Воды больше всего в клетках человека жировых костных нервных

Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.

С.Щипачев

ХОД УРОКА


УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ. Все живые организмы – это биологические системы, имеющие сходные черты строения и жизнедеятельности. У них единый генетический код, близкие химический состав, строение молекул и клеток, однотипное строение тела на одинаковых уровнях организации. Такое единство живых организмов дает возможность построить общую систему уровней организации живой материи от молекулярного до биосферного согласно схеме:
Из этой схемы видно, что низшей ступенью организации является клетка, она обладает всеми свойствами живого. Клетка осуществляет обмен веществ и энергией, растет, размножается и передает по наследству свои признаки. Она реагирует на внешние раздражители и способна двигаться. Поэтому мы сегодня снова говорим о клетке.
Давайте вспомним, как называется наука о клетке. Это цитология. Исследуя клетку как важнейшую структурную единицу живого, цитология занимает центральное положение в ряду биологических дисциплин; она тесно связана с гистологией, анатомией, физиологией и биохимией. Мы вводим новый термин, поэтому запишите его формулировку в тетрадях.

Макроэлементы

• О, С, Н, N входят в состав органических веществ клетки. Вместе с водой организма они составляют около 90%.
• Р входит в состав ДНК, АТФ, ферментов, костной ткани и эмали зубов, содержание его в организме 1%.
• Катион Ca 2+ входит в состав оболочки клеток растений, костей и зубов у животных, также он участвует в процессе свертываемости крови. В организме бывает до 2,5% ионов кальция по массе.

Микроэлементы

• S* входит в состав белков, витаминов и ферментов, ее содержится
0,01–1%.
• Катионы K + и Na + участвуют в проведении нервного импульса, поддерживают осмотическое давление в клетке, стимулируют синтез гормонов, их содержание по 0,25%.
• Катион Mg 2+ (0,1%) входит в состав молекулы хлорофилла. Он содержится в костях и зубах, активизирует синтез ДНК и энергетический обмен.
• Катион железа входит в состав гемоглобина, миоглобина, хрусталика и роговицы глаза, активизирует деятельность ферментов (0,07%).
• Анион Cl – (0,2%) является компонентом желудочного сока, а анион
I – (0,1%) – обязательным компонентом гормона тироксина (щитовидная железа).

Ультрамикроэлементы



Вопрос. Как можно отличить органические вещества от неорганических?


Молекула воды имеет угловое строение: представляет собой равнобедренный треугольник с углом при вершине 104,5°.
Молекулярная масса воды в парообразном состоянии равна 18 г/моль. Однако молекулярная масса жидкой воды оказывается более высокой. Это свидетельствует о том, что в жидкой воде происходит ассоциация молекул, вызванная водородными связями.

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ. Какова же роль воды в клетке?
Из-за высокой полярности молекул вода является растворителем других полярных соединений, не имея себе равных. В воде растворяется больше веществ, чем в любой другой жидкости. Именно поэтому в водной среде клетки осуществляется множество химических реакций. Вода растворяет продукты обмена веществ и выводит их из клетки и организма в целом.
Вода обладает большой теплоемкостью, т.е. способностью поглощать теплоту. При минимальном изменении ее собственной температуры выделяется или поглощается значительное количество теплоты. Благодаря этому она предохраняет клетку от резких изменений температуры. Поскольку на испарение воды расходуется много теплоты, то, испаряя воду, организмы могут защищать себя от перегрева (например, при потоотделении).
Вода обладает высокой теплопроводностью. Такое свойство создает возможность равномерно распределять теплоту между тканями тела.
Вода является одним из основных веществ природы, без которого невозможно развитие органического мира растений, животных, человека. Там, где она есть, – есть жизнь. А какова роль воды в человеческом организме?

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ. Конечно, о воде можно говорить много. Действительно, ее роль в любом живом организме огромна. Но помимо воды в числе неорганических веществ клетки нужно назвать и соли. Соли находятся либо в диссоциированном, либо в твердом состоянии. Концентрация катионов и анионов в клетке и в окружающей ее среде неодинакова. В клетке содержится довольно много калия и очень мало натрия. Во внеклеточной среде, например в плазме крови, в морской воде, наоборот, много натрия и мало калия. Раздражительность клетки зависит от соотношения концентраций ионов Na + , K + , Ca 2+ , Mg 2+ .
Ребята, на схеме представлены основные результаты первой части урока.


При увеличении концентрации гидроксид-анионов происходит их связывание:

(Ответ.

В очень малой степени вода распадается на ионы:

В 1 л воды (t = 22 °C) диссоциации подвергается только 10 –7 моль Н2О, при этом образуется 10 –7 моль/л ионов H + и 10 –7 моль/л ионов ОН – .
Kв – ионное произведение воды:

Kв = [H + ]•[OH – ] = 10 –7 •10 –7 = 10 –14 .

Любой водный раствор содержит ионы Н + и ОН – .
Для чистой воды [H + ] = [OH – ] = 10 –7 .

Чтобы избежать неудобств с применением чисел с отрицательными показателями степени, концентрацию водородных ионов выражают через водородный показатель рН – десятичный логарифм концентрации водородных ионов, взятый с обратным знаком:

рН = –lg [H + ] или [H + ] = 10 –рН ,

Задание. Определите среду следующих жидкостей: желудочный сок (рН = 1,7), кровь (рН = 7,4),
слюна (
рН = 6,9), слезы (рН = 7).

1. Сколько химических элементов можно обнаружить в клетке?
а) 24; б) 60; в) 150.

2. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам?
а) S, Na, Ca, K; б) O, H, C, N; в) Ni, Cu, I, Br.

3. В каких клетках человека больше всего воды?
а) Жировых; б) костных; в) нервных.

4. Каковы функции воды в клетке?
а) Передача наследственной информации;
б) среда для химических реакций;
в) источник энергии.

5. К гидрофобным веществам относят:
а) соли; б) сахар; в) жиры.

6. Какие ионы входят в состав гемоглобина?
а) Mg 2+ ; б) Fe 2+ ; в) Zn 2+ .

7. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) Атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

8. Больше всего воды содержится в клетках:
а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

9. Вода – основа жизни, т.к. она:
а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;
в) охлаждает поверхность при испарении.

10. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:
а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

11. Угол между валентными связями Н–О–Н в молекуле воды составляет:
а) 90°; б) 104,5°; в) 120°.

12. Чем объясняется относительное постоянство реакции среды содержимого клетки?
а) Тургором; в) осмосом; в) буферностью.

(Ответы. 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – в; 6 – б;
7 – в; 8 – а; 9 – б; 10 – а; 11 – б; 12 – в.)

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ. Подведем итоги нашего урока. В состав живых организмов входит ряд относительно простых соединений, которые встречаются и в неживой природе. Это неорганические соединения. И конечно, первоочередная роль среди этих соединений принадлежит воде. Она обладает уникальными свойствами. Свойства эти настолько важны, что нельзя представить жизнь живых организмов без этого соединения водорода и кислорода.

* По другим источникам S, К, Mg относят к макроэлементам, а все остальные приводимые элементы – к микроэлементам. – Примеч. ред.

Контрольная работа по теме "Химия клетки. Неорганические вещества клетки" для профильного класса.


1. Сколько химических элементов можно обнаружить в клетке? а) 24; б)70-80; в) 150

2. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам?

а) S, Na, Ca, K; б) O, H, C, N; в) Ni, Cu, I, Br.

3. В каких клетках человека больше всего воды?

а) Жировых; б) костных; в) нервных.

4. Каковы функции воды в клетке? а) Передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций; в) источник энергии.

5. К гидрофобным веществам относят: а) соли; б) сахар; в) жиры.

6. Какие ионы входят в состав гемоглобина? а) Mg2+; б) Fe2+; в) Zn2+.

7. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?

а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

8. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

9. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена; в) охлаждает поверхность при испарении.

10. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

11. Чем объясняется относительное постоянство реакции среды содержимого клетки?

а) Тургором; в) осмосом; в) буферностью.

12. Назовите химическиЕ элементЫ, который входит в состав неорганического компонента костной ткани:

а) сера б) кислород в) углерод г) фосфор д) водород е) железо ж) азот з) кальций

13.Четыре химических элемента встречаются в клетке в наибольшем количестве. На их долю приходится 98% всего содержимого клетки. Укажите химический элемент, который к ним НЕ относится:

а) кислород б) углерод в) сера г) азот д) водород

14. Значительную часть содержимого клетки составляет вода, которая: а) образует веретено деления б) образует глобулы белка в) растворяет жиры г) придает клетке упругость

15. Какую долю в среднем составляет в клетке вода: а)80% б)20% в)1%

16. Какую долю в среднем составляют в клетке белки: а)80% б)20% в)1%

17. Какую долю в среднем составляют в клетке минеральные вещества: а)80% б)20% в)1%

18. Углерод как элемент входит в состав: а) только белков и углеводов б) только углеводов и липидов

в) только углеводов и нуклеиновых кислот г) всех органических соединений клетки

19. К гидрофобным соединениям относят:

а) липиды б) липиды и минеральные вещества в) липиды и аминокислоты

20. Сколько процентов воды содержит головной мозг человека? а) 10 б) 20 в) 40 г) 85

21. Сколько процентов воды содержат клетки зубной эмали? а) 0 б) 10 в) 20 г) 30

22. В состав желудочного сока входит

а) серная кислота; б) соляная кислота; в) угольная кислота.

23. Каковы функции минеральных веществ в клетке? а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций; в) источник энергии; г) поддержание осмотического давления клетки

24. Какие ионы влияют на свёртываемость крови? а) Mg2+; б) Fe2+; в) Ca2+.

25. В состав молекулы хлорофилла входят ионы: а) Mg2+; б) Fe2+; в) Ca2+

26. У детей развивается рахит при недостатке: а) марганца и железа б) кальция и фосфора

в) меди и цинка г) серы и азота

27. Больше всего воды содержится в клетках: а) эмбриона; б) молодого человека;

в) старика. г) взрослого человека

28. По отношению к воде химические вещества делят на: а) гидрофобные и мезофобные

б) гидрофильные и гидрофобные в) гидрофильные и мезофильные г) мезофильные и мезофобные

29. Входит в состав витамина В12; участвует в фиксации атмосферного азота клубеньковыми бактериями и развитии эритроцитов, синтезе гемоглобина: а) кобальт б) марганец в) натрий г) цинк

30. Фосфатная буферная система поддерживает рН внутриклеточной среды в пределах:

а) 4-5 б) 6-7 в) 6,9-7,4 г) 5-6

1. Разделите вещества на группы: 1. Органические вещества клетки 2. Неорганические вещества

а) белки б) жиры в) углеводы г) НК д) мин. соли е) вода

Часть А.1-а, 2-б, 3-в, 4-б, 5-в, 6-б, 7-в, 8-а, 9-б, 10-а, 11-в, 12-г,з, 13-в, 14-г, 15-а, 16-б, 17-в, 18-г, 19-а,20-г, 21-б, 22-а, 23-г, 24-в, 25-а, 26-б, 27-а, 28-б,29-а, 30-в



Меньше воды содержится в клетках костной ткани

1. Сколько химических элементов можно обнаружить в клетке?
а) 24; б) 60; в) 150.

2. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам?
а) S, Na, Ca, K; б) O, H, C, N; в) Ni, Cu, I, Br.

3. В каких клетках человека больше всего воды?
а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

4. Каковы функции воды в клетке?
а) передача наследственной информации;
б) среда для химических реакций;
в) источник энергии.

5. Какие ионы входят в состав гемоглобина?
а) Mg 2+ ; б) Fe 2+ ; в) Zn 2+ .

6. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

7. Больше всего воды содержится в клетках:
а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

8. Вода – основа жизни, т.к. она:
а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;
в) охлаждает поверхность при испарении.

9. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:
а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

10. Угол между валентными связями Н–О–Н в молекуле воды составляет:
а) 90°; б) 104,5°; в) 120°.

1. В состав желудочного сока входит
а) серная кислота; б) соляная кислота; в) угольная кислота.

2. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к микроэлементам?
а) S, Na, Ca, K; б) O, H, C, N; в) Ni, Cu, I, Br.

3. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:
а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.

4. Каковы функции минеральных веществ в клетке?
а) передача наследственной информации;
б) среда для химических реакций;
в) источник энергии;

г) поддержание осмотического давления клетки.

5. Какие ионы влияют на свёртываемость крови?
а) Mg 2+ ; б) Fe 2+ ; в) Ca 2+ .

6. В состав молекулы хлорофилла входят ионы

а) Mg 2+ ; б) Fe 2+ ; в) Ca 2+ .

7. Меньше воды содержится в клетках:
а) костной ткани; б) нервной ткани; в) мышечной ткани.

8. Вода обладает способностью растворять полярные вещества, потому что :
а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) её молекулы полярны;
в) имеются межмолекулярные водородные связи.

9. Вещества, плохо растворимые в воде, называются:
а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

10. Буферность в клетке обеспечивают ионы:
а) Na + , K + ; б) SO 4 2- , Cl — ; в) HCO 3 — , CO 3 2-.


Цель урока: Способствовать развитию интереса к химической и биологической наукам, углубить знания учащихся о неорганических веществах клетки, раскрыть метапредметные связи. Формирование знаний о химическом составе клетки.

Задачи урока

Образовательные: сформировать знания о роли химических элементов, воды, катионов, анионов, солей в жизнедеятельности клетки. Научить применять знания о химическом составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.

Развивающие: формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду.

Тип урока: комбинированный

Методы: беседа, эксперимент, работа с учебником, репродуктивный.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, химические вещества, посуда для проведения опытов.

Ход урока

Вводная часть

Заполните схему

Вещества в составе организмов

Взаимопроверка схемы 3 правильных ответа – оценка3

5 правильных ответа - оценка4

6 и более - оценка 5

Основная часть

Учитель: Роль воды в клетке.

Вода одно из самых распространённых веществ на нашей планете ( слайд3).В клетке она также занимает первое место среди других химических соединений. Примеры содержания воды в различных клетках организма

- в молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки;

- в клетках старого организма – 60%

- в головном мозге – 85%;

- в клетках эмали зубов – 10-15%.

При потере 20% воды у человека наступает смерть.

Вопрос: чем определяется различие в содержание воды в клетках?

Чем выше интенсивность обмена веществ, тем больше в ней содержится воды.

Вода в клетке находится в двух формах: свободной и связанной.

Свободная вода находится в межклеточных пространствах, сосудах, вакуолях
полостях органов. Она служит для пере носа веществ из окружающей среды в клетку и наоборот.

Связанная вода входит в состав некоторых клеточных структур, находясь между молекулами белка, мембранами.

Задание выписать в тетрадь функции воды. (работа с учебником§7).

Учитель. Строение молекулы воды.

Уникальные свойства воды определяются структурой её молекулы.

Вопрос: какова формула воды? Какие химические элементы входят в состав молекулы воды? Что такое ковалентная связь, водородная связь? (слайд4,5). Записи в тетради.

Свойства воды.

1.Благодаря полярности молекул и способности образовывать водородные связи вода легко растворяет ионные соединения. Вещества, хорошо растворимые в воде, называют гидрофильными. Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называют гидрофобными.

Демонстрация опытов.

Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, этиловый спирт, сахарозу, растительное масло.

Выписать в тетрадь

Гидрофильные вещества - поваренная соль, этиловый спирт, сахароза

Гидрофобные вещества- растительное масло

2.Вспомните агрегатные состояния воды.

Какова плотность воды? Плотность льда?

Опустить кусочек льда в стакан с водой.

- Что вы можете сказать о плотности воды и льда?

-Какое значение имеет это для живых организмов?

3. В пробирку с хлопьями яичного белка добавить желудочный сок.

- Какая реакция произошла? С какими свойствами воды вы познакомились?

Ответ: ферментативный гликолиз (расщепление) на аминокислоты с присоединением молекул воды при разрыве каждой пептидной связи.

4.Дать определение понятию- теплоёмкость

5.Дать определение понятию- теплопроводность

Задание заполните таблицу (работа с учебником)

Значение воды для живых организмов

Свойство воды

Значение

Таблицу проверить используя слайды (8-18)

Заключительная часть

Формулировка обобщающего вывода о значении воды.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?
а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?
а) передача наследственной информации;
б) среда для химических реакций;
в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:
а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:
а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;
в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:
а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:
а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.

Правильные ответы 1-б, 2-в, 3-б, 4-а,5-б, 6-а, 7-а.

Надеюсь, что полученные знания помогли вам больше узнать о роли воды в жизни живых организмах. Благодарю за внимание.

Скачать:

Подписи к слайдам:

Неорганические соединения ВОДА

Содержание Химическое строение молекул воды Роль воды в живой системе- клетке Список литературы

Вода одно из самых распространённых веществ на Земле. Она покрывает большую часть земной поверхности. Почти все живые существа состоят в основном из воды.

Химическое строение воды Уникальные свойства воды определяются структурой её молекул . В молекуле воды один атом кислорода ковалентно связан с двумя атомами водорода. Молекула воды полярна и является диполем. Положительные заряды сосредоточены у атомов водорода, так как кислород электроотрицательнее водорода.

Отрицательно заряженный атом кислорода одной молекулы воды притягивается к положительно заряженному атому водорода другой молекулы с образованием водородной связи. По прочности водородная связь в 15-20 раз слабее ковалентной. Поэтому водородная связь легко разрывается, что наблюдается. например, при испарении воды. Таким образом, в жидкой воде молекулы подвижны, что важно для процессов обмена веществ.

Роль воды в живой системе. Большое количество данных говорит о том, что средой возникновения жизни могли быть прибрежные районы морей и океанов. Здесь создались благоприятные условия для образования сложных органических соединений.

ВОДА ЯВЛЯЕТСЯ ХОРОШИМ РАСТВОРИТЕЛЕМ- поэтому большинство химических реакций в клетке протекают при участии воды.

Вода- основная среда для протекания биохимических реакций в клетке. Она источник кислорода, выделяемого при фотосинтезе и водорода, который используется для восстановления продуктов ассимиляции углекислого газа.

Вода является основной средой обитания для многочисленных организмов .

Это способность поглощать теплоту при минимальном изменении собственной температуры. Благодаря этому она предохраняет клетку от резких изменений температуры. Теплоёмкость воды

Теплоёмкость воды Вода обладает большой теплоёмкостью и так как на испарение воды расходуется много теплоты, то, испаряя воду, организмы могут защищать себя от перегрева ( при потоотделении, транспирация у растений).

Плотность воды Вода имеет максимальную плотность при 4 ˚ С. Поэтому лёд, обладающий меньшей плотностью, легче воды и плавает на её поверхности, что защищает водоёмы от промерзания.

Возле большого водоёма создаётся свой микроклимат. При образовании льда, выделяется большое колличество тепла в окружающую среду и это позволяет дольше деревьям сохранить листву.

И наоборот, при таянии льда из окружающей среды поглощается теплота и температура воздуха понижается. При этом листья на деревьях появляются позже.

Вода практически не сжимается, создавая тургорное давление, определяя объём и упругость клеток и тканей. Так,именно гидростатический скелет поддерживает форму у медуз.

Вода характеризуется оптимальным для биологических систем значением силы поверхностного натяжения.

Работу выполнила: учитель биологии МБОУ СОШ №1 г.Шлиссельбурга Прокофьева Наталья Фёдоровна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. РНК, образующиеся в ядре на ДНК, переходящие затем в цитоплазму клетки.2. Самые крупные из молекул, образуемых живыми организмами.3. Пятиуглеродный сахар.4. Азотистое основание тимин, заменен.

Презентация предназначена для изучения нового материала на уроках биологии в 9, 10 классах.

В данной разработке рассматриваются основные понятия темы и варианты задач.

Тема урока: Роль неорганических веществ (воды, кислорода, минеральных солей) в жизнедеятельности организмов.Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями строения молекулы воды в связи с биологическ.

Тема урока: Роль неорганических веществ (воды, кислорода, минеральных солей) в жизнедеятельности организмов.Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями строения молекулы воды в связи с биологическ.

Тема урока: Роль неорганических веществ (воды, кислорода, минеральных солей) в жизнедеятельности организмов.Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями строения молекулы воды в связи с биологическ.

Презентация может быть использована на уроке биологии для 10 класса.

Еще во время моей учебы в колледже, один мой профессор высказал идею, что после того, как жировые клетки освобождаются от хранящихся в них триглицеридов, они временно заполняются водой (скорее всего потому что, глицерин притягивает воду; выходя из жировых клеток, жир распадается на глицерин и жирные кислоты – триглецериды). И при этом ни весы ни обмерная лента, не фиксируют каких либо изменений веса или объемов. Но спустя несколько дней, вода покидает адипоциды, жировые клетки сокращаются в своих размерах (сжимаются, но не пропадают (не подвергаются апоптозу . о чем подробнее тут), они остаются ждать лучшего момента, чтобы вновь наполнится жиром, когда для этого придет время; да, как бы это было не печально, но наше тело с готовностью растит новые жировые клетки, если в них есть потребность (что происходит при длительном переедании, и когда все уже имеющиеся жировые клетки в теле переполнены), но в последствии, при похудении эти клетки не уничтожаются, а просто сокращаются в размерах). Т.е. с одной стороны жир "сжигается", жировые клетки от триглицеридов освобождены, но заполнившая адипоциды вода, маскирует этот процесс, что создает иллюзию, как будто ничего не происходит.

Я почти 20 лет искал в исследованиях подтверждения этой идее, но выглядело это все так, что или профессор подчерпнул эту информацию из каких нибудь старых исследований 50х годов или же, он просто взял эту идею буквально из воздуха. Но недавно, мне попалась на глаза статья, где ученые предположили, что при резкой потере большого кол-ва висцерального жира может наблюдаться эффект задержки воды в тех областях, где он ранее располагался. И похоже, что это именно оно, то самое доказательство высказанной идеи. ( Laaksonen DE, Nuutinen J, Lahtinen T, Rissanen A, Niskanen LK. Changes in abdominal subcutaneous fat water content with rapid weight loss and long-term weight maintenance in abdominally obese men and women . Int J Obes Relat Metab Disord. 2003 Jun;27(6):677-83 ) (помимо этого на диете фиксируется обратимая задержка воды почками, что может проявляться в виде отеков, особенно у женщин [Runcie J, Hilditch TE. Energy provision, tissue utilization, and weight loss in prolonged starvation. Br Med J. 1974 May 18;2(5915):352-6.]

Также, люди которые отслеживают состав тела на диете при помощи весов с биоимпендансным анализатором, отмечают резкое уменьшение воды в теле как раз перед подобными внезапными падением веса.

Данная ситуация характерна в равной мере как для мужчин, так и для женщин, но у женщины в силу их гендерной принадлежности, существует своя дополнительная специфика, в виде изменений в водном балансе в течение месяца из-за менструального цикла (кол-во воды задерживаемой в женском теле в период всего их месячного цикла может быть достаточно большим). И это конечно же может сильно влиять на предполагаемые ожидания потери жира на диете (т.е. из-за таких задержек воды, стрелка на весах может не только не показывать меньшие значения, но и наоборот вес может расти, хотя конечно же в этой ситуации дело совсем не в увеличении или отсутствии изменений кол-ва жира в теле).

Именно по этой причине, для некоторых особенно эмоциональных представительниц прекрасного пола, попытки ежедневных измерений динамики сокращения жира в теле или потери веса, могу оказаться деструктивными для психики (а порой и бесполезными). И им скорее всего лучше выбирать стратегию при которой измерения производятся, например один раз в месяц, в идеале в один и тот же определенный день цикла, и далее отслеживать изменения от месяца к месяцу.

Другой вариант заключается в том, чтобы делать измерения на еженедельной основе, но опять же конкретные выводы о динамике процесса, делать исходя из сравнений показаний полученных в предыдущем месяце. Т.е. первая неделя цикла текущего месяца будет сравниваться с первой неделей цикла месяца предыдущего, вторая неделя месяца текущего, также сравнивается с неделей месяца предыдущего и так далее. А вот чего делать не стоит, так это сравнивать например какой то день, например первой недели текущего месяца, с таким же днем второй/третьей или четвертой недели прошлого месяца, потому что тело в разные периоды времени может задерживать разное кол-во воды, что в итоге не даст возможности сделать какие либо адекватные выводы о текущей динамике процесса похудения.

*Основа материала из "The Stubborn Fat Solution" by Lyle McDonald.
И лично заданные вопросы Лайлу МакДональду, относительно имеющихся исследований по данной тематике

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.