В какую классификацию входит речевое расстройство обозначаемое как афазия

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

2.1. Акустико-гностическая сенсорная афазия

Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике. Он показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария. Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. Длительное время причины нарушения понимания при этой форме афазии оставались неясными. Лишь в 30-е годы нашего века отечественными психологами было установлено, что в основе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха.

Нарушение понимания: на раннем этапе после инсульта или травмы при сенсорной афазии наблюдается полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства. Они могут быть возбуждены, подвижны, многоречивы. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное непонимание речи, подмена точного восприятия слова догадками: различные слова звучат для такого человека одинаково.

Нарушение чтения и письма: при чтении в речи человека с сенсорной афазией появляется множество литеральных парафазии, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, в связи с чем осложняется и понимание прочитанного. Однако чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии, так как оно осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля. Письменная речь при акустико-гностической афазии в отличие от чтения нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха.

2.2. Акустико-мнестическая афазия

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. А. Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.

Нарушение понимания: для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо; ложка —- диван. — кот; лес — дом — ухо и т. д.). Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова. При повторном прослушивании они также не удерживают либо их последовательность, либо опускают одно из них. Нарушение слухоречевой памяти наблюдается и при других формах афазий, однако при акустико-мнестической афазии это нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.

Нарушение экспрессивной речи: при этой форме афазии экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. Речь при акустико-мнестической афазии, как и при акустико-гностической афазии, сохраняет свой выраженный предикативный характер. Трудности нахождения слов объясняются обеднением зрительных представлений о предмете, слабостью оптико-гностического компонента. Семантическая размытость значения слов приводит к возникновению обильных вербальных парафазии, редких литеральных замен, слияния двух слов в одно.

2.3. Амнестико-семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария. При поражении теменно-затылочных (или задних нижне-теменных) отделов полушария головного мозга сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава слова, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематического восприятия.

2.4. Афферентная кинестетичская моторная афазия

Афферентная кинестетическая моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды.

Нарушение понимания: на раннем этапе после травмы или инсульта при афферентной афазии может наблюдаться грубое нарушение понимания речи. Это объясняется тем, что в процессе понимания значительную роль играет кинестетический контроль, сопряженное, скрытое произнесение воспринятого на слух сообщения. Период значительного непонимания речи у больных с афферентной кинестетической моторной афазией непродолжителен (от одного дня до нескольких суток после инсульта), после чего у них отмечается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможность выполнения несложных инструкций.

Нарушение чтения и письма: при афферентной кинестетической моторной афазии степень нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Наиболее грубо нарушены чтение и письмо при тяжелой апраксии всего артикуляционного аппарата. Восстановление чтения и письма происходит параллельно с ее преодолением. Восстановление внутреннего чтения может опережать восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при письменном назывании предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляционные трудности, т. е. появляется множество литеральных параграфий, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

2.5. Эфферентная моторная афазия

Линейная, временная организация движения осуществляется премоторными зонами коры головного мозга. Образуются синтагматические цепочки звуков и слогов в слове, слов в предложении, подчиненных жесткому закону соподчинения: в слове дом обязателен лишь такой, а не иной порядок звуков, в предложении прилагательное или предлог не могут стоять перед глаголом или наречием и т. п. Эффективная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии. Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Нарушение экспрессивной речи: при грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь. Апраксин артикуляционного аппарата при этой форме афазии проявляется не в трудностях повторения отдельных звуков, а в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испытывая трудностей в самом акте звукопроизношения. Это самый тяжелый вариант эфферентной моторной афазии. При нем полностью отсутствует функция называния, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога, например, называя предметные картинки, больной, получив слоговую подсказку.

2.6. Динамическая афазия

Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т. е. отделов третьего функционального блока — блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. При динамической афазии правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляторных трудностей слова и короткие предложения, однако коммуникативная функция речи все же оказывается нарушенной. При грубой выраженности расстройства отмечается не только речевая, но и общая аспонтанность, безынициативность, возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесенные им слова, вопросы, но и движения.

Нарушение экспрессивной речи: существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции, от полного отсутствия экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации. В основе динамической афазии лежит нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз. Больные нуждаются в постоянной стимуляции речи. Их речь отличается примитивностью синтаксической структуры, наличием речевых шаблонов, при этом не наблюдается аграмматизма. Центральным звеном при динамической афазии является нарушение спонтанного развернутого высказывания. При пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья.

Нарушение понимания речи: при поражении премоторных систем нарушается не только процесс развертывания речевого замысла, но и свертывания речевых структур, необходимых для понимания смысла текста. При легкой степени динамической афазии понимание элементарной ситуативной речи, особенно предъявляемой в несколько замедленном темпе, с паузами между инструкциями, остается сохранным. Однако при убыстрении предъявляемых заданий, при показе предметных картинок, частей лица могут наблюдаться персеверации, трудности быстрого нахождения предмета, возникает псевдоотчужденность смысла слова.

Заключение

Речь интересна для изучения со многих сторон: например, как устройство, порождающее физические звуки, а также воспринимающее и дифференцирующее их; или как некоторый аппарат, переводящий смысл в слова. Причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в нём языковой системы, производимой сообществом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком.

Без речи нет общества. Речь очень важна в жизни человека, особенно она важна для человека, как члена общества. Благодаря речи современный мир и существует в таком развитом виде. Благодаря речи происходит передача опыта, накопленного всем человечеством за всю его историю младшему поколению.

Поэтому очень важно, вовремя обнаружить и устранить возникающие у людей расстройства речи. Благодаря таким выдающимся людям как П.Брока, Р.Вгоса, А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская, Л.С.Цветкова и др., это стало возможно. Эти люди провели много исследований в области нейропсихологии и психофизиологии.

Благодаря исследованиям и изучениям А.Р.Лурия, Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой было выявлено, что афазия может сочетаться с другой нейропсихологической и очаговой неврологической симптоматикой: алексией, аграфией, акалькулией, апраксией, агнозией, дизартрией, речевым акинезом, афонией, признаками пирамидной недостаточности. Поэтому для определения топического и нозологического диагноза обычно возникает необходимость полного неврологического и нейропсихологического обследования больного, а при необходимости и дополнительных исследований (нейрофизиологических, рентгенологических и пр.).

При диагностике афазии следует учесть уровень интеллектуального развития больного, состояние его слуха, общее состояние и уровень сознания в период обследования. Возможна необходимость дифференцировать проявления афазии от дизартрии, афонии, мутизма, алалии. Следует учитывать, что характер речи может меняться с развитием деменции и различных форм психической патологии и имеет в этих случаях особенности, отличающие ее от афазии.

Несмотря на то, что само учение о речевых нарушениях, возникающих при локальных поражениях мозга, появилось более ста лет назад, психолингвистический анализ этих нарушений еще не завершен. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день пройдены лишь первые этапы этого сложнейшего пути. Однако нет сомнения в том, что этот путь позволит в конечном итоге понять психологическое строение и мозговые механизмы тех сложнейших процессов речевой коммуникации, которые отличают человека от животного и являются ключом к анализу организации наиболее сложных форм сознательной деятельности.

Список литературы.

2. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? [Текст] / Л.А. Венгер, Знание, М. 1994.

3. Городилова В.И. Воспитание правильной речи [Текст] / В.И. Городилова, УЧПЕДГИЗ, 1956.

5. Бородич А.М. Методика развития речи у детей. [Текст] / А.М. Бородич, Просвещение, М. 1981.

6. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

7. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, М., 1985.

8. Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1. — С. 350.

Вопрос 40. Афазия: определение понятия, характеристика, причины возникновения.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Афазия (греч. слово aphasia – утрата речи) – расстройство речи, обусловленное поражением речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевого аппарата (язык, мягкое нёбо, губы, гортань).

В зависимости от зоны поражения в полушариях головного мозга развиваются различные формы афазии. Различают моторную, сенсорную, семантическую, амнестическуюитотальную афазию (упрощенная классификация).

Моторная афазия –затруднение или невозможность произносить слова при сохранении способности произношения отдельных звуков, слогов и понимания речи. При этом ребенок иногда может сложить из азбуки свое имя, какие-то слова, составить цифровой ряд. Довольно быстро ребенок начинает понимать, что он не такой, как все, появляется неуверенность в себе, замкнутость и, как следствие, может наступить состояние депрессии, что плохо сказывается на развитии его личности. Поэтому взрослые должны быть максимально внимательны с такими детьми.

Афазия сенсорная – нарушение понимания речи при нормальном физическом слухе (фонематическая слухота) и сохранении способности говорить. Иногда ребенок понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные. Сенсорные афазики часто бывают болтливы, но вследствие утраты контроля над речью последняя становится бессмысленной, наблюдается замена букв, слогов и даже целых слов. У афазиков часто распадаются навыки письма и чтения, теряется способность узнавать ранее знакомые слова, даже узнавая знакомые буквы, не понимают смысла сложенных из низ слов.

Семантическая (смысловая) афазия – нарушения понимания смысла фраз, но при этом сохраняется способность говорить. Дети могут показать карандаш, ключ, но не могут показать карандашом ключ и наоборот.

Афазия тотальная – это утрата способности и говорить и понимать речь. Чтение и письмо невозможны.

Афазия проявляется в разных формах, в основе которых лежат разные факторы, имеющие сложное иерархическое строение и разную локализацию в коре мозга.

Афазия включает 4 составляющие:

1. Нарушение собственно речи и вербального общения.

2. Нарушение других психических процессов.

3. Изменение личности.

4. Личностная реакция на дефект.

Причины возникновения афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, - тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге.

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

У ребенка – после менингита или травмы.

Вопрос 41. Классификация афазии (по А.Р.Лурия). Клиническая характеристика основных форм афазии.

Клинические симптомы афазии:

- левого и(или) правого полушария коры головного мозга, которые обеспечивают реализацию высших функций человека (прежде всего психических);

- подкорковой структуры, являющейся энергетическим блоком всей коры ГМ;

- левых височных долей – дифференцируемый анализ фонем;

- левой затылочной доли – запоминание и удерживание в памяти абстрактных знаковых систем (алфавит, цифры);

- теменных долей прав.полушария – память и приобретенный человеком в процессе жизненной деятельности опыт;

- теменных долей лев.полушария – артикуляционные навыки;

- левых лобных долей – планирование речевой деятельности и формирование речевого общения.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия(40-е годы), учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии - с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия (сенсорная) возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, - нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, - утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Амнестико-семантическая (семантическая) афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2313 ;

Справочная таблица содержит классификацию афазий их области поражения, факторы, центральный симптом, клиническую картину и клинико-психологические характеристики.


Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Задняя треть верхней височной извилины левого полушария (41, 42, 22). Данные поля имеют тесные связи с нижними отделами премоторной области (44, 46, 10).

Нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, проявляющееся в нарушении фонематического слуха. Нарушение различения звуков.

Нарушение понимания речи по типу отчуждения смысла слов; нарушение понимания обращённой речи (импрессивной речи).

— Трудности дифференциации фонем (оппозиционных и дизъюнктивных), но в первую очередь оппозиционных!

— Трудности самостоятельного правильного произнесения фонем

— Нарушение экспрессивной речи

— Нарушение повтора слов и называния предметов (вследствие акустического дефекта)

— В грубых случаях трудности понимания обращённой речи не зависят от сенсибилизации условий

— Есть вторичные дефекты навыков чтения и письма вследствие нарушений операций звукового анализа и синтеза (парадигматические нарушения)

— Нарушение воспроизведения ритмов и ритмических структур

— Трудности операций устного счёта

— Нарушения функций памяти и внимания по модально-специфическому типу

— Сохранны: слуховой, зрительный, зрительно-пространственный, кинестетический и тактильный анализаторы.

— Сохранно восприятие интонационно-мелодической стороны высказывания (общий контекст высказывания доступен для понимания).

Средние отделы коры левой височной области, расположенные вне ядерной области слухового анализатора (верхние отделы 21 и частично 37). Эта область имеет тесные связи со слуховым и зрительным анализаторами и медиобазальными отделами височной коры.

Нарушение слухоречевой памяти и зрительных предметных образов представлений.

Нарушение понимания речи, приводящее к вторичным расстройствам устной спонтанной речи.

— Нарушения понимания речи и не грубо выраженный симптом отчуждения значения слов, засчёт сужения объёма акустического восприятия

— Негрубые нарушения устной речи

— Повышенная тормозимость следов памяти

— Парадигматические нарушения речи

Все нарушения носят модально специфический характер

— Нарушение слухоречевой памяти

— Дефекты оценки и воспроизведения ритмов

— Нарушения внимания по модально специфическому типу при сохранности анализаторных систем

— Сохранны: фонематический слух и артикуляторные функции;

— Интонационно-мелодическая сторона высказывания;

Задние нижние отделы височной области левого полушария (нижние отделы 21 и 37 полей на конвекситальной поверхности и нижние отделы 20 поля на конвекситальной и базальной поверхности).

Дефект оптического восприятия предмета в связи с трудностями выделения существенных признаков предмета вследствие слабости зрительных представлений.

Трудности называния предметов

— Опора на функциональное описание предмета

— Негрубые нарушения устной речи (паузы, спотыкания)

— В речи встречаются вербальные парафазии

— Трудности изображения предметов (невозможность выделить существенные признаки)

— Расстройства парадигматических аспектов речи

— Возможны дефекты памяти и внимания по модально-специфическому типу

— Функции зрительного и зрительно-пространственного, кинестетического и тактильного анализаторов;

— Фонематический слух и артикуляция;

— Восприятие и опора на интонационно-мелодическую сторону высказывания;

Нижнетеменные отделы (нижние отделы потцентральной области; 40 поле, примыкающее к 42 и 22). Данная область имеет тесные связи с височными зонами коры).

Нарушение кинестетических ощущений, обусловливающих дефекты выполнения тонких артикуляторных движений.

Нарушение правильного произнесения звуков, их замена → нарушение правильного произнесения слов.

— Трудности дифференциации артикулем

— Дефекты артикулирования звуков

— Нарушение устной экспрессивной речи

— Превалирование литеральных парафазий (вербальных парафазий нет)

— Трудности восприятия слов (первичного симптома отчуждения смысла слов нет).

— Дефекты кинестетического праксиса

— Возможны симптомы нарушения пространственной ораганизации

— Затруднён оральный праксис (тонкие артикуляторные движения языка; неспособность правильно поставить язык)

— Вторичные нарушения счёта и дефекты образной сферы

— Слуховой, двигательный и зрительный анализаторы;

— Восприятие интонационно-мелодической стороны речи и непроизвольный уровень организации высказывания.

Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Нижние отделы коры премоторной области (44 и частично 45 поле) ‒ задняя часть 3 лобной извилины. Эти поля имеют тесные связи с височными отделами коры.

Патологическая инертность раз возникших стереотипов засчёт нарушения смены иннерваций → нарушения переключений с одного артикуляторного движения на другое.

Персеверации в речевой и двигательной системах.

— Грубое нарушение в устной экспрессивной речи

— Речевые стереотипы (персеверации речи)

— Нарушение плавности речи при относительной сохранности автоматизированных речевых навыков

— Присутствие эмбол в речи

— Трудности включения в активную речь

— Нарушения просодики речи (интонационно-выразительной окраски речи)

— Наличие аграмматизмов в речи

— Вторичные расстройства чтения и письма

— Нарушение кинетического праксиса, в том числе по типу персевераций (навязчивого повторения)

— Нарушение координации движений

— Анализатор. системы (висок, темя, затылок);

— Конструктивная деятельность, оральный праксис;

— Понимание обращённой речи при относительной сохранности непроизвольной речи.

Зона ТРО на границе височных, теменных и затылочных областей. Третичные области коры 39, 40, часть 37 и 19 полей.

— Дефекты симультанного анализа и синтеза информации

— Нарушения пространственного восприятия.

Нарушение понимания логико-грамматических конструкций

Нарушение понимания конструкций, отражающих:

I. Флективные отношения.

— Три вида грамматических конструкций флексий:

1. афлективные конструкции (в которых нет окончаний)

— конструкции сравнения (больше\меньше)

— конструкции по типу двойного отрицания

— конструкции родительного падежа

— Кроме того ‒ трудности в осмыслении синонимов, омонимов

II. Инвертированные конструкции.

— нарушения пространственного симультанного анализа, смыслового строения речи

— затруднения номинативной функции речи (подсказка работает)

— парадигматические нарушения речи

-Сохранна: отражённая речь (может повторить).

— Дефекты пространственного фактора и трудности ориентации в пространстве

— Нарушения операций устного счёта

— Нарушения конструктивного рпаксиса; праксиса позы

— Возможны дефекты схемы тела

— Нарушения наглядно-образного мышления

— Слуховой, зрит. и тактильн. анализаторы;

— Доступно понимание речи и восприятие интонационно-смыслового аспекта речи.

Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Премоторная область, примыкающая к зоне Брока спереди с сверху (9, 10, 46 поля).

Дефект активного программирования высказывания, протекающего во внутренней речи в звене переструкткрирования высказывания.

Нарушение продуктивной активной речи (трудности активного высказывания)

— Трудности самостоятельного развёртывания речевого высказывания

— Наличие малопродуктивной, стереотипной речи

— Вречи превалируют шаблоны

— Трудности составления сукцессивного высказывания

— Нарушения просодики (интонации) речи

— Лёгкая дисфункция лексико-грамматического структурирования

— Нарушения функций памяти\внимания

— Сенсорные и моторные компоненты речи;

Как при динамической афазии

Дефекты грамматического структурирования

Трудности грамматического оформления речевого высказывания

— Аграмматизмы в речи (по типу сокращения числа синтаксических моделей предложений)

— Трудности словообразования, использования флексий и т.п.

— Нарушения активной речи, просодики речи

— Патологическая инертность в грамматических операциях

— Стереотипность и шаблонность речи

— Ошибки программирования развёрнутого высказывания (не грубые)

Как при динамической афазии + сохранность формирования единого связного текста.

Она встречается чаще всего. Чаще это комбинации сенсорных и акустико-мнестических афазий, переднего аграмматизма и динамических.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.