Уроки по маяковскому скрипка и немножко нервно

Разделы: Литература

Класс: 11

1) закрепить представления учащихся об особенностях поэтики В.В. Маяковского; дать представление о лирическом герое поэзии раннего В.В. Маяковского; содействовать умению анализировать лирическое стихотворение, опираясь на литературоведческую терминологию;

2) содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, речи;

3) содействовать развитию любви к поэзии, формированию читательского вкуса.

1. Организационный момент.

Организация учащихся с целью подготовки их к восприятию нового материала.

2. Проверка домашнего задания.

- На прошлых уроках мы с вами начали работать над изучением поэзии В.В. Маяковского и познакомились с особенностями поэтики раннего периода его творчества. Вспомните и назовите, пожалуйста, эти особенности.

1. Как футурист, В. Маяковский проповедует эстетику “самовитого слова”, по сути дела, элитарную эстетику, на самом деле вступая в противоречие с нею, вкладывая в стихи свой опыт и своё отношение к жизни.

2. Опирается на тоническую систему стихосложения, в которой очень важна роль слов, несущих ударение, и пауз.

3. Лирический герой раннего Маяковского, с одной стороны, автобиографичен; с другой, имеет обобщающее значение, олицетворяя собой всё человечество.

3. Переход к изучению новой темы.

- Одно из самых значительных произведений для понимания образа лирического героя раннего Маяковского – поэма “Облако в штанах”.

- Каким предстаёт здесь лирический герой?

Это ранимый человек. Его мучает разобщённость людей. Он не может быть счастлив, когда несчастны другие. Он беден, поэтому проигрывает сражение с “Повелителем Всего”.

- Но не забывайте ещё, что этот герой – поэт, и мир воспринимает по-своему. К какому итогу приводит героя личная трагедия неразделённой любви?

К бунту против основных устоев жизни. “Четыре крика “долой!”: “Долой вашу Любовь!”; “Долой ваше Искусство!”; “Долой ваш Строй!”; “Долой вашу Религию!”

- Итак, лирический герой раннего Маяковского – человек ранимый, остро переживающий несправедливости жизни, но он ещё и ПОЭТ. А что в первую очередь жизненно важно для поэта?

Найти своего читателя. Быть услышанным и понятым.

- Как видите, проблема творчества, проблема поэта и читателя, поэта и толпы, назначения поэта и поэзии оставалась для В.В. Маяковского важной на протяжении всей жизни. Сегодня на уроке мы с вами попробуем проследить, как решается данная тема в стихотворении поэта 1914 “Скрипка и немножко нервно”.

5. Работа над новым материалом. Обучение анализу лирического стихотворения.

1) Работа с текстом. Лингвистический анализ.

Чтение стихотворения В.В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно”.

- Скажите, чем сразу же после чтения поражает это читателя это стихотворение?

Яркой образностью, эмоциональностью.

- Это стихотворение сюжетно. С точки зрения композиции сюжета, какие части вы бы выделили?

1. “Скрипка издергалась, упрашивая…” - экспозиция.

2. “…и вдруг разревелась” - завязка.

3. Развитие сюжета.

4. "Боже!" – кульминация.

5. Cпад действия.

- А с точки зрения композиции самого стихотворения, сколько бы частей вы здесь выделили?

I. Скрипка и оркестр.

II. Скрипка и лирический герой.

- Прослеживается чёткая симметрия частей, сюжетные линии развиваются параллельно, перекрещиваясь в конце, отражая романтическое двоемирие.

- О каких двух мирах здесь идёт речь?

Мир Скрипки и лирического героя и мир толпы.

- Что объединяет Лирического героя и Скрипку? Что олицетворяет собой Оркестр?

Лирический герой – романтический герой-одиночка, чужой в толпе. Оркестр – модель общества - вытесняет скрипку, не понимает её, хотя именно её мелодия является основной сущностью оркестра.

- Какие проблемы поднимает автор в этом стихотворении?

Проблема творчества, проблема творческой индивидуальности, проблема одиночества, непонятости.

- Жизнь человеческая расположена между песней и плачем. Скрипка плачет “по-детски”, она искренна и непосредственна. Это её жизнь, её история, её плач. Какими приёмами пользуется поэт, чтобы создать столь зримые образы в стихотворении?

Олицетворение, метафора, звукопись.

- Действительно, в первую очередь надо отметить олицетворение как ведущий художественный приём. У каждого инструмента в оркестре свой образ, свой голос, своя манера. Назовите наиболее яркие из них. Как они относятся к Скрипке?

Барабан, тарелка, геликон.

- Какой инструмент определяет отношение оркестра к Скрипке.

- Название стихотворение выражает творческое кредо поэта. Подумайте, какой фразеологический оборот со словом “скрипка” отражает эту идею?

Играть первую скрипку.

- Состояние поэта – это всегда надрыв. Вспомните строки из поэмы “Облако в штанах”.

А себя, как я, вывернуть не можете,
Чтобы были одни сплошные губы!

- Поэт всегда в центре, всегда первый, всегда мишень для агрессивно-непонимающей толпы.

Итак, для лирического героя игра скрипки сродни его поэтическому кредо. А, с точки зрения оркестра, что есть игра скрипки? Обратите, пожалуйста, внимание при ответе на этимологию слова “скрипка”.

От слова “скрипеть”.

- Ещё один яркий приём на фонетическом уровне использует поэт для создания образов. Какой?

Звукопись. Аллитерацию и ассонанс.

- Через звукопись создаётся образ каждого из инструментов. Звуковой фон создаёт звучание каждой композиционной части стихотворения:

I часть – звуковая какофония;

II часть – гармония, лирический герой воссоздаёт мелодию Скрипки.

- Каков же итог этого стихотворения?

Поэт находит свою музу, своего слушателя.

- Найти своего читателя, свою уникальную мелодию – это и есть назначение поэзии по Маяковскому.

2) Сочинение-миниатюра на основе устного анализа стихотворения.

Пожалуйста, напишите, каким вы видите лирического героя этого стихотворения Маяковского и вашу точку зрения на проблему творчества и взаимоотношения поэта и читателя. Каковы ваши впечатления.

Учащиеся пишут работу, в которой излагают свои впечатления от проанализированного стихотворения (10 минут).

6. Подведение итогов.

- Подводя итоги нашей работы, ещё раз определите круг вопросов, которые мы рассматривали в течение урока.

Образ лирического героя ранней поэзии В.В. Маяковского; проблема творчества, поэта и читателя в стихотворении “Скрипка и немножко нервно”.

7. Домашнее задание.

На следующем уроке мы продолжим разговор о теме творчества в поэзии В.В. Маяковского. Прочитайте стихотворение поэта “Разговор с фининспектором о поэзии” и составьте цитатный план для ответа на вопрос о том, что есть поэзия и её назначение, по мысли В.В.Маяковского.

Стихотворение “Скрипка и немножко нервно” – очередная смысловая шарада от Маяковского, который в ранний период своего творчества увлекался языковыми экспериментами и загадками. Краткий анализ “Скрипка и немножко нервно” по плану, использованный на уроке литературы, поможет ученикам 11 класса лучше понять поэта.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Скрипка и немножко нервно.

История создания – написано стихотворение в 1914 году, когда основным мотивом творчества у Маяковского было непонимание окружающих. Этот мотив он воплотил в экспериментальной поэтической форме.

Тема стихотворения – непонятость творческой души не только толпой, но даже теми людьми, которые находятся рядом, ведь скрипка вызывает удивление не только у обывателей, но и у товарищей по оркестру.

Композиция – последовательная, история музыкального инструмента развивается от первой строки до последней, раскрывая замысел поэта. Сначала задается мотив диссонанса между скрипкой и другими игроками оркестра, потом автор показывает, как она плачет, доведенная до истерики, причем ей приказывают замолчать. И в конце оказывается, что только поэт может понять и защитить ее.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение относится к тоническому стихосложению.

Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел”.

Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.

История создания

Написанное в 1914 году, оно основано на впечатлении от посещения одного из ресторанов – в подобные места Маяковский ходил часто, иногда читал там стихи, иногда просто ужинал. И вот, услышав однажду игру оркестра, в котором звуки скрипки явно диссонировали с остальными инструментами, он и создал этот стих.

Ключевая тема произведения – одиночество. Поэт говорит о себе и о каждом непонятном человеке вообще, выбрав для этого достаточно необычный способ. Музыкальные инструменты оркестра олицетворяют разных людей, а скрипка является лирической героиней, воплощающей переживания самого Маяковского – поэт всегда остро чувствовал свою отсоединенность от людей.

Стихотворение очень насыщено в эмоциональном плане, оно остро передает переживания автора и глубину его трагедии: он выступает перед чуждой толпой и окружают его не собратья по перу, а такие же бездушные люди. И все же он продолжает надеяться на то, что когда-то появится человек, который поймет его и примет.

Композиция

Как и в большинстве произведений поэта, особенно ранних, здесь, несмотря на экспериментальность формы и эмоциональный взрыв, можно легко отследить последовательно развивающуюся композицию, когда мысль об одиночестве появляется уже в первых строках, ситуация накаляется, доходя до своего пика, а потом появляется поэт и “спасает” происходящее, несмотря на то, что над ним смеются. Мысль о человеке, который все поймет и услышит очень характерна для ранних стихов Маяковского.

Это лирическое стихотворение, в котором автор выражает свои чувства и переживания через вещи, которым он придает характер и особенности поведения людей. Также большую роль в создании настроения играет экспериментальный тонический стих. Маяковский создает новую форму – ритмичную за счет логических ударений, но в то же время не похожую на классическое построение. Таким образом он расширяет возможности стиха, помогает ему звучать по-новому.

Выразительные средства

Для того, чтобы передать всю глубину эмоционального отчаяния человека, который чувствует себя никому не нужным настолько, что готов истерически расплакаться перед толпой, Маяковский использует такие художественные средства:

  • Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры” , “ оркестр чужо смотрел “.
  • Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста” .

Не менее важны в создании ткани произведения неологизмы – те “самобытные слова”, которые он так часто использует. В стихотворении “Скрипка и немножко нервно” Маяковский следует правилам футуризма, создавая произведение, новаторское во всех планах, от речевых форм и размера, до поэтической эстетики.

Цели: дать представление о жизни и творчестве В. Маяковского, отметив трагичность его судьбы; определить особенности его раннего творчества .Выявить своеобразие любовной лирики поэта; проследить эволюцию темы в творчестве; развивать навыки анализа поэтического текста. Формирование нравственных качеств личности. Способствовать развитию у учащихся памяти, формированию умений анализировать стихи, делать выводы, выделять суть стихотворения. Способствовать воспитанию патриотизма.

Тип урока : урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, тексты стихотворений.

3.Изучение нового материала

Наша задача: а) осмыслить трагедию Маяковского; б) определить основные темы его творчества; в) попробовать определить особенности его поэзии.

Вы уже знаете, что первые десятилетия XX века были богаты на литературные течения и направления. Одним из них был футуризм. Футуризмом увлекся и молодой поэт В. Маяковский.

Что такое футуризм? Что он из себя представляет?

Все для них начиналось с разрыва с современностью и историей. Будущее мыслится как нечто абсолютно новое, ничем не связанное с настоящим. Но это будущее должны были понять и принять все и сразу. Футуристы презирали современность, считали, что старый мир должен быть выброшен на мусорную свалку истории. Но одновременно они страстно хотели быть услышанными и понятыми теми, кого презирали. Борьбу с современностью они вели по нескольким направлениям сразу.

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

Борьба за искусство и общество будущего для футуристов вылилась в борьбу с современной им действительностью, которую они считали пошлой, бездуховной, пропитанной ложью, материальными заботами. С тем, что принято называть буржуазной действительностью..

- В чем же новаторство ранней поэзии Владимира Маяковского?

- в желании разрушить сложившуюся в обществе систему ценностей. Футуристы и ранний Маяковский декларируют необходимость пробуждения в человеке неудовлетворенности тем, что есть, и желания пересоздать мир и себя.

- поэтический словарь был расширен Маяковским за счет неологизмов: мещанье, двухметроворостая, серпастый, молоткастый и т. д.

- Как же случилось, что Маяковский увлекся футуризмом? Давайте вспомним основные вехи биографии поэта

Жизнь и творчество В.Маяковского.

Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли еще будучи детьми.

Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.

В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии №5. Революция Маяковского не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение, он был исключен из гимназии. Затем Владимир Владимирович вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.

Начало творческого пути

В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.

Путешествия и общественная деятельность

Скорее всего, участие в революционной борьбе было для Маяковского кратковременным увлечением. В Москве Маяковский учится в художественном училище и вскоре всерьез увлекается поэзией. Его учителем становится Давид Бурлюк, первый учитель Маяковского и в живописи, и в поэзии. Вместе с Бурлюком они формируют новое направление в русской поэзии – футуризм. С этого момента Маяковский с головой уходит в поэзию. В 1922 -1924 годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случилась краткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция.

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Каков смысл заглавия стихотворения? (Пригласить публику к сотворчеству в изменении мира, вызвать на соревнование).

Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Запись в тетрадь выводов: для футуризма Маяковского характерны сложные развернутые метафоры, образ города как живого существа, лексика цвета, интерес не столько к содержанию, сколько к форме стихотворения.

Маяковский и революция

Мы знаем, что революцию 1917 года не все писатели восприняли одинаково. Двойственным было отношение к ней Максима Горького, не приняли революцию Александр Куприн и Иван Бунин. А как отнесся к ней Маяковский?

Революция для Маяковского стала возможностью реализации всех его желаний и утопий: уничтожения буржуазного мира, ниспровержения старого искусства, старой морали.

Революция изменила поэтический голос Маяковского.

Тема стихотворения – взаимоотношения простых людей и чиновников, рабочие будни тех, что заседают в кабинетах. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о том, как пытался попасть в кабинет чиновников. Рассказ героя можно разделить на две смысловые части: бесконечные хождения по лестницам в попытках попасть на прием к чиновнику и рассказ о

В 1922 -1924 годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случилась краткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция.

Любовь в жизни Маяковского

Как любой поэт, не обошел Маяковский и тему любви. Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и ее мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. У Лили и Владимира начался бурный роман, и ее муж фактически уступил ее другу. Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что кроме дочери Патриции, у Маяковского есть еще и сын от связи с художницей Лилей Лавинской – Глеб-Никита, советский скульптор. Но Лиля Брик – женщина, которая пожизненно владела Маяковским, они неразрывно связаны всей прожитой жизнью, любовью, холодом и голодом.

Маяковский пытается доказать Лиле свою любовь. Поэт пишет, что любовь его велика, но на самом деле в этот момент велика его ревность. Она вызывает у него массу страданий, и Маяковский ненавидит самого себя. Поэт рассуждает, как бы он мог покончить с собой. Яд? Пистолет? Броситься в пролёт лестницы? Нет, ни одно лезвие ножа, как пишет Маяковский, не властно над ним. Кроме одного лезвия – взгляда Лили Брик.

Поэт понимает, что с ней он никогда не будет по-настоящему счастлив. Кроме того, Лиля любила свободную жизнь, а значит, не могла быть верна одному лишь Маяковскому. Он понимает, что его чувства, в том числе выраженные в этом стихотворении, не взаимны, и его просьба – последней нежностью выстелить её уходящий шаг.

- Над какой темой мы работали?

- К каким выводам вы пришли в ходе урока?

- Какие затруднения она вызвала у вас?

- Какие виды работы вам особенно понравилось выполнять?

В данном материале представлены уроки по Лирике В.Маяковского

Ранняя лирика Владимира Маяковского.

Тема рассчитана на 2 урока :

1 урок - анализ стихотворений 1913 года "А вы могли бы ?" и "Нате!";

2 урок - работа над стихотворениями 1914 года "Послушайте!" и "Скрипка и немножко нервно".

Цели и задачи:

- познакомить с ранней лирикой В. Маяковского, раскрыть ее романтический характер;

- продолжить развитие навыков анализа лирического произведения.

I. Вступительное слово учителя.

В мировой поэзии XX века Владимиру Маяковскому принадлежит особое место. Его творчество с полным правом можно назвать самобытным, это поиски собственного голоса в искусстве, своей темы, которой можно посвятить жизнь. Маяковский стал символом советской эпохи, оратором революции, превратив слово в орудие пролетариата, наполнив поэтический мир оригинальным восприятием действительности.

Дай исцелую твою лысеющую голову

лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.

Дымом волос над пожарами глаз из олова

дай обовью я впалые груди болот.

Да, он был символом эпохи, давно закончившей свое существование, а чем же, кроме новаторства формы, интересно творчество Маяковского сейчас? Это не только история, это, особенно в раннем творчестве, - попытка определить свое место на земле, найти свой смысл жизни. Эти проблемы непреходящие. Вот что написал ваш ровесник, изучая творчество Маяковского: " . В ранней лирике Маяковский пытается открыть человеку другой мир, красочный, волшебный, пытается поднять человека над бытом, будничной жизнью, открыть душу для мечты, разум - для полета и творчества." Я бы добавила, что это попытка объяснить свою исключительность, обусловленную поэтическим даром, сопоставить себя с обывателями. Ранний Маяковский - романтик по мироощущению Как призыв в сотворчеству и легкий бунт против обыденности звучит название одного из ранних стихотворений - "А вы могли бы?"

II. Анализ стихотворения "А вы могли бы ?".

Чтение стихотворения учителем. Беседа по вопросам и составление опорной схемы на доске.

- Что необычного вы видите в названии? ( Название звучит как вызов, обращение, что традиционно для ранней лирики Маяковского.)

- Как вы думаете, к кому может быть обращен этот вызов? ( Так как традиционный конфликт в романтическом произведении - это конфликт личности и общества, окружающего героя - романтика, то этот призыв относится к окружающим, к толпе.)

- Давайте уточним, как воплощен романтический конфликт в данном стихотворении Маяковского. ( Личность романтика отождествляется с самим автором, "Я", именно он начинает конфликт с силами толпы, выраженным местоимением "Вы", причем это не дать уважения, а лишь констатация множественности оппонентов при одиночестве лирического героя.)

- Герой - романтик - это всегда исключительная личность. В чем же его исключительность, если исходить из данного стихотворения ? ( Мы видим, что лирический герой

Сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана.)

- Какие художественные средства использует поэт в этих строчках? ( С помощью метафоры Маяковский создает емкий образ обыденности: "карта будня" - распланированность, автоматизм жизни обывателя, ее предсказуемость. Можно сопоставить с жизнью главного героя из рассказа Бунина " Господин из Сан - Франциско ". Аллитерация на "с" делает начало более резким, конфликтным.

В эту обыденность автор "плеснул краски" - сделал интересной, незабываемой.)

- Кем в этих строках предстает герой- романтик ? ( Исключительная личность выступает здесь в роли художника, творческого человека. Мы знаем, что увлечение живописью было одной из граней таланта самого Маяковского.)

- В каких еще строках лирический герой может восприниматься нами как художник? (Далее Маяковский пишет:

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.)

- Что в этих строчках олицетворяет обыденность, пошлость жизни? ( "Блюдо студня". Но даже в этом прозаическом блюде лирический герой смог увидеть и показать другим "косые скулы океана", а океан, море - традиционные для романтиков символы безграничной свободы.)

- Какое художественное средство наряду с метафорой и аллитерацией использовал здесь Маяковский? ( Олицетворение. Океан, в представлении поэта , живое существо, титан, восточный гигант с косыми скулами.)

- Только ли как художник выступает лирический герой в этом стихотворении? ( Нет, он еще и поэт:

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

В прозаичной вывеске рыбного магазина поэт увидел, "прочел", необыкновенные "зовы" будущего.)

- Давайте сделаем вывод. Каким предстает лирический герой? Какая идея связана с этим образом? (Лирический герой в этом стихотворении - исключительная личность, поэт, художник, любой человек искусства, который способен бросить вызов пошлости и обыденности окружающей жизни. увидеть, почувствовать что-то новое, нестандартное, что поразит воображение обывателя. Это полностью отвечало эстетике футуризма. Лирический герой - бунтарь, его слова звучат как провокация.)

Прочтите стихотворение так, чтобы эти бунтарство и бесшабашность звучали. (Чтение стихотворение учащимися.)

- Маяковский так подробно характеризует лирического героя, что даже удивительно, как мало места в стихотворении отведено противоположному лагерю.Что мы знаем о толпе? ( Мы словно видим только завязку конфликта, поэт останавливается на кульминационном вопросе "А вы могли бы?", но сам он понимает, что толпа не способна к творчеству.)

- Если поэт заранее знает ответ на вопрос, зачем же он его задает? ( Поэт хочет найти единомышленников, ведь кто-то в толпе тоже может не побояться и бросить вызов окружающим.)

- Какое же испытание приготовил поэт будущим единомышленникам?

("Сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб" - снова метафора, призывающая в обычных водосточных трубах увидеть печальную флейту, способную сыграть ноктюрн.)

В стихотворении "А вы могли бы?" конфликт только намечен, но он получает воплощение в стихотворении того же года - " Нате!"

III. Чтение учителем стихотворения "Нате!" и последующий анализ.

- Докажите, что в этом стихотворении тот же конфликт. Продолжим работать с опорной схемой. ( В этом стихотворении конфликт уже открытый, прямой: С одной стороны - лирический герой, романтик, которого Маяковский отождествляет с собой "Я", с другой стороны - "Вы", символизирующее толпу.)

- Как изменилось воплощение конфликта в этом стихотворении по сравнению со стихотворением "А вы могли бы?"? (Лирический герой этого стихотворения - только поэт, "слов бесценных мот и транжир", "поэтино сердце". Мы еще больше чувствуем его одиночество, видимо, он не нашел союзников в борьбе с толпой, но героя этого стихотворения помощь не требуется: у этого конфликта есть развязка:

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам.

Но все-таки лирический герой представлен в двух ипостасях, показанных метафорически: "грубый гунн", который ( подобно гуннам, уничтожившим прогнившую Римскую империю, основали новое государство) презирает старый мир и общество, его воплощающее; но другая метафора ( "бабочка поэтиного сердца") заставляет подозревать, что в душе этого смелого хулигана - ранимый, тонко чувствующий человек, которого оскорбляет толпа, но который вынужден "кривляться перед вами".)

- Изменилось ли изображение толпы, общества? ( Да, оно стало конкретней и символичней. В описание толпы Маяковский вкладывает едкую иронию, метафора тут точна, но созданный образ подчеркнуто отвратителен:

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир.

Чистый переулок перестанет быть таким, когда его заполнят эти люди. Появляются конкретные образы мужчины и женщины, но "Вы " не уходит:

Вот вы , мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей.

Вот вы, женщина, на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Представители пошлой жизни гиперболизированы, их идеал - радость "жизни туловища", материальные блага, они - неестественны и фальшивы, как актер в гриме. Высшее воплощение образ толпы получает в третьей строфе:

Толпа озвереет, станет тереться,

Ощетинит ножки стоглавая вошь.

Толпа многочисленна, но единым фронтом противостоит поэту, метафора воплощает суть толпы, по Маяковскому, - паразитизм.)

- Согласны ли вы с подобной развязкой ? На чьей вы стороне ? (Отталкивающее изображение толпы призывает читателя встать на сторону поэта. Человек искусства не должен идти на поводу массы. Можно сопоставить со стихотворением Пушкина "Поэт, не дорожи любовию народной. ")

IV. Подведение итогов.

- Близок ли вам конфликт, намеченный в ранних стихотворениях поэта?

- Можно ли назвать эти стихотворения "трагедией одиночества и непонятости"?

- Каким вы представляете себе автора этих строк?

V. Домашнее задание.

Мини-сочинение: "Я читаю Маяковского".

Цели и задачи:

- познакомить с ранней лирикой В. Маяковского, раскрыть ее романтический характер, проследить развитие конфликта;

- продолжить развитие навыков анализа лирического произведения.

I. Проверка домашнего задания.

Да, для каждого из нас чтение - это поиски своего смысла, своих ассоциаций, но общими в ваших рассуждениях были слова "необычный", "ни на что не похожий", "сложный".

мне хочется привести еще одно сочинение, написанное в 1998 году вашей сверстницей, получившей такое же задание: написать мини-сочинение "Я читаю Маяковского".

Трубы, банки, стекла, склянки,

Воздух, дух, пожар, смятенье.

Маяковский - словно ветер,

Дарит жар, и боль, и тленье.

Я читаю Маяковского,

низко к парте наклонясь,

А Владимир Маяковский

скажет мне, в глаза смеясь:

слушай мой гремящий стих!

Что б тебе ни говорили,

ты не думай, я не псих!

Только время повернулось

в нашем старом веке вспять,

Только сердце встрепенулось,

и его уж не унять. "

Мне бы хотелось, чтобы вы увидели в раннем творчестве Маяковского не только хаос звуков, метафор, образов, но и гармонию чувств, развитие единой мысли, поняли бы трепещущее сердце поэта, почувствовали бы его ранимость.

II. Анализ стихотворения " Послушайте!"

Чтение стихотворения учителем.

- Сохраняется ли ведущий романтический конфликт в этом произведении? (Конфликт здесь скрыт, но он подразумевается в традиционном для Маяковского обращении, вынесенном в заглавие, в первой строфе и в заключительном ее преобразовании.) Работа с опорной схемой.

- Каким в этом стихотворении предстает герой-романтик? (Это уже не "Я", а "кто-то". Он хочет, "Чтобы на небе обязательно была звезда". Звезда - традиционный в литературе символ надежды. лучшего будущего, идеала. Вспомним хотя бы пушкинскую "звезду пленительного счастья". Лирический герой - некто, стремящийся к идеалу, который необходим в обществе, еде царит "беззвездная мука". "Кто-то" "называет эти плевочки жемчужинами" - мы можем предположить, что это поэт. его образ тоже гиперболичен, так как он " врывается к богу". Это романтический сверхчеловек, который, тем не менее, с богом не так уж на равных - он "просит", "целует ему руку". герой не стесняется показаться слабым, уязвимым. )

- В более поздней лирике Бог - скорее сатирический, отрицательный образ. А в этом стихотворении какая деталь позволяет его уважать? (У этого бога "жилистые", рабочие руки. Он работает, зажигает звезды.)

- Почему же глагол "зажигают" стоит во множественном числе? ( Зажигает звезды не только бог, но и тот, кто в них нуждается, это поэт создает идеал.)

- Одинок ли здесь лирический герой? ( Нет, он "говорит кому-то", успокаивает других .)

- В чем можно увидеть своеобразие композиции этого стихотворения? (Стихотворение построено как рассуждение: тезис, доказательство, вывод, где тезис является завязкой, доказательство - развитием действия и кульминацией , а вывод - развязкой. Причем развитие действия и кульминация динамичны за счет употребления глаголов:

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

целует ему жилистую руку,

чтоб обязательно была звезда! -

не перенесет эту беззвездную муку!

Мы видим, что Маяковский нарушает привычные стихотворные строчки, вынося глаголы отдельно, ставя на них логическое ударение, стараясь передать порывистое дыхание и отрывистую речь человека, переживающего такой накал страстей, но после развязки - глаголы перестают играть ведущую роль в повествовании:

но спокойный наружно.

"Ведь теперь тебе ничего?

Повествование становится плавным, герой успокаивается. Однако настоящее время глагола переводит проблему в "вечно современные".)

- Скажите, а еще какие средства помогают передать высокую эмоциональность событий? ( Маяковский использует тире и восклицательные знаки в середине предложения.)

-Можем ли мы теперь объяснить, почету лирический герой здесь - "кто-то"? (Это образ обобщенный: любой поэт, любой человек, стремящийся к идеалу, может возвысится, стать тем, кто врывается к богу, ведь у толпы нет даже потребности в идеале.)

-Вспомним стихотворение "А вы могли бы?", где толпа не могла подняться над обыденностью, здесь все страшнее: в обществе нет даже стремления к необычному, но Маяковский призывает всех, кто еще способен видеть прекрасное, стремиться к идеалу и не бояться жить по-настоящему. Конфликт завуалирован.

III. Чтение и анализ стихотворения "Скрипка и немножко нервно".

- В чем особенность конфликта в данном стихотворении? Опорная схема. (конфликт представлен в двух плоскостях: скрипка противостоит оркестру,

олицетворяющему общество, а лирический герой, "я" - музыкантам. Герой- романтик здесь не одинок, он поддерживает "деревянную невесту", скрипку, но сочувствия среди людей не находит - только смех. Образы инструментов созданы с помощью олицетворений и метафор, они как обыватели. Например, барабан представляется толстяком, который

. не дослушал скрипкиной речи,

шмыгнул на горящий Кузнецкий

А тарелка - визгливой, но довольно поверхностной девицей, ищущей в чужой трагедии повод для сплетен.

Скрипка, которая "по детски" плачет, не стыдясь своих слез, вызывает у толпы желание оскорбить и презрение:

Толпа здесь агрессивна, эта она провоцирует конфликт, и даже лирический герой не может противостоять ей в одиночку:

а доказать ничего не умею!

Только объединившись, они поднимутся над толпой:

Знаете что, скрипка?

будем жить вместе!

- Что еще отличает этот конфликт от предыдущих, что делает его страшнее? ( В предыдущих стихотворениях мы четко относили к романтикам всех людей искусства, но здесь мы видим, что и в мире искусств может царить пошлость, стремление задушить все искреннее, трогательное, индивидуальное.

IV. Подведение итогов.

- Изменилось ли ваше представление о поэте?

- Можем ли мы сравнить раннюю лирику Маяковского с творчеством поэтов и писателей XIX-XX веков ( сходные образы, проблемы, средства выразительности)?

- В чем, на ваш взгляд, своеобразие ранней лирики Владимира Маяковского?

Опорная схема, составляемая в процессе анализа коллективно.

"А вы могли бы?"

лирический герой  общество

романтик, автор, толпа, которая

- смазал карту будня, не может ничего

- показал косые скулы океана исключительного

- прочел зовы новых губ ( поэт).

(завязка конфликта)

"Нате!" 

лирический герой  общество

романтик, автор, толпа (стоглавая вошь)

- слов транжир и мот (поэт), - "взгромоздитесь грязные

- грубый гунн, в калошах и без калош"

- бабочка поэтиного сердца - мужчина - чревоугодник

- женщина - неестественность,

приобретательство

( открытый конфликт)

"Послушайте!" лирический герой  общество

кто-то - адресат обращения

- хочет, чтобы была "Послушайте!"

звезда (цель идеал), - им звезды не нужны

- называет эти плевочки

жемчужиной (поэт),

- врывается к богу (масштабность,

титанизм, борьба за идеал)

- просит, не страшно (внутренняя

- появляется единомышленник

(конфликт завуалирован)

"Скрипка и немножко нервно"

лирический герой  общество

- скрипка - оркестр (барабан

-по-детски разревелась , глупая тарелка, меднорожий

- Я - музыканты смеются

- мне наплевать,

я - хороший (теряется

ощущение одиночества) (конфликт открытый)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.