В чем заключается роль нервной системы 6 класс

Подробное решение параграф § 17 по биологии для учащихся 6 класса, авторов Сонин Н.И. 2018

Вопросы и задания

Вопрос 1. Что такое раздражимость? Является ли это свойство обязательным для любого существа? Приведите примеры проявления раздражимости.

Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды называют раздражимостью или чувствительностью. Раздражимостью обладают все живые организмы.

Так, если в каплю с амёбами поместить кристаллик поваренной соли, то их тела сжимаются, а подвижные инфузории туфельки устремляются в ту часть капли, где концентрация соли меньше.

Вопрос 2. В чём заключается роль нервной системы?

Нервная система осуществляет координацию и регуляцию жизнедеятельности организмов.

Вопрос 3. Что такое рефлекс? Какие бывают рефлексы?

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы. Различают безусловные и условные рефлексы. Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому их ещё иногда называют врождёнными. Условные рефлексы — это рефлексы, приобретённые в результате жизненного опыта.

Вопрос 4. Почему врождённые рефлексы называют безусловными, а при—обретённые — условными? Продемонстрируйте безусловные и условные рефлексы, объединившись в пары.

Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому их ещё иногда называют врождёнными. Например, коснувшись чего—то горячего, мы резко, не задумываясь, даже ещё не почувствовав боли, отдёргиваем руку. Это пример безусловного рефлекса.

Условные рефлексы — это рефлексы, приобретённые в результате жизненного опыта (при соблюдении определенных условий). Например, выделение слюны при описании пищи.

Вопрос 5. Рассмотрите рисунок на с. 118. Чем отличается мозг различных позвоночных животных? С чем это связано?

У различных животных все отделы развиты по—разному. Это связано с уровнем организации и образом жизни животного. Например, у всех рыб хорошо развиты задний и средний мозг, но у хариуса, обитающего в чистой, прозрачной воде, особое развитие получили зрительные доли среднего мозга, а у линя и карася — обитателей мутной воды прудов — структуры заднего мозга, связанные с осязанием. Движения рыб в воде очень сложны и разнообразны, поэтому у них особенно хорошо развит мозжечок — отдел заднего мозга, ответственный за координацию движений и ориентацию тела в пространстве.

Наивысшего развития нервная система достигла у млекопитающих. Она состоит из тех же отделов, что у всех позвоночных, но головной мозг развит значительно сильнее. Самый крупный его отдел — большие полушария головного мозга, поверхность которых — кора — состоит из миллиардов нервных клеток.

Вопрос 6. Почему тигров дрессировать легче, чем крокодилов?

В основе дрессировки у животных лежит выработка условных рефлексов. У тигра головной мозг развит значительно сильнее, чем у крокодила, поэтому условные рефлексы будут формироваться быстрее.

Инстинкт — это врождённый комплекс определённых, особых для каждого вида реакций на воздействия среды. От рефлексов инстинкты отличаются степенью сложности.

Вопрос 8. Что такое гормоны?

Гормоны — особые активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции и лежащие в основе работы эндокринной системы

Вопрос 9. Приведите примеры нервной и эндокринной регуляции своего организма.

Пример нервной регуляции: при избытке CO2 происходит усиление частоты и глубины дыхания, а при недостатке замедление частоты и глубины дыхания.

Пример эндокринной регуляции: интенсивная физическая нагрузка сопровождается усилением выброса адреналина — гормона мозгового вещества надпочечников. Адреналин вызывает выход крови из кровяного депо (легкие, печень, кожа, селезенка), что увеличивает объем крови в периферических сосудах. Происходит перераспределение крови: расширяются капилляры кожи, работающих скелетных мышц и сердца, увеличивая их кровоснабжение, и одновременно сужаются кровеносные сосуды органов пищеварительного тракта и почек, снижая их кровоснабжение. Благодаря такому перераспределению крови поддерживается кровяное давление на нормальном уровне и увеличивается кровоснабжение работающих органов.

Вопрос 10. Что общего в регуляции растений и животных и в чём отличия?

Гуморальная регуляция присуща как животным, так и растениям. Нервная регуляция присутствует только у животных.

Вопрос 11. Рассмотрите рисунок на с. 123. Где вам может пригодиться результат представленных опытов?

Результат может пригодиться для придания кронам садовых и парковых растений самых разнообразных, иногда весьма причудливых очертаний

Вопрос 12. Как вы считаете, можно ли искусственно вызвать линьку у линяющих зверей и спячку у животных, для которых она характерна? Ответ аргументируйте.

Любое изменение в окружающей среде тотчас влияет на живые организмы, и они отвечают на него своей деятельностью. Поэтому, если искусственно создать условия, при которых звери линяют и входят в спячку, они это сделают.


Нервная система занимает главное положение в нашем организме. Она помогает нам чувствовать и ощущать звуки, запахи, боль, температуру. Мы спасаем себя в сложных ситуациях благодаря реакции нервной системы.

Нервная система – это связанные между собой нервные структуры, обеспечивающие регуляцию всего организма человека и взаимодействие его с окружающей средой.

Нервными структурами являются головной и спинной мозг, нервы и нервные окончания. Они образованы от нервной ткани, которая, в свою очередь, состоит из нервных клеток – нейронов и нейроглии. Нейроглия – это клетки, которые окружают и защищают нейроны, а также дают им питательные вещества.

Отделы нервной системы

Нервная система делится на:

центральную (ЦНС) – к ней относятся головной и спинной мозг – центры управления человеческим телом;

периферическую (ПНС) - включает в себя нервные окончания и нервы.

По выполняемым задачам нервная система подразделяется на:

соматическую, регулирующую мышцы тела и органы чувств;

вегетативную, управляющую деятельностью внутренних органов.

Соматическая нервная система подчинена воле человека. Например, мы по своему желанию можем задержать дыхание, закрыть глаза, поднять руку.

Вегетативная система является автономной – человек не может управлять работой внутренних органов, не способен силой воли остановить сердце или движение крови по сосудам.

Вегетативная нервная система разделяется еще на две части:

Симпатическая система включается во время интенсивной работы или в критической ситуации. Выделяются гормоны адреналин и норадреналин, что приводит к учащенному дыханию и сердцебиению, расширению зрачков и сужению сосудов (кроме сосудов мозга и сердца), уменьшению слюноотделения.

Парасимпатическая система противоположна, она помогает восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха.

Функции нервной системы

Нервная система выполняет множество функций, без которых невозможна жизнь человека:

объединяет все части организма в единое целое;

согласует работу всех органов;

поддерживает связь человека с внешней средой;

адаптирует организм к меняющимся условиям среды и помогает выживать в них;

контролирует сон, голод, насыщение, дыхание, биение сердца;

управляет эмоциями, обучаемостью, движениями, равновесием, координацией;

переводит всю информацию, получаемую от органов чувств, в нервный импульс и дает ответ на него: например, если ярко светит солнце, мы щуримся;

регулирует работу всех внутренних органов.

Рефлекс – основной принцип работы нервной системы

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение. Это действие происходит при участии нервной системы.

Рефлексы разделяются на два типа:

Безусловные рефлексы являются врожденными и передаются по наследству. Сохраняются в течении всей жизни. К ним относят:

пищевые – при поступлении пищи в полость рта выделяется слюна. Сюда относятся глотание и сосательные движения новорожденного;

половые – половое влечение и половой процесс;

защитные – отдёргивание руки от горячего предмета, чихание, кашель;

ориентировочные – попадая в новую обстановку, человек поворачивает голову, вращает глазами, прислушивается.

Появляются эти рефлексы сразу – на первое действие раздражителя.

Условные рефлексы приобретаются в течении жизни, они исчезают, если их не поддерживать. У каждого человека они индивидуальны и не передаются по наследству.

Например, если некоторое время подряд перед приемом пищи звонить в колокольчик, то в будущем только на один звук колокольчика будет выделяться слюна, так как организм помнит, что за этим звуком следует пища.


Конспект урока в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
6_klasskoordinatsiya_i_regulyatsiya._stroenie_nervnoy_sistemy_.docx 19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Координация и регуляция. Строение нервной системы

Учитель биологии ГБОУ СОШ №285 города Москвы Башлыкова Валентина Ивановна.

Цель урока: познакомиться с особенностями строения нервной системы

позвоночных животных, ее функции.

-Продолжить развитие знаний о регуляции процессов жизнедеятельности позвоночных животных, их взаимосвязи с окружающей средой.

-Познакомиться с особенностями строения головного мозга различных позвоночных животных, выявить черты сходства и различия.

-Совершенствовать умения учащихся работать с учебником, дополнительной литературой, печатной тетрадью, использовать интернет-ресурсы.

-Находить сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.

-Обсуждать и делать выводы.

Развитие любознательности, стремления к знаниям.

Оборудование: Учебник, стр.20; печатная тетрадь стр.49-50;презентация; интерактивная доска.

1). Организационный момент.

Приветствие, выявление отсутствующих учащихся и причины отсутствия, создание рабочего настроя в классе.

2). Опрос по домашнему заданию.

1.Как называется ответ организма на воздействие окружающей среды?

2. Как называется реакция организма на воздействие окружающей среды у растений? (тропизм).

3.Как называется ответ на раздражение у простейших? ( таксис).

4. Как называется ответ на раздражение у тех, кто имеет нервную систему?

5.Чем воспринимает раздражение инфузория?( особые волокна, пронизывающие ее тело, специальные структуры.)

6. Какой тип нервной системы у гидры? ( Сетчатая нервная система)

7. Какой тип нервной системы у дождевого червя? ( Узловой тип н. с. сложная)

8.Что такое рефлекс ?( Ответ 4 вопрос.)

9. Как называется самый большой нервный узел у дождевого червя? ( надглоточный)

10.Какие отделы нервной системы дождевого червя находятся в его передней части?( надглоточный узел является головным мозгом он соединяется с подглоточным, образуя окологлоточное кольцо).

11. Где располагается нервная цепочка у кольчатого червя ?( на брюшной стороне тела)

12. Какие 2 системы управляют работой организма? ( нервная и эндокринная )

13. Разумны ли пчелы, муравьи? Как их называют? ( у них сильно развиты органы чувств и сложное поведение, общественные насекомые.)

14. В чем заключается роль нервной системы? ( осуществляется связь с окружающей средой и согласованная работа всех органов).

Проводится корректирование ответов.

3). Изучение нового материала.

Изучение нового материала происходит путем рассказа учителя, демонстрацией иллюстраций на интерактивной доске.

Общий план строения нервной системы у позвоночных животных.

У позвоночных нервная система располагается на спинной стороне тела.

Нервная система состоит из центральной нервной системы и периферической нервной системы.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

Периферическая нервная система состоит из нервов, нервных узлов и нервных окончаний.

Спинной мозг расположен в позвоночнике и имеет вид длинного тяжа.

Тип нервной системы у позвоночных – трубчатая нервная система.

Вопросы для первичного закрепления:

1. Где расположена нервная система у позвоночных?

2. Каково строение нервной системы?

3. Что такое центральная и периферическая нервная система?

4. Где расположен спинной мозг?

5. Какой тип нервной системы у позвоночных?

Рассмотрим строение головного мозга позвоночных животных.

Головной мозг позвоночных расположен в черепе и состоит

из переднего мозга (к нему относят большие полушария и промежуточный мозг), среднего мозга и заднего мозга, включающего в себя мозжечок и продолговатый мозг.

Мозжечок управляет координацией движений и равновесием животного; продолговатый мозг управляет дыханием, кровообращением, пищеварением и другими жизненно важными функциями. С развитием переднего мозга связано сложное поведение животных, выработка у них условных рефлексов.

6. Из каких отделов состоит головной мозг?

Работа в печатной тетради. Стр.49,№№85,86, взаимопроверка.

7.Какую функцию выполняет нервная система?

Она осуществляет согласованную работу всех органов и осуществляет их связь с окружающей средой.

Отделы головного мозга у разных животных развиты по-разному.

1. Головной мозг рыб.

2. Головной мозг земноводных.

3. Головной мозг пресмыкающихся.

4. Головной мозг птиц.

5 Головной мозг млекопитающих.

8.Установить черты сходства и различия в строении головного мозга. С чем это связано?

Черты сходства : головной мозг расположен в черепе, состоит из переднего мозга, среднего мозга и заднего мозга. И все отделы выполняют определенные функции.

Черты различия : у разных животных отделы головного мозга развиты по-разному.

Это связано с тем, что чем выше уровень организации, тем сильнее развит головной мозг.

5). Работа на интерактивной доске ( задание).

6). Домашнее задание. Учебник, стр.20-22 ; печатная тетрадь стр.49-50 №№87,88.

7).Оценки за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах .

Поиск новых интонационных красок в работе над музыкальным произведением.

Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психо-физических особенностей учащегося.

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса.".

Тема: ПричастиеТип урока: Урок о.

Из всех систем организма нервная является наиболее важной. Именно от нее зависит согласованная работа всех прочих органов, тканей и клеток. Главное значение нервной системы для организма в том, что за ее счет он функционирует как единое целое. Кроме того, она же контролирует контакты организма с внешней средой.


Что имеется в составе нервной системы?

Образована она нервной тканью, в состав которой входят нейроны и клетки-спутники (астроциты). Давайте вкратце опишем их назначение:

  • Нейрон – главная функциональная единица нервной ткани. Именно эти клетки отвечают как за мышление, так и за все прочие функции всей системы.
  • Клетки-спутники выполняют трофическую и опорную функцию. В настоящее время считается, что они все же играют также немаловажную роль в механизме долговременной памяти, хотя эта гипотеза и нуждается в уточнении.

Продолжим обсуждать строение и значение нервной системы.

Строение нейрона

Эта клетка, которая ответственна практически за все происходящее в теле, состоит из тела и отростков. Они делятся на два типа: аксоны и дендриты. Первые из них отходят от клетки в единственном экземпляре, длинные. Напротив, дендриты отличаются не слишком выдающимися размерами, сильно разветвлены. Как правило, у каждой нервной клетки их может быть несколько. По дендритам нервные импульсы идут в клетку.

Аксон отличается большой длиной, практически не ветвится. По нему импульсы выходят из тела нервной клетки. Длина этого отростка может превышать несколько десятков сантиметров. По нему сигналы передаются при помощи электрических разрядов, практически мгновенно.

Небольшое отступление. Следует заметить, что значение, строение и функционирование нервной системы настолько сложны и многообразны, что о многих функциональных особенностях, о каких-то особенно сложных биохимических процессах, которые протекают в глубине ЦНС, ученые еще только начинают догадываться.

Аксоны покрыты оболочкой из жироподобного вещества, которое служит изолятором. Именно скопления этих отростков и образуют белое вещество нервной системы. Само тело нейрона и дендриты никакой оболочки не имеют. Скопления этих объектов называются серым веществом.


Какими бывают нейроны?

Не следует предполагать, что все нейроны одинаковы. Напротив, они сильно отличаются друг от друга своей формой и функциями. Чувствительные передают импульсы от органов чувств в мозг. Их тела расположены в крупных нервных узлах организма. К слову говоря, так называются крупные скопления нейронов за пределами головного и спинного мозга. Двигательная разновидность, напротив, передает импульсы от мозга к мышцам и внутренним органам.

Итак, подведем промежуточный итог. Каково основное значение нервной системы для организма? Перечислим:

  • Она принимает сигналы от органов чувств, рецепторов обоняния и осязания.
  • В нейронах производится анализ поступившей информации.
  • На исполнительный орган (мышца, к примеру) передается соответствующий импульс.
  • Организм адекватно отвечает на раздражающий фактор внешней среды.

Импульсы от головного мозга и к нему передаются не только по отдельным отросткам нейронов, но и по специализированным нервам.

Что такое нервы?

В повседневной жизни мы постоянно слышим это слово, но о его истинном значении как-то не задумываемся. А ведь нервная система и ее роль в организме так велики, что об этом следует знать!


Отделы нервной системы

Имеет два основных отдела: внутренний и периферический. В состав центрального отдела входит головной и спинной мозг, защищенные костями черепа и позвоночного столба. Соответственно, в периферию входят нервные узлы нервы и отдельные отростки нейронов.

К примеру, симпатика усиливает сокращения сердечной поперечно-полосатой мускулатуры, а парасимпатика – замедляет этот процесс, она ответственна за пищеварение. Таким образом, роль парасимпатической нервной системы в организме даже важнее. Она отвечает за дыхание и прочие жизненно важные процессы.

Рефлекс


Вот как велико значение нервной системы в жизнедеятельности человека. Когда в ней что-то нарушено, для больного человека настоящим подвигом может являться самостоятельное завязывание шнурков. Удивительно, как мало многие задумываются о важности нервной ткани!

Об отрезках рефлекторной дуги

Каждая дуга начинается с чувствительного рецептора. Каждый из них воспринимает только какой-то определенный вид раздражителя. Рецепторы ответственны за преобразование воздействий внешней среды в нервные импульсы. Импульсы, приводящие в движение скелетную мускулатуру, запускающие какие-то важные процессы и выполняющие столь же важную функцию, имеют сугубо электрическую природу. При помощи чувствительного нейрона импульсы передаются в центральную нервную систему.

Заметим, что практически все рефлекторные дуги имеют в своем составе вставочные нейроны.

Многие считают, что рефлекторная реакция – полностью бессознательный процесс, который, единожды закрепившись, остается полностью неизменным. Но это далеко не так. Дело в том, что сигнал, полученный от рецептора, нервная система не просто принимает, но проводит его анализ, оценивая эффективность реакции. Проще говоря, именно так люди при тренировках доводят свои действия не только до рефлекторного автоматизма, но и делают это идеально.

А сейчас поговорим, каково значение нервной системы в контексте обсуждения спинного мозга. Некоторые считают, что он служит исключительно для передачи импульсов от головного мозга к расположенным ниже отделам. Грубейшая ошибка, так как роль этого органа куда важнее.

Строение спинного мозга


У человека он имеет вид белого шнура, диметр которого составляет приблизительно 1 сантиметр. Сам канал заполнен ликвором, спинномозговой жидкостью. На поверхности самого органа находятся две глубокие продольные борозды, которые делят его на правую и левую части. Если разрезать мозг пополам, то можно увидеть довольно красивый узор, напоминающий бабочку.

Тело ее образовано нейронами (вставочными и двигательными). Как мы уже и говорили, белое вещество, которое закрывает их со всех сторон, представляет собой длинные отростки нейронов. Они, проходя вдоль спинного мозга вверх и вниз, образуют восходящий и нисходящий каналы.

Какие функции выполняет спинной мозг?

На него возложены две основные задачи: рефлексы и роль проводникового пути. За счет рефлекторной функции мы имеем возможность совершать многие движения. Все сокращения скелетных мышц тела (кроме мышц головы) так или иначе связаны с рефлекторными дугами, которые напрямую зависят именно от деятельности спинного мозга.

Иначе говоря, роль нервной системы в жизнедеятельности организма крайне многогранна: в регуляции работы органов и систем порой участвуют те ее отделы, о которых многие вспоминают крайне редко.


Важно! Не стоит забывать, что спинной мозг все же во всем подчиняется головному. Нередки случаи, когда в результате травмы, несчастного случая или болезни у человека полностью прерывалась связь между головным и спинным мозгом. Первый в таких случаях работает абсолютно нормально. Вот только практически все рефлексы, зоны которых располагаются ниже, полностью пропадают.

Такие люди могут в лучшем случае шевелить руками, слегка поворачивать голову, но вся нижняя часть тела у них полностью неподвижна и лишена какой бы то ни было чувствительности.

Головной мозг

Расположен в черепной коробке. Подразделяется на следующие отделы: продолговатый мозг, мозжечок, мост, промежуточный и средний отдел, а также полушария. Как и в предыдущем случае, имеется белое и серое вещество. Белое связывает между собой как части самого головного мозга, так и его со спинным отделом. Благодаря этому вся ЦНС функционирует как единое целое.

В отличие от спинного мозга, здесь серое вещество выходит на поверхность органа, образуя его кору, кортекс.

Продолговатый мозг представляет собой фактически продолжение спинного отдела, необходим для связи этих отделов нервной системы между собой. Он ответственен за дыхание, пищеварение и прочие бессознательные функции, а потому его повреждение смертельно опасно для жизни.

Значение отдельных компонентов


Вот какое значение имеет нервная система в жизнедеятельности организма.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Кужелева Наталья НиколаевнаНаписать 1016 18.02.2018

Номер материала: ДБ-1216176

  • Биология
  • 8 класс
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    18.02.2018 1512
    18.02.2018 3016
    18.02.2018 736
    18.02.2018 421
    18.02.2018 844
    18.02.2018 346
    18.02.2018 3102
    18.02.2018 256

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Вся многообразная деятельность организма, все рефлекторные движения, меняющиеся и появляющиеся в разных сочетаниях, все тончайшие движения человека при трудовых процессах возможны только при наличии координирующей деятельности центральной нервной системы.

Рассматривая рефлекторную дугу, мы ознакомились со схемой двух- и трехнейронной дуги. Можно было бы думать, что в целом организме возбуждение передается на тот нейрон, с которым контактирует возбужденная нервная клетка, и таким образом как бы по цепи доходит до мышцы. В действительности любой рефлекторный ответ является весьма сложной реакцией центральной нервной системы. В каждый данный момент на организм падает множество разнообразных раздражений.

Рис. СХЕМА, ПОКАЗЫВАЮЩАЯ МЕХАНИЗМ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ. ПК — правый коленный сустав; ЛК — левый коленный сустав. 1—рецепторный центростремительный нерв в коже; 2 — центростремительное нервное волокно; сп — межпозвоночный узел, где находится тело центростремительной нервной клетки; 3, 4, 5 и 6—центробежные нервные волокна, иннервирующие разгибатели и сгибатели коленного сустава; 7, 8, 9 и 10 — центры этих нервиых волокон в спинном мозгу. Знаком 4- обозначается состояние возбуждения нервного центра, а знаком — обозначается состояние торможения; 11 —проприорецептор; 12 — центростремительное волокно проприорецеп-тора; п — правая половина спинного мозга; л — левая половина спинного мозга.

Координирующая же деятельность центральной нервной системы заключается в том, что на эти раздражения организм отвечает таким рефлекторным актом, который обеспечивает в данный момент уравновешивание организма с условиями его существования. В этом ответном акте сочетается одновременная и следующая друг за другом деятельность отдельных органов или их систем как взаимосвязанных частей целого организма.

Такая координированная деятельность организма, как совершение двигательного акта, связана с тем, что на то или другое раздражение организм отвечает сокращением не всех и не каких-либо мышц, а строго определенной их группы. Эта двигательная реакция организма сопровождается изменением деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, изменением интенсивности обмена веществ. Все эти процессы создают наилучшие условия для совершения двигательного акта.

В осуществлении сложнокоординированного двигательного акта принимают участие не только подкорковые образования (спинной и продолговатый мозг, мозжечок и др.), но и кора головного мозга. Особенно большое значение имеет условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга в координации двигательных актов, например при трудовых процессах или у спортсмена и т. д.

Это обстоятельство связано с тем, что подавляющее большинство форм движений у человека является условнорефлекторным, лишь небольшая группа движений унаследована, т. е. безусловнорефлекторна.

Как было отмечено, в ответ на раздражение рецепторов организм отвечает не вообще сокращением разнообразных мышц, а сокращением строго определенных мышц. Подобное явление может иметь место в том случае, если некоторые пункты коры головного мозга, связанные с определенными мышцами, тормозятся, а другие, связанные с ними мышцами, возбуждаются.

В центральной нервной системе постоянно взаимодействуют два взаимосвязанных процесса — возбуждение и торможение.

Возникновение возбуждения в одних пунктах вызывает появление тормозного процесса в других пунктах коры головного мозга точно так же, как появление торможения вызывает возникновение возбуждения в других пунктах коры.

В центральной нервной системе процессы возбуждения и торможения находятся в состоянии непрерывного динамического взаимодействия, благодаря чему рефлекторным путем осуществляются весьма сложные координированные акты.

Движение любого сустава становится возможным благодаря двум группам мышц, которые, перекидываясь через сустав, своим сокращением обеспечивают движения. Возьмем наиболее простой сустав, где возможно только сгибание и разгибание, осуществляющееся парой мышц. Одна из этих мышц, сокращаясь, вызывает сгибание, другая — разгибание.

Можно было бы представить, что при сгибании конечности сокращается мышца-сгибатель, которая одновременно тянет мышцу-разгибатель и растягивает ее. Однако исследования показали, что, если сухожилие разгибателя отделить от кости, разгибатель все равно расслабится. Этот опыт явился подтверждением предположения, что в областях центральной нервной системы, связанных с мышцами разного функционального значения (в данном случае сгибатели и разгибатели), возникает процесс как возбуждения, так и торможения. При сгибании конечности в центре сгибателей возникает возбуждение, но одновременно в центре разгибателей возникает торможение. Дальнейшие исследования показали, что не только между центрами мышц одной конечности, но и между центрами мышц двух противоположных конечностей существуют определенные взаимоотношения.

При ходьбе происходит сгибание то одной, то другой ноги; в то время как одно колено согнуто, другое выпрямлено. Допустим, что в данный момент левое колено согнуто, а правое выпрямлено. В соответствии с этим центр сгибателей левой ноги находится в состоянии возбуждения, а центр разгибателей заторможен. На противоположной же стороне имеются обратные взаимоотношения: центр разгибателей правой ноги возбужден, а центр сгибателей заторможен.

Только при такой взаимосочетанной (реципрокной) иннервации, открытой впервые Н. Е. Введенским, возможен акт ходьбы. Взаимоотношения, которые создаются при этом в соответствующих центрах конечностей, показаны на рис.

Описанная нами взаимосочетанная иннервация не является стойкой и постоянной. Под влиянием головного мозга эти отношения могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Человек или животное в случае необходимости может сгибать обе конечности, совершать прыжки и т. д.

Эта способность головного мозга путем условнорефлекторной деятельности изменять имеющиеся соотношения и создавать новые комбинации в значительной мере определяет возможность человека овладеть сложными трудовыми движениями или движениями при плавании, акробатических упражнениях и пр.

Некоторые вопросы координации получили дальнейшее освещение в связи с открытием принципа доминанты, сделанным А. А. Ухтомским. Он назвал доминантой очаг возбуждения, который может господствовать в центральной нервной системе в данный момент. Такой господствующий очаг возбуждения имеет свойство привлекать к себе поступающие в другие центры волны возбуждения и за их счет усиливаться. В остальных же центрах в этот момент наступает торможение. Поэтому при наличии в центральной нервной системе доминирующего очага координационные отношения изменяются. Возбуждение, поступающее в центральную нервную систему, вызывает не ту ответную реакцию, которую оно вызывало всегда, а специфическую для доминанты. Так, например, раздражение отдельных точек двигательной зоны коры головного мозга при глотательных движениях животного вызывает не сокращение соответствующих мышц, а усиление глотательных движений.

По мере развития животного мира все больше возрастает значение коры головного мозга. Если у низших животных, например у лягушки, сложные движения могут быть осуществлены при сохранении у нее только спинного мозга, то у более высших животных в осуществлении координации двигательных актов решающее значение начинает приобретать головной мозг. У человека же движения регулируются корой головного мозга.

В координации движений у человека принимают участие и подкорковые отделы головного мозга — средний мозг, мозжечок и др.

Однако сложная координация движений у человека возможна только под регулирующим влиянием коры головного мозга. Необходимо отметить, что нарушение деятельности подкорковых образований, например мозжечка, также сопровождается определенным нарушением координации движений.

Для сложных координированных движений необходимо наличие согласованной деятельности всех отделов центральной нервной системы. Эта согласованная деятельность обеспечивается корой головного мозга.

Статья на тему Координирующая роль центральной нервной системы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.