Упражнения для снятия психического и нервного напряжения


Упражнения для снятия стресса и напряжения

Психиатрами разработаны специальные методики для снятия стресса и борьбы с ним, использовать которые можно в домашних условиях, руководствуясь рекомендациями профессионала. Если устранить причину развития нервного переживания пока не представляется возможным, стоит попробовать успокоить повреждённую нервную систему. Итак, какие же методики снятия стресса существуют, и успокаивает ли на самом деле выполнение определённого комплекса?

Комплекс упражнений-антистресс

Для снятия эмоционального напряжения специалистами был разработан целый комплекс упражнений. Эта программа методик релаксации от стресса направлена на успокоение путём психофизиологической разрядки организма. Упражнения путём воздействия на определённые органы позволяют снять накопленное телом и духом напряжение, справиться со стрессом в целом.

Тренинги и игры для снятия напряжения

Хорошо снимают нервную усталость индивидуальные и групповые занятия, проводимые в игровой форме. Вовлекаясь, человек сосредотачивается на правилах и забывает о том, что тревожит его душу.

Примите комфортное для вас положение и закройте глаза. Вы находитесь в пустыне, над головой светит знойное солнце. Его лучи оказывают на вас усыпляющее действие. Медленно движется по песку караван верблюдов, животные ритмично качают головами. Вы взбираетесь на одного из них и отправляетесь с караваном в путь. Монотонный пустынный пейзаж, тёплый песок и неспешный ход верблюдов погружают вас в состояние нирваны. Вы ни о чём не думаете, все проблемы и заботы остались за пределами мира песков. Тепло окутывает ваше тело с макушки до кончиков пальцев ног, затем наполняет душу. Проведите среди песков столько времени, сколько потребуется вам для полной релаксации.

Эта игра поможет вам или вашему ребёнку прогнать плохое настроение и настроиться на позитивный лад. Прекрасным вариантом станет коллективное проведение занятия – упражнения для снятия стресса. Корчите друг другу или перед зеркалом смешные рожицы, показывайте языки, делайте снимки. Подобные нехитрые действия способны развеселить человека и избавить его от хандры.


Смешные рожицы развеселят и прогонят плохое настроение

Древнейшей практикой по снятию нервного напряжения, широко распространённой и рекомендованной психологами всего мира, является медитация. Эта техника – отличная альтернатива лекарствам: овладев ею в совершенстве, вы утратите зависимость от препаратов и станете неподвластным влиянию внешних раздражителей. Чем полезна медитация, и какое влияние оказывает она на тело и дух человека:

  • расширение границ сознания и восприятия;
  • успокоение разума;
  • абстрагирование от волнующих вопросов;
  • приобретение выдержки и душевного спокойствия.


Йога медитация против стресса

Приём хорош тем, что медитировать вы со временем сможете где угодно, даже в местах большого скопления людей. Правда, подобная внешняя независимость приобретается не сразу, начинать рекомендуется с занятий в одиночку.

Необязательно принимать позу Лотоса. Сядьте так, как вам будет удобно. Расслабьтесь, глубоко и мерно дышите. Можно включить музыку для релаксации. Считайте вдохи-выдохи и повторяйте про себя или вслух мантры.

Занимаясь медитацией ежедневно, вы, по истечении небольшого количества времени, почувствуете, насколько устойчивее и сильнее стал ваш дух.

Заключение

Стресс – это часть нашего психического состояния. Иногда он служит толчком к решительным действиям и даёт толчок вперёд. Наше дело – не дать идущим от него негативным эмоциям заполонить наше сознание и морально его уничтожить.

Берегите своё здоровье от напрасных волнений, чтобы избежать психологических последствий.

В последнее время многие испытывают тревогу и страх, стресс и напряжение из-за нестабильности мира вокруг: всевозможные экономические потрясения, скачущие курсы валют и накаленная политическая обстановка побуждают нас опасаться за собственное будущее на уровне инстинктов. Естественно, это отражается на самочувствии, душевном и физическом, и каждый день мы находимся во власти негативных эмоций.

1. Прививка против страха

Начните прямо сейчас с выбора трех самых стрессовых или причиняющих наибольшее беспокойство задач в вашей карьере или личной жизни. В текущей ситуации это может быть страх остаться без работы, без средств к существованию или боязнь не контролировать свою жизнь. Запишите их. Затем выполните мысленную репетицию ситуации, в которой сталкиваетесь с одной из самых стрессовых для вас рабочих или личных проблем. Наблюдайте и ощущайте себя в этих условиях. Помните, что крайне важно, чтобы вы ощущали дискомфорт, страх и неуверенность в себе на протяжении нескольких вдохов и выдохов, чтобы освободиться от фобий, боязни фиаско и вредных привычек.


Страх, которого вы стараетесь избежать, может превратиться в фобию, — источник.

Закройте глаза, чтобы вы могли точнее определять, что происходит в вашем теле и разуме.

• Отмечайте, как вы реагируете в течение первых пяти секунд. Что происходит в вашем теле (дыхание, частота сердечных сокращений и области мышечного напряжения), каковы ваши мысли или образы, ваши чувства? Как вы разговариваете с собой?

• Отмечайте свои реакции, не делая оценок или сравнений. Просто наблюдайте, а потом делайте записи о ваших автоматических реакциях на стресс и конфронтацию. И вновь записывайте:
а) физические ощущения;
б) мысли или образы;
в) внутренний диалог.

Повторяйте описанное выше мысленное упражнение применительно к любой из трех ваших самых стрессовых ситуаций каждый день в течение одной недели. Вскоре вы выявите свои рутинные реакции (в том числе в виде дрожи в коленях) и узнаете, когда они возникают вероятнее всего. По мере того как вы будете вырабатывать уверенность в себе, беритесь за более пугающие ситуации.

2. Упражнение на концентрацию

Выполняя это упражнение на концентрацию по несколько раз в день, вы обнаружите, что чувства обеспокоенности и тревоги постепенно станут уходить.

Сядьте на стул, чтобы ноги касались пола, положите руки на колени или бедра и сделайте 3–12 вдохов-выдохов в три приема следующим образом:


Почувствуйте тепло и домашний уют обыкновенного стула, — источник.

Прочитайте следующие инструкции вслух и запишите их на диктофон. Сядьте, включите запись, закройте глаза и сосредоточьтесь на успокоении своей энергии и ослаблении напряжения своих мускулов.

3. Рисунок страха


4. Выражение чувств

Между переживанием чувств и их выражением существует принципиальная разница. Выражать все возникающие эмоции вредно для здоровья, невежливо, опасно и глупо, поэтому надо испытать их, а затем принять решение, стоит ли проявлять. Учитывая, какое облегчение это приносит, удивительно, почему многие избегают выражения эмоций не по рациональному выбору, а по привычке или из страха.

Если у вас есть близкий человек, которому можно доверять, вам будет немного проще. С партнером легко договориться и по очереди выполнять следующее упражнение. Но его можно делать и в одиночку, проговаривая чувства или выплескивая их на бумагу.


Доверьтесь близкому человеку, — источник.

Сядьте поудобнее в спокойном месте, где вам полчаса не будут мешать. Свободно и не стесняясь в выражениях, выскажите, что у вас на сердце. Не волнуйтесь, если получится бессвязно: просто дайте себе выговориться — о событиях дня, занимающей мысли проблеме, воспоминаниях, фантазиях и т. д. Рассказывая, отслеживайте, что чувствует ваше тело. Вам грустно? Вы удручены? Сердитесь? Счастливы? Попытайтесь облечь эти чувства в слова. А может быть, вы чувствуете себя скованным? Озабоченным? Настороженным? Постарайтесь определить, откуда берутся эти ощущения, и оставьте их в прошлом.

Ваш партнер должен сочувственно и очень внимательно слушать. Он может только делать замечания, которые еще больше вытягивают из вас эмоции. Помощнику нельзя вмешиваться со своими мыслями, просить что-то прояснить, критиковать или менять тему. Это научит вас не сдерживать эмоции, а значит, не запечатывать страх, позволяя ему разрушать себя изнутри.

5. Страховочная сетка психологической безопасности

Данное упражнение даст вам физическое ощущение того, как создать для себя страховочную сетку психологической безопасности, которая избавит вас от страха, стресса и поможет работать и жить в спокойном режиме.

Прочитайте упражнение и представьте (с открытыми или закрытыми глазами) свои чувства в каждой из сцен. Затем отметьте, как реагировали ваши разум и тело.

Сцена 1. Представьте, что вам нужно пройти по доске шириной 30 см, длиной 100 см и толщиной 2,5 см и вы обладаете всеми способностями, необходимыми для выполнения этой задачи. Вы можете сделать первый шаг без страха и колебаний? Предположим, вы отвечаете утвердительно.

Сцена 2. Теперь представьте, что вам нужно выполнить то же самое задание и ваши способности остались прежними, но доска находится между двумя зданиями на высоте 30 м. Вы можете пройти по этой доске в подобных условиях? Если нет, то что останавливает вас? Насколько сильный стресс вы испытываете? В какой части тела вы ощущаете напряжение (то есть каковы реакции на сигналы опасности и стресса)? Большинство людей отвечают, что боятся упасть и получить серьезную или даже смертельную травму. Это понятная и нормальная реакция.

Сцена 3. В то время как вы стоите на краю доски, дрожа от страха и не решаясь начать или закончить движение, ваш начальник, друзья или родственники, прекрасно знающие, что вы способны справиться с этим заданием, начинают обвинять вас в нерешительности и советуют просто сделать то, что требуется. Но вы знаете, что это нелегко. Когда ставка так высока, вы понимаете, что должны выполнить все движения идеально — ведь у вас нет права на ошибку, — иначе вы погибнете или получите серьезное увечье.


Большинство людей отвечают, что чувство собственного достоинства и перфекционизм больше их не волнуют. Они говорят, что готовы передвигаться по доске хоть на четвереньках, лишь бы только не погибнуть в огне, — источник.

Независимо от выбранного способа передвижения по доске отмечайте, как вы освобождаетесь от паралича, вызванного страхом, и получаете мотивацию к совершению любых действий, обеспечивающих ваше выживание.

По данным некоторых исследований, буддийские монахи — самые счастливые люди, потому что они ни о чем не тревожатся. Конечно, в повседневной жизни невозможно избежать волнений, но в ваших силах противостоять их негативному влиянию.

Такими понятиями как стресс, напряжение и хроническая усталость сегодня никого не удивишь. Без стресса в современном мире и дорогу по пешеходному переходу не перейдёшь. Что ж поделать, мы ещё, к сожалению, не в раю живём, а пожинаем плоды цивилизации… А плоды эти совсем не вкусные: стрессы, ставшие для многих хроническими, неврозы, мышечные зажимы, как следствие — психосоматические заболевания и пр. Казалось бы, современная жизнь со всеми её девайсами и примочками должна способствовать более спокойной, свободной, размеренной жизни, а на деле получается обратное.

Но это не повод унывать! Стрессы тоже нужно воспринимать позитивно, ведь они заставляют нас двигаться вперёд, мотивируют, закаляют, помогают взрослеть. И всё же, если резинку слишком сильно и долго тянуть, она порвётся. Так и с нашей нервной системой. Средства для помощи при стрессе и нервном напряжении всегда рядом, надо только захотеть ими воспользоваться.

Сегодня предлагаем положить в копилочку полезных средств физические методы борьбы с напряжением и стрессом. И не просто положить, а держать наготове как верных помощников. Будем влиять на внешнее, чтобы успокоить внутреннее — справимся со стрессом гимнастикой (когда это удобно) и дыханием.

Гимнастика от стресса

1. Растягиваем плечи. Нужно встать ровно, прямо. Кладём руки на плечи. Вдыхая, поднимаем локти вверх, тянемся ими к потолку, голова же немного запрокидывается назад (не сильно, лучше так, чтобы нос тянулся к потолку). Выдох — возвращаемся в первое положение. Повторение этого упражнения всего несколько раз снимет напряжение в шее, плечах и спине.

2. Тянемся к звёздам. Стоим прямо, ноги располагаются на ширине плеч. На вдохе руки тянутся вверх так, словно мы вот-вот достанем до звёзд. Когда выдыхаем — руки опускаются, нужно их немного встряхнуть. Повторяем около пяти раз, дышим глубоко, для лучшего эффекта растопыриваем пальцы, когда тянемся вверх.

3. Обхватываем ноги. Нужен стул без колёсиков. Садимся прямо, далее сильно прижимаем ноги к себе таким образом, чтобы пальчики на ногах располагались на краю стула. Подбородок при этом находится между коленками. В положении обхвата находимся 10 секунд, затем резко ослабляем объятия. Повтор 5 раз. Это упражнение расслабит мышцы спины, плечи.

4. Поза ребенка. Необходимо сесть на пятки, колени немного разведены в стороны. Глубокий вдох — поднимаем руки вверх, слегка потягиваемся. Выдох — кладём руки на колени, затем на пол перед вами как можно дальше. В этом состоянии нужно пробыть 30 секунд, дыша глубоко и спокойно. Повторы около 5 раз.

Дыхательные упражнения, чтобы снять стресс и чрезмерное напряжение в теле

1. Вдох и выдох — очень медленно! Начнём с медленного вдоха, во время которого считаем до 4, далее задерживаем своё дыхание на 5-6 счётов и медленно выдыхаем. Повторяем 5-6 раз. Такое упражнение помогает не только во время стресса, очень эффективно делать его перед сном, чтобы быстрее и спокойнее уснуть.

3. Дышим через разные ноздри. В любой удобной позе закрываем глаза. Упражнение предельно простое.

  • Затыкаем пальцем левую ноздрю, а вдыхаем через правую.
  • Задерживаем дыхание и ВЫдыхаем через левую.
  • Палец остаётся на правой ноздре, вдыхаем через левую. Выдох теперь через правую.

Повторите несколько раз. Это упражнение также рекомендовано перед сном.

Упражнение на снятие нервно-психического напряжения.

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!
Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.
В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.
В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вас.

Цель: научить управлять эмоциями.
Время: 10 минут.

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
Время: 10 минут.
Инструкция: Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.
Анализ:
-Как вы себя чувствуете?
-Расстались ли вы со своим напряжением?
-Ощущения до и после упражнения.

Цель: настроить на успех, развивать актерский талант.
Время: 15 минут.
Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать группе об этом? Задача остальных: догадаться, о чем идет речь.
Анализ:
Трудно ли было выбрать важную цель?
Как вы себя чувствовали, когда рассказывали без слов о своей цели?
Верите ли вы, что сможете достичь этой цели? Что нужно сделать для этого?
Чему вы научились, узнав о том, к чему стремятся другие участники?
Не слишком ли глобальны ваши цели? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Время: 10 минут.
Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО;

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

Анализ:
-Сразу ли вы справились с заданием?
-Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
-В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
-Как развить самообладание?

Игры и упражнения на развитие тактильной чувствительности:

В этом волшебном мешочке находятся необходимее вещи для учебы. Вы должны, по очереди не глядя в мешок достать то, что я назову. Глазки закрыты.

Называю: карандаш, линейка, клей, ручка, точилка, маленькая книжка, маркер, ластик

Ребята, вы видите рисунки которые состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть, находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?". Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки.

Вы должны соединить цифры

Нужно придумать из клякс что-нибудь, что существует на самом деле.

Упражнение "НАРИСУЙ ОДНОЙ РУКОЙ "

ЦЕЛЬ: коррекция мелкой моторики рук, развитие пространственного мышления, умения ориентироваться на листе бумаги.

Инструкция: Нарисуй точно такую же картинку.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед. (Кто? Медведь)Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом. (Кто? Лиса)Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок. (Кто? Стрекоза)Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом. (Что? Самолет)Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ. (Что? Свекла)Сладкая, маленькая, в красивой бумажке. (Что? Конфета)

Все участники сидят в кругу. Каждый делает комплимент соседу, сидящему справа.Обсуждение: Кто самый лучший восхвалитель?

Игра "Какое что бывает?".

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.

- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб. - Что бывает длинным? (коротким) - Что бывает широким (узким)? - Что бывает круглым (квадратным)? В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Интеллектуальные способности учащихся

- создание положительного настроя в группе; - развитие когнитивной сферы детей; - активизировать произвольное внимание, умственные способности; - развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику; - формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию; - развивать органы чувств и вестибулярный аппарат; - закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи; - развивать коммуникативные навыки; - снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;-создание радостного настроения, развитие воображения, произвольного внимания;

- развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения;

-повышение самооценки, уверенности в себе.

2.Также, остаемся в кругу и немного разминаемся:

Мы ногами топ-топМы ногами топ-топ,Мы руками хлоп-хлоп!Мы глазами миг-миг,Мы плечами чик-чик.Раз — сюда, два — туда,Повернись вокруг себя.Раз — присели, два — привстали,Руки кверху все подняли.Сели — встали, сели — встали,Ванькой-встанькой словно стали.Руки к телу все прижалиИ подскоки делать стали,А потом пустились вскачь,Будто мой упругий мяч.Снова выстроились в ряд,Словно вышли на парад.Раз — два, раз - дваЗаниматься нам пора!

3.а)Сейчас мы отправимся в путешествие искать сокровища в волшебном сундуке (в качестве которого выступает сухой бассейн). Начинается он с магического шара. Давайте сядем в круг и дотронемся до магического шара с закрытыми глазами и загадаем желание (дети по очереди дотрагиваются до плазмы)

б)-Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте пойдем в лес по тропинке (ходьба по сенсорным напольным дорожкам с наполнителями). Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Не торопитесь.

-Что чувствуют ваши ножки?

-Что изображено на подушечках?

г)-Ребята, подойдите поближе к пузырьковой колонне, посмотрите, что там плавает? (правильно-рыбки). Давайте понаблюдаем за плавными движениями рыбок в воде, посмотрите, как меняется цвет воды – а на морском дне – праздник! И ваше настроение должно быть таким как у них! Ребята, давайте теперь по музыку изобразим наших рыбок!

Упражнение выполняется с мячом. Психолог называет различные предметы: если это съедобное – игроки ловят мяч, а если нет, то не ловят.

5.Релаксация. Ребята, все поудобнее ложимся на коврики наступает "Волшебный сон". (Играет релаксационная музыка )

Реснички опускаются. Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем (2 раза) Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Нашu руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают Отдыхают, засыпают (2 раза) Шея не напряжена И расслаблена. Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно расслабляется (2 раза) Дышится легко. Ровно. Глубоко.

Длительная пауза.

Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Подтянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать.

Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку.

6. Ритуал прощания. Вручение медальонов, конфет.

Раз присели, два привстали

Руки к верху все подняли

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно встали

Руки к тему все прижали

Тема занятия: Времена года

Цель занятия:Обобщение и закрепление знаний о временах года, развитие умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, использовать предметы-заместители, учить переносить в игру увиденное в процессе экскурсий, показов и т. д., воспитание умения вслушиваться в музыкальное произведение, чувствовать определенное настроение, создавае­мое характером музыки, развитие восприятия, воображения, памяти.

Ход занятия:Психолог обращается к детям:

1.Сегодня мы будем играть ребята. Посмотрите, это уже не Сенсорная комната кругом, а лес с разными временами года. Давайте оглядимся кругом: снег накрыл землю как покрывалом (раскидываем кусочки ваты на сенсорную дорожку), посмотрите на яркую тропинку (показываю сенсорную дорожку с наполнителем), на цветочки сели пчелки, они работают - добывают нектар, по тропинке гуляют дружные животные, назовите их (дети рассказывают о животных).

Ребята, расскажите, пожалуйста о вашем любимом времени года (дети рассказывают, психолог задает вопросы )

3.Кто же живет зимой в лесу? (Дети называют). Летом? (дети называют медведи, волки, зайцы, белки, ежики) Вот мешочек, суньте в него руку и найдите там теплый мех. Правильно, вот он. Какой он? Нежный, пушистый. Как вы думаете, вот этот рыжий мех чей?(лисы); А этот белый? (зайца); Коричневый? (белки); Серый?(волка)

4.Давайте потрогаем зимний лес (тактильная доска). А какое дерево остается одетым зимой? Елка. Какая она? Правильно, колючая. Давайте найдем, что похоже на елку.

5.Вот мы и погуляли в лесу. Замерзли? Пойдем греться в дом. Ах, как завалило дорожку снегом. Придется взять лопаты и расчистить (дети совершают действия с воображаемыми предметами). Раз, два. Все, дорожка свободна, заходите в дом. (Дети проходят по напольной сенсорной дорожке к камину- пузырьковой колонне )

6.Можно проходить в комнату. О, у нас уже горит камин (пузырьковая колонна). Он похож на печку, внутри горит огонь, он освещает и греет всю комнату. Сядем возле него на теплый коврик, будем смотреть на пламя. Какой золотистый, горячий огонь. Тепло вам? Давайте слушать музыку.

7.Понравилось вам наше путешествие по временам года? Чем мы занимались? Вам понравилось?

-снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

-активизация различных функций центральной нервной системы за счет обогащенной мультисенсорной среды.

Блок деятельности:

Коррекционно-развивающее занятие состоит из нескольких этапов.

Второй этап -

Третий этап - подведение итогов занятия, обобщение приобретенного опыта.

Подведение итогов занятия :

Что понравилось? Что не понравилось? Какими впечатлениями Вы бы хотели поделиться?

I.Вхождение в сказку

1. Психолог : « Здравствуйте ребята, сегодня отправляемся в сказочное увлекательное путешествие, но прежде чем мы отправимся, давайте поприветствуем, друг друга так, словно капает дождик. Рассаживаемся в круг, кладем руки на коленки соседа, хлопаем по коленкам сначала один раз потом два, затем три раза.

В этом упражнении необходимым условием является стремление к групповой сплоченности.

II.Основной этап

Далеко-далеко, где-то в море - океане есть Чудо – остров. Окружен этот остров скалами прибрежными. Да и путь к нему не легкий. Не ищите этот остров на карте, все равно не найдете, потому что этот остров сказочный. Все на нем необыкновенно. Нам предстоит интересное путешествие, полное приключений и препятствий.

Психолог демонстрирует четыре дороги и рассказывает о каждой из них.

«Каждая из четырех дорог приведет вас к острову. Все дороги волшебные,

все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).

Вторая дорога труднее: вы должны пройти по мостику очень аккуратно, расставив руки в стороны и при этом сохранять равновесие (расстилается ребристый мостик)

Третья дорога еще труднее: она состоит из 7 кочек, вы должны наступать не на каждую кочку, а через один(дорожка с 7 наполнителями) Эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

Четвертая дорога — самая трудная. Сначала вы должны пройти по морским камням, затем по следам, но наступая на каждый след вы называете что может быть такого цвета (дорожка с яркими следами). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.

Дети по очереди идут по выбранной дороге, а психолог отмечает для себя, кто какой путь избрал.

Психолог : Ребята, а теперь посмотрите какое на острове прекрасное море, море шариков.

Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют соответствующие движения - плавание.

Детям предлагают представить, что их руки превратились в морских обитателей осьминожек. Правая рука, осторожно передвигая свои щупальца - пальцы, путешествует по морскому дну в сухом бассейне. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, потом стали вместе обследовать морское дно.

— Представьте, что вы стали золотой рыбкой. Для вас нет ничего невозможного. Вы можете осуществить любое желание, сотворить любое чудо.

Подумайте, что бы вы сделали, если бы были золотой рыбкой? Кто готов?

(Психолог передает ребенку золотую рыбку из бумаги, и тот начинает говорить. Потом рыбка переходит к следующему ребенку, и т. д.)

Психолог : Ребята посмотрите, какие тут пузырьки…

Давайте представим себя пузырьком воздуха, невесомым, воздушным и легким. Дети ходят на носочках очень тихо, легко и мягко. (играет релаксационная музыка)

Почему появляется стресс?

Каждый человек по-разному реагирует на напряженные ситуации. Кто-то способен спокойно выслушать упреки или обвинения и сразу же забыть об этом разговоре, а кто-то еще долго будет прокручивать его у себя в голове и все глубже погружаться в стрессовое состояние. На то, как человек будет реагировать, оказывает влияние склад характера, индивидуальные особенности личности, воспитание, круг общения и другие факторы. Но, несмотря на разнообразие восприятия одинаковых ситуаций, практически все люди так или иначе склонны испытывать стресс.

В современной психологии принято выделять 3 уровня стресса: адаптационный, кратковременный и длительный. Самый легкий, безвредный и даже в некоторой степени полезный – первый из них. Он нужен для приспособления человека к меняющимся условиям, поэтому выполняет важную функцию. Стресс кратковременный – это мгновенная реакция организма на воздействие раздражителей из окружающего мира: тепла, холода, резких звуков и т. д. Такой стресс длится несколько минут, после чего человек снова возвращается к изначальному нормальному состоянию. Опасности для здоровья такой стресс не представляет.

И, наконец, длительный стресс – это нервное напряжение, которое человек ощущает на протяжении длительного времени: несколько дней, недель, а то и месяцев. Часто его проявления списывают на сильную усталость. Именно стресс этого типа подтачивает организм и приводит к проблемам со здоровьем, поэтому необходимо знать способы как снять стресс или избежать его.

Что это такое?

Если говорить простым языком, стресс – это защитная реакция нашего организма на внешнюю угрозу или раздражитель. Например, вы как руководитель отдела, узнав о том, что подчиненный сделал несколько ошибок в работе, начинаете негодовать от злости и кричать на нерадивого сотрудника. Так человеческий организм в ряде случаев реагирует на потенциальную опасность, благодаря чему он и демонстрирует способность к выживанию. Следует также отметить, что стресс может позиционироваться и со знаком плюс, если речь идет о переизбытке положительных эмоций.

Как проявляется стресс?

Стресс оказывает на организм всестороннее влияние, поэтому и проявляется изменением физических, эмоциональных, поведенческих и интеллектуальных реакций. Например, соматические симптомы стресса хорошо известны – это подъем давления, озноб, жар, потливость, головные и желудочные боли, расстройство сна и аппетита, снижение или повышение веса.

В состоянии стресса меняется и поведение человека – он становится раздражительным, нервозным, беспричинно агрессивным, всем недовольным, тревожным и беспокойным, конфликтным, демонстрирует признаки деструктивного поведения. Постоянное нервное напряжение утомляет человека, он чувствует себя уставшим, измотанным. Но самый главный вред длительного стресса заключается не в том, что человек постоянно пребывает в скверном настроении: под воздействием стресса развиваются хронические болезни, затрагивающие многие органы тела, ослабляется мозговая деятельность, снижаются компенсационные способности организма, он быстрее стареет. Чтобы избавиться от деструктивного влияния стресса и привести свое самочувствие в нормальное состояние, нужно научиться способам, с помощью которых можно расслабиться и снять напряжение.

Освойте дыхательные практики

Во время стресса наше дыхание учащается. Для мозга это сигнал об опасности, поэтому он усиливает выработку адреналина, который еще больше усиливает стресс и не дает нам успокоиться.

Контролируя и замедляя свое дыхание, мы поможем мозгу и нервной системе немного успокоиться.

В моменты сильного стресса, займите удобную позу, закройте глаза и дышите, как можно медленнее и глубже. Старайтесь ни о чем не думать и полностью концентрироваться на процессе.

Такие техники дыхания и осознанности, согласно исследованиям помогают не только снижать стресс и тревожность, но и улучшают общее самочувствие, настроение, концентрацию внимания и качество сна. (22, 23, 24)

Как снять стресс: способы

Прежде всего нужно научиться избавляться от негативных мыслей и не допускать, чтобы они закреплялись в сознании. Такое умение очень важно, ведь многие люди в силу своего характера склонны снова и снова в мыслях возвращаться к неприятным событиям дня и как бы пережевывать мысленную жвачку. Это чрезвычайно изматывает, портит настроение и способствует развитию стресса.

Именно поэтому важно уметь абстрагироваться от негативных мыслей, переключать внимание на что-нибудь позитивное, принимать решение, находясь в спокойном душевном состоянии. Как этого достичь? Существует небольшой психологический прием, с помощью которого можно обмануть свое сознание, которое стремится сразу же приступить к решению проблемы, так как находится под впечатлением от нее и считает ее крайне важной. Нужно просто отложить принятие решения на завтра. Удивительно, но после того, как человек выспался и отдохнул, вчерашняя проблема уже не кажется ему такой огромной и значительной, поэтому и правильное решение находится гораздо легче.

Чтобы не допустить появление стресса, важно уметь даже в самых неприятных ситуациях видеть положительные стороны и извлекать из этого пользу. Любую неудачу нужно рассматривать не как повод для уныния, но как предоставленную судьбой возможность открыть для себя что-то новое, двигаться вперед, преодолевать препятствия, совершенствоваться.

Медитация – это древняя оздоровляющая практика, с помощью которой можно достичь особого психического состояния, очищающего сознание и приводящего его в спокойное, умиротворенное состояние. Существует немало техник медитации, можно попробовать любую из них в домашних условиях. Может получиться и так, что с первого раза особого эффекта не будет. Но со временем, с практикой, получится быстрее абстрагироваться от проблем, очищать свой ум от негатива, не обращать внимание на мелочи, не огорчаться по пустякам, а значит, противостоять стрессу.

Хорошее средство от стресса – посильные физические нагрузки или спорт. Давно замечено, что психическое нервное напряжение неплохо снимается физической активностью. Поэтому избавиться от стресса можно, если выполнить какую-нибудь работу по дому, поработать на огороде, сходить в тренажерный зал или просто сделать небольшую пробежку в умеренном темпе.

А чтобы организм мог противостоять стрессу постоянно, можно заняться спортом, тем его видом, который доступен и нравится больше всего. Стабильные физические нагрузки укрепят организм, будут способствовать сохранению здоровья как телесного, так и психического. Как говорится, в здоровом теле – здоровый дух.

Снять стресс в домашних условиях можно с помощью контрастного душа – мягкого и доступного средства закалки организма. Чередование холодной и горячей воды чрезвычайно благоприятно действует на организм, бодрит и освежает, и, что самое главное в данный момент, отлично снимает нервное напряжение. Так же работает и обливание холодной водой, но его можно практиковать только людям с хорошим здоровьем. Тем же, кто полон сил и у кого есть достаточно свободного времени, можно заняться плаванием. Сочетание воздействия воды на кожу и постоянных физических нагрузок как нельзя лучше поспособствует тому, чтобы стресс больше не появлялся.

Еще одно средство избавления от стресса – теплые ванны с ароматическими маслами. Их можно принимать каждый вечер после трудового дня. Они расслабляют, снимают усталость, физическое и нервное напряжение, помогают спокойнее заснуть.

Хорошая, спокойная музыка – прекрасное средство, которое подходит для тех, кто ищет способы, как снять стресс в домашних условиях. Плавная, негромкая музыка в силе ambient подходит для этого идеально. Она помогает расслабиться и быстро снять накопившееся за день нервное напряжение. Впрочем, можно слушать любую музыку, главное, чтобы она нравилась и доставляла удовольствие. Во время прослушивания лучше удобно лечь, расслабиться, не думать ни о чем и сосредоточиться только на звучании музыки.

Можно также почитать хорошую содержательную книгу, посмотреть любимый фильм или интересную передачу: от этого занятия эффект будет ничуть не хуже, чем от прослушивания музыки.

Снять стресс можно, просто прогуливаясь в тихом и спокойном месте, где нет большого скопления людей, например, в парке. В процессе прогулки необходимо расслабиться, отвлечься от всех проблем и просто наблюдать за происходящим. Не нужно никуда торопиться, лучше идти медленно, спокойным шагом.

Это еще один отличный способ как снять стресс быстро и надежно. Нужно найти спокойное, уединенное местечко, принять удобную позу и сделать глубокий, на полную грудь, вдох. Затем немного задержать дыхание и медленно выдохнуть воздух через рот. Повторить упражнения несколько раз подряд, пока нервное напряжение не ослабнет. Эффект от дыхательных упражнений объясняется тем, что при глубоком вдохе в кровь из легких поступает больше кислорода. Он поступает в мозг и клетки тела, что позволяет им функционировать гораздо эффективнее. В результате человек успокаивается и уже более трезво смотрит на создавшиеся проблемы.

О том, что человек находится в состоянии стресса, можно заметить и по его внешнему виду. Его мышцы, особенно мышцы плеч, шеи, кистей рук и лица могут быть напряжены, что может быть не заметно самому человеку, но зато хорошо видно со стороны.

Если попытаться расслабить эти мышцы, то вместе с мышечным напряжением уйдет и стресс. Чтобы этого добиться, нужно выпрямить спину, расправить плечи и подвигать ими, помассировать шею и улыбнуться. Вся процедура не занимает много времени, а эффект от нее ощутимый. Выполнять подобные гимнастические упражнения желательно сразу после дыхательных. Так избавиться от стресса удастся гораздо результативнее.

Практически у каждого человека есть хобби, занятие которым приносит удовольствие. Именно поэтому оно еще и помогает снять стресс. Например, женщины могут шить, вязать, вышивать, готовить – такие размеренные, спокойные занятия хорошо расслабляют, помогают отвлечься от житейских проблем и снимают нервное напряжение. Мужчины могут отправиться на рыбалку или отремонтировать что-нибудь в доме – это не только поможет освободиться от стресса, но и принесет практическую пользу. Можно также записаться на какие-нибудь курсы, где можно не только найти себе новое увлечение, но и познакомиться с новыми людьми, которые интересуются тем же.

Когда человек думает о нуждах других, ему некогда особо волноваться о своих собственных. Забота о ближних и практическая помощь, которую человек оказывает им, а также благодарность в ответ на заботу, помогает ему самому прийти в хорошее расположение духа. Времени и поводов для уныния в этом случае у человека не остается.

Это общеизвестный способ снятия нервного напряжения, который дает мощный и продолжительный эффект. Расслабляющий мышцы и укрепляющий их массаж оказывает благотворное воздействие на весь организм. Физическое расслабление мышц влечет за собой и психологическую разрядку, вследствие чего уходит и стресс. Человек в расслабленном, умиротворенном состоянии уже совершенно по-другому смотрит на ситуацию или проблему и гораздо легче находит выход из нее.

Встречи с друзьями, родственниками, хорошими знакомыми помогут отвлечься от проблем, переключиться на живое общение, получить массу приятных эмоций, внимание и поддержку со стороны неравнодушных людей, зарядиться от них позитивной энергией и таким образом снять стресс.

Если вы не знаете, как снять стресс, обращайтесь в центр психологии Ираклия Пожариского. Он объяснит, как правильно это делать и научит техникам расслабления, с помощью которых можно легко избавиться от нервного напряжения в домашних условиях.

Причины депрессии

Тяжелые формы психогенных патологий встречаются у пациентов женского пола ввиду:

  • генетических причин (наличие признаков любых расстройств психики у родственников);
  • биохимических факторов (действие гормональных препаратов, наступление менопаузы);
  • внешних обстоятельств (конфликты с близкими людьми, неудовлетворенность личной жизнью, нехватка материальных ресурсов);
  • психологических детерминантов (сниженная самооценка, склонность к самокопанию, зависимость от мнения окружающих, неумение адекватно реагировать на стресс и провокации).

Причины депрессивных состояний у женщин отличаются в зависимости от возраста больной. Девушки, проходящие период полового созревания, подвергаются резким гормональным перестройкам. Подростки 11-13 лет переживают изменения внешности и личностные проблемы. Наблюдается недовольство собственным весом, отклонения пищевого поведения (анорексия и булимия). Отдельной причиной для наступления хронической депрессии является сексуальное насилие со стороны посторонних лиц, сверстников или родственников.

При достижении репродуктивного возраста (18-40 лет) молодые женщины испытывают резкие перепады настроения. Их состояние зачастую определяется этапом менструального цикла. Девушка может переживать из-за отсутствия детей ввиду неустроенности личной жизни или бесплодия. Выраженная депрессия наблюдается после аборта. Наибольшая вероятность развития невротических патологий существует среди пациенток, которые подвергаются повышенной психологической нагрузке, отличаются эмоциональной лабильностью.

В пожилом возрасте женщин беспокоит ухудшение внешнего вида и ослабление здоровья, потеря супруга и отчуждение детей, нехватка общения и одиночество.

Послеродовая депрессия встречается примерно у 15% женщин, перенесших беременность. Риск наступления подавленного состояния увеличивается под влиянием:

  • негативного опыта предыдущей беременности, связанного с низкой квалификацией медицинского персонала роддома, сильными болями и длительным периодом восстановления;
  • наследственной предрасположенности. Если в анамнезе родственников присутствовали признаки психологических болезней, женщины часто страдают от нервозности и раздражительности;
  • гормональных изменений. При вынашивании плода в организме увеличивается уровень эстрогена и прогестерона. После родов плазменная концентрация веществ резко падает. Примерно через 3 суток содержание гормональных соединений в крови приходит в норму. Описанные скачкообразные изменения вызывают снижение настроения и чувство разбитости;
  • волнения. Переживания, связанные с судьбой ребенка и проблемами в семье, неудавшимся браком, материальными или жилищными проблемами, влекут за собой нарушение сна, чувство усталости и физическое переутомление;
  • преждевременных родов. Женщины часто испытывают чувство вины ввиду невозможности выносить ребенка в течение необходимого срока и считают себя причиной всех болезней новорожденного малыша;
  • ранней выписки из роддома, отсутствия необходимых знаний и навыков по уходу за грудничком;
  • нарушений лактации и застоев молока, отсутствия возможности выполнять грудное вскармливание новорожденного;
  • негативных изменений внешности, связанных с набором лишнего веса, образованием растяжек и снижением эластичности кожи, ухудшением качества ногтей и зубов;
  • нарушений сексуальных отношений. Возникает временная необходимость прекратить половые акты, снижается уровень сексуального влечения.

Скрытые затянувшиеся неврозы зачастую наблюдаются ввиду:

  • социальных причин, например, после увольнения с работы или потери бизнеса, ухудшения материального положения, семейных ссор и конфликтов, развода или выхода на пенсию;
  • физиологических отклонений, в том числе острых посталкогольных состояний (похмелье);
  • гормональных сбоев и уменьшения потенции вследствие естественного снижения уровня тестостерона, которое наблюдается после достижения 40 лет или возникает раньше у лиц, регулярно употребляющих пиво;
  • травм головного мозга, злокачественных и доброкачественных образований.

Поиск путей выхода из депрессии

Бесконтрольное употребление еды – это следствие депрессии. Поэтому, чтобы перестать заедать стресс, необходимо избавиться от угнетающего состояния.

Древние способы борьбы с депрессией

Психологи советуют делать это следующим образом:

Необходимо больше общаться. Необязательно идти на шумные вечеринки. Достаточно скромной встречи с хорошим другом, соседом или коллегой

В депрессии важно не избегать людей. Главное –выбирать позитивных собеседников, которые смогут зарядить положительными эмоциями. Нужно стимулировать зрение

Существует много способов, которые способны заменить еду во время стресса, к тому же действуют они намного эффективнее, чем пища.

Спорт – отличный источник эндорфинов

Яркими представителями анти стрессовых помощников являются:

Чтобы прекратить заедать стресс, необходимо побороть причину его появления. Когда она будет устранена, режим питания придет в норму.

Поведенческиe реакции

В условиях стресса мы порой меняем привычки поведения. У некоторых людей поведение меняется радикальным образом; например, они принимаются жевать что попало, хотя в обычных условиях придерживаются правил здорового питания, или употребляют алкогольные напитки, чтобы расслабиться. Эти поведенческие реакции на стресс могут иметь последствия для здоровья.

Что вы делаете в условиях стресса?

  • Жую что попало
  • Теряю аппетит
  • Пью лекарства
  • Пью спиртное
  • Пью кофе
  • Ем сладости
  • Налегаю на шоколад
  • Курю
  • Прогуливаю работу
  • Ухожу в себя
  • Веду себя агрессивно
  • Избегаю определенных ситуаций
  • Чересчур увлекаюсь телевизором/компьютером/смартфоном

Я заметила, что, когда уезжаю из города, на душе, как правило, становится намного спокойнее. При этом я очень люблю суматошную городскую жизнь, она меня возбуждает… Не знаю, как тут быть…

Похоже, люди, живущие в крупных городах, в большей мере подвержены стрессу, и этому есть несколько причин. Городской шум, толпы людей и всякое прочее воздействие на наши органы чувств приводят к большей активизации миндалины (части мозга, которая связана с чувством страха) по сравнению с сельскими жителями

Поэтому очень важно тщательно выбирать место жительства, которое нам подходит

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.