Упражнения для восстановления возвратного нерва

Каменская Екатерина Викторовна
Логопедическая коррекция при нарушениях возвратного нерва

Нарушения голоса

• Голос – это совокупность разнообразных звуков, продуцированных голосовым аппаратом человека.

• Нарушения голоса определяются как отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Афония – полная утрата голоса.

Дисфония – частичное нарушение голоса, изменение тембра, силы, резонанса.

Фонастения – повышенная утомляемость голоса и связанные с нею снижение силы голоса, хрипота.

Ринофония (ринолалия) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Эти термины свидетельствуют о степени проявления дефекта, но не отражают диагностического содержания, так как при одном и том же медицинском диагнозе у одного человека может быть афония, а у другого – дисфония.

Классификация изменений голоса при органических заболеваниях голосового аппарата (медицинская классификация по Василенко Ю. С.)

• Парезы и параличи гортани,

• Рубцовые стенозы гортани,

• Нарушения подвижности гортани (миастения, нейрогенные парезы, миопатические парезы, артрит перстнечерпаловидного сустава,

• Кровоизлияние в голосовую складку,

• Хронический профессиональный ларингит,

• Острый профессиональный ларингит.

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат.В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами.

Краткие сведения о голосовом аппарате.

Парезы и параличи гортани

Периферические парезы и параличи гортани наступают вследствие нарушений ее иннервации при поражениях нижнего гортанного (возвратного) нерва. В силу своего расположения возвратный нерв имеет тесный контакт с органами грудной клетки – аортой, пищеводом, трахеей, крупными бронхами, железами, средостением. Заболевания каждого из этих органов могут вызвать сдавливание нерва отеком, опухолью, рубцовой тканью и т. п. нередко во время операций сердца, легких, пищевода, щитовидной железы происходит непосредственная травматизация возвратного нерва, сопровождающаяся парезом или параличом чаще одной, а иногда и обеих половин гортани.

Функция гортани при парезах и параличах гортани

• Наиболее часто парезы гортани диагностируются после струмэктомии. (Струма – узловатое или диффузное увеличение щитовидной железы) Несмотря на прогресс хирургической техники при проведении операции по удалению щитовидной железы – струмэктомии, предотвратить во всех случаях повреждения возвратного нерва не удается.

• Функция гортани характеризуется полной или значительной неподвижностью пораженной половины гортани, несмыканием голосовых складок, асинхронностью их колебательных движений, укороченной длительностью фонации. Голос нарушается по разному : от легкой осиплости до афонии. Всегда отмечаются сильное утомление, поперхивание, ощущение инородного тела в горле, рефлекторный кашель.

До начала систематических занятий необходимо выяснить:

1) Выбрать методику коррекционной работы;

2) Возможности больного в овладении навыками коррекционной работы (аудитивная оценка голоса);

3) Психолого педагогические условия успешного формирования голосообразования;

4) Уровень голосового нарушения и его характерные особенности (ознакомление с больничной картой, беседа с фониатром);

Курс восстановления голоса предполагает:

• Коррекцию фонационного дыхания;

Функциональные тренировки голосового аппарата с использованием специальных упражнений:

• а) Речевые упражнения, направленные на укрепление вспомогательных мышц шеи гортани с помощью заднегортанных звуков и их сочетаний с гласными;

• б) переход к йотированным звуками произнесении изолированно гласных звуков с введением их в слоги, слова;

• Работа над сочетанием всех компонентов голосообразующего аппарата.

Тренировка навыков правильного физиологического дыхания

Тренировки навыков правильного физиологического дыхания постоянно сочетаются с нормализацией фонационного дыхания и активизацией двигательной функции гортани, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены.

Дуть в гармошку следует медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух в одном и том же месте. Объем тренировки может быть вначале 30сек. За прием при постепенном увеличении нагрузки до 1 мин.

1 этап фоноупражнений:

2 этап фоноупражнений:

3. Затем переходим к работе с гласными.

4. После усвоения произнесения гласных звуков применяют упражнения с йотированными звуками

3 этап фоноупражнений:

6. Чтение хорошо знакомых стихотворений.

Прогноз специального восстановительного обучения при патологии голоса различной этиологии определяется рядом факторов

• 1) тяжестью нарушения,

• 2) длительностью голосового расстройства,

• 3) типом нервной системы пациента,

• 4) его отношением к дефекту,

• 5) состоянием слуха,

• 6)компенсаторными возможностями организма.

Индивидуальный подход к детям при выборе сценариев и ролей при постановке представлений Индивидуальный подход к детям при выборе сценариев и ролей при постановке представлений. Огромным стимулом для развития и совершенствования.

Использование дидактических игр при нарушениях слоговой структуры слова у детей с ТНР в подготовительной группе Слоговая структура слова является необходимым элементом для формирования всех компонентов речи. У детей наблюдаются элизии (сокращение и.

Комплекс физических упражнений при нарушениях осанки в сагитальной плоскости: сутулой и круглой спине 1. Ноги на ширине плеч, в руках гимнастическая палка. На счет 1-2 палку занести за лопатки, подтянуть живот; 3-4 - вернуться в и. п. 8-10.

Развитие коммуникативных навыков при работе с картиной при помощи ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): Развитие коммуникативных.


Рубрика: Медицина

Дата публикации: 17.05.2016 2016-05-17

Статья просмотрена: 11539 раз

В статье дается методика работы при поражении блуждающего нерва, в результате чего возникает дисфагия и дисфония Нарушение глотания и нарушением голоса возникло у пациентки в результате перерезки возвратного нерва с одной стороны и частичной травматизации с другой стороны ввиду удаления злокачественной опухоли пищевода. Реабилитация такого больного определяется актуальность проблемы. Также дается краткий обзор литературы по данной теме, обзор имеющихся на сегодняшний день методов преодоления нарушений глотания и голоса у такого контингента больных. Проводится краткий анализ методов с точки зрения возможности их применения в условиях, когда больной получает логопедическую помощь на дому.

Цель исследования. Оптимизация методик логопедической коррекции, направленная на стимуляцию активного глотания, нормального дыхания, восстановления голоса, на повышение функциональной активности мышц, участвующих в акте глотания и приема пищи — мимических и жевательных мышц языка.

Материалы и методы. Были проанализированы статьи и доклады врачей, а также логопедов, занимающихся восстановлением блуждающего нерва (повреждения возвратного нерва) во время оперативного вмешательства. Проведен анализ методов восстановления выявляемого осложнения.

Результаты. При операции по удалению пищевода происходит непосредственная травматизация возвратного нервов, и наступает парез или паралич гортани. Травматические поражения в виде перерезки возвратного нерва имеют наиболее неблагоприятные последствия. Возможность реабилитации конкретного больного рассматривается индивидуально с учётом комплекса прогностических факторов: локализации и стадии опухоли, её морфологического строения, характера проведённого лечения, степени анатомо-функциональных нарушений, а также общебиологических и социальных характеристик — возраста, пола, профессии, положения в обществе, семье.

Выводы. Реабилитация такого пациента позволяет добиться полного восстановления дыхательной и глотательной функции и частичного восстановления голосовой функции — ввиду сложной структуры дефекта.

Анатомо-физиологические особенности блуждающего нерва

Блуждающий нерв имеет довольно сложную топографическую анатомию.


Шейный отдел блуждающего нерва тянется от нижнего узла до отхождения возвратного гортанного нерва. На этом протяжении от блуждающего нерва отходят следующие ветви:

  1. Глоточные ветви часто отходят от нижнего узла, но могут отходить и ниже. Различают две ветви: верхнюю — большую и нижнюю — меньшую. Ветви идут по наружной поверхности внутренней сонной артерии вперёд и несколько кнутри, соединяются с ветвями языкоглоточного нерва и ветвями симпатического ствола, образуя на среднем констрикторе глотки глоточное сплетение. Ветви, отходящие от этого сплетения, иннервируют мышцы и слизистую оболочку глотки. Кроме того, от верхней ветви идут нервы к мышце, поднимающей нёбную занавеску, и к мышце язычка.
  2. Верхний гортанный нерв начинается от нижнего узла, идёт книзу вдоль внутренней сонной артерии, принимая ветви от верхнего шейного симпатического узла и глоточного сплетения, и подходит к боковой поверхности гортани.

Перед этим он распадается на ветви:

– наружная ветвь иннервирует слизистую оболочку глотки, частично щитовидную железу, а также нижний констриктор глотки и перстнещитовидную мышцу, часто эта ветвь соединяется с наружным сонным сплетением

– внутренняя ветвь идёт вместе с верхней гортанной артерией, прободает щитоподъязычную мембрану и своими ветвями иннервирует слизистую оболочку гортани (выше голосовой щели), надгортанника и частично корня языка

– соединительная ветвь с нижним гортанным нервом отходит от внутренней ветви верхнего гортанного нерва

  1. Нижний гортанный нерв является концевой ветвью возвратного гортанного нерва. По своему ходу он делится на переднюю и заднюю ветви. Передняя ветвь иннервирует латеральную перстнечерпаловидную, щиточерпаловидную, щитонадгортанную, голосовую и черпалонадгортанную мышцы. Задняя или соединительная ветвь с внутренней гортанной ветвью в своём составе как двигательные, так и чувствительные волокна. Последние подходят к слизистой оболочке гортани ниже голосовой щели. Двигательные волокна задней ветви иннервируют заднюю перстнечерпаловидную и поперечную черпаловидную мышцы.

Клиника поражения блуждающего нерва

Двустороннее снижение функции блуждающих нервов может обусловить расстройство речи в виде афонии (голос теряет звучность в результате паралича или выраженногопарезаголосовых связок) илидизартрии(в связи спарезоммышц речедвигательного аппарата снижение звучности и изменение тембра голоса, нарушение артикуляции гласных и особенно согласных звуков, носовой оттенок речи). Характерна такжедисфагия — расстройство глотания (попёрхивание жидкой пищей, затруднение заглатывания любой пищи, особенно жидкой).

Вся эта триада симптомов (дисфония, дизартрия, дисфагия) обусловлена тем, что блуждающий нерв несёт двигательные волокна к поперечно — полосатой мускулатуре глотки, мягкому нёбу и нёбной занавески, надгортаннику, которые отвечают за акт глотания и речь человека. Ослабление глотательного рефлекса ведёт к скоплению в полости рта больного слюны, а иногда и пищи, снижение кашлевого рефлекса при попадании жидкости и кусочков твёрдой пищи в гортань. Вышеперечисленные нарушения создают условия для развития у больного аспирационнойпневмонии.

Обследования

– Исследование полости рта, зубов и десен, пальпация регионарных лимфоузлов;

– Оценка состояния рефлексов (глоточного, рвотного, кашлевого);

– Обследование артикуляционного аппарата пациента (объём, сила, амплитуда движений органов артикуляции, мышечный тонус);

Методика исследование состояния глотательной функции

– осмотр мягкого неба в покое;

– осмотр мягкого неба во время фонации;

– определение небного и глоточного рефлексов;

– осуществление глотательного теста;

Методика осмотра мягкого неба

При осмотре мягкого неба в покое необходимо обращать внимание на отклонение небного язычка от срединной линии в здоровую сторону и провисание небной занавески на стороне пареза мышц мягкого неба.

Методика исследования небного рефлекса

Методика исследования глоточного рефлекса

Шпателем прикасаются к слизистой оболочке задней стенки глотки по очереди симметрично с двух сторон от средней линии. Раздражение слизистой оболочки задней стенки глотки вызывает глотательные, а иногда даже рвотные или кашлевые движения. Снижение выраженности или отсутствие этой ответной реакции с одной стороны по сравнению с противоположной свидетельствует о парезе или параличе мышц — констрикторов глотки.

Реабилитационные мероприятия

– логопедический массаж (активизирующий /расслабляющий);

– стимуляция глоточного рефлекса;

– восстановление глоточного рефлекса:

– последовательный переход от использования различных по консистенции болюсов пищи (от киселя до твердой пищи);

– тренировочный метод (упражнения, наращивающие силу и объем движений мышц; — усиление произвольного контроля над временем и координацией глотательного рефлекса);

– диетический метод (рекомендации по подбору пищи определенной консистенции с целью снижения риска аспирации);

Клиническая оценка состояния пациентки

Клиническая оценка состояния пациентки А. осуществлялась на основании жалоб пациентки А., субъективной оценки ею собственного состояния и методики непосредственного обследования больного.



У пациентки А. была умеренная атрофия и парез жевательных мышц, с вялым парезом мимической мускулатуры справа, но с возможностью смыкания губ. Пациентка с полной афонией, поперхиваниями и затруднениями глотания. Парез мягкого нёба — ввиду этого провисание мягкого неба; увулярный язычок отклонялся влево. Атрофия языка с перетянутостью его массы вправо. Движения языка нарушены, но возможны. Обращают на себя внимание хорошие движения кончика языка (загибает его кверху, кладет на верхнюю и нижнюю губу, цокает), хотя в результате проведенной операции его немного подтянули назад за счет фиксации к глотке, ввиду удаления части гортани, пищевода и желудка. Глоточный рефлекс отсутствует. Гиперсаливация. Дисфагия у пациентки А. обусловлена сужением просвета органа растущей опухолью (механическая дисфагия). Сужение просвета после оперативного вмешательства составляла до 0,7 см. Не было звучной речи.

Нормальный акт глотания предполагает полный контроль за действиями мышц рта, мышц языка, глотки, гортани и пищевода, которые задействованы напрямую в процессе глотания. Мышцы рта, языка, глотки, гортани и пищевода должны действовать полностью согласованно и в определенном темпе. При этом, эффективность и слаженность акта глотания зависит также от мышц шеи и челюсти. Скорость прохождения пищи по пищеводу зависит от консистенции пищи: плотная проходит за 3 — 9 с, жидкая — за 1 — 2 с. [7].

Акт глотания здорового человека


Восстановление функций глотания

Комплекс артикуляционной гимнастики для восстановления глотания.

На логопедических занятиях с пациенткой А. приходилось вырабатывать приемы, облегчающие прохождение пищи. Пациентка А. принимала вынужденное положение, делала “пустые” глотательные движения.



Изменения в голосе больного (появление гнусавости, охриплости, влажных или булькающих звуков), возникновение кашля, шумного дыхания или удушья после глотания могут свидетельствовать об аспирации. Правильной позе придается очень большое значение в предупреждении аспирации пищи во время глотания. Для защиты дыхательных путей во время глотания некоторым больным помогает поза подбородок к груди, а больным с односторонней слабостью мышц языка — небольшой поворот головы в сторону поражения при проглатывании. [7].

  1. Твердое отрывистое произнесение гласных А, Э, И, О, У.
  2. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И-А, И-А … (звук И отделяется от А паузой).
  3. Удерживать воду во рту, при разном положении головы (с наклоном вниз, прямо, запрокинутой голове).
  4. Имитация натуживания с закрытым ртом (слабо, средне, сильно)
  5. Артикуляционные упражнения для языка [ 1]

Примечание: нет необходимости применять весь комплекс упражнении для одного пациента. Выбор зависит от степени выраженности нарушении глотания, от возможностей больного.

Выбор пищи

Самым трудным и опасным в плане аспирации является проглатывание жидкости, так как при ее приеме не формируется пищевой комок и запаздывает глотательный рефлекс. Известно, что более грубая пища, например каша, с меньшей вероятностью, чем жидкая, например суп, попадает в дыхательные пути. В том случае, если риск аспирации есть, то проводится тест оценки глотания с продуктами различной плотности, который проводит логопед-афазиолог:

Тест оценки глотания с продуктами различной плотности и объёма

  1. Нектар (густой кисель, мед, густая сметана (медленно стекает с ложки или ножа)— 5— 10— 20 мл (если глотание на этом этапе нарушено, то необходимо перейти к тесту с пудингом)
  2. Жидкость(вода, сок, чай, кофе)5— 10— 20 мл (если глотание на этом этапе нарушено, то необходимо перейти к тесту с пудингом)
  3. Пудинг (пудинг, густой йогурт)— 5— 10— 20 мл

В остром периоде болезни консистенцию жидкостей подбирают в зависимости от возможностей больного. В остром периоде болезни предпочтительнее использовать для кормления густую жидкость (мусс, йогурт, кисель, кефир), которая гораздо легче проглатывается, чем вода, так как медленнее проходит по ротоглотке и тем самым оставляет больше времени для подготовки к началу глотания. Начинают с густых жидкостей, а затем постепенно, по мере восстановления функции глотания, переходят к более текучим жидкостям. До восстановления у больного функции глотания необходимо избегать жидкостей обычной консистенции (вода, соки, чай, молоко). [7].




Если пациент очень плохо глотает жидкости, можно добавить жидкость в твердую пищу и довести пищу до консистенции жидкого пюре.

Восстановление дыхания

Пациентка жаловалась на затрудненное дыхание. И мы приступили к курсу дыхательных упражнений, который был крайне необходим моей пациентке А.:

Оно активизирует оставшиеся части гортани. Рекомендуется дуть в губную гармошку сидя, спокойно, слегка приопустив голову, на одной ноте в течение 1 минуты 8 — 12 раз в день (интервалы не менее 20 минут). Прислонив гармошку к губам, она медленно вдувает и выдувает воздух. Вдох и выдох был неполный — выдох длился 2 — 3 секунды. Эти упражнение выполняются в течение всего курса лечения, нагрузка постоянно повышается от 15 — 20 с до 1 мин от 6 до 15 раз в день. После двух недель работы как совместно, так и самостоятельного проведения курса дыхательных упражнений выдох удлинился до 6 — 7 секунд.

Одновременно в течение всего курса проводятся упражнения, направленные на отработку ритмизированного дыхания с чередованием вдоха и выдоха через нос и через рот (исходное положение — корпус прямой, больной либо сидит на стуле, либо стоит).

Через 7- 10 дней добавляются упражнения, способствующие активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Это были повороты головы вперед и назад, в сторону. Это поднимание и опускание плеч [4, 5]

Комплекс гимнастических упражнений специальной дыхательной гимнастики для лиц с нарушениями голоса с учетом оперативного вмешательства

Голос — главный инструмент общения, профессиональной реализации. После операции на щитовидной железе (в том числе по удалению злокачественных опухолей) или околощитовидных железах может возникнуть такое неприятное последствие, как потеря или ослабление голоса. Иногда причиной потери голоса является собственно опухолевый процесс, но чаще всего это травма в результате хирургического лечения. Как следствие, человек теряет возможность говорить, а зачастую даже глотать и дышать.

Пациенты, столкнувшиеся с потерей голоса, ищут в интернете ответы на вопрос, как же его вернуть. Поисковик выдаёт множество простых инструкций, но насколько они эффективны? ToBeWell решил разобраться, что среди них миф, а что правда.

В этом нам помогли Румянцев Павел Олегович (онколог-радиолог, директор Института онкоэндокринологии, доктор медицинских наук) и Вязьменов Эдуард Олегович (врач-отоларинголог, кандидат медицинских наук).


Почему после операции пропадает голос?

Вариант первый: это состояние складок во время дыхания, когда складки своим расположением напоминают букву V.

Вариант второй: Это состояние складок в медианном (срединном) положении. Таким образом голосовые складки находятся во время фонации, то есть воспроизведения звука. В этом случае они сомкнуты и вибрируют с определённой частотой.

Если складки повреждены в состоянии дыхания, то дыхание будет хорошее, но голоса не будет. Если складки повреждены в состоянии фонации, то есть сомкнутыми, здесь голос может быть, но это уже не важно, потому что человек не дышит. Даже если есть небольшой просвет, то воздуха человеку всё равно будет не хватать. В таком случае при двустороннем парезе нужно накладывать трахеостому.

Кроме двустороннего пареза складок бывает одностороннее поражение, то есть одна голосовая складка находится в положении V, другая же двигается нормально. Это значит, что здоровая складка работает за две. В этом случае с дыханием проблем не будет, но будет лёгкая дисфония — голос будет звучать слегка охрипшим. Если же голосовая складка встала в средней линии, то здесь могут возникнуть проблемы с дыханием, но голос будет достаточно неплохим.

Миф 1. Если голос потерян после операции, то через год он восстановится сам.

Э.О. Вязьменов: Терапевтический промежуток составляет три месяца. Это тот период, в котором мы с наибольшей долей эффективности можем восстановить голос. Соответственно, если человек прождёт полгода, то шансы на восстановление уменьшаются вдвое. После полугода шансы близки к минимальным. Эффект может быть, но будет настолько незначительным, что пациент может его даже не заметить.

Почему шансы понижаются?

Миф 2. Есть специальная операция по восстановлению голоса.

Голосовая складка — складка слизистой оболочки гортани, выступающая в её полость, содержащая голосовую связку и голосовую мышцу.


Миф 3. При потере голоса после операции нужно незамедлительно и усиленно тренировать складки, чтобы они заработали быстрее.

П.О. Румянцев: Голос формирует мышечный аппарат, который приводится в движение нервом. То есть, по нерву идут направленные сигналы, мышцы включаются и формируют акт глотания, дыхания и образования голоса. При парезе мышечный аппарат не активен, потому что нет сигнала от нерва. Если сигналов нет длительное время — мышцы атрофируются, возникает стойкая деформация и атрофия слизистой. Во время реабилитации необходимо перейти в охранный голосовой режим, чтобы не травмировать не восстановившийся нерв. Когда вы болеете, вас не заставляют заниматься на тренажёрах. Вам говорят: постельный режим! Это необходимо для реализации комплексной восстановительной программы.

Миф 4. Существует специальная физиотерапия, которая восстанавливает голос.

Э.О. Вязьменов: Это электрофорез различными веществами. Что такое электрофорез? Это воздействие двумя электродами. На электрод, прилегающий к коже, наносится лекарство. При взаимном воздействии электродов на зону лекарство проникает в ткани. Однако проникновение бывает разным, да и разные вещества проникают по-разному. То есть, на этих процедурах применяют различные препараты, улучшающие питание, трофику тканей. Также добавляют витамины, тем самым пытаясь простимулировать нерв. Но это совершенно неэффективно, потому что единственное, что нужно спровоцировать, чтобы вернуть голос — это контроль мозга над нервом. А как этого можно добиться витаминами? Электрофорезом мы воздействуем на нерв, но не воздействуем на мозг. То есть, мы не включаем обратную связь. Мы можем уменьшить отёк тканей, но глобально для мозга не будет никакого различия между тем, что было и что стало. Физиотерапия не направлена на то звено, которое на самом деле страдает.

Миф 5. Можно вернуть голос, регулярно делая массаж шеи и лица, начиная с бровей, заканчивая областью средостения.

П.О. Румянцев: Это совершенно абсурдная теория. У человека 12 пар спинномозговых нервов. Те, что выходят на лицо (лицевой нерв, седьмая пара) отвечают за движение мимических мышц. Спинно-мозговые нервы выходят напрямую из мозга и выполняют строго свои функции. Они между собой не связаны никоим образом. Массировать, например, иннервируемые лицевым нервом мышцы, ожидая, что это приведёт к восстановлению нерва гортанного, — бессмысленная потеря времени. Массаж любой части тела никаким образом на восстановлении голосового нерва не отражается.

Миф 6. Голос восстанавливает фонопедическая коррекция. На неё направляют пациентов с потерей голоса после операций в проекции гортани по ОМС.

Э.О. Вязьменов: Фонопедическая коррекция — это попытка заставить посредством упражнений (произнесение звуков, слогов) голосовые складки работать. То есть, включить этот же гортанный нерв. В самостоятельном варианте это бессмысленно. Вот что происходит. Приходит пациент с односторонним парезом гортани, начинает усиленно заниматься и его голос становится получше. Ему кажется, что эффект есть. На самом же деле нерв не восстанавливается никоим образом. Пациента просто учат пользоваться одной работающей складкой так, будто он пользуется двумя. Отсюда и происходит улучшение голоса. Но нерв не восстанавливается. То есть, человек просто учится пользоваться одной парализованной и одной работающей складкой настолько виртуозно, что формирует себе хороший голос.

Миф 7. Голос восстанавливает специально подобранная лекарственная терапия.

Э.О. Вязьменов: Подразумеваются средства, которые улучшают нервно-мышечную передачу общего характера. Они улучшают условия для основного лечения, но не являются сами по себе лечением. Они просто улучшают метаболизм любой нервной ткани.

П.О. Румянцев: Подобные препараты создают благоприятные условия для реализации эффекта, прежде всего аппаратного лечения. Если это не комплексная схема лечения, то эффект от этих лекарственных препаратов несущественный.

Миф 8. Голос восстанавливают народные методы. Среди прочих —настой змееголовника с мёдом и марьиным корнем.

П.О. Румянцев: Если бы это хорошо помогало, то было бы во всех клиниках по всему миру. Это классический эффект плацебо, пустышки. А такие мифы формируются зачастую благодаря вот каким историям. Например, один врач проводит обследование и исключает опухоль, а второй говорит: у вас опухоль, лечитесь змееголовником. Человек пьёт эту траву, приходит к врачу — всё, опухоли нет. Но это не потому, что помог змееголовник, а потому, что опухоли не было изначально. Элементарный результат неверной диагностики. А человек после этого бежит и рассказывает всем, что его от рака спасла трава. Если я увижу пациентов, у которых был доказательно подтверждённый рак, который потом вылечился змееголовником, я поверю в змееголовник. На самом деле, нет ничего, кроме доказательной медицины. Все эти настойки Шевченко, содовые диеты — это обман, и ничего кроме ложной надежды и потери времени они не дают. Подобные советы, а их множество в интернете, совершенно безосновательны и только сбивают людей с толку. Как результат — врачи и пациенты теряют драгоценное время.

Миф 9. Голос восстанавливает физкультурный комплекс для укрепления мышц шеи.

П.О. Румянцев: Мышцы, которыми мы поворачиваем голову, можно тренировать, и это отлично для вертебральных сосудов, которые снабжают кровью головной мозг. Тренировать мышцы гортани нельзя: нет таких тренажёров.

Миф 10. Голос восстанавливает вибромассаж шеи.

П.О. Румянцев: В недавно опубликованной в солидном журнале статье сообщается, что вибромассаж шеи очень полезен для пациентов с односторонним парезом гортани. Там пишут, что в большинстве случаев это позволяет полностью восстановить голос.

Написать можно что угодно, но где доказательства? Главные критерии в современной мировой медицине — доказательность и воспроизводимость!

Результаты подобных исследований нельзя считать доказательными, так как отсутствовал объективный контроль. Если бы эти результаты воспроизводились массово, то все бы давно перешли на вибромассаж шеи.

Верить нужно не утверждениям и авторитетному мнению, а доказательствам и результатам перепроверки в другом учреждении. Доказательность всегда имеет приоритет над авторитетностью.

Э.О. Вязьменов: Это самый древний метод осмотр гортани, называется непрямая ларингоскопия. Человек очень сильно открывает рот, врач удерживает его язык и осматривает гортань.

Впервые свои голосовые складки в зеркале увидел учитель пения Мануэль Гарсия. Это случилось во второй половине XIX века.

Какие ещё бывают мифы?

Э.О. Вязьменов: Некоторые прикладывают магниты: обычные, круглые, большие. Делают распаривание голосовых складок с помощью ингаляций. Применяют гомеопатию, БАДы (препараты с хрящевой тканью), различные добавки с хитином, потому что многие считают, что это может помочь вернуть голос.

П.О. Румянцев: Раньше было принято назначать препараты атропина. Он якобы действует на все нервно-мышечные синапсы, улучшая функцию нервно-мышечной передачи сигнала. На практике — это миф. Он не способствует восстановлению голоса и не вызывает ничего, кроме осложнений со стороны желудочно-кишечного тракта.

Последствия неправильного лечения

П.О. Румянцев: Во-первых, пока пациент прибегает к помощи бездоказательных методов восстановления голоса, он попросту теряет время. В итоге он упускает шанс восстановить голос и навсегда остаётся с нарушениями голоса, а зачастую — дыхания и глотания. Если работает одна складка, то она устаёт быстрее и при высокой голосовой нагрузке может слабеть. Обездвиженная и ослабленная голосовая складка претерпевает атрофические процессы, становится объектом для инфекции. Все воспалительные процессы, будь то ангина или бронхит, протекают гораздо тяжелее, с риском осложнений. Всё это накладывается на общее состояние здоровья.

Нейрофониатрическая реабилитация. Что это?

Э.О. Вязьменов: Это комплекс диагностических и лечебных мероприятий, которые позволяют максимально восстановить голос, если лечение началось вовремя. Желательно не позже, чем через три месяца после операции.

П.О. Румянцев: Время на реабилитацию голоса ограничено, и наша задача для максимально возможного эффекта — успеть до наступления необратимых изменений в мышцах гортани. Это два-три месяца. Применяемый нами метод — комплексный, он подбирается индивидуально и быстро даёт стойкий результат. Программная нейрофониатрическая реабилитация, разработанная нами, — это самый современный, высокотехнологичный и надёжный способ достичь эффекта буквально за считанное количество дней. Метод безопасен и доступен. Результат оценивается объективными методами: эндоскопией через нос, цифровым анализом голоса до и после лечения.

В комплекс нейрофониатрической реабилитации входит:
- консультация врача-отоларинголога и эндоскопический осмотр гортани;
- аппаратное лечение в сочетании с медикаментозной поддержкой и голосовыми упражнениями;
- контроль качества лечения при повторном эндоскопическом осмотре, цифровой анализ голосовой функции.

При нейрофониатрической реабилитации восстановление идёт по всем трём направлениям: дыхание, глотание, голос.

П.О. Румянцев: Этот осмотр мы обязательно проводим тем пациентам, которым планируется терапия радиоактивным йодом после ранее выполненной операции. Во время радиойодтерапии часто происходит отёк тканей в области гортани, и мы не можем допустить, чтобы пациенту стало плохо. Если мы при эндоскопии видим проблему, то сначала пациент проходит индивидуальную нейрофониатрическую реабилитацию, а уже потом радиойодтерапию. Это позволяет обеспечить эффективное и безопасное лечение каждого пациента.

Аппаратное лечение. Медикаментозная поддержка. Звуковые упражнения

Э.О. Вязьменов: Если говорить простым языком, то аппаратная нейрофизиологическая стимуляция, которую мы применяем, — это стимуляция гортанного нерва направленными специальными токами. По сути, мы можем восстановить любой двигательный нерв в течение терапевтического периода. Это происходит благодаря целенаправленной стимуляции нерва током, что совершенно безболезненно и не доставляет никакого дискомфорта пациенту. Амплитуду возрастания тока мы подбираем с помощью обратной связи с самим пациентом: он может сам понизить силу тока, если испытывает неприятные ощущения. Стандартная программа включает в себя 10 сеансов, то есть каждый день по одной процедуре длительностью 30–40 минут. Для иногородних мы предлагаем две процедуры в день — утром и вечером. Тогда они проходят программу за пять дней.

Э.О. Вязьменов: Одновременно с аппаратным лечением назначаются препараты, которые усиливают аппаратное лечение. Мы подходим к этому вопросу индивидуально.

П.О. Румянцев: Подобные препараты — это наши помощники при проведении аппаратного лечения. Эффекты от каждой составляющей лечения (аппаратного, медикаментозного) должны сложиться вместе, только в этом случае лечение приносит максимально возможный результат. На процесс воздействуют медикаментозные средства, улучшающие метаболизм нервной ткани — как центральной нервной системы, так и периферической.

Голосовые упражнения

Контроль качества лечения

Э.О. Вязьменов: Стандартный курс нейрофониатрической реабилитации составляет 10 сеансов. По завершении мы повторяем эндоскопическое обследование и принимаем решение о дальнейшем лечении. Если нерв полноценно восстановлен, то пациент здоровым отправляется домой. Если мы достигли промежуточного результата, то советуем пройти ещё курс.

П.О. Румянцев: Если положительной динамики нет, мы не рекомендуем продолжать лечение. Уже на первых сеансах мы видим, есть эффект от лечения или нет. Если эффекта нет, мы всегда проводим консилиум, чтобы разобраться. Бывает, что причиной отсутствия результата оказывается центральный компонент: нерв может не работать не потому, что есть периферическая патология, а потому что есть центральная — например, произошёл микроинсульт. Это очень редкие ситуации, но и их нельзя исключать. В целом, если лечение началось не позднее, чем через три месяца после операции, то возможно полное восстановление голоса. Максимально возможный результат может обеспечить только комплексная нейрофониатрическая реабилитация, активизируя нервы и мышцы, которые мозг тут же пытается взять под контроль. Таким образом, восстанавливается потерянная после операции биологическая обратная связь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.