Внеклассное мероприятие по биологии нервная система

Министерство Образования Республики Беларусь

План-конспект внеклассного мероприятия

Мазанович Анна Андреевна

Мозырь, 2019

ЦЕЛИ:

  • повторить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках биологии;
  • способствовать формированию новых понятий;
  • воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам гигиены и здоровья;
  • формировать у учащихся чувственно-эмоциальной сферы;
  • воспитание коллективизма и одновременно осознание неповторимости каждого человеческого существа, развитие коммуникативных умений, радости общения, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности, стремление к духовному и физическому совершенству.

ЗАДАЧИ:

  • развивать самостоятельность учащихся в учебной, внеучебной, досуговой деятельности;
  • способствовать формированию понимания значимости личностных и деловых качеств во взаимоотношениях коллектива класса, с преподавателями, сотрудниками учебного заведения;
  • поддерживать интерес к учёбе, уверенность в значимости высокого уровня знаний;
  • совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.

ОБОРУДОВАНИЕ: мел разных цветов, доска, карточки для команд со стоимостью вопросов, ручки.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Дата проведения:

Время проведения:

Место проведения: учебный класс

№ п.п.

Содержание

Время

Объяснение правил игры.

Подведение итогов (рефлексия).

ИТОГО:

Студентка 4 курса 1 группы

технолого-биологического Мазанович Анна Андреевна

факультета

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ХОД ИГРЫ:

  1. Вступительное слово:
  • Психологический настрой учащихся.
  • Постановка целей и задач классного часа.

(Ведущий выдает индивидуальные карточки каждой команде, в которой будут записываться ответы)

Приветствие команд: каждая команда показывает свою визитку.

Ведущий : Итак, команды готовы, визитки показаны, осталось объяснить правила игры и можно начинать.

  1. Объяснение правил игры:

Ведущий: На столах у каждой команды лежат индивидуальные карточки с темой вопроса и его стоимостью. По очереди команда выбирает себе тему вопроса и называет его стоимость, то есть, то количество баллов, которое сможет получить команда, дав правильный ответ на вопрос. В случае неверного ответа на вопрос команде присуждается тоже количество баллов, только в сторону минуса. Задача каждой из команды набрать как можно больше количество баллов за игру. На обдумывание каждого вопроса команде даётся 10 секунд.

ВОПРОСЫ:

100 – эти кости образуют скелет конечностей: кости плеча, предплечья, бедра и голени. (Трубчатые).

200 – в полостях трубчатых костей находится богатая жиром ткань… (жёлтый костный мозг).

300 – рост костей в длину осуществляется за счёт… (пластинок – зон роста).

400 – между перекладинами губчатого вещества (в плоских и на концах трубчатых костей) содержится особый вид ткани внутренней среды. Назовите этот вид ткани. (Красный костный мозг).

500 – в 1889 г. по проекту Эйфеля в Париже была сооружена трёхсотметровая башня, ставшая символом города. Что положил инженер в основу её конструкции? (Строение кости).

100 – совокупность процессов, обеспечивающих механическое измельчение пищи, расщепление питательных веществ на компоненты, пригодные к участию в обмене веществ, и их всасывание (пищеварение).

200 – назовите воспалительный процесс, образующийся при попадании непереваренных остатков пищи и болезнетворных микроорганизмов в организм человека в червеобразном отростке (аппендицит).

300 – с помощью рецепторов полости рта мы распознаём вкус, температуру и другие свойства пищевых продуктов. От рецепторов по чувствительным нервным волокнам возбуждение передаётся в… (центр слюноотделения).

400 – полное отсутствие витаминов в организме человека называется… (авитаминоз).

500 – зная количество и состав пищи можно рассчитать… (энергетическую ценность – калорийность своего пищевого рациона).

100 – как называются сосуды, несущие кровь от сердца к органам и тканям тела? (Артерии).

200 – период, в течение которого расслаблены и желудочки, и предсердия, называется… (Общей паузой).

300 – ведущим отделом нервной системы, через который осуществляются практически все влияния на сосуды и сердце, является… (сосудодвигательный центр продолговатого мозга).

400 – умножив частоту сердечных сокращений на систолический объём можно вычислить… (минутный объём крови).

500 – способность сердца сокращаться независимо от внешних воздействий под влиянием импульсов, возникающих в нём самом, называется… (автоматией).

100 – О чём свидетельствует такое положение: голова выдвинута вперёд, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот выпячен, а грудь западает? (Неправильная осанка).

200 – при каком кровотечении оказывается следующая первая помощь: смазываем кожу вокруг раны йодной настойкой, закрываем рану стерильной салфеткой (можно из бинта) и туго перебинтовываем; если повязка не останавливает кровотечение, ниже места повреждения следует наложить жгут (венозное кровотечение).

300 – чаще всего этот вид заражения происходит через инфицированные продукты питания: мясо, молоко, яйца; начинается с повышения температуры, возникают боли в животе, сопровождающиеся рвотой; можно заболеть при контакте с кошками, домашней птицей, крупным рогатым скотом (сальмонеллез).

400 – Витамин В 1 повышает активность целого ряда ферментов. При его недостатке происходит накопление недоокисленных продуктов обмена в мышцах и нервных клетках. Это ведёт к развитию болезни… (бери-бери).

500 – Недостаток какого из витаминов может вызвать дерматиты, анемию, судороги? 6 ).

Нервная система

Эндокринная система

Дыхательная система

Мочевыделительная система

200 – передача возбуждения от одной нервной клетки к другой осуществляется с помощью химических посредников… (медиаторов).

300 – в значительной части ствола мозга имеется множество нервных клеток с хорошо развитыми отростками. Они образуют густую сеть, называемую… (ретикулярной формацией).

400 – этот вид нервной системы управляет жизненно важными процессами обмена веществ, работой сердца, гладкой мускулатуры полых внутренних органов и сосудов, различных желёз; исходя из строения и физиологических особенностей эту нервную систему делят на симпатический и парасимпатический отделы (автономная НС).

500 – путь от спинного мозга до симпатического ганглия называют… также называется и нейрон, от которого этот путь начинается (преганглионарный).

900 – физическая усталость и нервное утомление исчезают при переключении с одного вида деятельности на другой. Этот факт был доказан русским физиологом… (И.М.Сеченовым).

200 – назовите гормоны щитовидной железы, которые влияют на процессы обмена веществ: увеличивают использование белков, жиров и углеводов, повышают расход энергии, усиливают кровообращение и дыхание (тироксин, трийодтиронин).

400 – в случае снижения выработки инсулина в крови увеличивается уровень сахара, который начинает выводиться из организма в составе мочи. Это заболевание называется… (сахарный диабет).

500 – гиперфункция щитовидной железы ведёт к увеличению её размеров и усиленному образованию гормонов. Избыток гормонов вызывает повышение возбудимости нервных клеток, развитие пучеглазия, учащение сердцебиения, чрезвычайное исхудание. Как называется такое заболевание? (Базедова болезнь).

900 – у взрослых при гипофункции щитовидной железы возникает заболевание, в результате которого сердце работает недостаточно интенсивно, больной ощущает слабость и сонливость, становится тучным, снижается возбудимость нервной системы. О каком заболевании идёт речь? (Микседема, или слизистый отёк).

200 – какое название носят самые мелкие бронхи, которые не имеют хряща и их стенки состоят из эластических волокон (бронхиолы).

300 – совокупность нейронов, обеспечивающих ритмическую деятельность дыхательных мышц, называется… (дыхательным центром).

400 – как называется куполообразная сухожильно-мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной? (Диафрагма).

500 – одним из методов диагностики заболеваний лёгких является… (флюрография).

900 – измерить величину жизненной ёмкости лёгких можно с помощью специальных приборов. назовите хотя бы один из них. (Спирометр и спирограф).

200 – сущность какого процесса составляет освобождение организма от конечных продуктов обмена, чужеродных веществ, избытка воды, солей? (Выделения).

300 – этот орган извлекает из плазмы крови аммиак, мочевину, мочевую кислоту, некоторые лекарственные препараты. (Почки).

400 – какое расположение в организме человека занимают почки и с чем это связано? ( Левая почка выше правой на 2,5 см, поскольку правая почка граничит с печенью. У мужчин почки крупнее по размеру, чем женские.
Когда случается нефроптоз (опущение почки в малый таз), то это случается только с ПРАВОЙ почкой).

500 – назовите схему, по которой ток крови идёт через почку. ( Почечная артерия → приносящая артериола → капилляры клубочка → выносящая артериола → почечная вена).

900 – благодаря каким двум противоположным процессам, происходящим в организме человека из крови удаляются конечные продукты обмена, но сохраняются вещества, полезные для организма? (Фильтрация и реабсорбция).

  1. Заключительное слово:

Ведущий : Итак, все раунды сыграны, пришло время подвести итоги нашей сегодняшней встречи. Как отмечалось в начале игры, победителем будет считаться та команда участников, которая наберёт наибольшее количество баллов за игру.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Через некоторое время мы узнаем, кто же стал победителем. А пока давайте подсчитаем набранное количество баллов за игру каждой команды.

(Производится подсчёт баллов каждой команды и объявляется победитель).

  • Что нового вы для себя узнали в ходе нашей игры?
  • Какой раунд вызвал наибольшие затруднения?
  • Какие темы оказались для вас самыми интересными?
  • Какие ощущения вы испытывали в ходе игры?

Ведущий : Я рада была вас сегодня видеть, думаю, что в ходе этой игры каждый для себя открыл что-то новое, либо закрепил уже имеющиеся знания. Всем спасибо за игру! До свидания!

Класс делится на две команды игроков и команду зрителей. Им сообщаются условия игры, регламент, правила.

Каждая команда получает по 10 вопросов (время ответа ограничено). Вопросы, на которые команда не отвечает, задаются зрителям. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Какой узел нельзя развязать? (Нервный узел.)

2. По какому мосту не ходят? (По мосту стволового отдела мозга.)

3. Что быстрее всего на свете? (Мысль.)

4. Какое насекомое напоминает серое вещество спинного мозга на поперечном срезе? (Бабочку.)

5. Есть ли мозг в крестце? (Нет, спинной мозг заканчивается на уровне 1-го поясничного позвонка.)

6. Какой нерв не может найти свое место в организме? (Блуждающий.)

8. В каком отделе головного мозга больше всего воды? (В больших полушариях.)

9. Ученые полагают, что из огромного числа нейронов головного мозга активны только 4%. Зачем же нам остальные 96%? (При усиленной умственной работе активизируются ранее молчавшие клетки коры.)

10. Что в переводе с греческого означает нейрон? (Жила, нерв.)

11. Как называется отдел нервной системы, представленный головным и спинным мозгом? (Центральный.)

12. Какой отдел нервной системы образован нервами и нервными узлами? (Периферический.)

13. Какой отдел нервной системы регулирует работу скелетных мышц? (Соматический.)

14. Как называется отдел нервной системы, регулирующий работу внутренних органов? (Автономный, вегетативный.)

15. Как называются отделы автономной нервной системы? (Симпатический и парасимпатический.)

16. Какие нервы усиливают и ускоряют работу сердца, замедляют перистальтику? (Симпатические.)

17. Какие нервы ослабляют и замедляют работу сердца, усиливают перистальтику? (Парасимпатические.)

18. Как называется ответная реакция на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой? (Рефлекс.)

19. В какой части спинного мозга располагается серое вещество? (В центральной.)

20. Что находится внутри серого вещества спинного мозга? (Спинной канал и спинномозговая жидкость.)

1. Приведите примеры связи организма со средой.

3. Венгерский врач Франц Йозеф Галль в начале XIX в. считал, что таланты, наклонности, способности можно определять по форме черепа (а значит – и мозга). Его учение получило название френологии и в свое время было популярным. Считалось, например, что большой лоб и глаза навыкате бывают у людей с хорошей памятью, а различные шишки и выступы на черепе соответствуют различным чертам характера, таким как гневливость, упрямство, стремительность и т.д. Согласны ли вы с Францем Йозефом Галлем?

5. Каким станет мозг будущего человека? Куда идет его развитие?

Учащиеся задают по одному заранее подготовленному вопросу команде соперников. На обсуждение вопроса отводится 30 с.

Учитель задает командам два вопроса, имеющих отношение к теме урока.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Если команда не ответила на какойто вопрос, его можно адресовать другой команде. Если и она не отвечает, вопрос передается зрителям.

1. Как называется электрический сигнал, генерируемый нервной клеткой в ответ на раздражение? (Нервный импульс.)

2. Как называется чувствительная клетка, в которой возникает возбуждение, передающееся в центральную нервную систему. (Нейрон.)

3. Как называется совокупность клеток, окружающих нейроны, и какую функцию они выполняют? (Нейроглия. Опорную, питательную, защитную.)

4. Как называется короткие, сильно ветвящиеся отростки нейронов? (Дендриты.)

5. Как называются длинные, маловетвящиеся отростки нейронов? (Аксоны.)

6. Чем образовано серое вещество? (дендритами и телами нейронов.)

7. Чем образовано белое вещество? (Аксонами.)

8. Как называется скопление длинных отростков нервных клеток, покрытых общей оболочкой? (Нервы.)

9. Как называются нервы, состоящие из аксонов двигательных нейронов? (Двигательные.)

10. Как называются нервы, состоящие из дендритов чувствительных нейронов? (Чувствительные.)

11. Как называются нервы, состоящие из аксонов и дендритов? (Смешанные.)

12. Какой отдел мозга регулирует дыхание, глотание, работу сердца? (Продолговатый мозг и мост.)

13. Какой отдел мозга управляет точными и согласованными движениями и сохраняет равновесие? (Мозжечок.)

14. Какой отдел мозга управляет тонусом мышц и через него проходят дуги ориентировочных рефлексов? (Средний мозг.)

15. Какой отдел мозга регулирует обмен веществ, поддержание температуры тела, потребление воды и пищи? (Промежуточный мозг.)

16. Что означает греческое слово hormao? (Привожу в движение, побуждаю.)

17. Гормоны какой железы регулируют рост человека? (Гипофиза.)

18. Какая железа вырабатывает пищеварительные ферменты и гормон инсулин? (Поджелудочная.)

19. Как называются железы внутренней секреции, регулирующие углеводный, жировой, белковый обмен, обмен солей и воды? (Надпочечники.)

20. Назовите заболевание, связанное с недостаточной функцией надпочечников? (Бронзовая болезнь.)

Подведение итогов игры. Подсчитываются баллы каждой команды и каждого учащегося. Исходя из этого, учащиеся получают оценки.

Цель: системно подойти к знанию о нарушениях деятельности нервной системы, при этом выявляя их причины и механизмы воздействия неблагоприятных факторов на отделы нервной системы и другие системы органов человека, а главное рассмотреть возможность предупреждения нарушения деятельности нервной системы.

Планируемые результаты:

Образовательные:

закрепление знаний о нервной системе;

понимание подростков того, как от положительного поведения и образа жизни зависит здоровье, к каким последствиям приводит неправильное поведение в обществе;

научиться предвидеть возможные последствия неблагоприятных факторов на организм;

научить самостоятельно принимать правильные решения, и возможные меры предупреждения вредных привычек, а также понимать социальные последствия негативного поведения подростков.

Воспитательные:

формирование навыков здорового образа жизни;

сформировать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам и влиянию их на нервную систему;

формирование умений оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе;

Развивающие:

развивать умение работать с учебником: выделять главное, анализировать, сравнивать, определять понятия;

продолжить развитие навыков работы с компьютером;

развивать творческие, коммуникативные способности;

продолжить формирование умения уч-ся подбирать материал, готовить сообщения на заданную тему, выступать на аудитории, анализировать, синтезировать, оценивать, делать выводы.

Вид: продуктивный, проблемный, презентация.

Форма организации: групповая, парная, коллективная.

Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, эксперимент, сообщения и презентации учащихся), проблемные: частично-поисковый, исследовательский ( работа в группах).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Рефлексия настроения.

Здравствуйте ребята. Покажите, какое сегодня у вас настроение? Например, у меня вот такое. (Учитель показывает зелёную карточку). Что это значит? Правильно - это отличное настроение. У вас на столе лежат карточки: - зелёные, синие и красные. Зеленые – отличное, синие – настроение (так себе), красные – плохо. Поднимите карточки - какое у вас настроение? У нас с вами прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьезных, значимых вещах для вашего здоровья.

Сегодня мы на занятии мы должны выявить причины, механизмы воздействия неблагоприятных факторов на нервную систему, последствия, смоделировать меры предупреждения вредных привычек.

Эпиграфом (на доске) нашего занятия служат слова Д.С.Лихачёва:

Послушайте стих к эпиграфу.

Жизнь по разному можно прожить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя спать.

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать и, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

и подарить его людям!

Работать будем по плану (на доске):

1.Факторы, влияющие на уровень здоровья.

2. Наследственные болезни, нарушающие деятельность нервной системы.

3. Бактериальные и вирусные инфекции (менингит, грипп, полиомиелит).

4.Неблагоприятные экологические факторы, влияющие на здоровье человека.

5. Влияние вредных привычек (алкоголя, сигарет, наркотиков, токсических веществ) на организм человека.

Итак, по плану создаём 2 группы, состоящие из 4-х микрогрупп: 1-я микрогруппа занимается подборкой материала о наследственных нарушений нервной системы, влияние вирусных и бактериальных инфекций на организм человека, а так же какие неблагоприятные экологические факторы влияют на здоровье человека.

По 5 пункту плана мы будем работать в микрогруппах, их у нас 3:

3. Изучение нового материала.

1) Образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение - 56 %.

3) Внешняя среда, экология - 12 %.

4) Здравоохранение - 8 %.

Некоторые из этих факторов мы не можем изменить, но все-таки на 56 % здоровье зависит от нас, поэтому рассмотрим, какие факторы вредят нашему здоровью и как этому противостоять.

Итак, сейчас мы можем с вами оценить исследовательскую работу, проведенную учащимися 8 кл. в микрогруппах.

1-я микрогруппа занималась изучением и подбором материала, связанного с наследственными нарушениями нервной системы, влиянием бактериальных и вирусных инфекций на организм человека, а так же нарушениями, связанными с неблагоприятными экологическими факторами.

Отчёт микрогруппы.

Наследственными нарушениями нервной системы могут быть факторы внешней среды, комбинацией хромосом родителей, заболеваниями, перенесенными матерью в период беременности. В настоящее время известно более 3500 генных болезней. Наиболее распространенным заболеванием (75% от всех хромосомных болезней) является синдром Дауна.

Болезнь Дауна - наличие трех хромосом вместо двух в 21 паре хромосом человека возникает при образовании яйцеклетки или сперматозоида. Причины: экология, возраст родителей, употребление наркотических веществ. Проявляется заболевание слабоумием, заниженной способностью к обучению.

Олигофрения - слабоумие, возникает при увеличении или потере Х-хромосомы у женщин, нарушении расщепления фенилаланина (генная мутация) и некоторых других хромосомных нарушениях.

Бактериальные и вирусные инфекции очень опасны для детей раннего возраста.

Менингит вызывается бактерией- менингококком. Заражение происходит от больного воздушно-капельным путем при разговоре, кашле, чихании. Возбудитель проникает в лимфосистему, затем в оболочки мозга, где вызывает гнойное воспаление. Быстрое повышение температуры с сильными, головными болями, рвотой, судорогами. Осложнение - сепсис.

Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на выздоровление. В школе устанавливается карантин на 10 дней.

Вирусные заболевания - грипп, полиомиелит чаще поражают проводящие пути мозга.

При полиомиелите вирус разрушает двигательные нейроны спинного мозга, что вызывает частичные параличи мышц. Заражение происходит через желудочно-кишечный тракт, куда вирус заносится чаще всего грязными руками, с водой, молоком, хлебом, немытыми фруктами, овощами. Иногда заражаются при контакте с больным. Сначала повышается температура, затем возникает повышенная кожная чувствительность. Больной кричит при каждом прикосновении, не может согнуться. Потом температура понижается, но через 1-2 дня вновь повышается и развиваются параличи. Чаще всего поражаются ноги, но иногда все конечности и туловище. Восстановительный период начинается через 6 недель и может длиться несколько лет, иногда параличи остаются на всю жизнь. Больной изолируется на 40 дней, учащиеся и взрослые подвергаются карантину на 20 дней. Проводится дезинфекция.

Грипп - острое вирусное заболевание, сопровождающееся высокой температурой, головной болью, разбитостью, катаром верхних дыхательных путей. При осложнениях может возникнуть воспаление легких, отиты - воспаление среднего уха, отек горла, невриты, невралгии.

Нарушения связанные с неблагоприятными экологическими факторами. По данным выборочного исследования 30 городов нашей страны, в группе городов с более высокими уровнями загрязнения среды повышается заболеваемость населения.

Уровень заболеваемости выше

на 41% для болезней органов дыхания,

на 132%- для болезней сердечно-сосудистой системы,

на 176%- для кожных заболеваний,

на 35%- для злокачественных новообразований.

Состояние здоровья населения с высоким уровнем загрязнения характеризуется рядом общих черт:

1) Низкая продолжительность жизни.

2) Подверженность неврозам и хроническим заболеваниям, свойственным пожилым возрастам.

3) Высокий уровень младенческой и материнской смертности.

4) Рост злокачественных заболеваний.

5) Стрессовые состояния. Физкультминутка:

Валеологическое упражнение на расслабление мышц рук и снятие усталости глаз: разотрите ладони рук и на минутку приложите их к глазам, затем встаньте и потрясите кистями рук……………………………………………. 2-я микрогруппа занималась изучением влияния алкоголя на подростка.

Влияние алкоголя на организм и нервную деятельность подростка

Нарушения деятельности центральной нервной системы при приеме алкоголя развиваются постепенно. Токсичность алкоголя обусловлена продуктами его окисления. Наибольшей токсичностью обладает основной метаболит спирта - уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя.

При тяжелой степени опьянения наблюдается особая бессмысленность поведения: беспричинная агрессивность, невнятная речь, резкие нарушения координации движений. Затем наступает глубокий сон, при котором человек ни на какие раздражители не реагирует, а затем - полная амнезия - человек не помнит ничего из того, что с ним было в период опьянения. Именно в стадии тяжелой степени опьянения совершаются преступления, происходят пожары, аварии на транспорте, при этом нередко гибнут не только пьяные люди, но и оказавшиеся рядом с ними по воле случая, страдают дети, члены семей алкоголиков. Алкоголизм - заболевание, которое осознают не сразу, и наша задача - предупредить его появление.

Вывод (делает ученик). При постоянном употреблении алкоголя нарушается работа всех органов

Для того, чтобы вы убедились в губительном воздействии алкоголя на все структуры человеческого организма мы продемонстрируем вам опыт, показывающий изменение свойств белков при воздействии на них алкоголя.

Цель опыта: показать учащимся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл. яичного белка. В одну добавить 8 мл. воды, а в другую столько же спирта 80-90%.

Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легко растворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, так как спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся : Что же происходит с клетками организма, когда туда поступает алкоголь высокой концентрации?

Белки клетки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток органов. Этанол нарушает функцию клеток, вызывая их гибель. При употреблении 100 г. пива погибает 3000 клеток головного мозга, 100 г. натурального виноградного вина – 500, 100 г. водки- 7500 клеток.

Давайте обратим внимание на причины, которые сподвигают подростков к употреблению алкоголя. Эти причины, были названы в результате проведенного социологического исследования.

В таблице указаны следующие причины:

1. Самоутверждение – 52-65% (нравится, скучно);

2. Символическое участие сверстников (друзья и взрослые тоже пьют) – 15-31%.

3. Снятие психического напряжения (для смелости, спокойствия) – 12-15%.

3-я микрогруппа занималась исследованием влияния никотина на подростка.

Вред никотина

В состав табачного дыма входят никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензопирен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец 210, муравьиная, синильная кислоты, ядовитые газы (сероводород, угарный, углекислый газы) и др. химические соединения. Наиболее ядовитые из них никотин, синильная кислота.

Чтобы не быть голословными предлагаем вам опыты, которые дадут полное представление о сложном составе табачного дыма.

Цель опыта : дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нём наличие смол, кислот, никотина.

Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их, в фильтре окурка тёмно-коричневого цвета осталась часть смол никотина, образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром исчезает под действием кислот, появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.

Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков, они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, ослабевает внимание, нарушается память, умственная активность. Особенно опасно это для подростков, так как клетки головного мозга менее устойчивы к влиянию токсинов.

Ежегодно рак легких уносит миллионы жизней. Эта тяжелейшая форма раковой болезни у курильщиков возникает в 15-20 раз чаще, чем у тех, кто не имеет пагубной привычки.

Никотин оказывает пагубное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Только никотин способен вызвать сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления напряжённой работе сердечной мышцы.

Никотин усиливает свёртываемость крови, это приводит к тому, что сосуды курящих людей чаще закупориваются тромбами. Это увеличивает риск заболевания инфарктом миокарда.

Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение и курение увеличивает содержание адреналина в крови.

Учитель: Информация для размышлении

Факты о курении:

1. В России курит не большая часть населения, как думают многие, а только половина мужчин и десятая часть женщин.

2. Из каждых 100 человек, умерших от рака легких, 90 курили, из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких,75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца,25 курили.

Какой можно сделать вывод – основное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин, который мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Никотин – сильный яд. Смертельная доза -1мг на 1кг тела.

Ядовитые свойства никотина доказать легко – пиявка, поставленная курильщику, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин.

Учитель: Какие м еры для предупреждения вы предложите?

Учащиеся : 1. Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.

2. Запретить рекламу сигарет.

3. Запрет со стороны родителей.

4. Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.

5. Получать достоверную информацию о вреде.

6. Принятие самостоятельного решения: да или нет.

4-я микрогруппа изучала проблемы наркомании и токсикомании в современном мире.

Наркомания и токсикомания

Наркомания - пристрастие к наркотикам (препараты опия, конопли, южноамериканского растения коки.

Первая проба наркотика вызывает защитную реакцию организма: головокружение, тошнота, рвота, а иногда - никаких изменений.

Наркомания – необычная болезнь. Это скорее людской порок, тотальное поражение личности, которое сопровождается разрушением физического и психического здоровья.

Токсикомания – это пристрастие к химическим веществам, то есть вдыхание паров бензина, аэрозолей, ацетона, клея, толуола. Токсикоманы добиваются опьянения, вдыхая эти пары или газы, при этом разрушая легкие, желудок, сердце, мозг. Токсикомания развивается очень быстро, вырастая из кратковременной привычки употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно (показывает презентацию по теме).

Учитель: Назовите последствия?

-гибель клеток печени и токсическое поражение печени (дистрофия);
-гибель клеток головного мозга и энцефалопатия (необратимое поражение головного мозга);

-гибель клеток легких и воспаления легких (пневмонии);

-происходит резкое отставание в половом развитии.

Учащиеся записывают в тетрадь выводы:

1) Здоровый образ жизни уменьшает риск возникновения нарушений нервной системы.

2) Благоприятная экологическая обстановка уменьшает возможность наследственных нарушений деятельности нервной системы.

3) Алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания ухудшают социальную обстановку в стране, обрекают на гибель или болезни будущие поколения россиян.

4) Необходима активная пропаганда против вредных привычек.

5) Неправильный образ жизни влияет на продолжительность жизни в Росси.

Учитель: В заключении урока мне хотелось бы пожелать вам с вниманием относиться к своему здоровью и здоровью своих близких и знакомых. Теперь у вас достаточно знаний, чтобы объяснить им то, какие последствия оказывают на человека вредные привычки.

1. Составить анаграмму по вредным привычкам.

2. Придумать рекламу против курения, алкоголизма, наркомании и др.

В ходе урока учащиеся заполняют рабочую карточку.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.