Урок нервная система рефлексы

Разделы: Биология

Знать необходимо не затем, чтобы только знать,
но для того, чтоб научиться делать.
М.Горький

Цели урока:

  • развить понятие о рефлексе, рефлекторной дуге и обратной связи;
  • расширить знания о безусловных и условных рефлексах;
  • раскрыть значение рефлексов в жизни человека;
  • показать большой вклад И.М. Сеченова и И.П.Павлова в развитие учения о рефлексах.

Образовательная цель: систематизировать знания учащихся о рефлекторном принципе работы нервной системы.

Воспитательная цель: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуаций успеха;

- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

- продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленных задач, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

Структура урока:

- вводное слово учителя;
- групповая работа-выполнение заданий;
- выступление учащихся;
- рецензия ответов;
- оценка.

Ведущие формы урока: эвристическая беседа, анализ презентации темы

Ход урока

Урок проводится с использованием компьютерной презентации. (Приложение)

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (вхождение в тему урока, проверка результатов проводится на уроке, ответы выводятся на слайд)

Карточка №1

Вспомните знания о строении нервной ткани и ответьте на вопросы. Ответы закодируйте.

1. Какие клетки составляют нервную ткань?

А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Дендриты
Д. Чувствительные нейроны
Е. Двигательные нейроны
Ж. Вставочные нейроны

2. Каких клеток больше в нервной ткани?

А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Дендриты
Д. Чувствительные нейроны
Е. Двигательные нейроны
Ж. Вставочные нейроны

3. Из каких частей состоит нейрон?

А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром, органоидами
Б. Один аксон
В. Несколько дендритов
Г. Несколько аксонов
Д. Один дендрит

4. Какие отростки нейрона передают импульс (возбуждение) от органов к телу нейрона?

(См. ответы на 3-й вопрос)

5. Какие отростки нейрона передают импульс от тела нейрона к органам?

6. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?

А. Передают импульс от мозга к органам
Б. Передают импульс от органов в мозг
В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому
Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

7. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?

(См. ответы на 6-й вопрос)

8. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?

А. Питательную
Б. Проводят импульсы внутри мозга от одного нейрона к другому
В. Опорную функцию
Г. Проводят импульс от мозга к органам

Карточка №2

Выполните тестовое задание. Ответы зашифруйте.

1. Нервная система выполняет следующие функции:

А. Транспортирует питательные вещества
Б. Осуществляет гуморальную регуляцию
В. Связывает организм с внешней средой
Г. Обеспечивает согласованную деятельность органов

2. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют

А. Аксонами
Б. Дендритами
В. Нейронами
Г. Медиаторами

3. По функции вся нервная система подразделяется на:

А. Соматическую и вегетативную (автономную)
Б. Симпатическую и парасимпатическую
В. Центральную и периферическую
Г. Периферическую и соматическую

4. Вегетативная нервная система регулирует:

А. Движение скелетной мускулатуры
Б. Работу внутренних органов
В. Тонус сосудов
Г. Сокращение стенок кишечника

5. Серое вещество представляет собой:

А. Скопление тел нейронов
Б. Нервные волокна
В. Скопление длинных отростков нейронов
Д. Сосудистую оболочку мозга

6. Нерв – это:

А. Пучки нервных волокон за пределами ЦНС
Б. Аксон одного нейрона
В. Скопление тел Неронов
Г. Проводящие пути спинного мозга

7. Свойство нервной ткани:

А. Возбудимость и сократимость
Б. Возбудимость и проводимость
В. Сократимость
Г. Только возбудимость

8. В периферическую нервную систему не включают:

А. Нервы
Б. Ганглии
В. Спинной мозг
В. Нервные окончания

III. Изучение новой темы

Часть 1. Постановка проблемы.

Учитель. Основной функцией нервной системы являются анализ раздражений, поступающих из внешней и внутренней среды организма, и организация соответствующих реакций, приспосабливающих организм к меняющимся условиям жизни. Подумайте о таком факте. На лицо спящего человека сел комар. Человек отогнал комара рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?

Учащиеся высказывают свои предположения и обсуждают их, приходят к тому, что рефлекс - это ответная реакция организма на действие раздражителей (внешних или внутренних), осуществляемая при участии центральной нервной системы.

Учитель: Определите факты, которые к рефлексам не могут быть отнесены и почему?

А. При механическом раздражении амеба сокращается
Б. Дождевой червь отползает в сторону, если встретит препятствие
В. В холоде кожа человека бледнеет, а в жару краснеет
Г. Проросток растения отклоняется в сторону света
Д. Прикосновение иглой к телу гидры вызывает у нее мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток
Е. Инфузории-туфельки направляются к скоплениям бактерий в ответ на действие выделяемых ими веществ

Учитель проводит поисковую беседу. Рефлексами являются реакции под буквами Б, В, Д.

Часть 2. Объяснение нового материала

Организм появляется на свет с целым рядом готовых, врожденных рефлекторных реакций (это известно из курса зоологии). Протекание этих реакций связано с наследственно закрепленными нервными путями. Это безусловные рефлексы. (Учащиеся приводят примеры безусловных рефлексов- акты глотания, чихания, сосания, жевания, слюноотделения, отделение желудочного сока, поддержания температуры тела и др.)

Опыт

1. Мигательный рефлекс при раздражении внутреннего угла глаза, кожи век, ресниц, наружного угла глаза
2. Рефлекторное сгибание стопы и пальцев при раздражении кожи подошвенной части ноги человека
3. Ориентировочный рефлекс (поворот головы на внезапный раздражитель)
4. Пассивно-оборонительный рефлекс (вздрагивание)
5. Зрачковый рефлекс

Как видим, во всех органах тела располагаются нервные окончания, чувствительные к раздражителям это рецепторы. В них при действии соответствующих раздражителей определенной силы и времени действия возникает процесс возбуждения. Возникающее возбуждение передается в ЦНС по чувствительным (центростремительным) нервным волокнам. В ЦНС происходит обработка поступивших сигналов и передача импульсов на центробежные (двигательные) нервные волокна. Орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса, называют исполнительным, или рабочим.

Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу, называют рефлекторной дугой (учащиеся записывают в тетрадь) (Приложение, слайд 4)


Найдите разницу между простой и сложной рефлекторными дугами. (Приложение, слайд 5)


Для осуществления рефлекторного акта необходима целостность рефлекторной дуги. Рефлекторный акт не заканчивается ответной реакцией организма на раздражение. В работающем органе раздражаются рецепторы и возникающее в них возбуждение по центростремительным волокнам возвращается в ЦНС. Каждый орган благодаря обратной импульсации (обратной связи) «сообщает нервным центрам о своем состоянии. Благодаря обратным связям мы можем не только судить о результатах действия, но и вносить поправки в нашу деятельность, исправлять допущенные ошибки.

Основоположниками рефлекторной теории, материалистически объясняющей принципы отражения человеком окружающего мира, являются И.М.Сеченов и И.П.Павлов.

Могут ли безусловные рефлексы сами по себе обеспечить приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни? (Нет. Количество их сравнительно невелико. В течение жизни организма вырабатываются великое множество условных рефлексов, которые дают возможность животным и человеку наилучшим образом приспосабливаться к меняющимся условиям.)

Часть 3. Закрепление изученного материала

1. Сравните безусловные и условные рефлексы (Приложение, слайд 8)
2. Найдите соответствие (Приложение, слайд 9)
3. Как ты усвоил материал по рефлекторной дуге? (Приложение, слайд 10)

Данная разработка пердполагает проведение урока в блочно-модульной системе, т.е. урок рассчитан не на 45 минут, а на 1 час 30 минут. Соответственно я, разрабатывая данный урок, попыталась соединить интересную подачу материала и физическую активность обучающихся (физкультминутку).

Скачать:

ВложениеРазмер
методическая разработка урока 449.53 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Алексеева О.Н.

Учащиеся на данном уроке должны развить следующие метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные: владеть приемами работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; Участвовать в групповой работе.

Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть диалогической и монологической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников.

Также данный урок призван развивать такие личностные умения, как проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; стремление к здоровому образу жизни.

Педагогические технологии : личностно-ориентированные.

Цель урока: изучить рефлекторный принцип работы нервной системы.

  1. Повторить все, что известно учащимся о нервной системе (согласно материалу предыдущих уроков).
  2. Сформировать представление о рефлекторном принципе работы нервной системы.
  3. Научиться составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.
  4. Развивать умения работать с текстом учебника, анализировать, сравнивать.
  5. Развивать коммуникативные навыки и творческий потенциал учащихся.

Оформление доски: число, тема урока.

Слева на доске: план урока:

Справа на доске: место для схемы рефлекторной дуги.

  1. Приветствие учителя, объявление темы и плана урока (тему урока учащиеся записывают в тетрадь).
  2. Повторение изученного на предыдущих уроках (в форме фронтального опроса).

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

  • Какую роль нервная система играет в организме? (примерный ответ: нервная система осуществляет координацию и регуляцию деятельности организма).
  • Как устроена нервная клетка? (примерный ответ: нервная клетка имеет тело и отростки. Длинные отростки-аксоны образуют белое вещество мозга, короткие отростки-дендриты образуют серое вещество мозга).
  • Что такое синапс? (примерный ответ: место контакта между двумя нейронами. С его помощью передается информация от одного нейрона к другому).
  • Из каких отделов состоит нервная система? (примерный ответ: из центрального и периферического. Периферический делится на симпатический и парасимпатический.
  1. Объяснение нового материала (рассказ учителя)

Путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа называют рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга может быть простой или сложной.

Давайте проследим путь нервного импульса при самом простом рефлексе—человек дотрагивается до горячего чайника и отдергивает руку (во время объяснения учитель рисует схему на доске, учащиеся рисуют в тетрадях):

На самом деле, и если бы все это происходило столько времени, сколько я потратила на объяснения, мы все ходили бы обожженные, расцарапанные и т.д. Происходит этот процесс за доли секунды. Давайте и мы с вами попробуем воспроизвести путь нервного импульса или рефлекторную дугу.

  • Горячий чайник
  • Рецептор
  • Чувствительные нейроны
  • Двигательные нейроны
  • Вставочные нейроны
  • Рабочий орган (мышца) (рецептор и рабочий орган может изображать один и тот же ученик).

Упражнение повторяется 3-4 раза. Цель упражнения—учащиеся совмещают закрепление материала с двигательной активностью.

5.Самостоятельная работа учащихся (закрепление материала).

Прочитать страницы 57-58 учебника, в тетради на печатной основе выполнить задания № 49,50 на страницах 34-35.

6.Подведение итогов урока: учащимся задаются вопросы—что нового они узнали на уроке и как эти знания могут пригодиться в жизни? Учитель объявляет оценки за работу на уроке.

Учитель прощается с учениками и благодарит их за работу.

Фронтальный опрос также можно провести в виде игры: учитель читает утверждения по теме. Если утверждение верно, ученики поднимают руки. Если нет, не поднимают.

  • Нервная система связывает организм с внешней средой (верно)
  • Нервная система осуществляет гуморальную регуляцию (неверно)
  • Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют аксоны (неверно)
  • Нейроны—нервные клетки (верно)
  • Длинные отростки называются аксоны, а короткие дендриты (верно)
  • Рецепторы переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные (неверно)
  • Рецепторы воспринимают раздражение (верно)
  • Синапс это область контакта нервных клеток друг с другом (верно)

Урок биологии в 7 классе.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Христофорова Елена Сергеевна, учитель биологии

МОБУ СОШ с. Демский, Бижбулякского района

Цель: дать представление о развитии нервной системы у различных

представителей животного царства.

Обучающие: познакомить учащихся с усложнением строения нервной

системы от одноклеточных организмов до представителей класса

млекопитающих; закрепить знания о строении нервных клеток;

Развивающие: развивать мышление, творческую и познавательную

активность, умение делать выводы;

Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию познаваемости

мира и его закономерностей.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: - частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности:

Оборудование: - мультимедийный проектор

- презентация Microsoft Power Point

- карточки с заданиями

- муляжи головного мозга позвоночных

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач.

III. Проверка домашнего задания по теме предыдущего урока.

IV . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

V . Этап усвоения новых знаний.

VI . Этап проверки понимания нового материала.

VII . Выполнение лабораторной работы.

VIII . Этап закрепления нового материала.

IX. Домашнее задание.

Организационный момент: проверка присутствующих, готовности рабочих мест, оборудования.

Постановка целей и задач.

Учитель: Огромное разнообразие живых организмов на нашей планете подразумевает и различные взаимодействия между ними и окружающей средой. Эти сложные отношения определяются уровнем развития нервной системы организмов. Сегодня мы познакомимся со строением и усложнением этой системы, рассмотрев её от простейших одноклеточных организмов, до сложно устроенных многоклеточных.

Проверка домашнего задания по теме предыдущего урока.

Работа по рядам:

Первый ряд: Работа на местах с тестовыми заданиями.

Второй ряд: Индивидуальный опрос:

Что вы понимаете под обменом веществ в организме животного?

Особенности обмена веществ на примере одноклеточных организмов.

Чем представлены органы выделения многоклеточных беспозвоночных животных?

Каковы особенности в строении выделительной системе птиц? С чем это связано?

Как выделяются продукты жизнедеятельности у млекопитающих?

- Почему у крупных организмов возникла целая система выделительных органов, тогда как у одноклеточных её нет?

- У каких организмов кишечник длиннее: у растительноядных или плотоядных? Почему?

4. Взаимопроверка выполнения тестовых заданий.

IV . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Учитель: Каждый из вас замечал, что изменения вокруг нас ведут к изменению нашего поведения. Это можно заметить и на примере братьев наших меньших – животных . Попробуйте привести примеры. (ответы детей) А вы не задумывались, что этому способствует? Правильно! Нервная система позволяет адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Кроме того, вы должны познакомиться с такими понятиями как: рефлекс, инстинкт и координация, все это – проявление изучаемой системы.

Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Воспринимать окружающую среду организму позволяют органы чувств и свойства раздражимости и чувствительности.

Раздражимость – общее свойство живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды.

Чувствительность – свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов.

Овладение этими свойствами позволяет наличие нервных клеток. Рассмотрим их строение. Тело клетки имеет звездчатую форму из-за наличия коротких отростков, с помощью которых они соединяются друг с другом и образуют нервную сеть. Этот тип строения нервной системы характерен кишечнополостным: гидре, медузам, губкам. Раздражение даже небольшого участка тела ведет к реагированию всех нервных клеток и изменению положения тела за счет передачи возбуждения кожно-мускульным клеткам.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение.

(слайд) сокращение гидры.

Учитель: Давайте вспомним, какой рефлекс мы наблюдали в ходе проведения лабораторных работ с инфузорией туфелькой? Правильно – инфузория не подплывает к кристаллам поваренной соли, расположенными на дне сосуда.

Рефлексы бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся: сосание молока детенышами, подача голоса. К приобретенным рефлексам можно отнести попрошайничество животных, выполнение несложных команд. В основе данных рефлексов лежит подкрепление выполненных действий едой и т.п.

Дальнейшее развитие нервной системы беспозвоночных животных шло в направлении концентрации нервных клеток в определенных местах тела. Сформировалась нервная ткань. Рассмотрим эволюционные этапы развития нервной системы:

Диффузная нервная система (у кишечнополостных )

Узловая нервная система ( у червей, моллюсков, насекомых, ракообразных)

Нервная трубка ( у позвоночных)

Развитие нервной системы

Плоские черви

Парные головные нервные узлы, нервные стволы вдоль тела с ответвлениями

Круглые черви

Глоточное нервное кольцо, парные нервные стволы

Кольчатые черви

Глоточное нервное кольцо, в каждом сегменте тела – пара самостоятельных нервных узлов с отходящими от них нервами

Несколько нервных узлов в разных частях тела, соединенные между собой нервными тяжами

Членистоногие

Глоточное нервное кольцо, в каждом сегменте тела – пара самостоятельных нервных узлов с отходящими от них нервами

Учитель : Вспомните, у какого животного впервые появилась нервная трубка?

Все верно – у ланцетника. Полая трубка с расширенным передним концом, представляющим зачаток головного мозга. Тем не менее, уже следующий класс позвоночных – рыбы, имеют разделение на головной и спинной мозг, а также отходящих от них нервов. Головной мозг имеет 5 отделов:

- передний: определяет более сложное поведение животных

- продолговатый: регулирует деятельность жизненно важных систем

- мозжечок: регулирует координацию движения

У разных классов животных отделы головного мозга развиты не одинаково. Но усложнение просматривается от класса к классу и достигает наивысшего развития у млекопитающих.

Этап проверки понимания нового материала.

Учитель: Предлагаю вам выполнить следующее задание. Класс делится на 6 групп, каждая из которых получает муляж мозга одного из позвоночных животных: рыбы, земноводного, пресмыкающегося, птицы, кролика, собаки. Вам предстоит изучить строение мозга и с помощью текста учебника определить, какие отделы имеются, и связи с чем некоторые более развиты.

Выполнение лабораторной работы.

Оборудование: аквариумные рыбки, черепахи, декоративные птицы.

Ход работы: прикоснитесь или попытайтесь прикоснуться к животному, объясните ответную реакцию.

Сформулируйте вывод на основании изучения реакций животных на раздражения: наблюдали ли вы пассивные или активные реакции, попытки защиты, агрессии? Каково значение этих реакций в жизни животных?

Этап закрепления нового материала.

Учитель: я предлагаю ответить вам на несколько тестовых заданий:

1.Впервые нервные клетки появляются у:

А) губок Б) кишечнополостных В) плоских червей Г) круглых червей

2. Раздражимостью называют:

А) действие раздражителем

Б) захват добычи хищником

В) ответ на воздействие среды с участием нервной системы

Г) реакцию на раздражение

3. Наибольшего развития нервная система достигает у:

4. В процессе эволюции у хордовых усложняется:

Б) промежуточный мозг

Г) передний мозг

5. К приобретенным рефлексам относятся:

А) сосание молока

Б) подача голоса

В) попрошайничество у животных

Г) мурлыканье кошки

IX. Домашнее задание.

§ 43 изучить, оформить лабораторную работу, решить демонстрационный кроссворд (по желанию).

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА


Цель: изучить строение и функции нервной системы, рефлексе и рефлекторной дуги.

Задачи:

расширить знания о строении и функциях нервной системы, нервной ткани, нейронах;

о рефлексе, рефлекторной дуге и обратной связи, раскрыть значение рефлексов в жизни человека; показать большой вклад сущность И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о рефлексах.

развивать умения работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.

сформированные чувства бережного отношения к своему организму.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Изучение нового материала:

1. Нервная система – это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

3. Нейрон – это основная структурная и функциональная единица н. с.

4. Нейрон - это нервная клетка с отростками.

5. Нервный узел или ганглии – скопление тел нервных клеток за пределами цнс.

6. Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещество нервной ткани.

7. Нервы – скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой.

8. Медиаторы - физиологически активные вещества, выделяющиеся в результате возбуждения.

9. Строение нейрона: тело и отростки (длинный - аксон и короткие - дендриты). Длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета – миелиновой оболочкой. Их скопления в ц. н. с. образуют белое вещество.

10. Нейроны по функциональным свойствам делятся на чувствительные (центростремительные), несущие возбуждение от рецепторов ц. н. с, двигательные (центробежные), передающие возбуждение из ц. н. с к рабочему органу и вставочные, контактные или промежуточные, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы ц. н. с.

10. Нервы: чувствительные, двигательные и смешанные.

11. Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (соматическую и вегетативную: симпатическую и парасимпатическую).

12. Деятельность нервной системы основывается на процессах: возбуждение и торможение.

Рефлекс и рефлекторная дуга. (ИСЭТов 11).

1. Раздражитель – стимул, любое воздействие, способное вызвать биологическую реакцию живого организма.

2. Раздражение - реакция организма на действие раздражителя.

3. Раздражимость – способность живых клеток, тканей, организма реагировать на внешние и внутренние воздействия – раздражители; лежит в основе их приспособления к изменяющимся условиям среды.

Раздражимость проявляется у живых организмов по – разному:

- у растений проявляется в виде реакций на свет – фототропизмов;

- у животных, не имеющих нервной системы, в форме двигательных реакций– таксисов;

- у многоклеточных животных нервная и мышечные ткани обеспечивают быстрые и

точные реакции на раздражения (возбудимость - способность клеток отвечать на

раздражение, возбуждение - реакция их на раздражение).

4. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, поступающий из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Рефлексы – основная форма нервной деятельности организма человека и других многоклеточных животных.

5. Рефлексы делятся на безусловные и условные. Таблица 9.

6. Вся деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем. С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям среды. Например, при повышении кровяного давления в аорте рефлекторно меняется работа сердца. Благодаря рефлекторной деятельности организм быстро реагирует на различные воздействия среды.

7. Рефлекторная дуга или рефлекторное кольцо – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу. Рис. 18

8. В рефлекторной дуге различают 5 звеньев:

а). Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс. Обычно рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в той или иной части тела. Совокупность рецепторных образований, которые при раздражении приводят к появлению определенного специфического рефлекса, называют рефлексогенной зоной.

б). Чувствительный (центростремительный) нейрон – передает возбуждение к центру.

в). Нервный центр – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные (в трехнейронной дуге имеется вставочный нейрон).

г). Двигательный (центробежный) нейрон – несет возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу.

д). Рабочий орган – реагирует на получение раздражение. Таблица 10. Рис. 19.

9. Принцип обратной связи: информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр для того, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости, скоординировать её.

10. Вывод: чтобы деятельность организма была координированной, недостаточно только прямых связей от мозга к рабочему органу, важны и обратные связи (рабочий орган – мозг, по которому идут импульсы, сигнализирующие о правильности или ошибочности выполняемого действия. Поэтому правильно говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце или рефлекторной цепи.

11. И. М. Сеченов и И. П. Павлов – основоположники рефлекторной теории.

III. Закрепление:

2. Дайте определения понятий:

3. Объясните, как достигается согласованная работа органов в организме?

4. Объясните следующую фразу: Нервная система обеспечивает выживание организма как целого во внешней среде.

5. Объясните, как реагирует организм человека на изменение внешних условий - на колебания температуры окружающей среды, на резкий звуковой сигнал, при виде красивой картины, на приятный запах пищи.

6. Объясните, почему нейрон считают структурной и функциональной единицей нервной системы.

7). Биологические задачи:

А). Лист тянется к свету, червь ползёт в темноту, лягушка ищет влажные места, собака отвечает на зов, человек отдёргивает руку от горячего предмета. Почему?

Б). Человек шел босиком, наступил на острый предмет и его нога моментально отдёрнулась; внезапно зазвонил телефон и вы протягиваете руку к телефонной трубке; при зажигании света в тёмной комнате человек зажмуривается; у собаки, принимающей пищу, вид кошки вызывает прекращение выделение слюны; новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки.

Какие из предложенных примеров относятся к безусловным рефлексам, а какие - к условным? Ответ поясните.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.