Влияние цвета на вегетативную нервную систему

Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов — СНС и ПНС.

Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение.

Симпатикотропные раздражители повышают чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. Особенно показательно в этом плане прямое введение в глаз адреналина. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому — снижают.

Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС (см. также Л. Буш — 1965 г.).

Из этого следует, что чувствительность глаза к красно-желтой и сине-зеленой частям спектра носит реципрокный характер, аналогично реципрокным взаимосвязям СНС и ПНС.

Снижение (или повышение) чувствительности к цвету означает увеличение (или уменьшение) абсолютного порога различения данного цвета. Тем самым, активация СНС приводит к улучшению различения синего и зеленого, а активация ПНС — красного и желтого, что в результате приводит к восстановлению баланса, т.к. желтый с красным стимулируют СНС, а синий с зеленым — ПНС.

Это — общая схема взаимосвязи цветового зрения и ВНС, в рамках которой возможны определенные нюансы в зависимости от конкретных фаз в деятельности СНС и ПНС, и индивидуальных особенностей реактивности ВНС. Так в исследованиях Н.К. Плишко (1980 — 1; 2) было показано, что для состояния функционального возбуждения нервной системы (НС) характерен более низкий порог (абсолютный) цветоразличения красного цвета в сравнении с зеленым и особенно синим. При функциональном торможении наблюдалось обратное соотношение порогов цветоразличения для данных цветов.

Как уже отмечалось, характер воздействия световой и цветовой среды на ВНС человека опосредуется ее индивидуальной реактивностью, как на протяжении суток, так и в течение более длительного времени.

Взаимосвязь между цветоразличением и ВНС особенно наглядно проявляет себя в условиях дистресса. Так по данным Л.А. Китаева-Смык (1983) при дистрессе у испытуемых возрастает чувствительность к коротковолновой (синей) части спектра, а чувствительность к средней и длинноволновой (зеленому, желтому, красному) — снижается. В других работах этого же автора (1963; 1969) было установлено, что при кратковременном гравитационном стрессе наблюдаются разнонаправленные изменения чувствительности зрения к синему и желтому насыщенным и спектральным тонам. Если ненасыщенные цветовые тона (близкие к порогу различения цвета) при изменении действия силы тяжести (ускорение или невесомость) казались еще менее насыщенными или бесцветными, то насыщенные тона при тех же воздействиях казались более насыщенными и яркими. В условиях невесомости из насыщенных цветов самым ярким казался желтый, а при ускорении (1.5 g) — синий цвет.



Воздействие цвета на нервную систему — воздействие цвета на вегетативную и центральную нервную систему оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса организма человека.

Однако, признавая роль связей излучения предметных точек (электромагнитное излучение) в формировании цвета, его значения в нашем сознании является важным фактором в создании цветовых (ощущений), определяет объективный подход в оценке цветового воздействия на человека в случае его влияния на нервную систему без участия центральной нервной системы (ЦНС) и совместного влияния на психическое состояние человека. Об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований. Более детально рассматривается вопрос влияния цвета на вегетативную нервную систему (ВНС). (См. рис.1). Видно, как лучи света попадая в головной мозг и одновременно в вегетативную нервную систему, и где показано независимое воздействие цвета на наши органы через ВНС. (Через глаз лучи света по зрительным нервам одновременно идут в зрительную кору и ВНС).

Содержание

Введение [ править ]

Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Такое влияние, в первую очередь (без вмешательства головного мозга), происходит в деятельности вегетативной нервной системы (см. рис.1) — ВНС, её отделах:

  • симпатической нервной системы — СНС,
  • парасимпатической нервной системы — ПНС.

История [ править ]

В итоге результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на ЦНС.

Нейрофизиологическое обоснование влияния КФС на центральную и вегетативную нервную систему [ править ]

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — современный метод исследования биоэлектрической активности мозга. Он применяется для диагностики разного рода судорожной и пароксизмальной активности головного мозга. Его оказатели электроэнцефалограммы обычно достаточно ригидны (риги́дность (лат. rigidus — жёсткий, твёрдый) — жёсткость, твёрдость, неэластичность). В физиологии ригидность — резкое повышение тонуса анатомических структур и их сопротивляемости деформированию. В психологии — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. В психологии различают когнитивную, мотивационную и аффективную ригидность. Анализ ЭЭГ в работе совместно с М.М.Константиновной проводила всемирно известный нейрофизиолог, профессор Воробьева Т.М.

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ), работа мозга (ЦНС): (на примере одого человека)


Динамика — хаотичная перестройка очагов в новую форму организации работы мозга.

Заключение по ЭЭГ-исследованию:

  • 1. У каждого исследованного в обеих группах наблюдалась выраженная динамика ЭЭГ – картины в течение одного часа, что в принципе не характерно для этого метода исследования.
  • 2. Динамика ЭЭГ – показателей у 90% исследованных имела направление хаотичной перестройки работы мозга. Согласно новейшим нейрофизиологическим исследованиям доказано, что гармонизация и оптимизация биоэлектричекой активности мозга происходит путем разбиения устойчивого патологического состояния и хаотизации деятельности мозга. Поэтому есть основания предполагать, что запись ЭЭГ, спустя несколько суток после КФС – прокачки, покажет реализацию наметившейся тенденции к гармонизации биоритмов мозга.
  • 3. Логично продолжить нейрофизиологические исследования в более объемном масштабе, что может открыть дорогу применения КФС в лечебно-реабилитационном процессе больных с различными, в том числе сегодня неизлечимыми заболеваниями центральной нервной системы и во многих случаях заменить существующие громоздкие медикаментозные схемы лечения.


  • Таблица данных всех исследуемых людей.

Анализ показал однонаправленную результативность у всех 10 исследованных в разной степени выраженности. Данные приведены в таблице.

  • Наиболее яркая иллюстрация вегетативной регуляции к таблице (на примере одного из исследуемых)


  • Заключение: положительная динамика присутствовала у всех исследуемых, независимо от возраста и изначального состояния здоровья, т.е. синий цвет даёт наименьшие показателями индексов напряжённости и равновесия. Наиболее выражена динамика состояния у тех пациентов, которые самостоятельно регулярно занимаются духовно-энергетической практикой. Имеет место значительное потенцирование эффекта, т.е. открытые энергетические каналы позволяют максимально быстро и полно использовать целительные эффекты КФС (синих), т.е. влияние синих лучей на вегетативную нервную систему является целительной и согласно данных таблиц и примера имеет всюду однонаправленную результативность у всех 10 исследованных в разной степени выраженности. (Не случайно применяется устройство — корректор функционального состояния КФС — синий, созданный российскими учеными под руководством Кольцова С.В., который использует синие лучи. [3] .

Выводы [ править ]

Приведенные результаты позволяют сделать вывод, что воздействие синего и зеленого цветов оценивается взрослыми испытуемыми (через цветовые выборы), как более желательное, чем — красного и желтого.

Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики:

  • 1. Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания (см. воздействие цвета на ВНС).
  • 2. Желтый — тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.
  • 3. Зеленый — уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и др.
  • 4. Синий — замедляет сердечную активность, действует седативно, оказывает успокаивающее действие, может перейти в тормозящее состояние вплоть до депрессивного. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине и др. [4]

Л.Н. Миронова (1984), анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой. [5]

Таким образом с учетом данных исследований, наблюдений цветовые выборы взрослых синего цвета и его оттенков можно рассматривать как отражение превалирования потребности в стабильном, уравновешенном состоянии, сохранении достигнутого и даже релаксации над потребностью в активности, росте и развитии, которая доминирует у детей.

К написанию этого поста меня сподвигнул @negrotigro и осьминог.

На психоэмоциональное восприятие цветов влияет множество факторов, поэтому про это писать не буду. Однако, учеными однозначно доказано, что цвета влияют на вегетативную нервную систему (ВНС) человека. В ходе экспериментов испытуемые находились в комнате, стены, пол и потолок которой были выкрашены в один цвет.

Что за зверь ВНС


Связь глаза и ВНС


С точки зрения физиологии ощущение цвета субъективно и формируется в коре головного мозга. Физически это всего лишь электромагнитная волна.


Всем известные палочки и колбочки содержат 4 различных пигмента, которые способны поглощать волны определенного спектра. Разрушаясь, пигменты запускают химические реакции, которые в итоге приводят к возбуждению нервных волокон. Палочки различают уровень освещенности и отвечают за ночное зрение, колбочки различают цвета и обеспечивают дневное зрение.

Прежде чем породить картинку в нашем мозге, зрительные нервы идут в таламус и гипоталамус. Туда же приходят нервы от всех других органов и рецепторов. Через таламус осуществляется связь рецепторов с корой головного мозга, гипоталамус же как раз регулирует ВНС.


От глаз гипоталамус получает информацию об уровне освещенности и регулирует циркадные ритмы (режимы сна и бодрствования). На циркадные ритмы некоторое влияние оказывает температура окружающей среды. Терморецепторы содержаться как в коже, так и в самом гипоталамусе.

Во время исследований человека с завязанными глазами заводили в красную и синюю комнаты. В красной человек стремился развести руки, а в синей- свести. Считается, что одна из причин такого эффекта кроется в различной степени активации красным и синим светом особых двигательных структур мозга, относящихся к церебральному комплексу.

Эээ! Где движения, а где цвет?! Вспоминаем, что цвет это плод нашего воображения, а тепловое излучение идет сразу же за видимым красным светом, и идем дальше.

Черное и белое


Цвет несёт организму информацию об окружающей среде, к которой организм подстраивается. Белый же и черный цвета, по сути, - отсутствие информации. При этом, белый - это обилие света. Логика подсказывает, что белый должен возбуждать нервную систему, а черный угнетать (все те же биоритмы).

Действительно, исследования показали, что царящая белизна вокруг раздражает и утомляет, а темные цвета способны вогнать в депрессию.

Белая комната вызывает цветовую депривацию (сенсорное голодание), у человека появляются заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Нарушаются память, аппетит, мыслительные процессы, ритм сна и бодрствования. Могут возникать немотивированная агрессия, бессонница и как следствие, истощение организма. У ребенка из-за изобилия белого и вовсе может произойти задержка интеллектуального развития.


Опыты на мышах показали, что раздражение сетчатки красным светом приводит к тем же результатам, что и введение в нее адреналина.

В красной комнате у испытуемых людей повышалось кровяное давление, учащались пульс и дыхание, усиливался тонус мышц. То есть, красный заставляет работать симпатическую НС.

Обилие красного уместно использовать там, где нужно провоцировать активные движения.

Синий свет (а также фиолетовый) близок к ультрафиолету. Глазу довольно тяжело его воспринимать. Из-за своей коротковолновой природы синий цвет легко рассеивается в глазу, что приводит к размытию изображения и утомляемости (а вот и он- вред от экранов мониторов, телефонов и телевизоров).


Синий свет замедляет сердечную активность, действует успокаивающе на нервную систему. При длительном воздействии может затормозить НС до депрессии.

Зона комфорта


Нетрудно заметить, что пики восприятия цвета приходятся на оранжевый, зеленый и синий. И- о чудо!- именно цвета, находящиеся в диапазоне от оранжевого до синего, стимулируют ПНС и благотворно влияют на самочувствие человека.

Оранжевый и желтый тонизируют НС, увеличивают мышечную активность, стимулируют деятельность ЦНС, создают ощущение тепла.

Зеленый снижает кровяное давление, расширяя капилляры, успокаивает, снижает ощущение боли. У человека в нормальном состоянии в зеленой комнате улучшается слух. В сонливом состоянии- слух ухудшается.

Голубой затормаживает НС еще сильнее, чем зеленый, и подавляет аппетит, снижает температуру тела.


Предпочтение определённого цвета с точки зрения физиологии выражает потребность организма в возбуждении либо торможении НС. Грамотно комбинируя цвета, можно вызвать у человека любую эмоцию. Но это уже совсем другая история.

Работы по психологии

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты

Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло — мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое — непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологической и психологией цветового восприятия. доставка диетической еды москва

Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия. Это, отнюдь, не означает, что нет таких наук, для которых подобные вопросы представляли бы интерес. Однако для большинства из них они являются второстепенными (этнография, психология эмоций, цветоведение и т.д.).

Наука, для которой они могут считаться основными, называется, может быть не совсем удачно, психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

На сегодняшний день цветовая психология — эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика.

Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов — СНС и ПНС.

В 1879 г. Н.Е. Введенским было описано повышение осязательной чувствительности, происходящее при освещении. В работе И.В. Годнева "К учению о влиянии солнечного света на животных" (1882) показано, что на свету обостряются осязательная, обонятельная и вкусовая чувствительность. Переход от темноты к свету приводит к уменьшению частоты пульса и повышению кровяного давления (С.О. Истманов, 1885). В 1904 г. П.П. Лазарев в Москве демонстрировал опыт, показывающий факт усиления слуховой чувствительности под влиянием освещения.

Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе известного русского физиолога — проф. С.В. Кравкова. Главным итогом многочисленных экспериментов, посвященных связи цветового зрения с другими органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и ВНС, а также гипоталамусом, который, как известно, играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Считается, что ядра передней гипоталамической области, тесно связанные с нейрогипофизом, имеют отношение к интеграции ПНС, а ядра задней гипоталамической области, примыкающие к ретикулярной формации, — к интеграции СНС. Зрительные проводящие пути анатомически тесно связаны со всеми этими структурами. СНС обеспечивает на психофизиологическом уровне поведение по типам "борьбы" или "бегства". Активация СНС приводит к расширению зрачков, увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС), усилению кровотока, при этом, кровь приливает к мозгу и мышцам. Ослабевает моторика кишечно-желудистой системы, замедляются процессы пищеварения. Дыхание учащается, в крови возрастает концентрация глюкозы и жирных кислот. Все это обеспечивает необходимый уровень активации организма для того, чтобы он мог бороться или спасаться бегством. При преобладающей активности ПНС, наоборот, создаются условия для отдыха и восстановления сил. Общий характер парасимпатической активации напоминает то состояния покоя, которое наступает после сытной еды. Усиливается приток крови к пищеварительному тракту, сокращается ЧСС, зрачки сужаются и т.д. СНС и ПНС находятся между собой в реципрокных отношениях, обеспечивая как гомеостаз, так и адаптацию к внешним воздействиям.

Предрасположенность к творчеству
Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. Творческое воображение – вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих .

Понятийный аппарат коррекционной педагогики
“Педагог должен стать творцом, сознательным организатором среды, в какой развиваются дети” (В.П.Кащенко,1930) 1. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе формирования личност .

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Казакевич Мария Сергеевна

ЦВЕТОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА М.С. Казакевич

О том, что люди специфически реагируют на цвета, было известно давно. Рассмотрим цветовое воздействие с точки зрения психологии и физиологии. Физиологический механизм этого в настоящее время выяснен только частично. Однако известно, что воздействие цвета зависит от количества цвета, качества цвета, времени воздействия, типа нервной системы (существуют три сильных типа и один слабый), возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности.

Бехер доказал, что от глаза к промежуточному мозгу ведет вегетативная нервная система, управляющая цветовым раздражением. Промежуточный мозг через гипофиз и нервную систему регулирует взаимодействие органов. Если регуляция настроена на ускорение и повышение функциональной способности, то состояние возбуждения соответствует частоте колебаний оранжево-красного цвета. Если вегетативная нервная система настроена на замедление, успокоение и отдых, то ей соответствует темно-синий цвет. Цветовое воздействие не ограничивается только органом зрения - глазом, оно влияет и на другие органы чувств - на вкус, слух, осязание, обоняние, силовые мышечные усилия. Велика роль цвета и света в процессах регулирования жизненных функций человека. Изменение светового режима отражается на реактивной способности коры головного мозга, влияет на иммунные и аллергические реакции. Психологи и психиатры на основании предпочтения или любви людей к определенному цвету определяют характер человека, его склонности, склад его ума, психики и даже состояние здоровья.

Многие люди, склонные к возбуждению и не выдерживающие его в течение продолжительного времени, предпочитают темно-синий цвет. Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Тот, кто отклоняет какой-либо основной цвет как несимпатичный, испытывает страх не перед красящим веществом, а перед действием, оказываемым этим цветом на его чувства, например, возбуждением при красном цвете.

Х. Вольфарт провел следующий эксперимент. Он показал своим студентам на несколько минут оранжево-красный цвет. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и ожидалось: после рассматривания оранжево-красного цвета эти вегетативные функции повысились. Оранжевый и красный цвета также возбуждали и слуховой центр мозга, что вызывало кажущееся увеличение громкости шумов. На темно-синий цвет нервная система студентов реагировала обратным образом - наступало успокоение: пульс становился спокойнее, давление крови снижалось, а дыхание замедлялось. Кроме того, красный цвет возбуждает двигательные функции человеческого тела, усиливает эмоциональные ощущения. Темно-синий вызывает безмятежный покой. При его рассматривании наступает вегетативное успокоение. При заболевании и переутомлении потребность в синем цвете повышается. Повышается также восприимчивость и готовность к боли. Зеленый и синий ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов. Красный, желтый, оранжевый цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу; группа синего, фиолетового, зеленого - напротив, пассивной интроверсии и импульсов, обращенных внутрь.

Психологический аспект цвета состоит в том, что, оказывая влияние на общее психологическое состояние человека, он может вызывать различное настроение. Цвета дают волю определенным чувствам, в то время как другие они ограничивают. Цвет может вызвать у вас приятные воспоминания о наиболее счастливых минутах жизни, и

наоборот, так же, как и звуки музыки, определенный цвет может напомнить о чем-то грустном, тягостном, о страдании, об ушедшей любви. Эти ощущения, связанные с цветом, носят названия цветовых ассоциаций. Их образование и закрепление в нашем сознании тождественно процессу образования и закрепления в коре больших полушарий условных рефлексов. То, как мы воспринимаем цвета, зависит как от самих цветов, их чистоты, яркости, насыщенности, так и от особенностей нашего восприятия. Кроме того, цвет может вызывать ощущения сухости (например, желто-коричневый), влажности (зеленовато-синий), казаться теплым, кричащим, тяжелым или легким. Это действие цветов вызвано возбуждением одного органа чувств при раздражении другого, т.е. синестезией, которое нельзя объяснить ассоциациями. Далее рассмотрим психологическое влияние каждого из цветов в отдельности.

Красный цвет - это раздражение. Чем более в сторону желтого он сдвигается, тем сильнее раздражение переходит в возбуждение. Коричнево-красный цвет возникает при подмешивании темной краски к оранжевой. Темный цвет - это спокойствие. Темно-красный - это успокоение раздражения. При подмешивании красок психологическое воздействие основного цвета может существенно меняться. Если красный - это раздражение, то коричнево-красный означает перемирие и спокойствие. Коричнево-красный успокаивает, это мир без раздоров. Но при повышенном предпочтении этого цвета врач констатирует у пациента переутомление и истощение.

Синий цвет отражает физиологическую и психическую потребность, а именно покой. Склонность синего цвета к глубине столь велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах. Как в красном цвете синеватые или коричневатые оттенки не меняют его основного значения, а только сильно видоизменяются в пределах этого значения, так и зелено-синий при отклонении его к чистому темно-синему или красно-синему частично приобретает противоположное значение. Тем не менее, основное значение остается: любой синий передает сферу душевности.

Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию - успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Синий - мирный и расслабленный покой - имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование. Красный путь - мужской, патриархальный, синий - женский, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75 % детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками, предпочитают фиолетовый цвет. Среди умственно отсталых детей его выбирает 85 %. Цвету, не отделяющему мужского красного от женского синего, часто отдают предпочтение гомосексуалисты. По средним статистическим данным, фиолетовый цвет предпочитают также беременные женщины, однако сразу после родов этот цвет либо совершенно отвергается, либо избирается на основании индивидуального вкуса.

Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный - эти две противоположности в фиолетовом уничтожаются. Фиолетовый - это гармония противоречий. Колебания между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового цвета, а именно -чувствительность. Таким образом, в целом фиолетовый цвет выражает чувственное отождествление, которое часто стоит на грани инфантильности и определяется как внушаемость.

Синий как противоположное движение тормозит желтый. В конце концов, при дальнейшем добавлении синего, оба противоположных движения взаимно уничтожаются, и возникает полный покой, неподвижность. Это - зеленый цвет. В

зеленом заложена жизненная возможность, которая совершенно отсутствует в сером. Абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из всех существующих. Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый статичен и абсолютно консервативен. Он не обладает действующей наружу кинетической энергией, а содержит заключенную в себе потенциальную энергию. Но эта "заряженная" энергия не покоится в прямом смысле слова, а отражает внутреннее напряженное состояние и не выходит наружу. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. Зеленый цвет как состояние внутреннего напряжениявыражает отношение человека к самому себе.

Чем больше добавляется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее, "холоднее", напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. Сине-зеленый приглушает жизненные функции, зелено-голубой приглушает двигательные функции человеческого тела. Чем больше добавляется осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, теплее, расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый. Светлый сине-зеленый, или бирюзовый - самый холодный из всех цветов. По этой причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Он желателен в жарких странах, в горячих заводских цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом.

Желтый цвет воспринимается нами светлым, сверкающим, легким, согревающим. Этот цвет наиболее близок к дневному свету, так как он, конечно после белого, лучше всего отражает падающий свет. В своей внешней чистоте он всегда несет в себе природу светлого, ему присущи радость, бодрость, нежное возбуждение. Из практики известно, что желтый производит очень теплое впечатление. С другой стороны, желтый беспокоит человека, возбуждает его и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, в конце концов, становится дерзкой и навязчивой. Это свойство желтого может достичь невыносимой для глаза силы.

Желтый цвет с психологической точки зрения представляет собой изменение и снятие напряжения посредством раздражающего действия. Желтый - основной цвет. Он выражает основную психическую потребность - раскрыться. Желтый цвет выбирают люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Они надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки или связи, угнетающей их как зависимость. Беременные, которых тренируют на "безбоязненные роды", по статистическим данным, как правило, выбирают желтый цвет. Им нужны напряжение ожидания и раздражитель надежды, чтобы не погрузиться в разочарованное, депрессивное расслабление.

Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции. При сильном переутомлении защитной реакцией часто служит склонность к серому цвету. То же наблюдается и во время экспертизы, когда не желают давать возможность изучить себя.

Темно-серый цвет воздействует (как и темно-синий) спокойно, полно и тяжело. Возбуждение в этом случае приглушено или заторможено, но это еще не застой. Серый (как и другие ахроматические цвета) повышает интенсивность и усиливает действие любого находящегося рядом хроматического цвета.

По сравнению со всеми серыми тонами белый цвет характеризуются завершенностью, как конечный пункт яркости, а черный - как конечный пункт темноты. Опыт показывает, что не более 1,4 % взрослых выбирают из числа ахроматических цветов белый или черный. Большей частью эти цвета выбираются людьми, находящимися под сильным психическим давлением с кризисным

обострением: например, психически и нервнобольными, а также детьми в период полового созревания или пребывания в больнице. Белый цвет является выражением разрешения, бегства и освобождения от всякого сопротивления. Черный выражает застой, защиту от возбуждающих влияний и вытеснение их.

Психологическое воздействие на человека оказывают не только отдельные цвета, но и цветовые сочетания. И здесь очень большое значение имеет расположение цветов в пространстве. Психофизиологическое воздействие цвета в значительной степени зависит от большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветового пятна, расстояния и направления, откуда воздействует цвет. Цвет, расположенный по вертикали, воспринимается легким, по диагонали - динамичным, по горизонтали -устойчивым. Напряжение цвета внизу делает композицию естественной и устойчивой, вверху - неестественной, давящей, с какого-либо краю - неустойчивой. Концентрация активного цвета в правом верхнем углу активизирует композицию, все увеличивается в размере. Напротив же, в левом нижнем - создает иллюзию пассивности и зрительного сжатия, движения назад. Цвет, представленный кругом, увеличивает плоскость и создает движение вперед. Впечатление усиливается, если это желтый, красный или оранжевый круг. Квадрат, окрашенный в холодные тона, наоборот, создает впечатление вогнутости и сжатия. Если мы хотим, чтобы по силе воздействия обе декоративные формы были одинаковы, необходимо изменить соотношения окрашенных поверхностей. Если на какой-либо поверхности внизу расположены темные цвета, а наверху - светлые, то такое решение производит стабильное впечатление. Если расположить их наоборот - будет впечатление неустойчивости.

Применение конкретного цвета для искусственного создания какого-либо настроения затруднительно, так как у разных людей одни и те же цвета вызывают различные настроения, а порой даже прямо противоположные, хотя можно наблюдать общие тенденции. Следует также отметить, что проблема физиологического восприятия цвета мало изучена и служит объектом для дальнейших исследований.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.