Учение которое стремится распространить влияние нервной системы

На протяжении всей своей научной деятельности И. П. Павлов развивал идею нервизма, под которым он понимал физиологическое направление, стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма.

В отношении патологических процессов это означает стремление раскрыть механизмы их возникновения с позиций тех нарушений, какие происходят во взаимодействии между нервной системой и средой организма (внешней и внутренней).

И. П. Павлов (1849 - 1936) внес огромный вклад в различные области физиологии и патофизиологии.

В своих ранних исследованиях по кровообращению он открыл влияние усиливающего и ослабляющего нервов на обмен веществ и питание сердечной мышцы как в нормальных, так и в патологических условиях. Тогда же он обнаружил значение рецепторных зон сосудистых стенок в осуществлении процессов кровообращения.

Исследования И. П. Павлова по пищеварению создали новую главу в физиологии и патофизиологии. Они показали ведущее значение нервной системы в секреторных и моторных функциях желудочно-кишечного тракта и в координации пищеварительных процессов.

Наконец, своими наиболее важными исследованиями высшей нервной деятельности животных и человека он доказал значение в функциях организма коры головного мозга и ее связи с подкорковой областью. В основу высшей нервной деятельности были положены впервые им открытые условные рефлексы. С тех пор прочно утвердилось положение о том, что взаимоотношения между организмом и окружающей средой, как и взаимоотношения внутри самого организма, определяются не только безусловными (врожденными), но и условными рефлексами, приобретенными в течение индивидуальной жизни.

Теория условных рефлексов, основанная на объективном методе исследования, открыла совершенно новые и широкие возможности для изучения функций головного мозга. В свете учения о высшей нервной деятельности оказалась совершенно развенчанной метафизическая сущность автономности клеток, а также положение о строгой локализации патологических процессов. Вместо них в патологии окончательно утвердилось представление об организме как едином целом и о болезни как процессе, охватывающем весь организм. В процессе эволюции, дифференцируясь, нервная система все более выступает как регулирующая система, воспринимающая раздражение из окружающей среды и передающая эти раздражения другим системам и органам.

Своими исследованиями, глубокими по замыслу и длительными по времени наблюдения, И. П. Павлов впервые внедрил в физиологию и патофизиологию новый подход к изучению высших отделов центральной нервной системы, основанный на неразрывном сочетании анализа и синтеза. На основании этих исследований им впервые были получены экспериментальные неврозы - модели некоторых хронических патологических состояний коры головного мозга, которые имели важнейшее значение для объяснения аналогичных функциональных нарушений у человека.

Основные положения павловского учения как нового, прогрессивного этапа в развитии патологической физиологии можно определить следующим образом:

1) изучение патологических процессов, их физиологической сущности в свете реакций организма как целого, в его неразрывном единстве с внешней средой;

2) понимание патологических процессов во всем их качественном своеобразии, развивающемся при непременном участии рефлекторной деятельности нервной системы, особенно высших ее отделов;

3) единство анализа и синтеза в изучении патологических реакций на основе исследования роли больших полушарий, в фило- и онтогенезе подчиняющих себе функцию нижележащих отделов нервной системы;

4) изучение патологических явлений в эволюционном разрезе, что необходимо для наиболее широкого и глубокого раскрытия путей их возникновения, течения и устранения.

Рассматривая сущность болезни с позиций нервизма и целостности организма в его взаимодействии с внешней средой, представители павловского направления вместе с тем находят необходимым изучать те нарушения, какие при этом возникают в отдельных органах и тканях.

Окончательное преодоление неправильных позиций клеточной патологии, как и клеточной физиологии, стало возможно благодаря диалектико-материалистическому подходу к пониманию патологических явлений.

Принципы нервизма

Нервизм - это учение, которое стремится распространить влияние нервной системы на как можно большее количество функций организма.

В развитии нервизма выделяют 4 этапа:

1 этап: связан с Сеченовым (1863 г.), работа "Рефлексы головного мозга". Основной принцип: и спинной и головной мозг работают по принципу рефлекса и регулируют деятельность всего организма.

2 этап: В.М. Бехтерев - изучил функции головного мозга в эксперименте у здорового и больного человека. Головному мозгу принадлежит ведущая роль в регуляции функции организма.

3 этап: С.П. Боткин: обнаружил, что различные заболевания имеют нейрогенную природу. При поражении центральной нервной системы, стрессорных воздействиях - возможно развитие заболеваний. Боткин считал, что нейрогенная причина лежит в основе таких заболеваний, как: базедова болезнь, язва, гипертоническая болезнь, сахарный диабет.

4 этап: И.П. Павлов - изучил влияние центральной нервной системы на: работу сердца, тонус сосудов, величину кровяного давления, деятельность желудочно-кишечного тракта, обменные процессы. Изучил интегративную функцию центральной нервной системы, которая объединяет работу органов и систем в единое целое. Изучил, взаимодействие организма с окружающей средой. Изучил работу коры больших полушарий головного мозга, как высшего распорядителя и распределителя функций в организме.

Методы физиологического исследования

В основе физиологии лежат факты, полученные в ходе эксперимента.

Существуют два метода исследования:


  1. наблюдение;
  2. опыт.

Наблюдение за различными проявлениями и нарушениями, которые возникают при заболеваниях и травмах у животных и человека.

Выделяют два вида опыта:


  • острый (вивисекция или живосечение) проводится операция на животных и изучается работа иссеченного органа. Он позволяет определить механизм работы органа. Недостатки: проводится на наркотизированном животном; связан с тяжелой травмой и, как следствие, травматическим шоком и большой кровопотерей.
  • хронический - предложен Павловым - после проведенной операции животное выживает, в дальнейшем - наблюдение за жизнью животного. Изучается функция органа в течение длительного времени, изменение функции под влиянием различных условий, влияние нервной и гуморальной регуляции на функции организма.

Понятие о функциональных системах

Функциональная система - динамическая совокупность органов и тканей, относящихся к различным анатомо-физиологическим структурам и объединившихся для достижения определенной приспособительной деятельности (полезного приспособительного результата).

В основе функциональной системы лежит принцип возвращения к норме той или иной величины. Каждая функциональная система возникает в том случае, если какая-либо величина отклоняется от нормы. Функциональная система - это временное образование, до достижения определенного результата.

Цель работы функциональной системы - возвращение величины к норме.

Организм человека - совокупность различных функциональных систем. Из всех функциональных систем в данный момент есть одна - доминирующая.

Каждая функциональная система состоит из 4-х звеньев:


  1. центральное звено - совокупность нервных центров, регулирующих ту или иную функцию;
  2. исполнительное звено - органы и ткани, которые работают для достижения результата (сюда включаются поведенческие реакции);
  3. обратная связь (афферентация) - после работы второго звена возникает вторичный поток импульсов от рецепторов в центральную нервную систему, идет информация об изменении той или иной величины;
  4. полезный результат - для достижения которого и работает функциональная система.

Каждая функциональная система обладает 2-мя свойствами:


  1. динамичность - каждая функциональная система - это образование временное. Различные органы могут входить в состав одной функциональной системы, одни и те же органы могут входить в состав различных функциональных систем;
  2. саморегуляция - функциональная система обеспечивает поддержание на постоянном уровне различных параметров без вмешательства из вне. Все функциональные системы работают по принципу опережения. При отклонении от нормы величины импульсы поступают в центральное звено, и там формируется эталон будущего результата. Затем начинает работать 2-е звено. Как только полученный результат будет соответствовать эталону, то функциональная система распадается.

При разработке теории основных свойств нервной системы применительно к человеку Б. М. Теплов опирался на идеи И. П. Павлова, критически оценивая и развивая их. Выделив в первую очередь те положительные моменты павловского учения, о которых уже говорилось, он поставил перед сотрудниками своей лаборатории три взаимосвязанные главные задачи:

  • 1) тщательно изучить каждое основное свойство нервной системы, выявить его природу и физиологическое содержание;
  • 2) разработать пригодные для человека экспериментальные методы и приемы диагностики каждого свойства, референтные его сущности;
  • 3) исследовать жизненные проявления каждого свойства.

Б. М. Теплов полагал, что в результате систематических

Представления о физиологической сущности основных свойств нервной системы, сложившиеся в лаборатории Теплова — Небылицына

В качестве показателей подвижности, понимаемой в указанном широком значении, Теплов рассматривал: 1) скорость появления нервного процесса в ответ на раздражение; 2) скорость движения нервных процессов, их иррадиации и концентрации; 3) скорость прекращения нервных процессов; 4) скорость смены торможения возбуждением и возбуждения — торможением; 5) скорость образования новых положительных и тормозных условных рефлексов; 6) скорость изменения реакций при изменении внешних условий (изменение стереотипа, переделка сигнального значения раздражителей и пр.).

Использовав для определения перечисленных показателей разные методические приемы и сопоставив 36 параметров, полученных на большой группе испытуемых, сотрудники тепло- вской лаборатории нашли, что подвижность, как уже было сказано, не является единым свойством нервной системы.

Другое свойство, которое ранее относили к подвижности, характеризуется скоростью возникновения и прекращения нервного процесса. Оно было названо лабильностью нервных процессов, а наиболее надежными показателями лабильности стали рассматриваться критическая частота слияния мельканий, адекватная оптическая хронаксия и некоторые другие.

И наконец, третье свойство, которое тоже характеризует скоростные возможности нервной системы, было выделено учеником Б. М. Теплова В. Д. Небылицыным и названо им динамичностью нервных процессов.

Динамичность — это быстрота и легкость генерации нервной системой процессов возбуждения и торможения, проявляемые при формировании условных связей.

Исследования еще одного выделенного Павловым свойства — силы нервной системы, а точнее, силы процесса возбуждения — проводились в лаборатории Теплова наиболее полно и систематично. Был установлен ряд коррелирующих друг с другом проявлений силы, образующий четко очерченный характерный синдром. Все эти проявления силы (симптомы) были тщательно изучены и описаны, для каждого из них были найдены экспериментальные методики диагностики.

Первое, чем характеризуется сила по отношению к возбуждению, — предел работоспособности нервных клеток, т. е. их способность выдерживать длительное и концентрированное возбуждение, не переходя в состояние запредельного торможения.

Второе проявление силы нервной системы характеризуется некоторыми особенностями концентрации (или иррадиации) процесса возбуждения.

Оно изучалось с помощью индукционной методики, разработанной В. И. Рождественской и основанной на следующих установленных Б. М. Тепловым фактах: чувствительность темноадаптированного глаза к точечному раздражителю повышается при наличии в поле зрения добавочного слабого точечного раздражителя и понижается при наличии добавочного сильного точечного раздражителя. Повышение чувствительности объясняется иррадиацией возбуждения из очага, соответствующего слабому добавочному раздражителю, понижение — действием отрицательной индукции от более сильного, концентрированного раздражителя.

Индукционная методика использовалась в разных вариантах и имела несколько показателей силы нервной системы. Один из них такой: при одинаковой объективной интенсивности раздражителя у лиц с сильной нервной системой явственнее выражено индуктивное действие добавочного раздражителя, у лиц со слабой нервной системой — влияние иррадиации.

Третье проявление силы характеризуется сопротивляемостью к тормозящему действию посторонних раздражителей.

Слабая нервная система легче тормозится посторонними раздражителями по сравнению с сильной. Оно исследовалось при сравнении величины абсолютной зрительной чувствительности в тишине и при стуке метронома и абсолютной слуховой чувствительности в темноте и при действии пульсирующего света.

Четвертый симптом силы возбудительного процесса заключается в степени проявления закона силы, согласно которому с повышением интенсивности условного раздражителя возрастает величина условного рефлекса. У лиц с сильной нервной системой этот закон проявляется ярко, а у лиц со слабой нервной системой — менее выражено.

Для диагностики этого проявления силы нервной системы использовалась двигательная методика, позволяющая о соблюдении закона силы судить по уменьшению времени реакции при увеличении интенсивности раздражителя. Показателем в этой методике служил угол наклона кривой (коэффициент в), выражающий зависимость времени реакции от силы условного раздражителя.

Пятый симптом силы возбуждения характеризуется величиной абсолютной чувствительности: при сильной нервной системе абсолютная чувствительность низка (высокие пороги); при слабой нервной системе — высока (низкие пороги).

Для измерения этого проявления используются приемы оценки зрительной и слуховой чувствительности индивидов.

Таким образом, в отношении силы процесса возбуждения сотрудники тепловской лаборатории собрали значительное количество экспериментальных фактов, позволивших представить это основное свойство нервной системы как совокупность связанных друг с другом проявлений. Для выявления каждого симптома были созданы экспериментальные методики, часть из которых была названа референтными, т. е. непосредственно обращенными к физиологической сущности свойства силы.

Итак, сила процесса возбуждения в лаборатории Б. М. Те- плова была изучена и в отношении физиологической сущности, и в отношении экспериментальных показателей, чего нельзя сказать о других основных свойствах нервной системы.

Таким образом, была разработана двенадцатимерная классификация свойств нервной системы, в которой выделены восемь первичных свойств, представляющих собой параметры силы, подвижности, лабильности и динамичности по отношению к возбуждению и торможению, и четыре вторичных свойства, каждое из которых отражает баланс возбуждения и торможения по четырем параметрам.

Однако эта классификация представляет собой открытую систему, так как не исключалось существование и других самостоятельных свойств нервной системы.

Экспериментальные исследования школы Теплова — Небы- лицына позволили выделить некоторые ранее неизвестные свойства.

Одно из них — свойство концентрированности (М. Н. Борисова). Оно рассматривалось как основа различительной чувствительности человека, а в качестве его референтных показателей выступали пороги и латентные периоды сенсорного различения. К сожалению, исследования этого свойства не были закончены.

Кроме того, была высказана гипотеза и получены экспериментальные доказательства существования еще одного свойства нервной системы — активированности, под которой понимается уровень неспецифической активации, выступающий основой общего тонуса жизнедеятельности человека (Э. А. Голубева). Показателем этого свойства служат характеристики энергии и частоты альфа-ритма у человека, находящегося в состоянии спокойного бодрствования.

Не исключено, что в будущем найдут и другие физиологические характеристики работы нервной системы, которые могут быть отнесены к числу ее основных свойств. Нельзя рассматривать описанную выше структуру свойств как законченную, завершенную.

Учение П.И. Анохина о функциональных системах

Функциональная система - совокупность органов и тканей, относящихся к различным анатомо-функциональным образованиям и объединяющихся для достижения полезного приспособительного результата.

Функциональная система - это временное объединение органов и систем, для достижения полезного приспособительного результата.

Функциональная система состоит из 4-х звеньев:


  1. центральное звено - нервные центры, которые возбуждаются для достижения полезного приспособительного результата;
  2. исполнительное звено - внутренние органы, скелетные мышцы, поведенческие реакции;
  3. обратная связь;
  4. полезная приспособительная реакция.

Полезная приспособительная реакция имеет 3 вида:


  1. поддержание на постоянной величине каждого показателя внутри организма - гомеостатические показатели;
  2. изменения взаимодействия организма с внешней средой. Цель: поддержание постоянства внутри организма;
  3. достижение определенных социальных изменений.

Стадии формирования и деятельности функциональной системы (на примере функциональной системы, поддерживающей обмен веществ):

1 стадия - афферентного синтеза;

2 стадия - принятия решения;

3 стадия - формирование акцептора результата действия;

4 стадия - действие;

5 стадия - результат действия;

6 стадия - обратной афферентации;

7 стадия - сопоставление полученного результата с эталоном.

1, 3, 7 стадии осуществляются в центральной нервной системе.

1 стадия - в центральной нервной системе возникает возбуждение в определенной группе нервных центров. Состоит из 4 процессов:


  1. доминирующая мотивация - в процессе жизнедеятельности идет постоянный обмен веществ и постоянно создается потребность самая важная в данный момент. При доминирующей мотивации усиливается поток импульсов соответствующего нервного центра, но этот центр еще не возбуждается;
  2. обстановочная афферентация - за счет импульсов из внешней среды наблюдается усиление возбуждения нервных центров;
  3. механизмы памяти - из всех возможных способов удовлетворения потребности выбирается наиболее приемлемый;
  4. пусковой сигнал - раздражение, вызывающее определенную ответную реакцию.

2 стадия - осуществляется в нервных центрах, к одним и тем же нейронам сходятся импульсы от различных рецепторов. В этих нейронах происходит переработка информации и принятие программы деятельности.

3 стадия - акцептор результата действия - это группа нейронов в составе нервного центра, в которых формируется эталон будущего результата.

1, 2, 3 стадии осуществляются одновременно.

4 стадия - исполнительное звено - выброс питательных веществ в кровь, перераспределение крови в органах, поведенческие реакции и т. д..

5 стадия - за счет работы исполнительного звена возникает изменение уровня питательных веществ в крови, т. е. возникает результат действия.

6 стадия - при достижении результата возбуждение от рецепторов опять идет в центральную нервную систему. Импульсы несут информацию о том, что результат достигнут. Функцию обратной связи могут выполнять и некоторые гуморальные факторы (например, нейропептиды).

7 стадия - импульсы поступают к акцептору результата действия, где происходит сопоставление результата с эталоном. Если результат соответствует эталону - функциональная система распадается, если нет - функциональная система продолжает работу до достижения соответствия.

Свойства функциональной системы следующие.

Динамичность - функциональная система временное образование. Каждая функциональная система формируется в процессе жизнедеятельности в соответствии с преобладающими потребностями организма. Различные органы могут входить в состав нескольких функциональных систем.

Саморегуляция - функциональная система обеспечивает поддержание на постоянном уровне какие-то константы организма без вмешательства из вне. Саморегуляция достигается за счет наличия обратной связи.

Постоянные стрессовые воздействия, которые переживает современный человек, способны не только мобилизовать все его способности для решения сложных задач, но и привести к нервному расстройству. К сожалению, при хроническом стрессе люди редко это осознают.











Предпосылки к развитию расстройств нервной системы

Непрерывный рост частоты встречаемости болезней нервной системы заставляет говорить об эпидемических масштабах проблемы. Все чаще от подобных расстройств страдают молодые работоспособные люди обоих полов. Врачи считают, что причиной является негативное влияние современного образа жизни, даже если больной никогда не получал серьезных травм и не переносил тяжелых заболеваний, которые могли бы спровоцировать нарушения со стороны ЦНС. Умственное, физическое и эмоциональное перенапряжение — ежедневная реальность жителя мегаполиса, почти неизбежно приводящая к различным нервным расстройствам. Одним только неврозом навязчивых состояний страдает до 3% жителей планеты, и это диагностированные случаи. Фактический показатель будет в 2–3 раза выше.

Несмотря на большое разнообразие нервных расстройств, их можно разбить на две большие группы — неврозы и вегетативную дисфункцию.

Это функциональные расстройства центральной нервной системы, которые могут быть спровоцированы и усилены эмоциональными, умственными и физическими перегрузками, психологическими травмами.

  • Навязчивые состояния. Другое название — обсессивно-компульсивные расстройства. Они могут быть эпизодическими, хроническими или прогрессирующими. Чаще всего ими страдают люди с высоким интеллектом. Суть расстройства состоит в появлении тягостных мыслей, воспоминаний, действий, эмоциональных состояний, не поддающихся контролю и захватывающих все внимание больного. В результате он постоянно испытывает чувство тревоги, от которого пытается избавиться какими-либо собственными методами, чаще всего усугубляющими ситуацию. Пример — навязчивый страх заражения инфекционными заболеваниями, когда человек всеми возможными средствами старается продезинфицировать окружающие предметы. Причинами навязчивых состояний могут быть наследственность, перенесенные инфекционные болезни или их обострение, нарушение гормонального фона, режима сна и бодрствования. Способствуют развитию навязчивых состояний перепады атмосферного давления и смена времен года.
  • Неврастении. Патологические состояния, при которых наблюдаются повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, невозможность долго заниматься умственной или физической деятельностью. Все это обусловлено общим угнетением нервной системы. Обычно неврастения развивается после психической травмы, сопровождавшейся напряженной работой, нарушением режима сна и питания. Способствующими факторами в развитии неврастении являются инфекции, гормональные расстройства, вредные привычки.
  • Истерия. Разновидность невроза, при которой демонстративные проявления тех или иных эмоций не соответствуют их реальной глубине и имеют своей целью привлечение внимания. Причинами истерии являются склонность к самовнушению и внушению, неспособность сознательно контролировать свое поведение. По клиническим признакам выделяют истерическое поведение и истерические припадки. Поведенческая истерия проявляется в постоянном желании больного находиться в центре внимания, склонности к аффектированным действиям и проявлениям. Истерический припадок — это кратковременное состояние, во время которого больной полностью сохраняет сознание, но может плакать, смеяться, падать и биться в конвульсиях. Длительность припадка зависит от впечатления, которое он производит на окружающих: он будет длиться тем дольше, чем больше вокруг волнуются. Истерия развивается после психических травм, припадки могут быть спровоцированы любым стрессовым воздействием.

Неврозы хорошо поддаются лечению, так как больные сохраняют критическое мышление и осознают, что им нужна помощь. Расстройств личности при неврозах не наблюдается.

Зачастую этот вид нервного расстройства путают с вегетососудистой дистонией, но последняя — лишь одно из проявлений нервного заболевания. Вегетативная дисфункция возникает, когда к внутренним органам поступают неправильные или нерегулярные сигналы вегетативной нервной системы. Это снижает защитные функции организма, приводит к общему ухудшению самочувствия, нарушает работу внутренних органов. Симптоматика может быть сходна с мигренью, инфарктом миокарда, остеохондрозом и рядом других патологий. Вегетативная дисфункция развивается из-за постоянных стрессов или провоцируется ими, возникнув по какой-либо другой причине. Вегетативные нервные расстройства могут быть частью функциональных или органических поражений всей нервной системы.

Основными признаками нервного расстройства являются повышенная тревожность, напряженность, сниженная работоспособность, проблемы с концентрацией внимания, чередование вялости и раздражительности, внезапные боли неясного происхождения. Если вы постоянно наблюдаете у себя подобные проявления, необходимо как минимум снизить уровень стресса, а лучше всего проконсультироваться у специалиста.

Лечение нервных расстройств требует помощи специалиста: психолога, невролога, невропатолога, психотерапевта или психиатра. Терапия должна быть комплексной, включающей медикаментозные и немедикаментозные методы. Лечить необходимо в первую очередь причину нервного расстройства, только в этом случае терапия будет успешной. При любой клинической картине больному показано спокойствие.

К сожалению, волшебных таблеток для лечения нервных расстройств пока не изобрели, и больному приходится для успеха лечения пересматривать свой образ жизни.

  • Дыхательная гимнастика и оздоровительный фитнес. К методам оздоровительного фитнеса для больных с нервными расстройствами можно отнести йогу, плавание, калланетику. Все эти виды фитнеса помогают обрести душевное равновесие. Дыхательная гимнастика отличается своей доступностью в любой момент времени, ею можно заниматься даже в течение рабочего дня. Диафрагменное дыхание дает возможность достичь спокойствия и сосредоточенности, помогает насытить мозг кислородом, способствует нормальной работе всех систем организма.
  • Физиотерапия и релакс-методики (массаж, акупунктура, гидро-, ароматерапия и др.). Эти терапевтические меры направлены на снятие мышечных спазмов, улучшение кровообращения и оттока лимфы, активизацию пищеварительных процессов, стимулирование иммунитета. Во время процедур снимаются последствия стрессовых воздействий.
  • Изменение образа жизни и питания. Режим сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе, богатая белком и витаминами пища — все это благотворно влияет на истощенную нервную систему. При постоянном стрессе организм испытывает жесткий дефицит витаминов, который можно восполнить, уделив внимание своему рациону.

Для нервных расстройств характерно желание больного как можно быстрее вылечиться, но это только повышает тревожность. Найти силы на длительное лечение поможет медикаментозная терапия.

Несмотря на то, что в списке препаратов для больных с нервными расстройствами есть безрецептурные средства, самолечение может только усугубить ситуацию. Поэтому начинать их прием можно только по согласованию с врачом.

Рецептурные препараты. В тяжелых случаях нервных расстройств назначают сильнодействующие препараты, которые отпускаются только по рецепту. Это транквилизаторы и антидепрессанты. Они имеют ряд побочных эффектов (например, сильнейшее привыкание) и противопоказаний, поэтому подбираются индивидуально и принимаются строго под наблюдением врача.

Несмотря на то, что прием лекарств часто дает положительный эффект и не является сложной терапевтической мерой, увлекаться им не стоит. Возобновление курса приема препаратов по собственному произволу может нанести вред здоровью. Лучше уделить время грамотной профилактике.

Продуманная стратегия лечения и точное исполнение предписаний врача, как правило, дают положительные результаты. У больного улучшается не только самочувствие, но и качество жизни в целом. Для дальнейшей профилактики рекомендуется поддержание рациона здорового питания, борьба со стрессом, здоровый сон и достаточная двигательная активность.

Работа нервной системы, труд и физические упражнения


Мозг человека, его нервная система издавна привлекали умы ученых. Работе мозга посвящены тысячи исследований, так как именно мозг во многом, если не во всем, определяет деятельность нашего организма, его поведение и приспособление к окружающей среде.

Рис. Схема движения сигнала от воспринимающего аппарата — до исполнительного (рефлекторная дуга).

Работа нервной системы представляет собой миллиарды клеток, имеющих многочисленные, порой очень длинные ответвления (корешки), которые протянулись ко всем органам и системам организма. К нервной системе относятся и те образования (рецепторы), которые в процессе развития животных и человека обрели способность воспринимать внешние и внутренние раздражения, например, аппарат слуха или зрения, температурной или тактильной чувствительности, мышечно-суставного чувства (проприоцепторы) и др.

С клетками нервной системы связана наша работоспособность, периодизация и жизненные ритмы функционирования всех органов и систем человека.

Именно нервные клетки на протяжении всей нашей жизни работают с большим напряжением. Они легко ранимы и бы стро истощаются. Поврежденные же клетки практически не восстанавливаются. Все это и заставляет относиться к ним с большой бережливостью, искать, путей сохранения оптимальной работоспособности нервных клеток и расширения функ циональных возможностей нервной системы в целом.

Из рецепторного (воспринимающего) аппарата, нервного проводящего пути и определенных групп мозговых клеток состоит анализатор, через который поступает в центральную нервную систему информация о состоянии наших органов, положении тела в пространстве, окружающих нас предметах, температуре воздуха, атмосферном давлении и т. п.

А — кора головного мозга; Б —подкорковые образования; В — гормональная система; Г — мышечная система.

Многочисленные преемники замечательных отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Веденского, А.А. Ухтомского в своих исследованиях показали многообразие и сложную архитектуру взаимосвязей организма с внешней и внутренней средой, основанную на условно-рефлектор ных реакциях. Последние способны совершенствоваться и закрепляться.

В повседневной жизни человека: в труде, быту, при занятиях спортом, — центральным вопросом остается возможность срочной переработки обильной информации, поступающей с рецепторного аппарата, и тех путей решения, которые возникают перед организмом (его нервной системой) в связи со складывающейся ситуацией в его деятельности.

Современному культурному человеку хорошо известно, что его поведение, деятельность, черты характера обусловлены особенностями функционирования нервной системы, ее био логическими свойствами.

Еще Гиппократ делил всех людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков, имея в виду, что одни горячи, как кровь, другие легко возбудимы, третьи, наоборот, трудно возбудимы, а четвертым присуща уравновешенность характера.

Один из основоположников современного учения о нервизме И. П. Павлов считал, что свойства нервной системы обусловлены такими качествами, как сила нервного процесса, его подвижность и соотношение возбудительных и тормозных процессов.

Работа нервной системы, сила нервного процесса, или степень истощаемости нервной системы, имеет общебиологическое значение и опреде ляет предел работоспособности нервных клеток. Сила нервно го процесса определяет способность человека выполнять боль шой объем работы с сохранением заданного ритма и темпа. Наоборот, при слабости нервного процесса наступает быстрое истощение деятельности, она становится неустойчивой, затухающей, аритмичной.

Второе свойство — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте замыкательных реакций, в скорости смены возбуждения торможением и возврата к первоначальному состоянию. Это скорость распространения (иррадиация) возбудительного процесса по нервной системе, его концентраций; в тех или иных отделах, группах клеток. Функциональная подвижность нервных процессов определяет скорость ответной реакции человека или его различных систем на поступающие сигналы раздражения. Она характеризует перестройку и приспособление организма к меняющимся условиям деятельности быта. От подвижности нервных процессов зависит диапазон устойчивости организма, широта его приспособительных реакций.

Э. Б. Коссовская видит проявление подвижности нервных процессов в том, как быстро человек, его органы и системы могут перестроить свое функционирование от уровня покоя к рабочему состоянию. Или, наоборот, от рабочего уровня перейти к состоянию покоя. Скорость протекания восстановительных процессов в период отдыха также определяется подвижностью нервных процессов.

Человек с высокой подвижностью нервных процессов быстро приспосабливается к новой обстановке, легко овладевает навыками.

Что касается соотношения тормозно-возбудительных процессов, то они могут быть уравновешенными или представлены преобладанием возбуждения над торможением.

По мнению И. П. Павлова, обратного соотношения у бодрствующего организма не может существовать, оно не является биологически оправданным. Вместе с тем в последнее время отдельные исследователи, в частности С. Д. Амром, выделяют лиц с преобладанием именно торможения над возбуждением.

Все эти качества (сила, подвижность и возбудительно-тормозные соотношения) взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют самое прямое отношение к пластическим свойствам нервной системы. Их можно сравнить со скульптором или художником и материалом, из которого создается произведение искусства.

Могут быть прекрасные руки ваятеля и совершенно негодный к творению материал или, наоборот, замечательные краски, глина, камень, но отсутствие таланта у художника. И в том и другом случае возможности к созданию произведения искусства остаются весьма и весьма ограниченными, а могут быть и обреченными на неудачу. Всегда торжествует лишь соединение этих двух факторов. Так и с человеком. Когда его нервная система характеризуется высокими пластическими свойствами (строительный материал!) и большой подвижностью нервных процессов (ваятель!), он быстро ориентируется в окружающей обстановке, легко и хорошо приспосабливается к условиям работы, в короткий промежуток времени и четко переключается с одной деятельности на другую. В организме такого человека быстрее развиваются механизмы защиты против переохлаждения и перегревания, вредного действия различных микробов и т. п.

В работах М. М. Кольцовой, В. Я. Кряжева, А. А. Логинова, В. М. Минаевой, И. Н. Филимонова, Минковского и др. показано, что у человека в первые дни и месяцы его жизни начинают развиваться и дифференцироваться те корковые отделы, которые обеспечивают соответствующее функционирование двигательного и кожного анализаторов. Это лишний раз подтверждает роль функции в развитии нервной системы.

Совершенствование условно рефлекторной деятельности идет по пути развития и шлифовки отдельных качеств, лежащих в основе поведения человека, силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, усиления значения второй сигнальной системы (слова, мышления) и уточнения взаимо действия ее с первой. Для процесса старения организма характерно нарушение деятельности нервной системы. При этом происходящие изменения обусловлены не столько анатомическими, сколько функциональными изменениями основных нервных процессов. С возрастом, когда в силу специфики работы, условий жизни, заболеваний, двигательная активность ухудшается, снижается и деятельность нервной системы: нарушается возбудительно-тормозной баланс, нервные процессы становятся более инертными, сила их падает, страдает замыкательная функция. В поведении такого человека появляется стремление к сохранению сложившихся условий быта, работы. Он менее охотно воспринимает различные реорганизации, внедрение нового, с большим трудом отказывается от привычек и переучивается.

Возрастной процесс совершенствования деятельности нервной системы и последующей ее инволюции при старении показали в своих исследованиях В, И. Великжанина, Н. Н. Заслина, Л. А. Новикова, А. Я- Кудряшова, Н. С. Мирзоянц, Хилла, Монниери и др.

Не будет преувеличением сказать, что бесконечное разнообразие связей организма со средой, непрерывное уравновешивание его функций с последней происходит посредством мышечной деятельности. Правда, в настоящее время такие связи не всегда внешне проявляются достаточно ярко. Это обусловлено эволюцией функций отдельных систем и организма в целом, развитием второй сигнальной системы. И все же работу мышц И. М. Сеченов рассматривает как определенное деятельное состояние мозга.

Единение нервных процессов и мышечных двигательных проявлений, с одной стороны, и подверженность их направленной тренировке, с другой, открывают пути к расширению функциональных возможностей центральной нервной системы.

В разное время Н. А. Грациановым, Р. В. Силлай, Джоне сом, Олсоном, Портером, Терманом и другими исследователями обращалось внимание на взаимосвязь между физическим развитием и умственными способностями.

Профессора 3. И. Бирюкова, М. Я. Горкин, В. В. Розен-блат, А. Д. Слоним, Г. Ф. Фольтборт, Матеев указывают, что определенное чередование повышения нервной деятельности с понижением ее работы, которое бывает при выполнении физических упражнений, оказывает тренирующее влияние на нервные процессы.

Возрастающая функциональная активность нервной системы неразрывно связана и с совершенствованием деятельности наших анализаторов: улучшается глазомер, ориентация в пространстве, точность движений и т. п.

Доказано также, что физические упражнения повышают эффективность последующей работы — особенно сложной, с умственным компонентом.

Физические упражнения и массаж являются эффективными средствами активного отдыха, восстановления работоспособности в первую очередь нервной системы. Влияние активного отдыха на утомленный организм человека сложно и многообразно.

Всякий труд, физический или умственный, неизбежно связан с утомлением, которое проявляется в снижении работо способности. Утомление же рассматривается физиологами как защитная реакция в первую очередь нервной системы против перегрузки. Оно носит временный характер.

Профессором В. Э. Нагорным в лаборатории здорового режима Московского университета было установлено, что под воздействием умственных перегрузок во многих случаях наблюдается значительное повышение тонуса крупных и средних артериальных сосудов головного мозга и увеличение периферического сопротивления мелких сосудов. Данное обстоятельство заставило искать пути улучшения именно мозгового кровообращения в период отдыха.

М. И. Виноградовым, А. Ф. Вербовым, 3. М. Золиной, А. В. Коробковым, И. М. Саркизовым-Серазини, В. Э. Нагорным доказано, что работа нервной системы под влиянием различных физических упражнений массажа эти состояния могут быть в определенных границах изменены в лучшую сторону. А это оказывает существенное влияние на функцию головного мозга, способствует восстановлению его работоспособности.


Рис. 4. Схема взаимного влияния двух очагов возбуждения. Заштрихова ны зоны торможения.

По мнению В. Э. Нагорного, такими упражнениями являются;

а) циклические, выполняемые в медленном и среднем темпе: ходьба, бег и т. п.;

б) вовлекающие в работу мышцы плечевого пояса. Это поднимание рук вперед, в стороны, вверх; дуговые и круговые движения руками и др.;

в) связанные с умеренным раздражением вестибулярного аппарата. Например, наклоны или повороты головы, туловища;

г) все виды упражнений с произвольным расслаблением мышц;

д) вызывающие изменение гидростатического давления крови в сосудах головы (при отсутствии противопоказаний). Имеются в виду переходы от горизонтального положения к положению сидя, стоя, наклоны и др.;

е) различные варианты дыхательных упражнений. Следует иметь в виду, что на мозговое кровообращение оказывает влияние не только характер самих упражнений, но и последовательность их выполнения в комплексе, интенсивность, объем и место их в режиме дня.

Однако было бы глубоко ошибочным думать, что стиму лирующая роль мышц для мозговой деятельности состоит в чисто механическом увеличении притока крови к мозгу. Мозг и мышцы представляют собой функциональное единство. Мышцы не могут сокращаться без нервных импульсов, а мозг, изолированный от влияния мышц, быстро теряет свою возбудимость даже при наличии достаточного кровоснабжения. По мнению М. Р. Могендовича, психический тонус в значительной мере определяется мышечным тонусом, так как у них одна основа — проприоцепция.

Физические упражнения создают мощный поток импульсов в центральную нервную систему. Возникают множественные очаги возбуждения. Отсутствие же или недостаток такой импульсации с мышц ведет к ухудшению работы мозга.

По мнению М. И. Виноградова, Н. В. Зимкина, Ю. К. Заморенова и Б. К. Заморенова, В. В. Розенблата, Г. В. Фольборта, работа нервной системы, а именно важнейшим механизмом улучшения работоспособности после выполнения физических упражнений является углубление торможения уже заторможенных нервных клеток и усиление возбудительного процесса в неработавших участках коры.

Интересно и то обстоятельство, что когда при активном отдыхе упражнения выполняются в медленном темпе, восстановительные процессы идут медленнее., чем при выполнении тех же комплексов, но в среднем или быстром темпе.

Таким образом, физические упражнения, мышечная работ а — неизменный спутник нашей жизни. Это орудие развития организма, совершенствования его функций, приспособления к условиям существования.

С понижением двигательной активности связаны многий заболевания, старение.

Упражнения помогают нам бороться с усталостью, сохранять высокий уровень работоспособности и совершенствовать интеллект.

Статья на тему Работа нервной системы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.