Определение нервно психической устойчивости риска дезадаптации в стрессе

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) отражает риск дезадаптации личности в условиях стресса.

Методика представляет собой опросник, состоящий из 84-х утверждений.

Методика имеет обратную шкалу - чем большее число баллов показывают испытуемые, тем больше выражена нервно-психическая неустойчивость, т.е. тем менее они стрессоустойчивы.

Инструкция к тесту диагностики стрессоустойчивости

Текст психодиагностической методики определения уровня нервно-психической устойчивости

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что сержусь.

10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

13. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.

14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. Запоры у меня бывают редко.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливей всего я бываю, когда один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я любил сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60. Я человек нервный, легко возбудимый.

61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризный и раздражительный.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

82. У меня есть судимые родственники.

83. В юности я имел приводы в милицию.

84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

Обработка результатов теста

Шкала искренности ответов:

Шкала нервно-психической устойчивости (стрессоустойчивости):

Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов:

Интерпретация результатов теста определения уровня нервно-психической устойчивости

  • 29 и более – низкий уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости (высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога).
  • 14-28 - средний уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости (нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности).
  • 13 и менее – высокий уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости (нервно-психические срывы маловероятны).

Важно! Шкала теста определения уровня нервно-психической устойчивости имеет обратный характер, то есть, чем выше численное значение, тем ниже нервно-психическая устойчивость и стрессоустойчивость.

Результаты тестирования (сырые баллы) можно перевести в 10-бальную шкалу, используя следующую таблицу:

Содержание

Основная цель методики – определение уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе.
Методика содержит 84 вопроса. Включает шкалы: искренности и нервно-психической устойчивости (НПУ).

Обследование длится около 20 минут. Выделяют 3 уровня НПУ: 13 и менее баллов (стены 6-10) – нервно-психические срывы маловероятны; 14-28 баллов (стены 3-5) – нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях; 29 и более баллов (стены 1, 2) – высокая вероятность нервно-психических срывов.

Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в экстремальных ситуациях. Таким образом, данная методика особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Стимульный материал

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о. них никому не рассказывать.
2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).
3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.
5. У меня часто болит голова.
6. Иногда я говорю неправду.
7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.
8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
9. Бывает, что я сержусь.
10. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
13. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.
14. Мышечные судорога и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).
15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая. как у большинства моих знакомых.
20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
22. В игре я предпочитаю выигрывать.
23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).
25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.
27. С моим рассудком творится что-то неладное.
28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.
29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.
31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
32. Думаю, что я человек обреченный.
33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.
37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
38. Моя внешность меня в общем устраивает.
39. Я вполне уверен в себе.
40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.
41. Кто-то управляет моими мыслями.
42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
44. Счастливее всего я бываю, когда я один.
45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
46. Я люблю сказки Андерсена.
47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
48. Меня злит, когда меня торопят.
49. Меня легко привести в замешательство.
50. Я легко теряю терпение с людьми.
51. Часто мне хочется умереть.
52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.
55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.
56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
57. У меня были очень необычные мистические переживания.
58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.
60. Я человек нервный и легковозбудимый.
61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других (не хуже).
62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.
65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы, переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.
70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
77. Мне трудно проснуться в назначенный час.
78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
79. В детстве я был капризным и раздражительным.
80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.
81. Иногда я принимаю валериану, элениум и другие успокаивающие средства.
82. Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.
83. У меня были приводы в милицию.
84. В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.

Шкала искренности помогает понять то, насколько честно испытуемый отвечал на вопросы методики. Например, он мог быть под влиянием разных социальных эффектов. Если показатель по данной шкале выше 5, то стоит более внимательно отнестись к полученным результатам, так как они могут быть недостоверными.

По шкале НПУ сначала получают сырые баллы, которые объединяют в 3 уровня (указаны ниже). Далее эти сырые баллы можно объединить в стены или стэны (от англ. “ standart ten” – стандартная десятка).

29 и более – высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога.
14-28 – нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности.
13 и менее – нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ.

Сделать тезисный (краткий) конспект

Выполнить предложенное практическое задание

Сделать соответствующие вывода после выполнения задания

Выполнить самостоятельную работу, ответив на предложенные вопросы

Желаю успеха!

Стресс

Практическое задание:

1. Определение умения справляться со стрессом.

2. Исследование уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессовых ситуациях.

Методика определения нервно-психической устойчивости

Методика разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для выявления нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации человека в стрессовых ситуациях.

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях. 13. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.

14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. Пищевые расстройства у меня бывают редко.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливей всего я бываю, когда один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я любил сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким. .

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, т. к. боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60. Я человек нервный, легко возбудимый.

61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно , часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризный и раздражительный.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства. 82. У меня есть судимые родственники.

83. В юности я имел приводы в милицию.

84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

Подсчитывается сумма баллов - правильных ответов, соответствующих "ключу": "

ДА" - вопросы: 3, 5, 7,10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47 ,48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

"НЕТ" - вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38,39,46,49,54,55,58,61,68.

Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:

"ДА" - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.

Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов.

Описание методики.Методика разработана в Санкт-Оетербургской военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и направлена на определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе. Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в экстремальных ситуациях.

Текст опросника

Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

У меня часто болит голова.

Иногда я говорю неправду.

Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

Бывает, что я сержусь.

Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

Я охотно принимаю участие во всех собраниях других общественных мероприятиях.

Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.

Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

Если мне не грозит штраф и нет машин по близости, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там где положено.

Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

Мне часто говорят, что я вспыльчив.

Запоры у меня бывают редко.

В игре я предпочитаю выигрывать.

Последние несколько лет большую часть времени чувствую себя хорошо.

Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.

Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

С моим рассудком творится что-то неладное.

Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

Думаю, что я человек обреченный.

Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

Моя внешность меня в общем устраивает.

Я вполне уверен в себе.

Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

Кто-то управляет моими мыслями.

Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

Счастливей всего я бываю, когда один.

Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

Я любил сказки Андерсена.

Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

Меня злит, когда меня торопят.

Меня легко привести в замешательство.

Я легко теряю терпение с людьми.

Часто мне хочется умереть.

Бывало, что я бросал начатое дело, т.к. боялся, что не справлюсь с ним.

Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

К вопросам религии я отношусь равнодушно — они не занимают меня.

Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

У меня были очень необычные мистические переживания.

Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

Я человек нервный, легко возбудимый.

Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как у других людей (не хуже).

Все у меня получается плохо, не так, как надо.

Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

Большую часть времени я чувствую себя усталым.

Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

Я часто испытываю чувство усталости от жизни, мне не хочется жить.

На меня обращают внимание чаще, чем на других.

У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

Мне трудно проснуться в назначенный час.

Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

В детстве я был капризный и раздражительный.

Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

Иногда я принимаю валериану, элениум, к другие успокаивающие средства.

У меня есть судимые родственники.

В юности я имел приводы в милицию.

Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

Обработка результатов.Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. За каждое соответствие ответа испытуемого с ключом

начисляется 1 балл. Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.

Шкала для проверки искренности ответов:

Основная шкала:

Интерпретация результатов. Нервно-психическая

неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ. Она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость. Чем выше больше значение шкалы НПУ, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптапии в стрессе

2. Методика определения нервно-психической устойчивости (НПУ) и риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”

Данная методика предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаком нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.

Текст методики состоит из 84 вопросов, на каждый из которых необходимо ответить “да” или “нет”. Предлагаемые вопросы касаются самочувствия, поведения или характера тестируемого. Правильных или неправильных ответов нет, поэтому отвечать надо исходя из того, что больше соответствует состоянию тестируемого или его предствалениям о самом себе.

Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с ключом.

Согласно таблице 3, больше половины контингента (13 чел. из 24) обнаружила высокую степень нервно-психической неустойчивости (НПНУ). Представляет интерес также тот факт, что ни у кого из исследуемых не была выявлена ярко выраженная НПУ, в то время, как 3 чел. (12.5%) обнаружили крайне высокую степснь НПНУ.

По половой принадлежности распределение почти равное, что говорит о независимости степени НПУ от этого признака у данного контингента.

3. Методика экспресс-диагностики невроза К. Хекка и Х. Хесса

Методика дает предварительную и обобщенную информацию о наличии у индивида предпосылок к неврозу. Невроз является нарушением нервной деятельности и может иметь в своей основе болезненную реакцию на воздействие острого стрессора (психологический травмы) в процессе обеднения адаптационных резервов организма.

Методика состоит из 40 вопросов-высказываний, на которые надо ответить положительно или отрицательно. Подсчет результатов представляет собой простое суммирование утвердительных ответов. Если получено более 24 баллов, это говорит об очень высокой подверженности личности к возникновению невроза.

Исходя из таблицы 4, 8 человек (33.3%) из 24 сильно подвержены неврозу, причем 2 из них обнаружили очень высокую вероятность возникновения невроза, а 11 человек (45.8%) – имеют довольно низкую предрасположенность. Соотношение между полами в связи с предрасположенностью к неврозу почти равное, что свидетельствует о маловероятности обусловленности последнего половым признаком тестируемых.

§3. Анализ результатов исследования и дискуссия

На основе полученных результатов степени НПНУ и подверженности к возникновению невроза были получены варианты сочетаний этих качеств для одного человека и частота проявлений этих вариантов. Исходя из целей нашего исследования в дальнейшем будут рассматриваться только лишь суммированные данные высоких показателей (выше среднего) по обеим шкалам (как было показано на таблицах 3 и 4), а средние и низкие показатели будут отнесены к норме.

Возможные варианты сочетаний могут быть следующими: у индивида может обнаружиться сочетание по обоим параметрам (высокая НПНУ и высокая подверженность неврозу), а также может наблюдаться наличие одного показателя при отсутствие другого (высокая НПНУ и низкая или средняя подверженность неврозу; высокая подверженность неврозу и средняя или высокая НПУ). Были получены следующие результаты:

Высокая НПНУ (16 чел.)

Высокаяв вероятность невроза (8 чел.)





Как видно из таблицы, у 1/3 контингента (8 чел.) обнаружилось сочетание двух параметров, на основании чего эти исследуемые были условно сгруппированы в группу высокого риска возникновения невроза, т. к. в данном исследовании мы исходим из предположения, что высокая НПНУ и высокая подверженность неврозу в отдельности являются благоприятным фоном для вероятного возникновения невроза, а их сочетание у одного человека намного усиливает такую вероятность.

У 8 чел. наблюдалось наличие только одного параметра, причем только высокая НПНУ. Ни у одного исследуемого не обнаружился третий вариант: высокая НПУ и высокая подверженность неврозу, из чего можно сделать предворительный вывод, что у данного контингента степень подверженности неврозу зависима от степени НПНУ. Хотя важно подчеркнуть, что зависимость эта не прямая и требует более глубокого исследования.

На основании данных второго варианта 8 человек составили группу среднего риска, т.к. наличие у них даже одного параметра может являтся достаточным основанием для вероятного возникновения невроза

В общей сложности, 16 человек, т.е. 2/3 всего контингента, вошли в общую группу риска.

Те люди, которые, согласно таблицам 3 и 4, обнаружили средний или низкий показатель по обеим шкалам (8 чел.), условно составили контрольную группу для группы риска в данном исследовании, хотя надо заметить, что наличие высокой НПУ и низкой степени подверженности неврозу еще не исключает вероятность возникновения невроза, хотя намного снижает ее.

Таким образом, на основе данных первых двух методик мы условно разделили контингент на 3 группы – высокого риска, среднего риска и контрольную – в зависимости от степени риска возникновения невроза.

Особый интерес для нас представляет картина распределения полов по группам:

Согласно таблице 6, больше половины мужского и женского контингента попали в группу общего риска (75% женщин и 58% мужчин), в то время как разница репрезентативности женщин между группой риска и контрольной группой выражена намного ярче, чем у мужчин. Можно предположить, что это свидетельствует о наличие большей предрасположенности к неврозу у женщин, чем у мужчин.

А теперь на основе таблицы 1 будет рассмотрена взаимосвязь между типами акцентуаций и условно выделенными выше группами: группой риска и контрольной группой. В первую очередь рассмотрим распределение по группам каждого типа акцентуации по отдельности.

Группа общего риска

Исходя из таблицы 7, можно заметить разницу встречаемости отдельных типов акцентуации между двумя группами. 100% общего числа выявленного педантичного, 93.3% - экзальтированного, 90% - дистимичного, 85.7% - циклотимического, 75% - застревающего и 64.3% - эмотивного типов приходятся на группу риска, из чего можно сделать предварительное заключение о взаимосвязи этих черт характера с вероятностью возникновения невроза. Однако, нужно также учитывать общее число встречаемости по отдельности выявленных типов акцентуации у всего контингента, т.к. анализ не может считаться достоверным в силу недостаточности практического материала (например, показатели педантичного типа).

Интересно то, что единственный тип акцентуаций, преобладающий в контрольной группе по отношению к группе риска – это гипертимический тип (5 чел. из 8), что также может говорить о его важном значении в прогнозировании возникновения невроза.

Далее будет детально рассмотрено все вышеотмеченное. Для этого на основе данных таблиц 1 и 7 будет сделан сравнительный анализ выяленных в результате тестирования типов акцентуаций у людей в группах высокого и среднего риска и в контрольной группе по отдельности.

Группа высокого риска (чел.)

Группа среднего риска (чел.)

Контрольная группа (чел.)

В таблице 8 выделены те типы акцентуаций, которые отмечались выше и имеют для нас наибольшее значение для дальнейшего анализа (в связи с ярким различием их показателей в разных группах).

Для большей доступности полученные данные представлены на рис. 1 (см. приложение), где дается сравнительный график акцентуаций характера между группой высокого риска и контрольной группой. Возбудимый тип не рассматривается в силу отсутстия у контингента.

Как видно из рис. 1, кривые обоих групп во многом не совпадают и именно эта разница, по-нашему, может таит в себе причины предрасположенности к неврозу. Самое явное несовпадение наблюдается в отношении встречаемости экзальтированного типа акцентуации (в 7 единиц), а также циклотимического (в 4 единицы), дистимического (в 3 единицы) и гипертимического (в 4 единицы), что указывает на взаимосвязь данных типов с вероятностью возникновения невроза. Причем, если первые 3 типа могут

способствовать этому (т.к. их частота встречаемость намного выше в группе риска), то гипертимический тип играет противоположное воздействие в этом процессе (частота встречаемости этого типа выше в контрольной группе).

Остальные типы акцентуации распределены примерно равнозначно, а демонстративный и тревожный типы в котрольной группе встречаются не намного чаще, чем в группе высокого риска. Можно предположить, что взаимосвязь между этими типами и подверженностью неврозу у контингента не велика.

На рис. 2 приведен сравнительный график акцентуаций характера между группой среднего риска и контрольной группой. Здесь также наблюдается значительное несоответствие кривых, в частности, экзальтированного (в 5 единиц), дистимического (в 4 единицы) и гипертимического (в 3 единицы) типов, причем их направленность в вероятном развитии невроза идентична предыдущему анализу (рис. 1): экзальтированный и дистимичный типы в большей степени могут обусловливать возникновение невроза (их показатель частоты встречаемости намного выше в группе среднего риска, чем в контрольной), а гипертимических тип находится в противоположной взаимосвязи (показатель намного выше в контрольной группе).

Важно отметить (рис. 2), что циклотимический тип акцентуации, в противовес заключению, сделанному в течение предыдущего анализа, здесь не играет важную роль в отношении предрасположенности к неврозу (одинаковые невысокие показатели в обеих группах), что будет рассмотрено далее.

Остальные типы акцентуации распределены примерно однозначно (в случае демонстративного и тревожного типов они равны), а показатель эмотивного типа в контрольной группе немного превышает соответствующий показатель в группе среднего риска.

На рис 3. дан сравнительный график акцентуаций характера между группами высокого и среднего риска. В отличие от двух предыдущих случаев, здесь несоответствие между кривыми не столь значительно (что не удивительно, т.к. в обоих группах наблюдается почти одинаковая направленность в отношении предрасположенности к неврозу). Интересными для нашего исследования здесь являются наиболее выраженные несоответствия между кривыми, что обуславливается некоторым различием групп по отношению степени риска возникновения невроза.

Как видно из рис. 3, самая выраженная разница наблюдается между показателями циклотимического (в 4 единицы) и эмотивного (в 3 единицы) типов акцентуации, выявление причин которого возможно лишь в случае более детального и всеобхватывающего исследовния. Показатель экзальтированного типа немного повышен в группе высокого риска, что еще раз потверждает правильность предположения о его важной роли в вероятном проявлении невроза. Показатели всех остальных типов почти одинаковы, в случае застревающего и педантичного типов они равны.

В результате вышеизложенного типы акцентуаций можно условно разделить на 2 группы (для нашего контингента):

1. типы, взаимосвязанные с предрасположенностью к неврозу (по мере убывания их значимости):

2. типы, не взаимосвязанные с предрасположенностью к неврозу:

Разные сочетание типов акцентуаций и их взаимосвязь с предрасположенностью к неврозу требует более обширного исследования, что не входило в наши планы. Можно лишь сделать предположение, что наличие сочетаний между типами, связанными с предрасположенностью к неврозу, может служить благоприятной почвой для его возникновения.

1. У большинства исследуемых обнаружилось наличие высокой степени НПНУ, а у 1/3 вывилось высокая вероятность возникновения невроза, что свидетельствует в конечном итоге о большей предрасположенности этих людей (группа риска) к неврозу в сравнении с теми, у кого наблюдалось относительно высокая НПУ и низкая вероятность невроза (контрольная группа). Сочетание высокой НПНУ и высокой вероятности возникновения невроза свидетельствует о крайней подверженности таких людей неврозу (группа высокого риска).

2. Ни у одного исследуемого не обнаружилось наличие сочетания высокой НПУ и высокой подверженности неврозу, тогда как сочетание высокой НПНУ и низкой подверженности неврозу наблюдалось давольно часто, что свидетельствует о том, что у данного контингента степень подверженности неврозу зависима от степени НПНУ (хотя эта зависимость не прямая и требует глубокого исследования).

3. По половому признаку распределение контингента по шкалам НПУ и степени вероятности невроза по отдельности почти равное, тогда как разница репрезентативности женщин между группой риска и контрольной группой выражена намного ярче, чем у мужчин, причем разница эта в пользу группы риска, что свидетельствует о наличие большей предрасположенности к неврозу у женщин, чем у мужчин.

4. У людей, не находящихся под негативным воздействием острой психотравмы, степень подверженности неврозу тесно взаимосвязана и коррелирует с акцентуированными чертами их характера.

5. Распределение типов акцентуаций по половому признаку у данного контингента почти одинаковое, что свидетельствует о примерно равной вероятности их проявления у обоих полов.

6. Экзальтированный, дистимичный, циклотимичный, застревающий, эмотивный и гипертимичный типы акцентуаций глубоко взаимосвязаны с предрасположенностью к неврозу, причем если первые четыре типа создают благоприятную почву для возникновения такового, то наличие гипертимического типа в определенной мере снижает вероятность возникновения невроза. Педантичная, демонстративная, тревожная и возбудимая акцентуации не играют какой бы то ни было важной роли в вопросе прогноза возникновения невроза.

З а к л ю ч е н и е

Представленная работа является попыткой дать общую характеристику граничащих с патологией черт характера и их глубокой взаимосвязи с нервно-психической неустойчивостью индивида, могущих служить серьезной предпосылкой для возникновения разных психических расстройств, в частности неврозов.

Основываясь на результатах проведенных практических исследованиях, мы пришли к общему заключению, что определенные типы акцентуаций характера играют существенную роль и, на фоне общей нервно-психической неустойчивости, являются давольно стабильной предпосылкой к дальнейшему вероятному невротическому развитию личности.

Мы пришли также к выводу, что половые различия не играют столь важную роль в плане подверженности неврозу, хотя полное отсутствие корреляции между этими двумя параметрами не может считаться достоверно установленным без наличия более глубоких исследований.

На наш взгляд, особый интерес представляет выявление влияния разных сочетаний нескольких типов акцентуаций на общую предрасположенность личности к неврозу, что также может быть возможным лишь в случае более основательного научного изучения. В данной работе мы сделали предположение, что определенные сочетания между типами, связанными с предрасположенностью к неврозу, способны создавать благоприятную почву для его возникновения. Эта зависимость может быть выявлена в дальнейших исследованиях.

Подытоживая все вышесказанное, считаем важным подчеркнуть, что несмотря на наличие столь надежных и глубоких исследований в области акцентуаций, психопатий и неврозов, чувствуется значительная нехватка теоретического и практического материалов для построения общего всеобхватывающего подхода выявления взаимосвязей между упомянутыми психическими явлениями, что в свою очередь свидетельствует о важности и необходимости дальнейших научных исследований в этой сфере.

Л и т е р а т у р а

1. Ганнушкин П. Б. “Клиника психопатий, их статистика, динамика”, М., 1964;

2. Еникеева Д. Д. “Популярные основы психиатрии”, Д., “Сталкер”, 1997;

3. Карвасарский Б. Д. “Неврозы”, М., “Медицина”, 1990;

4. Карвасарский Б. Д. “Психотерапия”, М., “Медицина”, 1985;

5. Кискер К. П. и др. “Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия”, М., “Алетейа”, 1999;

6. Леонгард К. “Акцентуированные личности”, Ростов н/Д., “Феникс”, 1997;

7. Личко А. Е. “Психопатии и акцентуации характера у подростков”, Л., 1983;

8. “Неврозы: экспериментальные и клинические исследования”, Л., “Наука”, 1989;

9. "Практическая психодиагностика", изд. "Бахрах", Самара, 1998;

10. "Психология: словарь", изд. "Политиздат", М., 1990;

11. “Психология и психоанализ характера”, Хрестоматия, "Бахрах", Самара, 1998;

12. Реан А. А. “Психология изучения личности”, изд.-во Михайлова В. А., СПб, 1999;

13. Рогов Е. И. “Настольная книга практического психолога”, “Владос”, М., 1999.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.