Упражнение для детей с двойной гемиплегией

  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Гл авная
  • О центре
  • Наш персонал
  • Филиалы
  • Фонд
  • Контакты
  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Методики лечения
  • Социальные услуги
  • Статьи
  • Истории пациентов
  • Медиагалерея
  • Наши партнеры

Все наши центры снова открыты и ждут пациентов!

Обязательно ознакомьтесь с подробностями изменений в этой новости!

Люди ещё не нашли способ лечения, дарующий возможность восстановить поврежденный мозг. Однако если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции, а также взять на себя часть функций поврежденных областей. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Одним из основных элементов практически любой программы лечения является лечебная физическая культура (ЛФК), и другие виды терапии, основанные на движении – кинезотерапия, Бобат-терапия, Войта-терапия и другие.

Как термин, ЛФК обозначает раздел медицины, который изучает лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. Кроме того, ЛФК является самостоятельной научной дисциплиной, официально признанной во многих странах мира, в том числе и в России.

С другой стороны, это медицинская процедура, которая используется для восстановительной реабилитации и лечения больных и инвалидов, а также профилактики различных заболеваний. Главным средством ЛФК является физическая нагрузка в разных формах.

Основным терапевтическим методом ЛФК является лечебная гимнастика – физические упражнения, индивидуально подобранные для каждого конкретного случая. Для детей чаще всего используют игровые формы упражениний, например, с использованием мяча. Это помогает стимулировать интерес ребенка, и направить его стремление к двигательной активности в нужное русло.



​История лечебной физической культуры​​​​

В древнем Китае ещё в глубокой древности - за несколько тысячелетий до нашей эры, физические упражнения использовались для укрепления здоровья. В те времена существовали врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.




ЛФК при ДЦП

Лечебная физическая культура является одним из самых эффективных и популярных средств реабилитации детей с церебральным параличом различных форм. Главными целями ЛФК при ДЦП являются: снижение гипертонуса мышц, улучшение координации, увеличение амплитуды движений в суставах, тренировка ослабленных мышц, закреплению правильных двигательных стереотипов.

При занятиях ЛФК необходимо учитывать важное обстоятельство – дети с ДЦП, как правило, устают значительно быстрее, чем их здоровые сверстники. Поэтому важно чередовать упражнения с высокой и низкой нагрузкой, и давать небольшой отдых после процедуры. Не возбраняется после ЛФК отправить ребенка на массаж, или сделать его самостоятельно. Вообще, сочетание нескольких процедур (читайте – видов терапевтического воздействия) позволяет значительно повысить общую эффективность реабилитации.


Физическая нагрузка при занятиях ЛФК рассчитывается с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Со временем, по мере развития костно-мышечной системы, она должна увеличиваться.

В этом случае лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, а также проводится обучение бытовым навыкам.

Рекомендуется выполнять упражнения, способствующие улучшению координации, вырабатывающие умение сохранять равновесие, а также упражнения на сопротивление и упражнения для языка и мимической мускулатуры.

Необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть - это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия.

При этом заболевании широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение больных ходьбе.

Если ребенку поставлен неврологический диагноз по типу ДЦП, крайне важно начинать коррекционно-воспитательную работу как можно раньше. Это обусловлено особенностями физического развития - высокой пластичностью детского мозга, и его способностью к компенсации нарушенных и утраченных функций. Важно понимать, что неврологические проблемы и отставание в физическом развитии организма, влекут за собой также существенную задержку психомоторного развития ребенка.Необходимо помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Реабилитационная работа с детьми с ДЦП должна быть комплексной, ограничиваться одной процедурой или одним курсом лечения в год будет неэффективно. Каждый родитель особенного ребенка обязан осознавать необходимость постоянного комплексного лечения.

Дети и подростки около школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют определенные трудовые навыки и навыки самообслуживания. Многие родители не осознают важность того, что в первую очередь необходимо учить ребенка обслуживать себя.

Боковая защитная выпрямительная реакция важна, когда дети садятся и начинают играть в положении сидя. Их навыки удержания равновесия пока еще не отточены, и они легко заваливаются набок. Вытянутая рука может их спасти или, по крайней мере, смягчить падение. Позже, когда дети начнут вставать и ходить, боковая защитная выпрямительная реакция убережет их голову, если они будут падать в сторону.

Дети с хорошей передней защитной выпрямительной реакцией после небольшой тренировки могут обрести боковую реакцию. Однако дети, обладающие неравноценными навыками рук, особенно дети с гемиплегией, нуждаются в особой подготовке. Дети с правосторонней гемиплегией без проблем овладеют передней защитной выпрямительной реакцией, а также левосторонней, но им нужна особая подготовка, чтобы развить защитную реакцию для правой руки. Соответственно детям с левосторонней гемиплегией нужна тренировка левой руки.

Если у вас ребенок с гемиплегией, физиотерапевт наверняка захочет, чтобы вы начали отрабатывать с ребенком весовые нагрузки на пораженную руку как можно скорее. Чем раньше начать тренировки, тем более эффективными они будут – и тем быстрее ваш ребенок достигнет результата. Они дадут фору пораженной руке и предотвратят ситуацию, когда ребенок будет избегать ее использования. Также это облегчит задачу вам. Ребенку нравится сидеть с вашей поддержкой. Возможно, он не будет возражать против опоры на пораженную руку, если вы окажете ему помощь, в которой он нуждается. Однако ребенок постарше уже может иметь свое мнение, не совпадающее с вашим.

Отрабатывайте упражнения в соответствии с предписаниями физиотерапевта и следуйте всем его особым указаниям.

Весовая нагрузка на вытянутую руку в положении сидя

1. Сядьте на пол и посадите ребенка между ваших ног лицом от вас на небольшом расстоянии.

2. Поместите открытую левую ладонь на внутреннюю сторону верхней части правой руки вашего ребенка. С помощью пальцев распрямите его локоть.

3. Другой рукой раскройте его правую ладонь и поместите ее на пол.

4. После того как ваш ребенок оказался в правильном положении сидя с опорой на руку, поддержите его правый локоть правой рукой. Поместите игрушку в пределах легкого доступа и позвольте ему играть левой рукой.

5. Пусть ребенок играет в этом положении в течение двух минут – или столько, сколько ему захочется. Уменьшите вашу поддержку, если он хорошо справляется.

Поменяйте стороны, чтобы поупражнять левую руку.

Если ваш ребенок сжимает ладонь в кулак, попробуйте следующее: скользните своей открытой правой ладонью по его запястью в его ладонь, чтобы открыть ее. Поместите тыльную сторону своей открытой ладони на пол, чтобы ребенок опирался на вашу открытую ладонь своей (рис. 9.6 ). Пусть он какое-то время так посидит. Если его ладонь остается открытой, вытащите свою, чтобы его ладонь касалась пола.

Если рука вашего ребенка очень слаба или спастична, ваш физиотерапевт, возможно, порекомендует вам надеть на его руку мягкую лонгету в ходе занятия.

ВНИМАНИЕ : не ожидайте быстрого прогресса при выполнении этого упражнения. Скорее всего, на достижение результата вам потребуется больше месяца ежедневной практики.


Боковое касание одной рукой

После того как дети научатся поддерживать себя сбоку одной рукой, они готовы к двум следующим упражнениям. Делайте их в соответствии с предписаниями физиотерапевта и следуйте всем его особым указаниям.

1. Ребенок сидит лицом от вас.

2. Держите его за верхние части рук и двигайте вправо, чтобы он коснулся правой рукой пола.

Повторяйте 10 раз.

Когда ребенок начнет хорошо справляться с упражнением, меньше направляйте его правую руку и делайте боковое движение в более быстром темпе (рис. 9.7 ). Поменяйте стороны, если вам нужно потренировать левую руку.


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

Гемиплегия двойная – это наиболее тяжелая форма ДЦП, характеризующаяся тяжелым и массивным поражением головного мозга.

Понятие ДЦП и двойной гемиплегии

Детский церебральный паралич (далее ДЦП) – это непрогрессирующее полиэтиологическое заболевание головного мозга, возникающее при его внутриутробном поражении, а также в процессе родов или в первые дни после рождения.

Психическое развитие при ДПЦ является дефицитарным, а именно развитие ребенка осуществляется в условиях недостаточности или дефицита функционирования одной из систем организма. При ДЦП – это двигательная система. В зависимости от тяжести и формы ДЦП движения у ребенка могут полностью отсутствовать, либо быть частично нарушены.

При ДЦП поражению в основном подвергаются премоторные зоны коры, подкорковые образования и мозжечок. Клинически ДЦП проявляется в виде разнообразных двигательных нарушений (парезы, параличи, нарушения координации, гиперкинезы), которые сочетаются с нарушениями зрения, слуха, психического развития и судорожными припадками.

  • Курсовая работа Возможности обучения при гемиплегии двойной 470 руб.
  • Реферат Возможности обучения при гемиплегии двойной 260 руб.
  • Контрольная работа Возможности обучения при гемиплегии двойной 190 руб.

Двигательные нарушения возникают вследствие изменений мышечного тонуса, при сочетании с патологией тонических рефлексов (автоматизм), возникает препятствие нормальному развитию возрастных двигательных навыков. У детей с ДЦП сохранены безусловные рефлексы, не исчезнувшие вовремя, а в сочетании с нарушенным мышечным тонусом, то это в итоге и приводит к разнообразным изменениям в основных движениях.

В зависимости от уровня тяжести и локализации поражения нервной системы, у детей отмечают различные клинические проявления и симптомы. В связи с чем, дети с ДЦП отличаются друг от друга по внешним признакам заболевания. Довольно часто люди, не обладающие знаниями в данной области глядя на детей с разной степенью ДЦП, думают, что у них совершенно разные заболевания. Например, одни дети с ДЦП могут самостоятельно передвигаться, в то время как другие передвигаются на инвалидной коляске; у одних детей руки и ноги находятся в постоянном движении, а у других движения невыразительные и вялые.

В настоящее время выделяют следующие клинические формы ДЦП:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. В зависимости от характера мышечного тонуса: сниженный, повышенный и изменчивый.
  2. В зависимости от количества и сочетания пораженных у ребенка конечностей: отсутствие или наличие гиперкинезов.

По классификации К.А. Семеновой выделяют такие виды ДЦП, как:

  • диплегия спастическая;
  • гемиплегия двойная;
  • атонически-астатическая;
  • гиперкинетическая.

Гемиплегия двойная – это наиболее тяжелая форма ДЦП, характеризующаяся масштабным поражением головного мозга. Основным внешним признаком двойной гемиплегии является тетрапарез и высокий мышечный тонус во всех конечностях. Дети не могут самостоятельно сидеть, стоять и ходить, а также переворачиваться с живота на спину. В очень редких случаях к 2-м – 3-м годам ребенок может научиться самостоятельно сидеть.

Еще одним характерным расстройством является нарушение глотания и желания, повышение слюнотечения. Речь нарушена – отмечается тяжелая дизартрия, оказывающая негативное влияние на звукопроизношение. Речь глухая, неясная, порой ребенок может произносить только отдельные звуки.

Осложнениями при двойной гемиплегии являются судороги. Психическое развитие так же нарушено, отмечаются первичные и вторичные нарушения.

Первичные психические нарушения – это нарушения интеллектуального характера.

Вторичные психические нарушения – это интеллектуальная недостаточность вследствие двигательных нарушений.

Таким образом, у детей с двойной гемиплегией отмечается нарушение психического развития, которое по своему течению и проявлению сравнимо с психическим недоразвитием. В виду этого, процесс обучения строится с каждым ребенком индивидуально, используются разнообразные методы, средства и формы коррекционного обучения.

Методы и способы обучения при двойной гемиплегии

Современное образование не стоит на месте, разрабатываются и создаются новые методы и технологии обучения детей, в том числе и детей с двойной гемиплегией.

В основе обучения детей с гемиплегией заложены инновационные методы, такие как:

  • лекотека;
  • арттерапия;
  • игротерапия;
  • хоббитерапия;
  • сказкотерапия;
  • пескотерапия;
  • музыкотерапия;
  • гидрокенезотерапия;
  • гарденотерапия;
  • дататека;
  • биологическая обратная связь (БОС).

Наиболее популярными и часто используемыми методами обучения детей с двойной гемиплегией являются следующие методы.

Игротерапия (или игровая терапия) – это метод оказания на детей необходимого психотерапевтического воздействия, посредством игры.

Игровая терапия представляет собой работу ребенка с различным игровым материалом, игрушками, песком, водой, красками и т.д., через которые он передает собственные чувства, желания, мысли, получает необходимую информацию и расширяет кругозор.

Игровая терапия направлена на коррекцию у детей с двойной гемиплегии, эмоциональных нарушений и развитие познавательной сферы. Его эффективность обусловлена тем, что игра представляет собой наиболее свойственный, удобный и понятный способ взаимодействия с окружающим миром и людьми. Ребенку легче обыгрывать различные жизненные ситуации, чем проговаривать их или пытаться показать, объяснить.

Как показала практика, наиболее эффективными играми, в работе с детьми с двойной гемиплегией, показали себя следующие игры: головоломки, настольные игры, занимательные задачи, игры на развитие мелкой моторики, интеллектуальные игры и т.д. Проведение игр возможно как в индивидуальном, так и в групповом порядке.

Лекотека – это относительно новая форма обучения, является одной из распространенных технологий обучения детей с двойной гемиплегией, подразумевающая организацию индивидуального занятия ребенка одновременно с несколькими специалистами (дефектолог, логопед и психолог).

Лекотека помогает детям с двойной гемиплегией формировать необходимые предпосылки к образовательной деятельности, способствует личностному развитию и оказывает необходимую психолого-педагогическую помощь родителям.

Организация леготеки и ее успешность во многом зависят не только от профессионализма педагогов, ее реализующих, но и от полноценности материальной базы. Материальная база лекотеки весьма обширна, так как она включает в себя разнообразное специальной оборудование, игрушки, средства, книги, материалы и т.д.

Арт-терапия – это одна из инновационных технологий по обучению детей, имеющих различные виды отклонений, предполагающая использование творчества.

Арт-терапия, позволяет детям выразиться и самоутвердится через разнообразные виды творчества, научиться общаться с миром и людьми используя разные виды двигательных, звуковых и изобразительных средств.

Организуя занятия по арт-терапии педагогу необходимо в первую очередь обратить внимание на то, как ребенок относится к собственному творчеству, то есть своим рисункам, игре на музыкальных инструментах и т.д. Главной задачей, стоящей перед педагогом является правильный подбор приемов арт-терапии, на основании возможностей и наклонностей каждого ребенка.

В общем организации арт-терапии схожа с иными методиками и технологиями, однако педагогу следует соблюдать ряд обязательных правил и условий:

  • помнить и осознавать сложности ребенка с двойной гемиплегией в реализации собственных возможностей;
  • определение четких задач и направлений арт-терапии;
  • использовать только те приемы арт-терапии, которые способен выполнить конкретный ребенок и получить определенный результат;
  • предоставлять детям самостоятельно выполнять задания;
  • установление доброжелательных взаимоотношений;
  • предоставлять детям самостоятельно выбирать задания.

Соблюдая данные правила, организованная педагогом арт-терапия, будет стимулировать ребенка на познавательную активность, а полученный результат повышать его самооценку.

Сказкотерапия – это одна из наиболее доступных и часто используемых коррекционных технологий обучения детей с ДЦП.

Сказкотерапия для данных групп детей является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире. Цель ее – формирование и развитие эмоциональной сферы.

Во время прослушивания сказки нервная система находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка собственных проблем ребенка, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Одна из самых тяжелых форм ДЦП. Из-за тяжелого поражения мозга еще в период внутриутробной жизни оказываются резко нарушенными такие важнейшие функции организма, как двигательная, психическая и речевая. Причем двигательная патология выявляется уже в период новорожденности. Резко выражены все тонические рефлексы (лабиринтный, шейные, рефлекс с головы на туловище и с таза на туловище), отсутствует защитный рефлекс.

Установочный рефлекс на голову не развивается, и вследствие этого не развиваются цепные установочные рефлексы. По характеру двигательных нарушений двойная гемиплегия является тетрапарезом. Но, в отличие от спастической диплегии, двигательные расстройства в этом случае выражены, как правило, одинаковой степени в руках и ногах. Иногда руки поражаются сильнее, чем ноги, реже — наоборот.

Повышение мышечного тонуса положении лежа на спине выявится уже в первые недели жизни. В ряде случаев этому предшествует короткий период снижения тонуса мышц. В зависимости от того, какие мышцы находятся в гипертонусе, ребенок принимает или сгибательную, или разгибательную позу. Последняя бывает чаще.

При обеих позах симметричный шейный тонический рефлекс вызывает поворот головы в одну сторону и наклон — в противоположную. Попытка изменить положение головы встречает резкое сопротивление мышц шеи и туловища. Ноги разогнуты или полусогнуты, часто одна из них находится в состоянии внутренней, а другая — наружной ротации. Объем произвольных движений в ногах резко снижен. Поза ребенка асимметрична. При любой его попытке совершить движение включаются содружественные реакции, в результате чего тонус нарастает еще больше, а патологическая поза усиливается.

В положении на животе ребенок испытывает сильные неудобства из-за асимметричного повышения тонуса мышц и неправильной позы. Как и в положении лежа на спине, ребенок принимает или сгибательную, или разгибательную позу. Он оказывается не в состоянии вывести руки из-под груди и опереться на них. В таком положении находиться длительное время ребенок не может и поэтому начинает плакать.

Часто возникают дистонические атаки, которые появляются раньше и более выражены, чем при спастической диплегии. Они вызываются слуховыми и зрительными раздражителями, испугом ребенка или его попыткой совершить движение.

Ребенок, больной двусторонней гемиплегией, может сидеть долгое время только при поддержке его сзади. Ноги полусогнуты, приведены, стопы находятся в состоянии подошвенного сгибания. Ребенок сидит на крестце, для поддержания равновесия туловище наклоняет вперед.

При экстензорном гипертонусе ребенок сидит, выпрямив ноги, и, имея небольшую площадь опоры, он должен опираться на спинку стула. Девочка, у которой при данной форме ДЦП повышен тонус мышц-разгибателей ног и правой руки. Правая рука ротирована внутрь и прижата к туловищу. Левая рука согнута в локтевом суставе. Кисти рук сжаты в кулаки. Отмечается спонтанный симптом Бабинского на правой ноге (большой палец поднят кверху, остальные пальцы расходятся веером). Голова повернута в правую сторону. Ребенок может сидеть, только имея опору.

Навыками стояния и ходьбы овладевают только те больные, у которых спастичность мышц выражена умеренно. Ходьба без посторонней помощи практически невозможна. Произвольные движения рук также резко ограничены. Постепенно развивающиеся деформации и контрактуры в еще большей степени затрудняют движения.

Двигательные расстройства часто сопровождаются атрофией зрительного нерва, косоглазием, микроцефалией. Чаще, чем при других формах церебральных параличей, снижен интеллект. Речь или отсутствует (анартрия), или тяжело нарушена (дизартрия). Прогноз двигательного развития неблагоприятный. Как правило, для таких больных самообслуживание и участие даже в самой простой деятельности оказываются невозможными.

А.С. Левин, В.В. Николаева, Н.А. Усакова

Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской ортопедии и невропатологии. Социальная значимость этой проблемы настолько велика, что вполне закономерен все увеличивающийся к ней интерес. Тяжесть инвалидизации у 20-35% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются не обучаемыми. Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича получила за последнее десятилетие, так как заболевание это стало встречаться значительно чаще.

Скачать:

ВложениеРазмер
fizicheskaya_rabilitatsiya_obuchayushchihsya_s_dtsp_sredstvami_lechebnoy_gimnastiki.doc 78.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Физическая реабилитация обучающихся с ДЦП средствами лечебной гимнастики

Сальникова Ирина Дмитриевна

преподаватель высшей квалификационной категории

Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской ортопедии и невропатологии. Социальная значимость этой проблемы настолько велика, что вполне закономерен все увеличивающийся к ней интерес. Тяжесть инвалидизации у 20-35% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются не обучаемыми. Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича получила за последнее десятилетие, так как заболевание это стало встречаться значительно чаще.

Клиническая характеристика лиц с ДЦП:

ДЦП – органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями.

1)Спастическая диплегия (синдром Литтля) самая распространенная форма ДЦП. Она характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, причем ноги страдают больше, чем руки. Патология движения рук может быть различной – от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка мелкой моторики. Мышечный тонус в ногах резко повышен: ребенок стоит на полусогнутых и приведенных и приведенных к средней линии ногах; при ходьбе наблюдается перекрещивание ног.

2 ) Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это тетрапорез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки “страдают” больше, чем ноги. Установочные выпрямительные рефлексы у ребенка при двойной гемиплегии совсем или почти не развиты, так же как и произвольная моторика. Наблюдается олигофрения - в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии.

3) Гиперкинетическая форма – связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери плода по резус-фактору).

Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашистые, дискоординированные, нарушен навык письма, речь.

4) Гемипаретическая форма – поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем – правого). В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге – разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак; нога разогнута и повернута внутрь.

5)Атонически-астатическая форма – возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и в ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самообслуживание, письмо.

Лечебная физическая культура при ДЦП

ЛФК является методом активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка стимулирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм к возрастающим физическим нагрузкам и, в конечном счете, приводит к функциональной адаптации больного. Занятия физическими упражнениями с лечебной целью при заболеваниях и параличах нервов имеют следующие задачи:

- оказывать оздоровительное и общеукрепляющее влияние на организм для восстановления работоспособности;

- улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства;

- предупредить образование спаек между оболочками нерва и окружающими тканями, а если эти спайки существуют — развить заместительную приспособленность здоровых тканей к слипчивым образованиям;

- укрепить ослабленные мышцы, восстановить координацию движений, бороться с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением подвижности позвоночника и т. п.

Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:

- регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;

- строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;

- постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки. Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы


Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений, прикладных упражнений, проведение подвижных игр и спортивные мероприятия: катание на лыжах, плавание. Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функции равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движении. У многих детей с церебральным параличом нарушен ритм выполнения движений. Для этого многие движения полезно выполнять под счет, музыку, хлопки. Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулируют амплитуду и темп движений. У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому для них крайне важно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основные двигательные умения и навыки. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, а также различные действия с предметами (игрушками, гимнастическими палками, мячами, обручами). Детей учат захватывать правильно различные по форме, объему и весу предметы, манипулировать ими. Для детей с церебральным параличом особое значение имеет проведение многих физкультурных занятий на воздухе. Упражнения на координацию движения применяются при ДЦП для восстановления основ управления движениями. Эти упражнения способствуют свободному переключению состояния мышцы (покой, напряжение, расслабление, сокращение), восстановлению рецепторных взаимоотношений мышц-антагонистов и их совместной статической работы для фиксации суставов; нормализации "схемы тела и движений"; овладению сложными сочетаниями работы мышц различных частей тела при формировании двигательных стереотипов. Упражнения в равновесии способствуют улучшению координированных движений, воспитанию правильной осанки, выработки многих двигательных навыков, тренировки и нормализации функций вестибулярного аппарата.

Упражнения в равновесии играет большую роль в восстановительном лечении. Они способствуют нормализации опороспособности, развитию реакции равновесия в различных условиях при передвижениях по разной почве, на различной по высоте и по форме поверхности опоры, с различной ее устойчивостью, с использованием статических поз и передвижений, в сочетании со специальной тренировкой вестибулярного анализатора. Прикладные упражнения включают различные способы передвижения: ползание, ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание, т.е. те естественные движения, которые здоровый ребенок применяет в повседневной жизни. В тяжелых случаях ДЦП ходьба является жизненно необходимым навыком, так как владение им в решающей мере определяет степень инвалидности больного, так же как и тяжелое поражение рук, сжимающие его возможности самообслуживания. Для больных, передвигающихся с помощью костылей или тростей, необходима тренировка в разных условиях, приближенных к повседневным, чтобы повысить уровень социальной реабилитации. Подвижные игры, как средство лечебной физкультуры, имеют большое воспитательное значение, как эмоциональный способ закрепления двигательных навыков.

Спортивные упражнения применяются в лечебной физкультуре. Они являются одним из средств создания положительных эмоций, укрепления воли для достижения поставленной цели, закаливание организма больных. Спортивные упражнения с включением соревновательного метода должны использоваться при ДЦП, с учетом возможностей и возраста. Хорошими средствами для укрепления здоровья детей, закаливания организма, коррекции патологических расстройств и совершенствования координации движений являются плавание, катание на санках, ходьба на лыжах. Оно связано с нормализацией чувствительных компонентов – мышечного чувства, тактильной чувствительности вестибуломозжечковых реакций и зрительной ориентации, что особенно важно при их формировании новых двигательных навыков.

Принятая в лечебной гимнастике классификация активных физических упражнений включает несколько их разновидностей. Упражнения на расслабление мышц способствуют восстановлению нарушенной координации движений и нормализации деятельности внутренних органов. При детском церебральном параличе они имеют главенствующее значение, как для восстановления рецепторных взаимоотношений мышц- антагонистов, так и для торможения непроизвольных движений. Чаще всего их используют в сочетании с различными видами рефлексотерапии, включая разновидности массажа.

Упражнения на растягивание способствуют улучшению эластичности тканей, тем самым, облегчая восстановление подвижности суставов. При ДЦП эти упражнения применяются осторожно, особенно при контрактурах, а также при наличии грубых послеоперационных швов в сочетании с тепловыми процедурами и упражнениями на расслабление. Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального акта дыхания в покое, а также при совмещении с различными движениями и действиями. При ДЦП эти упражнения играют важную роль в восстановительном лечении всех форм заболевания с разной степенью поражения. Большое внимание уделяется овладению типами дыхания с выполнением длительного выдоха, так как дыхание у больных в основном поверхностное, нескоординированное с движениями.

Силовые и скоростно-силовые упражнения в статическом напряжении направлены на регуляцию мышечных сокращений, на содействие восстановлению подвижности в суставах и опороспособности, улучшение обменных процессов в мышцах, нарастание мышечной массы. При ДЦП эта группа упражнений в основном направлена на нормализацию опороспособности и силовой выносливости антигравитационных мышц, преодолевающих действие силы тяжести и удерживающих тело в вертикальном положении. Это в первую очередь вся система разгибательной мускулатуры на туловище и нижних конечностях. Применяются упражнения с сопротивлением и различные отягощения. Эти упражнения используются для улучшения работоспособности и правильной осанки. Корригирующие гимнастические упражнения способствуют исправлению прочных поз деформации.

При ДЦП эти упражнения в первую очередь направлены на борьбу с последствиями задержавшегося влияния ранних тонических рефлексов, патологических синергий, синкинезий и замещений, а также на нормализацию деятельности афферентных систем (вестибуломозжечковых реакций, зрительного анализатора, проприорецептии, тактильной чувствительности и пр.).

Комплекс упражнений при двойной гемиплегии

I.Исходное положение – лежа на животе

1 – правая рука вверх (вдох), левая прижата к туловищу

2 – исходное положение (выдох)

3-4 – то же левой рукой

II.Исходное положение – то же.

1 – разогнуть руки в локтевых суставах, прижав их к туловищу

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.