У ребенка нет торможения нервной системы

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск
  • Skip to content

В этой части речь идет о трудных детях. Эти дети очень трудны в семье , непереносимы в школе, они чаще всего являются "героями" разбора дела в комиссиях по правонарушениям несовершеннолетних.

Трудные дети.

Проблема трудных детей и подростков (невропатов) очень сложна. О ней говорят в семье, на педагогических советах, пишут в газетах, медицинских, психологических журналах, в художественной литературе.

Действительно, эти дети очень трудны в семье , непереносимы в школе, они чаще всего являются "героями" разбора дела в комиссиях по правонарушениям несовершеннолетних. Это дети непослушные, шумные, драчливые; они не выполняют правил детского сада или школы, мешают окружающим, срывают занятия и другие мероприятия, часто и легко поддаются дурному (и очень трудно хорошему) влиянию. Никакие просьбы, увещевания, выговоры, нотации на них не действуют, а чаще всего, в порядке протеста, только ухудшают их поведение.

К сожалению, до сих пор многие полагают, что "нет трудных детей, а есть трудные родители и воспитатели". Как бы ни воспитывали такого ребенка, если он окажется трудным, всю вину возложат на родителей, воспитателей, учителей. Если такого ребенка воспитывали мягко, - ясно, что его распустили, если твердо - озлобили, если мало обращали внимания на его ведение - значит, запустили, если много - задергали. пусть даже (а так всегда и бывает) у тех же родителей в семье или воспитателя в классе остальные дети все хорошего поведения, все равно, если появился хотя бы один трудный ребенок, - их вина.

Однако это не невротики, ставшие такими от каких-то переживаний, ошибок в воспитании, а так называемые невропаты. В основе невропатии лежит патологическая заостренность каких-то черт темперамента.

Невропаты (и психопаты, что по существу почти одно и то же) бывают разных типов: с ненормальной слабостью и чрезмерной чувствительностью нервной системы, необычной инертностью высшей нервной деятельности и др., но чаще всего встречаются безудержные дети, и именно они трудны для окружающих, представляют наибольшую угрозу в дальнейшем для общества.

Эти трудные безудержные дети характеризуются недоразвитием у них тормозного процесса. Именно этим и обусловливаются все особенности их поведения. Они делают то, что хотел бы делать и нормальный ребенок, но если нормальный ребенок, зная, что этого делать нельзя, - нехорошо, что за это он может быть наказан, относительно легко обуздывает свои желания, вводя их в рамки приемлемого социального поведения, то для таких детей затормозить возникшее влечение очень трудно.

Причина задержки развития "тормозов" у такого ребенка или во врожденной генетической особенности (иногда это можно определить даже при исследовании их хромосомного набора), или, значительно чаще, во вредности возникшей во внутриутробный, родовой или ранний послеродовой периоды в виде какой-либо интоксикации матери во время беременности, употреблении ею алкоголя или вредных для плода лекарств, часто асфиксии (недостаточном снабжении кислородом крови, омывающей мозг плода, например при обвитии пуповины и других причинах) при родах.

Если вредность (интоксикация, инфекция, асфиксия) очень сильно действует на созревающий мозг ребенка, то нарушаются оба процесса - и возбуждение, и торможение - и тогда ребенок вырастает умственно неполноценным; при меньшей вредности, что бывает чаще, процесс возбуждения как более прочный и раньше созревающий оказывается не задетым, а страдает лишь тормозной процесс - ребенок растет трудный, безудержный.

Ребенку, у которого процесс возбуждения не уравновешивается процессом торможения, угрожает не медицинская, а социальная опасность. Если не принять своевременно соответствующих мер, у такого ребенка, когда он вырастает, возникнет не какое-либо тяжелое душевное или нервное расстройство, а конфликт с обществом. Из такого ребенка уже в подростковом или в последующих возрастах может сформироваться человек, крайне трудный и для себя, и для окружающих (в семье, в быту, на производстве), а порой и правонарушитель.

Обычно мы читаем и слышим о "трудных подростках", поэтому будет представление, что трудность их поведения обусловлена особенностями подросткового периода. Конечно, физиологические и психологические особенности периода полового созревания играют известную роль. Включение половых гормонов и перестройка всей гормональной сферы делает нервную систему более возбудимой. Подросток уже хочет быть взрослым и требует самостоятельности и свободы, до которых еще порой не созрел. Волнуют его и изменения в собственном теле, будоражат неясные еще влечения к лицам другого пола. Известную и немалую роль играет и то, что власть родителей над подростком значительно слабеет, а власть общества на него, за исключением криминальных случаев, еще не распространяется.

Все это делает возбудимым, труднее управляемым, а тем более и до того уже неуравновешенного и трудного подростка. Но если мы внимательно проанализируем его прошлое, то увидим, что необычайно возбудимым и трудным он был уже с раннего возраста. Только это осталось незамеченным для окружающих, так как маленький ребенок при асоциальном поведении не несет столь существенной угрозы обществу, чтобы стать предметом разбора соответствующих органов или статей в газетах.

При внимательном осмотре и неврологическом обследовании трудного ребенка обычно устанавливают симптомы возбудимости нервной системы: преобладание возбуждения над торможением. Казалось бы, если причина безудержности ребенка зависит в первую очередь от особенностей его высшей нервной деятельности, а не от воспитания, то нам остается лишь констатировать этот печальный факт. На такой платформе стоят многие зарубежные ученые, говорящие, что невропата или психопата, как "горбатого, лишь могила исправит".

Однако это не так. Продуманным целенаправленным воспитанием можно постепенно тренировать процессы торможения. Начинать это надо с раннего возраста. Для этого требуется много времени, сил, твердости и последовательности; но если все это будет, окупится сторицей.

К чему сводится воспитание трудного ребенка. В целом оно базируется на тех общих положениях, которые являются принципами воспитания спокойного ребенка, но требуют еще большей последовательности и выдержки.

П.К.Анохин пишет: "Есть несколько мыслимых форм подавления ненужных и нежелательных для педагога поступков. Можно угрожать наказанием, можно обещать награду и можно создать разветвленную систему широких мотивов морального и социального характера. Нетрудно видеть, что во всех случаях мы непременно имеем дело со встречей двух самостоятельного значения возбуждение.

Воспитывать торможение - это значит создать такую разветвленную систему возбуждающих и побуждающих мотивов, которые бы по своей силе значительно превосходили силу возбуждений нежелательных.

Следовательно, внимание педагогов должно быть направлено не на воспитание торможения вообще, а на воспитание сильных побуждающих жизненных мотивов, которые, раз возникнув, с неизбежностью оказывают побочное тормозящее действие на ненужную деятельность".

Поскольку, как указывалось выше, одна из основных причин трудности поведения в подростковом возрасте заключалась в том, что в этот период дети уже меньше зависят от родителей, очень важно еще до этого периода постепенно заменять "угрозу наказания" и "обещание награды" на "создание разветвленной системы широких мотивов морального и социального характера", т.е. чтобы подросток уже имел собственные твердые моральные установки, соответствующие требованиям нашей среды, чтобы привитые ему в детстве жизненные правила стали его собственным внутренним убеждением.

Из приведенной цитаты акад. П.К.Анохина понятно, что возбудимым детям надо давать как можно больше новых ярких впечатлений, которые своей активностью будут затормаживать нежелательные асоциальные проявления. Заинтересовав малыша новой игрой или ответственным поручением, вы увидите, что он перестает озорничать и начинает вести себя дисциплинированно.

Поэтому так важно втянуть трудного подростка в спорт, организованную военную игру, туризм и другие мероприятия, где он сможет применить свою энергию. Если есть возможность, хорошо таких детей и подростков назначать ответственными за порядок в классе. Эти ребята часто являются лидерами в детской среде и лидерство это надо направить в нужное русло.

Конечно, тут необходимо быть осторожным, следя за тем, чтобы такой неуравновешенный ребенок или подросток со стремлением к лидерству не сформировался в маленького диктатора, подавляющего индивидуальность других детей, чтобы он не ущемлял их интересов, не провоцировал бы возникновения нервных реакций у своих сверстников.

Как уже было подчеркнуто, говоря о воспитании детей вообще, нужно как можно реже запрещать ребенку, меньше ограничивать его активность и тенденцию к самостоятельности, но если вы сказали "нельзя" или "надо", ребенок должен без единого исключения, выполнить порученное ему дело.

Эти положения особенно твердо и последовательно надо проводить с трудными - безудержными детьми так как именно эти мероприятия постепенно тренируют тормозной процесс.

Для понимания, почему при воспитании ребенка нужно как можно реже применять ограничения и запрещения, и если использовать их, то абсолютно категорично, - познакомимся с очень важным рефлексом - "рефлексом свободы". Он был описан еще И.П.Павловым, но в отличие от других рефлексов (пищевого, полового, самосохранения, исследовательского), почему-то мало интересовал (за исключением В.П.Симонова) физиологов, психологов и педагогов. Посмотрим, в чем его сущность и биологический смысл и каково его значение в воспитании.

Животное, встречая какое-то ограничение своей свободы, какое-либо препятствие, начинает с повышенной активностью его преодолевать. Собака, как только ее помещают в лямки станка, прежде не собиравшаяся никуда бежать, начинает рваться и делать все возможное, чтобы освободиться, хотя эти лямки не причиняют ей никакого беспокойства; взятая в руки курица судорожно бьется, чтобы вырваться.

Попытка ограничить свободу движения вызывает двигательную бурю; помехи к достижению чего-либо создают повышенную активность в борьбе за осуществление своего желания.

Смысл такой реакции понятен. Только активизация поведения, нарастание упорства и агрессивности при встрече с препятствием, мешающим выполнению какой-то потребности, позволяют животному его преодолеть. Только предельное напряжение сил может избавить животное от гибели в лапах врага, капкане, паутине, болотной трясине и т.п.

Также стоит обратить внимание на еще одной особенности рефлекса свободы. Если собака, поставленная в станок, убеждается, что освободиться невозможно, она успокаивается и в дальнейшем не делает уже никаких попыток к тому, чтобы сбросить лямки. Если курицу плотно прижать к столу и некоторое время удерживать ее в этом положении, не давая ей возможности двигаться, она замирает и долго сохраняет приданное ей положение даже после того, как вы уберете удерживавшие ее ранее руки (кстати, на этом в первую очередь и основан феномен, известный под названием гипноза животных). Если при драке двух волков один убеждается, что противник несравненно сильнее, он падает на спину и подставляет победителю самое уязвимое место - горло, и победитель уже не трогает поверженного.

Таким образом, во всех случаях, когда животное убеждается, что преодолеть препятствие невозможно или что вырваться из плена выше его сил, активность и агрессия заменяются полным подчинением. В этом тоже свой биологический смысл: в тех условиях, когда нельзя преодолеть препятствие или победить противника, бессмысленно расходовать энергия и, наоборот, надежду на спасение может принести отступление от своих намерений, покорность, а порой и полная неподвижность, так называемая мнимая смерть.

Конечно, всегда надо помнить, что человек, в том числе ребенок, - не животное, что у него имеются сознание и вторая сигнальная система, что он существо не только биологическое, но и социальное. Все условные рефлексы у человека сложнее и качественно отличны от животных, но без изучения условных рефлексов, например, на собаках мы не смогли бы понять и некоторых особенностей высшей нервной деятельности человека; поэтому мы здесь и описали рефлекс свободы у животных.

Уточним, что же дает понимание сущности рефлекса свободы и его особенностей для экологического и психологического обоснования подхода к детям, как понимание этой закономерности помогает нам выработать целесообразные методы воспитания, особенно в отношении к детям неуравновешенного типа, у которых рефлекс свободы выражен обычно сильно.

Родителей и педагогов раздражает излишняя активность таких детей, и, желая ввести их поведение в обычные рамки, они постоянно делают им замечания, что-то запрещая. Когда и это не действует - наказывают: в первую очередь ограничивают свободу ребенка, препятствуют выполнению его желаний ("встань в угол!", "не пойдешь гулять!", "не получишь обещанного подарка!", "останешься без сладкого!", "не пойдешь в кино!", "останешься без компьютера!" и т.п.). Естественно, что все эти ограничения свободы и препятствия к достижению желаемого повышают активность ребенка в их преодолении. Чем больше ребенка ограничивают в его действиях, тем агрессивнее и настойчивее он пытается противостоять запретам, а это непослушание вызывает новую волну запретов и стеснений, в свою очередь приводящих к новому усилению упрямства и непослушания. Получается замкнутый круг: действие ребенка вызывает запреты, а они побуждают его совершать недозволенное. Страсти все более накаляются, ребенок становится все безудержнее в преодолении недозволенного.

Наоборот, предоставьте такому ребенку больше свободы, без крайности не прибегайте к запрещениям, не препятствуйте выполнению его желаний, не применяйте наказаний, ограничивающих свободу и активность, и вы убедитесь, что со временем ребенок станет спокойнее, мягче, послушнее.

Ну, а если ребенок совершает нетерпимые поступки - крадет что-то, ударяет по лицу близкого, издевается над животными - или поступки, грозящие ему самому, окружающим, - влезает на подоконник открытого окна, перебегает дорогу перед близко идущим транспортом, бросает из окна посуду или тяжелые предметы и т.п.? Что же, тоже нужно позволять ему это? Конечно, нет!

Вспомните об особенности рефлекса свободы: попытка к тем действиям, осуществить которые оказалось невозможно, затормаживается и прекращается навсегда. В этих относительно редких случаях надо с первого же раза категорично, без всяких колебаний, оборвать попытки ребенка совершить недопустимое. Здесь невозможны компромиссы, скидки на возраст, на характер, болезненное состояние ребенка, его нервность и т.п. Убедившись в бесполезности сопротивления, ребенок теряет желание совершать подобные поступки.

Рефлекс свободы - ценное качество человеческой личности. Подавлять его без крайней необходимости не нежно. Свойство повышать активную деятельность при преодолении препятствий понадобится будущему гражданину, взрослому человеку.

В связи с тем, что импульсивность и взрывчатость трудных детей возникают на фоне определенных врожденных конституциональных особенностей, наследственного предрасположения, патологии при родах, инфекций, ослабляющих организм и нервную систему, и ряда других вредностей, наряду с воспитательными мероприятиями необходимо и активное медикаментозное лечение, в частности транквилизаторами (успокаивающими средствами), которое проводит врач.


Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы




Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Советы доктора Комаровского



Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.




Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

  • Доктор Комаровский
  • Ребенок часто болеет
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

готовлюсь к экзамену.и вот статья интересная попалась.там и про энурез, недержание мочи… и про анонизм ранний.как бороться.почитайте интересно.хоть и много… Но для мальчиков особенно полезно… и девочек тоже))))я на воспитателя учусь и вот дети возраста дет.садовского особенно близки к этим проблемам.

кстати и написано про битье ногами о пол)))чего я боюсь)

Заболевания нервной системы у детей, их предупреждение

При детской нервности речь идет о функциональных нарушениях нервной системы, которые не связаны с ее органическими изменениями.

Причины, лежащие в основе неврозов:

1) наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

2) отсутствие или нарушение правильного режима;

3) заболевания острые и хронические;

4) всякие длительно действующие раздражители постоянные или сверхпороговые (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха);

5) отрицательные эмоции, которые могут иметь постоянный характер (положительные эмоции, даже при их большой силе, стрессовых состояний не вызывают), психические травмы.

В принципе неврозы излечимы, так как они в большинстве своем имеют функциональный характер.

Неврозы чаще развиваются у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: долго не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, неровное отношение к детям — быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка. Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы.

При легковозбудимой нервной системе тормозной процесс резко ослаблен: дети недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны. У детей с уравновешенно подвижным и уравновешенно медленным типом высшей нервной деятельности невроз наблюдается значительно реже и проявляется менее заметно.

При неврозах у детей наблюдается не только повышенная нервность, но и расстройства функций разных органов (речи, мочевыделения, пищеварения и др.). Детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушение сна, навязчивые движения, анорексия, рвота, энурез и т.д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других — несколько. Все расстройства нервной системы протекают на фоне резкого изменения поведения ребенка.

Остановимся на особенностях поведения нервных детей. Большинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, реагируют на шум, яркий свет, изменения температуры воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения у них сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их все время меняются. Другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гнева, агрессии; инстинкты (пищевые, половые) берут над ними полную власть.

Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: отказываются от пищи, одевания, прогулок, бросают подаренные им игрушки, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребенка называется негативизмом.Повелительный тон, насилие взрослых при проявлении ребенком негативизма не только не помогут, Но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления упрямства лучше либо не обращать на ребенка внимания, либо переключить его на другую деятельность.

Существует три основных типа неврозов у детей: истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний.

Истерия— заболевание, возникающее в связи с психотравмирующей обстановкой. Она может возникнуть у детей с особым складом характера, склонным к истерическим проявлениям, и ранее здоровых под влиянием тяжелых психотравмирующих условий. Истерия рассматривается как своего рода защитная реакция на какую-либо психологическую вредность. Это своего рода сознательная попытка разрешить различные трудности и конфликты путем ухода в болезнь.

Неврастения— одна из форм неврозов, при которой повышенная возбудимость сочетается с раздражительностью, слабостью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивым настроением. Развивается неврастения в случае, если ребенок живет в постоянном чувстве страха, неуверенности в себе, тревоге, напряжении. Причиной истерии может стать излишняя мягкотелость в воспитании, а неврастения встречается в семьях с излишне строгим воспитанием.

Различают две формы неврастении: гиперстеническую и астеническую. Для первой характерны повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство и другие симптомы, для второй — плаксивость, боязливость, повышенная утомляемость. Довольно часто обе формы сочетаются. Нарушение сна — одно из наиболее ранних и специфических проявлений неврастении. Больной неврастенией ребенок может испытывать ряд тревожащих его ощущений: головные боли, сердцебиение, дрожания, жара в различных участках тела. Детей с неврастенией нельзя держать в постоянном чувстве страха, вызывать у них чувство жалости для послушания (начнет презирать родителей за слабость), не говорить о болезнях, так как подробное словесное описание может привести к симптомам заболевания.

Неврозы навязчивых состояний у детей раннего и дошкольного возраста чаще всего проявляются в виде навязчивых страхов или навязчивых движений. Последние формируются преимущественно у детей старше 4 лет, но некоторые элементы навязчивых движений могут быть замечены и раньше. У детей младшего возраста любая неожиданность может вызвать испуг: внезапно выскочившая из-за угла собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естествен и у здоровых детей и быстро проходит. У нервного ребенка чувство пережитого испуга может остаться и трансформироваться в чувство страха. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, пугаются громких звуков (даже повторных), боятся домашних животных, безобидных насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы и т.д. Никакие уговоры, ласки и даже наказания не могут преодолеть этот страх, а иногда даже усиливают его. По-видимому, если какое-либо явление, заключающее в себе угрозу, сочетается одновременно с другим, вполне безобидным, то последнее приобретает характер условного раздражителя, появление которого и вызывает страх у ребенка.

Навязчивые состояния в виде движений могут носить самый разнообразный характер: подергивание головой, причмокивание, частое моргание и др. Судорожные проявления навязчивых состояний носят название тиков, которые проявляются в молниеносном сокращении мышц. Эти сокращения напоминают целесообразные движения. Всегда при внимательном наблюдении за ребенком можно установить первоначальную причину подобных явлений. Так, дети с мигательным тиком перенесли конъюнктивит с ощущением инородного тела в глазу, подергиванию головой предшествовал тесный воротник рубашки. При возникновении тиков ребенка необходимо направить к врачу, который назначит соответствующее лечение.

Онанизм, или мастурбация, — искусственное раздражение эрогенных зон с целью вызывания оргазма. Занятие онанизмом у детей вызывает приятные ощущения, которые ребенок впоследствии стремится возобновить, намеренно раздражая свои половые органы. Дети могут заниматься онанизмом не только в период полового созревания, но и в любом возрасте, даже в раннем.

В ряде случаев дети могут научиться онанизму у сверстников. Первый раз их толкает на это любопытство, стремление испытать новые ощущения, а впоследствии дурная привычка закрепляется

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что до 80 % детей дошкольного возраста занимаются онанизмом. У девочек первых семи лет вследствие более высоких темпов физического развит это явление встречается чаще, чем у мальчиков. Согласно существующему мнению, которое поддерживается большинством психологов и психоневрологов, онанизм не вреден, если он не становится навязчивой идеей и не мешает физическому и психическому развитию ребенка. Некоторая часть психологов рассматривает онанизм у детей в качестве возрастной особенности, обусловленной физиологическими причинами, которая не требует медицинского вмешательства.

Предупреждать и устранять эту дурную привычку у детей необходимо и возможно. Хороший эффект оказывают упорядоченный режим сна и бодрствования, сон на жесткой постели, мытье ног перед сном или на ночь прохладной водой, быстрый подъем с постели после пробуждения. Очень важно обеспечить ребенку достаточно подвижный образ жизни, общение с коллективом, приучать его к закаливанию и занятиям спортом.

Психиатры обычно рекомендуют меры воспитательной коррекции: наладить режим дня, больше бывать на свежем воздухе, правильно одевать ребенка (следить, чтобы он не перегревался).

Для предупреждения онанизма ребенка следует укладывать спать так, чтобы его руки находились поверх одеяла; одежда не должна быть тесной; нижнее белье надо менять 2 — 3 раза в неделю, а лучше ежедневно. В течение месяца следует сидеть рядом с ребенком до тех пор, пока он не уснет. Существенное значение в предупреждении онанизма у детей имеет изгнание глистов. Из пищевого рациона следует исключить блюда с острыми пряными приправами, крепкий чай, кофе, не перегружать желудок перед сном.

Настой из успокоительных трав, а также лечебные ванны, включающие валериану, пустырник, шалфей, зверобой, можно использовать только при согласовании с врачом, потому что у многих детей какой-то из компонентов сбора, например валериана, способен вызвать аллергию.

В большинстве случаев этого достаточно, чтобы избавить ребенка от этой дурной привычки. Если все перечисленное не помогает и ребенок продолжает с упорством заниматься онанизмом, необходимо проконсультироваться с детским психоневрологом.

Расстройство речи у детей, посещающих детское учреждение, требует особого внимания. Таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности, постоянной угнетенности; ребенку с расстройством речи могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Чаще всего заикание возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребенок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги либо делают внезапную остановку в начале, середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становится неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движения рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, предпочитает молчать или говорит шепотом. Иногда вместо слов он пытается объясняться жестами. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. Такого ребенка изолировать от детей всей группы не следует (только ребенка с крайне тяжелым заиканием переводят в логопедические группы или сады). Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они к нему будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги, не говорить при нем о его недостатке. По поводу заикания необходимо посоветоваться с врачом-невропатологом, показать ребенка специалисту-логопеду.

Существует явная наследственная предрасположенность к первичной, функциональной форме ночного энуреза. Если один из Родителей страдал этим недугом, то вероятность появления у ребенка составляет 45%, а если оба родителя — 75%.Заболевание чаще возникает у детей с отягощенным анамнезом (токсикоз у матери во время беременности, угроза выкидыша, слабость родовой деятельности, асфиксия, низкая оценка по шкал Апгар и др.). Энурез может быть также следствием психологической травмы, конфликтов в семье, неправильно прививаем навыков опрятности, общей задержки физического развития.

Есть сведения о наличии двух хромосом, которые могут вызвать генетическую предрасположенность к развитию энуреза.

Вторичная, или органическая, форма энуреза встречается при дефектах развития, наличии патологических изменений спинного мозга.

Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых, у них развиваются робость, неуверенность в себе.

Низкая самооценка может отрицательно повлиять на развитие ребенка и вызвать психологические нарушения в последующей жизни.

Существует две точки зрения на предмет необходимости подъема детей ночью.

Согласно первой из них, принудительное пробуждение ребенка во время ночного сна недопустимо, так как это вызывает нарушение структуры сна и затрудняет выработку и закрепление активного пробуждения в ответ на позыв к мочеиспусканию.

При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьезно лечить. В настоящее время специалистами осуществляется комплексное лечение энуреза современными фармацевтическими препаратами с большим терапевтическим эффектом (адиуретин, минирин).

Детей с энурезом нельзя наказывать за ночное недержание мочи. Необходимо заботиться, чтобы эта проблема не подавляла ребенка психически. Огромное значение имеет эмоциональный настрой в семье. Надо понимать, как важно для ребенка чувствовать заботу, нежность, ласку и доброту со стороны обоих родителей. Нетрудно представить, как ребенок переживает и стыдиться этого. Родители в такой ситуации должны проявить терпение, уделять больше внимания ребенку, помочь ему почувствовать, что он, Несмотря ни на что, любим и всегда найдет у них поддержку.

Функциональная форма энуреза может исчезнуть даже без медикаментозного лечения к 16—18 годам у юношей и у девушек с появлением первых менструаций. Вместе с тем от энуреза страдает примерно от 0,5 до 1 % взрослого населения.

Депрессивные расстройства у дошкольников встречаются гораздо чаще, чем их диагностируют. Признаки таких расстройств обнаруживают у каждого третьего ребенка, количество таких детей постоянно растет.

Выявить депрессивное расстройство в дошкольном возрасте очень сложно, так как в отличие от взрослых, у которых депрессия исходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном, моторном), у детей симптомы этого заболевания маскируются: многими неприятными ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто такие дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон и отсутствие аппетита. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению. Изменяется их внешний вид: они отличаются бледностью кожных покровов, вялостью, шаркающей походкой, производят впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

У многих детей депрессивное состояние проявляется в ярко выраженной тревоге, нарастающей, как правило, в вечернее время. Неопределенная, беспредметная тревога, сопровождающаяся общим беспокойством, превращается часто в конкретный страхах (мама потеряется, не придет в детский сад).

Для детей с депрессией характерна повышенная слезливость. Причем чем меньше ребенок, тем сильнее это проявляется (повышенная чувствительность, жалостливость, одушевление неживых предметов). Дети в состоянии депрессии не отпускают от себя мать, просят взять их на руки; в их речи появляются младенческие интонации. У младших дошкольников, страдающих депрессией, также наблюдаются расстройства речи и мышления. Это выражается в односложности ответов, замедленности речи, отказе от игр, требующих даже минимального умственного напряжения и внимания, нежелании слушать чтение книг, даже ранее любимых.

Старшие дети очень быстро выключаются из процесса обучения: отвлекаются на занятиях, демонстрируют нежелание заниматься, с трудом вспоминают выученные ранее стихотворения и усвоенный материал. У них возникают или возобновляются вредные привычки. Чем более запущено состояние, тем более регрессируют навыки и умения. Как правило, такие дети становятся изгоями: их не понимают взрослые, отвергают сверстники.

В состоянии депрессии у детей возникает повышенное стремление к рисованию, причем они изображают свои страхи (Бабу Ягу, пожар, чудовищ); выбирают карандаши темных цветов (черный, синий, коричневый; иногда черный и красный). Это свойственно депрессивным состояниям злобной направленности. При депрессивных состояниях с преобладанием заторможенности и вялости рисунки просты, схематичны; для них характерны слабый нажим карандаша, незаконченность штриховки; цвет, как правило, один: синий или черный. Такие дети очень эмоциональны, впечатлительны и беззащитны. Они не могут постоять на себя, ответить за оскорбление, теряются (молчат или горько плачут).

Дети в состоянии депрессии не могут сразу начать или вовремя закончить какое-либо дело, переключиться с одного дела на другое. Это объясняется повышенным чувством долга, боязнью сделать что-то не так, растерянностью от неожиданно данного задания, флегматическими чертами темперамента, переутомлением, неуверенностью в своих силах и нерешительностью. Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта, которое проявляется в отчаянии, а затем в отказе от контактов, капризах, страхах, подавленности, чувстве обособленности, непонятности и одиночества. На этой основе развиваются настороженность, недоверчивость и эгоцентризм. Депрессия развивается также из-за неуверенного характера взаимоотношений детей с близкими взрослыми, а также психологической неготовностью к дошкольному учреждению.

Даже при правильно и своевременно поставленном диагнозе назначенное лечение будет малоэффективным, если не изменить условия жизнедеятельности детей. Специализированных дошкольных учреждений для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено; спецгрупп на базе массовых детских садов нет, так как пограничное психическое состояние, к которым относятся депрессии, не считается болезнью в традиционном понимании. Поэтому воспитатели и педагоги должны взять на себя особую психотерапевтическую — роль путем установления контактов с родителями и создания комфортной атмосферы в группе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.