Анатомия и физиология нервной системы ребенка по возрастам

ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей

1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.

Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.

Понимание речи имеет большое значение для организации эффективной воспитательной работы с ребенком.

Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.

3. Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

Головной мозг. Его размеры и мас­са при рождении относительно велики. В полушариях боль­шого мозга новорожденного уже хорошо выражены борозды и крупные изви­лины. Серое и белое вещество плохо дифференцированы. Нервные клетки коры не имеют отростков (дендритов и аксона), и их структурное развитие заканчивается лишь к 7-8 годам. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей за­канчивается в разные сроки: внутричерепных нервов — к 3 — 4 мес, черепных (за исключением блуждающего) — к 1 году 3 мес, пирамидных путей — к 2 — 3 годам, блуждающего нерва — к 3 — 4 годам. Множество им­пульсов, поступающих в кору вызывают пассивное, длительное торможение, поэтому дети первых месяцев жизни спят большую часть суток.

По мере созре­вания коры движения становятся все более точными, целенаправленными.

Спинной мозг. Длина его увеличивается преимущественно в грудном отделе и медленнее, чем размеры спинно-мозгового канала, поэтому нижний его сегмент расположен у новорожденного на уровне III поясничного позвонка, а к 4 —5 годам — между I и II поясничными позвонками, как и у взрослого, что практически важно учитывать при прове­дении спинальной пункции. На уровне ро­гов спинного мозга, миелинизация которых происходит еще внутриутробно, в основном замыкаются дуги врожденных безусловных рефлексов.

Периферическая нервная система: редкие, недостаточно миелинизированные нервные волокна, миелинизация которых заканчивается на 2 —4-м году жизни.

Вегетативная нервная система. Периферические ветви блуждающего нерва закан­чивают свое развитие и миелинизацию к 3 — 4 годам. К этому времени устана­вливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообра­щения. Следствием этого является то, что у детей раннего возраста физиологичной является симпатикотония, на 3 —4-м году сменяющаяся ваготонией.

Новорожденный большую часть суток спит, взор не фиксирует. При разворачивании потягивается, принимает физиологическую, эмбриональную позу, приводя согнутые ручки и ножки к животу. Движения некоординированные, атетозоподобные, голова свисает. Тонус мышц-сгибателей повышен. Стабильно вызываются врожденные бе­зусловные рефлексы — оральные (поисковый, ладонно-ротовой, хоботковый, сосательный); спинальные — защитный (поворот головы набок в положении на животе), опоры (стоит на всей стопе при поддержке подмышки), автомати­ческой ходьбы (переступает), ползания (отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается), хватательный (сжимает палец, при­коснувшийся к ладони, висит на руках).

Ребенок 3 мес более активен. Общее время сна 18 — 20 ч в сутки. Фиксирует взор, улыбается, узнает мать, гулит. Движе­ния становятся более целенаправленными: хорошо держит голо­ву в вертикальном положении и лежа на животе. Исчезают гипертонус сгибателей, симптомы натяжения, атетозоподобные движения, постепенно угасает часть безусловных врожденных рефлексов (защитный, хватательный, опоры и авто­матической ходьбы, ползания, оральные, кроме сосательного). Появляется надсегментарный ранний позотонический безусловный верхний рефлекс Лан­дау (в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки; опираясь руками, удерживается в этой позе). Легко формируются ус­ловные рефлексы со зрительного и слухового анализаторов на основе пище­вой доминанты, отчетлив рефлекс на время кормления.

Ребенок 6 мес подвижен, активен, эмоционален. Спит 16 — 18 ч. Сидит. Движения рук целенапра­вленны. Хорошо различает знакомые лица, подражая взрослым, произносит отдельные слоги. Из врожденных рефлексов сохранен сосательный, к верхнему рефлексу Ландау присоединяется нижний (в положении на животе поднимает и разгибает ноги). Продолжается формирование сложных условных (поведенческих) рефлексов.

У ребенка 9 мес в поведении начинают проявляться признаки слож­ной анализаторно-синтетической работы коры. Стремится к общению, понимает речь, выполняет простые задания, говорит от­дельные слова, проявляет свои желания. Спит 14—16 ч в сутки. Хорошо сидит и садится сам, встает, держась за опору, и стоит при поддержке. Быстро ползает.

Ребенок 1 — 1,5 лет очень подвижен, любопытен, общителен. К 1,5 - 2 годам говорит короткими фразами. Различает запахи, звуки, самостоятельно ест ложкой. Выполняет несложные задания. Приучается к опрятности. Спит 14 — 16 ч в сутки. Ходит самостоятельно.

Ребенок 2 — 3 лет контактен, дружелюбен. К этому времени заканчи­вается первичная дифференцировка нервных клеток и миелинизация спи-нальных и периферических нервов. Ребенок не может всё анализировать самостоятельно и спрашивает обо всём взрослых (период вопросов). Продолжают дифференцироваться движения.

У ребенка 3 — 8 лет дифференцировка большей части коры большого моз­га заканчивается. Легко формируются сложные условные рефлексы. Хорошо развита мо­торика. Формируется личность ребёнка. Речь становится связной, ребенок может передать свои мысли и впечатления, легко овладевает навыками чтения и письма.

В школьном и подростковом возрасте совершенствуется анализаторская и синтезирующая деятельность коры большого мозга. Дискоординация гормональных процессов в пубертатном периоде приводит к неустойчиво­сти настроения, излишней эффективности, снижению мышечного тонуса и некоторой дискоординированности движений, функциональным изменениям внутренних органов, сосудистым проявлениям.

Развитие ребенка - это в первую очередь результат развития его нервной системы. Чтобы понять процессы роста и развития ребенка, правильно организовать учебно-воспитанный процесс, в школе, необходимо знать строение и функции нервной системы, особенности ее развития.

Значение нервной системы:

  • -- регулирует и координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого;
  • -- осуществляет связь между организмом и окружающей средой, обеспечивая наиболее эффективное приспособление его к изменениям окружающей среды;
  • -- является материальной основой психической деятельности человека.

Нервная система выполняет функции восприятия раздражений окружающей и внутренней среды, их анализа и организации, соответствующих ответных реакций, на эти раздражители. Соответствующая реакция осуществляется в форме рефлекторных изменений деятельности отдельных структур организма (физиологичных функций) и изменений поведения всего организма. Поведение является высшей формой приспособления организма к окружающей среде.

Структурно нервную систему разделяют на следующие отделы, -- центральный и периферический.

Центральную нервную систему (ЦНС) образуют головной мозг и спинной. Она состоит из белого и серого вещества. Серое вещество образовано скоплением тел нейронов, а белое -- их отростками.

Периферическая нервная система образована:

  • -- нервами, которые отходят от головного и спинного мозга (12 пар -- черепно-мозговые нервы и 31 пара -- спинномозговые);
  • -- нервными узлами -- скоплениями нервных клеток вне спинного и головного мозга.

Функционально, нервную систему разделяют на:

  • 1. соматическую (анимальную) -- обеспечивает чувствительность тела, иннервирует скелетные мышцы, анализаторы;
  • 2. вегетативную (автономную) -- регулирует деятельность внутренних органов и вегетативных функций организма (обмен веществ, дыхание, выделение, и другие), иннервирует внутренние органы, железы, кровеносные сосуды. Ее разделяют на две части, которые действуют противоположно: симпатическую и парасимпатическую.

Как в центральном, так и в периферическом отделах НС, содержатся элементы соматической и вегетативной ее частей, благодаря чему достигается единство всей НС.

Развитие нервной системы ребенка -- это постоянный процесс, который начинается еще в зародышевом периоде и длится в течение всего детства и юношества.

Нервная система начинает формироваться на третьей неделе эмбрионального развития из дорсальной части внешнего зародышевого листка (эктодермы). Проходит стадии: нервной пластинки; желобка с поднятыми краями; замкнутой нервной трубки, по краям которой формируется глиальные пластинки; из нижнего отдела нервной трубки образуется спинной мозг, а из передней -- головной.

Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглий.

Нейрон -- нервная клетка с отростками, структурная и функциональная единица нервной системы.

В нейроне выделяют тело и отростки. Есть два вида отростков нейронов:

  • 1. Аксон-- это длинный отросток нейрона, проводит нервный импульс от тела нервной клетки к другим нейронам или рабочим органам. В клетке бывает он всегда один, заканчивается разветвлениями (нервными окончаниями) -- терминалиями на другом нейроне или структуре рабочего органа. От аксона отходят отдельные отростки -- коллатерали;
  • 2. Дендриты-- короткие отростки нейрона, которые сильно ветвятся, проводят нервный импульс к телу клеток. Имеют боковые выросты (шипики), которые увеличивают их поверхность и являются местами контактов с другими нейронами. У нейрона бывает один или несколько дендритов.

По количеству отростков нейроны разделяют на:

  • - униполярные -- с одним отростком -- аксоном (нейробласти, которые встречаются лишь в эмбрионном периоде)
  • - биполярные -- с двумя отростками -- дендритом и аксоном (в сетчатке глаза и спиральном ганглии внутреннего уха);
  • - псевдо-униполярные -- от тела отходит один отросток, который Т - подобен, ветвится на дендрит и аксон (нейроны спинномозговых узлов);
  • - мульти-полярные -- имеют много дендритов и один аксон (наиболее распространена группа нейронов. Например, нейроны двигательных ядер спинного мозга).

По функциональным значениям нейроны разделяют:

рецепторные (афферентные, чувствительные) воспринимают раздражения и трансформируют их в нервные импульсы, передают нервные импульсы к ЦНС;

ассоциативные (вставные, промежуточные) передают импульсы от одного нейрона к другому;

эффекторные (эфферентные, двигательные) передают нервные импульсы от ЦНС к рабочим органам (мышцам, железам).

Афферентные нейроны принадлежат к псевдо-униполярным, их тела лежат в спинномозговых узлах. Отросток, который отходит от тела, Т-подобен делится на 2 ветви, одна из которых идет к ЦНС и выполняет функцию аксона, а другая подходит к рецепторам и выполняет функцию дендрита.

Большинство эфферентных и вставных нейронов принадлежат к мульти-полярным. Мульти-полярные вставные нейроны расположены в задних рогах спинного мозга, и в других отделах ЦНС. Эфферентные нейроны расположены в основном в передних рогах спинного мозга.

Нейроглия обеспечивает функционирование нейронов. Осуществляет опорную, трофическую, секреторную и защитную функции. Она представлена клетками разной формы, которые сопровождают нейроны. С возрастом количество нейронов уменьшается, а нейроглиальных клеток -- увеличивается.

В нейроглии выделяют клетки макроглии (глиоциты) и микроглии (глиальные макрофаги).

К макроглиям принадлежат:

  • 1) эпендимоциты, которые образуют плотный слой клеток и выстилающих спинномозговой канал и желудочки головного мозга. Выполняют секреторную функцию -- принимают участие в образовании спинномозговой жидкости;
  • 2) астроциты -- небольшие клетки звездчатой формы с многочисленными отростками. Формируют опорный аппарат центральной нервной системы;
  • 3) олигодендроциты -- небольшие клетки с короткими очень тонкими отростками. Окружают тела нейронов и их отростки, принимают участие в образовании нервных волокон, формируя их оболочки. Функции разнообразны -- трофическая, изоляционная. Клетки микроглии -- это мелкие клетки, которые выполняют функции глиальных макрофагов, благодаря своей способности к передвижению

Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека

Возрастное развитие центральной и перифирической нервной системы

Спинной мозг. В течение первых трех месяцев внутриутробной жизни спинной мозг занимает позвоночный канал на всю его длину. В дальнейшем позвоночник растет быстрее, чем спинной мозг. Поэтому нижний конец спинного мозга поднимается в позвоночном канале. У новорожденного ребенка нижний конец спинного мозга находится на уровне III поясничного позвонка, у взрослого человека - на уровне II поясничного позвонка.

Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. К 2 годам длина спинного мозга достигает 20 см, а к 10 годам, по сравнению с периодом новорожденности, удваивается. Быстрее всего растут грудные сегменты спинного мозга. Масса спинного мозга у новорожденного составляет около 5,5 г, у детей 1-го года - около 10 г. К 3 годам масса спинного мозга превышает 13 г, к 7 годам равна примерно 19 г. У новорожденного центральный канал шире, чем у взрослого. Уменьшение его просвета происходит главным образом в течение 1-2 годов, а также в более поздние возрастные периоды, когда наблюдается увеличение массы серого и белого вещества. Объем белого вещества спинного мозга возрастает быстро, особенно за счет собственных пучков сегментарного аппарата, формирование которого происходит в более ранние сроки по сравнению со сроками формирования проводящих путей.

Продолговатый мозг. К моменту рождения он вполне развит как в анатомическом, так и функциональном отношении. Его масса достигает 8 г у новорожденного. Продолговатый мозг занимает более горизонтальное, чем у взрослых, положение и отличается степенью миелинизации ядер и путей, размерами клеток и их расположением. По мере развития плода размеры нервных клеток продолговатого мозга увеличиваются, а размеры ядра с ростом клетки относительно уменьшаются. Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество. Ядра продолговатого мозга формируются рано. С их развитием связано становление в онтогенезе регуляторных механизмов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. систем.

Мозжечок. В эмбриональном периоде развития сначала формируется древняя часть мозжечка - червь, а затем - его полушария. На 4-5-м месяце внутриутробного развития разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза и в среднем составляет 95 г. После этого наступает период медленного роста мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются к его размерам у взрослого. У 15-летнего ребенка масса мозжечка - 150 г. Кроме того, быстрое развитие мозжечка происходит и в период полового созревания.

Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково. У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее, чем белого. Так, от периода новорожденности до 7 лет количество серого вещества увеличивается приблизительно в 2 раза, а белого - почти в 5 раз. Из ядер мозжечка раньше других формируется зубчатое ядро. Начиная от периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей, ядерные образования выражены лучше, чем нервные волокна.

Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного значительно отличается от взрослого. Ее клетки во всех слоях отличаются по форме, размерам и количеству отростков. У новорожденного еще не полностью сформированы клетки Пуркинье, в них не развито тигроидное вещество, ядро почти полностью занимает клетку, ядрышко имеет неправильную форму, дендриты клеток слаборазвиты. Формирование этих клеток идет бурно после рождения и заканчивается к 3-5 неделям жизни. Клеточные слои коры мозжечка у новорожденного значительно тоньше, чем у взрослого. К концу 2-го года жизни их размеры достигают нижней границы величины у взрослого. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7-8 годам.

Мост. У новорожденного расположен выше, чем у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, что и у зрелого организма. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению с взрослым человеком. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения уже сформированы.

Средний мозг. Его форма и строение почти не отличаются от взрослого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито. Хорошо развито красное ядро, его крупноклеточная часть, обеспечивающая передачу импульсов из мозжечка к мотонейронам спинного мозга, развивается раньше, чем мелкоклеточная, через которую передается возбуждение от мозжечка к подкорковым образованиям мозга и к коре больших полушарий.

У новорожденного черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы. Но значительная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пигмента (меланина), который появляется с 6 месяцев жизни и максимального развития достигает к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

Промежуточный мозг. Отдельные формации промежуточного мозга имеют свои темпы развития. Закладка зрительного бугра осуществляется к 2 месяцам внутриутробного развития. На 3-м месяце разграничивается таламус и гипоталамус. На 4-5-м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В это время клетки еще слабо дифференцированы. В 6 месяцев становятся хорошо видными клетки ретикулярной формации зрительного бугра. Другие ядра зрительного бугра начинают формироваться с 6 месяцев внутриутробной жизни, к 9 месяцам они хорошо выражены. С возрастом происходит их дальнейшая дифференциация. Усиленный рост зрительного бугра осуществляется в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого он достигает к 13 годам жизни.

В эмбриональном периоде развития закладывается подбугорная область, но в первые месяцы внутриутробного развития ядра гипоталамуса не дифференцированы. Только на 4-5-м месяце происходит накопление клеточных элементов будущих ядер, на 8-м месяце они хорошо выражены.

Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2-3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего - к 13-17 годам.

Кора больших полушарий. До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая и на ней отмечается лишь вдавливание будущей боковой борозды, которая окончательно формируется только ко времени рождения. Наружный корковый слой растет быстрее внутреннего, что приводит к образованию складок и борозд. К 5 месяцам внутриутробного развития образуются основные борозды: боковая, центральная, мозолистая, теменно-затылочная и шпорная. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев. К моменту рождения первичные и вторичные борозды хорошо выражены, и кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как и у взрослого. Но развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых борозд и извилин продолжается и после рождения.

К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14-16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно тоньше, корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро. Соотношение серого и белого вещества к 4 месяцам приближается к соотношению у взрослого.

К 9 месяцам становятся более отчетливыми первые три слоя коры, а к году общая структура мозга приближается к зрелому состоянию. Расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершается к 3 годам. В младшем школьном возрасте и в период полового созревания продолжающееся развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. В этот период масса мозга увеличивается незначительно.

В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые. На 5-м месяце, раньше других появляются ядра, регулирующие двигательную активность. На 6-м месяце появляется ядро кожного и зрительного анализатора. Позже других развиваются филогенетически новые области: лобная и нижнетеменная (на 7-м месяце), затем височно-теменная и теменно-затылочная. Причем филогенетически более молодые отделы коры больших полушарий с возрастом относительно увеличиваются, а более старые, наоборот, уменьшаются.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.