Врожденные особенности мозга и нервной системы человека


Центральная нервная система представляет собой основу всей нервной системы человеческого организма. Все рефлексы и функционирование жизненно необходимых органов подчиняются именно ей. Когда пациенту ставится диагноз, связанный с нарушениями в ЦНС, не каждый понимает, что входит в нервную систему человека. Она есть у всех живых существ, но при этом ЦНС имеет некоторые особенности, например, у человека и других позвоночных она состоит из головного и спинного мозга, которые защищены черепом и позвоночником.

Структура

Центральная нервная система человека состоит из двух мозгов: головного и спинного, которые тесно взаимосвязаны. Они будут рассмотрены более подробно ниже. Основная функция ЦНС – это контроль всех жизненно важных процессов, происходящих в организме.


Головной мозг несёт ответственность за мыслительную функцию, возможность говорить, слуховое и зрительное восприятие, а также он позволяет координировать движения. Спинной мозг отвечает за регуляцию работы внутренних органов, а также позволяет телу двигаться, но только под контролем головного мозга. За счёт этого, спинной мозг выступает в роли носителя сигналов, переданных из головы ко всем участкам тела.

Осуществляется этот процесс за счёт нейронного устройства мозгового вещества. Нейрон представляет собой основную единицу нервной системы, имеющую электрический потенциал и обрабатывающую сигналы, получаемые от ионов.

Вся ЦНС отвечает за следующие составляющие, помогающие адаптироваться во внешнем мире:

  • осязание;
  • слух;
  • память;
  • нюх;
  • зрение;
  • эмоции;
  • мышление.

Центральная нервная система человека образована из серого и белого вещества.

Первое из перечисленных – это нервные клетки, имеющие маленькие отростки. Серая субстанция расположена в спинном мозге в самом центре. А в головном мозге именно эта субстанция представляет собой кору.

Белое вещество расположено под серым, в нём содержатся волокна нервов, которые составляют пучки, входящие в состав самого нерва.

Оба мозга, исходя из анатомии, окружены следующими оболочками:

  1. Паутинная, расположенная под твёрдой частью. В её составе имеются сосудистая сетка и нервы.
  2. Твёрдая, представляющая собой наружную оболочку. Расположена она внутри позвоночного канала и черепа.
  3. Сосудистая, соединённая с мозгом. Эта оболочка образуется из большого количества артерий. Она отделена от паутинной особой полостью, внутри которой находится мозговое вещество.

Такое строение центральной нервной системы присуще человеку и всем позвоночным животным. Что касается хордовых, то у них ЦНС имеет вид полой трубки, называемой невроцеля.

Данная составляющая системы расположена в канале позвоночника. Спинной мозг тянется от затылочной области и до поясницы. С обеих сторон имеются продольные борозды, а в центре – спинномозговой канал. Снаружи расположено белое вещество.


Что касается серой субстанции, то она входит в состав передних, боковых и задних роговых участков. В передних рогах расположены двигательные нервные клетки, а в задних – вставочные, предназначенные для контакта двигательных и чувствительных клеток. К передним присоединяются отростки, входящие в состав волокон. Нейроны, создающие корешки, соединяются с роговыми областями.

Они являются посредниками между спинным мозгом и ЦНС. Возбуждение, проходящее в мозг, приходит во вставочный нейрон, после чего при помощи аксона – в необходимый орган. Из каждого позвонка отходят шестьдесят два нерва в обе стороны.

Условно можно сказать, что головной мозг состоит из пяти участков, причём внутри него расположены четыре полости, заполненные специальной жидкостью, именуемой спинномозговой.

Если рассматривать орган, исходя из принципа размера составляющих, то первыми по праву считаются полушария, которые занимают восемьдесят процентов всего объёма. Вторым в этом случае является ствол.

Головной мозг состоит из следующих участков:

  1. Среднего.
  2. Заднего.
  3. Переднего.
  4. Продолговатого.
  5. Промежуточного.

Первый из перечисленных находится перед варолиевым мостом, и состоит он из мозговых ножек и четырёх холмов. В самом центре имеется канал, который является связывающим звеном между третьим и четвёртым желудочками. Обрамляется он серой субстанцией. В мозговых ножках имеются пути, объединяющие варолиев и продолговатый мост с головными полушариями. Этот участок мозга реализует возможность передачи рефлексов и поддержания тонуса. При помощи среднего отдела становится возможным стояние и хождение. Также здесь расположены ядра, связанные со зрением и слухом.

Продолговатый мозг – это продолжение спинного, он даже по строению имеет с ним схожесть. Структура этого отдела образована из белого вещества, где имеются области серого, откуда отходят черепные нервы. Практически весь отдел закрыт полушариями. В продолговатом мозге расположены центры, ответственные за работоспособность таких важных органов как лёгкие и сердце. Помимо этого, он контролирует глотание, кашель, образование желудочного сока и даже выделение слюны в ротовой полости. При повреждении продолговатого мозга может наступить летальный исход из-за остановки сердца и дыхания.


К заднему мозгу относится варолиев мост, который внешне похож на валик, а также мозжечок. Благодаря последнему, организм способен координировать движения, держать в тонусе мышцы, сохранять равновесие и двигаться.

Промежуточный мозг находится перед мозговыми ножками. Его строение включает в себя белое вещество и серую субстанцию. В этом отделе расположены зрительные бугры, откуда импульсы переходят в кору головного мозга. Под ними находится гипоталамус. Подкорковый высший центр способен поддерживать необходимую среду внутри организма.

Передний мозг представлен в виде больших полушарий с соединительной частью. Полушария разделяются при помощи прохода, под которым есть мозолистое тело, соединяющее их отростками нервов. Под корой мозга, представляющей собой нейроны и отростки, расположено белое вещество, которое выступает в роли проводника, объединяющего центры головных полушарий воедино.

Функции

Работа центральной нервной системы, если говорить кратко, заключается в осуществлении следующих процессов:

  • регуляция мышечных движений ОДС;
  • регулирование работы желёз внутренней секреции, к числу которых относятся слюнные, щитовидные, поджелудочные и другие;
  • возможность реализации обоняния, зрения, осязания, слуха, вкуса и поддержки равновесия.

Таким образом, функции ЦНС – это восприятие, анализ и синтез центростремительных импульсов, которые возникают во время раздражения рецепторов, находящихся в тканях и органах.

ЦНС обеспечивает приспособление человеческого организма к окружающей среде.

Вся система должна функционировать как единый слаженный организм, так как только за счёт этого становится возможной адекватная реакция в ответ на раздражители из окружающего мира.

Наиболее распространённые патологии

Патологии центральной нервной системы человека, её строения и функций могут быть спровоцированы различными факторами, начиная с врождённых заболеваний и заканчивая инфекционными.

Условно причинами нарушения центральной нервной системы могут быть следующие аспекты:

  1. Сосудистые заболевания.
  2. Инфекционные патологии.
  3. Врождённые аномалии.
  4. Нехватка витаминов.
  5. Онкология.
  6. Состояния, вызванные травмой.

Сосудистые патологии обусловлены следующими факторами:

  • проблемы в сосудах мозга;
  • нарушение мозгового кровоснабжения;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы.

К числу заболеваний сосудистого характера относятся атеросклероз, инсульт и аневризма. Такие состояния являются наиболее опасными, так как они часто приводят к летальным исходам или инвалидности. Например, инсульт приводит к отмиранию нервных клеток, вследствие чего полное выздоровление невозможно. Аневризма истончает стенки сосудов, из-за чего сосуд может лопнуть, что приведёт к выбросу крови в окружающие ткани. Такое состояние чаще всего заканчивается смертью.


Что касается психики, то на функциональность головного мозга оказывают негативное влияние даже отрицательные установки, мысли и планы человека. Если он чувствует себя недолюбленным, обиженным или испытывает постоянное чувство зависти, то его нервная система может давать серьёзный сбой, выражающийся в различных заболеваниях.

При инфекционных патологиях первоначально поражается ЦНС, после чего ПНС. К числу таковых относятся следующие состояния: менингит, энцефалит, полиомиелит.

Что касается врождённых патологий, то они могут быть вызваны наследственностью, мутацией генов или травмой во время родов. Причинами такого состояния являются следующие процессы: гипоксия, инфекция, которая возникла в период вынашивания ребёнка, травмы и приём медикаментов, который осуществлялся при беременности.

Опухоли могут локализоваться как в головном, так и в спинном мозге. Онкологические заболевания мозга чаще регистрируются у людей в возрасте от двадцати до пятидесяти лет.

Симптоматика заболеваний нервной системы

При патологиях, поражающих центральную нервную систему, клиническая картина подразделяется на три симптоматические группы:

  1. Общие признаки.
  2. Нарушение двигательных функций.
  3. Вегетативные симптомы.

Нервные заболевания характеризуются следующими общими симптомами:

  • проблемы с речевым аппаратом;
  • боль;
  • парезы;
  • сбившаяся моторика;
  • головокружение;
  • психоэмоциональные расстройства;
  • тремор пальцев;
  • обмороки;
  • повышенная утомляемость.

К числу общих симптомов также относятся нарушение психосоматики и проблемы со сном.

Диагностика и лечение

С целью постановки диагноза могут потребоваться допплерография, магнитно-резонансная томография и компьютерная томография. По результатам проведённого обследования медиком назначается подходящее лечение.


Помимо этого, с целью выявления патологии применяется ультразвуковая и транскраниальная ультразвуковая допплерография. Может потребоваться и дуплексное сканирование, которое является наиболее безопасным и информативным.

В зависимости от поставленного диагноза могут применяться медикаменты, имеющие различные свойства, а именно:

  • противосудорожные;
  • улучшающие кровообращение в мозге;
  • седативные;
  • улучшающие сосудистую проницаемость;
  • нейролептики.

Врождённые патологии вылечить будет не так просто. Первоочередно требуется устранение негативной симптоматики имеющегося заболевания.

Центральная нервная система представляет собой сложную организацию с множеством составляющих, которые тесно связаны между собой. При патологии одной из них страдает весь организм, что приводит к нарушениям возможности двигаться, слышать, говорить и прочих необходимых функций.

Мозг занимает центральное место в нервной системе, которая включает помимо него спинной мозг и сеть нервов, пронизывающих каждый участок нашего тела. Он отдает команды всем органам и системам и даже каждой клетке организма о том, как им нужно функционировать, контролирует все: мышление, чувства, действия и восприятие окружающего мира. От руководящей роли мозга зависит в том числе наше здоровье.

Десятилетия назад считалось, что 90% всех болезней появляется в результате сбоев в работе нервной системы, когда человек не может защитить себя от воздействия вредных факторов. Сегодня многие ученые поддерживают эту идею, а некоторые даже поднимают цифру до 98%. Но хорошая новость заключается в том, что благодаря многочисленным исследованиям известно: головной мозг человека обладает способностью к изменению и восстановлению независимо от возраста, он может как спровоцировать болезни, так и предотвратить их. Когда мы понимаем, как нервная система управляет телом и запускает процессы самообновления, то можем их использовать, чтобы повлиять на работу организма.

Как работает мозг?

Мозг представляет собой сложный комплекс из нервных клеток (нейронов) и других структур, которые помогают нам думать, реагировать на окружающую среду, принимать решения и выполнять их. Некоторые его части отвечают за жизненно важные функции организма, такие как дыхание и сердцебиение. Другие его отделы контролируют обучение и память, чувства (зрение, обоняние, слух, вкус и осязание) и эмоции.

Для правильной работы миллиарды нервных клеток должны взаимодействовать друг с другом и работать вместе. Нейрон состоит из трех частей: клеточное тело, многочисленные ветвящиеся отростки (дендриты) и один длинный отросток (аксон). Нервные клетки общаются друг с другом, получая информацию через дендриты и передавая ее через аксоны. В области контакта нейронов есть небольшой промежуток, называемый синапсом. Здесь электрические сигналы не могут напрямую пересечь пространство, поэтому они на короткое время преобразуются в химические сигналы посредством высвобождения особых веществ – нейромедиаторов (или нейротрансмиттеров).

В любой момент миллионы этих сообщений передаются по всему мозгу, что позволяет ему обрабатывать информацию и отправлять инструкции различным частям тела. Нейромедиаторы регулируют наше настроение, мотивацию, сон, способность концентрироваться, учиться, запоминать и справляться со стрессом. Во многом они определяют то, как мы живем и кем являемся. Например, дофамин вызывает чувство наслаждения и удовлетворения, серотонин поднимает настроение, гамма-аминомасляная кислота успокаивает нервную систему, а норадреналин повышает физическую и умственную активность.

Специалисты, занимавшиеся изучением работы мозга, показали, что просто размышление о чем-либо может заставить мозг высвободить нейротрансмиттеры и вызвать нейрохимические изменения в организме. Как только медиаторы пересекают синаптическую щель, в нейроне возникает электрический сигнал, передающий информацию дальше.


Обучение и память

При рождении нервная система уже содержит все нейроны, которые у вас когда-либо будут, но многие из них не связаны друг с другом. Связь между ними возникает вследствие движения нейротрансмиттеров через синапсы. По мере того как вы растете и учитесь, сообщения перемещаются от одного нейрона к другому снова и снова, создавая пути в мозге и формируя комплексные трехмерные сети. Именно поэтому освоение неизвестного требует большой концентрации, ведь для этого требуется создать тысячи синаптических связей.

Но если мы многократно повторяем то, что выучили, пути между нейронами укрепляются и помогают нам вспомнить информацию в следующий раз. Иначе связи вскоре исчезают, а память стирается. Поэтому необходимо непрерывно перебирать в уме новые знания, привычки, убеждения и ситуации. Другими словами, память – это удержание долгосрочных стабильных связей между нервными клетками. А образование этих связей и то, как они меняются со временем, перестраивает физическую структуру мозга и влияет на физиологические функции организма.

Нейропластичность

Исследования показывают, что по мере того как мы используем свой мозг, учимся и тренируем память, он способен расти и меняться благодаря нейропластичности. Пластичность или гибкость – это способность мозга реорганизовывать свою собственную структуру и функции, формируя новые связи между нейронами и сокращая старые, после изменений в организме или во внешней среде на протяжении всей жизни. Это означает, что, когда мы изучаем и переживаем что-то новое, мы буквально изменяем свой мозг, перепрограммируем его.

Наиболее сильно нейропластичность проявляется в первые несколько лет жизни, поскольку нейроны очень быстро растут, в конечном итоге образуя слишком много связей. Фактически, при рождении каждая нервная клетка в коре головного мозга имеет около 2500 синапсов. К тому времени, когда ребенку исполняется два или три года, их количество составляет приблизительно 15 000 на нейрон — вдвое больше, чем у взрослого мозга. Это объясняет способность детей к быстрому обучению. Но как только период детства заканчивается, происходит резкое падение числа поддерживаемых связей. Этот процесс называется синаптической обрезкой и обычно происходит в подростковом возрасте.

По мере того как мы адаптируемся к новым условиям, наш мозг избавляется от неиспользуемых или ненужных нейронных связей, в то же время усиливая и сохраняя те, которые используются часто. Поэтому, например, стимулируя области мозга, отвечающие за позитивные эмоции, можно укрепить пути между нервными клетками. Этот эффект можно сравнить с тренировкой мышц в спортзале. С другой стороны, если человек часто думает о негативных вещах, то возникает обратная реакция. Кроме того, постоянный стресс способствует преждевременному старению мозга. Все это прямым образом влияет на состояние нашего тела. Поэтому так важно не только поддерживать гибкость мозга, но и контролировать поступающие тревожные мысли и негативные эмоции.

Нейрогенез

В идеале клетки мозга должны находиться в постоянном равновесии: пополняться с той же скоростью, с которой они умирают. Тем не менее, регенерация нейронов зависит от множества факторов: возраста, стресса, питания, двигательной и умственной активности, присутствия нейротоксинов. Исследования показали, что физические и когнитивные упражнения могут спровоцировать рост новых клеток мозга, тогда как стресс, депрессия и снижение восприятия от органов чувств дают противоположный эффект.

Мысли влияют на тело?

По мнению нейробиологов, человеческий мозг не может отличить физические ощущения от воспринимаемых мыслей и эмоций. Это означает, что отрицательные психические состояния, такие как переживания, тревога, негатив и ненависть к себе вызывают в организме те же химические реакции, что и реальные болезни, и травмы.

Заключение

Мозг — самый загадочный и сложный орган, которым обладают люди. Он динамичен и адаптируется к предъявляемым ему требованиям. Имея мощный потенциал, человек, как правило, тратит очень мало ресурсов на тренировку мыслительных навыков, легко поддается влиянию негативных эмоций, стресса, что сказывается на физическом состоянии всего организма, провоцирует многочисленные заболевания и способствует старению.

В течение жизни структура мозга меняется. Это неизбежно. При каждой мысли высвобождаются нейротрансмиттеры, отвечающие за работу нервной системы, которая регулирует жизненно важные процессы в организме, приводя к структурным и функциональным изменениям в теле. И будут ли это хорошие перемены или плохие — зависит от человека.

Итак, что вы можете сделать, чтобы изменить свой мозг и оптимизировать его работу? Ответ прост: постоянно держать его в тонусе, развивать когнитивные навыки. Тренировки должны включать как логические задачи, так и задания, вызывающие эмоциональную реакцию. Выбор упражнений очень большой: от настольных игр, шахмат, головоломок до обучения игре на музыкальном инструменте, сочинения стихов, языковых курсов. Кроме этого, ученые советуют больше путешествовать, беседовать с умными людьми, налаживать межличностные отношения и социальные связи.

Как известно, нервная система — центр деятельности всего организма, выполняет две главные функции. Первая — функция передачи информации , за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы). Вторая, без которой бессмысленна и первая функция, — интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Ее выполняет центральная нервная система . Это означает широкий диапазон процессов — от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций, выполняемых высшими отделами мозга. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга.

Повреждение или неадекватное функционирование любого ее участка вызывает специфические нарушения в работе организма и психики. Наиболее сильно на последнюю влияет полноценность и адекватность функционирования головного мозга, особенно его коры. В ней выделяются сенсорные зоны, куда поступает информация от органов чувств и рецепторов и обрабатывается там, моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Например, примыкающие к сенсорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью праксические обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.

Развитие нервной системы

Формирование нервной системы, спинного и головного мозга начинается с третьей недели после оплодотворения яйцеклетки, после восьмой недели нервная система начинает функционировать, в результате появляются первые движения эмбриона. В дальнейшем они усиливаются, и в начале четвертого месяца беременности их начинает чувствовать и будущая мать. К моменту рождения все нервные клетки сформированы и более в течение жизни не обновляются и не формируются.

Мозг новорожденного ребенка весит в пять раз меньше, чем у взрослого человека. Вес мозга взрослых людей варьируется от 900 до 2000 г, причем больший не гарантирует высокого уровня интеллектуальных возможностей. Ребенок обладает врожденными рефлексами сосания, мигания, реагирования на свет и звук; впрочем, они уже работают с 7 месяцев внутриутробного развития, т. е. плод сосет свой большой палец, реагирует на громкие звуки, способен слышать голос своей матери и разговаривающих с ней людей. Дальнейшее развитие мозга, рефлексов и психики происходит в течение жизни и зависит от условий существования. Формирование мозга ребенка завершается к 6 годам, однако функциональной зрелости он достигает к 18 (так как популяция нейронов уже полностью сформирована до рождения, то дальнейшее созревание нервной системы связано только с разветвлением отростков у каждого нейрона, миелинизацией нервных волокон и развитием глиальных клеток, ответственных за питание нейронов).

С 25-летнего возраста, и особенно после 45 лет, ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток, однако вначале этот процесс не влечет серьезных последствий, поскольку в коре головного мозга насчитывается около 40 миллиардов нервных клеток. Однако в дальнейшем гибель нервных клеток обусловливает ухудшение памяти, восприятия, скорости реагирования человека, а если этот процесс отмирания приобретет патологическую форму, может наступить деменция, или слабоумие.

Вертикальный контур регуляции нервной системы человека складывается благодаря взаимодействию подкорковых образований и коры головного мозга. Первые являются физиологическим генератором энергии. Вертикальное информационно-энергетическое регулирование — главное для нервно-психической регуляции. Кроме того, оно теснее связано не только с этими подкорковыми образованиями (в том числе ретикулярной формацией мозгового ствола), но и с обменными процессами организма.

Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. В левом, доминирующем, полушарии расположены центры речи. Психические различия людей, их способности зависят от того, какое из двух полушарий лучше развито, более активно функционирует.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е гг. XX в. профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности.

Таблица 2.1. Различные функции полушарий
Функции левого полушария Функции правого полушария
Хронологический порядокТекущее время
Чтение карт, схемКонкретное пространство
Запоминание имен, слов, символовЗапоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслуВосприятие эмоционального состояния
Видение мира веселым, легкимВидение мира мрачным
Детальное восприятиеЦелостное, образное восприятие

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует.

Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга — это динамическое образование. В процессе онтогенеза происходит постепенное ее нарастание (наиболее сильно выраженной она становится в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется). Если же поражено одно полушарие, возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного за счет другого.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Следует, однако, подчеркнуть, что нормальное осуществление любой функции — это результат работы всего мозга в целом.

Полная противоположность — отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор, как уже говорилось, продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о своем предмете. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах сквозят отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном свете. Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а левого — глубокой депрессией.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Анатомия человека :: Нервная система

Функция и работа - головной мозг, спинной мозг, вегетативная нервная система, периферические нервы

Любое живое существо, в том числе и человек, наделено способностью реагировать на внешние раздражители, и каждая группа клеток, из которых оно состоит, специализируется на определенной функции: размножении, пищеварении, дыхании.

Поэтому наш организм, ввиду его сложности, нуждается в механизме, который регулировал бы деятельность всех органов и систем, обеспечивая их функциональное единство и связь организма с внешней средой. Это осуществляется нервной системой.

Нервная система состоит:

- центральная нервная система
- головной мозг
- спинной мозг

- периферическая нервная система
- соматическая (произвольная) нервная система
- вегетативная (непроизвольная) нервная система
- симпатическая система (возбуждает тело и мобилизует его энергию)
- парасимпатическая система (расслабляет тело и сохраняет его энергию)

Нервная система состоит из совокупности клеток - нейронов, которые контактируют друг с другом при помощи отростков - дендритов и аксонов. Так образуется разветвленный комплекс, наподобие компьютера, который передает команды головного мозга (центральная нервная система) мышцам скелета (периферическая нервная система) и автоматически регулирует работу непроизвольных мышц (вегетативная автономная нервная система).


Головной мозг - часть центральной системы, находящаяся внутри черепа. Состоит из ряда органов: большого мозга, мозжечка, ствола и продолговатого мозга.

Спинной мозг – образует распределительную сеть центральной нервной системы. Лежит внутри позвоночного столба, и от него отходят все нервы, образующие периферическую нервную систему.

Вегетативная нервная система - регулирует внутреннюю деятельность организма, ее работа не зависит от нашей воли. Выполняет свои функции через две системы, координирующие работу разных органов, - симпатическую и парасимпатическую.

Периферические нервы - представляют собой пучки, или группы волокон, передающих нервные импульсы. Могут быть восходящими, если передают ощущения от всего тела в центральную нервную систему, и нисходящими, или двигательными, если доводят команды нервных центров до всех участков организма.

Итак, согласно большинству определений, под психикой прежде всего подразумевают способность центральной нервной системы головного мозга человека осуществлять взаимодействие с окружающей его средой, - биосферой и инфосферой, т.е. поддерживать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на явления и события, происходящие вокруг, в интересах самого данного организма, в интересах и для пользы общества, членом которого он является, в интересах самой окружающей среды, как среды его обитания. Элементные стороны психики: ощущения, восприятия, чувства, воля, мыслительный анализ, адекватная речевая или двигательная реакция в форме возбуждения или торможения. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью-пассивностью, целостностью, соотнесенностью, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д.

Психология человека как раздел психологии занимается изучением типов человеческой личности, что очень помогает многим людям в общении с себе подобными.

Часто случается, что окружающие люди хотят от нас чего-либо против нашей воли. Как правило, это нам неприятно и мы начинаем искать пути выхода из сложившейся ситуации. Пути бывают разные, но чаще всего, мы ищем компромисс, проявляем агрессию или ведем себя пассивно.

Если человек в различных ситуациях ведет себя пассивно, не пытается озвучивать свои желания и предпочтения, то практически всегда он не в силах противостоять требованиям окружающих. На таких людей легко воздействовать, легко подчинять их своей воле. Пассивный человек не уверен в себе, он страдает от того, что его способности недооценены. Часто такое состояние становится причиной сбоя внутреннего самосознания, что накладывает отпечаток на всей его деятельности.

Человек, который ведет себя с окружающими агрессивно, как правило, стремится добиться желаемого за счет других. Он в угоду себе игнорирует права и желания других, часто нанося им определенный моральный ущерб. Окружающие перестают доверять ему и настраиваются против него, проявляя при этом идентичное отношение к агрессору. Агрессивностью человек может добиться только сиюминутного кратковременного успеха, который повлечет за собой массу негативных последствий для него самого.

Полностью контролировать ситуацию вокруг себя способен только человек, который способен на компромисс. От других его отличают умение позитивно относиться к людям и объективная оценка самого себя. Такой человек ведет себя спокойно, уверенно, изъясняется четко и ясно. Ему не страшны обман и уловки, так как он сразу их вычислит и сможет вовремя защититься. Ему легко найти общий язык с окружающими и адаптироваться в любой обстановке.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что наша жизнь это – постоянная борьба за место под солнцем, за свои права в этом мире. Настоящая личность не боится трудностей, только справившись со всеми преградами, человек способен поверить в себя, в свои возможности.

Психология жизни человека как личности.

Формирование личности начинается уже в раннем детском возрасте. У каждого человека есть врожденный дар впитывать в себя то, что он наблюдает и ощущает, а затем пользоваться этими знаниями. Ни для кого не секрет, что наши шансы справиться с возникшей проблемой напрямую зависят от нашего желания. Воспринимать жизнь, такой как она есть, значит осознавать в ней самого себя. Главное место тут отводится самоконтролю. У человека, всецело владеющего собой, не бывает эмоциональных всплесков, поэтому его трудно чем-либо уязвить. Чтобы всегда держаться на плаву в нашем современном мире, надо знать и выполнять несколько простых правил. Постарайтесь научиться разбираться в людях, это поможет сохранить хорошие отношения с окружающими в любой ситуации. Если вы будете ладить с людьми и сможете влиять на них, то успех вам обеспечен, учитывайте желания и потребности других людей, ведь у каждого есть свои права, и об этом всегда нужно помнить, не опускайте руки перед невзгодами, боритесь из последних сил. Всегда старайтесь войти в положение других людей, тогда и вас будут стараться понять окружающие. Активный образ жизни способен значительно поднять энергетический жизненный тонус. Не общайтесь с окружающими с позиции силы и принуждения, это только отдалит вас от других людей. Не бойтесь совершать поступки. Боритесь за свои права, всегда помня об обязанностях. Помните, что главное средство для достижения успеха – практика.

Если человек попадает в особую ситуацию, это, обычно, вызывает у него эмоциональный всплеск и психологическое напряжение. Реакция у людей бывает разной. У одного – мобилизуются все жизненные ресурсы, у другого наоборот наблюдается снижение работоспособности и полное отсутствие возможности предпринимать какие-либо действия. Такая разная реакция объясняется индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, осознанием степени опасности, моральной закалкой и психическим состоянием. Этим и определяется степень готовности к соответствующим действиям в той или иной ситуации.

Как правило, при стихийных бедствиях, в крупных авариях или катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помочь пострадавшим. У тех, кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возникнуть и психологический шок, который вызывает неподвижность, человек теряет способность нормально мыслить и контролировать свои чувства и сознание. Такая реакция человека на чрезвычайное происшествие может длиться до нескольких дней.

Люди ведут себя так по ряду причин: их пугает внезапное возникновение опасности и неспособность противостоять ей из-за неопытности и отсутствия соответствующей морально-психологической подготовки.

Для того чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие, человека необходимо заранее готовить к чрезвычайным ситуациям, закалять психику и тренировать волю.

Чаще всего, первая реакция человека на приближающуюся опасность – страх. Чувство страха вызывает негативные ощущения, вместе с тем, страх сигнализирует о том, что нужно защищаться, потому главная задача, которая стоит перед человеком, спасти свою жизнь.

Надо учитывать, что в любой чрезвычайной ситуации самым главным фактором является уровень психологической подготовки людей. Если, попадая в особую ситуацию, человек пугается и теряется, то это уже само по себе может стать причиной тяжелых и непоправимых последствий. Особенно это касается руководящего состава, члены которого обязаны мобилизовать коллектив, не допустить паники и суеты. Именно поэтому так важно изучать психологию поведения человека в различных ситуациях при подготовке спасателей, руководителей и населения к возможным экстремальным ситуациям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.