Восстановление письма и чтения при афферентной афазии

Письмо – шифровка устрой речи, при помощи спец знаков. Может формироваться только на основе устной речи и в результате спец организованного учения. Письмо – это сложный осознанный акт, сложное психологическое образование.

С точки зрения нейропсихологии, письмо – это сложная функциональная система, которая вкл в себя: переработку информации, программирование информации, реализацию программы, контроль. Как отдельная самостоятельная система письмо обеспечивается рядом анализаторных систем.

Центральная задача: восстановление звукоразличения, правил звуко-буквенного анализа при письме и восстановление артикулем. Опора на сохранные анализаторные системы и их взаимодействие в работе (слуховой и зрительный).

Подготовительная и 1 стадия. Основная задача: формирование пассивного словаря, фиксация внимания на смысловой стороне речи, планируется стимуляция глобального чтения и письма. Надо: дается сюжетная картинка и графическая карточка – совместное проговаривание – процесс списывания слов и целых предложений – рисование, конструирование предмета, что способствует нормализации деятельности кгм.

3 стадия. Основная задача: восстановление ритмико-мелодической структуры слова + обучение звуковому анализу тех слов, которые восстановились на тех стадиях. 1 группа заданий: формирование ритмической структуры слова: 1. восприятие ритмических рисунков и их оценка 2. воспроизведение ритмических рисунков по образцу 3. воспроизведение ритмического рисунка по словесной инструкции. 2 группа заданий: отстукиваем слоговую структуру слова, пациент должен слышать ударный слог 3 группа заданий: работа по анализу звукового анализа слова. Дается картинка, под картинкой звуковая схема, дается разрезная азбука, проводится анализ слова. 1. логопед произносит слово, пациент про себя без проговаривания анализирует звуковой анализ слова 2. определяет количество звуков в слове 3. методом интонирования логопед выделяет каждый звук, звук соотносится с буквой, выбирается из разрезной азбуки нужная буква и вкладывается в графическую схему. К концу 3 стадии когда пациент накопил богатый словарь, учат проводить звуковой анализ, количество операций сокращается до 3: проговаривание в процессе записи, чтение, анализ ошибок. Планируется программа: смотрите на картинку, найдите свое слово, слушайте как я произнесу это слово, посмотрите как вы его написали, напишите снова.

Упражнения: 1. восстановление связи артикулема – фонема – графема: письмо букв соответственно данным звукам, соотнести звук с соответствующей артикуляцией, самостоятельно подобрать слова на этот звук, слова написать, письмо под диктовку, узнавание букв различных шрифтов и текстов. 2. деление слов на слоги, а слоги на звуко-буквы, выделяется любой звук в слове и соотносится с артикуляцией и буквой, слова с пропущенными слогами и буквами – вставить правильное, письмо слов из букв разрезной азбуки, письмо слова без опоры на картинку, письмо слов под диктовку. 3. развитие слухового образа слов: магнитофонная методика, диктанты слов.

Для восстановления структуры предложений всегда предоставляется сюжетная картинка. Затем материализуется предложение в линейной схеме + подкрепляются буквы разрезной азбуки. Приемы: 1. конструирование фразы 2. составление фраз по заданным словам + сюжетная картинка: рассмотреть, выделить смысловые части, пациент называет слова, логопед задает вопросы по содержанию, по вопросам составляется предложение.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 568 . Нарушение авторских прав

Методы восстановления письма при эфферентной моторной афазии

Письменная речь, в частности один из ее видов – письмо, — это сложный психический процесс, имеющий свое психологическое содержание, непростую структуру и характеризующийся особыми путями его формирования, а также сложным взаимодействием с мозгом.

Письмо имеет много особенностей, одно из которых является его более позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими ВПФ. Эта способность приобретает особое значение в методологическом плане, поскольку может служить весомым аргументом в пользу концепций Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о социогенезе ВПФ, о прижизненном их формировании, о влиянии социальных форм жизнедеятельности человека на формирование, протекание и развитие высших форм психической сферы, о переходе ВПФ из внешней формы во внутреннюю.

Эта особенность представляет большой интерес в психологическом её аспекте: в изучении её роли и места в психической сфере, в формировании и взаимодействии ВПФ, в плане изучения мозговых основ письма, возникновения и путей формирования письма.

На сегодняшний день известно, что процесс письма, нарушаясь вследствие поражения мозга, имеет разные формы, которые зависят от того, какое звено в структуре письма нарушено, что, в свою очередь, связано с локализацией очага поражения мозга. В настоящее время в клинике поражений мозга известны разные нарушения письма, возникающие при поражении разных участков коры головного мозга.

Для правильного написания слова необходимо осознавать последовательность звуков в слове, а не только уметь анализировать звукобуквенный состав этого слова. Именно соблюдение последовательности звуков при записи представляет одну из самых существенных трудностей, проявляющихся при поражении заднелобных отделов коры левого полушария мозга. В основе этих дефектов лежит нарушение механизма переключения с одной буквы на другую.

Центральным механизмом, лежащим в основе эфферентной моторной аграфии является нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи и дефекты своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого акта или акта письма, что приводит к патологической инертности стереотипов в устной и письменной речи.

Нарушение процесса переключения является центральным дефектом. В целом картина нарушения проявляется в ряде ошибок на письме, персевераций (на уровне слога, слова и предложения) вплоть до его грубого распада. Вследствие распада осознания больным внутренней схемы слова и последовательности букв отмечаются перестановки букв в слове, пропуски букв, обозначающих гласные при их стечении, повторение одного и того же слога (слова), недописывание слов (нарушение сукцессивного процесса).

Данные нарушения письма осложняются дефектами понимания речи, снижением понимания значения слов и их смысла. Нарушение семантики устной речи отражается на состоянии письменной речи и является одним из видов трудностей при восстановлении письменной речи.

В грубых случаях у больных отсутствуют все виды письма за исключением идеограммного. Даже при списывании они допускают множество ошибок, проговаривая при этом каждый звук, слог.

Центральной задачей восстановления письма при данной форме афазии является восстановление аналитико-синтетического письма: осознание последовательности звуков и букв в слове и ее роль для значения слова.

Больному предлагаются пары-тройки предметных картинок, наименование которых отличается только порядком букв в слове. Под каждой картинкой лежит составленное из букв слово:

- больной должен написать слова по памяти, прочитать пары заданных слов, соотнести их с картинкой, показать разницу в написании, списать эти слова парами;

- больному предлагается переставить заданные буквы местами так, чтобы получилось другое по значению слово, объяснить разницу в написании слов, списать их, написать по памяти.

На втором этапе переходим к восстановлению аналитического метода, который направлен на осознанный анализ состава слова.

Работа над написанием слова состоит из нескольких операций:

- больной должен проговорить слово по слогам;

- количественный анализ слова (подсчитать и записать количество звуков в слове с помощью внешних опор – палочек, фишек, либо обозначаются в тетради разными ручками в виде пунктиров или точек);

- составление схемы слова на основе проведенного анализа (побуквенная и послоговая схема);

- заполнение схемы соответствующими буквами самостоятельно.

На следующем этапе аналитического метода применяется ряд упражнений, направленных на закрепление аналитического навыка письма слов.

В данный вид упражнений входит:

- разбор слова по слогам и буквам, сначала с опорой на картинку и написанное слово (в том числе и слов, близких по фонетической структуре и серийной организации), затем на слух;

- дописывание незаконченных слов, слов на заданный слог;

-вписывание пропущенных букв в словах;

- составление слов из данных вразбивку слогов.

Третий этап обучения письму слов направлен на стимулирование больного к анализу последовательности букв в слове, осознанию её связи со значением слова. Больным даются различные задания, направленные на составление слов из данных вразбивку букв, составления слов на основе корневой части слова, анаграммы.

Второй стадией обучения является восстановление письма фразы. Проводится работа над формированием умения составлять предложения определенных грамматических конструкций. Итак, рассмотрим метод составления картиночных фраз. Перед больным выкладывается ряд картинок с изображением субъектов, объектов (предметов) и действий (действия изображаются стрелкой). Предлагается сложить из картинок одно предложение, разложить слова под соответствующими картинками, выбрать нужное окончание слов, произнести полученную фразу и записать ее в тетрадь. Далее предлагается придумать аналогичную фразу.

Далее следует метод разбора фразы по частям предложения и по частям речи. Пациенту предлагается самостоятельно задать вопрос к каждой картинке и соответствующей записи составленного таким образом предложения.

Список литературы:

1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М: Сфера, 2005

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ: 2006. – 384.

3. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ). М.: Сфера, 2007.

5. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М., 2002.

6. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов — на- Дону: Издательство Феникс, 1998.

8. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление: Учеб.пособие / Л.С.Цветкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 360 с.

10. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 2002.

11. Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия: Методологический подход к преодолению речевых расстройств. М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.

Авторы:
1) Пещерина Татьяна Петровна, логопед
2) Берсенева Евгения Сергеевна, логопед

Возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), 40-го поля. Нарушение кинестетической речевой афферентации, поступления ощущений от артикуляционного аппарата в кору Б.П. во время речевого акта. Возникают нарушения произношения слов вследствие трудности различения близких артикулем (по типу литеральных парафазий).Больные не только неправильно произносят близкие артикулемы, но и неправильно воспринимают их ,что ведет к вторичному нарушению функций слуховой системы. Нередко нарушается неречевой оральный праксис, но иногда афферентная моторная афазия может протекать на фоне полностью сохранного орального праксиса. При повторении близких в артикуляционном отношении гласных, согласных, при произнесении сложных слов больные фиксируют свои ошибки, но не могут исправить, их рот как бы не подчиняется волевым усилиям. Вследствие кинестетического дефекта вторично нарушаются письмо(как самостоятельное, так и под диктовку),причем затруднение артикуляции обычно ухудшает написание слов; при чтении привычные слова произносятся правильно, а сложные слова произносятся неверно, с литеральными заменами.

Коррекционно-педагогическая работа при афферентной моторной афазии.

Коррекционно-педагогическая помощь по преодолению афферентной моторной афазии опирается на включение сохранного зрительного и акустического контроля, а также контролирующей функции лобных отделов левого полушария у правшей, в комплексе осуществляющих зрительный и слуховой анализ читаемого и воспринятого на слух речевого сигнала, контроль за оптическим синтезом видимых элементов артикуляторного уклада и т. п.

Общими задачами коррекционно-педагогической работы при афферентной моторной афазии является преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса, что обеспечивает преодоление аграфии, алексии, нарушения понимания речи, а затем и восстановление развернутого устного и письменного высказывания.

Приемы работы определяются степенью речевого расстройства.

При грубо выраженной афферентной моторной афазии на начальном этапе коррекционно-педагогической работы задачами восстановительного обучения являются: 1) растормаживание или восстановление произносительной стороны речи; 2) преодоление нарушений понимания; 3) восстановление аналитического чтения и письма; стимулирование элементарной ситуативной речи.

При средней степени тяжести задачами коррекционно-педагогической работы являются: 1) закрепление артикуляционных навыков; 2) преодоление литеральных парафазии; 3) стимулирование экспрессивной речи, преодоление дефектов звуко-буквенного анализа состава слова и литеральных параграфий при записи слов; 4) преодоление экспрессивного и импрессивного аграмматизма: понимания значений и употребления предлогов, передающих пространственное отношение предметов.

При легкой степени выраженности афферентной моторной афазии задачами коррекционно-педагогической работы являются преодоление остаточных артикуляторных трудностей при произнесении многосложных слов со стечением согласных, изжитие литеральных парафазии и параграфий, преодоление элементов экспрессивного и импрессивного аграмматизма.

Для решения этих задач при грубой афферентной моторной афазии используется глобальное, сопряженное произнесение — чтение автоматизированных речевых рядов их списывание и чтение про себя, а затем зрительный диктант и чтение вслух фраз на темы дня, чтение и запись под диктовку отдельных букв, складывание из разрезной азбуки слов из трех — пяти букв, введение этих слов в активную речь.

При относительно сохранном чтении про себя и некоторой сохранности письменной речи формируется восстановление письменной речи при составлении фразы по сюжетным картинкам.

В целях закрепления артикуляционных навыков при освоении новых звуков логопед должен многократно повторять предыдущий материал, сокращая употребление надстрочных знаков по мере преодоления у больного апраксии артикуляционного аппарата. Для окончательного ее преодоления весь пройденный материал надо повторить два-три раза.

По мере преодоления апраксии артикуляционного аппарата переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз обиходно-бытового характера по картинкам, стимулируют самостоятельную речь больного.

Восстановление ситуативной, разговорной речи является одной из первоочередных задач как начального этапа коррекционно-педагогической работы, так и при средней степени тяжести афферентной моторной афазии.

Восстановленные звуки вводятся в слова и фразы, необходимые для общения (хорошо, буду, завтра, сегодня, утром; у меня был врач, я уже ел и т. п.).

По мере возникновения ситуативной диалогической речи начинается восстановление монологической речи. Основной целью ее восстановления является расширение словаря больного, предупреждение аграмматизма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи. Больной овладевает схемой прямого и инвертированного построения фразы по сюжетной картинке, планом высказывания по серии сюжетных картинок. По мере восстановления звукобуквенного анализа состава слова больного переводят с устного составления фраз по картинкам к письменному, фиксирующему достижения больного. Письменная речь оказывается опорой для восстановления устного высказывания.

На резидуальной стадии коррекционно-педагогической работы, т. е. если с больным в течение длительного времени не проводились логопедические занятия, восстановление чтения и письма начинается с первого же занятия с преодоления артикуляторных трудностей. Каждый проговариваемый звук (слово, фраза) читается сначала сопряженно с логопедом, затем самостоятельно. Большая роль в восстановлении чтения и письма отводится зрительным диктантом отдельных слов, словосочетаний и коротких предложений.

При грубой афферентной моторной афазии для восстановления анализа состава слова используется разрезная азбука, вписывание пропущенных букв в слово и фразу.

Преодоление грубых артикуляторных расстройств при афферентной моторной афазии — длительный процесс (от 3 месяцев до 1 года), однако остаточные явления нарушения звукопроизношения наблюдается и тогда, когда у больного афферентная моторная афазия становится средней и легкой степени тяжести.

При афферентной моторной афазии средней степени тяжести основное внимание уделяется преодолению аграфии и аграмматизма. Больному предлагаются зрительные и слуховые диктанты, особое внимание уделяется словам со стечением согласных, вписыванию пропущенных в слове слогов, в предложении слов. Преодолению аграмматизма содействует использование схемы предлогов, схемы окончаний существительных (в основном в родительном и винительном падежах). Особого внимания требует работа с предлогами, состоящими из одного звука: в, с, к, так как они сливаются со словом, образуя дополнительное стечение согласных, и с трудом поддаются слуховому анализу больных с афферентной моторной афазией.

При легкой афферентной моторной афазией преодолеваются артикуляторные трудности в произнесении аффрикатов, стечений согласных, звука р, закрепляется слуховой контроль больного за своей речью в целях преодоления литеральных парафазии и аграмматизма, постепенно убыстряется темп произношения в пословицах, поговорках, скороговорках, при пересказе прочитанного и в рассказе по сериям сюжетных картинок, репродукциям картин художников, осваивается профессиональная лексика больного. Больной пишет тексты по сериям картинок и открыткам.

Восстановление понимания. При грубых нарушениях экспрессивной речи основное внимание уделяется восстановлению фонематического слуха, ориентации в пространстве, уточнению значений предлогов, наречий, пониманию личных местоимений в косвенных падежах, антонимов, синонимов.

На более поздних этапах, когда можно опираться на чтение и письмо, производится преодоление импрессивного аграмматизма

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 566 ;

  • Главная
  • /
  • 6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии


























1. Рассказ о своей болезни:

Утром… ну это… утром… уже вчера тепло, а здесь уже мороз. Сразу ну и вот… три Валерик и Витька и где-то я сразу сказал… что-то вот сразу и все. После я не знаю.

2. Рассказ по картинке:

Мама … режет хлеб. Бабка. Бабка нет. Бабка пить. Дети играют в игрушки. Кот играет в кубики. Кни…книги стоит на полке. Картина …вист… в стене.

Диалог при поступлении на обучение

1. Как вы себя чувствуете? Хорошо.

2. Голова болит? Ну голова болит.

3. Как вы спали? До… два часа.

4. Что у вас было сегодня на зав- Я… завтракает…манную кашу и трак? чай.

5. Что вы делали вчера вечером? Ну я это… те-ле-ви-зор.

Диалог при выписке

Вопросы те же. Хорошо.

Голова болит, крутится. Спал прекрасно.

Сегодня пождавали кашуовсяную, и яйцо, и чай.

Смотрел телевизор и играет в шахматы.

Рассказ по картинке при поступлении Мальчик идет в школе. Мальчик. Мальчик пришел в дома. Мать и сестра и брат молчу. Собака… собака играет. Школе двойку. Мальчик сушку, а коньки. Мама решает учиться мальчик.

Рассказ по картинке при выписке Мальчик пришел в дом. Грустный мальчик. Опять двойка. Мать грустит. Мать очень грустная. Мать спросила мальчику. Маленький брат хитрый. Сестра отличник, скромная и молчала. Собака ласкает мальчика, собака друг.

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии

Известно, что для устной разговорной речи нужны необходимая последовательность звуков и быстрое переключение с одного звука на другой или с одного слова внутри фразы на другое. В противном случае возникают персеверации, антиципации, и речь практически становится недоступной.

Однако известно также, что акт произнесения слова состоит из тонких артикуляторных движений, которые легко взаимозаменяются.

Поражения задних отделов моторно-речевой зоны коры левого полушария, т. е. нижних отделов постцентральной извилины, и ведут к возникновению афферентной моторной афазии, сущность которой заключается в нарушении речевых кинестезии, на основе чего и возникает нарушение артикуляторного акта. В клинической картине этой афазии обращает внимание поисковая реакция артикуляторного аппарата (губ, языка) при попытках произнесения слов. Особую трудность представляет произнесение отдельных звуков.

В устной и письменной речи при средней тяжести афазии обнаруживаются специфические литеральные парафазии и параграфии и паралексии, т. е. замена звуков, графем и букв другими — гоморганными. Понимание речи вторично оказывается нарушенным, поскольку известно, что артикулема — моторная единица произношения — тесно связана с фонемой.

Нарушения речи идут в синдроме расстройств двигательной сферы — праксиса позы, орального, пространственного праксиса. Сохранными остаются все виды психических процессов, в структуру которых не входит кинестетический анализ и синтез. Не нарушаются и мыслительная деятельность, счет и счетные операции, остаются сохранными восприятие, личность и эмоциональная сфера. Сущность этой афазии заключается в нарушении артикуляторного акта, в невозможности найти нужную артикуляцию для произнесения соответствующего звука. Поэтому основная задана заключается в том, чтобы восстановить нарушенную речевую артикуляцию, включая ее в доступную для больного деятельность.

Нарушение экспрессивной устной речи при моторных афазиях часто бывает очень стойким, и больной может быть лишен речи в течение многих лет. Однако правильно организованное восстановительное обучение может в известной степени вернуть больному способность говорить.

Для правильной организации восстановительного обучения больного необходимо дать тщательный анализ особенностей речевого дефекта и выявить основной фактор, лежащий в основе распада экспрессивной речи. Вместе с тем необходимо учитывать и тот факт, что при каждом корковом поражении прежде всего страдают наиболее высокоорганизованные формы деятельности, осуществление которых было связано с пораженным участком, в то время как более элементарно организованные формы тех же процессов могут оставаться относительно сохранными. Известно, что значение слова как психологический феномен существует и вне ситуации активного употребления слова, когда слово находится в глубине сознания и готово в нужный момент всплыть. Однако для актуализации этого значения необходимы его материальные носители — либо моторный, либо звуковой, либо графический. Из этого следует, что при нарушении моторного носителя слова, его моторного компонента, значения слов не исчезли. По этому поводу еще в XIX веке X. Джексон писал, что «Speechless it is not wordless* (цит. по: Якубинский, 1923. С. 91), это означает, что безречевой больной — не бессловесный.

Поэтому начинается работа с растормаживания речи, с растормаживания наиболее упроченных ее форм с обязательной опорой на значение и на смысл слова, растормаживание не может быть механическим процессом, простыми упражнениями по произношению звуков или слов. Это и является задачей первой стадии обучения.

3.1.1.1.1.1.1.1 Методика восстановления письменной речи у больных с моторными формами афазии.

3.1.1.1.1.1.1.2 Нейрореабилитация в стационаре

Нейрореабилитация – сложнейший, патогенетически обоснованный процесс междисциплинарного комплексного лечения и проведения восстановительных мероприятий с обязательным применением методов медицинского, медико-психологического, медико-педагогического и медико-социального воздействия, значение и интенсивность которых меняются на разных этапах заболевания, обращенный прежде всего к личности больного.

3.1.1.1.1.1.1.3 ( В. М. Шкловский )

3.1.1.1.1.1.1.4 Комплекс нейрореабилитационных мер в стационаре включает:

3.1.1.1.1.1.1.5 1.Нейропсихологическую диагностику и коррекцию

3.1.1.1.1.1.1.6 2. Медикаментозную терапию

3.1.1.1.1.1.1.7 3. Психотерапию

3.1.1.1.1.1.1.8 4. Логотерапию

3.1.1.1.1.1.1.9 5. Музыкотерапию и арттерапию

3.1.1.1.1.1.1.10 6. Эрготерапию

3.1.1.1.1.1.1.11 7. Индивидуальные занятия

3.1.1.1.1.1.1.12 8. Групповые занятия

3.1.1.1.1.1.1.13 9. Физиотерапию

3.1.1.1.1.1.1.14 Основным методическим принципом обучения является использование сохранных анализаторов. Создание новой афферентирующей системы со стороны сохранных анализаторов положительно влияет на восстановление нарушенной функции. Постепенно в работу подключаются и остаточные возможности нарушенного анализатора.

3.1.1.1.1.1.1.15 В ЦПРиН работа по восстановлению письменной речи ведётся также по методикам, предложенным Т.Г. Визель и В.М. Шкловским и разработанным самостоятельно.

3.1.1.1.1.1.1.17 Необходимо также строго учитывать особенности каждого кон кретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и т.д.

3.1.1.1.1.1.1.18 Восстановительное обучение ведется по специальной, заранее разработанной программе . Программа должна включать опре деленные задачи и соответствующие им методы работы, дифферен цированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуаль ных особенностей нарушений речи.

3.1.1.1.1.1.1.19 Программа обучения строится с соблюдением принципа сис темности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

3.1.1.1.1.1.1.20 Кроме того, восстановительное обучение прежде всего должно быть направлено на восстановление коммуникативных способно стей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.

3.1.1.1.1.1.1.22 Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии

3.1.1.1.1.1.1.24 МОТОРНАЯ АФАЗИЯ АФФЕРЕНТНОГО ТИПА

Стадия грубых расстройств

Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

3.1.1.1.1.1.1.28 2. Растормаживание произносительной стороны речи:

3.1.1.1.1.1.1.30 -сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз;

3.1.1.1.1.1.1.31 —- затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово (та, та.. — Тата, так), или во фразу (ма.ма — мама. ; это мама).

3.1.1.1.1.1.1.32 3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

3.1.1.1.1.1.1.33 - ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуа
тивном диалоге;

3.1.1.1.1.1.1.34 -моделирование ситуаций, способствующих вызову комму никативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

3.1.1.1.1.1.1.35 - ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз
с помощью пиктограммы и жеста 1 с сопряженным проговариванием
простых слов и фраз.

3.1.1.1.1.1.1.36 4. Стимулирование глобального чтения и письма:

3.1.1.1.1.1.1.37 - раскладывание подписей под картинками (предметными и
сюжетными);

3.1.1.1.1.1.1.38 - письмо наиболее привычных слов — идеограмм, списывание
простых текстов;

3.1.1.1.1.1.1.39 - сопряженное чтение простых диалогов.

3.1.1.1.1.1.1.40 II . Стадия расстройств средней степени выраженности

3.1.1.1.1.1.1.41 - Преодоление расстройств произносительной стороны речи:выделение звука из слова;

3.1.1.1.1.1.1.42 - автоматизация отдельных артикулем в словах с различной
слогоритмической структурой

3.1.1.1.1.1.1.43 - преодоление литеральных парафазии путем подбора сначала
дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции
звуков.

3.1.1.1.1.1.1.44 2. Восстановление и коррекция фразовой речи:

составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей
(субъект-предикат, субъект-предикат-объект) - к более сложным,
включающим объекты с предлогами, отрицательные слова и пр.;

составление фраз по вопросам, по опорным словам;

заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменени ем слова;

развернутые ответы на вопросы;

составление рассказов по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов с опорой на вопросы.

3.1.1.1.1.1.1.45 3. Работа над семантикой слова:

выработка обобщенных понятий;

смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лек
сика) путем включения их в различные смысловые контексты;

заполнение пропусков во фразе;

завершение предложений разными словами, подходящими
по смыслу;

подбор антонимов, синонимов.

3.1.1.1.1.1.1.46 4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:

звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трехслож-
ные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую и звуко-буквен-
ную структуру слова, постепенное свертывание числа внешних опор;

заполнение пропущенных букв и слогов в словах;

списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на
самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;

чтение и письмо под диктовку слов с постепенно услож няющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных
слогов и букв;

заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных
слов, отрабатываемых в устной речи.

3.1.1.1.1.1.1.47 III . Стадия легких расстройств

3.1.1.1.1.1.1.48 1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:

3.1.1.1.1.1.1.49 — уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрика-
тов и дифтонгов;

дифференциация акустических и кинестатических образов,
близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных
парафазии;

отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуко вом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скорого ворках и т.д.

3.1.1.1.1.1.1.50 2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысло вой и синтаксической структуре:

восполнение пропущенного главного, а также подчиненного
предложения или подчинительного союза в сложноподчиненном
предложении;

ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;

пересказы текстов без опоры на вопросы;

составление развернутых планов к текстам;

подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

речевые импровизации на заданную тему.

3.1.1.1.1.1.1.51 3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу ры слова:

толкование отдельных слов, преимущественно с абстракт ным значением;

объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.

3.1.1.1.1.1.1.52 4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических
оборотов речи:

выполнение инструкций, включающих логико-грамматичес кие обороты;

введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облег чающих восприятие сложных речевых структур.

3.1.1.1.1.1.1.53 5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

чтение и пересказ развернутых текстов;

письменное изложение текстов;

составление писем, поздравительных открыток и т.п.;

сочинения на заданную тему.

письмо букв, соответствующих названным в экспрессивной
речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после напи
сания;

выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания
на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе
этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их;

письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;

идентификация букв в разных шрифтах;

3.1.1.1.1.1.1.55 — нахождение заданных букв в различных текстах (подчерки
вание, выписывание).

3.1.1.1.1.1.1.56 2. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу со става слова:

деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на
различные графические схемы;

выделение любого по счету звука в слове'

пересчет и перечисление слов по буквам (устно);

заполнение пропусков в словах;

письмо слов из букв, данных вразбивку.

3.1.1.1.1.1.1.57 3. Восстановление навыка развернутой письменной речи:

письмо слов различной звуковой структуры с опорой на
предметную картинку и без нее: а) под диктовку, б) при назывании
предмета или действия;

письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку в) в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в целях ком муникации с окружающими;

письменные изложения и сочинения.

3.1.1.1.1.1.1.59 МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА

3.1.1.1.1.1.1.60 I . Стадия грубых расстройств

3.1.1.1.1.1.1.61 Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

3.1.1.1.1.1.1.62 II . Стадия расстройств средней степени выраженности

Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой, а вдальнейшем - со сложной звуковой структурой;

экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление
слов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение голосом
абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой, ритмизированное произнесение слов и фраз с привлечением
внешних опор — отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание
различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.

3.1.1.1.1.1.1.63 2. Восстановление фразовой речи:

преодоление аграмматизма на формально-грамматическом
уровне: улавливание грамматических искажений — флективных,
предложных и т.д. с целью оживления чувства языка; дифферен циация значений единственного и множественного числа, родовых
значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени
глагола; восполнение в словах пропущенных грамматических эле ментов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на во просы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ простого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций.

3.1.1.1.1.1.1.64 III . Стадия легких расстройств

3.1.1.1.1.1.1.65 Программа та же, что и при соответствующей стадии аффе рентной моторной афазии.

3.1.1.1.1.1.1.67 Акцент делается на:

3.1.1.1.1.1.1.68 1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической
стороны слова:

дифференциация слов по длине и слоговому составу;

выделение ударного слога;

подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;

3.1.1.1.1.1.1.69 — выделение идентичных элементов в словах — слогов,
морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выпи сывание и т.д.).

Восстановление способности к звуко-буквенному анализу со става слова.

Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.