Центр высшей нервной деятельности в мозге

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

"Отец русской физиологии" - И.М. Сеченов написал книгу "Рефлексы головного мозга", где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.


Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным - постоянным, а другая - приобретенным.

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы - врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.


Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.


Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет - палочками и колбочками сетчатки.

Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды - они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

С корой - без коры

Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное - запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.


Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного - включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.


Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой - происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.


Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Павлов описан два вида коркового торможения:

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).


Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет - это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание - исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.


У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук - они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .


Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.


В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.


Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик - легко возбудимый тип, сангвиник - уравновешенный. Флегматик - процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик - процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы - весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.


Эмоции - субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей - в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).


Память - способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.


Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна - именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные "умные" будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.


Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания - осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.


Сомнамбулизм (устаревшее - лунатизм) - болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

а) координирует работу внутренних органов и обеспечивает связь организма с внешней средой

б) координирует работу внутренних органов путем формирования рефлексов и таксисов

в) осуществляет гуморальную регуляцию работы органов

г) все ответы верны

  1. Нервная система возникла на основе

б) раздражимости

  1. Нервная система развивается из

в) эктодермы

  1. Типы нервной системы беспозвоночных животных

а) диффузная, стволовая, цепочечная, лестничная

б) диффузная, сетчатая, стволовая, узловая

в) диффузная, стволовая, ганглиозная, узловая

г) диффузная, стволовая, брюшная нервная цепочка, ганглиозная

  1. Диффузная нервная система состоит из

а) нервных клеток в слое энтодермы, соединенных отростками

б) нервных клеток в слое эктодермы, соединенных отростками

в) нервных клеток, расположенных в области щупалец

г) нервных клеток, расположенных в мезоглее

  1. Диффузная нервная система характерна для

а) плоских червей

в) кишечнополостных

  1. Стволовая нервная система состоит из

а) ганглиев в головном конце

б) ганглиев, расположенных в каждом сегменте тела

в) отростков нервных клеток, собранных в ганглии и стволы

г) ганглиев в головном конце и отходящих от них отростков

  1. Стволовая нервная система характерна для

а) плоских и круглых червей

б) плоских и ленточных червей

в) ленточных и круглых червей

г) всех червей

  1. Нервные ганглии – это

а) концентрация клеток

б) концентрация нейронов

в) концентрация длинных отростков нейронов

г) концентрация коротких отростков нейронов

  1. Нервные стволы – это

а) концентрация ганглиев

б) концентрация нейронов

в) концентрация длинных отростков нейронов

г) концентрация нервных узлов

  1. Появление брюшной нервной цепочки связано с

а) развитием органов чувств

б) исчезновением метамерии, появлением сегментации тела

в) появлением сегментации тела

г) исчезновением метамерии

  1. Нервная система типа брюшной цепочки состоит из

а) трех головных ганглиев, соединенных в цепочку

б) цепочки дендритов и аксонов

в) многочисленных отростков нейронов, соединенных в цепочку

г) ганглиев в каждом сегменте, соединенных в цепочку

  1. Брюшная нервная цепочка характерна для

а) кольчатых червей и членистоногих

б) круглых и плоских червей

в) кольчатых червей и моллюсков

г) членистоногих и моллюсков

  1. Узловая нервная система состоит из

а) одного крупного ганглия

б) нескольких крупных ганглиев, соединенных комиссурами

в) многочисленных мелких ганглиев, соединенных комиссурами

г) нескольких нейронов, соединенных между собой комиссурами

  1. Узловая нервная цепочка характерна для

а) круглых червей

б) кольчатых червей

в) моллюсков

  1. Хордовые имеют нервную систему типа

а) нервной трубки

б) нервных стволов

в) нервных узлов

г) нервных ганглиев

  1. Один из этапов формирования нервной трубки в филогенезе

а) сворачивание нервной пластинки на брюшную сторону

б) сворачивание энтодермальной нервной пластинки в трубку

в) сворачивание нервной пластинки на спинную сторону

г) сворачивание нервной пластинки в мезодерме

  1. Полость нервной трубки называется

в) невроцель

  1. Этапы развития нервной системы в эмбриогенезе позвоночных

а) нервный желоб, нервная пластинка, нервная трубка

б) нервная пластинка, нервный желоб, нервная трубка

в) нервные ганглии, нервная цепочка, нервная трубка

г) островки нервных клеток, нервный желоб, нервная трубка

  1. Причины формирования головного мозга позвоночных

а) дифференцировка конечностей

б) дифференцировка органа зрения

в) активный образ жизни и дифференцировка органов чувств

г) дифференцировка органа слуха

  1. Активный образ жизни животных обусловлен

а) развитием органов движения

б) развитием органов чувств

в) активным поиском партнера и пищи

г) совокупностью перечисленных характеристик

  1. На стадии трех пузырей образуются первичные отделы мозга

а) передний, средний, задний

б) передний, промежуточный, задний

в) передний, средний, продолговатый

г) передний, промежуточный, продолговатый

  1. Первичный передний мозг развивается под влиянием рецепторов

в) обонятельных

  1. Первичный средний мозг развивается под влиянием рецепторов

г) зрительных

  1. ?Первичный задний мозг развивается под влиянием рецепторов

в) равновесия

  1. Пять отделов мозга образуются в результате деления первичных мозговых пузырей

а) переднего и заднего

б) переднего и среднего

в) среднего и заднего

г) переднего, среднего и заднего

  1. Первый и второй желудочки головного мозга располагаются в отделах

а) переднем и промежуточном

б) переднем и среднем

в) среднем и промежуточном

г) полушариях переднего мозга

  1. Второй и третий желудочки головного мозга располагаются в отделах

а) переднем и промежуточном

б) переднем и среднем

в) среднем и промежуточном

г) полушариях переднего мозга

  1. Второй и четвертый желудочки головного мозга располагаются в отделах

а) переднем и промежуточном

б) переднем и среднем

в) среднем и промежуточном

г) переднем и продолговатом

  1. Третий и четвертый желудочки головного мозга располагаются в отделах

а) промежуточном и среднем

б) промежуточном и продолговатом

в) среднем и промежуточном

г) среднем и продолговатом

  1. Полость среднего мозга называется

а) Мюллеров водопровод

б) Боталлов водопровод

в) Сильвиев водопровод

г) Гаверсов водопровод

  1. Типы головного мозга позвоночных

а) ихтиопсидный, зауропсидный, маммальный

б) ихтиоидный, зауроноидный, гомоноидный

в) ихтиопсидный, амфипсидный, маммальный

г) амфипсидный, зауропсидный, маммальный

  1. Отдел ихтиопсидного мозга, выполняющий функцию высшего центра нервной деятельности, находится в

а) промежуточном мозге

б) среднем мозге

в) полосатых телах

г) коре переднего мозга

  1. Отдел зауропсидного мозга, выполняющий функцию высшего центра нервной деятельности, находится в

а) полосатых телах промежуточного мозга

б) крыше среднего мозга

в) полосатых телах переднего мозга

г) древней коре переднего мозга

  1. Отдел маммального мозга, выполняющий функцию высшего центра нервной деятельности, находится в

а) промежуточном мозге

б) среднем мозге

в) переднем мозге

г) коре переднего мозга

  1. Тип головного мозга рыб

а) ихтиопсидный

  1. В переднем мозге рыб

а) два желудочка, крыша из нервной ткани

б) один желудочек, крыша из нервной ткани

в) один желудочек, крыша из эпителиальной ткани

г) два желудочка, крыша из эпителиальной ткани

  1. Передний мозг рыб – это высший

а) зрительный центр

б) обонятельный центр

в) центр нервной деятельности

г) слуховой центр

  1. В среднем мозге рыб

а) 1 зрительная доля, крыша из нервной ткани

б) 1 зрительная доля, крыша из эпителиальной ткани

в) 2 зрительные доли, крыша из нервной ткани

г) 2 полушария, крыша из эпителиальной ткани

  1. Средний мозг рыб является высшим

а) зрительным центром и центром нервной деятельности

б) зрительным и обонятельным центрами

в) обонятельным центром и центром нервной деятельности

г)слуховым центром и центром нервной деятельности

  1. Головной мозг амфибий, по сравнению с мозгом рыб, усложняется в связи с

а) появлением амниона

б) сохранением связи с водной средой

в) выходом на сушу

г) появлением пятипалых конечностей

  1. Тип головного мозга амфибий

а) ихтиопсидный

  1. Передний мозг амфибий имеет

а) крупные размеры, 1 желудочек

б) крупные размеры, 1 желудочек, крыша покрыта нервной тканью

в) 2 полушария, крыша покрыта эпителиальной тканью

г) 2 полушария, крыша покрыта нервной тканью

  1. Передний мозг амфибий является высшим

а) зрительным центром

б) обонятельным центром

в) центром нервной деятельности

г) слуховым центром

  1. Средний мозг амфибий

а) относительно меньше, чем у рыб, покрыт корой

б) относительно больше, чем у рыб, покрыт корой

в) относительно меньше, чем у рыб покрыт эпителием

г) относительно больше, чем у рыб, покрыт эпителием

  1. Средний мозг амфибий является высшим

а) зрительным центром и центром нервной деятельности

б) высшим зрительным и обонятельными центрами

в) обонятельный центр и высший центр нервной деятельности

г) слуховой центр и центр нервной деятельности

  1. Тип головного мозга рептилий

в) зауропсидный

  1. ? Передний мозг рептилий по сравнению с мозгом амфибий

а) крупнее, разделен на полушария

б) крупнее, является высшим центром нервной деятельности

в) крупнее, имеет 1 желудочек

г) крупнее, толстым покрыт слоем коры

  1. Передний мозг рептилий характеризуется

а) разрастанием полосатых тел, появлением слоя коры

б) разрастанием серого вещества крыши мозга

в) разрастанием полосатых тел, появлением островков коры

г) перемещением центра нервной деятельности в кору

  1. Древняя кора рептилий состоит из

а) 2-х слоев нейронов

б) 1 слоя нейронов

в) 5-ти слоев нейронов

г) 3- х слоев нейронов

  1. Функции участков древней коры рептилий

а) латеральный островок – высший обонятельный центр, медиальный – центр высшей нервной деятельности

б) латеральный и медиальный островки - высшие обонятельные центры

в) медиальный островок – высший обонятельный центр, латеральнй – высший центр нервной деятельности

г) медиальный островок – высший обонятельный центр, латеральный функционально не значим

  1. Высший центр нервной деятельности рептилий расположен в

а) полосатых телах переднего мозга

б) коре переднего мозга

в) латеральном островке коры

г) медиальном островке коры

г) слуховым центром

  1. Средний мозг рептилий является

а) высшим центром нервной деятельности

б) высшим зрительным центром

в) высшим обонятельным центром

г) высшим слуховым центром

  1. Тип головного мозга птиц

в) зауропсидный

  1. Передний мозг птиц отличается от мозга рептилий

а) редукцией латерального островка коры

б) редукцией медиального островка коры

в) редукцией полосатых тел

г) увеличением площади коры

  1. Высший центр нервной деятельности птиц расположен в

а) полосатых телах переднего мозга

б) коре переднего мозга

в) латеральном островке коры

г) медиальном островке коры

  1. Средний мозг птиц является высшим

а) центром нервной деятельности

б) зрительным центром

в) обонятельным центром

г) слуховым центром

  1. Тип головного мозга млекопитающих

б) маммальный

  1. Высший центр нервной деятельности млекопитающих расположен в

а) неокортексе

г) полосатых телах

а) латерального островка древней коры рептилий

б) медиального островка древней коры рептилий

в) полосатых тел древней коры рептилий

г) гиппокампа древней коры рептилий

а) одного слоя множества клеток

б) нескольких слоев нейронов

в) трех слоев нейронов

г) нескольких слоев аксонов

  1. Одно из направлений эволюции головного мозга позвоночных – это увеличение массы переднего мозга за счет

а) разрастания полосатых тел

б) появления борозд и извилин

в) разрастания гиппокампа

г) разрастания крыши мозга

  1. К филонтогенетически обусловленным порокам развития головного мозга человека относятся

а) тетрада Фалло, гидроцефалия

б) отсутствие полушарий, синдром Лебера

в) отсутствие полушарий, энцефалит

г) отсутствие полушарий или их дифференцировки

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Отдел головного мозга Нервные центры
Продолговатый мозг Центры, регулирующие ритм сердца, кровяное дав­ление, частоту и глубину дыхания, центры безус­ловных пищевых рефлексов: сосания, глотания, слюноотделения; центры защитных рефлексов: чихания, рвоты, кашля, мигания, слезоотделения.
Варолиев мост Центры, регулирующие работу слюнных и слезных желез, жевательных и мимических мышц, вкусовой чувствительности.
Мозжечок Осуществляет поддержание равновесия или опреде­ленной позы, координацию быстрых и точных дви­жений.
Средний мозг Центры ориентировочных рефлексов зрения (рас­ширение и сужение зрачка, зажмуривание и движе­ние глаза), слуха, центры поддержания тонуса ске­летных мышц, центры бессознательных стереотипных движений.
Промежуточный мозг Таламус (зрительный бугор) — центр всех видов чувствительности (за исключением обонятельных вкусовых и слуховых); центры, регулирующие и ко­ординирующие внешние проявления эмоций, цент­ры, поддерживающие состояние внимания, центры боли и удовольствия. Гипоталамус (подбугорье). 1. Главный координиру­ющий и регулирующий центр вегетативной нервной системы — здесь находятся высшие центры, участ­вующие в регуляции сердечного ритма, кровяного давления, дыхания и перистальтики. 2. Включает в себя зри­тельный перекрест, передающий нервный импульс зрительного анализатора из левого глаза в правое полушарие переднего мозга, а из правого глаза — в левое полушарие. 3. Центры голода, жажды и сна; центры поведенческих реакций, связанных с агрес­сивностью и размножением. 4. Вырабатывает нейрогормоны — вазопрессин и окситоцин. 5. Контролирует работу гипо­физа
Передний мозг (кора больших полушарий) 1. Кора больших полушарий: - чувствительные зоны (зрительная, слуховая, кожно-мышечная, центры обоняния и вкуса) - двигательные зоны -В них возникают двигательные импульсы, идущие затем по нисходящим путям к скелетным мышцам. - ассоциативные зоны связывают различные обла­сти коры, интегрируют все импульсы, поступающие в мозг. Деятельность этих зон связана со сложными формами поведения и высшей нервной деятельнос­тью (условные и безусловные рефлексы, вторая сигнальная система) и лежит в основе высших психических функций и высших эмоций. 2. Подкорковые ядра (базальные ядра, базальные ганглии) - регулируют инстинктивное поведение и двигательную активность (вместе с промежуточным и средним мозгом)

Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты – ДНК , РНК – состоят из нуклеотидов (мономеры). Каждый нуклеотид состоит из остатка фосфорной кислоты

( фосфатная группа), углевода (пятиуглеродный сахар пентоза) и азотистого основания (А – аденин, Т - тимин, У – урацил, Г – гуанин,

Фотосинтез – процесс образования органических соединений из углекислого газа и воды с использованием лучистой энергии Солнца.

- энергия солнечного излучения

- вода и углекислый газ

- специализированные органоиды ( должны содержать пигменты, способные поглощать свет – хлорофилл, например) – пластиды растений.

Особенности строения хлоропласта – двойная мембрана: наружная – гладкая, внутренняя образует особые плоские выросты - тилакоиды, которые располагаются группами, которые называются гранами. В мембраны тилакоидов встроены молекулы пигментов (хлорофилл) и белков, участвующих в процессе фотосинтеза.

Внутренняя полость хлоропласта – строма.

Этапы фотосинтеза.

Синтез белка.

Белок – полимер, мономерами которого являются аминокислоты (а/к), в клетке присутствует 20 разновидностей а/к.

Необходимые условия для синтеза белка:

– генетический код (1 а/к соответствует 1 триплет (кодон) в ДНК или и-РНК).

- присутствие рибосом в цитоплазме клетки

- наличие свободных а/к в цитоплазме клетки (из процессов пищеварения и распада белков)

- наличие т-РНК для доставки а/к к месту синтеза белка

- наличие матрицы для синтеза (и-РНК, содержащая информацию о первичной структуре белка, которая переписана с ДНК)

- ферменты (всегда есть в клетке)

ПРИМЕЧАНИЕ: На одной и-РНК одновременно могут работать несколько рибосом. Такой комплекс (временный) называется полисомой.Все рибосомы одной полисомы синтезируют один и тот же белок. Рибосома способна синтезировать любой белок, его вид зависит от и-РНК.

Транскрипция– перенос информации о первичной структуре 1 белка с ДНК на и - РНК.

Трансляция – перевод последовательности нуклеотидов молекулы и – РНК в последовательность аминокислот молекулы белка.

После окончания работы полисомы ставшая ненужной и-РНК разбирается на отдельные нуклеотиды, которые клетка использует для синтеза новых РНК.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.