Установите соответствие ов нервно паралитического действия

Отравляющие вещества нервно-паралитического действия относятся к высокотоксичным веществам. По химическому строению все они являются органическими соединениями, производными кислот фосфора, поэтому иногда называются фосфорорганическими (ФОВ).

К данной группе принадлежат зарин, зоман, V- газы.

ФОВ вызывают поражение, попадая в организм различными путями: через дыхательные пути, через слизистые оболочки глаз, кожные покровы, раны, через пищу.

При отравлении ФОВ происходит угнетение фермента холинэстеразы и вследствие этого нарушение синаптической передачи нервных импульсов. Происходит перевозбуждение нервной системы, судороги, спазмы, сужение зрачков, тахикардия. Различают 3 степени

поражения – легкую, среднюю и тяжелую. Легкая степень поражения характеризуется нарушением ритмичности дыхания, стенокардией, депрессивное состояние, средняя степень фиксируется при появлении спазмов в бронхах и болевом желудочно-кишечном синдроме, тяжелая степень - судорожно-паралитический синдром.

Принципы лечения и первая помощь при поражении ФОВ – антидотная терапия.

Это специфические противоядия подразделяются на две группы – холинолитики (будоксин, атропин) и реактиваторы холинэстразы (ПАМ-2, токсогонин). Антидоты оказывают максимальный эффект при немедленном применении в ближайшие 10-15 минут после поражения. При легкой и средней степенях поражения человек самостоятельно может оказать себе помощь.

Отравляющие вещества общетоксического действияотносятся к ядам. В первую очередь, следует назвать синильную кислоту.

Синильная кислота является веществом, вызывающим кислородное голодание в живой ткани организма, при этом наблюдается высокое содержание кислорода как в артериальной, так и в венозной крови, таким образом, организм перестает усваивать кислород.

Различают молниеносную и замедленную форму интоксикации. Молниеносная форма приводит к почти мгновенной смерти после кратковременного судорожного периода с последующей остановкой дыхания. При замедленной форме ощущается неприятный привкус горечи во рту, развитие слабости, головокружения. Позже возникает ощущение онемения слизистой рта, слюнотечение, тошнота. При малейших физических усилиях появляются одышка, мышечная слабость, шум в ушах, затруднение речи. Затем наступает состояние возбуждения и страха смерти. Кожа лица краснеет, пульс редкий, артериальное давление повышается, дыхание неглубокое, резкое, частое.

Хлорциантакжеявляется отравляющим веществомобщетоксического действия, обладающим приоритетным воздействием на дыхательные пути, вызывая удушающий эффект с последующим токсическим отеком легких.

Первая помощь при воздествии синильной кислоты или хлорциана – использование противогаза и антидотов (амилнитрит, проопилнитрит, препараты, содержащие серу, тиосульфат натрия, глюкоза, метиленовая синь др.).

Отравляющие вещества кожно-нарывного действияприменены впервые во время Первой мировой войны (иприт) и далее были преобразованы в современные средства (перегнанный иприт, азотистый иприт, люизит)

Несмотря на длительный период исследования, воздействие иприта на человека полностью нельзя считать известным, так как он является универсальным ядом, поражающим все системы и органы.

Исследователи полагают, что токсичными являются продукты превращения иприта в организме – ониевые соединения, вызывающие ионизацию воды в организме и формирование перекисных соединений, разрушающих белки.

В связи с этим наблюдаются общие признаки воздействия как у иприта, так и у ионизирующего излучения при радиационном поражении.

Иприт поражает прежде всего слизистую оболочку глаз, затем органы дыхания и реже кожные покровы. В первый момент контакта никаких болевых ощущений не возникает, далее имеется достаточно длительный скрытый период ( до 24 часов), затем резкое ухудшение самочувствия – конъюнктивит, дерматит, фарингит.

Отмечается медленное улучшение состояния при лечении в связи с понижением активности иммунной системы, необходимо применение антибиотиков.

Азотистый ипритпо характеру воздействия отличается от иприта быстрым воздействием, вызывая немедленный судорожный синдром с расстройством дыхания и кровообращения, появлением трофических язв, лейкопении и лимфопении.

Входящий в состав молекулы мышьяк разрушает ферменты карбоксилазы, в организме замедляются процессы гликолиза, дезаминирования и окисления жиров.

Возникающие в белковом, жировом и углеродном обмене нарушения ведут к многочисленным патологическим процессам, проходящим одновременно.

При контакте с люизитом сразу возникает опасность инфекционных осложнений вследствие общего снижения иммунитета.

Первая помощьзаключаетсяв промывании глаз водой, использовании противогаза, санитарной обработке кожи и одежды, полоскание рта и ингаляция горла и носоглотки, при необходимости – беззондовое промывание желудка с приемом адсорбента (активированный уголь и др.).


Скачать:

ВложениеРазмер
dlya_unpo.doc 396 КБ

Предварительный просмотр:

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ [1] 

63. Назовите структуру в системе государственных учреждений Российской Федерации, которая в государственном масштабе отвечает за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций (ЧС). 1 балл

64. Назовите три группы подсистем, образующих РСЧС. 3 балла

65. Назовите шесть основных территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. 6 баллов

66. Назовите основные функциональные подсистемы РСЧС. 8 баллов

67. Назовите основные составляющие ведомственных подсистем. 4 балла

68. Назовите три уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. 3 балла

69. Приведите три примера, иллюстрирующих возникновение ЧС в результате деятельности человека. 3 балла

70. Приведите два примера, иллюстрирующих возможность предотвращения возникновения ЧС в результате производственной деятельности человека. 2 балла

71. Назовите пять групп ЧС по их масштабу и тяжести наносимого ущерба. 5 баллов

72. Распределите перечисленные ниже названия групп ЧС в порядке масштаба их воздействия (от минимального к максимальному). Ответ представить последовательностью букв, например - в, а, д. :

а) региональные; б) локальные; в) глобальные; г) местного масштаба. 4 балла

73. Назовите группы ЧС (по масштабу воздействия), ликвидация которых требует обязательного участия местной администрации, МЧС. 2 балла

74. Дополните фразу: "Предназначение РСЧС состоит в ___ чрезвычайных ситуаций в ___ и ___ время, а в случае их возникновения — для ___ их последствий, обеспечения ___ населения, ___окружающей природной среды, уменьшения ущерба, нанесённого народному хозяйству". 6 баллов

75. Дополните фразу: "Одной из важнейших задач системы РСЧС является ___ единой государственной политики в области ___ и ___ чрезвычайных ситуаций, ___ жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении ЧС в ___ и___время". 6 баллов

76. Сформулируйте две задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС по готовности к действиям в ЧС и в оценке их последствий. 2 балла

77. Сформулируйте две задачи РСЧС по созданию систем информации и техническому оснащению спасательных работ . 2 балла

78. Назовите основную структуру, входящую в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, объединяющую гражданское население и специальные силы, призванные практически осуществлять основные задачи РСЧС. 1 балл

79. Дополните фразу: "Элементарным звеном РСЧС является подсистема предупреждения и ликвидации последствий ЧС ___ ; организуется на всех ___, независимо от форм собственности и называется подсистемой предупреждения и ликвидации последствий ЧС ___ (ранее называлось гражданской обороной ___)". 1 балл

80. Два компонента подсистем предупреждения и ликвидации последствий ЧС объекта, осуществляющих их руководство. 2 балла

81. Должностное лицо, являющееся начальником ГО учебного заведения. 1 балл

82. Должностное лицо, являющееся начальником штаба ГО учебного заведения. 1 балл

83. Три важнейших задачи ГО учебного заведения. 3 балла

84. Назовите должностных лиц и структуру в учебном заведении, которые подчиняются Управлению ГО и ЧС. 3 балла

85. Назовите шесть основных структурных подразделений ГО, которые подчиняются штабу ГО объекта. 6 баллов

86. Назовите четыре вида современного оружия, применяемого в современных войнах.

87. Закончите фразу: "Оружие, поражающее действие которого основано на энергии, выделяющейся при протекании процессов, связанных с распадом или синтезом атомных___, называется ___". 2 балла

88. Назовите четыре поражающих фактора ядерного оружия. 4 балла

89. Назовите поражающий фактор ядерного оружия, который вызывает значительные разрушения материальных объектов и механически уничтожает живую силу противника.

90. Закончите фразу: "Область резкого сжатия среды, распространяющаяся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью, называется ___". 1 балл

91. Закончите фразу: "Передняя граница сжатого слоя воздуха ударной волны называется ___". 1 балл

92. Закончите фразу: "Возникший при ядерном взрыве поток лучистой энергии, включающий инфракрасные, видимые и ультрафиолетовые лучи, характеризует поражающий фактор, называемый ___". 1 балл

93. Назовите три возможные вида последствий светового излучения при ядерном взрыве. 3 балла

94. Закончите фразу: "Поток гамма-лучей и нейтронов, возникший при взрыве ядерного боеприпаса, является поражающим фактором, называемым ___". 1 балл

95. Закончите фразу: "Появление на территории, над которой произошёл ядерный взрыв, различных радиоактивных веществ, возникающих или за счёт радиоактивных осадков, или за счёт сопутствующих радиоактивному процессу радиоактивных веществ, характеризует поражающий фактор ядерного взрыва, называемый ___". 1 балл

96. Назовите результат воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения местности на организм человека. 1 балл

97. Дополните фразу: "При действии нейтронного оружия зона радиоактивного поражения значительно ___ зоны поражения ударной волной, поэтому в большей части зоны радиоактивного поражения техника и различные сооружения ___, а живая сила противника ___". 3 балла

98. Закончите фразу: "Территория, подвергшаяся непосредственному воздействию поражающих факторов ядерного взрыва, называется ___". 1 балл

99. Назовите четыре зоны очага ядерного поражения по характеру механических разрушений объектов. 4 балла

100. Укажите величину избыточного давления ударной волны на границе очага ядерного поражения (в кПа). 1 балл

101. Распределите зоны очага ядерного поражения по характеру механических разрушений в порядке расположения относительно эпицентра ядерного взрыва (ответ представьте последовательностью букв, например —б, а, г. ): а) зона слабых разрушений; б) зона полных разрушений; в) зона средних разрушений; г) зона сильных разрушений. 3 балла

102. Назовите основные зоны радиоактивного заражения на следе облака ядерного взрыва. 4 балла

103. Укажите значение величины (в рентгенах) безопасных доз облучения (однократного). 2 балла

104. Распределите зоны радиоактивного заражения в зависимости от эпицентра взрыва (ответ представьте последовательностью букв, например—в, г, а. ): а) зона сильного заражения; б) зона умеренного заражения; в) зона чрезвычайно опасного заражения; г) зона опасного заражения. 3 балла

105. Найдите соответствие воздействия излучения на организм человека и дозы его однократного облучения (ответ представьте цифрой с буквой, например — 3в):

1. Лучевая болезнь второй степени. 2. Лучевая болезнь четвёртой степени. 3. Лучевая болезнь первой степени. 4. Условно безопасное воздействие. 5. Лучевая болезнь третьей степени;

а) 550 Р; б) свыше 700 Р; в) 250 -400 Р; г) 150-250 P. 4 балла

106. Дополните фразу: "Оружие массового поражения, действие которого основано на воздействии на организм человека токсических (___) веществ, называется ___". 2 балла

107. Дополните фразу: "___ (___) вещества — это химические соединения, которые, воздействуя на окружающую природную среду и различные организмы, ___ их, а при определённых концентрациях вызывают смерть; они способны за короткое время поражать большие территории, вызывая ___ местности и водоёмов". 4 балла

108. Назовите шесть групп отравляющих веществ (0В) по характеру их воздействия на организм человека. 6 баллов

109. Дополните фразу: "Зарин относится к отравляющим веществам ___ действия, так как он в основном поражает ___". 2 балла

110. Дополните фразу: "Иприт является отравляющим веществом ___ действия, так как он поражает кожу, глаза, дыхательные пути, пищеварительную систему". 1 балл

111. Дополните фразу: "Фосген является отравляющим веществом ___действия, так как он воздействует на организм через ___ , поражая органы ___". 2 балла

112. Приведите по одному примеру названий отравляющих веществ удушающего и общеядовитого действия. 2 балла

113. Дополните фразу: "Синильная кислота — это ___ вещество ___ действия; она, попадая в организм через органы дыхания или пищеварения, вызывает ___ организма человека". 3 балла

114. Назовите главное отличие в действии удушающих и общеядовитых отравляющих веществ. 2 балла

115. Укажите среди приведённых ниже названий веществ те, которые можно применять в качестве компонента химического оружия: а) аммиак; б) хлорид бария; в) иприт; г) концентрированная уксусная кислота; д) зарин; е) синильная кислота. 3 балла

116. Дополните фразу: "Отравляющие вещества, вызывающие острое жжение органов дыхания, зрения, слезотечение, кашель, относятся к 0В ___действия": а) общеядовитого; б) психохимического; в) раздражающего; г) нервно-паралитического. 1 балл

117. Дополните фразу: "Отравляющие (___) вещества, специфически воздействующие на центральную нервную систему, вызывающие галлюцинации, страх, подавленность, слепоту, глухоту, относятся к 0В ___ действия". 2 балла

118. Установите соответствие названия токсического (отравляющего) вещества и характера его воздействия на организм человека (ответ представьте цифрой с буквой, например — 3г):

1.ОВ удушающего действия. 2.ОВ общеядовитого действия. 3.ОВ кожно-нарывного действия.

a) BS (Би-Зет); б) иприт; в) синильная кислота; г) зарин. 3 балла

119. Установите соответствие названия отравляющего вещества и характера его воздействия на организм человека (ответ представьте цифрой с буквой, например — 36):

1.ОВ нервно-паралитического действия. 2.ОВ раздражающего действия. 3.ОВ психохимического действия. 4.ОВ общеядовитого действия.

а) аммиак; б) синильная кислота; в) BS (Би-Зет); г) хлорид бария; д) зарин; е) CS (Си-Эс).

120. Дополните фразу: "Территория, на которой возможно массовое поражение людей и сельскохозяйственных животных за счёт отравляющего действия примененного ______ оружия, называется ______ поражения". 2 балла

121. Закончите фразу: "Оружие массового поражения, действие которого основано на использовании способности некоторых микроорганизмов вызывать различные заболевания и отравления, называется _____". 1 балл

122. Найдите среди приведённых ниже характеристик те, которые относятся к бактериологическому оружию: а) обладают малым скрытым (инкубационным) периодом; б) трудно обнаруживаются во внешней среде в начальный период применения из-за отсутствия специфических признаков; в) имеют длительный скрытый (инкубационный) период; г) поражающее действие длится в течение короткого времени: д) легко обнаруживаются в первые моменты применения; е) действуют в течение длительного времени после применения. 3 балла

123. Найдите среди приведённых ниже характеристик те, которые относятся к бактериологическому оружию: а) сильный взрыв с появлением свечения; б) необычно большое скопление вредных насекомых (вшей, клещей. ) в местах разрыва снарядов; в) наличие порошкообразных и капельножидких веществ на местности после взрывов; г) появление резких специфических запахов; д) глухие взрывы бомб; е) массовые пищевые отравления и заболевания людей и животных. 4 балла

124. Укажите среди приведённых ниже названий организмов те, которые используются в качестве бактериологического оружия: а) гриб мукор; б) возбудитель чумы; в) молочнокислые бактерии; г) холерные вибрионы; д) возбудитель сибирской язвы; е) возбудители гриппа; ж) возбудитель туляремии. 4 балла

125. Закончите фразу: "Населённые пункты и объекты народного хозяйства, подвергшиеся непосредственному воздействию бактериологического оружия, создающего источник распространения инфекционных заболеваний, называются ___". 1 балл

126. Дополните фразу: "Одним из важнейших способов борьбы с бактериологическим оружием и эпидемиями является ___ — система строгих изоляционно-ограничительных противоэпидемических мероприятий, ликвидирующих очаг эпидемии и предупреждающих её распространение". 1 балл

127. Назовите три группы обычных современных средств поражения по характеру их воздействия на противника. 3 балла

128. Дополните фразу: "Основными поражающими факторами осколочных и шариковых авиабомб являются ___, которые могут поражать живую силу противника".

1 балл
129. Дополните фразу: "Основным поражающим фактором боеприпасов объёмного взрыва является ___, которая распространяется со сверхзвуковой скоростью и ___ мощность обычных взрывчатых веществ в 4—6 раз". 2 балла
130. Назовите три группы зажигательного оружия в зависимости от его состава.3 балла
131. Дополните фразу: "Главным поражающим фактором ___ ___ является высокая температура, способность вызывать ожоги, отравление продуктами сгорания, пожароопасность". 1 балл
132. Дополните фразу: "___ — это зажигательные смеси на основе нефтепродуктов, представляющие собой легко воспламеняющиеся жидкости или гели". 1 балл
133. Закончите фразу: "Механические смеси оксидов железа с алюминием, воспламеняющиеся от специального запального устройства, горящие в отсутствие кислорода и создающие температуру до 3000 'С, называются ___". 1 балл
134. Дополните фразу: "Основной мерой борьбы и профилактики против зажигательного оружия является чёткое соблюдение и исполнение правил ___ безопасности". 1 балл

ЭТАЛОНЫ
63. РСЧС — единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, во главе которой стоит МЧС.
64. Территориальные, функциональные, ведомственные.
65. Республиканские, краевые, областные, городские, районные, объектовые.
66. Информационно-управляющие; обеспечения защиты и жизнеспособности населения; экологической безопасности; контроля обстановки на потенциально опасных объектах; сейсмологических наблюдений; противопожарных и аварийно-спасательных работ; санитарно-эпидемиологического надзора; экстренной медицинской помощи; предотвращения лесных пожаров; чрезвычайных резервных фондов.
67. Комиссии по ЧС; органы повседневного управления, в том числе и дежурно-диспетчерские службы; наблюдения и контроля за состоянием объектов и окружающей среды; силы и средства для ликвидации ЧС.
68. Федеральный, региональный, местный.
69. Авария на Чернобыльской АЭС; взрыв трубопроводов при транспортировке газов; аварии на химкомбинатах по производству фенол-формальдегидных смол и пластмасс и выброс фенола в грунтовые воды и т. д. (ответ многовариантен).
70. Точное выполнение правил техники безопасности на предприятии; своевременное проведение профилактических и текущих ремонтных работ технологического оборудования (ответ может варьироваться).
71. Глобальные, региональные, объектные, локальные.
72. б, г, а, в.
73. Глобальные, региональные.
74. ". предупреждении . мирное . военное . ликвидации . безопасности . защиты. ".
75. ". проведение. предупреждения. ликвидации . защиты. мирное . военное. ".
76. Обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в ЧС, проведение работ по их ликвидации; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
77. Создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действия в ЧС; оснащение техническими средствами аварийно-спасательных формирований.
78. Гражданская оборона.
79. ". объекта. объектах. объекта. (. объекта)".
80. Комиссия по ЧС, штаб ГО.
81. Директор учебного заведения.
82. Заместитель

директора учебного заведения.
83. Ответ многовариантен. Задачи: обеспечение защиты коллектива учебного заведения в период возникновения ЧС; создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности невоенизированных формирований ГО; средств оповещения и связи; создание собственного фонда противорадиационных укрытий.
84. Заместитель по эвакуации, заместитель по материально-техническому обеспечению, штаб ГО.
85. Пост радиационного и химического наблюдения; звено связи и оповещения; спасательная группа; противопожарное звено; звено по охране общественного порядка, звено по обслуживанию защитного сооружения.
86. Ядерное, химическое, биологическое, обычные (традиционные).
87. ". ядер . ядерным оружием".
88. Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.
89. Ударная волна.
90. ". ударной волной".
91. ". фронтом ударной волны".
92. ". световым излучением".
93. Ожоги кожи, поражение органов зрения, возгорание горючих материалов и объектов.
94. " . проникающей радиацией".
95. " . радиоактивным заражением".
96. Лучевая болезнь.
97. " . больше . сохраняются . гибнет".
98. ". очагом ядерного поражения".
99. Зона полных разрушений; зона сильных разрушений; зона средних разрушений; зона слабых разрушений.
100. 10 кПа.
101. б, г, в, а.
102. Зона чрезвычайно опасного заражения; зона опасного заражения; зона сильного заражения; зона умеренного заражения.
103. 50 рентген (однократное облучение); 100 рентген в течение 10—30 дней.
104. в, г, а, б.
105.1в, 26, 3г, 4а.
106. ". ядовитых . химическим оружием".
107. "Отравляющие . токсические . отравляют . заражение . ".
108. Нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие, психохимические.
109. " . нервно-паралитического . нервную систему".
110. ". кожно-нарывного. ".
111.". удушающего . органы дыхания . дыхания".
112. Фосген — удушающего действия; синильная кислота — общеядовитого действия (примеры могут быть иными).
113. ". токсическое(ядовитое). общеядовитого . общее отравление. ".
114. Удушающие отравляющие вещества парализуют органы дыхания, а общеядовитые вызывают общее отравление организма.
115. в, д, е.
116. г.
117.". токсические . нервно-паралитического . ".
118.1д,2в,3б.
119.

1д, 2е, Зв, 46.
120. " . химического . очагом химического . ".
121. ". бактериологическим оружием".
122. б, в, е.
123. б, в, д, е.
124. б, г, д, ж.
125. ". очагом бактериологического поражения".
126. ". карантин. ".
127. Осколочные; боеприпасы объёмного взрыва; зажигательное оружие.
128. " . осколки . ".
129. " . ударная волна . превышает . ".
130. Напалм, термитные составы, белый фос

фор.
131. '. зажигательного оружия. ".
132. Напалм. ".

133. “. термитами.
134.

Одним из средств массового поражения является химическое оружие. Отравляющие вещества, которые при этом используют, предназначены для нанесения вреда здоровью человека. Проникают они в организм через слизистые оболочки дыхательных путей, кожные покровы, с пищей или водой.

Эти препараты способны причинить огромный вред даже в малой дозе. Поэтому проникновение через маленькую ранку в организм уже способно привести к серьезным последствиям. Отравляющие вещества получают простыми методами, которые известны любому химику, при этом дорогое сырье вовсе не требуется.

Первыми применили химическое оружие немцы в 1914-1918 годах, в это время шла Первая мировая война. Хлор, который они использовали, нанес ощутимый вред армии противника.

Боевые отравляющие вещества способны надолго вывести армию из строя, поэтому, анализируя использование Германией этих препаратов, большинство государств начали вести подготовку к применению ОВ в предстоящих военных событиях.

В эту подготовку обязательно включалось обеспечение людей средствами индивидуальной защиты, а также различные учения, которые разъясняют, как необходимо себя вести в случае химической атаки.

В настоящее время опасность исходит не столько от применения химического оружия, сколько от аварий, происходящих на различных химических предприятиях. Во время таких экстремальных ситуаций может произойти поражение отравляющими веществами.

Чтобы знать, как защититься от них, необходимо ориентироваться в их разновидностях и понимать особенности воздействия на организм человека.

Классификация отравляющих веществ

Разновидностей химических веществ можно выделить много, в зависимости от того критерия, который берется за основу классификации.

Если рассматривать цель, которую ставит перед собой противник, применяя ОВ, то их можно разделить на следующие категории:

  • Смертельные.
  • Выводящие из строя на некоторое время.
  • Раздражающие.

Если ориентироваться на скорость воздействия, то отравляющие вещества бывают:

  • Быстродействующие. Достаточно нескольких минут для наступления смерти или получения серьезных увечий.
  • Медленнодействующие. Имеют скрытый период своего действия.

Все химические вещества имеют различный период, в течение которого они могут представлять опасность для человека. В зависимости от этого они бывают:

  • Стойкие. Опасны после применения некоторое время.
  • Нестойкие. Через несколько минут опасность снижается.


Классификация отравляющих веществ по их физиологическому воздействию на организм может выглядеть так:

  • Общеядовитые.
  • Вещества кожно-нарывного действия.
  • Нервно-паралитические отравляющие вещества.
  • ОВ удушающего действия.
  • Психохимические вещества.
  • Раздражающие.
  • Токсины.

Поражающее действие отравляющих веществ

Химические вещества могут находиться в различных состояниях, поэтому и пути проникновения в организм у них разные. Некоторые попадают внутрь через дыхательные пути, а есть такие, которые просачиваются через кожу.

Боевые отравляющие вещества оказывают разное поражающее действие, которое зависит от следующих факторов:

  1. Концентрации.
  2. Плотности заражения.
  3. Стойкости.
  4. Токсичности.

Отравляющие вещества могут распространяться воздушными массами на большие расстояния от места их применения, подвергая при этом опасности людей, не имеющих средств защиты.

Обнаружение ОВ можно производить не только с помощью специального оборудования. Несмотря на то что характеристика отравляющих веществ различна, и все они имеют свои свойства и особенности, есть некоторые общие признаки, которые указывают на их присутствие:

  • На месте разрыва боеприпасов появляются облака или туман.
  • Появляется посторонний запах, не характерный для этой местности.
  • Раздражение органов дыхания.
  • Резкое снижение зрения или вовсе его потеря.
  • Растения вянут или изменяют свою окраску.

При первых признаках появления опасности отравления необходимо в срочном порядке использовать средства защиты, особенно если это нервно-паралитические отравляющие вещества.

Вещества кожно-нарывного действия

Проникновение этих веществ осуществляется через поверхность кожных покровов. В парообразном состоянии или в виде аэрозоля они могут попасть в организм и через дыхательную систему.


Самыми распространенными препаратами, которые можно отнести к этой группе, являются иприт, люизит. Иприт - это маслянистая жидкость темного цвета с характерным запахом, напоминающим чеснок или горчицу.

Он достаточно стоек, на местности может сохраняться до двух недель, а в зимнее время и около месяца. Способен поражать кожу, органы зрения. В состоянии пара проникает в органы дыхания. Опасность этих веществ заключается в том, что их действие начинает проявляться спустя некоторое время после заражения.

После воздействия на коже могут появляться язвы, которые очень долго не заживают. Если глубоко вдыхать ОВ этой группы, то начинает развиваться воспаление легочной ткани.

Нервно-паралитические вещества

Это самая опасная группа препаратов, которая оказывает летальное воздействие. Отравляющие вещества нервно-паралитического действия оказывают непоправимое влияние на нервную систему человека.

Используя вещества этой категории, можно за короткое время вывести из строя большое количество людей, так как многие просто не успевают воспользоваться средствами защиты.

К нервно-паралитическим веществам можно отнести:

  • Зарин.
  • Зоман.
  • Ви-икс.
  • Табун.

Большинству людей знакомо лишь первое вещество. Его название чаще всего фигурирует в списках ОВ. Это прозрачная жидкость, не имеющая цвета, со слабым приятным ароматом.

Если это вещество применяют в виде тумана или в парообразном состоянии, то оно сравнительно нестойкое, а вот в капельно-жидком виде опасность сохраняется несколько дней, а зимой и недель.


Зоман очень похож на зарин, но более опасен для человека, так как действует в несколько раз сильнее. Без использования средств защиты о выживании не может идти и речи.

Отравляющие вещества нервно-паралитического действия ви-икс и табун - это малолетучие жидкости, имеющие высокую температуру кипения, поэтому они по сравнению с зарином более стойкие.

Удушающие вещества

По самому названию становится понятно, что эти вещества поражают органы дыхательной системы. Известными препаратами из этой группы являются: фосген и дифосген.

Фосген представляет собой хорошо летучую жидкость без цвета с легким запахом гнилых яблок или сена. Он способен воздействовать на организм в парообразном состоянии.

Препарат относится к веществам медленнодействующим, начинает свое воздействие через несколько часов. Тяжесть поражения будет зависеть от его концентрации, а также от состояния организма человека и времени пребывания на зараженной территории.

Препараты общеядовитого действия

Химически отравляющие вещества из этой группы проникают в организм с водой и пищей, а также через дыхательную систему. К ним можно отнести:

  • Синильную кислоту.
  • Хлорциан.
  • Угарный газ.
  • Фосфористый водород.
  • Мышьяковистый водород.


При поражении можно диагностировать следующие признаки: появляется рвота, кружится голова, человек может потерять сознание, возможны судороги, паралич.

Синильная кислота по запаху напоминает миндаль, в небольшом количестве содержится даже в семенах некоторых плодов, например в абрикосах, поэтому и не рекомендуется для компота использовать плоды с косточками.

Хотя это опасение может быть напрасным, потому что свое действие синильная кислота оказывает только в парообразном состоянии. При поражении ею наблюдаются характерные признаки: головокружение, металлический привкус во рту, слабость и тошнота.

Вещества раздражающие

Раздражающие отравляющие вещества способны воздействовать на человека только кратковременно. Они не относятся к летальным, но могут вызвать временную потерю или снижение работоспособности. Воздействуют они в основном на нервные окончания, расположенные в кожных покровах и слизистых оболочках.

Их действие проявляется практически мгновенно после применения. Вещества этой группы можно разделить на следующие разновидности:

  • Слезоточивые.
  • Чихательные.
  • Вызывающие боль.

При воздействии веществ первой группы в глазах появляется сильная резь, и начинается обильное выделение слезной жидкости. Если кожа рук нежная и чувствительная, то на ней может появиться жжение и зуд.


Чихательные отравляющие вещества раздражающего действия воздействуют на слизистые оболочки дыхательных путей, чем вызывают приступ безудержного чихания, кашля, при этом появляются болевые ощущения за грудиной. Так как идет воздействие на нервную систему, то можно отметить головную боль, тошноту, рвоту, мышечную слабость. В тяжелых случаях возможны судороги, паралич и потеря сознания.

Вещества, оказывающие болевое воздействие, провоцируют боль, как от ожога, удара.

Психохимические вещества

Эта группа препаратов оказывает влияние на нервную систему и вызывает изменения в психической деятельности человека. Может появиться слепота или глухота, страх, галлюцинации. Нарушаются локомоторные функции, но к смертельным исходам такие поражения не приводят.

Наиболее известным представителем этой категории является препарат BZ. При его воздействии начинают появляться следующие признаки:

  1. Сухость во рту.
  2. Зрачки становятся слишком широкими.
  3. Пульс учащается.
  4. Наблюдается слабость в мышцах.
  5. Снижается концентрация внимания и памяти.
  6. Человек перестает реагировать на внешние раздражители.
  7. Появляются галлюцинации.
  8. Полное отрешение от внешнего мира.


Применение психохимических средств в военное время приводит к тому, что противник теряет способность принимать правильные и своевременные решения.

Первая помощь при воздействии отравляющих веществ

Защита от химических веществ может понадобиться и в мирное время. На случай чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах необходимо иметь под рукой индивидуальные средства защиты и транспорт, чтобы можно было вывезти людей из зараженного места.

Так как ОВ действуют стремительно, то при таких авариях многие получают серьезные поражения, и им требуется немедленная госпитализация. Какие меры можно отнести к первой помощи:

  1. Применение антидотов.
  2. Тщательная обработка всех открытых участков тела на случай попадания на них капель ОВ.
  3. Надеть противогаз или хотя бы ватно-марлевую повязку.
  4. Вынести человека из очага поражения. Это необходимо сделать в первую очередь.
  5. При необходимости провести реанимационные мероприятия.
  6. Эвакуация из района заражения.

Оказание первой помощи может отличаться в зависимости от отравляющего вещества. Например, если произошло поражение раздражающими веществами, то необходимо сделать следующее:

  • Снять противогаз и форму, если возможно.
  • Ввести 1 мл 2% промедола.
  • Тщательно промыть полость рта, глаза, кожу рук и лица 2% раствором бикарбоната натрия.
  • Если появилась боль в глазах, то необходимо закапать 2% раствор новокаина или атропин. На веки можно положить глазную мазь.
  • Если человек страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, то необходимо дать ему сердечные препараты.
  • Кожу обработать 5% раствором марганцовки и наложить противоожоговую повязку.
  • Несколько дней принимать антибиотики.

Сейчас имеется специальное оборудование и приборы, которые позволяют определять не только наличие отравляющих веществ, распознавать их, но и точно устанавливать их количество.

Защита от отравляющих веществ

Если произошла авария на химическом предприятии, то первая задача, которая должна стоять, – это защита населения, проживающеего недалеко от места ЧП, а также работников предприятия.


Самыми надежными средствами для защиты массового использования считаются убежища, которые должны быть обязательно предусмотрены на таких предприятиях. Но вещества отравляющего действия начинают сразу свое воздействие, поэтому при выбросе химических веществ время идет на секунды и минуты, помощь необходимо оказывать в срочном порядке.

Все работники предприятия должны быть оснащены специальными дыхательными аппаратами или противогазами. Сейчас активно работают над созданием противогаза нового поколения, который способен будет защитить от всех видов отравляющих веществ.

При химических авариях большое значение играет скорость вывода людей из зараженной местности, а это возможно только в том случае, если все эти мероприятия заранее четко спланированы, предусмотрена и стоит наготове техника для срочной эвакуации.

Население близлежащих населенных пунктов должно быть своевременно оповещено об опасности заражения, чтобы люди приняли все необходимые меры защиты. Предварительно необходимо проводить беседы на случай таких ситуаций, чтобы население имело представление о способах защиты от отравляющих веществ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.