Упражнения для моторики пальцев рук у взрослых при повреждении нервов

Это социальный сервис, который поможет пациентам получить комплексную информацию об их проблеме и способах решения, а также дать возможность обмена обытом с другими пациентами

Приведённые упражнения направлены на восстановление мелкой моторики рук. Восстановление подвижности руки – один из самых сложных этапов реабилитации, поэтому важно проявить настойчивость и пробовать все упражнения подряд до тех пор, пока вы не найдете то, что подходит именно для вас.

Упражнения на растяжку

Упражнения на растяжку выполняются активно или пассивно в зависимости от степени утраты подвижности руки. Если подвижность конечности утеряна полностью, вы можете выполнять упражнения, помогая себе здоровой рукой. Упражнение помогает предотвратить спазм мышц и восстановить подвижность руки.

Упражнение для кисти


Положите руку на стол, позвольте ладони свободно свисать с его поверхности. Начните двигать ладонью вверх и вниз, сгибая запястье.

Упражнение для большого пальца


Стартовая позиция – полностью раскрытая ладонь. Переместите большой палец по направлению к мизинцу, как если бы вы показывали цифру 4. Продолжайте перемещать большой палец между этими двумя позициями.

6 легких упражнений для рук

Если подвижность руки частично сохранения, практикуйте приведенные ниже упражнения. Для выполнения вам понадобятся несколько простых предметов.

  • Складывание монет столбиком
  • Сжимание прищепок
  • Настольные игры (шахматы и шашки)
  • Собирание паззла
  • Игра на фортепиано
  • Игра на виртуальном пианино (электронный симулятор)

2 упражнения на вращение и перемещение предметов

Освоив комплекс упражнений по координации, приступайте к упражнениям на вращение и сдвиг.

Возьмите ручку и попробуйте повращать ее вокруг среднего пальца, используя указательный и безымянный пальцы. Обязательно думайте о том, как ручка вращается в вашей руке.

Затем возьмите ручку так, как вы обычно держите её в процессе письма (большим, указательным и средним пальцами). Толчками выдвигайте ее вперед, пока в руке не останется только кончик. Переворачивайте ручку и повторяйте упражнение сначала. В процессе упражнения думайте о том, как ваши пальцы движутся вдоль ручки.

Упражнения для рук: повышение сложности

Для выполнения этого упражнения вам понадобятся 10 одинаковых маленьких предметов вроде зерен гороха. Задача упражнения – пальцами собрать со стола все зёрна. Подбирая каждое следующее, пробуйте удержать в руке уже собранные горошины.

Таким образом, указательным и большим пальцем вы отрабатываете щипковый хват, а остальными - учитесь удерживать предметы.

Когда все зёрна окажутся в руке, сложите их обратно на стол одно за другим. Используйте большой палец, чтоб переместить зерно из ладони в захват между большим и указательным пальцем, а затем положите зерно на стол.

Это упражнение требует хорошей координации. Если у вас не получается выполнить его с первого раза, помните, что это сложная задача, требующая серьезной тренировки.

8 терапевтических упражнений с мячиком

Мяч – один из самых простых и доступных инструментов для восстановления подвижности рук.

Используйте мягкие мячи для тренировки силы и жесткие – для восстановления координации движений. Попробуйте использовать мячики разных размеров и жесткости, чтобы сделать тренировки эффективнее.


  1. Силовой хват. Сожмите мячик всеми пальцами. Постарайтесь сжимать именно подушечками и кончиками пальцев.
  2. Щипковый хват. Сожмите мяч между большим пальцем и остальными пальцами. Ритмично сжимайте его с обеих сторон.
  3. Тренировка большого пальца. Катайте мячик вверх-вниз по ладони, сгибая и разгибая большой палец.
  4. Катание мяча по столу. Катайте мячик по поверхности, прокатывая по нему всей ладонью – от запястья до кончиков пальцев.
  5. Сжимание ладонью. Удерживая мячик в ладони, сжимайте его пальцами. Это упражнение отличается от силового хвата тем, что вы должны фокусироваться именно на сжимании пальцев вовнутрь. Представьте, что вы пытаетесь вжать пальцы прямо в ладонь.
  6. Вращение большим пальцем. Совершая большим пальцем круговые движения, вращайте мячик в ладони.
  7. Сжимание пальцами. Сжимайте мячик любыми двумя пальцами одной руки. Чередуйте пальцы.
  8. Перекатывание мячика. Перекатывайте мяч из стороны в сторону, используя большой палец.

8 упражнений с терапевтическим пластилином

Терапевтический пластилин – ещё один инструмент восстановления координации и моторики рук.



Мелкая моторика физический процесс на основе совокупности действий кстно-мышечной системы организма и психологического контроля. За осуществление данной работы отвечает нервная система, соединяя конечности с мозговым центром. Использование мелкой моторики рук порой происходит не заметно, на уровне использования жестов во время вербального общения. Развитие моторики напрямую связано с развитием речи, эти сектора соприкасаются в коре головного мозга.

Развитие мелкой моторики у детей

С рождением ребенка начинается освоение окружающего мира, собственного организма. Для стимуляции развития крохи используют специальные игрушки. Подвесные, напольные атрибуты можно трогать, проверять на прочность. Этим ребенок не осознано тренирует свою моторику. Тактильные ощущения шершавости, мягкости поверхностей помогают улучшить восприятие среды.

С годовалого возраста для мелкой моторки можно использовать:

  • Крупы высыпают на столик, перебирание горошин, перекладывание маленьких предметов из одного сосуда в другой улучшат координацию.
  • Пластилин, тесто в процессе лепки задействованы все нервные окончания подушечек пальцев.
  • Массажи кисти, ладони родители проводят самостоятельно, рассказывая стишки про сороку-ворону, пальчиковые игры.


Работа над моторикой во взрослом возрасте

Во взрослом возрасте аппарат моторных функций необходимо продолжать развивать, застой данной деятельности приводит к атрофии мозговых клеток. Обыденные действия приносят благотворный эффект, среди них: писание ручкой, пером, рисование. Работа за компьютером, к данной нагрузке не относиться. Хорошая память, поставленная речь тренируется так же массажем рук.

Занятия, способствующие стимуляции, развитию моторики:

  1. Различные виды рукоделия одновременно стимулируют и конечности и мозговую активность, фокусируясь на мелких деталях. В старину все женщины занимались тканевым делом, вязанием, что помогало поддерживать четкость движений в преклонном возрасте. Вышивка бисером, плетение стимулирует развитие памяти.
  2. Мужчины для активации нужных зон могут обратиться к моделированию технических объектов (кораблей, машин, самолетов).
  3. Универсальным предметом массажного характера является глина. Гибкая структура воздействует на всю руку целиком, привлекая мышцы запястья, кисти.
  4. Во время рабочего дня можно провести ряд упражнений укрепляющих моторику рисуя в блокноте, тетради. Главное правило для рисовальных упражнений упорядоченность. Ряд повторяющихся петель, косых линий, будут напоминать занятие прописью в начальных классах, окажут огромный положительный эффект для мелкой моторики рук.
  5. Пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений для фаланги пальцев состоит из сгибания, разгибания. Заниматься данной деятельность можно даже в общественном транспорте. Не обязательно подбирать определенную последовательность. Что бы размять пальцы можно пощелкать большим пальцем о средний, скрестить один за другой, просто сжимать кулак.
  6. Универсальное средство для разминки кистевой эспандер. Это устройство имеет круглую форму, легко помещается в ладони. Для использование достаточно периодично напрягать пальцы, что бы кольцо сжималось.

Восстановление моторики рук после инсульта

Любые травмы не только местного характера, но и области мозга наносят вред всему организму. То же действие оказывает приступ инсульта. Нервные соединения человеческого тела перестают слажено работать, импульс теряется и не всегда попадает в назначенное место. Люди, перенесши подобны заболевания, страдают затрудненным восприятием и воссозданием информации, нарушением моторики тела, в том числе рук.

Центры реабилитации помогают восстановиться людям с ограниченной возможностью двигаться. Для выполнения комплекса упражнений не обязательно прибегать к помощи специалистов, среди них:

  • Гимнастические упражнения. В отличие от обычной тренировки в процессе восстановления, главное контроль. Конечности перестают слушаться, могут не отвечать на сигналы мозга. Поэтому основной принцип тренировки пристально следить за проделываемыми манипуляциями, контролируя их.
  • Занятия творчеством. Как и в классических вариантах рисование, повторяющиеся линии, лепнина весьма продуктивны для развития моторики. По мимо этого, для перенесшего инсульт важным становиться психологический аспект. Погружение во внутреннею природу. Выражение своего я через искусство.
  • Упражнение с мячом. Используют данную методику в детских садах и специальных учреждениях. Мячики разной формы помогают тренировать ловкость, фиксируя предмет руками. Мяч перекладывают из руки в руку, катают по столу. Существует самомасаж мечем, который позволит задействовать сразу несколько частей коры головного мозга отвечающие за восприятие, выполнение действий. Мячи следует использовать из разных материалов: ткань, резина, пупырышки.
  • Подручные средства. Для гимнастических упражнений возьмите несколько орехов и перебирайте их в ладони. Бытовые действия, хорошо стимулируют моторику и приводят мозг в работоспособность. Светильник, пульт от телевизора, кнопка лифта требуют концентрации мыслей.
  • Высокая сосредоточенность потребуется для перебирания, сбора таких мелких деталей, как пазлы, мозайки. Работая с ними постоянно улучшиться ловкость, память, мелкая моторика рук.

Оказывают положительное влияние на развитие головного мозга. Активизация центра управления руками в головном мозге влияет и на речевой центр, который тесно связан с мыслительной деятельностью человека. Гимнастика для пальцев способствует развитию всех психических процессов центральной нервной системы: внимания, памяти, речи и мышления; а также координации движений и мелкой моторики пальцев.

В лечебной физкультуре упражнения для пальцев рук и кистей применяются для реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговые травмы и инсульты, клещевой энцефалит, для компенсации моторики рук и координации движений при рассеянном склерозе, а также для профилактики развития умственной недостаточности при дисциркуляторной энцефалопатии и других заболеваниях.

Некоторые упражнения влияют на развитие творческих способностей и расширяют мыслительную деятельность: человек получает возможность находить выход из затруднительных ситуаций (логика и смекалка).

Теперь вы поняли, как полезны упражнения для пальцев рук. Желательно перед гимнастикой для пальцев рук сделать самомассаж кистей. Лечебный эффект невероятно возрастает при применении техник Су-джок – акупунктуры.

Самомассаж кистей с элементами Суджок-терапии.

Применим систему соответствия организма человека на руках для лечения центральной нервной системы. Держа руки перед собой, соедините локти, запястья и кончики пальцев так, как-будто обхватили кистями небольшой мячик.


На руках, сложенных вместе, находим соответствие организму человека.

Рассмотрите внимательно данную конструкцию.

Кисти, сложенные вместе, напоминают два полушария головного мозга,

пальцы – участки коры головного мозга: большие пальцы – мозжечок, мизинцы и безымянные пальцы – лобные доли,

Лучезапястные суставы – шейный отдел позвоночника.

Представив на кистях рук свою голову и применив мысленное воздействие на головной мозг во время массажа кистей, можно добиться потрясающего лечебного результата в борьбе с дисциркуляторной энцефалопатией и другими заболеваниями цнс.

Если вы затрудняетесь в понимании метода Су-джок-терапии, то сделайте самомассаж кистей без мысленного воздействия на сосуды и клетки головного мозга через систему соответствия . Польза для головного мозга все равно будет.

1). Растираем ладони между собой, слышится шуршащий звук трения, гармонизируем инь-ян энергии полушарий головного мозга, они должны быть в равновесии (поровну по 50% каждой энергии: 50% — инь и 50% — ян).


Растираем ладони между собой.


…слышится шуршащий звук трения.



Мысленно устраняем признаки остеохондроза шейного отдела позвоночника: межпозвонковые диски эластичные, здоровые, отличное кровоснабжение тканей, спинномозговые нервы свободны, ущемления и отека нет.

Проблемы с шейным отделом позвоночника у людей могут быть разные. Не стоит сейчас их подробно описывать. Просто представляйте себя здоровыми, молодыми, крепкими.

То же выполните на левом лучезапястном суставе.


Разогрейте лучезапястные суставы, применяя растирание.


Массируемая рука поворачивается, слышится шуршащий звук трения.

5). Теперь делаем массаж пальцев от кончиков к ладони. Хорошо представьте, что каждый палец соответствует определенному участку головного мозга. Сосредоточьтесь и думайте о том, как капилляры расширяются, и кровь свободно циркулирует в головном мозге.


Массаж пальцев от кончиков к ладони.


Суджок — массажеры для пальцев и кистей.


Массажер — кольцо для массажа пальцев рук.

Теперь приступим к гимнастике для пальцев и кистей рук.

Упражнения для пальцев рук.







2- Широко раздвинуть пальцы кистей.










Позвать к себе всеми пальцами поочередно.



Выпрямить указательные пальцы.


Выпрямить средние пальцы.


Выпрямить безымянные пальцы.



Сжать пальцы в кулаки.


Раскрыть ладони и раздвинуть пальцы.

Поменять положение указательных пальцев: один сверху – другой снизу. Снова потянуть руки в стороны.

То же проделать и со всеми другими пальцами.



Зацепить крючки и потянуть.


Теперь левый палец сверху.


Так продолжайте всеми пальцами поочередно.

1- Поднять вверх только мизинцы, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола.

2- Исходное положение.

То же проделайте всеми другими пальцами в одном и другом направлении.


Поднимите над поверхностью стола каждый палец поочередно.

1- Поднять вверх только мизинец правой руки и указательный палец левой руки, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола. Вернуться.

2- Правый безымянный палец и левый средний. Вернуться.

3- Правый средний и левый безымянный.

4- Правый указательный и левый мизинец.

То же проделайте и в другом направлении.

1- Соедините кончики правого большого и левого мизинца.

2- Переставьте руки так, чтобы соединились еще и левый большой с правым мизинцем.

3- Первое соединение расцепите и переставьте руки так, чтобы соединились правый большой и левый безымянный.

4- Расцепите второе соединение и соедините левый большой и правый безымянный.

5- Переставьте правый большой — на левый средний.

6- Теперь левый большой — на правый средний.

7- Правый большой — на левый указательный.

8- Левый большой — на правый указательный.


Правый 1 + левый 5.


Правый 5 + левый 1.


Правый 1 + левый 4.


Правый 4 +левый 1.


Правый 1 + левый 3.


Правый 3 + левый 1.


Правый 1 + левый 2.


Правый 2 + левый 1.

Далее пункт первый и так далее.

Упражнение простое, не бойтесь его выполнять. Нужно постараться найти закономерность перемещения пальцев. К тому же, вы можете придумать и свои подобные упражнения и делать их вместе с детьми.

1- Выпрямить и раздвинуть пальцы,

3- Передвинем пальцы обратно через один.


Правый первый сверху.


Раз! Передвинем все пальцы через один.


Два! Левый первый палец сверху.


Три! Передвинем пальцы обратно через один.


Четыре! Правый первый сверху.

Поочередно постукать всеми пальцами друг об друга: указательными пальцами, затем средними, безымянными, мизинцами и большими пальцами.



Ладони плотно прижаты, выпрямленные пальцы сомкнуты.


Ладони плотно прижаты, выпрямленные пальцы раздвинуты.

1- Из предплечий и кистей создать подобие ступеньки, предплечья параллельны полу, кисти — вертикально.

2- Изменить направление ступеньки.






Рекомендую включить в гимнастику для пальцев лепку из пластилина или теста и раскатывание теста скалкой, ручное шитье или вышивку для развития точности движений рук и любые другие виды рукоделия.

Как научиться писать двумя руками одновременно?

Прочитав заголовок, Вы воскликните: “Это невозможно!”. Многие думают, что писать двумя руками одновременно могут только уникумы. Ан нет! На это способен каждый. Нужно лишь проявить терпение и тренироваться.

2 шаг.
Усложните задачу.
Теперь надо выводить буквы. Это сделать значительно тяжелее, чем фигуры, ведь буквы сложнее по своей структуре. Как только и с буквами будет покончено – переходите к словам.

3 шаг.
Рисуйте разные фигуры.
До этого вы тренировали свои руки. Этого определенно не достаточно. Теперь же надо обучить свой мозг. Попробуйте выводить одной рукой квадрат, а другой круг. Делайте это именно одновременно, а не рисуйте по очереди черточки каждой рукой. Не отступайте и тренируйтесь, пока у вас не получатся красивые фигурки.

4 шаг.
Пишите разные слова.
Когда с фигурками покончено, пришло время самого сложного: написания различных слов. Это самый непростой этап всего обучения, так что будьте готовы. Тренируйтесь, и у вас все получится. Пытайтесь написать целые словосочетания и предложения. Всегда ставьте перед собой невозможные задачи и решайте их. Только так можно добиться совершенства в этом деле.

Упражнения для кистей и пальцев рук.

Здесь вариант упражнений для пальцев для копирования без картинок.

Упражнения для кистей и пальцев рук.

1. Самомассаж кистей и пальцев рук, лучезапястных суставов.

18. Рекомендую включить в гимнастику для пальцев лепку из пластилина или теста и раскатывание теста скалкой, ручное шитье или вышивку для развития точности движений рук и любые другие виды рукоделия.

Как научиться писать двумя руками одновременно?

Прочитав заголовок, Вы воскликните: “Это невозможно!”. Многие думают, что писать двумя руками одновременно могут только уникумы. Ан нет! На это способен каждый. Нужно лишь проявить терпение и тренироваться.

1 шаг.
Научитесь использовать две руки одновременно.
Начинать нужно с простого. Просто практикуйте использование двух рук одновременно. Для этого постарайтесь выводить одинаковые геометрические фигуры и правой и левой конечностью. Поначалу нерабочая рука будет выводить фигуры, отдаленно похожие на круги и квадраты, но после нескольких дней тренировок у Вас все получится. Когда убедитесь, что фигурки идентичны друг другу, переходите к следующему шагу.

2 шаг.
Усложните задачу.
Теперь надо выводить буквы. Это сделать значительно тяжелее, чем фигуры, ведь буквы сложнее по своей структуре. Как только и с буквами будет покончено – переходите к словам.

3 шаг.
Рисуйте разные фигуры.
До этого вы тренировали свои руки. Этого определенно не достаточно. Теперь же надо обучить свой мозг. Попробуйте выводить одной рукой квадрат, а другой круг. Делайте это именно одновременно, а не рисуйте по очереди черточки каждой рукой. Не отступайте и тренируйтесь, пока у вас не получатся красивые фигурки.

4 шаг.
Пишите разные слова.
Когда с фигурками покончено, пришло время самого сложного: написания различных слов. Это самый непростой этап всего обучения, так что будьте готовы. Тренируйтесь, и у вас все получится. Пытайтесь написать целые словосочетания и предложения. Всегда ставьте перед собой невозможные задачи и решайте их. Только так можно добиться совершенства в этом деле.

Надеюсь, что вам понравились упражнения для пальцев рук и, конечно, радует хороший результат от предложенной гимнастики для пальцев. Продолжайте заниматься регулярно вместе с детьми. Это поможет и вам, и вашим детям быть успешными и сохранить ум и память до глубокой старости..

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.