Высшая нервная система биология 8 класс

Тема. Высшая нервная деятельность.

Цел и: познакомить учащихся с особенностями высшей нервной деятельности человека, ее значением в восприятии окружающей среды. Рассмотреть заслуги И. М. Сеченова и И. П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности; рефлекс – основа нервной деятельности. Раскрыть суть рефлекторной теории поведения, особенности врожденных и приобретенных форм поведения. Формировать умения: работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; отвечать на вопросы; логически мыслить; оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме.

I. Организационный момент.

II. Проверка и закрепление знаний.

2. Выполнение заданий 192–194 в рабочей тетради.

III. Изучение нового материала, систематизация ранее полученных знаний и поэтапное закрепление.

1. Актуализация знаний о рефлексах, рефлекторной дуге, рефлекторном принципе работы нервной системы, анализаторов.

– Какая система органов играет ведущую роль в обеспечении связи организма с окружающей средой?

(Нервная система.)

– Какой принцип лежит в основе нервной деятельности?

(Рефлекторный.)

– Что такое рефлекс?

(Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой.)

– Что такое рефлекторная дуга?

(Рефлекторная дуга – это путь, по которому приходит нервный импульс во время осуществления рефлекса.)

– Из каких структурных элементов состоит рефлекторная дуга?

(Рефлекторная дуга состоит из чувствительного, вставочных и двигательного нейронов.)

– Что следует понимать под анализатором?

(Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений. Она состоит из трех частей: рецептора, пути передачи возбуждения и соответствующей зоны коры полушарий большого мозга.)

2. Самостоятельная работа учащихся над текстом, рисунками и схемами, данными в учебнике на с. 225–231 с последующим обсуждением по вопросам.

– Что следует понимать под высшей нервной деятельностью?

(В настоящее время под высшей нервной деятельностью понимают деятельность мозга, связанную с его психикой.)

Примечание . Психика (от греч. – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъективной неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Пролитиздат, 1985.)

– Каковы заслуги И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?

И. М. Сеченов родился 1829 году. Окончил военно-инженерное училище, которое дало ему хорошую подготовку в области физики, химии, математики. Затем поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его, И. М. Сеченов посвящает себя изучению физиологии.

Многосторонняя научная деятельность И. М. Сеченова привела его к многим открытиям в области физиологии дыхания, кровообращения, мышечной деятельности. Но самыми замечательными из всех его исследований были работы по физиологии нервной системы.

И. М. Сеченов установил, что под влиянием внешних раздражений в центральной нервной системе возникает не только возбуждение, но и торможение. Вследствие этого и головной, и спинной мозг не только вызывают деятельность органов, но и тормозят ее: ослабляют, замедляют и даже вовсе прекращают.

Вопросы для слушателей:

1) Назовите основные научные труды И. М. Сеченова в физиологии нервной системы. Когда они вышли в свет?

2) Что, по И. М. Сеченову, лежит в основе всех функций мозга человека и животного?

3) Какие два противоположных процесса могут возникать в центральной нервной системе под влиянием внешних раздражителей?

И. П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Он раскрыл постоянную смену возбуждения и торможения коры.

В коре может возникать мощный очаг возбуждения, привлекая и поглощая все другие, менее сильные. Этим объясняется способность человека быть поглощенным своей идеей. Так, знаменитый Архимед, сосредоточившись на изобретении механизма для защиты Сиракуз от римлян, настолько увлекся вычислениями, что не заметил врага и был убит.

И. П. Павлов развил нервную теорию утомления, объяснил сущность сна, сновидений, гипноза, заложил научные основы понимания и лечения некоторых болезней мозга. Павловское учение позволило правильно понять психологические явления: память, речь, мышление, воображение и т. д. Современная психология развивается на базе павловского учения о высшей нервной деятельности.

Трудно переоценить колоссальное значение работ И. П. Павлова для современной науки. Они были признаны и высоко оценены еще при его жизни. Иван Петрович получил 132 награды, столько, сколько не имел ни один ученый мира. Павловское наследие, особенно учение о физиологии мозга, успешно развивает современная наука.

Вопросы для слушателей:

1) Что является, по образному выражению, жемчужиной научного творчества И. П. Павлова?

2) Что явилось непосредственным поводом перехода И. П. Павлова к изучению головного мозга?

3) Что явилось главным открытием И. П. Павлова при изучении физиологии коры больших полушарий головного мозга?

5. Продолжение беседы по тексту учебника на с. 225–231.

Учитель . Итак, мы уяснили, что в основе нервной деятельности лежит рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой.

– Вспомните, на какие две группы подразделяются рефлексы.

(Рефлексы бывают безусловные и условные.)

Попытаемся сравнить два этих явления и отразим результаты в таблице.

Рефлексы, их сравнение

· с ними человек
(животное) рождается;

· они передаются по наследству из поколения в поколение

· приобретаются
в течение жизни;

· для образования требуются определенные условия

· постоянный, универсальный, т. е. на определенный внешний раздражитель следует постоянная реакция организма у всех людей

· индивидуальный, т. е. различны у разных людей, даже
у близнецов

Когда оказываются полезными

· помогают организму приспособиться к постоянным условиям среды

· помогают организму приспособиться к изменяющимся условиям среды

Вывод . У человека существует две формы поведения: врожденная и приобретенная. Обобщим сведения о формах поведения в таблице.

Формы поведения

1. Безусловные рефлексы – все врожденные рефлексы, т. е. рефлексы, которые передаются по наследству из поколения в поколение. Например, вдох всегда сменяется выдохом; при увеличении яркости света суживаются зрачки глаз, пища в ротовой полости вызывает отделение слюны.

2. Инстинкт – цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных реакций, которые следуют одна за другой. Примером может служить поведение муравьев, пчел, птиц и т. д.

3. Запечатление – специфическая форма научения у животных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей, братьев и сестер, пищевых объектов и т. д. Запечатление обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности
и др.

1. Условные рефлексы – это рефлексы, которые приобретаются в течение жизни и возникают на базе безусловных рефлексов и при определенных условиях. Например, если перед кормлением собаки зажигать лампочку, собака поворачивает голову в сторону света
(это безусловный рефлекс; при этом слюна не выделяется, так как свет для пищевого участка коры головного мозга – безразличный раздражитель: через 5–10 с после вспышки света собаке дают мясную пищу. При попадании еды в рот собаки выделяется слюна
(безусловный слюноотделительный рефлекс, а пища – безусловный раздражитель).

2. Динамический стереотип – система условно-рефлекторных связей. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, человек впоследствии не думает о последовательности конкретных действий.

3. Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения
и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля.

4. Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого
в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности.

Окончание табл.

5. Рассудочная деятельность – сложная форма приобретенного поведения, которая позволяет в новых ситуациях на основе прошлого опыта находить новые решения.

Если в течение нескольких дней будем предварять кормление зажиганием лампочки, у собаки слюна начинает выделяться на включение лампочки, еще до появления корма. Свет стал условным раздражителем, у животного выработался условный рефлекс


Рефлексы

ВНД позволяет приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды. Осуществляется такая адаптация посредством рефлексов (ответной реакции на раздражитель), которые И. П. Павлов разделил на два вида:

  • безусловные– врождённые, наследственные, не требуют обучения;
  • условные– приобретаемые во время жизни.

Большинство центров безусловных рефлексов находится в спинном и продолговатом мозге и не относится к ВНД.
Безусловные рефлексы характеризуются следующими признаками:

  • начинают работать после рождения;
  • свойственны всему виду;
  • сохраняются в течение всей жизни;
  • возникают в ответ на раздражение определённых рецепторов.

Примерами являются сосательный, глотательный, дыхательный рефлексы. Быстрая реакция без привлечения центров головного мозга в ответ на раздражение болевых рецепторов также относится к безусловным рефлексам.

Существуют сложные безусловные рефлексы, которые обладают цепной реакцией и влияют на поведение. Такие рефлексы называются инстинктами.

Условные рефлексы вырабатываются постепенно под действием внешней среды и носят индивидуальный характер. Их центры находятся в коре головного мозга. У животных условные рефлексы вызываются с помощью дрессировки при повторении определённых действий. У человека условные рефлексы вырабатываются в процессе обучения, например, реакция на красный свет при вождении автомобиля.


Рис. 1. Пример условного рефлекса.

Психические функции

Система условных и безусловных рефлекторных связей называется сигнальной. Выделяют первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система включает восприятие ощущений, их анализ, ответную реакцию. Посредством рецепторов система реагирует на свет, звук, прикосновение. Данные, полученные от органов чувств, формируют определённую картину мира с помощью психических функций. Их краткое описание представлено в таблице.

Функция

Описание

Отражение в центральной нервной системе отдельных свойств физических тел и явлений

Приём и обработка информации, помогающей ориентироваться в окружающем мире

Концентрация психической деятельности на определённой (наиболее важной) информации

Сохранение полученной от органов чувств информации

Отражение внешнего мира, проявляющееся в сознательных действиях

Стимуляция к деятельности под действием внешних раздражителей и для удовлетворения собственных потребностей

Выражение отношения к внешнему миру


Рис. 2. Центры высшей нервной деятельности в коре головного мозга.

Для животных и человека многие ощущения будут одинаковыми. Так, и человек, и собака понимают, что вода – мокрая, а огонь – горячий. Однако в зависимости от развитых органов чувств и выборки информации мироощущение будет отличаться у разных представителей фауны. Например, собака живёт в мире запахов, т.к. лучше всего воспринимает эту информацию о внешнем мире.

Помимо первой сигнальной системы для высшей нервной деятельности человека характерна вторая сигнальная система, связанная с пониманием и воспроизводством речи. Вторая сигнальная система возникла из первой в результате эволюции. Жизнь в сообществе и выполнение сложных коллективных действий способствовали формированию речи. Как и другие раздражители, слово воздействует на центры коры головного мозга, формируя образы и ответную реакцию. Развивается только в сообществе при постоянном общении.


Рис. 3. Речь – вторая сигнальная система.

Всегда считалось, что человека от животных отличают наличие самосознания (узнавание в зеркале) и труд, как высшая форма мышления. Однако некоторые животные (слон, шимпанзе) узнают себя в зеркале, а многие представители фауны пользуются самодельными орудиями труда (вороны, обезьяны, каланы). Поэтому значительное отличие остаётся только в речи.

Что мы узнали?

Из урока биологии 8 класса узнали о том, что такое высшая нервная деятельность и из чего она складывается. Вся информация о внешнем мире поступает от рецепторов к головному мозгу, где обрабатывается и анализируется. На основе анализа складывается мироощущение и ответные реакции.

Особенности характера и поведения, присущие каждому чело­веку, формируются на основе его высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов доказал, что в основе психической деятельности че­ловека лежит рефлекторная функция нервной системы. И. П. Пав­лов высшую нервную деятельность определил как функции коры больших полушарий мозга. Благодаря высшей нервной деятель­ности организм все время адаптируется (приспосабливается) к по­стоянно изменяющимся условиям внешней среды. Работа других отделов центральной нервной системы направлена на регуляцию функций внутри самого организма.

Когда человек ставит перед собой цель, он мысленно обдумыва­ет пути ее осуществления. Соответственно этому он и действует.

Для высшей нервной деятельности человека свойственны сознание, мышление, речь, память, способность работать, адаптация в обще­стве и т. д.

Сознание - самая высшая функция мозга человека, способность мысленно отражать реальный окружающий мир. Сознание при­суще только человеку. Это показатель степени его знаний, твор­ческого диапазона, глубины мыслей.

С помощью сознания человек взаимодействует с окружающим миром, общается с другими людьми, усваивает и передает знания, навыки, опыт. Основной инструмент, с помощью которого люди общаются, - слово. Сознание тесно связано с процессами позна­ния. Охватывая такие способности, как восприятие, понимание, вни­мание, мышление, память, оно еще больше расширяет кругозор.

Восприятие и понимание - это отражение окружающих явле­ний и вещей с помощью органов чувств (анализаторов). Чем при­вычнее для нас объект, тем быстрее мы его узнаем. Так, мы узнаем популярную мелодию, даже если ее фальшиво играют или напева­ют. Восприятие одних и тех же вещей у каждого из нас свое (рис. 144, см. также рис. 150).

Внимание - это сосредоточенность на важных для человека пред­метах, явлениях. Осознанно воспринимаемые явления и события надолго остаются в памяти. Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо усилий, на основе интереса к оп­ределенным предметам и явлениям. Произвольное внимание - это способность сознательно удерживать внимание, т. е. длительно со­средоточиваться на предмете деятельности. Кроме того, немаловаж­ны объем, распределение, концентрация и пореключаемость вни­мания. Каждый человек должен совершенствовать и постоянно тре­нировать свое внимание.

Мышление - сложная функция мозга. Перед выполнением какой-

либо работы человек вначале обдумывает ее. С помощью мышления он вспоминает свойства, присущие вещам, явлениям, и их связи. В процессе мышления необходимые условия всесторонне анализируют­ся. дополняются, сравниваются с данными, которые находятся в па­мяти человека. Исполнение задуманного осуществляется с помощью общения людей друг с другом.

Мыслительные способности формируются у людей в результате тру­да. Они проявляются в отображении словами событий, происходящих вокруг, и способностью думать. Различают два вида мыслительных спо­собностей. Первый - с помощью системного мышления словами дока­зывать основные закономерности. Второй - с помощью художественно- образного мышления щ>едставлять перед глазами сравнительные обра­зы вещей, явлений и т. д. Системное словесное мышление обеспечивает левое полушарие мозга. Л правое полушарие мозга участвует в обра­ботке информации, полученной с помощью художественно-образного мышления.

Речь это вторая сигнальная система, присущая только чело­веку. Условным раздражителем этой системы является слово. Мозг воспринимает возбуждение, появившееся в результате сказанного слова, затем анализирует его и дает ответ. Слово является толч­ком для работы первой сигнальной системы. По мнению И. II. Пав­лова, слово - это «сигнал сигналов*. Появление второй сигналь­ной системы (речь) напрямую связано с трудовой деятельностью и общением. С помощью слова (устно, письменно) человек вспомина­ет определенные понятия и осмысливает их. Для животных слово характеризуется только как раздражитель. У человека с помощью слова и речи формируются сознание и мышление.

Память - одно из проявлений психических процессов. Человек со­храняет в памяти события, свидетелем которых он был, увиденное, услышанное и прочитанное. За счет памяти в мозге воссоздаются дав­но прошедшие события. Затем они обрабатываются и в нужное время используются. Способность сохранять в памяти события и предметы у каждого человека индивидуальна. Существуют разные виды памяти.

Механическая память запоминание информации без се осмыс­ливания, т. е. зубрежка. Она достигается в результате многократно­го повторения. Зазубренные данные в памяти долго не сохраняются.

Смысловая память человек запоминает, глубоко анализируя смысл информации. Он четко понимает ее и поэтому надолго сохра­няет в памяти.

Непроизвольная память человек не ставит перед собой цели за- помш!ть что-либо. События и данные, действуя особым образом на настроение человека, надолго остаются в памяти.

Произволышя память возникает осознанно, с определенной целью. Для этого человек использует различные способы и направляет всю свою энергию на запоминание.

По длительности хранения информации память бывает кратко- временная и долговременная. По типу чувствительных органов па­мять бывает зрительная, слуховая, обонятельная и т. д. Кроме того, память бывает моторная (двигательная), эмоциональная, образная, фотографическая и т. д. Все виды памяти тесно связаны между собой.

1) проявить особый интерес и выделить те данные, которые необ­ходимо запомнить;

2) сконцентрировать все свое внимание на материале, который за­поминаете. Сознательно направить всю свою энергию на данные, ко­торые запоминаете;

3) многократно повторить материал.

Главное - понять смысл данных, а затем время от времени повто­рять их.

Высшая нервная деятельность, сознание, внимание, мышление, j н>чь. память.

1. Назовите свойства, присущие высшей нервной деятельности чело­века.

2. Что понимают пол сознанием?

1. Механическая память. Пути улучшения памяти.

2. Дайте определение первой и второй сигнальным системам.

1. Значение высшей нервной деятельности.

2. В чем смысл того, что материал для запоминания надо сначала понять? Чем отличается механическая намять от смысловой?


Урок обобщения и систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
vysshaya_nervnaya_deyatelnost.ppt 640.5 КБ
gruppa_1.docx 13.3 КБ
gruppa_2_prilozhenie_lyusher.docx 16.54 КБ
gruppa_2.docx 13.19 КБ
gruppa_3._prilozhenie.docx 80.05 КБ
gruppa_4.docx 15.7 КБ
gruppa_5.docx 14.8 КБ
otkrytyy_urok_vnd_cheloveka_sidorets_29.docx 391.29 КБ

Подписи к слайдам:

Упражнение В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенные слова и постарайтесь запомнить их. В течении 2 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке. Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл. Полученный результат сравните с таблицей и сделайте вывод.

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Определение характеристик объёма кратковременной памяти Число баллов Характеристика памяти 6 и меньше Объём памяти низкий. Желательно регулярно тренировать память. 7-12 Объём памяти чуть ниже среднего. 13 - 17 Объём памяти хороший. 18 - 21 Объём памяти отличный. Свыше 21 Ваша память феноменальна

Высшая нервная деятельность Основы поведения человека

Алгоритм защиты проекта 1.Цель вашего исследования 2. Методика 3. Данные, которые получили 4. Общий вывод

Группа 1. Проверка рефлексов участников группы, определение условных и безусловных Название рефлекса Вид рефлекса Способ вызывания Проявление ответной реакции Способы приобретения Подверженность затуханию Значение Надбровный Короткий удар неврологическим молоточком по краю надбровной дуги Быстрое смыкание век (мигание) Зрачковый на свет Больной смотрит на источник света, глаза открыты; исследующий плотно прикрывает ладонями оба глаза больного, затем быстро отводит руку Сужение зрачка при внезапном освещении его после затемнения Рефлекс Геринга – Брейера Сделать максимально большой вдох Рефлекторный выдох Лимон Понюхать нарезанный лимон Обильное выделение слюны Болевой Уколоть руку иглой (острым карандашом) Отдергивание руки

Группа 1. Проверка рефлексов участников группы, определение условных и безусловных Название рефлекса Вид рефлекса Способ вызывания Проявление ответной реакции Способы приобретения Подверженность затуханию Значение Надбровный Безусловный Короткий удар неврологическим молоточком по краю надбровной дуги Быстрое смыкание век (мигание) Врожденный Не затухает Защитный Зрачковый на свет Безусловный Больной смотрит на источник света, глаза открыты; исследующий плотно прикрывает ладонями оба глаза больного, затем быстро отводит руку Сужение зрачка при внезапном освещении его после затемнения Врожденный Не затухает Защитный Рефлекс Геринга – Брейера Безусловный Сделать максимально большой вдох Рефлекторный выдох Врожденный Не затухает Дыхательный Лимон Условный Понюхать нарезанный лимон Обильное выделение слюны Приобретенный Может затухнуть Пищевой Болевой Условный Уколоть руку иглой (острым карандашом) Отдергивание руки Приобретенный Может затухнуть Защитный

Группа 2. Определить эмоциональное состояние группы с помощью теста Люшера

Группа 3. Определить уровень интеллекта в группе используя краткий IQ-тест, составить план повышения интеллектуальных способностей коллектива Краткий ориентировочный тест (КОТ) где а — количество набранных баллов, в — максимальный балл по тесту (50). Полученный результат анализируется относительно социально–психологического норматива, условно рассматриваемого как 100% выполнения заданий теста и соотносится со шкалой дифференциации:

Группа 4 . Определение преобладающего типа мышления в группе (право- или левополушарные) Правополушарные: обладают конкретным и в то же время образным мышлением. Среди них много художников, артистов, исполнителей эстрадной музыки. Их речь эмоциональна и часто сопровождается жестикуляцией. Они откровенны, непосредственны в эмоциях, доверчивы, внушаемы и даже наивны. Левополушарные: рациональны, склонны к формальной логике, много и охотно пишут, свободно владеют иностранными языками, имеют грамматически правильно построенную речь. Среди них много инженеров, математиков, философов, лингвистов.

Группа 5. Определение преобладающего типа темперамента в группе

Высшая нервная деятельность Рефлекс – это наиболее правильная, чаще всего встречающаяся реакция на раздражители. Все рефлексы, возникающие в организме И.М.Сеченов подразделил на безусловные и условные. Безусловные рефлексы – это рефлексы, приобретенные в течение жизни. Совокупность происходящих в периферической нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма называют сигнальной системой. Животные, в отличие от человека, обладают только второй сигнальной системой. Интеллект характеризуется тремя основными чертами: способностью познавать, всеобщностью и ненаследуемостью. Чем ниже коэффициент IQ , тем выше считаются интеллектуальные способности человека. Существует три основных типа нервной деятельности: сангвиник, меланхолик, холерик. Самый сильный и уравновешенный из них меланхолик.

Высшая нервная деятельность Рефлекс – это наиболее правильная, чаще всего встречающаяся реакция на раздражители. Все рефлексы, возникающие в организме И.П.Павлов подразделил на безусловные и условные. Безусловные рефлексы – это рефлексы, наследуемые с рождения . Совокупность происходящих в центральной нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма называют сигнальной системой. Животные, в отличие от человека, обладают только первой сигнальной системой. Интеллект характеризуется тремя основными чертами: способностью познавать, всеобщностью и наследуемостью. Чем выше коэффициент IQ , тем выше считаются интеллектуальные способности человека. Существует четыре основных типа нервной деятельности: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик. Самый сильный и уравновешенный из них сангвиник .

Работа головного мозга человека построена на взаимодействии двух главных процессов — возбуждения и торможения. В процессе возбуждения отдельные нейроны или группы нейронов высвобождают свою энергию и генерируют сигналы, которые распространяются на другие нервные клетки. Процесс торможения является обратным — он прекращает процесс высвобождения энергии у нейронов и препятствует распространению возбуждения на другие нейроны.

Например, человек увидел яблоко — рецепторы глаза передали сигнал в мозг. Этот сигнал вызвал возбуждение у нейронов зрительной доли коры мозга, которые распространили его на другие группы нейронов, отвечающих за узнавание объектов, и человек понял, что видит именно яблоко, а не грушу. После этого активизируются процессы торможения, и те нейроны, работа которых больше не нужна, перестали вырабатывать сигналы.

На взаимодействии возбуждения и торможения основана работа мозга у всех людей. Но происходит это взаимодействие у разных людей по-разному. Показатели, по которым нервные процессы отличаются,— это сила, подвижность и уравновешенность. Значение этих показателей установил и исследовал лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов (рис. 43.1).


Рис. 43.1. И. П. Павлов обосновал существование различных типов нервной системы

По его мнению, сила нервных процессов — это способность нервных клеток адекватно реагировать на очень сильные раздражители. Подвижность — это скорость перехода возбуждения в торможение или, наоборот, торможения в возбуждение.

А уравновешенность представляет собой соотношение по силе процессов возбуждения и торможения. Установив эти показатели, И. П. Павлов определил три сильных и один слабый тип нервной системы. При этом сильные типы отличались друг от друга уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. Эти типы нервной системы по своим особенностям совпали с четырьмя типами человеческого темперамента, которые были описаны еще древнегреческим врачом Гиппократом (рис. 43.2). Таким образом, И. П. Павлов научно обосновал особенности высшей нервной деятельности человека, которые были обнаружены путем наблюдений еще в Древней Греции.


Темперамент — это индивидуально-типологическая характеристика человека, которая проявляется в силе, подвижности и уравновешенности протекания его психических процессов.

Различают четыре основных типа темперамента (нервной системы) — сангвиник (живой), флегматик (спокойный), холерик (несдержанный) и меланхолик (слабый) (рис. 43.3.).


Рис. 43.3. Реакция людей с разным типом темперамента на одно и то же событие (по рисунку Бидструпа)

Сангвиник (живой тип) обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Людям этого типа присуща достаточная сила нервных процессов, что проявляется в энергичности и упорстве на пути к достижению цели. Для них характерно самообладание, что является показателем достаточной уравновешенности нервных процессов. В то же время у них наблюдается значительная подвижность нервных процессов, о чем свидетельствует умение быстро перестраивать свои привычки и предпочтения исходя из конкретных обстоятельств жизни.

Флегматик (спокойный тип) обладает сильной, уравновешенной, однако инертной нервной системой. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются прежде всего неторопливостью действий. У них наблюдается определенный консерватизм поведения, что свидетельствует о малой подвижности нервных процессов.

Холерик (несдержанный тип) обладает сильной, но неуравновешенной нервной системой. Для людей этого типа характерна пылкость, с которой они выполняют работу; они работают вдохновенно, но часто любая мелочь может свести все на нет, что свидетельствует о неуравновешенности нервных процессов с преобладанием возбуждения. Именно поэтому для характеристики данного типа не используется понятие подвижности нервных процессов.

Меланхолик (слабый тип) отличается общей слабостью нервной системы, для характеристики которой такие показатели, как уравновешенность и подвижность нервных процессов, не применяются. Особенностью этого типа является быстрое развитие торможения под действием даже умеренных по силе раздражителей. У человека черты слабого типа проявляются прежде всего в нерешительности и неспособности настаивать на своем.

Тип нервной системы является врожденным, и изменить его полностью невозможно. Однако еще И. П. Павлов доказал возможность коррекции отдельных типологических свойств.

Темперамент является той особенностью человека, которую он наследует от своих родителей. Это особенность его нервной системы. Но нервная система человека очень гибкая. Ее главным свойством является способность адаптироваться к разным условиям, которые возникают в течение жизни человека. Поэтому в ходе развития человека на основе его темперамента и других особенностей организма формируется его характер.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных психологических особенностей человека, которые формируются в течение всей жизни и проявляются в его деятельности и взаимодействии с другими людьми.

Существует несколько характерных черт, по которым определяются особенности характера человека. Во-первых, это отношение человека к другим людям (общительность, отзывчивость, уважение и т. п.). Во-вторых, это отношение человека к труду и своему делу (ответственность, добросовестность, трудолюбие и т. д.). В-третьих, это отношение человека к самому себе (самокритичность, гордость, эгоизм и т. д.). В-четвертых, это отношение человека к вещам (аккуратность, неряшливость, заботливость и т. д.). Оценивая человека по этим признакам, мы и определяем основные черты его характера.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.