоровье.

Режим дня вырабатывает вредные (полезные) привычки.

Ребенок страдает (не страдает) от нехватки времени.

Длина спинного мозга (45см)

Масса головного мозга (1300-1400г)

Организм должен отдыхать через (35- 40 минут)

Короткий перерыв составляет (5-10 минут)

Диаметр спинного мозга взрослого человека (1 см)

Взрослому школьнику достаточно спать (7-8 часов)

Ужинать необходимо за (1,5-2 часа до сна).

Вставьте в предложения пропущенные слова

Гигиена сна

Ложиться спать в … … (одно время).

Перед сном полезно совершить … (прогулку).

Рекомендуется ужинать за … часа до сна (1,5).

На ужин употреблять … , … … пищу (легкую, хорошо усваиваемую).

Гигиенические процедуры совершать … … (перед сном) .

Вредно спать на … матраце и … подушке (мягком высокой)

Ложиться нужно на …. бок (правый).

Полезно спать при … …. . (открытой форточке).

Менять постельное белье через … дней (10).

Матрац чистить …раза в месяц … (1-2) .

Иссушил меня проклятый злодей,

Нету больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет поменял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок,

И внимания, и памяти нет –

Все от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину –

За страсть к курению

Пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.

Найдите правильные варианты ответа:

(слайды 51-53)

Вызывает в головном мозге торможение.

Вызывает в головном мозге возбуждение.

Утомляется и истощается головной мозг.

Слабеет память, внимание, снижается работоспособность.

Не влияет на память, внимание, работоспособность.

Улучшается общее состояние организма.

Появляется бессонница, боль, раздражительность.

Нарушается работа мозга.

Найдите правильные варианты ответа:

(слайды 54-55)

Нарушается работа нервных клеток.

Не влияет на работу нервных клеток.

Изменяется поведение человека.

Становятся развязными, самонадеянными.

Разумно мыслят, рассуждают.

Не способны разумно мыслить и рассуждать.

Изменяется острота зрения, нарушается координация движения.

Толкает людей на преступление.

Резко снижаются умственные способности.

Не влияет на умственные способности .

5. Подведение итогов урока. Формулирование выводов по изученному материалу.

Учитель предлагает сделать выводы по обобщению материала.

6.Оценка результатов.

Учитель предлагает командам оценить свою работу на уроке, выставить оценки.

Организует беседу с классом по вопросам:

Достигли ли вы цели урока?

Что было главным на уроке?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересным?

Завершение урока:

Учитель благодарит учащихся за игру!

Список литературы

1Сивоглазов В.И. Естествознание. Человек- М. Просвещение, 1990.

2 .Романов И. В., И.Б. Агафонова Биология . Человек . 9 класс – М. Дрофа 2009.

3. . Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология . Человек . 9 класс . Учебник для специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида. Биология . Человек .


Краткосрочное планирование.

Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона: тело нейрона, дендриты, аксон, рецептор, синапс.

Образовательные:

расширить знания о строении и функциях нервной системы, нервной ткани, нейронах;

Развивающие:

развивать умения работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.

Воспитательные:

сформированные чувства бережного отношения к своему организму.

Результат обучения

умение анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать знания по смежным дисциплинам на уроках биологии; развитие творческого мышления и познавательного интереса учащихся при изучении строении нервной системы; развитие навыков самостоятельной работы;

Ключевые идеи

Изучение самостоятельно материала по структурно-логической схеме:

Решение биологических задач

Работа с наглядными пособиями

Методическое руководство. А.Р.Соловьёва, И.М.Ильясова – Атамура 2005; Пособие для учителей Т.И.Плотников – Москва 2003г., Уроки биологии Г.И.Лернер – Москва 2005г., ресурсы интернета

Организационный момент.

Вспомнить правила работы в группах.

Правило поднятой руки.

Умение слушать и слышать.

Не критиковать, а высказывать свою точку зрения.

Работать активно.

На каждом столе у учащихся лежит план урока, который отображает порядок проведения заданий, задач и т. д. для того, чтобы дети хорошо ориентировались в том, что им предстоит делать во время урока (Приложение 1).
Задание №1

Повторение ранее изученного материала.

Из каких отделов состоит нервная система человека? (Центральная и переферическая)

В чём заключается роль вегетативной нервной системы? (Это система регулирует обменные процессы организма, рост организма)

В чём заключается важность нервной системы человека? (Нервная система систематизирует, контролирует деятельность организма человека)

Изучение самостоятельно материала по структурно-логической схеме:

Какие существуют типы нервной системы?

Какого типа нервная система у человека?

Какие клетки образуют нервную ткань?

Какие бывают нейроны? Какие функции они выполняют?

Какие нейроны не выходят за пределы ЦНС.?

Что образуют тела нейронов?

Что образуют длинные отростки нейронов?

Что такое рефлекс?

Задание №3. 5 мин.Практическая работа

Задания работы даны на карточках в двух вариантах.

Рассмотрите рисунок, определите, что изображено на нём?


– Назовите составные его части, обозначенные цифрами 1-5.

Внимательно рассмотрите рисунок. Какую ошибку допустил автор, изображая нейрон? Обоснуйте свой ответ.


Выполненную работу учащиеся откладывают на край стола.

После выполнения практической работы, учитель предлагает учащимся назвать отделы нервной системы.
Они называют: спинной мозг, головной мозг, периферическую нервную систему, вегетативную нервную систему (показывают эти отделы на таблицах)
Учитель предлагает вспомнить и ответить группы на скорость:(правило поднятой руки)

1. Какие функции выполняет спинной мозг?
2. Как называются нервы, отходящие от спинного мозга? Сколько их?
3. Что образует белое вещество спинного мозга?
4. Что образует серое вещество спинного мозга?

Ответы учащихся: рефлекторную, проводящую; 31 пара спинномозговых нервов; проводящие пути; центры безусловных двигательных рефлексов.
Задание №4.

Решение биологических задач

Для более глубокого осознания функций спинного мозга и значения его, учитель предлагает учащимся решить две биологические задачи.

Задача 1.

1. Нога двигается, но не чувствует боли (повреждены задние корешки мозга)
2. Нога не двигается (паралич), но чувствует боль (повреждены передние корешки мозга)
3. Нога лишилась чувствительности и парализована (повреждены передние и задние корешки мозга).

Задача 2.

Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражён спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а так же работают внутренние органы.

Ответы учащихся: У человека важнейшим отделом н. с. является головной мозг, покрытый корой больших полушарий. Она является материальной основой психической деятельности человека. Работа внутренних органов во многом зависит от деятельности вегетативной нервной системы (блуждающий нерв). Поэтому головной мозг может работать автономно – независимо от других отделов нервной системы.

Задание №5. Биологический диктант.

Предлагается назвать отделы головного мозга. Учащиеся перечисляют отделы головного мозга и показывают их на таблице и муляжах.
Это: продолговатый, средний, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария.

Работа с наглядными пособиями

Предлагается назвать отделы головного мозга. Учащиеся перечисляют отделы головного мозга и показывают их на таблице и муляжах.
Это: продолговатый, средний, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария.

Большие полушария головного мозга

После операционного удаления какого-то отдела мозга собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов. Какой отдел мозга у неё удалён?

Ответ учащегося: кора больших полушарий головного мозга, где расположены центры условных рефлексов.

Вегетативная нервная система

Показав по таблице вегетативную нервную систему, учащиеся решают

Объясните, в чём заключается единство и противоположность действий симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы.

Ответ учащегося: симпатическая и парасимпатическая н.с. оказывают противоположное действие на работу систем внутренних органов, но вместе они обеспечивают согласованную работу этих органов.

учитель демонстрирует рисунки с изображением различных отделов нервной системы (Приложение 2).

Картотека заданий по биологии

Остроухова Татьяна Юрьевна, учитель биологии МАОУ лицей № 1

1. Анализ биологического понятия.

Что такое нерв(ы) или глаз(а), как биологическое понятие?

Напишите слова-ассоциации, связанные со словом нерв(ы) или глаз(а).

Подберите эпитеты к слову нерв(ы) или глаз(а).

Составьте предложение со словом нерв(ы) или глаз(а).

2. Задание на обобщение; определение части и целого; родовидовых понятий (№ 5-8).

Определите, о чём идёт речь:

тело клетки, аксон, дендриты –……( нейрон или части нейрона);

нервы, нервные узлы, спинной мозг, головной мозг –……( органы нервной системы) ;

рецептор, чувствительный нейрон, спинной мозг, исполнительный нейрон, рабочий орган –……( рефлекторная дуга или части дуги);

рецептор органа чувств (воспринимающий отдел), нерв (проводниковый отдел), кора больших полушарий (анализирующий отдел) –……( анализатор или части анализатора) ;

чувствительный, вспомогательный, исполнительный –……( виды нейронов);

аксон, дендриты –……( отростки нейрона);

палочки, колбочки –……(рецепторы сетчатки глаза);

листовидные, желобовидные, грибовидные –……(виды сосочков вкусовой почки)

3. Задание на тренировку внимания, навыков счета, умение переключаться с биологии на количественное мышление.

Количество букв в слове, обозначающем нервную клетку, умножить на количество букв в слове, обозначающем вспомогательные клетки (нейрон (6)×нейроглия (9)=54)

Сложить количество букв в словах, обозначающих отделы вегетативной нервной системы (симпатический (13)+парасимпатический (17)=30)

Из количества частей рефлекторной дуги вычесть количество отделов ЦНС (5−2=3)

Количество отделов головного мозга разделить на количество эндокринных желёз, располагающихся в головном мозге (6:1=6)

Количество долей полушарий большого мозга умножить на количество отделов анализатора (5 ×3=15 )

Количество отделов органа слуха умножить на количество слуховых косточек (3×3=9)

Количество полукружных каналов умножить на количество улиток внутреннего уха (3×1=3)

Количество видов рецепторов сетчатки глаза разделить на количество рецепторов слепого пятна сетчатки глаза (2:0=0)

Из количества видов вкусовых ощущений вычесть количество видов сосочков вкусовой почки (4−3=1)

Количество корешков спинного мозга разделить на количество спинномозговых нервов ((31×4):(31×2)=2)

Рецептор, чувствительный нейрон, спинной мозг, исполнительный нейрон, рабочий орган – это рефлекторная дуга (1)

Рефлекторная дуга – это путь нервного импульса (1)

Нефрон – это нервная клетка (0)

Условные рефлексы – это врождённые рефлексы (0)

Ребёнок видит бутылочку с молоком и чмокает губами – это пример условного рефлекса (1)

Мигательный рефлекс – это безусловный рефлекс (1)

Раздражимость – это ответная реакция организма на внешние воздействия с помощью нервной системы (0)

Звон посуды, вызвавший выделение слюны – это условный раздражитель (1)

Сок лимона, попавший на язык и вызвавший выделение слюны – это безусловный раздражитель (1)

Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к меняющимся воздействиям среды (0)

5. Задание на концентрацию внимания.

Ролслт перепонка уеямчжядроивпефс молоточек ьтиымпроисатиторпа наковальня аолрпаекуцйб стремечко фыздщшолгнрролджбюдщшгекпри улитка азаьблогнеп кортиеворган мвичюдщшнегрпнеку евстахиеватруба енгоаектораелпвуро ушнаяраковина ьдореноравелджшьакпорпактб.

Тоьслт роговица елауеямчжядроивпеф сетчатка ьтиымпроисатиторпа хрусталик аолрпаекуцйпквалз зрачок кафыздщшолгнрролджбюдщшгекпри палочки заьблогнепмвичю колбочки орщшнегрпнеку слепоепятно иорекуюджэнгоаектораелпвуро пжелтое пятно дореноравелджшьежэдп.

6. Задание на умение производить обоснованные рассуждения.

Соотнесите имена учёных и их вклад в науку:

Разработал учение о доминанте

Подразделил все рефлексы, возникающие в организме на условные и безусловные

Разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма

Создал теорию функциональных систем

Ответ: 1Г 2А 3Б 4В

Дайте развёрнутый ответ на вопрос. В чём суть учения о доминанте?

7. Задание на установление причинно-следственных связей.

Определите последовательность частей рефлекторной дуги:

Ответ: 134625 или 136425

8. Задание на установление причинно-следственных связей.

взрыв) нужно открывать рот

Давление на барабанную перепонку должно быть одинаковым со стороны наружного уха (атмосферное) и со стороны полости среднего уха. Если рот закрыт, то мембрану одновременно воздействуют и сильный поток воздуха, и разница в давлении.

Разрыв барабанной перепонки и потеря слуха

Наушники для прослушивания музыки желательно носить не дольше 1ч., а громкость в них не должна превышать рекомендованную

Выше громкость – выше давление на перепонку, выше передаваемая акустической волной энергия, выше износ органов слуха (н апример: эластичность барабанной перепонки, порог чувствительности слуховых рецепторов)

Снижение остроты слуха или потеря слуха

9. Задания на определение логической связи между понятиями.

Постройте логическую цепочку из следующих понятий: нервная ткань, нервная система, спинной мозг, нейрон, организм.

(нейрон→нервная ткань→спинной мозг→нервная система→организм)

Постройте логическую цепочку из следующих понятий, расположив их в порядке усложнения: нервная ткань, нервная система, спинной мозг, нейрон, организм.

Какой существенный признак вы использовали для построения этой цепочки?

(нейрон→нервная ткань→спинной мозг→нервная система→организм)

(уровни организации жизни: клеточный→тканевый→органный→система органов→организменный)

10. Задание на выявление существенных признаков для установления логической связи между понятиями.

головной мозг, спинной мозг, нервы –……( нервы относятся к периферической нервной системе);

нервы, нервные узлы, спинной мозг, нервные окончания –……( спинной мозг относится к центральной нервной системе);

сетчатка, зрачок, хрусталик, улитка –……( улитка не относится к органу зрения);

молоточек, наковальня, костная улитка, стремечко –……( улитка является частью внутреннего уха, а не среднего);

брови, ресницы, слёзная железа, глазное яблоко –…… (1) глазное яблоко не относится к вспомогательной системе глаза или 2) слёзная железа, т.к. она единственная выделяет вещество)

11. Задание на анализ и схематизацию биологического материала или сворачивание информации в виде текста в таблицу.

Прочитайте текст и выполните задания.

По одной из классификаций нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную (автономную). Соматическая нервная система управляет работой скелетных мышц. Функции соматической нервной системы подконтрольны нашему сознанию и высшим центром регуляции является кора больших полушарий. Вегетативная нервная система управляет работой внутренних органов. Эта система не контролируется нашим сознанием и высшим центром регуляции является гипоталамус. Вегетативная нервная система подразделяется на два отдела: симпатический и парасимпатический.

1 вариант задания

Составьте схему строения нервной системы.

2 вариант задания

Составьте таблицу, используя информацию из текста.

Ответьте на вопрос. Чем отличается вегетативная нервная система от соматической?

Предполагаемая схема:

12. Задание на внимание, умение выявить логическую связь между понятиями.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Скопления тел нейронов в спинном и головном мозге образуют …… (серое) вещество. Отростки нейронов (нервные волокна) составляют белое вещество. Если рассмотреть поперечный срез спинного мозга, то можно увидеть, что центральную его часть занимает имеющее форму бабочки …… (серое) вещество, а снаружи располагается …… (белое) вещество. Оно содержит нервные волокна, связывающие нейроны спинного мозга между собой и с нейронами головного мозга. Каждое полушарие большого мозга образовано серым и белым веществом. Кору больших полушарий образует …… (серое) вещество. Под корой находится …… (белое) вещество. Оно образует проводящие пути головного мозга.

Словарь: белое вещество, серое вещество.

13. Задания на сравнение (с проговариванием).

Что общего между вкусовыми и обонятельными рецепторами? (это хеморецепторы)

Что общего между условными и безусловными рефлексами ? (это рефлексы – ответная реакция на воздействие окружающей среды с участием нервной системы)

Что общего между глазным яблоком и фотоаппаратом? (зрачок – диафрагма или объектив; хрусталик – фокусирующая группа линз объектива; сетчатка – матрица/пленка)

Что общего между веками и слёзными железами с автомобильными дворниками и стеклоомывателем? (смывают и удаляют пыль, обеспечивают чёткость восприятия)

Что общего между нервной и гуморальной регуляцией? (регуляция жизнедеятельности организма)

14. Задание на анализ через синтез.

(тела нейронов и короткие отростки) – ……образуют серое вещество мозга, а белое вещество –…… (образовано длинными отростками нейронов);

(нейрон)…… – клетка нервной ткани, нервы –……( часть нервной системы);

(рецептор)……– воспринимающий отдел анализатора, а нерв –……( проводниковый отдел анализатора);

(слуховые косточки)…… – расположены в среднем ухе, а улитка –……( внутреннее ухо);

(глаза)……– орган зрения, а вестибулярный аппарат –……(орган равновесия);

(глазное яблоко)……– оптический аппарат органа зрения, а веки, ресницы, слёзные железы –……(вспомогательный аппарат);

(зрачок)……– пропускает необходимое количество света, а хрусталик –…… (направляет лучи на сетчатку);

(склера)……– защищает глазное яблоко, а сосудистая оболочка –……( питает глазное яблоко);

(палочки и колбочки)……– преобразуют свет в нервные импульсы, а зрительный нерв –……( передаёт импульсы в головной мозг);

(вкусовые рецепторы)……– преобразуют воздействие химического вещества в нервные импульсы, а кора больших полушарий –……( анализирует полученную информацию);

(улитка внутреннего уха)……– выполняет функцию слуха, а полукружные каналы внутреннего уха –……(отвечают за равновесие, определяют положение тела в пространстве);

(улитка)……– орган слуха, а полукружные каналы –……( орган равновесия);

(свет)……– раздражитель для рецепторов сетчатки глазного яблока, а кристаллики –……( раздражитель рецепторов вестибулярного аппарата);

(безусловные рефлексы)……– врождённые рефлексы, а условные рефлексы –……( приобретённые в течение жизни)

15. Задание на нахождение закономерностей.

рецепторы – воспринимают раздражение, нерв – передаёт возбуждение, мозг –…… (анализирует информацию) ;

склера – защищает глазное яблоко, сосудистая оболочка – снабжает питательными веществами, сетчатка –…… (преобразует свет в нервные импульсы) ;

ушная раковина – наружное ухо, слуховые косточки – среднее ухо, улитка –…… (внутреннее ухо) ;

орган равновесия – механорецепторы, орган зрения – фоторецепторы, орган вкуса –…… (хеморецепторы) ;

продолговатый мозг – центры дыхания и чихания, мозжечок – координация движения, кора больших полушарий –…… (например: мышление, рассудочная деятельность и пр.)

височная доля полушарий большого мозга – слуховая зона, затылочная доля – зрительная зона, лобная доля –…… (поведенческая и речевая зона);

16. Задание на внимание, зрительную память, анализ иллюстративного материала (видеоряд или рисунки-карточки).

Просмотрите рисунки и найдите ошибки:

Норма Близорукость (миопия) Дальнозоркость (гиперметропия)

(норма) (дальнозоркость) (близорукость)


Близорукость и её коррекция

(близорукость) (коррекция дальнозоркости)



Дальнозоркость и её коррекция

(дальнозоркость) (коррекция близорукости)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.