Что зафиксировано в выражениях соленые шутки грязный язык щекотание нервов

Задание 8.Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах: (Что происходит с чувствительностью анализаторов?)

1. При виде лимона умногих людей выделяется слю­на и ощущается вкус кислого.

2. Музыкант слышал разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1/2тона.

3. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

4. Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным уп­ражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов.

5. Почему водители не обращают внимания на игруш­ки, висящие на лобовом стекле их машины?

6. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

8. Если люди продолжительное время живут в эколо­гически загрязненных районах, то при выезде на природу у них возникает головокружение и даже головная боль.

9. Человек, занимающийся йогой, может ходить по лез­вию ножа без обуви, не ощущая боли. Почему?

10. Люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы. Почему?

11. Существует определенный порядок подачи спирт­ных напитков: сначала подаются более легкие, с более тонким букетом, а потом уже более крепкие вина.

12. Когда человек прислушивается, он прикрывает гла­за. Почему?

13. Человек не замечает тиканья часов в комнате. По­чему?

14. Когда человек пьет горячий чай, он кладет много са­хара. После остывания чай кажется очень сладким. Почему?

Задание 9. Выделите особенности, которые характерны:

2) Для восприятия.

1. Этот психический процесс включает в себя мотор­ный компонент.

2. Это отражение отдельных свойств предмета.

3. Для этого процесса необходима встречная актив­ность.

4. Он представляет собой систему специальных психи­ческих действий и овладение ими требует обучения и практики.

5. Эта способность складывается в течение всей жиз­ни.

6. Эта способность дана с рождения.

7. Этот процесс требует работы нескольких анализа­торов.

8. Этот процесс связан с мышлением.

Задание 10. Какая особенность ощущений зафиксирована в перечисленных устойчивых выражениях речи?

Задание 11. Прокомментируйте следующие расхожие мнения с точки зрения их соответствия современному состоянию науки о познавательных процессах. Ответы аргументируйте.

1. Наше восприятие окружающего зависит от нашей культуры, образования и опыта.

2. У всех животных и человека способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.

3. Экстрасенсорное восприятие на считается законным предметом научного исследования.

4. Сенсорная изоляция приводит к необратимым патологическим изменениям психики.

5. Органы чувств ребенка начинают функционировать еще до его рождения.

6. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.

Задание 12. Верны или нет следующие утверждения? Почему?

1. Стимул или объект имеют больше шансов попасть в поле восприятия, если они сложны.

2. Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне.

3. У каждого биологического вида свое восприятие действительности.

4. Интуиция основана на подпороговом восприятии информации.

5. Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам.

6. Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим.

Задание 13. Выберите правильные суждения из предложенных.

1. Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений.

2. Ощущения многих других свойств объективного мира (например, формы, величины, отдаленности) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.

3. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры

4. Восприятие следует рассматривать как комплекс ассоциативно связанных ощущений.

6. В эволюции организмов возникли не специфические энергии органов чувств, а специфические органы, объективно приспособленные к отражению различных видов энергии.

7. Ощущения дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.

8. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения.

9. Ощущение есть не только отражение объективного мира, но еще и деятельность или ее компонент.

10. Ощущение – активный процесс, осуществляемый как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное отражение окружающего мира.

Задание 14. Закончите следующие утверждения.

1. Чувствительность анализаторов можно повысить путем…

2. При погружении в чуть теплую воду охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая – холод, потому что…

3. Войдя в помещение с непривычным запахом, через какое-то время человек…

4. Дифференциальный порог характеризуется относительным постоянством для…

5. Оглушительно громкий звук, слепящий, режущий глаза свет способны вызвать в анализаторе…

6. Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и …

Ощущения

Классификация психических явлений

1. Класс интеллектуальных (познавательных, когнитивных) форм, включающих ощущения, восприятие, представление, мышление, интуицию и речь. Данные формы обеспечивают несколько уровней познания и знания. Уровни обозначаются как:

- непосредственно-чувственный (ощущение, восприятие);

- абстрактно-понятийный (мышление, речь);

В знаниях и познавательных актах разных уровней могут различно соотноситься тенденции к воссозданию известного (репродукции), преобразованию известного и творению нового. Познание может быть обращено на внешний по отношению к субъекту объект или на самого субъекта (самоощучение, самовосприятие, представление, рефлексия).

2. Класс побуждений (непосредственно переживаемые инстинкты, желания, интересы, влечения, потребности, направленности, мировоззрение). Формы побуждений различаются доступностью для осознания, ценностным весом, сложностью проявлений, дальностью и длительностью перспективного действия. Сфера побуждений объединяет субъективные устремления к внешним и внутренним объектам (я-направленность).

3. Класспереживанийвключает первичные чувствования, эмоции, аффекты, настроения, чувства, страсти. Они субъективно динамизируют жизнедеятельность, служат для обобщенной чувственно-смысловой оценке непосредственно переживаемого.. источники и ориентиры переживания человек находит в мире и в себе.

4. Класс мнемических форм (память). Дополняет класс интеллектуальных форм, включает запоминание – сбережение – воспроизведение – забывание. Спецификой памяти выступают ее неисчерпаемые возможности в установлении, возобновлении и обогащении связей между жизненными событиями уже-наступившими. Центральный феномен памяти – сбережение – рассматривается как неугасающая внутренняя продуцирующая активность. Различаются память индивида на внешние объекты и память о себе как особый я-направленный психический процесс.

5.Класс сознательных психических форм.К нему относятся все психо-практические явления, представленные на уровнях сознания, осознания, самосознания и самопознания. Возможны нормальные, аномальные и патологические акты сознания.

6.Класс Бессознательных (внесознательных) психических форм .К нему относятся психические явления, предсуществующие в индивидуальной психиче как общие пра-идеи, пра-образы, пра-чувства. Класс дополняют бывшие в опыте индивида психические впечатления, ускользнувшие от сознания, или устраненные из поля активного сознания.. бессознательное обогащают мысленные, чувственные и образные интуиции.Интуиции иногда несут в себе потенциал будущих творческих проявлений индивидуального сознания.

Ощущения как интеллектуальная психическая форма

В соответствии с типологией Юнга различают: экстравертный ощущающий тип в высшей степени реалистичный, с сильным объективным чувством факта; интровертный ощущающий тип определяется не столько качеством и интенсивностью объекта, сколько своим субъективным откликом на него.

1. По основанию связи ощущений с пространственным или временным способом жизни. Различаются ощущения внешнеобъективного и внутренне-субъективного пространства и ощущения объективного и субъективного времени.

2.По основанию сенсорной данности объектов или самого субъекта выделяют экстрацептивные ощущения, которые доводят до человека информацию из внешнего мира (оптические, акустические, физические, механические и т.д.). Интрацептивные ощущения (тактильные, температурные, болевые, органические и т.д.).

3. По основанию связи ощущений с различными формами существования материи различается сенсорика с источника мышечного, вибрационного, вестибулярного и т.д. происхождения.

4. На основе обладания специфическими качествами или модальностями ощущения делятся на: зрительные впечатления– данность светлоты, цвета, прозрачности, приятности оттенков источника; слуховые впечатления – данность звучания, а также высоты, громкости распространения звука; осязательные впечатления – данность касания, тяжести, укала, давления, боли, теплоты; обонятельные впечатления – улавливание запахов в их специфических оттенках, насыщенности, доставляемом удовольствии; вкусовые ощущения -данность специфической “вкусноты”, удовольствия “вкушать”, остроты вкуса и т.д.; органические и кинестетические впечатления –впечатления внутрителесного комфорта, телесных движений, динамической пластике тела.

Задание для самостоятельной работы № 1

Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека.

Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.

Задание для самостоятельной работы № 2

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:



1. а) психика - б) ощущение;

2. а) ощущение - б) отражение;

3. а) ощущение - б) восприятие;

4. а) ощущение - б) боль;

5. а) зрительные ощущения - б) слуховые ощущения;

6. а) ощущение - б) синестезия;

7. а) адаптация - б) ощущения;

8. а) ощущения - б) познание.

Задание для самостоятельной работы № 3

Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

Задание для самостоятельной работы № 4

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

- Основным источником наших знаний о внешнем мире являются . .

- Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет . характер.

- Особенность ощущений в том, что в них . . . предметов и явлений

- Генетически самое раннее чувственное психическое явление - . . .

- Ощущение как . . развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия.

- Действие внешних раздражителей на анализаторы человека подчиняется . механизмам.

- Повышение чувствительности в результате взаимодействия . называется . .

- Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется . . (или . . ).

- При . под воздействием раздражителя, специфичного для одного анализатора, возникает . , характерное для другого анализатора.

Задание для самостоятельной работы № 5

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с. а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. К экстерорецептивным ощущениям относят. а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Основные свойства ощущений - это. а) константность; б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется. а) верхним абсолютным порогом чувствительности; б) разностным порогом; в) нижним порогом; г) интенсивностью ощущения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. К изменению чувствительности приводит. а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, - это. а) аккомодация; б) конвергенция; в) синестезия; г) сенсибилизация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. В структуру каждого ощущения входит. а) обобщение; б) движение; в) анализ; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Задание для самостоятельной работы №6

Проанализируйте отрывок и сделайте вывод о природе ощущений. Насколько человек властен над своими ощущениями - может ли он затормозить или усилить их?

Она почувствовала жар, прилив крови, головокружение.

Ну ясно, что у нее кружилась голова. Конечно, у нее был жар. Она же весь день сидела в пальто. Господи! Кинозал переполнен. Как селедок в бочке. Нечего удивляться, что она задыхается. Просто чудо, что она еще не упала в обморок. Джесс подалась вперед, потянула за рукава, стягивая с себя пальто, как будто оно загорелось.

- Ради Христа! - пожаловался кто-то рядом. - Не можете ли вы посидеть спокойно?

- Простите, - прошептала Джесс. Ей все еще было жарко, она все еще была взвинчена, кружилась голова. То, что она сняла пальто, ничего не дало. Она начала стягивать с себя свитер. Голубой, зеленый, сиреневый - какого бы цвета он ни был, в нем было слишком жарко. Она просто задыхалась, ей не хватало воздуха. Почему ей так трудно дышать? Джесс нервно обернулась, ища знак "выход", мотая головой то в левую, то в правую сторону, бегая глазами по всем направлениям. От черепашьего супа меня поташнивает, подумала она, стягивая через голову свитер с высоким воротником, воображая, что она находится в море, окруженная обезглавленными черепахами.

Неужели она заболевает? О, только не это! Только бы ее не вырвало!

. Джесс чувствовала, как к горлу подкатил комок. Она услышала запах черепашьего супа, смешанный с запахами жареной курятины и сыра "горгонзола". О, только бы не вырвало, молилась она, сжимая челюсти и скрежеща зубами.

Дыши глубоко, говорила она себе, вспоминая советы Дона. Дыши глубоко и подольше. От диафрагмы. Выдох. Вдох. Выдох. Вдох.

Не помогало. Ничего не помогало. Она почувствовала, как на лбу появилась испарина, как по щекам начали стекать капельки пота. Ей нехорошо. (Дж. Филдинг)

Задание для самостоятельной работы №7

Выберите правильные суждения из предложенных.

1. Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений.

2. Ощущения многих других свойств объективного мира (например, формы, величины, отдаленности) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.

3. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры.

4. Восприятие следует рассматривать как комплекс ассоциативно связанных ощущений.

5. Ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель, поэтому, например, что бы ни действовало на глаз, ощущение всегда будет зрительной "вспышкой света".

6. В эволюции организмов возникли не специфические энергии органов чувств, а специфические органы, объективно приспособленные к отражению различных видов энергии.

7. Ощущения дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.

8. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения.

9. Ощущение есть не только отражение объективного мира, но еще и деятельность или ее компонент.

10. Ощущение - активный процесс, осуществляемый как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное отражение окружающего мира.

Задание для самостоятельной работы №8

Какая особенность ощущений зафиксирована в перечисленных устойчивых выражениях речи?

"Острый вкус", "кричащий цвет", "сладкие звуки", "горькая правда", "соленые шутки", "грязный язык", "щекотание нервов", "жесткий стиль", "ласковый ветер", "сальный анекдот", "на языке - мед, под языком - лед", "теплые тона", "нежные речи", "вялое изложение", "блестящая работа" и т.п.

Задание для самостоятельной работы №9

На основании приведенного текста сделайте вывод о роли ощущений в становлении восприятия пространства. Какие ощущения участвуют, по вашему мнению, в этом процессе?

Правое полушарие мозга чутко реагирует на изменение веса тела, вызванное действием гравитационных сил. Это лишний раз подтверждает ведущую роль правого полушария в построении "схемы тела". Ведь первичной основой для построения такой схемы служит вектор силы тяжести, создаваемый гравитационным полем Земли, в котором постоянно протекает жизнедеятельность человека. Действием этого вектора обусловлены главные пространственно-ориентировочные понятия "верх" - "низ", а также связанные с ними добавочные координаты.

Существенный практический интерес в этой связи имеют факты, установленные американским психологом Г. Виткиным. Согласно его наблюдениям, уровень развития ребенка в определенной степени зависит от того, как рано выработалась у него способность ориентироваться в окружающем мире, используя для этого постоянно действующую на тело силу тяжести. В самом раннем детстве ориентирование в пространстве может осуществляться двумя способами. В первом случае суждение о положении своего тела ребенок выносит из зрительной оценки взаиморасположения окружающих предметов, из того, как меняются их вид и размеры при его передвижении. Второй тип ориентации в пространстве связан с более тонким и полноценным использованием нервной импульсации, поступающей из органов, автоматически оценивающих и поддерживающих равновесие тела (гравиторецепторов). Замечено, что ребенок, пользующийся вторым типом ориентации, проявляет большую активность и самостоятельность. Со временем это распространяется на развитие всей чувственной сферы и на совершенствование двигательных реакций, что положительно сказывается на формировании характера и интеллекта. (По Л. П. Гримаку)

Задание для самостоятельной работы №10

Опишите комплекс ощущений (по модальности, по расположению рецепторов), возникающих в приведенных ситуациях. Какие из них ощущаются сильнее, выступают на первый план и почему?

Вы проголодались и проходите мимо булочной; вам предстоит визит к стоматологу; вы гладите котенка; вы пьете шампанское; вам предстоит ответственное выступление на публике; вы укололись о шип розы; вы опаздываете на важную встречу; в экстремальных условиях вы принимаете жизненно важное решение; вы бросаетесь на помощь попавшему в беду ребенку; вы красите губы помадой кисточкой, а не тюбиком; вас впервые целует лицо противоположного пола; после ранения вы потеряли конечность; вы наблюдаете вскрытие трупа; новорожденный сосет вашу грудь; вы встречаете в темном переулке агрессивно настроенного пьяного; вы зашли в подъезд старого неухоженного дома; вы беременны; вы плывете в море; вы вернулись домой после тяжелой физической работы; вам предстоит "заглотить" зонд для исследования желудка; у вас начались родовые схватки; страдая от жары, вы наконец-то пьете ледяную воду; вы осваиваете дыхательную технику вайвейшн; вы поссорились с другом; вы пережили потерю близкого человека.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу: Основные свойства сенсорных процессов

Модальность Чувственный орган и рецепторы Качество ощущений

2.Выписать определения: адаптация, сенсибилизация, синестезия и привести примеры.

3.Сравните процессы ощущения и восприятия и заполните таблицу

Ощущение Восприятие
1. Сущность
2. Физиологическая основа
3. Особенности процесса
4. Результат процесса

5. Заполните таблицу: Виды внимания

Виды Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
Непроизвольное
Произвольное
Послепроизвольное

6. Заполните таблицу: Виды памяти и их определение

По модальности По характеру целей деятельности По длительности сохранения материала

7. Выпишите индивидуально-типологические особенности памяти и причины, влияющие на продуктивность памяти (обЪективные, субективные).

8. Выпишите виды мышления и их определения:

· По степени новизны и оригинальности

· По характеру решаемых задач

· По степени развернутости

· По количеству решений

9. Выпишите основные мыслительные операции и дайте их определения.

10. Выпишите виды воображения и дайте краткую характеристику

· По способам активности

11. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое

предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

1. Какая особенность ощущений зафиксирована в перечисленных устойчивых выражениях речи?

13. Проанализируйте приведенные высказывания. С какими из них вы согласны, с какими – нет и почему?

1). Мысль о вещи есть отражение вещи, но не просто отражение, а такое,

которое, будучи обработанным средствами абстрактного мышления, пройдя через чистилище опыта, вновь возвращается к этой вещи, но уже дает ее в расчлененном и обобщенном виде. (А.Г.Спиркин)

2). Мышление есть процесс чистой активности сознания.

3). Мышление есть проявление особой духовной способности человека.

4). Разум и постигаемое разумом – одно и то же. (Гегель)

5). Мышление есть поведение, двигательная активность/ совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия.

Семинар №3. Эмоционально-волевая сфера личности и её индивидуальность

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Выпишите основные функции эмоций.

2. Сравните эмоции и чувства.

3. Выпишите определения эмоциональных состояний: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.

4. Выпишите определения свойств темперамента и заполните таблицу:

Сензитивность Активность Реактивность Соотношение активности и реактивности Темп Пластичность/ригидность Экстраверсия/интроверсия Эмоциональная возбудимость
С
Х
Ф
М

5. Приведите примеры черт характера в следующих классификациях:

6. Выпишите определения следующих понятий: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.

7. Дайте определения формам направленности личности: потребности, мотивы, интересы, желания, склонности, идеал, убеждения, мировоззрение.

8. Дайте объяснение противоречию, звучащему в следующих примерах.

1). Когда люди встречают близкого человека на вокзале после долгой разлуки, они часто плачут, вместо того, чтобы радоваться.

2). Когда не ладятся дела и человек наталкивается на препятствие в осуществлении своей деятельности, он вместо огорчения и печали часто демонстрирует гнев, ярость, агрессию.

3). Когда человека провоцируют, обижают, задевают, он часто смеется в лицо обидчику.

4). В напряженных, экстремальных, рискованных ситуациях вместо страха люди шутят, смеются.

  1. Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы

Психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?

1). Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом

она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со

стороны своего дяди-алкоголика – событие, о котором в сознательном

состоянии она не помнит.

2). Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему

работу, но забывает тута явиться.

3) Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой

5). Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время

беременности даже и думать не хотела.

6). Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет

7). Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей

должностью и ему кажется, что все недовольны его работой.

Ниже перечислены литературные и сказочные герои. Кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто – к интровертам? Что общего можно обнаружить у всех интровертов и экстравертов?

Анна Каренина, Чиполлино, Родион Раскольников, Буратино, Алиса, Пьер

Безухов, Колобок, Баба-Яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Онегин, Емеля,

кот Матроскин, Снежная Королева, Настасья Филипповна, Золушка, Красная

Шапочка, Обломов, Анжелика, Остап Бендер, Паниковский, кот Бегемот,

Семинар №4. Психология малых групп

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Опишите понятие группы в социальной психологии.

2. Приведите примеры для каждого вида группы из классификации.

3. Перечислите динамические процессы в малых группах.

4. В чем сущность проблемы лидерства и руководства в социальной психологии.

5. Дайте определения общественно-психологическим явлениям: традиции, общественное мнение, стереотипы, предубеждения.

6. В чем заключается влияние группы на личность и личности на группу? Аргументируйте свою точку зрения.

Семинар №5. Педагогика как наука

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте содержание основных понятий педагогики.

2. Назовите условия, которые привели к выделению педагогики как самостоятельной области научного знания.

3. Законспектируйте содержание основных принципов педагогики, воспользовавшись источником: Реан, А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. - СПб. : Питер, 2007. - С. 214- 234.

5. В чем специфика построения и проведения эксперимента в педагогических исследованиях. Его отличие от эксперимента в психологии.

6. Проиллюстрируйте на примерах связь педагогической науки с практикой обучения и воспитания.

7. Какая педагогическая теория, на Ваш взгляд, может быть положена в основу создания эффективной образовательной системы? Приведите аргументы.

Семинар №6. Образование как глобальный объект педагогики

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Попытайтесь обосновать утверждение о том, что воспитание (в широком смысле) и обучение имею общие закономерности. Перечислите эти закономерности и раскройте их значение для осуществления процесса обучения.

2. Составьте свои правила к каждому из принципов образовательного процесса. Правила должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и относиться к деятельности учителя, проводящего занятия с позиции личностно-ориентированного обучения

3. Вспомните и дайте определение всех понятий этой темы, пользуясь учебниками и педагогическими словарями: Содержание образования, принципы формирования содержания образования, образовательный стандарт, учебный предмет, учебный план, учебная программа, учебник, учебно-методический ком­плекс, культура личности, самопознание, самооценка, интеллектуаль­ная культура, умственное воспитание, теоретическое мышление.

4. Изучите Государственный образовательный стандарт: [Электронный ресурс] по Вашей специальности на Российском образовательном портале (http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp). Осуществите анализ содержания.

5. Изучите учебный план по Вашей специальности. Проведите анализ его структуры и содержания. Результаты работы обсудите на семинаре.

Понятие Процесс Мысли-тельная операция Форма учебной работы Методы обучения Средства обучения
Обучение
Анализ
Домашняя работа
Сравнение
Урок
Беседа
Упражнение
Телеконференция
Компьютер
Лекция
Учебник
Карта
Обобщение
Диспут
Воспитание
Наблюдение
Семинар
Демонстрации
Индукция

7. Изучите классификацию методов активного обучения Н.В. Борисовой. Приведите примеры использования данных методов в процессе изучения дисциплин Вашей специальности.

Термин Определение Источник информации (автор, название, издательство, год издания)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.