В чем основные особенности высшей нервной деятельности человека

Рассмотренные выше принципы и закономерности высшей нервной деятельности являются общими как для животных, так и для человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественнотрудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.

Первая сигнальная система действительности -это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) -это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих лет.

Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. Со словом "вводится новый принцип нервной деятельности -отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов -принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека -науку ".

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая сигнальная система имеет две функции -коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.

Выше были рассмотрены типологические особенности высшей нервной деятельности. Они общие у человека и высших животных (четыре типа). Но у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный).

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы) ; непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.

К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).

Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.

Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, является нежелательным качеством человека.

"Нужно помнить, -говорил И.П, Павлов, -что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с последней, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни ".

У людей с чрезмерным преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации.

Современные исследования высшей нервной деятельности характеризуются развитием интегрального подхода к изучению целостной работы мозга.

Мотивация и регуляция поведения.

Психические процессы и состояния.

Мотивация деятельности и поведения.

Понятие деятельности и поведения

Деятельность -целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Деятельность -сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром.

Деятельность определяется внутренними (психическими) и внешними условиями, осуществляется в виде различных способов (систем приемов и операций), при помощи определенных средств.

В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд. Но это лишь самая общая классификация видов деятельности. Из нее выпадает такая важнейшая форма жизнедеятельности человечества, как деятельность по включению человека в систему социальных связей, формирование социально адаптированного поведения.

Поведением называется социально значимая система действий человека.

Отдельные поведенческие действия называются поступком, если они соответствуют общепринятым нормам поведения, и проступком, если не соответствуют этим нормам. Общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, совершаемое под контролем воли и сознания человека, называется преступлением.

Одной из основных предпосылок преступного поведения являются негативные качества человека: эгоизм, индивидуализм, пренебрежение правами и интересами других граждан, стяжательство, карьеризм, мстительность, жестокость, стремление выделиться в референтной, привлекающей данного человека, группе. Эти качества не являются врожденными, а формируются в зависимости от условий психического развития человека. Формирование человека -это формирование его потребностей и способов их удовлетворения.

Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности

Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность.

Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита.

Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на следующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические потребности) ; б) условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания и труда) ; в) условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.

Потребность -необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности.

Потребности определяют направленность психики данного человека, повышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности. [an error occurred while processing this directive] Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные потребности подразделяются на материальные, материальнодуховные (книги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека социально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом общественных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни.

Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности -ее направленность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потребностей.

Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями -происходит так называемая "сквозная регуляция ", связанная с взаимодействием этих уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когнитивных потребностей и т.д.

Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни "вызревают " лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но будучи сформированными высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.

У социализированной личности существует потребность в самооценке, в понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для его адаптации к окружающей среде.

Иерархия потребностей человека

Потребность в самореализации

Когнитивные потребности Потребность в признании, уважении

Потребность в привязанностях

Потребность в безопасности

Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего существования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой фундаментальной человеческой потребности -основной показатель социальной деформации личности.

Органические потребности человека возникают без специального их формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе специального их формирования, воспитания.

Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.

Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности являются основным стимулом как развития отдельной личности, так и исторического прогресса общества в целом.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетоврения имеются или могут быть созданы необходимые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.

Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих актов.

Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие.

Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние -мотивацию.

Мотивация - обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждении, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу). Внешние раздражители становятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма.

Таким образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы -программы поведения - могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, "утверждает " данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим -поисковой деятельности. Таким образом, мотивация -индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации.

В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, потребность оказания помощи другим людям, у третьего -проявить удаль в схватке, отличиться и т.д.

Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что они регулируются второй сигнальной системой -словом. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Виды мотивационных состояний: установки,

интересы, желания, стремления, влечения

Установка -это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается.

Различают следующие виды установок:

1) Ситуативнодвигательная (моторная) установка (например, готовность кисти руки к оперированию большими или малыми предметами).

2) Сенсорноперцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего шумового фона).

3) Социальноперцептивная установка -стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности).

4) Когнитивная -познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отступают на второй план).

5) Мнемическая установка -установка на запоминание значимого материала.

Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных условиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает цель этих действий. Объективные условия поведения осознаются в системе понятий.

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес (от лат. " -имеет значение) -избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.

Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Интересы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.

Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к какомулибо вещественному доказательству является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко лежат в основе преступного поведения. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека.

Две сигнальные системы действительности. Высшая нервная деятельность у человека носит такой же рефлекторный характер, как и у животных. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма. И у человека возникает внешнее и развивается внутреннее торможение.

Общими и для животных, и для человека являются анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему действительности.

Но высшая нервная деятельность человека имеет свои качественные особенности, которые ставят его над всем животным миром. И хотя у человека условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем у животных, отличаются большей прочностью, легче образуются рефлексы на сложные комплексы раздражителей, не это составляет основное отличие человека от животных.

Вторая сигнальная система социально обусловлена. Вне общества, без общения с другими людьми, вторая сигнальная система не развивается. Дети, в раннем возрасте попавшие в логово зверей и выросшие там (дети-маугли), не понимали человеческой речи и не умели говорить. Об этом же свидетельствуют данные о людях, в молодом возрасте изолированных на длительное время от общества других людей. Они забывали человеческую речь.

Образование условных рефлексов у детей

Условные двигательные рефлексы образуются у новорожденных в первые дни жизни. В 7 —10-дневном возрасте у ребенка, если взять его на руки в положение кормления грудью, появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. Этот рефлекс начинает образовываться с началом кормления ребенка молоком. К концу первого месяца могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на втором месяце — и на световые сигналы.

Образование условных рефлексов в течение первого месяца жизни ребенка ограничено коротким временем бодрствования и требует большого числа подкреплений.

Условные рефлексы, образованные в течение первого месяца жизни, очень неустойчивы.

Первые условные ориентировочные рефлексы образуются на 2—4 м месяце жизни. На третьем месяце ребенок различает чужих и знакомых. У детей 6 месяцев образуются отрицательные двигательные рефлексы.

Ребенок 6 месяцев легко и точно различает запахи, механические, температурные раздражения. Уже на первом году жизни ребенок различает форму и движение предметов, а также цвета.

Для образования и развития условных двигательных рефлексов у детей и формирования у них двигательных навыков важны сочетания проприоцептивных раздражений с кожными, зрительными и слуховыми.

У детей 1,5—2 лет условные двигательные рефлексы на одиночные раздражители образуются быстро и сразу становятся прочными.

В результате взаимодействия условных и безусловных двигательных рефлексов с возрастом у ребенка формируются важнейшие двигательные .рефлексы перемещения тела в пространстве (держание головы, сидение, ходьба, бег и др.), образуются условные рефлексы, регулирующие работу внутренних органов и развиваются рефлексы, обеспечивающие осуществление устной и письменной речи.

Чем старше ребенок, тем большее число раздражителей составляет условный комплексный раздражитель, на который может образоваться условный рефлекс.

Динамический стереотип человека

Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одно временны и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию системности, .или динамического стереотипа в работе коры головного мозга.

Выработка стереотипа—это пример сложной синтезирующей деятельности коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими.

Развитие речи у детей

Для формирования речевой функции у детей решающее значение имеет общение ребенка со взрослыми людьми. После рождения ребенок издает нечленораздельные звуки. С трех месяцев дети начинают лепетать, гулить. Гуление — постепенное упражнение голосового аппарата в речевой функции.

Во второй половине первого года жизни у ребенка появляются условные рефлексы на речевые раздражители. Но ребенок в этом возрасте различает не слова с их смысловым значением, а тембр голоса, интонацию. В этом возрасте у ребенка функционирует только первая сигнальная система. Поэтому ребенок, еще не умеющий говорить, может выполнить словесную просьбу или приказание, хотя не понимает смысла слов.

В формировании речи необходимо участие слуха. Нарушение слуха до того, как ребенок научился говорить, ведет к глухонемоте. Для развития речи у детей также важно установление временных связей речевых центров с зонами кожно-мышечной и зрительной чувствительности в коре больших полушарий.

К концу первого и к началу второго года у ребенка постепенно развивается собственно речь. Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, становятся такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими.

В конце первого года жизни ребенок произносит 5—10 слов, в 2 года —300, в 3 года— 1000, 4 года —2000, 5 лет —2500. Но этот словарный запас довольно индивидуален.

Формирование устной речи в основном заканчивается к 5— 7 годам. У дошкольников большое значение в формировании речи имеют игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Ребенок повторяет то, что говорят окружающие, легко запоминая новые слова и обороты речи. Отсюда понятно, какое огромное значение для развития речи имеют заучивание наизусть и пересказ рассказов и стихотворений. Обучение чтению и письму еще больше усиливает значение второсигнальных раздражителей, способствуя дальнейшему развитию процессов мышления.

Типы высшей нервной деятельности

Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности. И. П. Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлек сов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя: 1) силу процессов возбуждения и торможения; 2) взаимную уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением и наоборот.

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV в. до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип -холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип — сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов — флегматическому темпераменту.

Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами.

3. Средний тип. К нему относятся люди с уравновешенной деятельность двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Имеются попытки использовать индивидуальные отличия электроэнцефалограмм для характеристики типологических особенностей высшей нервной деятельности. При этом учитывают соотношение быстрых и медленных колебаний потенциалов и величину их амплитуды.

Изучение высшей нервной деятельности у детей позволило Н. И. Красногорскому в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, взаимодействия между корой и подкорковыми образованиями головного мозга, а также соотношений между сигнальными системами выделить четыре типа:

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов и хорошим развитием речевой функции.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тиg. У детей этого типа условные связи образуются медленнее. Речь спокойная, несколько замедленная.

3. С ильный , неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойxивы, речь часто замедленная. Легко тормозимый тип.

А. Г. Иванов-Смоленский по скорости образования у детей положительных и отрицательных условных рефлексов выделил также четыре типа высшей нервной деятельности:

1. Лабильный (уравновешенный). Как положительные, так и тормозные условные связи образуются легко и быстро.

2. Инертный. Рефлексы образуются и упрочиваются замедленно.

3. Возбудимый. Положительные рефлексы вырабатываются легко, а тормозные — трудно и медленно.

4. Тормозной тип. Тормозные рефлексы образуются легко, положительные — медленно.

Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания.

Статья на тему Особенности высшей нервной деятельности

Все организмы рождаются с врожденными реакциями, которые помогают им выжить. Безусловные рефлексы отличаются своим постоянством, на одно и то же раздражение можно наблюдать одинаковую ответную реакцию.

Но окружающий мир постоянно изменяется, и организм вынужден приспосабливаться к новым условиям, а здесь уже только врожденные рефлексы не справятся. Включаются в работу высшие отделы головного мозга, которые обеспечивают нормальное существование и приспособление к постоянно меняющимся условиям среды.

Высшая нервная деятельность

ВНД – это и есть работа всех подкорковых образований и коры больших полушарий. Это достаточно широкое понятие, которое включает в себя:

  • Психическую деятельность.
  • Особенности поведения.

Каждый человек имеет свои отличительные особенности поведения, взгляды и убеждения, привычки, которые формируются на протяжении всей жизни. В основе всех этих особенностей лежит система условных рефлексов, они формируются под воздействием окружающей среды и наследственных особенностей нервной системы.


Длительное время работал над ВНД Павлов, он разработал объективный метод изучения работы высших отделов нервной системы. Также в ходе своих исследований он изучал механизмы, лежащие в основе работы высших структур нервной системы и доказал экспериментально, что это условные рефлексы.

Свойства ВНД

Основные особенности нервной системы передаются человеку по наследству. К свойствам ВНД можно отнести:

  1. Силу нервных процессов.
  2. Уравновешенность.
  3. Подвижность.

Самым важным считается первое свойство, оно характеризуется способностью нервной системы выдерживать длительное воздействие возбуждающих факторов.

Можно привести такой пример: в самолетах громкий шум во время полета, для взрослого человека это не сильный раздражитель, а вот у детей, у которых еще слабые нервные процессы, он может вызывать запредельное торможение.

Всех людей можно отнести к двум категориям: первая имеет сильную нервную систему, а вторая – слабую. У индивидуумов с сильным типом нервная система может быть уравновешенной и неуравновешенной.

Уравновешенность характеризуется высокой скоростью выработки условных рефлексов.

Такое свойство, как подвижность, зависит от того, насколько быстро сменяют друг друга процессы торможения и возбуждения. Люди, легко переключающиеся с одной деятельности на другую, имеют подвижную нервную систему.

Типы ВНД


  1. Сильный, подвижный и уравновешенный.
  2. Сильный и неуравновешенный.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный.
  4. Слабый тип.

ВНД – это еще и функции, связанные с речью, поэтому у человека выделяют типы, которые характерны только для него, и связаны они с взаимодействием первой и второй сигнальной системы:

  1. Мыслительный. На первый план выступает вторая сигнальная система. У таких людей хорошо развито абстрактное мышление.
  2. Художественный тип. Ярко проявляется 1-я сигнальная система.
  3. Средний. Обе системы уравновешены.

Физиология ВНД такова, что наследственные особенности протекания психических процессов могут претерпевать изменения под влиянием воспитания, это связано с тем, что имеется такое качество, как пластичность.

Сангвиник

Еще Гиппократ подразделял людей на различные категории, имеющие свой темперамент. Особенности ВНД как раз и определяют принадлежность людей к тому или иному типу.

Сильная нервная система с подвижными процессами характерна для сангвиников. Все рефлексы у таких людей образуются быстро, речь громкая и четкая. Говорят такие люди выразительно, с использованием жестов, но без лишней мимики.

Угасание и восстановление условных связей происходит легко и быстро. Если у ребенка такой темперамент, то он имеет неплохие способности, хорошо поддается воспитанию.

Холерик

У таких людей процессы возбуждения преобладают над торможением. Условные рефлексы вырабатываются с большой легкостью, а вот их торможение, наоборот, происходит с затруднением. Холерики всегда подвижны, не могут долго сконцентрироваться на одном деле.


ВНД – это и поведение, а у людей с таким темпераментом оно зачастую требует жесткой коррекции, особенно у детей. В детском возрасте холерики могут вести себя агрессивно и вызывающе, это связано с высокой возбудимостью и слабым торможением нервных процессов.

Флегматик

ВНД человека с сильной и уравновешенной нервной системой, но медленным переключением между психическими процессами относят к флегматическому темпераменту.

Рефлексы образуются, но гораздо медленнее. Разговаривают такие люди медленно, речь размеренная и спокойная, без всякой мимики и жестикуляции. ВНД ребенка с таким темпераментом имеет такие особенности, которые делают таких детей усидчивыми, дисциплинированными. Они выполняют все задания добросовестно, но медленно.


Очень важно родителями и педагогам знать эту особенность и учитывать ее во время занятий и общения.

Меланхолик

Типы ВНД отличаются своими свойствами и особенностями функционирования нервной системы. Если она слабая, то можно говорить о меланхолическом темпераменте.

Такие люди с большим трудом переносят воздействие сильных раздражителей, у них в ответ начинается запредельное торможение. Очень трудно меланхоликам привыкать к новому коллективу, особенно это касается детей. Все рефлексы образуются медленно, после многократного сочетания с безусловным раздражителем.


Движения, речь таких людей медленные, размеренные. Они, как правило, не совершают лишних движений. Если посмотреть со стороны на ребенка с таким темпераментом, то можно сказать, что он постоянно чего-то боится, никогда не может постоять за себя.

Отличительные черты высшей нервной деятельности человека

Физиология ВНД такова, что при наличии любого темперамента в человеке можно развить и воспитать все те качества и свойства личности, которые в обществе просто необходимы.

В каждом темпераменте можно отметить как свои положительные качества, так и негативные. Очень важно в процессе воспитания не дать развиться нежелательным свойствам личности.

Для человека характерно наличие второй сигнальной системы, а это существенно усложняет его поведение и психические процессы.

К особенностям можно также отнести:

  1. ВНД – это условно-рефлекторная деятельность, которая приобретается в течение жизни. Если сравнивать с животными, то она намного богаче и разнообразнее. Это связано с тем, что образуется большое количество временных связей, и между ними сложные взаимоотношения.
  2. Высокая степень развития рассудочной деятельности, которая проявляется в виде мышления.
  3. Осознанность внутренних процессов жизни.
  4. ВНД у людей имеет и социальную природу. Любой раздражитель социально преломляется, поэтому вся приспособительная деятельность имеет сложные формы.
  5. Наличие речи у людей дает им возможность мыслить абстрактно, а это накладывает свой отпечаток на поведение и деятельность человека.


Разновидности ВНД у людей имеют и большое практическое значение, его можно охарактеризовать так:

  • Уже научно доказано, что большинство заболеваний ЦНС напрямую связаны с особенностями протекания нервных процессов. Например, потенциальными клиентами клиники неврозов можно считать людей со слабым типом.
  • На течение многих болезней также накладывает отпечаток особенность ВНД. Если нервная система сильная, то и болезнь переносится легче, а выздоровление наступает быстрее.
  • Воздействие препаратов на организм в какой-то мере зависит от индивидуальных особенностей ВНД. Это можно и нужно учитывать при назначении лечения.

Поведение людей чаще всего определяется не особенностями темперамента, а условиями их жизни в обществе, взаимоотношением с действительностью. Особенности психических процессов могут накладывать свой отпечаток, но они не являются определяющими.

Тип нервной деятельности не стоит сбрасывать со счетов, но необходимо помнить, что темперамент имеет подчиненное значение и является только предпосылкой для развития важных качеств личности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.