Учреждения для детей с поражением цнс

Повышенное внутричерепное давление, судорожный синдром и другие проблемы новорожденных: лечение и реабилитация

Бывает, что в роддоме или чуть позже, на приеме у педиатра новорожденному ребенку ставят сложные диагнозы, касающиеся состояния центральной нервной системы (ЦНС). Что скрывается за словами "гипертензионно-гидроцефальный синдром" или "синдром вегетативно-висцеральных дисфункций" и как эти состояния могут повлиять на здоровье и развитие ребенка? Возможно ли лечение поражений ЦНС? Рассказывает специалист по детской реабилитации Наталья Пыхтина, глава одноименной клиники.


Первую информацию о состоянии ЦНС новорожденного врач получает в первые минуты и часы после появления малыша на свет, ещё в родильном зале. Все слышали о шкале Апгар, по которой жизнеспособность ребенка оценивается по пяти основным видимым признакам — сердцебиению, окраске кожи, дыханию, рефлекторной возбудимости и мышечному тонусу.

Почему важно правильно оценить двигательную активность младенца? Потому что она дает информацию о состоянии спинного и головного мозга, их функциональности, что помогает вовремя распознать как незначительные отклонения, так и серьёзные патологии.

Так, наибольшее внимание уделяется степени симметричности движений конечностей: их темп и объем должны быть одинаковыми с обеих сторон, то есть у левой руки и левой ноги и правой руки и ноги соответственно. Также врач, проводящий первичный осмотр новорожденного, учитывает четкость и выраженность безусловных рефлексов. Так педиатр получает информацию о деятельности ЦНС малыша и выясняет, функционирует ли она в рамках нормы.

Поражения ЦНС: на каких сроках беременности?

Повреждения центральной нервной системы у ребенка возникают двумя путями — внутриутробно или во время родов. Если отклонения в развитии возникли у плода во время эмбриональной стадии внутриутробного развития, то они зачастую превращаются в пороки, несовместимые с жизнью, либо крайне тяжёлые и не поддающиеся лечению и коррекции.

Если повреждающее влияние оказывалось на плод после восьмой недели беременности, это не скажется на ребенке в виде грубого уродства, но вполне может стать причиной небольших отклонений, которые придется лечить после рождения. Негативное воздействие на плод на поздних сроках — после двадцать восьмой недели беременности — в виде пороков не проявится вовсе, но может стать катализатором при возникновении заболеваний у нормально сформированного ребенка.

Очень сложно предсказать, какой конкретно негативный фактор и на каком сроке беременности нанесет плоду непоправимый ущерб. Поэтому будущей матери нужно быть крайне осторожной и следить за своим здоровьем еще до момента зачатия. Подготовка к беременности — важный этап планирования семьи, потому что на состоянии здоровья ребенка могут сказаться как вредные привычки матери, так и её хронические заболевания, тяжелая работа и нездоровое психологическое состояние.

Немаловажно для дальнейшей жизни ребёнка и то, как именно он появится на свет. Именно в момент родов есть опасность повреждений вторым путём — интранатально. Любое неправильное вмешательство или, наоборот, отсутствие своевременной помощи с высокой вероятностью негативно скажутся на малыше. В зоне риска — преждевременные роды, а также роды в намеченный срок, но стремительные или, наоборот, затяжные.

Основные причины поражения ЦНС у новорожденных — кислородное голодание, которое приводит к гипоксии, и родовые травмы. Реже встречаются менее очевидные и диагностируемые причины: внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ или хромосомная патология.

Врачи выделяют несколько синдромов патологии ЦНС у новорожденных.


Повышенное внутричерепное давление: симптомы

Гипертензионно-гидроцефальный синдром — это чрезмерное скопление спинномозговой жидкости в желудочках и под оболочками мозга. Чтобы выявить данный синдром у младенца, проводится УЗИ головного мозга и регистрируются данные о повышении внутричерепного давления (по данным эхоэнцефалографии — ЭЭГ).

В ярко выраженных тяжелых случаях при данном синдроме непропорционально увеличиваются размеры мозговой части черепа. Как известно, дети рождаются с подвижными костями черепа, которые срастаются в процессе развития, поэтому при одностороннем патологическом процессе данного синдрома будет наблюдаться расхождение черепных швов, истончение кожи в височной доле и усиление венозного рисунка на волосистой части головы.

Если у ребенка повышенное внутричерепное давление, он будет беспокоен, раздражителен, легко возбудим и плаксив. Также малыш будет плохо спать, таращить глазки и запрокидывать голову назад. Возможно проявление симптома Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком). В более тяжёлых случаях может также иметь место симптом так называемого "заходящего солнца", при котором радужная оболочка глаза, как солнце на закате, наполовину погружена под нижнее веко. Также иногда появляется сходящееся косоглазие.

При пониженном внутричерепном давлении, наоборот, ребенок будет малоактивным, вялым и сонливым. Мышечный тонус в данном случае непрогнозируем — он может быть как повышенным, так и пониженным. Малыш может при опоре вставать на цыпочки, при попытке ходьбы перекрещивать ножки, при этом рефлексы опоры, ползания и ходьбы у младенца будут снижены. Также нередко могут случаться судороги.

Нарушения мышечного тонуса

Синдром двигательных нарушений — патология двигательной активности — диагностируется почти у всех детей с внутриутробными отклонениями в развитии центральной нервной системы. Разнится только выраженность и уровень поражения.

При постановке диагноза педиатр должен понять, какова зона и локализация поражения, есть ли проблема в работе головного или спинного мозга. Это принципиально важный вопрос, поскольку методики лечения кардинально различаются в зависимости от установленной патологии. Также большое значение для постановки диагноза имеет корректная оценка тонуса различных групп мышц.

Нарушение тонуса в различных группах мышц приводит к запаздыванию появления двигательных навыков у младенца: например, ребенок позже начинает брать предметы всей кистью, движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных занятий, ребенок позже встает на ножки, а перекрест нижних конечностей препятствует формированию правильной ходьбы.

К счастью, этот синдром излечим — у большинства детей благодаря правильному лечению наблюдается снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. В память о заболевании может остаться только высокий свод стопы. Нормальной жизни это не мешает, и единственной сложностью остаётся выбор удобной и удачно сидящей обуви.


Откуда берутся срыгивания и склонность к запорам

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций характеризуется нарушением терморегуляции у ребенка (температура тела повышается или понижается без видимых причин), исключительной белизной кожи, связанной с нарушением работы сосудов, и желудочно-кишечными расстройствами (срыгиванием, рвотой, склонностью к запорам, недостаточной прибавкой в весе сравнительно с показателями, принятыми за норму).

Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и напрямую имеют отношение к нарушениям в кровоснабжении задних отделов мозга, где расположены все основные центры вегетативной нервной системы, руководящей жизнеобеспечивающими системами организма — пищеварительной, терморегуляционной и сердечно-сосудистой.

Судорожный синдром

Склонность к судорогам в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в тех случаях, когда происходит распространение или развитие болезненного процесса в коре головного мозга, и имеют множество самых разных причин.

В каждом конкретном случае причину возникновения судорожного синдрома должен выявить врач. Для эффективной оценки часто требуется проведение целого ряда исследований и манипуляций: инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), кровообращения мозга (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), а также биохимических исследований крови.

С точки зрения локализации судороги не одинаковы — бывают генерализованными, то есть охватывающими весь организм, и локализованными, которые связаны с отдельными группами мышц.

Судороги различны и по своему характеру: тонические, когда ребенок словно вытягивается и застывает на короткое время в определенной фиксированной позе, и клонические, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища.

Родителям стоит внимательно наблюдать за ребенком в первые месяцы жизни, т.к. судороги у детей могут стать началом эпилепсии, если сразу не обратиться к специалисту и не провести грамотное лечение. Тщательное наблюдение и детальное описание возникающих судорог со стороны родителей существенно облегчит врачу постановку диагноза и ускорит подбор лечения.

Лечение ребенка с поражением ЦНС

Точная диагностика и своевременное корректное лечение патологии ЦНС чрезвычайно важно. Детский организм очень восприимчив к внешнему воздействию на начальном этапе развития, и вовремя полученные процедуры могут в корне изменить дальнейшую жизнь ребенка и его родителей, позволив на самых ранних этапах со сравнительной лёгкостью избавиться от проблем, которые в более позднем возрасте могут стать весьма существенными.

Как правило, детям с патологиями раннего возраста назначается медикаментозная терапия в комплексе с физической реабилитацией. Лечебная физкультура (ЛФК) — один из самых эффективных немедикаментозных способов реабилитации детей с поражениями ЦНС. Правильно подобранный курс ЛФК помогает восстановить двигательные функции ребёнка, используя адаптационные и компенсаторные возможности детского организма.

ПРИМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ СТИМУЛЯТОРОВ В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦНС.

Кандидат медицинских наук, Рымарева О.Н.
Институт медицинских технологий

1. Актуальность проблемы.
За последние годы ежегодно в Российской Федерации рождается 5000 детей входящих в категорию инвалидов с детства по неврологическим расстройствам. Причем у 70% из них истоки заболевания нервной системы идут из перинатального периода. Наиболее грубые повреждения головного мозга чаще всего возникают у недоношенных детей.

Так среди новорожденных детей с МТР ниже 1000,0 большая часть погибает в первые часы и сутки жизни, а у оставшихся в живых тяжелые инвалидизирующие расстройства ЦНС достигает 28%, а менее грубые – 44%. Из 100 родившихся в конечном итоге здоровыми оказываются 8-15%.

Тяжесть неврологических изменений у выживших пациентов не всегда дает возможность достичь хорошего восстановительного эффекта с помощью традиционно применяемых в этих случаях церебральных стимуляторов.

В Институте медицинских технологий, совместно с Научным Центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН для лечения тяжелых перинатальных неврологических расстройств разработаны, апробированы и практически применены новейшие технологии с использованием биологически активных церебральных стимуляторов.

В Институте медицинских технологий за истекшие 2001-2011 годы получило лечение 3025 пациентов. В возрасте от 0 до 1 года – 109 детей, 1 – 3 года – 780 детей, 3 – 5 лет – 847 детей, 5 – 7 лет – 607 детей и 7 лет и старше – 690 детей.

Основную часть пациентов составили дети с детским церебральным параличом – 1714 детей, с органическим поражением ЦНС пролечено 490 детей, с олигофренией – 310 детей, болезнью Дауна – 120 детей, аутизмом – 81 ребенок. В прочих диагнозах имели место дети с последствиями перенесенного менинго-энцефалита, черепно-мозговой травмы и т.д..

Все пациенты получили комплексное обследование, обязательно включающее МРТ – томографию, ЭЭГ, иммунологические, генетические, психометрические, офтальмологические и логопедические обследования.

Большая часть детей многократно и малоэффективно лечилась в различных неврологических и реабилитационных учреждениях.

Пациенты получили от 3 до 5 курсов терапии с применением биологически активных церебральных стимуляторов подкожно в переднюю брюшную стенку. У 19 пациентов из
2452 отмечался транзиторный подъем температуры в течение 3 - 4 часов после проведения терапии, который быстро купировался приемом анальгетиков.

1 группа. В группе детей с детским церебральным параличом отмечались наиболее тяжелые неврологические нарушения, клинически представленные грубыми корковыми нарушениями, эпиптогенезом, сенсорными и двигательными нарушениями различной степени тяжести, выраженными задержками развития.

Оценку результатов проведения терапии с применением биологически активных церебральных стимуляторов проводили через 3 – 6 месяцев после окончания лечения, оно включала повторные неврологические, психометрические и энцефалографические исследования. Положительная динамика отмечалась в 79,8 %, остальные пациенты (20.2%) – без явной динамики.

По результатам этих обследований отмечены:

  • частичное или полное купирование судорог, позволившее снизить дозу антиконвульсантов
  • нормализация структуры сна и бодрствования
  • формирования моторных функций (ползание, ходьба)
  • уменьшение спастического синдрома
  • депрессия гиперреактивности и уменьшение психической инертности, активизация целенаправленной познавательной деятельности
  • формирование экспрессивной речи

В промежутках между курсами терапии с применением биологически активных церебральных стимуляторов проводилась комплексная традиционная терапия.

2 группа. В группе детей с грубыми задержками психоречевого развития после лечения биологически активными церебральными стимуляторами отмечались значительные положительные сдвиги:

  • улучшились познавательные функции;
  • появился активный интерес к окружающему;
  • дети приобретали практические навыки.

При психоневрологическом исследовании наблюдалось более адекватное поведение ребенка, регрессировала двигательная расторможенность, эмоциональные реакции стали более разнообразными и дифференцированными, появились специфические действия с предметами, уменьшилась выраженность стереотипов, улучшилась тонкая моторика. Существенные сдвиги отмечались в речевом развитии, у детей с отсутствием экспрессивной речи появились первые слова и простые фразы.

При более легких формах олигофрении отмечалась значительная активизация познавательной деятельности, мотивации, увеличивался запас знаний, адекватная оценка ситуации, улучшение памяти, правильное восприятие отвлеченных понятий и способность к общению.

Речь приобретает сложно-фразовый характер, часто нивелируется дизартрия.

Наиболее интересным представляется полученные данные по изучению биоэлектрической активности мозга. Исследование динамики выявило, что применение используемой комплексной терапии вызывает улучшение функционального состояния мозга, что проявляется в снижении таких патологических феноменов, как эпилептиформная активность мозга.

Положительная динамика отмечалась в 94,8 %, остальные пациенты (5.2%) – без явной динамики.

Клинический пример 1.

Ребенок С. – 6 лет. Пост-травматическая энцефалопатия. Эписиндром. Ребенок на протяжении 2 лет принимал антиконвульсанты, на фоне которых продолжали наблюдаться судорожные приступы.
ЭЭГ ребенка до начала лечения: видны гиперсинхронные эпилептиформные разряды, регистрирующая генерализовано по всей коре с фокусом в каудальных отделах левого полушария.

После применения 1-го курса комплексной терапии отмечается резкое снижение выраженности эпиактивности. Биоэлектрическая активность стала более сложной, исчезли высокоамплитудные эпи – разряды, что позволило значительно снизить дозы противосудорожных препаратов.

Улучшение функционального состояния коры больших полушарий, сопровождавшееся улучшением коркового – подкоркового взаимодействия отмечалось в различной степени у всех обследованных больных.

Наиболее отчетливо это проявлялось при наличии общемозговых изменений, обусловленных дисфункций диэнцефальных и стволовых структур мозга, т.е. так называемых регуляторных структур.

Клинический пример 2.

Ребенок С – 6 лет. Задержка психо-речевого развития. На начальных этапах лечения отмечались общемозговые изменения электрической активности, обусловлены повышенным влиянием диенцефальных структур мозга и дисфункцией лобно-базальных структур на фоне задержки функционального развития коры больших полушарий. Отмечалось отсутствие основного ритма биоэлектрической активности – альфа ритма, снижение амплитуды биопотенциалов по всей коре, наличие специфических комплексов бетта-активности.

После проведенной комплексной терапии была выявлена четкая положительная динамика ЭЭГ. Отмечалось появление достаточно хорошо сформированного альфа-ритма, доминирующего в каудальных отделах, что свидетельствует о прогрессивном функциональном развитии нервных элементов коры. Прослеживается выраженная возрастная динамика биоэлектрической активности.

Таким образом, терапии с применением биологически активных церебральных стимуляторов помогает социальной адаптации детей инвалидов, а также дает возможность обучения детей с различными формами олигофрении как в рамках специальных программ, так и в общеобразовательной школе.

Клинический пример 3.

Павел Т. рождение 30.08.2000 г., матери 27 лет, практически здорова. Беременность II (I беременность закончилась родами ребенка с множественными пороками развития). Настоящая беременность протекала на фоне отеков. Анализы на цитомегаловирусную и герпес вирусную инфекцию отрицательны.

Роды на 37 неделе путем операции кесарева сечения (рубец на матке). Масса тела при рождении 2850 длина 52 см. Ребенок родился в асфиксии тяжелой степени, с оценкой по шкале Апгар 3/6 балла. Состояние после рождения крайне тяжелое за счет ишемического поражения мозга (гемическая и циркуляторная гипоксия), энцефалолейкомаляции и отека мозга. Ребенок находился на ИВЛ 2 суток.

В клинической практике на первый план выступал синдром угнетения ЦНС, мышечная гипотония.

В динамике состояние ребенка с улучшением, однако, в возрасте 1 мес. жизни состояние ребенка ухудшилось, ребенок дал приступ глубокого апноэ и в течение 14 дней находился на ИВЛ.

Нейросонограмма проведенная в возрасте 1,5 мес. позволила выявить диффузное изменение в белом веществе головного мозга и базальных ганглиях, неоднородное повышение эхогенности борозд лобных и теменных областей.

На фоне проводимых реабилитационных мероприятий (2-х кратное лечение в неврологическом стационаре) состояние ребенка улучшилось, однако изменения со стороны нервной системы сохранялись, стал очевидным спастический тетрапарез, задержка психомоторного развития. В возрасте 8 мес. ребенок не держал голову, не сидел, игрушками не интересовался, гулил очень мало.

Так как проводимая традиционная терапия была малоэффективной, было решено провести терапию с применением биологически активных церебральных стимуляторов.

Первый курс терапии был проведен в апреле 2001 г. в возрасте 8,5 мес. На протяжении последующего периода ребенок получил 4 курса терапии с применением биологически активных церебральных стимуляторов с интервалом 3 мес.

На фоне проведенного лечения отмечалась выраженная положительная динамика в неврологическом статусе, практически нивелировался спастический тетрапарез, самостоятельно сидит с 10 мес., стоит с 1 года 4 мес., ходит – с 1 года 6 мес., хорошо понимает обращенную речь, активно занимается игрушками, появились первые слова, индекс IQ по шкале Бейли составил 82 ед.

Исследование биоэлектрической активности мозга показало, что на начальных этапах лечения наблюдалась резкая задержка функционального созревания коры больших полушарий. Выраженная межполушарная асимметрия, наличие патологической медленно-волновой активности, преимущественно выраженной в левом полушарии, повышенная активность нижнестволовых структур мозга.

В результате проведенной терапии отмечалось исчезновение межполушарной асимметрии, снижение активности стволовых структур, улучшение функционального состояния коры, что проявилось в усложнении биоэлектрической активности мозга и появление, пока еще плохо сформированного, но все же основного ритма электрической активности нормальной ЭЭГ – альфа-ритма.

Клинический пример 4.

Ребенок Анна Г., 30.11.05 г.р., матери 30 лет, практически здорова. Акушерский анамнез: настоящая беременность 1, протекала с угрозой выкидыша в
III триместре. Роды преждевременные на 36 неделе беременности. Ребенок родился в асфиксии, с оценкой по шкале Апгар 6/7 баллов. Масса тела при рождении 1900 г., длина 47 см. Окружность головы 35 см. Состояние после рождения крайне тяжелое, за счет гипоксически-ишемического поражения головного мозга.

На ИВЛ находилась 6 суток. В клинической картине на первый план выступали изменения со стороны нервной системы: синдром угнетения ЦНС, снижение спонтанной двигательной активности физиологических и сухожильных рефлексов, мышечная гипотония. На нейросонограмме, проведенной на 5 сутки жизни, степени боковых желудочков уплотнены, выражено усиление эхогенности паренхимы мозга, отмечались гиперэхогенные включения в перивентикулярной области.

При комплексном иммунологическом обследовании внутриутробной инфекции не выявлено.

Наряду с этим у ребенка отмечалось тяжелое течение пневмонии, анемии, ДВС синдром, менингоэнцефалит.

В остром периоде в отделении реанимации и интенсивной терапии проводилось следующее лечение: антибактериальная терапия, внутривенное введение иммуноглобулина и др. На 34 сутки ребенок был выписан домой, под наблюдение невропатолога и педиатра.

Неврологический диагноз: резидуально-органическое поражение ЦНС, спастический тетрапарез, гидроцефально-атрофический синдром, ранний краниостеноз, ЗПРиМ развития, судорожный синдром.

Ребенку была проведена с диагностической целью ЯМРТ головного мозга в возрасте 4 мес. жизни. Заключение: признаки мультикистозной энцефаломаляции, гипоплазии структур мозга, открытой гидроцефалии, обширный субдуральной гематомы справа.

В следствии отсутствия положительной динамики от ранее проведенной терапии ребенку в возрасте 5 мес. жизни было подключено лечение в Институте медицинских технологий.

Всего проведено 8 курсов терапии. В результате проведенного лечения у ребенка в возрасте 1 г. 3 мес. в неврологическом статусе отмечается значительная положительная динамика, отсутствует судорожный синдром!, ребенок хорошо вступает в контакт, отличает своих от чужих. Активно играет игрушками, у ребенка значительно улучшилось зрение, хорошо берет мелкие предметы, больше правой рукой, приобщая левую руку. Самостоятельно сидит, передвигается в стременах, опора на полную стопу, без перекреста. Речь лепетная. Спастический тетрапарез и судорожный синдром отсутствует, сохраняется небольшая мышечная дистония в левой руке и левой ноге, легкая задержка психо-речевого и моторного развития.

Таким образом, в лечении детей с перинатальным повреждением нервной системы наряду с традиционными методами медикаментозной терапии для стимуляции и коррекции нарушений нервной системы целесообразно как можно раньше подключать новую медицинскую технологию с использованием биологически активных церебральных стимуляторов.

На лечение в стационар принимаются дети в возрасте от рождения до 18 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации, по направлению из органов здравоохранения.

Перед госпитализацией необходимо проконсультироваться у одного из специалистов Центра.

Основными направлениями клинической и научной работы врачей отделения являются диагностика, лечение и комплексная реабилитация детей:

  • с детским церебральным параличом
  • с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса
  • с диффузной мышечной гипотонией
  • с гидроцефальным и гипертензионным синдромом
  • с атонически-астатическим синдромом
  • с синдромом гипервозбудимости и нарушениями сна
  • эпилепсией
  • с задержкой психо-речевого развития
  • расстройствами поведения и эмоций
  • нервно-мышечной патологией
  • рассеянным склерозом и нейродегенеративными заболеваниями
  • патологией периферической нервной системы

  • медикаментозная терапия (нейропротективная, противоэпилептическая, применение препаратов, изменяющих течение рассеянного склероза (ПИТРС)
  • иммуномодулирующая терапия
  • метаболическая терапия митохондриальных болезней
  • терапия глюкокортикостероидами по показаниям
  • ботулинотерапия
  • реабилитационное лечение

Режим дня в отделении строится в соответствии с внутренним распорядком деятельности клиник НМИЦ здоровья детей Минздрава России.

Одним из приоритетных направлений реабилитации в НЦЗД является создание преемственной помощи детям инвалидам с неврологическими двигательными нарушениями, и, в первую очередь, с ДЦП и последствиями перинатального поражения ЦНС. В детской неврологической нозологии более 60% занимают церебральные параличи (большей частью спастические формы), различной этиологии.

Детский церебральный паралич (ДЦП) является основной неврологической причиной детской инвалидности во всех развитых странах мира. Частота ДЦП остаётся постоянной, несмотря на все достижения современной медицины, и в России не превышает средних мировых показателей. Каждый год в нашей стране рождается около 7000 детей с ДЦП. Это связано как с ухудшением репродуктивного здоровья населения и увеличением числа патологически протекающих беременностей, так и с совершенствованием выхаживания глубоко недоношенных детей, новорожденных с тяжёлым перинатальным повреждением центральной нервной системы. Полноценное выхаживание и ранняя реабилитация этих детей – залог уменьшения формирования инвалидности, социальной и материальной нагрузки на государство и общество.

Отделение восстановительного лечения стало координирующим центром в созданной многопрофильной структуре реабилитации детей с ДЦП на базе НЦЗД. В сотрудничестве с отделениями перинатальной патологии, ЛФК, физиотерапии, психолого-педагогической коррекции, а также хирургического нейроортопедического отделения была создана комплексная система наблюдения и этапной консервативной и оперативной помощи детям-инвалидам с неврологическими заболеваниями.

Основными достижениями отделения стали:

— создание новой модели реабилитации пациентов с ДЦП на основании международных стандартов и консенсусов помощи данным детям с высоким уровнем доказательности, в том числе ботулинотерапии и международных методик физической реабилитации.

— разработанная уникальная концепция многоуровневой ботулинотерапии (БТА) при спастичности у детей, позволяющая одномоментно корректировать патологический тонус во всех заинтересованных сегментах конечностей, обеспечивая максимальный функциональный результат. Применение предложенного алгоритма у более чем 200 пациентов впервые позволило существенно замедлить и даже предотвратить появление новых суставных контрактур и вывихов, сократить число оперативных вмешательств у детей с ДЦП, облегчить проведение реабилитационных мероприятий и ухода за больными, отказаться от ряда неэффективных физиопроцедур и приёма антиспастических препаратов без ущерба для итогов лечения.

За разработку данного метода сотрудники НЦЗД в 2015 г. были удостоены Премии Правительства Российской Федерации. На базе отделения регулярные повторные многоуровневые инъекции БТА на сегодняшний день получают более 500 пациентов с ДЦП.

— координация НЦЗД исследований по ботулинотерапии при ДЦП в России. Проведено и опубликовано первое в РФ многоцентровое исследование по применению многоуровневой ботулинотерапии в комплексной реабилитации пациентов с ДЦП. В исследовании приняли участие 11 российских центров, специализирующихся на реабилитации детей с ДЦП. На основании полученных данных создан и опубликован первый российский консенсус по ботулинотерапии при ДЦП. Данный документ стал руководством к применению этого метода лечения и профилактики вторичных ортопедических осложнений при ДЦП.

— впервые в России в педиатрической практике разработан и запатентован метод УЗИ контроля точности инъекций БТА при ДЦП в сочетании с общей анестезией, обеспечивший безопасность и эффективность проводимых инъекций.

— ориентация на обучение родителей пациентов с ДЦП методикам ежедневной физической реабилитации своих детей (включение родителей в стандартную реабилитацию и обеспечение консультативной амбулаторной поддержки врачей и инструкторов ЛФК в промежутках между госпитализацией – что позволяет повысить эффективность реабилитации за счёт увеличения её интенсивности и частоты, а также снизить потребность в госпитализации детей)

— проведение регулярных учебных мероприятий, посвящённых современным методам реабилитации пациентов с ДЦП и применению методики многоуровневой ботулинотерапии на базе НЦЗД и других медицинских учреждений. Всего обучено и сертифицировано к применению ботулинотерапии в педиатрии более 250 врачей в различных регионах России. Методика многоуровневой ботулинотерапии включена в клинические рекомендации лечения и реабилитации детей с ДЦП.

— разработка критериев оценки реабилитационного прогноза и потенциала пациентов с ДЦП на основании международных шкал, что обеспечило персонифицированный подход к выбору приоритетов и целей реабилитации для каждого ребёнка-инвалида.

В отделении совместно с отделом лечебной физкультуры проводится изучение кинематики движений и математическое моделирование моторной активности детей с двигательными нарушениями посредством оптикоэлектронной системы до и после начала лечения, что позволяет объективно оценить эффективность комплексной нейрореабилитации.

Медицина на сегодняшний день не позволяет полностью вылечить пациентов с ДЦП и устранить их инвалидность, однако предложенные методы лечения и созданная структура этапной помощи детям-инвалидам с неврологической патологией могут служить моделью, повсеместное внедрение которой в нашей стране позволит снизить выраженность инвалидизации и улучшить качество жизни пациентов и их семей.

Ультразвуковые аппараты, используемые для контроля проведения ботулинотерапии:

  • General Electric Vivid 7
  • General Electric Vivid q

Отделение создано в 2007 г. для оказания неврологической лечебной и реабилитационной помощи детям. С момента создания клиника занималась вопросами лечения и реабилитацией детей с тяжелыми двигательными нарушениями различного происхождения; гидроцефалией, судорожными состояниями, в последние годы к ним добавились такие формы патологии, как рассеянный склероз и когнитивные нарушения.

Созданное отделение стало важным связующим звеном между амбулаторной и стационарной помощью детям с неврологической патологией и явилось основой для развития такого актуального направления, как нейрореабилитация в педиатрии. При активном участии врачей отделения на базе Консультативно-диагностического центра был создан первый в стране кабинет ботулинотерапии, оснащённый ультразвуковым аппаратом для контроля точности инъекций и оборудованием для проведения общей анестезии во время инъекций.

Сотрудниками отделения разработаны и внедрены новые показания для ботулинотерапии (инъекции в верхние конечности у детей, многоуровневые инъекции, коррекция слюнотечения), регулярно проводятся учебно-практические семинары по вопросам ботулинотерапии у детей, разработка учебно-методических рекомендаций для врачей. За научно-практическую работу в данном направлении врачу отделения (к.м.н. О.А.Клочковой) присуждена стипендия Президента РФ.

В 2017 г. отделение было переименовано в отделение диагностики и восстановительного лечения детей с психоневрологической патологией и переведено на стационарный режим работы.

Совместно разрабатываются индивидуальные планы реабилитационного и оперативного лечения с учётом положений Европейской концепции нейроортопедии, являющейся одним из приоритетных направлений научного и клинического развития отделения. Подобные совместные междисциплинарные консультации позволяют быстро и всесторонне анализировать комплексные проблемы детей с нейроортопедическими проблемами, своевременно находить пути их решения с применением современных средств.

- Ботулинотерапия ДЦП у детей раннего возраста.
- Изучение кинематики движений и математическое моделирование моторной активности при ДЦП.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.