Установите соответствие между возрастным периодом и изменением силы нервных процессов

нервных процессов: а) грудной период; б) раннее детство; в) первое детство; г) второе детство;

а) значительное возрастание силы;

б) постепенное возрастание силы нервных процессов;

в) значительное снижение силы нервных процессов;

г) слабые нервные процессы;

д) подростковый период, д) установление высокого уровня силы нервных процессов.

159. Установите соответствие между периодом и изменением соотношения про­цессов возбуждения и торможения:

а) грудной период; б) раннее детство; в) первое детство; г) второе детство; д) подростковый период.

а) возбуждение значительно преобладает над торможени­
ем. Начинается формирование угасательного, диффе­
ренцированного и запаздывающего торможения;

б) возбуждение умеренно преобладает над торможением.
Значительно улучшается формирование угасательного
торможения;

в) происходит постепенное уравновешивание возбуждения
и торможения. Интенсивно развиваются все виды услов­
ного торможения;

г) возбуждение значительно преобладает над торможени­
ем. Начинается формирование условного тормоза;

д) возбуждение значительно преобладает над торможени­
ем. Ухудшается выработка всех видов условного тормо­
жения.

160. Установите соответствие между возрастным периодом и особенностями раз­вития первой и второй сигнальной системы действительности:

а) первое детство; а) активное развитие первой сигнальной системы действи-

б) второе детство; в) грудной период; г) раннее детство; д) подростковый период.

тельности в контакте с окружающей средой. Критичес­кий период для формирования второй сигнальной систе­мы действительности. В контакте с человеческим обще­ством слово становиться интегратором первого, а затем второго порядка; б) активное развитие первой и второй сигнальной системы действительности. В контакте с человеческим общест­вом слово становиться интегратором 3-го и 4-го поряд­ка, тем не менее первая сигнальная система преоблада­ет над второй;

в) временное ухудшение ВНД с преобладанием первой сиг­
нальной системы действительности над второй. Умень­
шение активного словарного запаса, снижение способ­
ности к абстрактно логическому мышлению;

г) постепенное развитие первой сигнальной системы дейст­
вительности в контакте с окружающей средой. Подгото­
вительный этап развития речи;

д) вторая сигнальная система действительности развива­
ется активнее первой. Происходит уравновешивание ро­
ли первой и второй сигнальных систем действительнос­
ти в познании окружающего мира.

161. Установите соответствие между понятием и его характеристикой:

а) низшая нервная деятельность; а) совокупность всех условных рефлексов;

б) высшая нервная деятельность; б) совокупность условных рефлексов на сло-

в) первая сигнальная система действи- весные раздражители;

тельности; в) совокупность условных рефлексов на конк-

г) вторая сигнальная система действи- Р етн _ ые раздражители;
тельности. г) совокупность безусловных рефлексов.

162. Установите соответствие между типом ВНД и темпераментом:

а) слабый; . * а) флегматик;

б) сильный, неуравновешенный; '„- б) меланхолик;

в) сильный, уравновешенный, малоподвижный; ..' • в) сангвиник;

г) сильный, уравновешенный, подвижный. г) холерик.

163. Установите соответствие между типом ВНД и активностью сигнальных систем:

а) художественный тип; а) активность первой и второй сигнальных систем действи-

б) мыслительный тип; тельности одинаковая;

в) средний тип. б) преобладает первая сигнальная система действитель-

ности; в) преобладает вторая сигнальная система действитель­ности.

164. Установите соответствие между местом в школе и уровнем освещенности:

а) рабочий стол; а)150лк;

б) классная доска; б) 200 лк;

в) актовый зал; в) 300 лк;

г) зона отдыха. г) 500 лк.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

33. Установите соответствие между возрастным периодом и изменением силы нервных процессов:

а) грудной период;

а) значительное возрастание силы;

б) раннее детство;

б) постепенное возрастание силы нервных процессов;

в) первое детство;

в) значительное снижение силы нервных процессов;

г) второе детство;

г) слабые нервные процессы;

д) подростковый период;

д) установление высокого уровня силы нервных процессов.

34. Установите соответствие между периодом и изменением соотношения процессов возбуждения и торможения:

а) грудной период;

б) раннее детство;

в) первое детство;

г) второе детство;

д) подростковый период.

а) возбуждение значительно преобладает над торможением. Начинается формирование угасательного, дифференцированного и запаздывающего торможения;

б) возбуждение умеренно преобладает над торможением. Значительно улучшается формирование угасательного торможения;

в) происходит постепенное уравновешивание возбуждения и торможения. Интенсивно развиваются все виды условного торможения;

г) возбуждение значительно преобладает над торможением. Начинается формирование условного тормоза;

д) возбуждение значительно преобладает над торможением. Ухудшается выработка всех видов условного торможения.

35. Установите соответствие между возрастным периодом и особенностями развития первой и второй сигнальной системы действительности:

а) первое детство;

б) второе детство;

в) грудной период;

г) раннее детство;

д) подростковый период.

а) активное развитие первой сигнальной системы действительности в контакте с окружающей средой. Критический период для формирования второй сигнальной системы действительности. В контакте с человеческим обществом слово становиться интегратором первого, а затем второго порядка.

б) активное развитие первой и второй сигнальной системы действительности. В контакте с человеческим обществом слово становиться интегратором 3-го и 4-го порядка, тем не менее, первой сигнальная система преобладает над второй.

в) временное ухудшение ВНД с преобладанием второй сигнальной системы действительности над второй. Уменьшение активного словарного запаса, снижение способности к абстрактно логическому мышлению;

г) постепенное развитие первой сигнальной системы действительности в контакте с окружающей средой. Подготовительный этап развития речи;

д) вторая сигнальная система действительности развивается активнее первой. Происходит уравновешивание роли первой и второй сигнальной системы действительности в познании окружающего мира.

36. Установите соответствие между понятием и его характеристикой:

а) Вторая сигнальная система действительности – это . ;

а) совокупность всех условных рефлексов;

б) Низшая нервная деятельность – это . ;

б) совокупность условных рефлексов на словесные раздражители;

в) Высшая нервная деятельность – это . ;

в) совокупность условных рефлексов на конкретные раздражители;

г) Первая сигнальная система действительности – это . .

г) совокупность безусловных рефлексов.

37. Установите соответствие между типом ВНД и темпераментом:

б) сильный, неуравновешенный;

в) сильный, уравновешенный, малоподвижный;

г) сильный, уравновешенный, подвижный.

38. Установите соответствие между типом ВНД и активностью сигнальных систем:

а) художественный тип;

а) активность первой и второй сигнальных систем действительности одинаковая;

б) мыслительный тип;

б) преобладает первая сигнальная система действительности;

в) преобладает вторая сигнальная система действительности/

А. Динамика развития нервных процессов. Согласно исследова­ниям С.А.Нетопиной [8], нервные процессы с возрастом (1-10-й классы) совершенствуются следующим образом (методику см. в разделе 6.9.1, п. Б).

По силе нервных процессов наблюдается улучшение показате­лей от 1-го класса к 10-му почти в 2 раза. Вместе с тем от одного класса к другому, более старшему, нет ровного поступательного улучшения. Так, второклассники имели некоторый спад, такая же особенность отмечена в 6-м классе и в 10-м по отношению к 9-му. Однако в общем поступательном развитии силы нервных процес­сов такие всплески не оказались статистически значимы.

Между тем в периоды резкого улучшения показателей силы нервных процессов от 2-го к 5-му классу сравнение каждого пре­дыдущего года с последующим было статистически значимым. Начиная с 12 лет последовательное взросление на год не было так значимо,как в предыдущий возрастной период, т.е. до 11 лет. Различия в старшей группе не были статистически значимы (младшая группа - 1-5-й, старшая - 6-10-й классы).

Свойство подвижности нервных процессов оценивалось двумя показателями: скоростью реакции и количеством ошибочных дей­ствий в ситуации переделки. Как показали исследования, динами­ка подвижности нервных процессов отличается от динамики силы нервных процессов.

Изменения этого свойства не снижаются к 12 годам, а продолжаются и в старшей возрастной группе. Различия остаются стати­стически значимы на протяжении всего возрастного этапа от 1-го до 10-го класса при сравнении данных через каждый последую­щий год.

Способность к процессу перестройки с возрастом также улуч­шается. Так, количество ошибочных реакций при переделке реа­гирования у 17-летних школьников в 6-7 раз меньше, чем у 7-летних детей, скорость реакции у старшеклассников увеличивает­ся почти в 3 раза.

Наиболее существенные изменения по показателю безоши­бочного реагирования происходят от 2-го класса к 3-му и от 4-го к 5-му. У ребят 6-го класса по этому показателю отмечено ухуд­шение. В 7-м классе наблюдалось выравнивание данных с после­дующим улучшением в старших классах. Однако установлена не­равномерность развития подвижности нервных процессов у школьников в период от 7 до 17 лет. По показателю скорости ре­акции в ситуации переделки статистически значимыми оказались различия между школьниками 2-го и 3-го классов. Учащиеся 3-го и 4-го классов показали близкие результаты (различия незначи­мы), но в каждом последующем классе вплоть до 8-го данные бы­ли статистически достоверны.

Школьников одного и того же года обучения обследовали осенью и весной. Поэтому есть возможность сравнить данные и установить влияние возрастной полугодовой разницы. Сравнение различий, средних по критерию Стьюдента, показало, что в неко­торых классах данные осеннего и весеннего обследований детей статистически значимо отличались.

Так, в 1-м классе показатели подвижности (по числу ошибоч­ных реакций) и уравновешенности в группах детей осеннего и ве­сеннего периодов обследования имели статистически значимые различия (Т = 2,32 и 3,69). Во 2-м классе различия не были значи­мы ни по одному из изучавшихся свойств, в 3-м классе - лишь по скорости реакции при исследовании подвижности; у учащихся 4-го класса значимыми оказались различия по данным уравновешен­ности нервных процессов.

В старшей возрастной группе, у школьников 6-го класса, об­следованных весной и осенью, подвижность нервных процессов в весенний период была на более низком уровне, чем осенью. Вме­сте с тем показатели силы нервных процессов и уравновешенно­сти сохранили тенденцию к улучшению как возрастную законо­мерность независимо от времени года.

Во всех случаях, когда отмечалась достоверность различий, показатели у мальчиков по силе нервных процессов были выше, чем у девочек. Динамика развития этого свойства у мальчиков и девочек имеет разный характер: развитие силы нервных процессов в 7-8 лет, в 10 и 13-15 лет у мальчиков шло с опережением соот­ветствующих показателей у девочек.

Однако по подвижности нервных процессов девочки имели преимущество в возрасте 9, 12-14 и 15-16 лет. По уравновешенно­сти 8-летние девочки превосходили мальчиков, но в 13-14 лет лучшие данные оказались у мальчиков.

Следует отметить большие индивидуальные колебания в ста­новлении основных свойств нервной системы. По данным многих исследователей, в каждой возрастной группе имеется несколько школьников (1-2 из 40), чьи показатели перекрывали возраст на 2-3 года. Однако динамика развития основных свойств нервной системы у таких детей не была строго линейной; спустя опреде­ленный срок они замедляли свой темп развития и в дальнейшем сравниваются с основной частью группы.

Индивидуальный анализ развития свойств нервных процессов подтвердил установленную ранее закономерность о компенсации низкого уровня одного свойства высоким уровнем другого. При пограничных нервно-психических расстройствах происходит де­компенсация, выражающаяся в низком уровне сразу целого ком­плекса свойств, и тогда организму требуются значительные уси­лия, чтобы выйти из состояния нарушенного равновесия.

Б. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе. Важные исследования для решения этой проблемы выполнила Е.В.Уварова (1987) с помощью регистрации ЭЭГ у моно- и дизиготных близнецов. Автоматический анализ и интегрирование суммарной энергии ЭЭГ передних отведений правого полушария мозга осуществлялись в диапазоне а (8-13 Гц) и Pi (13-20 Гц); ЭЭГ задних отведений - в диапазоне a, pi, 9 (4-7 Гц) и § (1,5-3 Гц). ЭЭГ регистрировали в состоянии покоя (полулежа в удобном кресле) и при действии раздражителей (фонофотости-мулятор). Анализу подвергались следующие характеристики ЭЭГ:

в фоне - средняя частота, амплитуда, индекс и интенсивность (по данным интегратора, в процентах от суммы энергии ритмов, принимаемой за 100) основных ритмов в передних и задних об­ластях мозга; на внешнюю стимуляцию - величина длительности депрессии а-ритма, латентный период и индекс (в процентах на­личия усвоения ритма раздражения от времени действия раз­дражителя разной частоты, принимаемого за 100) реакции ус­воения ритма.

Каждую пару близнецов (58) обследовали 4 раза на протяже­нии 9-12 лет. Возраст детей составлял от 4 лет до 21 года. По­скольку исследования продолжались 9-12 лет, возрастные группы перекрывали друг друга, что повышало надежность полученных результатов. Метод расчета коэффициента генетической детерми­нации см.: УвароваЕ.В., 1987.

Для фоновых характеристик ЭЭГ выявлено изменение с воз­растом числа показателей, имеющих относительно высокую сте­пень генетической детерминации.

Вклад генотипа в изменчивость показателей ЭЭГ фона различен в разные периоды развития детей и подростков. Он довольно су­ществен в возрасте 4-9 лет (примерно 40% всех показателей). Максимум влияния генетических факторов приходится на возраст­ной период 13-15 лет. В предшествующий препубертатный пери­од (10-12 лет) число таких параметров существенно меньше, что позволяет предполагать значительную роль средовых факторов в разнообразии индивидуальных характеристик ЭЭГ покоя в дан­ном возрасте. Усиление влияния факторов среды отмечается так­же в старшем возрасте (16-21 год), особенно в 19-21 год. В этом возрастном периоде изменение числа параметров в интервале 13-15 лет - 19-21 год статистически значимо.

Изучение возрастной динамики наследственно-средовых; соотношений для отдельных ритмов ЭЭГ показало, что для большинства параметров а-ритма вклад генотипа выявляется в возрасте 4-6 лет, 13-15 и 16-18 лет, а для (Згритма - в 4-6 и 13-15 лет; показатели медленных колебаний (9, §) имеют свой максимум в 13-15 лет.

следуют характеристики (3i-, 9- и 5-ритма, что согласуется с дан­ными ряда других исследователей.

Вклад генотипа в изменчивость показателей задних областей мозга больше, чем передних. Это, вероятно, объясняется их раз­личием в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Влияние средовых факторов в формировании изменчивости показателей ЭЭГ-реактивности в онтогенезе значительно более выражено, чем в детерминации параметров ЭЭГ покоя.

Для показателей реакции усвоения ритма максимум влияния генетических факторов выявлен в возрасте 10-12 лет, несколько меньший - в 16-18 лет. В остальные возрастные периоды обнару­жена роль средовых влияний, особенно значительная в 4-6 и 13-15 лет, несколько меньшая - в 7-9 лет.

При изучении соотносительной роли наследственных и средо­вых факторов в вариабельности компонентоввегетативной реак­тивности установлено, что в формировании их в ходе онтогенеза влияние средовых факторов значительно более выражено, чем генетических! Влияние генотипа на изменчивость этих показате­лей в онтогенезе наиболее заметно в возрасте 16-18 лет.

Изучение процессов старения называется геронтологией. Для процессов старения характерным является гетерогенность, что выражается в разновременности начала, разной скорости развития, различной направленности изменений в различных органах. Причем эти изменения начинают развиваться не всегда в одних и тех же органах. У одних людей в первую очередь они затрагивают различные структуры ЦНС, у других – эндокринную систему, у третьих – систему кровообращения. Совершенно очевидно, что это неизбежно должно привести к разнообразным вариантам течения старения у конкретного человека на фоне некоторых общих, фундаментальных механизмов этого процесса.

Наиболее типичным изменением структуры различных органов, развивающимся при старении, является постепенное уменьшение клеточного состава их. При этом оставшиеся клетки вынуждены компенсировать недостающие, и в них можно обна­ружить явления, характеризующие гипертрофию клеток в целом или отдельных структурных элементов их.

Изменения при старении возникают в различных структурах клетки – ядре, митохондриях, эндоплазматическом ретикулуме, мембранах. Особое влияние на изменения клеток оказывают перестройки мембранных структур клеток. В мембранах нарушается соотношение различных липидных компонентов, что изменяет подвижность и активность рецепторов, ионных каналов и насосов, связанных с ними ферментов, вторичных посредников.

После 50-60 лет суммарная потеря нейронов может достигать 1,4% в год. Но изменения в различных отделах ЦНС происходят неравномерно, и в ряде областей они более выражены, в других – едва заметны. И, к примеру, к 80 годам количество нейронов в спинномозговых ганглиях уменьшается на 30%, а в ряде подкорковых нервных центров, мозжечке они еще более выражены. В коре головного мозга наибольшая убыль нейронов отмечается в верхней височной извилине, в то время как в постцентральной – потери менее значительны. Результатом уменьшения коры больших полушарий является расширение и углубление борозд, сужение извилин.

Вместе с тем во многих нейронах можно обнаружить адаптационные изменения, направленные на сохранение функциональной активности. В этих нейронах об интенсификации обменных процессов свидетельствует увеличение объема ядер, ядрышек, усложнение контуров ядра, увеличение и расширение ядерных пор, развитие эндоплазматической сети, обилие рибосом, гиперплазия комплекса Гольджи, гипертрофия митохондрий и активация ферментов их. На это же направлена активация метаболизма в разрастающихся нейроглиальных структурах.

В большинстве сохраняющихся нейронов мембранный потенциал остается на прежнем уровне, хотя в некоторых нейронах он может несколько снижаться. Одна­ко в целом в нейронах снижаются функциональные возможности, что особенно на­глядно проявляется, когда необходима максимальная их активность. Показателем этого является существенное снижение лабильности, то есть способности к воспро­изведению максимальной частоты импульсов.

Изменения интеллектуальных процессов. Нужно иметь в виду, что, несмотря на указанные выше изменения, у пожилых людей далеко не всегда (конечно, если отсутствуют патологические нарушения самих нейронов или кровеносных сосудов) снижаются интеллектуальные способности. А изменения отдельных процессов, о которых речь пойдет ниже, тоже выражены у различных людей неодинаково.

Состояние эмоциональной сферы. В лимбической системе также происходят существенные изменения. Так, в гиппокампе при старении уменьшается число нейронов, снижается плотность синапсов. Функции гиппокампа модулируются аминоспецифическими структурами, к медиаторам которых уменьшается чувствительность гиппокампа. При старении в септальных отделах, регулирующих активность гиппокампа, уменьшается число клеток со спонтанной активностью, снижается частота их разрядов. Снижение функциональной активности нейронов медиального ядра перегородки, вероятно, является одной из причин того, что при старении значительно легче возникают отрицательные эмоции, к тому же след положительных стирается очень быстро. Неравномерность изменений, возникающих в лимбической системе, приводит к тому, что создаются предпосылки для дискоординации ее, что имеет последствия для различных видов поведения, памяти, мотиваций. Меняется и вегетативное обеспечение эмоций и указанных реакций. С возрастом изменяются и корково-подкорковые взаимоотношения. И, к примеру, ослабление тормозящего влияния коры на лимбическую систему приводит к неустойчивости настроения, вспыльчивости, эмоциональной неадекватности в оценке реальной действительности.

Возрастные изменения афферентации затрагивают и подкорковый коллектор сенсорных путей – таламус. Здесь снижается способность усваивать ритм раздражения, снижается активность тормозных механизмов, блокирующих поступление части информации в кору больших полушарий. В результате страдает обработка и отбор нужной информации, а это приводит к неадекватным реакциям на раздражитель.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ

2. Основной структурной единицей всех живых организмов является…

3. Ученый –создатель современной анатомии.

4. Место синтеза белковых молекул в клетке.

5. К соединительной ткани относятся:

6. Две системы управления организмом человека:

7.Серое вещество нервной системы это:

8. Белое вещество нервной системы это:

9. Серое вещество в спинном мозге:

10. Серое вещество в стволе головного мозга:

11. Серое вещество в коре больших полушарий головного мозга:

12. Серое вещество в мозжечке:

13. Несовершенство мелкой моторики пальцев рук дошкольника связано с незрелостью ядер:

14. Центры условных рефлексов располагаются

15. Двигательный центр речи находится :

16. Выберите игру для ребенка с сильным неуравновешенным типом нервной системы:

17. Выберите для ребенка со слабым типом нервной системы игру:

18. Рецепторы зрительного анализатора:

19. Рецепторы слухового анализатора:

20. Заболевание среднего уха –средний отит, чаще встречается у дошкольников так как

21. Клетки крови , способные к фагоцитозу:

22. Клетки, транспортирующие кислород

23. Клетки, участвующие в свертывании крови

24. Сколько групп крови различают у человека..

25. Сосуды , несущие кровь от сердца

26. Сосуды , несущие кровь к сердцу

27.Большоей круг кровообращения начинается в..

28. Малый круг кровообращения начинается в..

29. Большой круг кровообращения заканчивается в..

30. Малый круг кровообращения заканчивается в..

31. Атмосферный воздух при вдохе попадает в первую очередь в..

32. Газообмен происходит ..

33. Важно , чтобы ребенок дышал носом..

34. Пища источник..

35.Переваривание белков начинается..

36.Окончательное переваривание и всасывание питательных веществ происходит…

37. Процессы ассимиляции протекают..

38. Процессы диссимиляции протекают..

39. Основной обмен..

40.Мочевина в организме образуется при распаде:

41. Соматотропный гормон вырабатывается клетками..

42. К железам смешанной секреции относится..

43) Гормон щитовидной железы

44) Вторичная моча здорового человека содержит..

45)Красный костный мозг место…

46) Тазовая кость до 14-16ти лет состоит ..

47. Места соединения костей мозгового отдела черепа-роднички состоят из…

48.Ахиллово сухожилие крепится..

49.Как следует носить тяжести, чтобы предупредить искривление позвоночника?

50. Потребности в кислороде у детей больше чем у взрослого, потому что

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИИ
А1. При недостатке гормона щитовидной железы развиваются:
1) микседема
2) базедова болезнь
3) гигантизм
4) кретинизм
А2. В тироксине - гормоне щитовидной железы содержится химический элемент:
1) бром
2) йод
3) железо
4)медь
А3. Всеми гормональными процессами в организме управляет железа внутренней секреции:
1) щитовидная
2) паращитовидная
3) надпочечники
4) гипофиз
5) поджелудочная
А4. Работу скелетных мышц контролирует:
1) спинной мозг
2) головной мозг
3) вегетативная нервная система
4) наше сознание
5) соматическая нервная система
А5. Дыхательный центр расположен в:
1) легких
2) мозжечке
3) продолговатом мозге

4) коре больших полушарий

А6. Половые железы у женщин вырабатывают гаметы:


А7. В состав центральной нервной системы входят:

3) седалищный нерв

4) головной мозг

5) нервные узлы-ганглии

6) нервные волокна


А 8. Пучок нервных волокон, покрытых сверху общей соединительной оболочкой, называется:


А9. Роль соматической нервной системы :

1) управление движениями

2) управление органами чувств

3) управление работой сердца

5) управление высшей нервной деятельностью

А10. Серое вещество ЦНС состоит из:

1) нервные клетки

3) нервные волокна

4) ядра нервных клеток


В11.Установите соответствие скелетных мышц их анатомическому расположению


1) Большая грудная мышца А) мышцы спины

2) Двуглавая мышца Б)мышцы верхних конечностей

3) Трапецевидная мышца В) мышцы нижних конечностей

4) Икроножная мышца Г) мышцы груди


В12.Укажите соответствие свойств нервной системы типу ВНД


1)Сильный уравновешенный (безудержный) А) меланхолик

2)Сильный уравновешенный подвижный Б)флегматик

3)Сильный уравновешенный инертный В) сангвиник

4)Слабый тип Г) холерик


В13.Укажите соответствие рефлексов различным отделам ЦНС


1)Коленный рефлекс А) рефлексы продолговатого мозга

2)Глотательный рефлекс Б) рефлексы коры больших полушарий

3)Условный рефлекс В) рефлексы спинного мозга

4)Рефлексы правильной координации движений Г) рефлексы мозжечка


В14. Укажите соответствие особенностей условных и безусловных рефлексов


1)Врожденные, отражают видовые особенности организма А) Условные рефлексы

2)Приобретаются в течение жизни Б) Безусловные рефлексы

3)Реализуются по временным связям

4)Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически


В15 . Укажите соответствие органелл нейрона и их функций


1)Синтез и транспорт различных веществ А) ядро

2)Освобождение биологической энергии Б) рибосомы

3)Синтез различных белков В)митохондрии

4)Хранение генетической информации Г)Эндоплазматическая сеть


В16. Укажите соответствие свойств нервной ткани их значению

1)Проводимость А) Реакция на действие раздражителя

3)Возбудимость В) Способность проводить определенное количество нервных импульсов в единицу времени

4)Лабильность Г) Проведение нервных импульсов


В17.Укажите соответствие свойств нервных процессов их значению


1)Уравновешенность А)Уровень работоспособности нервных клеток

2)Подвижность Б) Соотношение процессов возбуждения и торможения

3)Сила В)Скорость возникновения возбудительного или тормозного процесса


В18. Укажите соответствие основных пищевых продуктов и их компонентов

1)Белки А) Сливочное масло

3)Углеводы В) Аскорбиновая кислота


В19. Укажите соответствие отделов зрительного анализатора и их компонентов


1)Центральный (мозговой) отдел А)Фоторецепторы сетчатки

2)Периферический отдел Б)Зрительный нерв

3)Проводниковый отдел В)Затылочная доля коры


В20. Укажите соответствие отделов центральной нервной системы их функциям:


1)Гипоталамус А)Координация движений

2)Кора больших полушарий Б)Проведение нервных импульсов к головному мозгу

3)Мозжечок В)Высший центр регуляции функций организма

4)Спинной мозг Г)Формирование условных рефлексов


С21.Газообмен в малом круге кровообращения происходит в:


С22. Перенос питательных веществ, гормонов — это функция системы


С23. Кости черепа у новорожденного ребенка соединены


С24. Количество пар ребер, прикрепленных к грудине:


С25.Количество пар свободных ребер:

С26.Отдел пищеварительного тракта, в котором всасывается основная масса воды:


С27..Подвижное соединение костей скелета


С28. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая с участием ЦНС, называется


С29. Структура, обеспечивающая передачу возбуждающих или тормозных влияний между двумя возбудимыми клетками называется


С30.Исторически сложившаяся единая система клеток, обладающих общностью развития, строения и функционирования называется


ОТВЕТЫ К ПРОВЕРОЧНЫМ ТЕСТАМ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИДисО


Ответы к заданиям с выбором ответа (часть 1)


Ответы к заданиям с кратким ответом (часть 2)


ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИДисО (сост. доцент И.Б. Чмиль)

Выберите правильный ответ

Отдел головного мозга, ответственный за координацию движений

Позвоночник человека состоит из …… позвонков

В процессе дыхания воздух поступает последовательно в следующие отделы

носовая полость – трахея – легочные пузырьки – бронхи – бронхиальное дерево – гортань

гортань – трахея – легочные пузырьки – бронхиальные веточки – бронхи – носовая полость

легочные пузырьки – гортань – бронхиальные веточки – бронхи – носовая полость – трахея

носовая полость – гортань – трахея – бронхи – бронхиальные веточки – легочные пузырьки

Группа органов, выполняющая совместно общие функции

Благодаря мышцам обеспечивается

Отдел позвоночник человека, следующий за шейным

Частота сердечных сокращений с возрастом

вначале уменьшается, потом увеличивается

Самые оптимальные дни работоспособности

Искривление позвоночника может возникнуть, если ребенок

постоянно работает в одной и той же неправильной позе

редко бывает на свежем воздухе

носит тесную обувь

Самая крупная кость человеческого организма


Укажите последовательность расположения отделов пищеварительного тракта

Б) толстый кишечник

В) ротовая полость

Г) тонкий кишечник


Укажите соответствие между системами органов и их органами


1) пищеварительная А) сердце

2) сердечно-сосудистая Б) щитовидная железа

3) дыхательная В) желудок

4) эндокринная Г) легкие


Укажите соответствие


1) самая большая артерия А) головной мозг

2) клетки крови участвующие в реакции Б) эритроциты

свертывания В) аорта

3) отдел центральной нервной системы Г) тромбоциты

4) красные клетки крови


Установите соответствие между периодами онтогенеза


1) новорожденный А)0 -10 дней

2) грудной Б)1-3 года

3) раннее детство В) 4-7-

4) первое детство Г) 10 дней – 1 год


Установите соответствие между частями опорно-двигательной системы


1) скелет головы А) межреберные мышцы

2) кость верхней конечности Б) лучевая

3) кость нижней конечности В) череп

4) мышцы грудной клетки Г) малая берцовая


Установите соответствие


1) парные органы бобовидной формы А) легкие

2) парные органы, имеющие пористое строение Б) почки

3) парные органы зрения В) ушные раковины

4) парные органы слуха Г) глаза


Установите соответствие


1) длинный отросток нейрона А) синапс

2) короткий отросток нейрона Б) сома

3) тело нервной клетки В) дендрит

4) зона контакта между нейроном Г) аксон

и другими клетками


Установите соответствие


1)первое звено рефлекторной дуги А) вставочные нейроны

2) центральная часть рефлекторной дуги Б) эффектор

3)волокна передающие информацию В) рецептор

органу исполнителю Г) эфферентные волокна

4) орган исполнитель


Укажите последовательность кровеносных сосудов, по которым проходит кровь в большом круге кровообращения

В) правое предсердие

Г) левый желудочек

Е) средние и мелкие артерии


Установите соответствие


1) отсутствие свода стопы А) миокард

2) средний слой мышечной стенки сердца Б) стекловидное тело

3) большая часть глазного яблока В)плоскостопие

4) гормон поджелудочной железы Г) инсулин


Часть 3


С21. – часть периферической нервной системы, которая устанавливает взаимоотношения с внешней средой – воспринимает ее воздействия (прикосновения, боль, температуру), регулирует деятельность скелетной мускулатуры


Дайте определение понятию онтогенез

– движение крови в организме

– самые мелкие, тонкостенные сосуды

– способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов а также от инородных тел и веществ

– качественные изменения, происходящие в организме, т.е. это процесс морфологического и функционального совершенствования организма

– это период повышенной чувствительности организма к действию одного определенного фактора.

- ответная реакция организма на раздражение рецепторов.

– способность нервной системы запечатлевать, хранить и воспроизводить поступающую информацию

– приобретение организмом присущих ему форм


ОТВЕТЫ К ПРОВЕРОЧНЫМ ТЕСТАМ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИДисО


Ответы к заданиям с выбором ответа (часть 1)

Ответы к заданиям с кратким ответом (часть 2)

Ответы к заданиям с развернутым ответом (часть 3)

Соматическая нервная система

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма с момента зачатия до его смерти.

Выберите книгу со скидкой:


Наши хорошие подростки

350 руб. 550.00 руб.


Чего хочет ваш малыш? Учимся понимать новорожденного, когда он плачет + покет

350 руб. 260.00 руб.


Жизнь без школы: Как организовать семейное обучение для вашего ребенка + покет

350 руб. 230.00 руб.


Тайны предметного мира Ребенка. О чем молчат ваши дети

350 руб. 287.00 руб.


Общение с детьми: 12 "нельзя", 12 "можно", 12 "надо"

350 руб. 250.00 руб.


Родители, ребенок и невроз: психоанализ детской роли

350 руб. 588.00 руб.


Подросток в доме: Когда не знаешь что сказать и как себя вести

350 руб. 260.00 руб.


Дети с неограниченными возможностями. Метод пробуждения мозга для улучшения жизни особых детей

350 руб. 260.00 руб.


Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей + покет

350 руб. 256.00 руб.


Родителям: как быть ребенком

350 руб. 288.00 руб.


Ежедневник будущей матери. Беременность день за днем (дополненный)

350 руб. 461.00 руб.


Ленивая мама. Календарь настенный на 2020 год (300х300)

350 руб. 248.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Сальманович Людмила ВикторовнаНаписать 3068 28.11.2018

Номер материала: ДБ-262670

  • Другое
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    28.11.2018 543
    28.11.2018 279
    28.11.2018 73
    28.11.2018 90
    28.11.2018 517
    28.11.2018 164
    28.11.2018 938
    28.11.2018 122

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.